Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Сентябрь 2023    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Сам уже в окопе, старый ...

Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
  29.03.2023   18806    1730

Зря карлик ползал на ...

Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
  21.03.2023   19633    73

Военный преступник. ...

Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
  17.03.2023   17122    69

Молодежь в гробу видала ...

Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
  16.03.2023   35581    32

Пыня пошутил над холопами ...

Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
  14.02.2023   23085    273

Борьба дерьма с мочой ...

Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
  12.02.2023   25916    22

Ублюдочный путинизм в ...

Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
  11.02.2023   27104    33

Фильм о преступлениях ...

В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
  15.01.2023   12082    252

Утилизация холопов, ...

Путин назвал положительной динамику военной спецоперации на Украине. Президент ...
  15.01.2023   13888    8

Подох этот, подохнет и ...

Сегодня, 11 января, так и не дожив до суда, скончался Муртаза Рахимов. Ему было ...
  12.01.2023   17032    80

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Март 2023 (4)
Февраль 2023 (3)
Январь 2023 (5)
Декабрь 2022 (4)
Ноябрь 2022 (3)
Октябрь 2022 (1)

Почему города становятся перевалочными пунктами?

1



Сегодня в России более 800 малых и средних городов – населенных пунктов, в каждом из которых проживают от 10 до 250 тысяч человек. Это более 12% общего населения страны. И большинство из этих городов постепенно исчезают с административной карты России. За последние 20 лет страна «потеряла» 20 тысяч небольших населенных пунктов.

Почему города становятся перевалочными пунктами?


В советское время малые и средние города появлялись, как грибы после дождя. Они вырастали вокруг новых заводов, предприятий легкой, тяжелой, оборонной промышленности, крупных транспортных узлов. В индустриальный период развития страны именно вокруг них формировались центры занятости и вся социальная инфраструктура. С 1946 по 1989 годы в СССР появилось около 300 промышленных и научных малых центров. В последние годы большая часть градообразующих предприятий безнадежно устарела: заводы или закрываются, или требуют серьезного обновления, а города по инерции продолжают существовать вокруг этих полумертвых систем. Пример – город Кондрово в Калужской области, 16-тысячное поселение, возникшее 300 лет назад вокруг бумажной фабрики, в советское время экспортировало бумагу. Сейчас работает только часть производства, и оно выпускает продукцию самого низкого качества. Население в поисках работы, культуры и, в конце концов, новых смыслов стремится переехать в ближайшие крупные центры, Москву, Калугу, или предпочитает каждый день ездить туда на работу. В результате такие небольшие города становятся перевалочными пунктами, куда люди заглядывают, чтобы только переночевать.

Крайне важная задача – превратить эти перевалочные пункты в полноценные города с устойчивой экономикой, где хочется жить и работать. Некрупные промышленные центры составляют почти 71% от общего числа всех наших городов. Представьте, что будет, если почти все прописанное там население переедет жить в Москву и Санкт-Петербург и еще в несколько крупных миллионников.

Конечно, такой критический сценарий вряд ли осуществим: люди любят «свою землю», в России есть примеры, когда активные люди несмотря ни на что возвращаются и стремятся оживить родные им территории. Так, город Плёс на Верхней Волге стал приспосабливаться к жизни в новых условиях сперва за счет частных туристических инициатив. Но 90% небольших городов по-прежнему экономически неустойчивы и живут на средства из федерального бюджета – дотации, субвенции и субсидии. Чтобы выжить в условиях рыночной экономики, они нуждаются в смене деятельности. Закрылось производство – значит, пришло время попробовать себя в сервисной индустрии. Сложность в том, что развитие качественных сервисов и русская провинциальная культура – вещи несовместимые. О каком туризме можно говорить, если в большинстве провинциальных общепитов официанты не улыбаются? По сведениям турагентств, в расположенном между Санкт-Петербургом и Москвой Торжке почти нет мест общественного питания, где обслуживание длится менее двух часов. В итоге города, куда готовы ездить туристы, можно пересчитать по пальцам – это Углич, Суздаль, Тобольск, Мышкин, Елабуга, Зарайск, ну и Плёс. Между тем за рубежом малые города – полноценная часть туристической и сервисной индустрии. Они находятся внутри туристических кластеров или маршрутов – территориально локализованной группы сервисов, выходящей за границы одного города. Возьмем кластер винного туризма в Долине Напа в США, кластер Квинсленд в Австралии. Или вспомним о сети небольших городов Италии и Франции. Для развития туризма ресурсы каждой территории должны быть переоценены и по-новому осмыслены людьми, которые по-настоящему любят свои места.

И туризм – не единственный путь развития. Из тех же западных примеров можно вспомнить об образовательных кампусах вроде Оксфорда и Кембриджа или о высокотехнологичных вроде Кремниевой долины. Это, разумеется, идеальные примеры, но ничего невозможного нет.

Самый же простой и быстрый путь сохранения неэффективных городов – это агломерации, союзы малых городов с большими, где в идеальной ситуации малые города становятся обслуживающими центрами для крупных. В небольшом городе жить дешевле и удобнее, чем в мегаполисе. При этом крупный город, например Москва, остается центром занятости и культурной жизни. Города вокруг него хотя и теряют свою идентичность, обрастая фасадами многоэтажек, но чувствуют себя довольно уверенно экономически. По подсчетам географов, в России сегодня около 50 наметившихся агломераций: Московская, Санкт-Петербургская, Нижегородская, Казанская, Екатеринбургская, Новосибирская и так далее. У каждой свои особенности, например, Московская – родина наукоградов, а Нижегородская полицентрична.

Следующая ступень для самостоятельного развития небольших городов внутри агломерации – создание там собственных центров занятости через развитие малого и среднего бизнеса. Правда, здесь мы столкнемся не только с культурой, но и с несовершенством законодательной системы. С одной стороны, горожанин, родившийся в стране с плановой экономикой, не привык воспринимать свой город как место, в котором он может самовыражаться и которое он может изменять под себя, с другой – у местного самоуправления не хватает законных прав распоряжаться собственным бюджетом, чтобы что-то кардинально менять. В этом смысле очень важно, чтобы обсуждаемая сейчас реформа местного самоуправления решила проблему финансового наполнения бюджетов муниципальных образований. Без финансовой самостоятельности все больше городов будут выполнять «спальные» и обслуживающие функции для крупных центров без шансов на саморазвитие.

Переломить сложившуюся ситуацию в таких городах могут прежде всего сами люди – пассионарные лидеры, способные объединить разных специалистов, чиновников и местных жителей для решения совместных проблем. По нашим представлениям, это новые менеджеры, имеющие представление о градостроительстве, экономике города и проектном менеджменте, разбирающиеся в вопросах частно-государственного партнерства и способные вести диалог с местным сообществом. Так, мозговым центром развития большой промышленной территории в Рурской области Германии после закрытия угольных шахт стала независимая организация Internationale Bau-Austellung. Она не была частью правительственных структур, благодаря чему могла оставаться вне политики и не впадать в институциональную косность. Ее директор Карл Гансер инициировал проекты на стыке промышленной культуры и строительных технологий, ориентированные на самостоятельное финансирование. Эти проекты дали новый толчок развитию убыточного региона как крупнейшего парка индустриальной культуры.

Частный бизнес и общество, объединив усилия, могут стать инициаторами преобразования территорий и в России. «Архполис» уже опробовал этот подход. Когда мы начинали развивать территорию Никола-Ленивца в Калужской области, вокруг была природа и запущенность, закрывшиеся совхозы и бескрайние поля. Мы работали год, чтобы включить Никола-Ленивец в Федеральную целевую программу развития туризма. В результате получили софинансирование со стороны области на развитие инфраструктуры и дорог. Мы стараемся разглядеть потенциал в уникальной природной среде, которая может стать местом жизни «между городом и деревней» для талантливых и деятельных людей, и развиваем творческо-производственный кластер на месте заброшенных ангаров и полей.

Работая над развитием Никола-Ленивца, мы осознали нехватку специалистов, которым можно доверить реализацию новых проектов. Теперь мы готовим такие кадры самостоятельно, на таких учебных полигонах, как небольшие российские города и деревни, – в Луховицах, Яхроме, в Тверской и Калужской областях. Чтобы «вспахать» и оживить страну, нужны люди с широким пониманием городских проблем, думающие и готовые действовать.

БГ
Оригинал публикации








Связанные темы и персоны