
Второй раз убили
Сначала съездила на кладбище в мае. По-моему, это кощунство. В двух шагах (специально замерила!) от воинских захоронений, в 10-15 метрах от Мемориала Солдату устроили… свалку. Прямо на погосте! Во всех религиях это место свято. Здесь нельзя кричать, сквернословить, простите, гадить.
Оправдание, что кладбище не действует, - не серьёзно. Понятно, что деревья и кустарники со временем гниют, ежегодно опадает листва. Но ведь есть контора, которая надзирает за этим объектом.
Подумала тогда: разве нельзя установить контейнеры и наладить вывоз мусора, чтобы не осквернять захоронения? Почему администрация Кировского района не может решить проблему? Или мёртвые сраму не имут...
Но это ещё не всё. Надгробия солдатских захоронений ещё кое-как красят серебрянкой, а вот таблички на них уже никто не чистит. Сквозь копоть с трудом можно прочитать имена. Так солдаты и превращаются в неизвестных. А большинство из них совсем молодые – 18-20-летние ребята! И мы забыли о них. Считай, второй раз убили. Убили равнодушием, черствостью и элементарным недобросовестным исполнением служебных обязанностей. Много могил, за которыми вообще никто не смотрит. Раньше посетители как-то старались ухаживать. Люди приезжали из Якутии, Алтая, Литвы. Сейчас, видимо, в силу возраста, таких всё меньше. Так и врастают надгробия в грязь, мусор из старых веток и листьев.
Кто позволил поделить наших павших воинов на достойных памяти и почитания и не достойных? Ведь и те, и другие отдали за нас самое дорогое – жизнь.
В июне я обратилась с этим вопросом на адреса администраций Уфы и Кировского района, военного комиссара Анатолия Балтинского, Общество ВОВ в форме открытого письма через городскую газету. Редакция ответила: мол, вопрос сейчас не актуален, там кто-то что-то уже сделал. Враньё! Я была на месте ещё несколько раз. Всё по принципу: там, где видно – там покрасим, а не видно – так сойдет. Какая-то имитация работы. Нельзя же одновременно делать добро и допускать кощунство. Похоже, у верхушки одна надежда - на зиму, которая припорошит снегом безобразие.
И что значит «не актуально»? Разве память может быть актуальной или нет? Если да, то когда? Накануне великого праздника Победы? В эти дни надо испытывать чувство благодарности за подаренную жизнь, а всё остальное время жить бездушным быдлом? Между тем для президента Владимира Путина, видимо, было весьма актуальным встретиться и наградить Почётной грамотой австрийца Петера Сиксля. Он более 20 лет занимается поиском захоронений советских солдат на территории Австрии. Вернул из небытия 60 тысяч имён. И это иностранец! Его жизненное кредо: «Имя каждого погибшего в войну надо высечь на камне». Актуальна работа поисковиков Башкирского поискового отряда им. А. Матросова. Они только в этом году в Орловской и Калужской областях обнаружили останки 12 солдат. Там достаём из болот, а здесь, в центре столицы, погружаем в грязь и копоть.
Парадокс!
Байкеры важнее?
Что случилось с нами, потомками тех, кто приютил в лихие военные годы тысячи беженцев из Ленинграда, Москвы, Украины, Белоруссии... Кто помогал выхаживать раненых в госпиталях, не покладая рук трудился над скорейшим вводом в строй эвакуированных заводов? А может, мы неправильно расставляем приоритеты?
В нашем городе, довольно богатом (если судить по количеству и маркам машин), много памятников, на которые потрачены немалые деньги. Тут тебе и памятник болельщикам хоккея, и дворнику, и башкирской пчеле. Собираются увековечить память байкерам на площадке Конгресс-холла. Это за какие такие великие заслуги перед Родиной? За то, что по ночам спать не дают?
И почему такая келейность в решении вопросов о памятниках, названиях улиц и прочее? Пресса фактически только доводит до сведения жителей готовое решение. Мы даже больше в курсе планов московских властей, нежели своих. Ещё можно было бы принять памятник прославившим советский спидвей Б. Самородову, М. Шайнурову, Н. Дробязко. Мы очень любим говорить о достижениях в области эффективности работы исполнительной власти.
Радует, конечно, что не плетёмся в хвосте. Вот и гостей ШОС и БРИКС обязательно повезём по «протокольным» местам – к памятнику Салавата Юлаева, в парк Победы...
Почему же мы не можем провести полную проверку воинских захоронений, эксгумировать останки воинов и воздвигнуть достойный их великого подвига мемориал? Это сделали на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге, в посёлке Чёрная Речка Ленинградской области. В посёлке Разгуляй Пермской области жители на сельском сходе приняли решение ухаживать за воинскими могилами на личные средства. А что же мы? Надеюсь, уфимцы и не только, откликнутся на благое дело. Ведь страшная война не обошла ни одну российскую семью. У многих погибшие родственники тоже покоятся вдали от родных мест. Недаром же по отношению к детям и старикам, по состоянию погостов всегда судили о нравственном здоровье общества.
Нина ТАГИРОВА, пенсионерка, бывший биохимик
КСТАТИ
Уже давно назрел вопрос о памятнике основателю города не где-то там, на задворках, а там, откуда «…пошла расти уфимская земля» - боярину М. Нагому. Вопрос надо вытащить из тени властных и академических кабинетов и не придавать ему национального оттенка.
Нина Тагирова, пенсионерка, бывший биохимик, УфаПресс
Оригинал публикации
Свалка в двух шагах от воинских захоронений
Раздел: Общество | Просмотры: 30736 | Комментарии: 79