
Должна сказать, что это не такая уж уникальная ситуация. В мире было несколько стран, которые — в тот или иной период — являлись (почти или полностью) монопольными поставщиками совершенно необходимого развитым страна сырья. Рассмотрим судьбу, геополитическое влияние и экономическое развитие нескольких из них.
Дерьмовая сверхдержава
Первой сырьевой сверхдержавой нового времени была Перу.
Перу обладала абсолютной монополией на поставку в Европу гуано: обстоятельство, экономическое значение которого в XIX веке сложно преувеличить.
Дело в том, что в XV–XVII вв. Европа постоянно страдала от голода. Во Франции с 1500 по 1778 год случилось 40 общенациональных и региональных «голодоморов», в Англии с 1523-го по 1623-й — семнадцать, во Флоренции с 1371 по 1791 год на каждый урожайный год приходились семь «голодных». Ситуация изменилась только с интродукцией высокоурожайных американских культур: кукурузы (на юге), и прежде всего картофеля. Картофель приносил с сотки в четыре раза больше калорий, чем пшеница, а если сравнивать по массе — то в восемнадцать раз.
Угроза голода исчезла, зато возникла другая угроза — истощения почв, и европейцы очень быстро начали бороться с истощением почв совершенно так же, как инки, которые добавляли в почву гуано. В 1841 году Британия импортировала всего 1880 тонн гуано. Спустя всего четыре года эта цифра уже составляла 219 764 тонны.
Абсолютной монополией на его производство обладала Перу. Гуано добывалось на принадлежащих Перу островах Чинча — месте обитания многочисленных морских птиц. Океанские течения выносят к островам Чинча большое количество рыбы, и этими-то бескрайними косяками и питались гнездящиеся на Чинча бакланы и пеликаны. За несколько миллионов лет они навалили кучи дерьма в семьдесят метров высотой. Ничего, кроме гуано, на островах не было, ни единой травинки, ни единого листка на них не росло, даже скалы были скрыты под грудами экскрементов высотой с трехэтажный дом.
За сорок лет Перу экспортировала 13 млн тонн гуано на сумму, которая в пересчете на нынешние деньги составляла около 13 млрд долларов. Помогла ли эта фантастическая, несравнимая даже с газовой, монополия стать Перу сверхдержавой? Увы, нет.
Для начала, обнаружив золотую кубышку, Перу национализировала острова (задолго до всяких Лениных, заметим). С национализацией добыча, естественно, упала, и в 1849 году правительство любезно передало монополию на добычу гуано Доминго Элиасу, богатейшему рабовладельцу страны, одно время даже успевшему кратковременно поработать перуанским диктатором.
Резиновая сверхдержава
Вторым монополистом по эксклюзивной поставке жизненно необходимого для развивающейся западной цивилизации сырья стала Бразилия, а сырьем этим был органический каучук. Резина.
Резина — важнейший компонент промышленной революции, наряду с паровой машиной и двигателем внутреннего сгорания. Без вулканизированной резины не ездят ни автомобиль, ни велосипед. Без прокладок, втулок, резиновых уплотнителей, муфт, манжет и колец не работает почти никакая машина.
Сделала ли эта фантастическая монополия Бразилию развитой страной и тем более сверхдержавой? Увы, нет.
Нефтяная монополия
Наверное, мои читатели уже поняли, куда я клоню. К «ресурсному проклятию» resource curse, термину, который был впервые употреблен Ричардом Оти в 1993 году для объяснения того, почему государства, богатые сырьевыми ресурсами, не способны использовать это богатство для развития экономики. Ричард Оти говорил, естественно, в основном о петрократии — арабских нефтяных деспотиях.
Поэтому я теперь расскажу историю еще одной страны, которая в 1860-х годах стала монополистом по поставке нефти в Европу.
Эта страна называлась США.
Собственно, нефть и начали качать в США. Первую в мире нефтяную скважину пробурил авантюрист и весельчак «полковник» Эдвин Дрейк, который никогда полковником не был, а был кондуктором на железной дороге.
Однако никому не приходит в голову говорить о «сырьевой сверхдержаве США».
Во-первых, потому, что львиная доля добываемого в США газа и 100% добываемой нефти потребляется в США же — богатыми потребителями и могучей промышленностью.
Во-вторых, потому, что в США отсутствует «Газпром», или Доминго Элиас, или Джулио Сезар Арана — короче говоря, отсутствует лицо или группа лиц, которые увеличивают свое состояние за счет внеэкономических рычагов и рассказывают, почему в целях «национальной безопасности» государство должно субсидировать для них импорт рабов или строить трубопроводы.
В переводе с языка политических манипуляций и деструктивных мемов на язык здравого смысла — «сырьевая сверхдержава» возникает тогда, когда некая группа интересов (диктатор, его друзья или группа баронов-разбойников) максимизирует свою прибыль за счет уменьшения общественного блага и пытается скомпенсировать очевидно летящую под откос экономику за счет промывки мозгов.
НГ
Оригинал публикации
Почему сырьевых держав не существует
Раздел: Политика | Просмотры: 21632 | Комментарии: 69