
Исчезают слова и понятия вслед за вещами. Молодёжь хохочет, когда узнаёт, что по улице Ленина ходил трамвай и возле кинотеатра «Родина» была остановка. Если ехали в кино и выходили, а впереди стояли девушки, не забывали вежливо спросить: Вы выходите у «Родины»? Эту игру слов обыграл наш земляк Володя Шевчук в одной из своих песен.
Большинство сейчас убеждено, что Шиханы – это название нескольких гор возле Стерлитамака, в защиту которых сражаются «зелёные». Но среди русского населения Уфимского края веками шиханами назывались все холмы и невысокие горы. И уфимские холмы именовались шиханами. Например, в газете «Уфимский край» за 1910 год от 9 июля в статье про реку Дёму говорилось, что она впадает в Белую «близ г. Уфы, возле железнодорожного моста, против вершины горы "Шихан"». Русское население деревень по крайней мере к северу от Уфы до сих использует в разговорной речи слово «шихан» как обозначение всех окрестных холмов.
В ещё большей степени изменчивости подвержена городская среда, где на месте старых особняков вырастают многоэтажные здания, вместо одного магазина разместился другой, открылся / закрылся, не успеваешь замечать. И сейчас, и в прошлом. Так, «Уфимский край» 1 июля 1910 года сообщал: «Городская управа вырубила деревья по Центральной улице, от угла Успенской до Казанской ул., как мы слышали, чтобы увеличить ширину улицы. Жаль растительности, но если это необходимо, что же делать. Вырубкой деревьев однако цель не достигнута, и улица также узка, так как электрические столбы отстоят от панели на два аршина и препятствуют проезду». Вдоль тротуара от Коммунистической до Окт. революции по Ленина росли деревца оказывается. А на углу Пушкинской и Центральной (Ленина) в 1911 году была произведена первая пробная поливка улиц из водопровода. Проезжую часть замостили, но накапливалась грязь и пыль, власти пытались следить за чистотой, хотя булыжная мостовая это не асфальт. Асфальтировали тогда только тротуары. На улицах Уфы всё ещё господствовал гужевой транспорт, а колёса телег, обитые в городе железом, напрочь уничтожали достаточно мягкое асфальтовое покрытие, шины были очень дорогим удовольствием.
Наслаждаясь прекрасными видами красавицы Белой с уфимских холмов, любуемся тихим течением вод. А всего сто лет назад панорама здесь была совершенно иная. Где ныне Солнечный пляж и ниже, вдоль всего противоположного берега стояли плоты, рядом дымили мельницы и лесопилки, по реке сновали десятки лодок. Местные журналисты неоднократно писали о пиратах «Архиерейской слободы». Заглянем, к примеру, на страницы «Вестника Уфы» за 5 июня 1910 года. «Бельские пираты. Начиная с момента как только вскроется Белая и кончая её ледоставом, можно наблюдать ежедневно (почти круглые сутки) массу людей, снующих на своих лодках по реке. Это всё жители Архиерейской слободы и Набережной, или, как с незапамятных времён их прозвали "мартышки". Они занимаются на реке ловом плывущего леса, дров, пеньев, кореньев и т. д.» При аварии плотов лодочники ловили брёвна и возвращали хозяевам за 10 коп. штука. Или по ночам тихонечько подплывали и специально разбивали плоты, которые тогда скреплялись мочальными канатами, чтобы подзаработать, возвращая уплывшие брёвна. Бывали случаи, когда уфимские «мартышки» просто нападали на плывшие плоты, особенно мелких предпринимателей. Однажды, мимо Уфы шёл такой небольшой плот, сплавлявшийся башкиром откуда-то с верховьев.
«Мартышки» шутки ради подплыли к нему с обеих сторон и стали обрубать верёвки, плот распадался на глазах хозяина, а тот лишь швырялся дровами в пиратов на виду смотревших за сей баталией уфимцев.
Интересно, но в Уфе с давних времён сохранился термин «мартышка». Таким словом, «мартын, мартышка», на Волге именовали лодочников и перевозчиков. На берегу Финского залива к западу от Ораниенбаума (Ломоносова) есть посёлок Мартышкино, возникновение которого по легенде связано именно с приехавшими волжскими перевозчиками. Село с подобным названием есть в республике Марий Эл и даже существуют озёра Мартышкино, говорят и в нашей Башкирии имеется такое.
Любопытные географические зарисовки встречаем в заметках, посвящённых санитарному состоянию города Уфы. Здесь, увы за прошедшие века что-то не очень большие сдвиги происходят. В нескольких сотнях метров от кабинета президента РБ на заросших склонах просто завалы мусора, а главе администрации города Уфы тоже не надо далеко ходить, через проспект в лесопарке от Госцирка до Горсовета такая срамота, что в лес даже заглядывать не хочется. Подобные критические статьи столетней давности приоткрывают нам уфимский ландшафт, обыденный для современников.
Так, либеральная газета «Вестник Уфы» (1910. 21 июля) поднимала вопрос о загаженных городских окраинах: «Выгон – место свалок. Городской выгон, к северу от Богородской ул., известный уфимцам более под названием "степи", с покон веков, надо полагать, утилизируется жителями прилегающих к нему улиц, как место свалки всяких нечистот. Так нередко случается зазевавшемуся прохожему ввалиться в кучу "золота", вываленного поленившимся довезти его до надлежащего места "золотарём", не редко приходится наталкиваться на разлагающиеся трупы кошек, собак, кур и т. п. домашней живности, выброшенные кем-нибудь из обывателей, и ощущать тошнотворное зловоние. Так недавно кто-то, должно быть из разделяющих взгляд на меры борьбы с холерой, как на выдумку докторов, свалил в канаву большой дороги между городом и Еленинским посёлком, саженях в 50-ти от угла канатного завода бр. Кругловых, двух дохлых свиней.
А между тем по большой дороге, пролегающей по выгону, ежедневно идёт непрерывное движение народа в город и обратно. Кроме того этот выгон служит местом практических работ для учеников землемерного училища».
В этой заметке речь идёт об участке Уфы к северу от улицы Революционной (Богородской) и до начала проспекта Октября, где в гору поднимается улица 50-летия Октября, в этой бывшей «степи» недавно разбили маленький симпатичный садик перед памятником. Городские власти даже попытались поиграть в демократию, предложив уфимцам придумать ему название. Не знаю чем кончилось, но, с моей точки зрения, ему идеально бы подошло имя «невестин скверик», рядом ЗАГС.
А в 1910 году Еленинский посёлок находился на нечётной стороне проспекта, его остаток маленькая и странная улочка Володарского, по которой числится всего одно административное здание, рядом, на противоположной стороне стоят два дома, угловой – пр. Октября, 3 с отделением банка «Уралсиб». Эти улочки (включая идущую сзади улицу Левченко) – всё, что сохранилось от бывшего Еленинского посёлка. В начале XX века здешняя земля принадлежала известной дворянской семье Новиковых (по обе стороны проспекта). Они, видя бурный рост города, сообразили и стали распродавать маленькими участками землю под застройку. Первым в начале совр. проспекта Октября и вырос Еленинский посёлок. Новиковы имели страсть давать названия по именам членов своей семьи. Далее по проспекту (на нечётной стороне) сформируется большое поселение под названием Восточная слобода. Если взглянуть на карту, то увидим, что улицы в начале проспекта Октября по нечётной стороне: Оренбургская и Володарская (застроенные потом корпусами завода «Гидравлика»), Бабушкина и Степана Халтурина как бы скошены влево. Это особенно чётко видно, если сравните улицу С. Халтурина и следующую Города Галле (вот она ровно под углом 90° к проспекту).
Возникшие в начале XX века на бывших землях Новиковых Еленинский посёлок и Восточная слобода были сориентированы на железнодорожный вокзал и Софроновскую пристань. Здесь проживали в основном рабочие железнодорожных мастерских, депо и станции Уфа. Участок этот сухой, возвышенный, удобный для жилья. Кстати, оказывается, большая площадь-развилка перед Аграрным университетом носит тоже имя абсолютно забытого Володарского.
Даже не буду рассказывать кто сей фрукт, сами ищите.
А канатный завод братьев Кругловых, в 50 саженях от которого (ста метрах) валялись две дохлые свиньи, сохранился. Это старейшее здание на всём проспекте Октября (№ 1), тут теперь «Лукойл» обосновался. Изначально оно возводилось купцом Кошкиным из Нижегородки под мельницу, но, судя по всему, мукомольное производство не было пущено в действие. Постройку купили братья Кругловы, наладившие здесь выпуск канатов и верёвок, бизнес существовал вплоть до 1917 года. А заметка 1910 года добавляет, что начало совр. проспекта Октября было уже плотно заселённым, толпы народа шастали (мимо дохлых свиней, кошек и кур, а также плодов деятельности халтурщиков ассенизаторов-«золотарей»).
Приглашаю на сайт «Роднов и его друзья»
Исторические картинки от Михаила Роднова. Картинка пятая. Географическая
Раздел: История | Просмотры: 33807 | Комментарии: 48