Рейтинг публикаций пользователей
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Заделался хакером? ...

Места у власти должны занимать умные и талантливые люди, иначе ничего хорошего ...
  3.12.2016    0

Башкирские яблочники ...

Конституция РФ на бумаге декларирует демократическое, правовое, социальное, ...
  3.12.2016    0

Учителя сошли с ума: ...

Младшеклассников в Оренбурге учительница заставила писать письма своим отцам на ...
  3.12.2016    0

Борьба с прогрессом: ...

Россия и Китай активно сотрудничают в области контроля над интернетом. Россия ...
  3.12.2016    0

«Особая ответственность» ...

В день 15-летия «Единой России» президент России Владимир Путин говорил об ...
  3.12.2016    0

Стыд и позор: Башкирские ...

Такого стыда за республику я давно не испытывала. Но Едросы, представляющие в ...
  2.12.2016   5400   40

Хамитов: Башкирия не ...

Глава РБ Рустэм Хамитов сообщил «Интерфаксу», что Башкирия не воспользуется ...
  2.12.2016   970   29

Уфимская мэрия ...

Сразу два крупных провала образовалось на уфимских улицах. Фотографию первого ...
  2.12.2016   723   28

Достоин уважения: ...

Роскомнадзор подал на компанию в суд, однако проиг-paл из-за недоказанности ...
  2.12.2016   700   11

Устал, но только вперед ...

Президент РФ Владимир Путин 1 декабря обратился к Федеральному собранию с ...
  2.12.2016   1318   27

Темы и персоны
Архив публикаций
Декабрь 2016 (17)
Ноябрь 2016 (164)
Октябрь 2016 (183)
Сентябрь 2016 (173)
Август 2016 (153)
Июль 2016 (156)
Читаемое за неделю
Читаемое за месяц

Древнейший источник по истории города Уфы

  • Опубликовано: Ирек | 02.01.2015
    Раздел: История | Просмотры: 2268 | Комментарии: 35
0


Уже который год идут баталии вокруг поиска пре древнего города нашего края, предшественника нынешней Уфы. Вообще-то чего-то уже нашли, объявили это, может с некой претензией городищем Уфа-II, и теперь воюют со всеми кто сомневается в возрасте этого городища, и кто хоть чуток сомневается, что это древний башкирский город.

Древнейший источник по истории города Уфы


Относительно недавно, на сайте РБ21 обрушились с таковой войнушкой на известного археолога, уфимского профессора Иванова В.А. Первым 20 февраля сего года, конечно же, выступил главный актёр этого сайта Азат Бердин, причём со статьёй, подписанной «специально для сайта «РБ21», сам себе здесь получается ведь. Затем, почти сразу же, уже 21 февраля со статьёй с той же спец. пометкой продолжил начатое историк, журналист, и ведущий телепрограммы «Историческая среда» Салават Хамидуллин. С первым, с главным актёром сайта РБ21, в общем-то, всё понятно, а второй, помимо общей войнушки, похоже, подвигнулся на обличительную статью, представленную им «специально для сайта «РБ21» ещё и с личной обиды. Оказывается, по скорым в тексте статьи словам Хамидуллина профессор Иванов В.А. высказывался: «Когда я читаю эти публикации и телевизионные передачи, которые ведет Хамидуллин, первая реакция бывает такая что, хочется постучать по телевизору и сказать: «Ты мозги-то включи, прежде, чем такие грандиозные передачи устраивать!!!».

Однако стоп. Не об этом мой нынешний пост. Оговорюсь только, я лично за, ну, тот некий древний город, Башкорт ли это, Туратов ли, Карукия ли, или даже Pascherty. В силу того, что я не компетентен в данном вопросе, я никак и не хочу в нюансы этого вникать. Вместе с тем, по этим вновь обострившимися баталиями, вспомнилось мне, что я, как простой читатель, обыватель, увлекающийся историей родного края, некогда отксерил статью известного учёного, связанного своими работами и с нашим краем, Демидовой Н.Ф. по истории Уфы. Отсканировал я листы с этой статьей, и предлагаю на внимание её почтеннейшей публике Живого Журнала:

Н. Ф. ДЕМИДОВА

ДРЕВНЕЙШИЙ ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ГОРОДА УФЫ

История основания г. Уфы, его расширения, формирования основных групп городского населения, наконец, складывания русского землевладения в окрестностях до сих пор содержит немало белых пятен. Причину этого следует искать в крайней скудости сохранившихся источников по истории края для кон­ца XVI и начала XVII вв. Невосполнимой утратой в этом от­ношении является гибель материалов приказа Казанского дворца — центрального учреждения, осуществлявшего управ­ление Башкирией в XVI—XVII вв. От деятельности органа местного управления — Уфимской приказной избы — для ран­него периода сохранилось лишь небольшое количество разроз­ненных и трудно датируемых документов, главным образом представленных отрывками земельных дел.

Исходя из этого особенно большое значение приобретает введение в научный оборот такого источника сводного ха­рактера, каким является публикуемая «Отводная книга по Уфе», хранящаяся в Центральном государственном архиве древних актов в Москве1. Она находится в составе фонда По­местного приказа, в ведении которого в XVI—XVII вв. сосре­дотачивался надзор за распределением всех земельных фон­дов государства.

Ввиду уникальности источника остановимся подробнее на его внешних особенностях. Книга невелика по формату, за­ключена в твердый картонный переплет. Она содержит 203 листа, на последнем дано ее более позднее описание, от-

1 ЦГАДА, ф. 1209 (Поместный приказ), кн. 517.

253

носящееся, если судить по почерку, к середине XVIII в.1. В нем содержится перечисление дефектов рукописи, говорится, что она «ветха и последних листов нет», а также, что «два листа углы сгнили до половины, да... четыре листа погнили углы»2. Действительно, наиболее пострадали от времени конечные листы книги, часть которых по краям оборвана. В настоящее время поврежденные листы реставрированы. Это предупреж­дает их дальнейшее осыпание. Основная же часть книги со­хранилась прекрасно. Одновременно с составлением описания в XVIII в. была проведена цифровая нумерация листов. Пер­воначально книга не имела никакой нумерации, а сохранность листов в ней обеспечивалась полистной скрепой.

К указанным в описании XVIII в. дефектам добавим, что, кроме потерянного конца книги, утрачено еще 2 листа из на­чальной ее части, которые помещались первоначально между листами 4 и 5. То, что утрата листов не нарушает их общую нумерацию, свидетельствует о том, что она произошла еще до описания и нумерации книги в XVIII в.

Что же представляет собой данный источник и когда он был составлен? Прежде всего следует отметить, что само архивное название книги «отводная» несколько условно и было дано ей при упоминавшемся уже описании XVIII в., по-видимому, на основании записей на ее первом листе. Об этом свидетель­ствует и то, что в заголовке упоминаются фамилии отводчи­ков, встречающиеся также только на начальных листах книги, фамилии же дальнейших отводчиков опущены. На корешке книги дается сокращенный заголовок «Подлинная отводная. Уфа. С 7100 по 7133 гг.». В действительности источник явля­ется копийной книгой, т. е. сборником записей земельных ак­тов разного характера. Хронологически они охватывают пе­риод с 7100 по 7132 год, т.е. с 1591—1592 по 1624 год (здесь и далее, жирным шрифтом выделено мной – И.Г.). Записей 7133 (1624—1625 гг.) г., о наличии которых говорится в заго­ловке XVIII в., .в книге .не сохранилось.

Книга была составлена единовременно. Примерное время ее составления можно установить на основании имеющейся по всем листам книги скрепы уфимского воеводы С. И. Во­лынского Меньшого. Так как воеводство его на Уфе приходит­ся на 1624—1626 гг.3, то можно с достоверностью считать, что книга была составлена в этот промежуток времени. Однако

1 ЦГАДА, ф. 1209 (Поместный приказ), кн. 547, лл. 203—203об.

2 Т а м ж с, л. 203об.

3 А. Барсуков. Списки городовых воевод. СПб., 1902, стр. 263.

254

документов за время воеводства Волынского до нашего вре­мени в ее составе не сохранилось, на их возможное наличие указывает краткий заголовок книги.

Таким образом, в 1624—1626 гг. в Уфе была составлена сводная книга, включавшая около 100 документов о наиболее ранних земельных отводах в районе города. Книга, по-види­мому, составлялась по требованию Поместного приказа, куда

и была прислана.

Подавляющее число включенных в книгу записей является копиями (списками) документов на отвод земель в частное или общинное пользование, оформлявшихся «отдельными» или «отводными» книгами. Вместе с тем в книгу включены и другие документы о землевладении, а именно, дозорные, раз­дельные, ввозные и др.

Содержание отводной книги, несомненно, послужит осно­ванием для детальных исследований разных сторон ранней истории Уфы. Остановимся очень кратко на возможных на­правлениях использования данных этого ценнейшего источ­ника.

Прежде всего, он позволяет выяснить время появления в Уфе постоянного служилого гарнизона, служба которого была обеспечена земельными дачами. Оно, несомненно, совпадает по времени с таким общим мероприятием, как массовый от­вод поместных земель (1591—1594 гг.), с записи о котором начинается книга. В связи с этим возникает вопрос: имели ли место какие-либо более ранние раздачи земель в районе Уфы, не включенные в книгу? На этот вопрос трудно ответить опре­деленно, но скорее всего можно предположить, что до этого времени официальных раздач земель не было, а землепользо­вание осуществлялось явочным порядком. Однако надо ду­мать, что явочное землепользование до общих крупных отво­дов было не правилом, а исключением в уфимской практике. Поэтому расположенный в Уфимской крепости временный гарнизон до начала 90-х годов XVIII в. неизбежно должен был обеспечиваться казенным продовольствием, т. е. выдачами так называемого хлебного жалованья. Так как подвоз хлеба из центральных районов государства был сопряжен со значи­тельными трудностями, то на первых порах уфимская адми­нистрация прибегла к созданию местной хлебной базы, чго вылилось в организацию в ближайших к городу окрестностях «государевой» или десятинной пашни, урожаи с которой и шли на снабжение хлебом служилых людей. Разбросанные в тексте публикуемой книги косвенные указания убедительно

255

свидетельствуют о существовании казенной пашни еще до зе­мельных отводов 90-х годов. Источник указывает и конкрет­ное местоположение отдельных ее участков. Так, за р. Суто­локой было расположено «заднее гумно государевой ближней пашни». На первых порах десятинная пашня могла обрабаты­ваться самими служилыми людьми, что для окраины нередко являлось одной из служилых обязанностей и впоследствии по­лучило широкое распространение в Сибири. Однако в основ­ном в окрестностях Уфы обработка десятинной пашни осу­ществлялась трудом дворцовых крестьян, для которых даже определяются ее размеры, вернее соотношение с «собинной» пашней, которую крестьяне пахали на себя.

По-видимому, десятинная пашня не могла полностью удов­летворить местную потребность в хлебе, что и повело в 1692— 1694 гг. к общему наделению поместной землей уфимских слу­жилых людей всех разрядов. Как и всякое новое «заведение пашни», оно сопровождалось выдачей казенных ссуд семе­нами.

Общий отвод земель 90-х годов XVI в. позволяет выявить состав первого населения Уфы. О том, что в данном случае мы имеем дело с созданием постоянного контингента уфим­ских городовых служилых людей, свидетельствует последу­ющее включение многих упоминаемых в отводе фамилий в состав сформировавшегося в XVIII в. уфимского дворянства.

Сословная структура складывавшегося в конце XVI в. в Уфе постоянного городового служилого населения, как она рисуется на основании первых отводных книг, была типичной для всех южных крепостей Русского государства, вместе с тем она имела и некоторые специфические особенности, опре­делявшиеся источниками для комплектования служилых лю­дей на месте.

Верхний слой общества был представлен небольшим ко­личеством городовых детей боярских (примерно 5). Далее шли служилые новокрещены и татары, воротники, стрельцы, вожи, а также единичные служилые люди — толмач, сторож, кузнец. Как видим, общее количество жителей города в 90-х годах было невелико, оно немногим превышало 200 чел. При этом наиболее многочисленной группой являлись стрельцы (более 150 чел.).

В национальном отношении подавляющая часть служилых людей состояла из русских переведенцев из других городов. Вместе с тем их состав, видимо, пополнялся за счет служилых татар, переведенных из Казанского уезда, и новокрещен, вклю-

256

чавших представителей и других народностей (в т. ч. мордву).

Особенность первых земельных отводов наложила свой от­печаток на характер служилого землевладения края в даль­нейшем. В индивидуальное владение отводились земли только верхушке служилого сословия. Основная же часть служилых людей (в т. ч. и стрельцы) получала их в общинное пользова­ние. Результатом была крайняя мизерность земельных участ­ков (от 4 до 50 четей в поле), сохранившаяся и в дальней­шем. Известно, что вплоть до 2-й половины XVIII в. Башкирия не знала крупного феодального землевладения.

Географические ориентиры отводов свидетельствуют о том. что первые поместные земли располагались нешироким коль­цом вокруг города. На основе сравнения включенных и кни­гу документов разного времени можно проследить постепен­ное расширение этого кольца.

Зафиксированные книгой поздние отводы свидетельствуют не только о расширении района служилого землевладения под Уфой. Мы находим в них сведения и другого .рода, в т. ч. о дальнейшем распространении десятинной пашни, об увеличе­нии поселений дворцовых крестьян, наконец, о возникновении в начале XVII в. новой для края формы феодального земле­владения— а именно, монастырского.

Особенно ценны имеющиеся в источнике описания кре­стьянских хозяйств, а также указание на наличие в конце

XVI в. башкирского земледелия в районе Уфы.

Немалый интерес представляют сведения, которые можно почерпнуть из отписной книги по истории самого города. Не­которые из них относятся непосредственно к городу начала XVII в. — это записи об обмене дворами, расширении их, о разрешении на постройку лавок и т. д.

Однако нельзя забывать, что в книге фактически речь идет именно о той территории Башкирии, которая в настоящее вре­мя полностью вошла в границы современной Уфы. С этой точки зрения для нас особенно интересен материал, позволяю­щий связать планы города в настоящем со стa-poй топогра­фией местности.

Большое количество географических ориентиров, требую­щих, однако, в свою очередь уточнения и осмысления, несом­ненно, позволит на научной основе создать конкретный план окрестностей Уфы конца XVI — начала XVII вв. с указанием поселений, а также расположения существовавших пашен, ле­сов, лугов, болот и озер.

Текст публикуемого источника позволит также выяснить

257

вопрос о происхождении ряда географических названий, до сих пор остававшийся спорным и неясным.

Названные направления, конечно, далеко не исчерпывают возможных аспектов исследования отводной книги, а только указывают на богатые возможности, открывающиеся перед историками разных направлений, интересующимися далеким прошлым Башкирии.

Возможно, у меня где-то в загашниках есть и собственно:

ТЕКСТ

«ОТВОДНОЙ КНИГИ ПО УФЕ» (1591/92 — 1629 гг.)

Последнего, на сейчас точно сказать не могу, а вот откуда представленный текст, я похоже несколько отметил, зафиксировал, пусть, возможно, и не очень грамотно: АН СССР Башкирский филиал, ИИЯиЛ, под ред. Усманова Х.Ф. «Из истории феодализма и капитализма в Башкирии», Уфа, 1971 г., 356.

P.S. Было бы интересно узнать, кто-нибудь из историков с подачи Демидовой Н.Ф. занимался этим источником? Может быть и с, так сказать, официальным основателем города Уфы Михаилом Нагим, что-то более прояснилось бы, ведь воеводил же он по тем временам в Уфе. Говорят, а то, что уже готовый ему пa-мятник и тот держат на частном участке.




Связанные темы и персоны


Другие публикации по теме


  • Изображение
  • Эксперт
  • 1 | 02.01.2015, 10:50 | Автор: юнг | На сайте
    Публикации: 234 | Комментарии: 27124 | Рейтинг: +5283
P.S. Было бы интересно узнать, кто-нибудь из историков с подачи Демидовой Н.Ф. занимался этим источником? Может быть и с, так сказать, официальным основателем города Уфы Михаилом Нагим, что-то более прояснилось бы, ведь воеводил же он по тем временам в Уфе. Говорят, а то, что уже готовый ему пa-мятник и тот держат на частном участке.====================================================
===========================Да. Говорят. И Вам, публикующему такие многозначительные исторические опусы давно пора было съездить в Затон и поcмo-тpеть лично! А , заодно, и положить цветы!



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 2 | 02.01.2015, 10:53 | Автор: юнг | На сайте
    Публикации: 234 | Комментарии: 27124 | Рейтинг: +5283
Интересно бы узнать у авторов--когда наконец, перестанут публиковать изображения этого самодовольного и наглого Бердина? Как говорил незабвенный тов. Остап Бендер--с таким счастьем и до сих пор на свободе?



3

  • Изображение
  • Участник
  • 3 | 02.01.2015, 11:20 | Автор: Гунн
    Публикации: 190 | Комментарии: 5249 | Рейтинг: +914,4
=======Оказывается, по скорым в тексте статьи словам Хамидуллина профессор Иванов В.А. высказывался: «Когда я читаю эти публикации и телевизионные передачи, которые ведет Хамидуллин, первая реакция бывает такая что, хочется постучать по телевизору и сказать: «Ты мозги-то включи, прежде, чем такие грандиозные передачи устраивать!!!».=======


А зачем?! Как в присказке, принцип Хамидуллина - "васька слушает да ест...."

У него цель такая, чем наглее ложь, тем она правдоподобнее. А пока есть заказчики этой бредятины и желающие верить в это, и самое главное БСТ -средство доcтa-вки зрителям, они будет сочинять свои сказки, .



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 4 | 02.01.2015, 11:24 | Автор: юнг | На сайте
    Публикации: 234 | Комментарии: 27124 | Рейтинг: +5283
История, оно, конешно, интересно. Но, в наше время есть более интересные проблемы. Например, отменяются пригородные электрички--"нехватка денег"! А бюджет Локомотива -115 млн.долларов (Вика). Возникает вопрос- а не гонять ли мячик по шпалам?



1

  • Изображение
  • Участник
  • 5 | 02.01.2015, 11:40 | Автор: Гунн
    Публикации: 190 | Комментарии: 5249 | Рейтинг: +914,4
4 | 02.01.2015, 11:24 | Автор: юнг |


===Но, в наше время есть более интересные проблемы. Например, отменяются пригородные электрички--"нехватка денег"! А бюджет Локомотива -115 млн.долларов (Вика).====



Хорошая идея! ! !
Надо будет поискать материалы на эту тему да и послать в редакцию......




А тут пока про "Ваську".........завсегдатая кa-нaла БСТ. Про него, кстати, упоминание на УЖ -е не более пару раз......



0

  • Изображение
  • Гость
  • 6 | 02.01.2015, 12:59 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
"точно сказать не могу,....несколько условно.... спорным и неясным.... несомненно...По-видимому...." говорит о том что"труд" очень научный,слов много,видимо за количеством легче скрыть околонаучность опуса.
Не понял из публикации, при чем здесь древний город "Башкурт"? Откуда
взялось "башкортское земледелие" . И наконец, эпос "Урал-батыр" разве не сообщает, в каком году основан древнейший на земле город башкурдов на месте г.Уфы, или многочисленные Шереже упоминают о городах?



2

  • Изображение
  • Участник
  • 7 | 02.01.2015, 13:23 | Автор: Зулия
    Публикации: 27 | Комментарии: 24144 | Рейтинг: -533,2
Известно, что вплоть до 2-й половины XVIII в. Башкирия не знала крупного феодального землевладения.
----------------------------
То же самое Россия. Вотчинная форма землевладения постепенно заменялась поместной формой, "дачами", пожалованиями.
Из БСЭ
На Руси вотчина была древнейшим видом частной земельной собственности. Вотчину можно ‎было передавать по наследству, менять, продавать. ‎
в конце 15 — начале 16 века к Московскому княжеству были присоединены новгородские, ‎тверские и псковские земли, многие крупные вотчинники были лишены своих владений, а их ‎земли передавались на правах поместья дворянам, на которое опиралась великокняжеская власть. ‎Вотчинные права и иммунитетные привилегии стали все более ограничиваться. В 1550-х годах ‎вотчинники были приравнены к дворянству в отношении несения военной службы, было ‎ограничено и право родового выкупа вотчин. Серьезный удар родовитым вотчинникам нанес ‎опричный террор Ивана Грозного. Во второй половине 16 века многие крупные вотчинники ‎продали или заложили свои земли. В результате в конце 16 века преобладающей формой ‎феодального землевладения стало поместье.‎
В России конца 15 - 17 веков поместье стало особым видом феодального землевладения. Термин ‎‎«поместье» возник как название земельного участка, предоставлявшегося дворянам за военную ‎службу, первоначально без права наследования и продажи (Поместная система). ‎
.............
Так, к 1567 году "по государеву наказу розданы в роздачю безоброчно розным помещиком и ‎вотчинником к их новым поместьям и вотчинам в угодья" посадские оброчные сенокосы, "а иные - ‎и за вотчинные пашни, по государеву указу против старых их поместий и вотчин, которые в ‎розных городах взяты у них на государя в опришнину к дворцовым селам" ‎



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 8 | 02.01.2015, 13:33 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 209 | Комментарии: 33127 | Рейтинг: +6182,8
Древнейший источник по истории города Уфы
===
- Предъявите билетики.

- Гена, билетов-то нету. Может, ты проглотил?
- Вряд ли.

- Вы знаете, они были. Честное слово, были!
- Были они.

- Ха, были. Были да сплыли. На следующей стa-нции высадим.

http://citatyizfilmov.ru/video/2118/Были-да-сплыли



1

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 9 | 02.01.2015, 14:34 | Автор: ЯСЕНПЕНЬ
    Публикации: 31 | Комментарии: 6578 | Рейтинг: +1874,8
"Уже который год идут баталии вокруг поиска пре древнего города нашего края, предшественника нынешней Уфы. Вообще-то чего-то уже нашли, объявили это, может с некой претензией городищем Уфа-II, и теперь воюют со всеми кто сомневается в возрасте этого городища, и кто хоть чуток сомневается, что это древний башкирский город."
______________________________________
"Древний башкирский город"- чистейшей воды традиционализмъ 21-го века!

Проводник этого самого традиционализъма (сиречь Национализъм) г. Бердин уже замa-нaлся всем объяснять, что строительство городов у кочевых племён исконная башкирская традиция...

Наши башкирские филосОфы-историки самые упоро..., э-э-э... упёртые фантазёры в мире!



3

  • Изображение
  • Эксперт
  • 10 | 02.01.2015, 14:44 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 209 | Комментарии: 33127 | Рейтинг: +6182,8
9 | 02.01.2015, 14:34 | Автор: ЯСЕНПЕНЬ | На сайте

Наши башкирские филосОфы-историки самые упоро..., э-э-э... упёртые фантазёры в мире!
===
За чужой счет пьют даже трeзвеники и язвeники

http://www.youtube.com/watch?v=cJUdyEZEjPg



1

  • Изображение
  • Участник
  • 11 | 02.01.2015, 16:12 | Автор: Зулия
    Публикации: 27 | Комментарии: 24144 | Рейтинг: -533,2
Известно, что вплоть до 2-й половины XVIII в. Башкирия не знала крупного феодального землевладения.
----------------------------
Так как башкирских феодалов перевели в податное сословие, поэтому никак не могло иметься феодального землевладения.
То же самое татарских мурз и князьков, не принявших святое крещение .

"Земли хана и князей татарских розданы были духовенству и боярским детям, а пустоши русским и новокрещенным"
"Иван IV пожаловал землей с крестьянами большое количество татар и других иноземцев и княжеским титулом мелких татарских феодалов-мурз. Условием таких пожалований было крещение последних и принятие ими православия. "Соблазнясь богатствами сего мира и чины, они отступали от своей веры.
Служилым крещенам выдавались государевы грамоты на вотчинное и поместное владение землей. У татар, не принявших православие, поместья и вотчины отбирались и раздавались жильцам и боярским детям, а также крещенам. Если же прежние землевладельцы все же крестились, старые поместья им не возвращались, а давались из выморочных земель."

Из жалованной грамоты князьям Асановым
10 апреля 1621 г.

"... Дано служилому новокрещену князь Якову Васильевичу, сыну Асанову, вотчина отца ево князь Василья: бортные ухожи, бобровые гоны и рыбные ловли за Камою рекою, по Волге реке, на Нагайской стороне, по Самарской дороге, ниже Тетюш, по Майне реке, Алтынбаевский луг, по речке по Урене, по вершине, да к малому бору, а от малова бору по верхней бор и по дубняк и по Волгу и по врагу, по Мыклаку; и по Волге реке на низ от Майнского устья межа по Красный Яр, повыше Синбирского городища, а верхняя межа по Майне реке по нижнею сторону вверх. И я, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии, выслушал тое жалованной грамоты Прежней, пожаловал есми казанских новокрещенов, князь Якова и брата ево, князь Федора Васильевых детей Асановых, тою вотчиной по прежней грамоте блаженные памяти государя царя и великого князя Федора Ивановича всея Руси, велел им, князь Якову, князь Федору, тою отца их вотчиною, бортным ухожаем и бобровыми гоны и рыбными ловли и всякими угодьи, которые в сеи нашей жалованной грамоте написаны, владети им по прежнему. Дана им сия наша жалованная грамота в царствующем граде Москве, лета 7129 года апреля в 10 день".

Из указа 1675 г.

Которые татарские и иных иноземцев поместья и вотчины взяты и розданы в роздачу русским людем и новокрещеным за крещение в православную веру, и тем быть за теми по даче, а прежним помещикам бусурманам не давать; а которым новокрещеным даны отписные старые поместья мурз и татар, а после того мурзы и татa-poве крестятся, и им старых их поместний не поворачивать же, а велеть им поместья приискивать вновь из выморочных поместей.



0

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 12 | 02.01.2015, 19:27 | Автор: ufimsky-obuvatel
    Публикации: 0 | Комментарии: 4250 | Рейтинг: +896,4
11 | 02.01.2015, 16:12 | Автор: Зулия
....а после того мурзы и татa-poве крестятся,....
--------------------------------
Поскреби русского, найдешь татарина.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 13 | 02.01.2015, 21:53 | Автор: Зулия
    Публикации: 27 | Комментарии: 24144 | Рейтинг: -533,2
«Ты мозги-то включи, прежде, чем такие грандиозные передачи устраивать!!!».
-----------------------
Включил же, какие есть мозги, наделенные природушкой, такие и включил. А других нету и не вырастут у "известного археолога, уфимского профессора Иванова В.А."



0

  • Изображение
  • Участник
  • 14 | 02.01.2015, 21:57 | Автор: Зулия
    Публикации: 27 | Комментарии: 24144 | Рейтинг: -533,2
Таттарыч, тебя же спрашивал Бердин
http://102.livejournal.com/1465393.html

Древнейший источник по истории города Уфы | Восстановленный пост
Азат Бердин ‎
‎29 ноя, 2014 21:49 (местное)‎
По сути же текста я ничего не понял. Впрочем для текстов Ирека это состояние обычное. Ибо, к ‎примеру, наезд на С.Хамидуллина - просто тупое хамство. ‎
Текст Демидовой - понял, постинг - нет.‎
Хм. Вот причем тут я, причем Хамидуллин и причем Демидова? Про меня понятно, без ‎упоминания моих фио всуе этот гражданин не может:). Какой город Башкорт в 16-17 вв.? ‎Демидову-то каким боком к склокам Иванова-Мажитова приплел?‎
.....................
Там не удосужился ответить. Может пояснишь, в чем суть проблемы



0

  • Изображение
  • Участник
  • 15 | 02.01.2015, 22:01 | Автор: Зулия
    Публикации: 27 | Комментарии: 24144 | Рейтинг: -533,2
Таттарыч, что хотел сказать?
Может солидарен с комментарием:
http://102.livejournal.com/1465393.html

Древнейший источник по истории города Уфы | Восстановленный пост
message_2012 ‎
‎30 ноя, 2014 10:19 (местное)‎
Рассказываю один раз
Берете древнюю монету. Ночью кладете ее аккуратно в раскоп. Утром раскапываете. И празднуете ‎тысячелетие. У Казани получилось
.................
Или хочешь сказать, что земля под Уфой отводилась в том числе служилым татарам, и они в том числе могли обронить или закопать монетки, железки, дощечки и прочие вещички, которых Мажитов принял за древние археологические находки?



0

  • Изображение
  • Участник
  • 16 | 02.01.2015, 22:35 | Автор: Зулия
    Публикации: 27 | Комментарии: 24144 | Рейтинг: -533,2
"первые поместные земли располагались нешироким коль­цом вокруг города. На основе сравнения включенных и кни­гу документов разного времени можно проследить постепен­ное расширение этого кольца."
-----------------------
Как свидетельство постепенно расширяющегося захвата или покупки земель. То есть нарушения вотчинного права башкир на земельное владение и указа, запрещающего покупать у башкир земельную собственность.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 17 | 02.01.2015, 22:49 | Автор: Зулия
    Публикации: 27 | Комментарии: 24144 | Рейтинг: -533,2
"новой для края формы феодального земле­владения— а именно, монастырского."
--------------------------
Монастырское землевладение относится к церковной форме землевладения, никак не к феодальной, это разные вещи.
Как бы ты Таттарыч ни расхваливал "известного учёного‎" Демидову Н.Ф., она путается с элементарнейшими понятиями.

Еще раз повторю, на Руси было распространено условное землевладение, феодальная (вотчинное) форма заменена на поместную, и и право на земельную собственность было слабо охраняемо законом.
Земля могла быть запросто конфискована. Номинально вся земля в государстве принадлежала государю.



0

  • Изображение
  • Начинающий
  • 18 | 03.01.2015, 03:44 | Автор: зем
    Публикации: 0 | Комментарии: 349 | Рейтинг: -11,9
Как я понял у Мажитовых осутствует преемственность, ведь после орды была русская цивилизация, а если с ними более мене ничего не вяжется, то какой историк все это воспримет. Казань тысячелетний ведь учитывались все архивные метериалы и источники. Если Мажитов пропускает этапы русской цивилизаци, дикой орды какой никакой, какой же он историк, даже шоколята скажут дело шьет.



0

  • Изображение
  • Начинающий
  • 19 | 03.01.2015, 03:46 | Автор: зем
    Публикации: 0 | Комментарии: 349 | Рейтинг: -11,9
Писать такое чтобы потом Рахимову НПЗ присваивать было легче



0

  • Изображение
  • Участник
  • 20 | 03.01.2015, 14:56 | Автор: Ирек
    Публикации: 108 | Комментарии: 3432 | Рейтинг: -204,6
---Там не удосужился ответить. Может пояснишь, в чем суть проблемы---
А забанили меня там.



0