
Во время этих ЧП были и пострадавшие, но в госпредприятии почему-то не зарегистрировали этих аварий в ГАИ, как положено по закону, а предпочли договориться с обожженными людьми. Водитель Салаватского АТП Юрий Егоров, который голыми руками тушил собственный автобус, и сегодня лечится от тяжелейших ожогов, не получит от предприятия никакой компенсации – его ранения начальство оформило как бытовую травму.
Почему в «Башавтотрансе» хотят скрыть случаи возгорания переоборудованных на газ автобусов – вполне понятно. Руководству госпредприятия сейчас не нужны разговоры о небезопасности своих транспортных средств, а тем более о несчастных случаях. Но, если бы дело было только в том, что в главном автопредприятии Башкирии безответственно относятся к своим прямым обязанностям и не заботятся о сохранности жизней пассажиров и собственных работников!
Главная тайна гендиректора государственного перевозчика Алексея Клуга в том, что предприятие, получив технически несовершенные автобусы, не имеет возможности обратиться с претензией в фирму, занимавшуюся переоборудованием, потому что при «модернизации», вероятно, использовались коррупционные схемы.
Как рассказывают сотрудники ГУПа, каждый переоборудованный на газ автобус обошелся предприятию дороже на 100 тысяч рублей, чем стоит подобная «реновация» на рынке. Обновлением купленных на государственные деньги пассажирских машин занималась одна и та же фирма «Газуй».
Она, каким-то чудодейственным образом, каждый раз выигрывает конкурс на установку газового оборудования для автобусов госпредприятия.
Но если предположить, что «модернизаторы» разницу в цене возвращают начальству госперевозчика в конвертах, то ничего удивительного в заинтересованности руководства ГУПа в таком «поставщике» нет.
И это при том, что сами «ПАЗы», закупленные на государственные деньги, уже обошлись башкирской казне дороже на 200 тысяч рублей каждый.
Почему, потратив немалые средства, руководство госпредприятия сразу не купило автобусы с газобаллонным оборудованием у производителя, а занялось кустарщиной? Похоже, что в ГУПе хорошо научились осваивать деньги, выделяемые правительством республики. Сначала сумели приобрести не приспособленные для пассажироперевозок автобусы по заоблачной цене, а потом еще и заработали на их переоборудовании.
Обидно, что те, кто случайно оказался на высших постах ГУП «Башавтотранс», думают только о личном благополучии, не переживая за безопасность пассажиров. А ведь теперь каждый житель республики, который садится в такой «модернизированный» «ПАЗ», может и не доехать до дома, и ежедневно рискует своей жизнью и здоровьем.
Не могут быть уверены в своем будущем и пассажиры государственных автобусов, которых еще не успели перевести на газ. Дизельное топливо, которое продает Нефтекамскому, Уфимскому, Стерлитамакскому и Салватскому филиалам «Башавтотранса» опять же единственный поставщик – фирма «Оптан-Уфа», по словам водителей, используется для печей, и не пригодно для заправки автомобилей. Почему руководство ГУПа выбрало именно этих заправщиков? Может, потому что литр неликвидного горючего продают госперевозчику на 4 рубля дороже цены, обнародованной на заправках?
Одно АТП, например, в Стерлитамаке тратит около 15 тонн псевдодизельного топлива в день, а во всех государственных автопредприятиях ежедневно закупают не менее 100 тонн печной солярки. Только на одной разнице в цене кто-то зарабатывает в месяц свыше 12 миллионов рублей, а за год – 144 миллиона! И все довольны – поставщики печного горючего нашли отличный рынок сбыта для неликвида, а руководство госпредприятия, вероятно, существенную прибавку к зарплате. А то, что при этом выходят из строя государственные автобусы – невелика проблема, правительство Башкирии деньги на новый транспорт еще найдет!
Как рассказали нам водители Стерлитамакского ПАТП, после того, как в моторы стали заливать печное топливо, во всех автобусах резко увеличился расход горючего, а в самих движках «летят» забитые парафином форсунки, надолго ставя машины на прикол. А ремонт любого двигателя очень дорогостоящее мероприятие. О какой рентабельности перевозок госпредприятия и заботе о пассажирах можно здесь говорить?
И никто ведь не задумывается, что неликвидное топливо в любой момент может стать причиной внезапной остановки двигателя, а потом и настоящих катастроф. Тем более, что в условиях безответственности руководства автопредприятия в зоне риска находится каждый государственный автобус.
Помните, что произошло в 1992 году в автобусе, следовавшем по маршруту Павловка-Иглино, когда «ПАЗик» сгорел вместе с людьми? Автобус внезапно вспыхнул и в транспортном средстве началась паника. Выбраться из огня не удалось никому.
Но история ничему не учит, да и у автобусного начальства, сегодня возглавляющего «Башавтотранс», память не просто короткая – ее вовсе нет.
Нынешний руководитель ГУПа Алексей Клуг, получивший этот пост благодаря лоббизму бывшего главы администрации президента РБ Владимира Балабанова, никогда в транспортной отрасли не работал, а, как говорят, торговал подержанными телефонами. По слухам, Владимир Балабанов якобы поставил своему протеже задачу обанкротить крупнейшее автопредприятие Башкирии, поэтому Клугу некогда было постигать автотранспортные истины.
Он все это время был занят распродажей производственных площадей, имущества, баз, автоколонн и транспортных средств. Откуда бывшему торговцу знать, как важно соблюдать написанные кровью правила пассажироперевозок?
Ильдар Зайнуллин, Уфа, Башкирия - Башкортостан
Газуй, а то опоздаешь
Раздел: Новости | Просмотры: 33138 | Комментарии: 17