Рейтинг публикаций пользователей
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Заделался хакером? ...

Места у власти должны занимать умные и талантливые люди, иначе ничего хорошего ...
  3.12.2016   862   25

Башкирские яблочники ...

Конституция РФ на бумаге декларирует демократическое, правовое, социальное, ...
  3.12.2016   347   16

Учителя сошли с ума: ...

Младшеклассников в Оренбурге учительница заставила писать письма своим отцам на ...
  3.12.2016   788   42

Борьба с прогрессом: ...

Россия и Китай активно сотрудничают в области контроля над интернетом. Россия ...
  3.12.2016   353   16

«Особая ответственность» ...

В день 15-летия «Единой России» президент России Владимир Путин говорил об ...
  3.12.2016   332   15

Стыд и позор: Башкирские ...

Такого стыда за республику я давно не испытывала. Но Едросы, представляющие в ...
  2.12.2016   6903   43

Хамитов: Башкирия не ...

Глава РБ Рустэм Хамитов сообщил «Интерфаксу», что Башкирия не воспользуется ...
  2.12.2016   1133   30

Уфимская мэрия ...

Сразу два крупных провала образовалось на уфимских улицах. Фотографию первого ...
  2.12.2016   831   29

Достоин уважения: ...

Роскомнадзор подал на компанию в суд, однако проиг-paл из-за недоказанности ...
  2.12.2016   780   11

Устал, но только вперед ...

Президент РФ Владимир Путин 1 декабря обратился к Федеральному собранию с ...
  2.12.2016   1913   29

Темы и персоны
Архив публикаций
Декабрь 2016 (17)
Ноябрь 2016 (164)
Октябрь 2016 (183)
Сентябрь 2016 (173)
Август 2016 (153)
Июль 2016 (156)
Читаемое за неделю
Читаемое за месяц

Уфа. О происхождение названия города. Часть вторая

3


Уважаемые читатели! Сегодня мы представляем вам вторую часть уникальной научной работы известного уфимского краеведа Владимира Агте (первая часть здесь).

Уфа. О происхождение названия города. Часть вторая


Не вдаваясь подробно в содержание текста и выводы его автора и не вступая с ним в полемику, отметим, что он напрасно пренебрёг версией сходства слова уфа со словом упэ (upe на латинице), обозначающим реку в литовском и латышском языках – единственных ныне живых (Живущие в Латвии латгалы считают свой язык отдельным языком, а не диалектом латышского), а в древности многочисленных так называемых балтских языках. Кстати, в латышском языке есть слово leja – долина, низина, дол, что позволяет интерпретировать гидроним Уфалейка, как долина реки, речная долина (upe+leja=upes leja), трансформированное народным русским языком в понятную фонетическую конструкцию.

В дополнение к сказанному необходимо привести следующий пример. Старинный русский город Тула стоит на впадающей в Оку реке, носящей в настоящее время название Упа. Но вот примечательный факт, связанный с этой рекой и именем известного советского историка, писателя, журналиста Вильяма Васильевича Похлёбкина.

В Интернет-верссии книги В.Похлёбкина «Татары и Русь» в главе о знаменитом «стоянии на реке Угре» войск Великого князя московского Ивана III и хана Золотой орды Ахмата прочитал следующее: «Великое стояние на Угре 1480 г. 1. Ход военных действий: татарское войско хана Ахмата прошло по водоразделу верховьев Дона и Оки через вассальные от Литвы т.н. верховские княжества восточнее линии Новосиль — Мценск — Любутск к русской границе, т.е. к руслу р. Оки между Калугой и Алексиным, где тогда стоял г. Любутск. Но перейти здесь границу Московского великого княжества татарской коннице было невозможно — Ока имела ширину 400 м при глубине до 10—14 м. Бродов на участке между Калугой и Тарусой не было.

Противоположный русский берег был к тому же возвышен.

Вследствие этого конница Ахмата пошла по южному берегу Оки к верховьям реки, туда, где в Оку впадала Уфа и где был хороший брод, точнее, два брода — в 2,5 и в 4,5 км выше устья р. Угры»[9].

Конечно, это может быть опечаткой, и нужно сравнивать даже не с бумажным вариантом, где может быть редакторская правка, а с авторской рукописью, что не представляется возможным, но, возможно, здесь нет ошибки. Вспомним, как пишется, например, в английском языке и как читаются по-русски слова фотография и телефон: «photograph» и «phone» а имя Фома выглядит в греческом написании Θωμάς, а в латинском – Thomas. Поэтому можно предположить, что автор – глубокий знаток истории специально написал «Уфа».

Так что получается последовательность: упе (upe – латинским шрифтом) – Упа – Уфа.

Правда, возникает вопрос: «Какую связь имеют языки народов, живущих ныне в Прибалтике, к находящейся в центре России Туле и, тем более, к Южному Уралу?». Чтобы разрешить это противоречие, нужно предположить, что некогда на территории от Балтийского моря до нынешней Тулы и Южного Урала жил некий народ, имевший в своём языке слово уфа или сходное по звучанию, обозначавшее реку. И действительно, науке такой народ давно известен, хотя жил он очень давно.

В 1873 году в нынешней Ярославской области у деревни Фатьяново был раскопан могильник, датированный первой полови-нoй II-го тысячелетия до нашей эры. В дальнейшем археологические находки, подобные найденным в этом могильнике стали называть археологической Фатьяновской культурой.

Со временем выяснилось, что эта культура бронзового века была распространена на пространстве от Прибалтики до Волго-Камья. Как сказано в Большой Советской Энциклопедии (Т. 27. 1977) «Предполагаемая прародина племён Ф. к. – терр. между Днепром и Вислой. Антропологич. тип – европеоидный. Ф. к. входила в состав большой культурно-историч. общности – т. н. боевых топоров культур или шнуровой керамики культур, предков славян, балтов и германцев» [10].

В 1963 году впервые увидела свет книга «Балты. Люди янтарного моря» известного учёного историка, археолога, этнографа, профессора Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе Марии Гимбутас (В 2004 году эта книга была переиздана в России, стала доступна широкому читателю, продавалась в том числе и в Уфе). Книга посвящена происхождению и развитию балтских народов в период с каменного века до средневековья. Тема можно сказать родная для родившейся в Литве Марии Гимбутас, хотя и в целом она занималась древнейшей историей Восточной Европы, будучи признанным специалистом в этом вопросе.

Так вот, что она пишет в своей книге в главе «Восточные балты в бронзовом и раннем железном веке» в разделе «Фатьяновская культура: восточный эпизод»: «В течение бронзового века носители фатьяновской культуры распространились на Восток вплоть до Волги и её притоков. Кроме верховьев Волги, фатьяновские поселения обнаружены в низовьях Оки, Суры, Вятки и нижнем течении Камы. В третьей четверти второго тысячелетия зона распространения этой культуры достигла реки Белой и вплоть до Южного Урала. Носители фатьяновской культуры вклинились узкой полосой между финноугорскими охотничьими племенами на востоке центра России и протоскифами на юге. Они строили свои небольшие укреплённые деревни на высоких берегах рек, обычно укрепляя их рвами и валами с внутренней стороны. Эти укреплённые поселения заметно отличались от неукреплённых деревень охотников на побережьях озёр и рек… В раннем бронзовом веке носители фатьяновской культуры постоянно сoп-epничали за владения землями с угрофиннами и протоскифами, которые двигались с юга. Постепенно они распространились на северо-запад, вплоть до бассейна Оки. Земли, занимаемые фатьяновцами, неуклонно сокращались, однако, перед полным исчезновением в Чувашии, Татарии и Башкирии носители этой культуры смогли выйти на восток вдоль верховий реки Белой и Южного Урала… Эту последнюю стадию фатьяновской культуры, относящуюся примерно к 1500 – 1300 годам до н. э. обычно называют абашевской по названию могильника, открытого в 1925 году близ деревни Абашево на севере Чувашии. Возможно, появление абашевцев на Южном Урале объясняется наличием в этих местах месторождений меди. В этих поселениях обычно обнаруживаются большие количества медной руды, шлака и орудий для металлургического производства и инструментов для обработки металла»[11].

Итак, вновь прозвучала тема полезных ископаемых Южного Урала, точнее, стратегического для той далёкой эпохи металла – меди, давшей этому времени названия – медный век и бронзовый век. Однако, прежде чем делать выводы обратимся к вышедшей в Уфе в 1973 году книге «Тайны древнего Урала» известного башкирского учёного-археолога Нияза Мажитова. Вот что он пишет в главе «Абашевцы»: «Происхождение и история абашевских племён – одна из самых увлекательных страниц древней истории Урала и Поволжья…[12] История происхождения этих племён с богатой и своеобразной культурой долгое время оставалась для археологов загадкой, которая и сейчас ещё полностью не разга-дана. Прежде всего, археологи обратили внимание на некоторое сходство находок из Абашевских курганов с культурой фатьяновских племён, которые в 2000 – 1500 гг. до нашей эры жили в районе Среднего Поволжья. Опираясь на эти факты, учёные пришли к мнению, что абашевцы явились потомками фатьяновцев, пришедших с запада. Но позже, по мере накопления материалов, проблема всё усложнялась. Причиной тому послужило частично и то, что пa-мятники абашевских племён были найдены в районах Южного Урала и в Кустанайской области Казахстана»[13]. С другой стороны, Мажитов сам принимал участие в раскопках абашевского захоронения на берегу реки Ай в Кигинском районе: «Это открытие свидетельствовало о том, что абашевские племена жили не только в западных и южных предгорьях Южного Урала, но и освоили его горно-лесные районы…[14]. Медно-бронзовый век, примерно в X – VII вв. до н. э., сменяет железный век. В культуре племён, обитавших на значительной части территории Башкирии в начале железного века очень хорошо прослеживаются абашевские черты, особенно в форме и орнаментации глиняной посуды. Опираясь на эти факты, можно полагать, что в начале железного века в Башкирии жили племена, своим происхождением тесно связанные с абашевцами»[15].

Хотя происхождение абашевцев (река Упа, что в Туле, входит в область расселения этого народа, поскольку самый западный пa-мятник этой культуры найден в Малоярославецком районе Калужской области) до сих пор является предметом дискуссии различных исследователей, но все они сходятся в одном: это индоевропейский народ. Следовательно, можно предположить, что их язык тоже принадлежал к индоевропейской семье, а возможно, если учитывать мнение Марии Гимбутас, был родственным языку древних балтов (протобалтов).

И, наконец, ещё одна интересная цитата из книги «Тайны древнего Урала»: «…Урал с древнейших времён, ещё 3,5 тысячи лет назад, был крупным центром медной (бронзовой) металлургии… Племена, населявшие Волго-Окское междуречье в эпo-xy бронзы, свои орудия труда и украшения изготовляли преимущественно из уральской меди. Продукция уральских металлургов в те времена доходила даже до Днестра»[16].

Возможно, что и дальше, поскольку не все древние медные и бронзовые изделия, найденные в разных концах Евразии, исследовались на состав и сравнивались по составу с уральской медью, и, естественно, не все такие изделия уже найдены.

И как раз мимо нынешней Уфы пролегали речные транспортные пути между горными районами Южного Урала, где добывалась медная руда, и выплавлялись медь и бронза, и потребителями продукции уральских металлургов в бассейне Волги и Оки. По Волге же можно попасть в Каспий; лишь небольшое пространство отделяет Волгу от Дона, впадающего в Азовское море, откуда открыт путь в море Чёрное; через верховья Волги и через систему волоков можно попасть в реки бассейна Балтийского моря и в само море. Великая речная транспортная система Восточной Европы служит людям на протяжении многих тысячелетий!

Нет ничего удивительного, что название уральской реки имеет сходство с латышским и литовским словом: санскрит – язык Древней Индии, куда как дальше отстоящей от современной Прибалтики, чем Урал, имеет большое родство с языком литовским, а люди, говорившие на одном из индоевропейских языков – тохарском, жили на территории современного Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Например, известное нам слово кумыс практически так же выглядит по-латышски – kumiss (kumysas по-литовски), но вряд ли оно появилось в латышском языке недавно, поскольку кобылица по-латышски – kumeļmāte (kumelė по-литовски), а жеребёнок – kumeļš (kumeliukas по-литовски), хотя в латышском языке есть и другое слово, означающее кобылу, кобылицу – ķēve. А вот изложение рассказа средневекового английского мореплавателя Вульфстана, посетившего в IX веке землю западнобалтского народа пруссов: «Прусская знать выделяется тем, что пьёт кобылье молоко или кумыс. Второй слой общества – свободные общинники, которых Вульфстан определяет как свободных бедных. Они пьют медовуху, как и третий слой – рабы»[17]. Вероятнее всего, такой обычай мог появиться у народа, жившего на границе степей, где можно было бы пасти табуны лошадей, и липового леса – основного производителя добываемого бортничеством мёда, а не в малопригодной для коневодства Пруссии, с её лесами, болотами и озёрами. Западные отроги Южного Урала вполне подходят для зарождения такого обычая. Так же в этом обычае можно увидеть реалии того исторического периода, когда кочевники, занимавшиеся скотоводством и имевшие конские табуны, доминировали над соседними племенами, жившими земледелием или охотой и собирательством. В подтверждение подобного предположения можно привести следующее: «Начало бронзового века, т. е. эпохи, когда появляется и получает распространение первый металл, заменяющий каменное сырьё, связано не с новым этапом развития хозяйства местного населения, а с вторжением пришельцев на территорию всей Прибалтики. Новое население, в археологии их называют культурой шнуровой керамики или боевых топоров, появилось в конце третьего тысячелетия до н. э… Появление нового населения было связано с возникновением скотоводческого хозяйства, для интенсивного ведения которого характерны постоянные перекочёвки. Скотоводческое хозяйство складывается в предгорной и степной зоне, как считает целый ряд современных исследователей, это были территории Северного Кавказа и Северного Причерноморья. Быстрый рост народонаселения приводил к необходимости поиска новых пастбищ, что требовало освоения новой территории. В конце третьего тысячелетия кочевые индоевропейские племена начали расселяться по территории Евразии… Поскольку в дальнейшем, на протяжении трёх тысячелетий, на территории Восточной Прибалтики не наблюдается смены населения, то начало этногенеза балтов (пруссов, литовцев, латышей) отсчитывают от культуры боевых топоров, которую иногда называют «балтийской». Миг-paнты доминируют на территории от Вислы до Западной Двины, где они подчиняют себе местное население". [18].

Становится понятно и то, почему лошадь занимала особое место в жизни и верованиях древних балтов – их предки, прежде чем оказались в лесах на побережье Балтийского моря, были когда-то степняками-кочевниками, как много позже были ими восточные германцы – остготы.

Лесная и болотистая местность, где оказались балты, защитила их от более поздних вторжений и позволила во многом сохранить языковые и культурные реалии четырёх тысячелетней давности. Другие группы родственных балтам индоевропейцев, в том числе и пришедшие на Южный Урал, вынуждены были вступить в острую конкуренцию с иными этническими группами и постепенно утратили свою самобытность, оставив после себя лишь отдельные проявления в культурах и языках позднее образовавшихся на их месте народов.

Подводя итог, можно сказать, что город Уфа получил своё название от одноимённой реки, которую индоевропейское население здешних мест бронзового века, родственное современным балтам, – например, абашевцы, как раз и могло назвать словом уфа, что означало тогда просто – река. Впоследствии одна часть древнего индоевропейского населения была вытеснена отсюда финноугорскими народами или погибла в войнах с ними, а другая часть слилась с этими народами и более поздними пришельцами – тюрками и вошла в состав народов, и поныне живущих в наших краях: башкир, татар, удмуртов, мордвы, марийцев, чувашей, у многих представителей которых в облике и культуре проступают индоевропейские черты, унаследованные от далёких предков.

Слово уфа сохранилось в веках, местные жители долго помнили и о том, что оно означает. Отсюда записанное Рычковым со слов башкир название реки Уфа-Идель – просто перевод древнего слова на башкирский язык: никакой ошибки Рычков не допустил. А племя или род, жившие по берегам реки, вполне могли обрести либо самоназвание, либо прозвище соседей – речники, речные жители, что мы и находим в упоминаниях о существовании башкирского рода с названием a-нaлогичным слову Уфа, (упа), өфə (өпə).

Примечания

1. http://www.admkaraidel.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=48&Item
2. Буканова Р.Г. Города-крепости на территории Башкортостана в XVI – XVII вв. – Уфа, 2010. С.104.
3. Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии. – Уфа, 1999. С. 263 –264.
4. Там же. С. 264.
5. Там же. С. 264.
6. Там же. С. 307.
7. Буканова Р.Г. Указ. соч. С. 105.
8. Поздеев В.В. Южноуральская топонимика. Историко-топонимический словарь. – Челябинск, 2008. С. 169.
9. Ссылка
10. Большая Советская энциклопедия (БСЭ). Т. 27. – М., 1977. С. 218.
11. Гимбутас М. Балты. Люди янтарного моря. – М., 2004. С. 96 – 97.
12. Мажитов Н.А. Тайны древнего Урала. – Уфа, 1973. С. 35.
13. Там же. С. 36.
14. Там же. С. 37.
15. Там же. С. 41.
16. Там же. С. 44.
17. Очерки истории Восточной Пруссии/ Кретинин Г.В., Брюшинкин В.Н., Гальцов В.И. и др. – Калининград, 2004. С. 24 – 25.
18. Там же. С. 13 – 14.
19. Гимбутас М. Указ. соч. С. 69.

Владимир Агте, ЖЖ janinas
Оригинал публикации




Связанные темы и персоны


Другие публикации по теме


  • Изображение
  • Гость
  • 1 | 31.01.2015, 11:28 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Город Башгорд и точка!



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 2 | 31.01.2015, 11:35 | Автор: Вдумчивый | На сайте
    Публикации: 210 | Комментарии: 33139 | Рейтинг: +6185,1
Правда, возникает вопрос: «Какую связь имеют языки народов, живущих ныне в Прибалтике, к находящейся в центре России Туле и, тем более, к Южному Уралу?».
===
Давно бы все книги Фоменко А.Т., Носовского Г.В. на сайте распечатали, чтобы народ не маялся понапрасну, листая комуняцкие нац эпосы и иноземные романовские сказки.



0

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 3 | 31.01.2015, 11:44 | Автор: blunt
    Публикации: 16 | Комментарии: 15141 | Рейтинг: +3074,6
Бред сивой кобылы.
Ученые давно выяснили происхождение имени города.
Повторю их заключение.
Когда пожилой воевода Нагой поднялся на гору, то он запыхался. Сел на камень отдышаться. К нему подошел дружинник. Спросил:" Как назовем город"?
Воевода ничего пpo-мoлвить не смог, кроме междометия:"Уф, а". Дружинник закричал:"Уфа! Уфа"!
Все воины подхватили-Уфа!
Так и повелось.
Аборигены, ногайцы, подобострастно стоящие на коленях, запомнили это название.
Потом, научили ему башкир, милостививше допущенных Государем к заселению этих мест.



2

  • Изображение
  • Гость
  • 4 | 31.01.2015, 11:44 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Вы поднимались с багажом с железнодорожного перрона стa-нции Уфа по лестнице навстречу работающему вниз эскалатору? Какое слово вы, поднявшись и запыхавшись, произнесли на выдохе? Правильно, уф-а. Вот отсюда и пошло название нашего города.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 5 | 31.01.2015, 11:51 | Автор: Зулия
    Публикации: 27 | Комментарии: 24144 | Рейтинг: -533,2
2 | 31.01.2015, 11:44 | Автор: blunt | На сайте
Не, не так. Твой воевода был не только тупой, а тугой на ухо.

http://www.ufahistory.ru/baza/old02.htm

когда воевода прибыл лично, он стал спрашивать у местных как называется река, показывая на нее рукой. Они же думали, что он показывает на ловившего рыбу стрельца, которого звали Ефимка. Воевода расслышал "уфимка", и сказал, что раз река Уфимка, то город будет Уфа.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 6 | 31.01.2015, 12:00 | Автор: Зулия
    Публикации: 27 | Комментарии: 24144 | Рейтинг: -533,2
книги В.Похлёбкина «Татары и Русь»

Ви́льям Васи́льевич Похлёбкин (полн. имя Вильям-Август) — советский и российский историк и кулинар, скандинавист, специалист по международным отношениям и геральдике.

Наибольшую известность Похлёбкин приобрёл как исследователь и популяризатор кулинарии, занимаясь гастрономической историей, семиотикой кухни и кулинарной антропологией. Он, в частности, реконструировал древнерусское кушанье кундюмы (кундюбки) и ассортимент блюд и напитков в русской классической драматургии конца XVIII—начала XX века.
Похлёбкин предложил также разнообразить пищевой рацион космонавтов и ввести для них купаж чёрного и зелёного чая. Монография Похлёбкина «История вo-дки» была удостоена премии Ланге Черетто.
....................
Сапожники-пирожники, похлебкины-историки



2

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 7 | 31.01.2015, 12:06 | Автор: blunt
    Публикации: 16 | Комментарии: 15141 | Рейтинг: +3074,6
Зуля.
Это настоящие историки.
Не Похлебкины. а башкир тогда еще здесь не было. Их еще Ермак не освободил от татарского рабства.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 8 | 31.01.2015, 12:10 | Автор: Зулия
    Публикации: 27 | Комментарии: 24144 | Рейтинг: -533,2
По признанию самого Похлёбкина, его крепостной прадед служил поваром и преуспел в приготовлении похлёбок, откуда, предположительно, и пошла фамилия: «Больше ни у кого в роду склонности к поварской профессии не отмечалось, а мне, похоже, передалось, у меня есть что-то в кончиках пальцев»
...............
Писать историю это вам не похлебку варить.

Тут должен быть мозг не только в кончиках пальцев! А некоторая часть - там где положено по анатомии.

Варишь-варишь, мешаешь-мешаешь, а идея из кончиков пальцев - так и прет, высасываешь-высасываешь - вот теле и книжка. Купаж зеленого и черного чая для космонавтов - круто, никто ведь не догадался, то есть по нечаянности смешивали, а что годится для космонавтов - сроду на ум никому не приходило.

Значит, Агата Кристи придумывала детективы, когда мыла посуду.
А варка похлебки - это вам не посудомойный интеллект. Тут нужно еще и умение с самых кончиках пальцев высасывать идеи и воплощать в бумаге.

И - кормить, кормить, своей похлебочной продукцией!



0

  • Изображение
  • Участник
  • 9 | 31.01.2015, 12:11 | Автор: Зулия
    Публикации: 27 | Комментарии: 24144 | Рейтинг: -533,2
5 | 31.01.2015, 12:06 | Автор: blunt | На сайте
Ермак как утоп, так башкиры и заплакали.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 10 | 31.01.2015, 12:38 | Автор: Зулия
    Публикации: 27 | Комментарии: 24144 | Рейтинг: -533,2
Старинный русский город Тула стоит на впадающей в Оку реке, носящей в настоящее время название Упа.
упе (upe – латинским шрифтом) – Упа – Уфа.
--------------------------
А еще есть кроме Уфа - Упа, гидроним Уба. И не одна, есть Белая Уба, Черная Уба, просто Уба, и Убинка. Протекают и на Алтае, и Казахстане, и Марийской республике. и еще есть сходная оп звучанию река Обь.

Балтийский народ разве проживал на Алтае и Казахстане? То есть депортированные и выселенные проживали, но связывать их к происхождению как-то непатриотично.

Владимир Агте, который краевед, сколько вас тут клоунов ошивается!



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 11 | 31.01.2015, 13:19 | Автор: юнг
    Публикации: 234 | Комментарии: 27138 | Рейтинг: +5286
Климакс влияет на мозговую активность. Кто бы спорил?



1

  • Изображение
  • Гость
  • 12 | 31.01.2015, 13:24 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
8 | 31.01.2015, 12:38 | Автор: Зулия | На сайте
Публикации: 17 | Комментарии: 18592 | Рейтинг: -433,8
Старинный русский город Тула стоит на впадающей в Оку реке, носящей в настоящее время название Упа.
упе (upe – латинским шрифтом) – Упа – Уфа.
--------------------------
А еще есть кроме Уфа - Упа, гидроним Уба. И не одна, есть Белая Уба, Черная Уба, просто Уба, и Убинка. Протекают и на Алтае, и Казахстане, и Марийской республике. и еще есть сходная оп звучанию река Обь.

Балтийский народ разве проживал на Алтае и Казахстане? То есть депортированные и выселенные проживали, но связывать их к происхождению как-то непатриотично.

Владимир Агте, который краевед, сколько вас тут клоунов ошивается!
__________________
Вы ещё забыли добавить реку Данубис - того же корня. Что ж вы так?
В принципе, вы только подтвердили изложенную в статье версию о широком распространении по Евразии древней индоевропейской топонимики.
Про тохаров, тохарский язык, сходство литовского с санскритом, вы, похоже, не читали.
А то, что есть Уфа, есть Упа и есть Уба, так об этом почитайте в учебнике русского языка про звонкие и глухие согласные.
Не всё же возводить башкирский язык к языку космических пришельцев, как это делал один кадр из Абзелиловского района, pac-cылая свои статьи в редакции всех республиканских газет и журналов, а заодно забрасывая письмами правительство республики, прокуратуру и прочие инстa-нции с жалобами, что его не признают, а сосед-негодяй оттяпал у него кусок огорода, где был музей с артефактами с запредельным возрастом:

"денислам галин 09.12.2012 в 17:02 #

Для изготовления объемной карты части территории современной Башкирии, для условных обозначений ряда объектов создателями карты были использованы раковины моллюска из Индонезии вымершего около 50 млн. лет. Сверху микрорельеф покрыт слоем белого фарфора, компоненты которого взяты с местечка г. Тура Франции возрастом 200 - 220 млн. лет. Именно жители Северной Франции, Башкортостана и Индонезии являются основными носителями мужской гаплогруппы R 1b, которая сформировалась именно в Западной Азии (в Башкирии) 20 тысяч лет назад именно в местах постоянного обитания гримальдийской (гипер-борейской) расы близкая меланезийцам и папуасам, давшего миру злаковую культуру борай. Именно благодаря этой пшеницы борай, гримальдийцы дошли до нас под именем "гипер-бореи", что буквально "сеятели пшеницы борай" (hипер-борай), а окрестности Крыкты - Тау (Та,ау,т - Т,от) усеяны древними письменностями на камне, выполненные на основе первой карты земли (см. мою работу от 18.11.2012 г.).

денислам галин 04.01.2013 в 16:15 #

В эпосе "Урал - батыр" говорится, что Урал - батыр (Зевс - патер) проложил дорогу, по которой, следом, шли люди. До сих-пор эта древняя дорога называется "Куныр Буга юлы", что буквально понимается как "Дорога смуглолицего Тельца". Не случайно же у бога Зевс - патера (Урал - батыра) имя "Зев-с" образовалось от слова "сэу-ер" (hэу-ер) буквально означающего как "Телец" (Буга). Для более детального и полного изучения "Первой карты Земли" потребуется полное восстановление тамговых знаков башкирских племен, родов и родовых подразделений. Чтоб разобраться, для чего же был создан искусственный ландшафт и гасящие волны треугольные кa-нaлы, нас должно интересовать интервалы времени соответствующие низкому положению уровня Мирового океана, а именно, интервалы времени от 200 до 140 и от 80 до 60 млн. лет. То есть, работа механизма искусственного ландшафта Башкортостана зависит именно от емкости Мирового океана, зависящего, от длительного (около 160 млн. лет) опускания и кратковременного (около 20 млн. лет) подъема блоков земной коры при скольжении волны тектонических движений с Запада на Восток с приблизительной скоростью 2 градуса долготы за 1 млн. лет (200,140;80,60 мл.л).

денислам галин комментирует материал 04.01.2013 в 15:43 #

Конечно, поступили необдуманно, что "Первую карту Земли" передали МГУ - это все равно, что "мартышке" отдать "очки". "Первая карта Земли" должна находится именно в Баш-корт-остане вместе с эпосом "Урал - батыр" (Зевс - патер). Если убрать все наслоения времени с эпоса "Урал - батыр", в эпосе мы узнаем то время, когда, как и для чего искусственно был создан ландшафт Башкортостана. Не случайно же у башкир "первые семь дней после сотворения мира" понимается именно под словом "тау-рат", а все возвышенности, что в "Первой карте Земли", на местности башкирами воспринимается именно под словом "тау" (гора). Именно на юге Башкортостана обнаруживаются множества письменных артефактов на камне, выполненных именно на основе "Первой карты Земли" (эксп.: 108;109;110;111;112;113;114, музей в дер Теляшево РБ). Как мы знаем, бог Т-от (Та-ау-т) известен именно под именем Та-ау-т (Та-у) как бог букв и создатель алфавита и астрономии. Не случайно у башкир под словом "та-у-сиэ" понимается "рекомендация" и "совет". Кстати, пирамиды (Эhрам), что воздвигли в Египте (Мы сыр; Мисор) на Гизе (Гизе-у) на башкирском буквально означает как место "путешествия" (Гизе-у) и "странствия" (Гизе-у)"
http://newsland.com/news/detail/id/358001/

Куды уж клоунам-краеведам до башкирских циркачей в лисьих шапках - так, по мелочи.



3

  • Изображение
  • Гость
  • 13 | 31.01.2015, 13:31 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
О клоунах:

"денислам галин комментирует материал 06.01.2013 в 10:28 #

Чем больше при исследовании сталкиваюсь с древними артефактами, которые предназначены донести до нас информацию древних на камне, больше убеждаюсь, что башкирский язык является именно языком письменности. То есть, является носителем информационного пo-тeнциала. В этом я убедился когда расшифровывал письменность на камне комплекса гор Ятыш - Атас, которая была написана именно после резкого смещения (примерно 12 тыс. лет назад) планетарной оси Земли. Расшифровка письма сразу же поддалась только тогда, когда я сделал, как требует это письмо, настройку письма на звуки конкретных гласных букв "ЭЙЕ" (да), "ЭЙЭ" (хозяин) и "АЯ" через пятое (баш-корт баш-ында б-иш корт) деление времени "А" (см. мою работу от 09.07.2012 г.). В своем "Музее археологических экспонатов" в дер. Теляшево РБ я собрал целую коллекцию путеводителей древних дорог, на них тоже в древности налагались те же информационные функции, что использовались на письменности комплекса гор Ятыш - Атас города Магнитогорска. Но более близкую связь с "Первой картой Земли" имеют письменности на экспонатах №108 и №109 находящихся у меня в музее дер. Теляшево РБ".



2

  • Изображение
  • Гость
  • 14 | 31.01.2015, 13:32 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
До сих пор живо и здорово башкирское племя Опейле - Уфалей и Уфа с этого названия. Их владения доходили до Аргаяша Челябинской области



2

  • Изображение
  • Участник
  • 15 | 31.01.2015, 14:08 | Автор: кац | На сайте
    Публикации: 0 | Комментарии: 11404 | Рейтинг: -2359,4
А что так скромно то?
На языке какого нибудь африканского народа наверняка найдется, что Уфа означает река.



5

  • Изображение
  • Участник
  • 16 | 31.01.2015, 14:16 | Автор: кац | На сайте
    Публикации: 0 | Комментарии: 11404 | Рейтинг: -2359,4
А если серьезно, то можно обойтись без сопливых. На башкирском языке Уба означает возвышенность. Есть еще туба, означающая небольшую гору. Пример Тастуба. Этот поселок стоит впритык к небольшой голой горе, которая на баш языке и будет Таз туба. А Уфимка вообще то называется Караидель. Большие реки так называли: Агидель (белая река), Караидель (черная река), Кугидель (синяя река). Еще есть просто Идель (Волга).



4

  • Изображение
  • Гость
  • 17 | 31.01.2015, 14:43 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
4 | 31.01.2015, 12:00 | Автор: Зулия
Публикации: 17 | Комментарии: 18593 | Рейтинг: -435,2

книги В.Похлёбкина «Татары и Русь»

Ви́льям Васи́льевич Похлёбкин (полн. имя Вильям-Август) — советский и российский историк и кулинар, скандинавист, специалист по международным отношениям и геральдике.

Наибольшую известность Похлёбкин приобрёл как исследователь и популяризатор кулинарии, занимаясь гастрономической историей, семиотикой кухни и кулинарной антропологией. Он, в частности, реконструировал древнерусское кушанье кундюмы (кундюбки) и ассортимент блюд и напитков в русской классической драматургии конца XVIII—начала XX века.
Похлёбкин предложил также разнообразить пищевой рацион космонавтов и ввести для них купаж чёрного и зелёного чая. Монография Похлёбкина «История вo-дки» была удостоена премии Ланге Черетто.
....................
Сапожники-пирожники, похлебкины-историки
---------
Вот тут ты Зуля неправа.
Похлебкин был серьезным историком и работал в архивах.



4

  • Изображение
  • Гость
  • 18 | 31.01.2015, 14:45 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
1 | 31.01.2015, 11:35 | Автор: Вдумчивый
Публикации: 27 | Комментарии: 22341 | Рейтинг: +4845,5

Правда, возникает вопрос: «Какую связь имеют языки народов, живущих ныне в Прибалтике, к находящейся в центре России Туле и, тем более, к Южному Уралу?».
===
Давно бы все книги Фоменко А.Т., Носовского Г.В. на сайте распечатали, чтобы народ не маялся понапрасну, листая комуняцкие нац эпосы и иноземные романовские сказки.
----------------------
Глупыш ты Вова или как тебя ?
Костя что ли ?
Твои подельники ничего окромя своих желтых медсправок не читают
Да вот и ты недалеко ушел, только ви-дeo и можешь cмo-тpеть.
Да ты и Фоменко не читал, сам же рассказывал.



4

  • Изображение
  • Участник
  • 19 | 31.01.2015, 14:53 | Автор: Гунн
    Публикации: 190 | Комментарии: 5249 | Рейтинг: +914,4
====Слово уфа сохранилось в веках, местные жители долго помнили и о том, что оно означает.
Отсюда записанное Рычковым со слов башкир название реки Уфа-Идель – просто перевод древнего слова на башкирский язык====



Вот в этой части сказано хорошо! Ничего спорить! Башкиры на свой лад начали называть местное название. Они и Челябинск называют Силабе, просто у них фонетика такая, не могут выговаривать.

А в РБ много рек в названиях которых есть схожесть: например, река Базы, река Тол-базы, Бият-язы.... - эти названия остались со времен финно-угорских народов, если не ошибаюсь, азы - означает вода.



1

  • Изображение
  • Гость
  • 20 | 31.01.2015, 15:00 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
тюрками и вошла в состав народов, и поныне живущих в наших краях: башкир, татар, удмуртов, мордвы, марийцев, чувашей, у многих представителей которых в облике и культуре проступают индоевропейские черты, унаследованные от далёких предков.
------------------------------------------------------------
------------------------------------------------ Дык, башкиры ведь монголоиды?



1