Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Декабрь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Бадранов воюет с дивана, ...

Чиновник из Башкирии Азат Бадранов дал интервью телеканалу из зоны СВО, ...
  30.11.2022   22871    2

АУЕ-Уголовник решил ...

Основатель ЧВК «Вагнер» Пригожин обратился к владельцам крупных предприятий в ...
  30.11.2022   38623    1

Путинизм. 20 лет. Итоги ...

Президент России Владимир Путин сообщил матери, сын которой погиб в СВО на ...
  27.11.2022   38753    12

«Уфимский Журнал» ...

Военная цензура в России быстро перешла в новую фазу. От угрозы блокировки и ...
  20.10.2022   15677    402

Желаем отправиться к ...

Лидера ЛДПР Владимира Жириновского госпитализировали в Центральную клиническую ...
  10.02.2022   32754    53

Из этой страны лучше ...

Сотрудник представительства Башкирии попросил убежища в Великобритании после ...
  9.02.2022   34366    29

Как власти Башкирии ...

В Башкортостане активисты профсоюза "Действие" обратились в прокуратуру после ...
  8.02.2022   22045    18

А не подавятся ли ...

Башкирский национальный политический центр разработал "проект государственного ...
  7.02.2022   11330    50

История Лилии Чанышевой ...

Экс-координатор Штаба Навального в Уфе (Штабы Навального признаны российскими ...
  4.02.2022   12040    108

Фашист из ФСИН Башкирии ...

В Башкортостане бывший сотрудник ФСИН на камеру угрожал коллегам секс-насилием. ...
  3.02.2022   32970    42

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Ноябрь 2022 (3)
Октябрь 2022 (1)
Февраль 2022 (8)
Январь 2022 (19)
Декабрь 2021 (24)
Ноябрь 2021 (30)

Духовные скрепы – от обиды

1



В течение последних лет в российском обществе идея создания собственной идентичности, следования своему «особому пути», построенная на противопоставлении России европейским государствам и США, стала очень распространенной.

Духовные скрепы – от обиды


О том, как возникают ценностные конфликты, в чем они на самом деле заключаются и как влияют на качество жизни граждан, рассказала Ирина Соболева, преподаватель кафедры теории политики и политического анализа факультета прикладной политологии Высшей школы экономики, на открытой лекции в культурном центре ЗИЛ. Slon приводит сокращенный вариант лекции.

Западные ценности – это некая идея, фантазия. Есть распространенный стереотип, что западные ценности – это демократия плюс права ЛГБТ. На самом деле «западных ценностей» нет, но этот концепт существует во всех странах, кроме собственно западных. Недавно я разговаривала с одной девушкой, лесбиянкой из Норвегии, рассказывала ей о некоторых особенностях поведения российских граждан, упоминая термин «западные ценности». Она долго пыталась понять, о чем я говорю, потому что не знала, что это такое. Я объяснила, что в российском дискурсе есть такое понятие и что ее ценности для россиян – западные.

Ценности могут быть индивидуальными и общекультурными, духовные скрепы и западные ценности относятся к категории общекультурных.

Индивидуальные и групповые ценности предъявляют некие запросы к власти. Например, я хочу, чтобы власть в государстве была патерналистской, чтобы у меня не болела голова о том, на какие деньги жить в декретном отпуске, ведь я работала и платила налоги, значит, у меня должен быть гарантированный доход. Или же, напротив, я желаю все заработанные деньги оставлять себе, чтобы государство не вмешивалось в мои дела и просто обеспечивало инфраструктуру и безопасность. Запросы, которые определяют качество жизни населения, зависят от ценностей, принятых в обществе.

Больше национальных достижений – меньше нетерпимости к другим

В России существует публичный дискурс о том, как мы не любим Европу, но данные социологов подтверждают как раз обратное. Казалось бы, существует вечное противостояние России и США, но половина населения России относится к Америке позитивно. Дело даже не в США, а в той стране, которая испытывает какие-то чувства в отношении другого государства. Запрос на уникальность, желание отмежеваться от западных ценностей и показать, что мы особенные, обычно исходит сразу и от элиты, и от населения. Человек может по-разному любить родину и по-разному не любить другие страны. Одни любят родину в целом, другие – только русскую музыку, например. Если взглянуть на статистику, то окажется, что от характера любви к родине зависит и нелюбовь к прочим государствам. Люди, довольные конкретными достижениями родной страны, не выказывают нетерпимости к другим; те же, кто любит абстрактный образ родины, ее, нетерпимость, демонстрируют. Если человек любит Россию в целом и не может сформулировать, за что именно, ему с большой долей вероятности будет активно не нравиться чужая страна.

Чем выше уровень образования, тем меньше переживаний

Нелюбовь к Западу и, наоборот, преувеличенная любовь к духовным скрепам зависят от уровня образования. Чем он выше, тем меньше у человека проблем с ценностными разрывами, он куда менее остро переживает, что какая-то страна сильнее его родины, и концентрируется не на агрессии, а на осознании практических расхождений. Количество же образованных людей зависит от экономического благосостояния страны. Два человека, живущие в экономическом плане одинаково, с одинаковым перечнем внутренних и внешних угроз, могут сильно различаться в аспекте ценностей выживания и самовыражения. Процесс секуляризации происходит в тот момент, когда общество начинает отказываться от идеи бога, увеличивается количество тех, кто говорит, что в бога верит, но церковь посещает нерегулярно. В любой стране среди более образованных слоев населения влияние религии снижается, и возрастает роль самовыражения. Это универсальный тренд.

Однако наши духовные скрепы не связаны напрямую с экономическим положением человека. Особый путь России выражается в том, что здесь работает очень странная связка между гордостью за страну, ее статусом и субъективным благополучием человека. Если спросить человека, как он себя чувствует, счастлив ли, то он честно ответит, что несчастлив, потому что нет квартиры и работы. Если эти же вопросы задать в контексте разговора о любви к родине, ответы будут совершенно другими: опрашиваемый скажет, что у него все отлично и страну свою он любит.

А сколько стоит ваш телефон?

Есть пять ценностных критериев, по которым сравнивают население разных стран:

- обладание властью или богатством;

- достижение;

- самостоятельность;

- конформность;

- отношение к традициям.

Внутри страны все, конечно, варятся в патриотическом дискурсе, но если сравнить население России с населением других стран, то выяснится, что по критерию ценности власти и богатства наши граждане обогнали в Европе всех! Что это означает? Россия на первом месте по числу людей, для которых приоритетно то, сколько стоит твой телефон, крутая у тебя машина или нет, нашел ты себе симпатичную девушку или она так себе. В России люди, как и до распада Советского Союза, считают, что самое главное в человеке – это его внешняя оболочка. По тому, насколько важен критерий самостоятельности для населения, Россия третья с конца. Конформность и традиции тоже не сильно волнуют наших граждан.

Оказывается, что особый путь России заключается не в сохранении традиций и духовности, а в эгоизме и достижительном поведении.

Особый путь как последний оплот достоинства

По статистике, проживающие на постсоветском пространстве так же недружелюбны к мигрантам, как и представители некоторых стран с традиционной исламской культурой. Существуют четыре мотива, заставляющие народ остро желать защитить свою идентичность.

Традиционные ценности. Из-за того, что в России модернизация проводилась сверху, очень форсированно, насильственно, люди не отказались от прежних ценностей – они были не готовы к этому. К слову, в советское время свершилась радикальная смена политического курса, а слома ценностей не было. Наивные материалисты полагали – если создать подходящие внешние условия, люди изменятся сами, но все оказалось гораздо сложнее.

Внешние условия были созданы, но люди сжались, закостенели, им было неприятно, что их ломают, поэтому в России не преодолели то, что другие страны пережили довольно быстро: там модернизация происходила по запросу снизу, в России же не было запроса на демократию, как и на отказ от бога. Поэтому люди все еще живут с традиционными ценностями.

Антиглобализм. Неприязнь к США и к Европе очень распространена в странах третьего мира, потому что с приближением глобализации начинает распадаться национальный суверенитет. В массе регионов идет «утечка мозгов», и в этом тоже играет свою роль глобализация. Очень многие страны тяжело переживают экономическое и региональное неравенство: одни регионы развиваются за счет внешних связей, иностранных кадров, которые приезжают к ним и внедряют новые технологии, другие остаются на периферии. Чем сильнее это неравенство между регионами, тем больше агрессии и желания найти особый путь. Люди держатся за это как за последний оплот чувства национального достоинства.

Антиимпериализм. Часто звучит такой вопрос: если США ведут себя как империя, почему же нам нельзя? В политологии есть понятие «теория демократического мира», которое означает, что демократии воюют не друг с другом, а с автократиями. Также есть предположение, что демократия в мире существует только благодаря усилиям Европы и США, а в других странах ее никогда без вмешательства бы не возникло. На самом деле это не так, влияние извне становится статистически значимым только в том случае, когда внутри страны уже начался демократический процесс. Нельзя просто так прийти и сказать: «Привет, ребята, мы будем делать у вас демократию».

Биополитика. Термин ввел Мишель Фуко. У нас теперь нельзя курить в барах, нельзя пропагандировать гомосексуализм детям, а еще хотят законодательно запретить аборты, сделать их недоступными большинству женщин. С течением времени власть меняет техники управления населением.

Например, паспорта, перепись населения связаны с тем, что над нами контроль осуществляется уже по факту того, что нас переписали. Но паспорт и желание препятствовать возможности делать аборт работают по одной и той же логике управления.

Распространенная во многих странах (не только в России) идея духовных скреп и особого пути – это реакция на глобализацию и потерю статуса человека.

Чувство обиды сильно выражено у пожилых людей, потому что молодые специалисты их вытесняют, у людей с низким достатком и жителей периферии.

Личная проблема человека конвертируется в мысль о том, что все в целом плохо и виновата в этом какая-то другая страна.

Политологам очень скучно жить, потому что в мире редко происходят события, не имеющие аналогов. То, что граждане переживают очень эмоционально, с болью или с радостью, политологи воспринимают спокойно, потому что для них случай не уникален, ведь все происходит по универсальным политологическим законам.

Ксения Иванина, Slon.ru
Оригинал публикации








Связанные темы и персоны