
Люди говорят об общественной норме, но одно дело быть готовым, а другое — что-то реально делать, объясняет ведущий социолог ФОМа Инна Иванова. По ее словам, за последние несколько лет ничего не изменилось: в России очень низкая гражданская компетентность и нет цивилизованных моделей защиты, люди разделяют общественное и политическое. При этом города-миллионеры показывают не самый лучший результат, когда речь идет о готовности взять на себя роль организатора или участника какой-либо акции по месту жительства, жители маленьких городов проявляют себя активнее, подчеркивает Иванова. Зато москвичи по сравнению с россиянами в целом заметно чаще обсуждают политические темы в интернете, участвуют в деятельности НКО и работают волонтерами.
Основатель общественной организации «Городские проекты» Максим Кац также считает, что люди дают социально одобряемые ответы: «Молодым людям, с которыми я работаю, неинтересна уборка мусора, им интересно убеждать власть, что город идет не в том направлении: на это они готовы скидывать деньги, готовы ходить на такие мероприятия». Вспоминается зима 2011 г.: за две недели до Болотной социологи тоже говорили, что люди не готовы выходить на улицу, поэтому все эти опросы не имеют ничего общего с реальностью, подчеркивает Кац.
Пришло поколение, воспитанное на других шаблонах, один из которых — презрение к демократическому институту, последовательно воспитанное властью, говорит политолог Дмитрий Орешкин, все понимают, что всё останется как есть, а чем ниже явка на выборах, тем больше управляемого электората среди голосующих. «В стране социальная шизофрения — разница между намерениями и реальностью. Люди в глубокой депрессии, они понимают, что от них ничего не зависит, но при этом продолжают выдавать одобряемые обществом ответы. Ситуация закончится, когда произойдет коллапс системы, а этого осталось ждать не так уж и долго», — заключает эксперт.
Ведомости
Оригинал публикации
Гражданская и политическая активность упала практически до нуля
Раздел: Общество | Просмотры: 42628 | Комментарии: 13