
Внутри страны неоимперская политика требует содержания большой имперской бюрократии, опирающейся не на солидарность гражданского общества и демократическую легитимность, а на силовой аппарат принуждения народа и местных элит к лояльности.
Вовне неоимперская политика требует сильных вооруженных сил, а также значительных расходов на содержание (поддержание) колоний и доминионов.
Россия занимает 8-е место в мире по доле военных расходов в ВВП (4.47%), опережая США (4.35%), Францию (1.8%), Великобританию (2.49%) и Китай (1.99%).
В 2011 – 2014 годах военные расходы росли быстрее всех остальных статей бюджета – в среднем на 20% в год, увеличившись с 1.5 трлн. рублей в 2011 году до 2.75 трлн. в 2014 году (почти в два раза!).
Россия активно обновляет свои ядерные стратегические силы, ставя на дежурство все новые баллистические ракеты «Тополь-М» и «Ярс».
Планируется полностью обновить ядерные вооружения к 2020 году. В программу вооружений включено также создание новой тяжелой межконтинентальной стратегической ракеты, разработка и испытания которой обойдутся бюджету в миллиарды долларов.
Программа перевооружения в 20 трлн. рублей, хоть и несколько растянута по времени, но не отменена.
Военные расходы достигли более 19% расходов федерального бюджета.
К счастью, Россия не ведет войн за своими пределами, но при этом продолжает содержать военные базы и объекты в целом ряде стран – от Таджикистана до Белоруссии.
После войны с Грузией 2008 года было значительно усилено российское военное присутствие в Абхазии и Южной Осетии. Теперь стоит задача капитальной реконструкции и перевооружения морской базы в Севастополе и усиления военного присутствия в Крыму, что будет стоить бюджету еще сотни миллиардов рублей.
Все дороже обходится России содержание и поддержание «колоний» (Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье, теперь еще Крым) и «доминионов» (Белоруссия, Киргизия, Таджикистан, Армения).
По информации из разных источников можно примерно оценить масштаб этой поддержки (точных цифр, боюсь, не знает никто).
На Южную Осетию после 2008 года было потрачено более 1 млрд. долларов из разных источников.
Примерно в 1 млрд. в год обходится помощь Приднестровью. При этом Приднестровье только за газ должно России около 4 млрд. долларов (на фоне переговоров о долгах Украины об этом никто не вспоминает: в Тирасполе сукины сыны – на наши сукины сыны!). Бюджет Абхазии примерно на 70% наполняется Москвой, расходы составляют около 350 млн. долларов в год.
Бюджет Крыма в составе Украины был на 2/3 дотационным, теперь это финансирование взяла на себя Россия.
Только покрытие дефицита бюджета Крыма обойдется в 1 млрд. долларов ежегодно. Еще примерно столько будет уходить на пенсии и социальные расходы. Всего министр финансов Силуанов говорит о выделении Крыму и Севастополю только в этом году 240 млрд. рублей (6.8 млрд. долларов). Мост в Крым обойдется примерно в 250 – 300 млрд. рублей. Столько же будет стоить водовод по дну Керченского пролива. Энергетика Крыма будет стоить от 3 до 300 млрд. рублей. Общие расходы на Крым (без военных) могут составить 350-400 млрд. рублей ежегодно (10-12 млрд. долларов).
Россия помогает Белоруссии на протяжении многих лет в объеме 4-6 млрд. долларов.
На помощь Киргизии Россия выделяет в ближайшие два года 1.2 млрд. долларов. Она же за последние несколько лет получила от Москвы более полмиллиарда долларов США. В Армении российский капитал занимает доминирующее положение, а денежные переводы живущих в России 2.4 млн. армян - являются основным источником денег для страны. Помощь Таджикистану, в котором расположена крупная российская военная база, составляет в среднем около 20 млн. долларов в год. После выхода США и коалиции из Афганистана расходы на помощь этой стране и военное присутствие там могут значительно возрасти.
В целом на помощь всем этим образованиям и государствам Россия тратит (в виде прямой финансовой помощи или упущенной прибыли) 18-20 млрд. долларов в год, или около 5% расходов своего федерального бюджета.
Вместе с военными расходами это составляет уже четверть всех расходов.
Внутри страны быстро растут расходы на содержание неоимперской бюрократии, полиции, ФСБ, прокуратуры, тюрем, внутренние войска и т.д.
Их задача – обеспечивать господство имперского центра над сложной разнородной страной, переведя многонациональный народ России из субъектов управления в объект. Именно таким способом, задушив гражданские демократические процессы, Кремль предпочел удерживать контроль над сложной многонациональной страной. Альтернативой силовому удержанию единства страны является провозглашенная Конституцией демократическая светская и правовая федерация, но этот проект Путиным давно свернут. Бюрократически-силовое же удержание страны обходится все дороже.
Расходы на полицию, службы госбезопасности и суды выросли с 2011 по 2014 гг. с 1.2 до 1.9 трлн. рублей (14% расходов федерального бюджета).
Еще 5.5% уходит на «общегосударственные вопросы» - в основном, на содержание бюрократического аппарата.
Ради поддержания стремительно дорожающей и растущей внутренней и внешней инфраструктуры неоимперского государства Кремлю пришлось в последние годы последовательно сокращать расходы (как долю в расходах, так и абсолютные величины) на национальную экономику, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение, спорт, поддержку и развитие регионов. В итоге регионы деградируют, а их совокупные долги превысили 2 трлн рублей.
Стоит помнить также о расходах на чемпионат мира по футболу в 2018 году, на строительство новых космодромов и железнодорожных магистралей, нефте и газопроводов, многомиллиардном субсидированном государством развития ядерной энергетики и пр.
В стремлении найти деньги на свои растущие амбиции, Кремль принялся повышать налоги и акцизы, изъял часть пенсионных накоплений граждан, наращивает госдолг и готовит увеличение пенсионного возраста, все охотнее тратит деньги резервных фондов.
Общая деградация системы образования и здравоохранения, упадок инфраструктуры, нулевые темпы экономического роста – также прямо связаны с ростом неоимперской нагрузки на общество и экономику.
Такое быстро растущее неоимперское перенапряжение сил может дорого обойтись России, поставив вопрос не только об окончательном провале ее модернизации, но и о самом ее существовании.
«Империи можно сравнить с деревом, слишком разросшиеся ветви которого высасывают весь сок из ствола и способны только отбрасывать тень» – предупреждал всех нас Монтескье.
Владимир Рыжков, Эхо Москвы
Оригинал публикации
Бремя нашей империи
Раздел: Политика | Просмотры: 31345 | Комментарии: 95