
В 1895 году во время гулянья в саду Видинеева (совр. сад Аксакова) запустили аэростат, в 1906 году над парком на Случевской горе (сад с мостиком) парил воздушный шар, а когда над городом повисли телефонные провода настоящей проблемой стала страсть уфимских мальчишек к воздушным змеям. Власти даже начали борьбу с ними.
К началу XX века в США и Западной Европе взмыли ввысь первые аэропланы, аппараты тяжелее воздуха. Мода на авиацию охватила и нашу Уфу. В магазине Скрипова осенью 1910 года внимание покупателей привлекал «крошечный, всего шириною в ладонь, аэроплан». Рекламировались «корсеты аэроплан», 30 декабря 1910 года на костюмированном ситцевом балу в общественном собрании Уфы среди наиболее эффектных признали костюм «аэроплана». Весной 1911 года уфимское дворянство внесло 8600 руб. на отечественный воздушный флот. А в газете «Уфимский вестник» новости авиации публиковались первыми, опережая даже официальные правительственные сообщения.
Внесла свой вклад Уфа и в создание российского воздушного флота. «Уфимский вестник» в 1910 году в номере за 18 ноября торжественно сообщал: «Авиатор-уфимец. Наш земляк военный пилот поручик Иванов назначается помощником командира – управляемого аэростата "Параваль", прибывающего из за границы в феврале 1911 года».
Мечты об авиации не давали спать отдельным уфимцам, особенно на улице Достоевской. Двигаясь вниз по сему прошпекту и перебежав перекрёсток с Пархоменко, на чётной стороне ул. Достоевского стоят две пятиэтажки. В одной внизу магазины, в следующей (№ 112) поликлиника. Вот здесь, рядом с пересекающей улицей Степной (ныне Кустарная), в доме по адресу Достоевская, 110 и проживал уфимский Циолковский, некто В.К. Ревин. Ничего конкретного узнать про него не удалось, жильё он снимал, дом принадлежал Нечаевой Анне Михайловне. Когда окружающее народонаселение с устатку, радости или просто так откупоривало и закусывало, а народ в этом конце Достоевской жил простой, работящий и безыскусный. Наш герой корпел над чертежами, высчитывал аэродинамическую силу и прочие премудрости, которые большинство и современных жильцов сих пятиэтажных ансамблей вряд ли разумеют. И когда «гений – парадоксов друг» вдруг ощутил, что вроде что-то получается, он не стал скрывать своё изобретение, а понёс его народу…
Газета «Уфимский край» в 1910 году от 17 июня сообщала: «Крестьянином В.К. Ревиным, проживающем в гор. Уфе, Достоевская ул. д. № 110, изобретён летательный аппарат тяжелее воздуха, модель коего осмотрена губернским инженером Рудавским; принцип устройства его заслуживает серьёзного внимания, почему сделано сообщение в отдел воздушного флота в С.-Петербург». Плод творений этого самого Рудавского все уфимцы могут лицезреть на улице Центральной, то бишь Ленина, именно он соавтор проекта здания Аксаковского дома (ныне театра оперы и балета).
А журналистов охватила эйфория и 22 июня выходит заметка «По поводу воздухоплавания». Патриот-уфимец дал волю своей фантазии: «Кто не мечтает ныньче сделаться воздушным спортсменом и подобно птице свободно носиться по небесной лазури? Всё дело за аппаратом, – аппаратом, который мог бы, как конь, повиноваться человеку и лететь туда, куда он захочет. И вот теперь почти отовсюду слышится, что там-то и там-то изобрели аппарат, на котором можно летать». А мы в Уфе тоже не щи лаптем хлебаем, есть у нас свой Ревин, вот построют его машину, полетит она аки птица – «и тогда пальма первенства… будет принадлежать Уфе, будет её гордостью. Дала же Уфа Шаляпина, ставшего мировою известностью».
Журналист из Уфы ещё не знал, что 4 июня 1910 года профессор Киевского политехнического института князь Александр Сергеевич Кудашев уже поднял машину в воздух, пролетев несколько десятков метров на самолёте-биплане собственной конструкции. Буквально через несколько дней, сообщает Википедия, взлетел аппарат молодого конструктора Игоря Сикорского, а следом и Якова Гаккеля.
Но на улице Достоевской живёт народ деловой и прагматичный. Наш Ревин был совсем не кабинетным мечтателем. Летом 1910 года он отправился со своей моделью в Санкт-Петербург, прямо в первый в России Аэро-Клуб, учреждённый в Северной Пальмире в январе 1908 года, здесь занимались всем, от змеев и аэростатов до аэропланов и геликоптеров. Как пишет «Уфимский край» (1910 год, 22 августа), В.К. Ревин возвратился из Петербурга, где свою модель показывал членам Аэро-Клуба и в главном инженерном управлении в отделе воздушного флота, и везде получил одобрение. Более того, как всякий циничный делец с улицы Достоевской, он сразу же вознамерился подзаработать. По нотариальному акту право постройки и эксплуатации своего аппарата Ревин передал инженер-электрику Ф.В. Симановскому за ½ прибыли. Симановский на своём механическом заводе даже приступил к сооружению аппарата. Журналист из «края» вздыхал, что хорошо бы и в Уфе показать модель, а то у нас в городе народ её не видел, а либеральные журналюги лишь иронизируют.
Да, кадетский «Вестник Уфы» (1910 год, 7 июля) не мог не откликнуться: «По поводу одного изобретателя. Не так давно "Уфимский Край" сообщил, что и у нас в Уфе, объявился свой изобретатель летательного аппарата тяжелее воздуха – некто Ревин. Ревин сделал небольшую модель аппарата. Модель уже осматривали инженеры во главе с небезызвестным П.П. Рудавским. Осматривавшие высказали, что аппарат Ревина является чуть ли не лучшим из всех имеющихся. Чертежи и рисунки препровождены в Петербург и в настоящее время наш изобретатель дожидается одобрения своего изобретения и средств для осуществления своей идеи.
Если верить г. Ревину, то чтобы сделать аппарат, поднимающий до 12 человек, потребуется не более 15 тысяч рублей. Но где их взять? У изобретателя их нет».
Чем закончилась сия история, неведомо. Построил ли Симановский аэроплан, полетел ли он, пока всё скрыто туманом? Из газетных заметок ясно, что модель «небольшая», а машина была спроектирована аж на 12 человек. Просто «аэробус» какой-то, это позволяет предположить, что практического воплощения он не получил. Да и подобных изобретателей в России тогда было немало.
Значит, вздохнут на Достоевской, не сбылась мечта, не взмыли птицей под небеса? И ошибутся. Взмыли, ещё как взмыли. Только родиной башкортостанской авиации нужно считать… современный райцентр Кушнаренково (ранее село Топорнино) и его окрестности. Вот так! Не ожидали?
Приглашаю на сайт «Роднов и его друзья»
Исторические картинки от Михаила Роднова. Картинка вторая. Авиационная
Раздел: История | Просмотры: 35243 | Комментарии: 7