
Однако, как и в любом вопросе, которые касаются религии, бывают исключения. Мусульманам требовалось яснее и понятнее изобразить жизнь пророка и события, связанные с его жизнью, поэтому, начиная с 14 века, мы можем встретить ряд миниатюр и других произведений искусства, на которых присутствует пророк.
Традиция восточной живописи перешла в Ислам с монголами. В начале 14 века изображение пророка никак не указывало на его святость. О ней может свидетельствовать лишь увеличенная по сравнению с другими образами фигура Мухаммеда. То есть статус пророка на миниатюрах 14 века практически никак не выделяется. У него, как и других персонажей, на голове чалма белого цвета, зеленого или синего цвета арабское одеяние, накидка — джубба.
Очень интересно то, что художники с определенного момента перестают рисовать лицо пророка или изображают его покрытым. Путем нанесения завес на лица и предметы происходило символическое утверждение, таким образом, мусульмане стали подчеркивать этическую ценность объекта. Символизм заключается в том, что человек не может познать объект в силу несовершенства своих природных качеств. Божественная природа у мусульман непостижима, поэтому на многих миниатюрах отсутствует лик пророка. В статье Ш. Шукурова о проблемах в изобразительном искусстве ислама мы можем встретить отличный пример с отсылкой к средневековому поэту Камалу Худжанди:
Без-знаковость (отсутствие облика) есть знак Божьего Человека.
Покрытие завесой, как отмечает Шукуров, лишает наблюдателя возможности полноценной вербальной или визуальной коммуникации.
Мухаммед герой разноликий. Его образ, как можно наблюдать, сопровождается заменой костюма, его цвета, и прочих деталей. Такая практика, как отмечают исследователи, присутствовала в изобразительном искусстве ислама с XIV по XIX века. Сформировались две традиции: одни изображали пророка с завесой на лице, другие же старались открыть лицо, подчеркнуть его черты.
Есть примеры полного исчезновения фигуры пророка, к примеру, при совершении им Ми’раджа. Однако отсутствие фигуры не меняет смысла происходящего, а лишь придает изображению некоторую сакральность. Подобное смешение изобразительных приемов есть показатель того, что художники при изображении миниатюр отрицали полноценную идентификацию персонажа.
Приведено в сокращении.
Дилетант
Оригинал публикации
Можно ли изображать людей и пророка Мухаммеда?
Раздел: Общество | Просмотры: 40127 | Комментарии: 21