Календарь новостей
«    Май 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Не везет Башкирии на ...

От должности отстранен главный борец с коррупцией Уфы. Два года назад ...
  20.05.2022   21940    0

Шевчук: «Родина — это не ...

Лидер российской рок-группы "ДДТ" Юрий Шевчук выступил с эмоциональной речью о ...
  19.05.2022   25593    14

Путинизм — это и есть ...

Глава Чечни Рамзан Кадыров призвал не ждать мобилизации, а «мобилизоваться» ...
  18.05.2022   38371    27

«Москвич» из говна и ...

Собянин анонсировал возрождение производства «Москвичей». ...
  16.05.2022   38414    115

Когда пойдут самовары ...

Великая Победа досталась СССР ценой миллионов искалеченных судеб — причём ...
  9.05.2022   25226    304

Гадкие пропагандоны под ...

ФСБ: Задержанные за покушение на Соловьева планировали убить Киселева, Симоньян ...
  26.04.2022   18308    510

Лживый патриотизм по ...

Уже традиционно в Уфе 9 Мая пройдет шествие «Бессмертный полк». В этом году ...
  18.04.2022   21770    166

«Москва» утонула ...

При буксировке крейсер «Москва», флагман Черноморского флота, потерял ...
  15.04.2022   14189    99

В кармане у гопника ...

Силуанов предупредил Запад о последствиях при попытке объявления дефолта. ...
  11.04.2022   38848    76

Воровской разлад: Всем ...

Турчак раскритиковал слова Пескова о «значительных потерях» России. ...
  8.04.2022   34457    23

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Май 2022 (5)
Апрель 2022 (7)
Март 2022 (6)
Февраль 2022 (8)
Январь 2022 (19)
Декабрь 2021 (24)

Расцвет. Большая история уфимского кино. Исторические картинки Михаила Роднова. Картинка 23

1



К 1911 году можно точно утверждать, что в Уфе регулярно снимали фильмы. Вероятно, первым кинооператором был известный городской фотограф Е.О. Капита, между прочим австрийский подданный. Так, 20 июля 1911 года во время первого полёта авиатора Кузнецова, сообщал современник, Капита «начинает усиленно вертеть ручку кинематографа, чтобы увековечить столь редкий момент на память уфимцам». Снятые фильмы, скорее всего, в качестве документальной хроники показывали в городских кинотеатрах перед показом фильмов. Этому есть ряд свидетельств.

Расцвет. Большая история уфимского кино. Исторические картинки Михаила Роднова. Картинка 23


В декабре того же 1911 года некий Lolo опубликовал заметку «Негры в Уфе» (Уфимский вестник. 22 декабря). Они остановились в номерах «Сибирское Подворье» на Успенской улице (Коммунистической). 18-го числа прошёл слух об их отъезде и собралась толпа поглазеть не чёрных.

«Из номеров действительно, вышли двое молодых людей и молодая женщина с чёрными лицами. Представители чёрной расы одеты довольно изысканно, по последней английской моде.

К подъезду лихо подъезжает извозчик. Негры садятся в санки.

Возница старается как нибудь отогнать от поезда, но – не тут то было. Любопытные, окружили санки со всех концов тесным кольцом».
Одна женщина хотела «дотронуться пальцем до лица "арабки".

– Эй, смотри! ашать руку будет… Он человека кушает, – солидно останавливает бабу сосед-татарин…

Следует пожалеть, что г. Капита не снял этой сцены для "Юлдуза"».

То есть для уфимцев в 1911 году уже были привычными фотосъёмки текущей жизни города, и именно Капита воспринимался как уфимский хроникёр-оператор, чьи фильмы показывали в кинотеатре «Юлдуз». Куда же затем подевались его киноленты? Какой были бы сенсацией сейчас!

В 1912 году находим ещё одно упоминание о первом уфимском кинооператоре Капите в заметке «Катание с кинематографом» (Уфимский вестник. 9 августа). «5 августа владельцем театра "Юлдуз" на Хасабовском пароходе "Яков" было устроено катанье… капитан дал свисток и на берегу… заработал кинематографический аппарат. По отходе парохода он ещё раз был снят. Отправились, наконец, в путь. Прошли полтора часа, пароход сделал остановку, и опять с берега он был воспроизведён на кинематографическую ленту». Наконец, пароход с отдыхающими поднялся вверх по Уфимке, остановившись у крутого обрыва возле Чёртова городища, где публика сошла на берег погулять. «Вышли на берег и музыканты стали играть танцы, потанцевали… Кинематографический аппарат снова заработал и увековечил пляшущих и гуляющих уфимцев».

Значит, действительно, в кинотеатре «Юлдуз» показывали, видимо, перед сеансами съёмки Капиты, которого специально пригласили на прогулку на пароходе, организованной предпринимателем из уфимской киноиндустрии. Обратим внимание, что киносъёмка была профессионально организована. Капита снимал с берега, на старой пристани возле совр. Монумента, затем поехал на извозчике, видимо, на Каменную переправу, оттуда к Чёртову городищу, где с аппаратом встретил подошедший пароход, снимая причаливание судна и танцующую публику. Наверняка, эту ленту потом крутили в «Юлдузе» к удовольствию уфимского зрителя. Ах, посмотреть бы продукцию Капиты хоть одним глазком!

Документальные хроники, скорее всего, были постоянной частью кинорепертуара в «Юлдузе». Так, с 25 по 28 марта 1913 года в электро-театре «Юлдуз» зазывали публику, что «во время сеанса будет демонстрироваться интересная картина: вспашка паровыми и нефтяными плугами», а также иные достижения передовой американской сельхозтехники.

Власти начинали регулировать порядок работы отрасли киноиндустрии. К примеру, в Златоусте в 1913 году вышло обязательное постановление «об устройстве и содержании театров-кинематографов и о хранении целлулоидной для них ленты». Судя по возникновению и исчезновению уфимских кинотеатров, политика городских властей оказывала серьёзное воздействие.

Киноиндустрия тем временем стремительно развивалась. В прессе постоянно встречается реклама новой техники, а Харьковская
кинематографическая контора предлагала взять в прокат фильмы, у неё в 1913 году имелся в Уфе даже свой представитель Г.М. Павлов (Аксаковская, 72). Этот Павлов сделал ставку на кинобизнес и преуспевал. В 1914 году у него уже имелась своя Уфимская кинематографическая контора и в поисках новых рынков «Г.М. Павлов завёл сношения с Бухарой, где намерен открыть отделение своей конторы. Между прочим им уже устроен придворный кино-театр у Его Высочества Эмира Бухарского», сообщал «Уфимский вестник» 20 марта.

В газетах появлялась реклама киноконторы Павлова. В «Уфимском вестнике» (1914 год, № 192) она извещала, что продаётся «оборудование электро-театров профессиональных, школьных и домашних. Аппараты лучших конструкций. Прокат и продажа картин». В сентябре Павлов приторговывал также пишущими машинками.

Сам же Георгий Михайлович Павлов происходил из крестьян Самарской губернии Николаевского уезда. Скопив на волжских берегах первоначальный капитал, он приезжает к 1912 году в Уфу, находит компаньона – крестьянина Богородской волости Уфимского уезда Сергея Яковлевича Попова, вместе с которым 1 сентября 1912 года заключает договор аренды с уфимским купеческим сыном Александром Михайловичем Ларионовым.

Они взяли у Ларионова в аренду содержание помещения для электро-театра «Эффект» на улице Центральной, земля была арендована у купеческого общества. Срок аренды устанавливался всего в один год, по 1 сентября 1913 года, никто не хотел рисковать. За всё Ларионов получал 3300 рублей, которые выплачивались частями. В договоре много разных пунктов, включая требование заменить перегоревшие лампочки своими. В залог было внесено 832 рубля 50 копеек.

Кстати, на углу Ленина и Чернышевского (Центральной и Уфимской), где стоял «Эффект», продолжается киножизнь – давно достопримечательностью города стал кинотеатр «Родина», поблизости вырос «Синема-парк». Живы уфимские кинотрадиции.

Наверное, все поголовно читатели бывали в кинотеатре «Родина» и представляют его внутреннее убранство. А как выглядел древний предшественник? Договор Павлова и Попова с Ларионовым содержит опись инвентаря электро-театра «Эффект». Заглянем?

Входим и попадаем в прихожую, рядом с которой буфет (какими плюшками угощали, неведомо). К услугам зрительниц была дамская уборная, где симпатичные и обаятельные уфимочки наводили марафет. Здесь стояло большое зеркало (за 15 руб.) в обрамлении драпировки и 24 лампочек «илюминационных с патронами». Затем народ направлялся в швейцарскую (на современном диалекте гардероб). Тут находились вешалки стоячая (за 30 руб.) и настенная (15 руб.), висела люстра из трёх рожков, имелось зеркало с коленкоровой драпировкой. Обслуживал посетителей швейцар в ливрее из
синего сукна.

Далее народ попадал в фое. Именно так было принято сто лет назад говорить, фое, а не фойе. В предвкушении восприятия высокого искусства зрители отдыхали, общались и, видимо, слушали музыку. Потому что в инвентарной описи указаны три металлических и 10 деревянных пюпитров, 12 стульев и диван. Всё это находилось на хорах, там, наверное, располагался оркестрик.

А в самом фое имелись фонтан (скорее всего, маленький фонтанчик, всего лишь за 2 руб. 75 коп.) и 4 искусственных пальмы. К удобству зрителей предлагались большой с рисунками венский диван, такой же маленький диван, а также большой гладкий венский диван, два венских кресла, 20 венских с рисунками стульев и 12 гладких венских стульев, стояло 9 венских столов. Сплошная Австрия. Наверное, на них вкушали продукцию эффектного буфета.

Наконец, мы проходим в зрительный зал (звонили или нет, неведомо). На стене висел большой с драпировкой из плюша экран за 100 руб., около экрана были развешены две картины (по 15 руб.) с неизвестными сюжетами.

Усаживаемся. В партере находилось 230 стульев, в двух ложах стояло ещё 9 стульев, в верхних ложах имелось 17 стульев, около будки стояло ещё 4 стула (мебель недорогая, по одному – два рублика). Но в «Эффекте» присутствовала Губернаторская ложа всего из двух стульев, уже по 6 руб. Имелись также 2 стула с рисунками (по 5 руб.), одно специальное кресло полицеймейстера (аж за 10 руб., во как уважали МВД), у будки стоял ещё один стул (предположим, для сопровождавшего урядника). Кроме того, в 4 и 5 рядах были расставлены 14 скамей. Для молодёжи, чтоб целоваться было неудобно. Зрительный зал был украшен четырьмя драпировками из плюша и двумя из шерстяной материи и даже имелся шкаф для книг за 15 руб. Освещала зрительный зал четырёхрожковая люстра за 30 руб.

Попросим показать нам святая святых – аппаратную будку. Там находились: 1) Умформер с проводами и реастатом (за 650 руб., чего это за штуковины?, обращайтесь к гуглу), 2) Аппарат кинематографический со всеми принадлежностями: фонарём, лампой, реастатом, распределительной доской, выключателями, 2-мя моталками, объективом, 4-мя большими бабинами и 2-мя малыми (все за 700 руб.), 3) Аппарат индукторный (25 руб.) и кое-что ещё. Вот такое кино!

Технический прогресс уже в то время создаёт домашние кинотеатры. В «Уфимском вестнике» за 1916 год 10 апреля встречаем объявление, что инженер М.Г. Гутоп (Александровская, 15) продаёт «ручные кинематографы "кок" и ленты». «Уфимский край» в том же 1916 году в номере за 1 января добавлял о рекламе Гутопа: «ручные кинемоаппараты» "КОК" компании Бр. Пате в Париже». Действительно, как узнаём на сайте «Русский мир», в 1912 г. фирма «Пате» начала производство недорогих проекторов «Кок». Он стоил всего 175 рублей и весил 14 кг вместе с динамо-машиной, используемой для накала источника света. Работал проектор от ручного привода, который одновременно приводил в действие и динамо-машину. Фильмы на этом аппарате можно было проецировать на экран размером 3 х 4 метра. Аппарат «Кок» был узкоплёночным, рассчитанным на киноленты с особой перфорацией. Фильмы для него печатались на ацетатной негорючей плёнке, что было несомненным достоинством. Но, обладая хорошими техническими характеристиками, он мог демонстрировать фильмы, созданные только фирмой «Пате», а их производилось не так много, и они были очень дороги. Возможности обновлять репертуар были ограниченными.

Одно из последних описаний уфимского предреволюционного кино встречаем в газете «Уфимский край» за 10 июля 1916 года. В фельетоне «Впечатления приезжего в Уфу» рассказывается об Ушаковском парке, над воротами которого «красуется громадная грязная, дикая вывеска, вещающая, что сие есть вход в … кинематограф "Юлдуз".

Словно, не сам "Юлдуз" совершенно непрошенно и неуместно залез в парк, а именно парк является как-бы его атрибутом.

Тогда как оный облезлый, бревенчатый сарай, самоуверенно именующий себя "Юлдузом", способен лишь дополнить и закруглить мрачное впечатление, навеваемое его вывеской». Фельетонист вообще прибегал к жёстким формулировкам, обозвав пруд в Видинеевском саду (совр. Аксакова) – заплесневевшим болотом.

Первая мировая война ускорила проникновение кинематографа в деревню, из-за «сухого» закона у сельчан оставалось немало денег. Так, «Уфимский вестник» 14 января 1917 года приводил интересные данные за прошедший 1916-й год. В Уфимской губернии «под руководством районных заведующих действовали 10 подвижных кинематографов. В Златоустовском уезде они обслуживали 20 селений, в Уфимском 19, Белебеевском 16, в Стерлитамакском Петровский, Табынский и Верхоторский районы, Мензелинском Матвеевский, Паисеевский, Акташский, Заинский и Мензелинский районы. О деятельности кинематографа в Бирском у. сведений не имеется. По отзывам уездных заведующих, кинематограф в деревне производит большое впечатление». Если раньше крестьяне посещали кино во время ярмарок в городах, теперь кино само пришло к сельчанам.

На этом краткий экскурс в историю уфимского кино закончим. Материалы прессы содержат много информации, под кино даже на время был отдан самый большой зал открытого в Уфе Аксаковского народного дома, можно восстановить репертуар городских кинотеатров, но это уже задача специального научного исследования.

Приглашаю на сайт «Роднов и его друзья»








Связанные темы и персоны

Информация
 
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.