Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Декабрь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Фашист Клишас угрожает ...

Клишас допустил введение ограничений для россиян, уехавших из-за частичной ...
  5.12.2022   13410    5

Бадранов воюет с дивана, ...

Чиновник из Башкирии Азат Бадранов дал интервью телеканалу из зоны СВО, ...
  30.11.2022   28930    28

АУЕ-Уголовник решил ...

Основатель ЧВК «Вагнер» Пригожин обратился к владельцам крупных предприятий в ...
  30.11.2022   19174    1

Путинизм. 20 лет. Итоги ...

Президент России Владимир Путин сообщил матери, сын которой погиб в СВО на ...
  27.11.2022   18676    12

«Уфимский Журнал» ...

Военная цензура в России быстро перешла в новую фазу. От угрозы блокировки и ...
  20.10.2022   30986    402

Желаем отправиться к ...

Лидера ЛДПР Владимира Жириновского госпитализировали в Центральную клиническую ...
  10.02.2022   26022    53

Из этой страны лучше ...

Сотрудник представительства Башкирии попросил убежища в Великобритании после ...
  9.02.2022   25343    29

Как власти Башкирии ...

В Башкортостане активисты профсоюза "Действие" обратились в прокуратуру после ...
  8.02.2022   29149    18

А не подавятся ли ...

Башкирский национальный политический центр разработал "проект государственного ...
  7.02.2022   22080    50

История Лилии Чанышевой ...

Экс-координатор Штаба Навального в Уфе (Штабы Навального признаны российскими ...
  4.02.2022   40902    108

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Декабрь 2022 (1)
Ноябрь 2022 (3)
Октябрь 2022 (1)
Февраль 2022 (8)
Январь 2022 (19)
Декабрь 2021 (24)

Несколько слов за мишар

  • Опубликовано: Ирек | 19.02.2015
    Раздел: История | Просмотры: 35117 | Комментарии: 77
1



На ресурсе «В контакте», один мой земляк, объявившийся усерганским башкиром, на неумные словопрения одного оракула, то ли татарского тюрка, то ли тюркского татара, или так возомнившим себя масло масляным, вопросил, было, он этот означенный земляк, усерганский башкир: «интересно я хотел бы взглянуть где именно в истории мишаров называют истинными татарами.

Несколько слов за мишар


Или есть факты хотя бы мишаров вообще в истории считали татарами или мишарскими татарами? Если есть отправь ссылки. Только не в какой то сайт который создал человек без фактов, а именно на сайт в какую нибудь книгу».

Решил я сам этому земляку ответить. Прежде всего, надо сказать, что упомянутым оракулом в тех своих словопрениях было объявлено: «…мишарскую часть татар и ту часть, которая живет от Агидели до середины Татарстана, я считаю истинными татарами, которые должны быть посередине между башкирами и казанцами».

Не станем сразу же разбегаться за анализ объявленной некоей «истинности», или «посерединности» всего татарского населения столь обширного региона, очерченного оракулом, а поразмышляем за это по указанной им «мишарской части». Вместе с тем эта «мишарская часть» требует очень значительного расширения региона по сравнению с очерченным оракулом. Так и поступим, а это регион, как пишет, например сладкоголосый философ Юлдашбаев А.М. (1, стр.14) «простиралась от «Башкортостана до Подмосковья» (простирается, и даже шире – И.Г.).

И продолжая далее, надо бы всё же определиться, что же такое истинный. Лично для меня, это вообще, нечто малопонятное, а некая «посерединность» так это вообще непонятная ипостась. Может быть под истинностью, имеется в виду кровь, некоторая чистокровность. Однако чистокровными бывают только телята на ферме, причем только селекционные, и то только условно. И своему земляку усерганскому башкиру, может быть тоже думающему о некоей своей истинности или мнящему о чистокровности, хочется это тоже подчеркнуть.

Этническое самосознание, по большому счёту это и не кровь, и не антропологические черты, и даже не гены, а именно самосознание. По случаю отметим, всё же странно бывает, хотя и не редко, если случается, что например, очень не русский человек объявляет себя русским. И кстати же, надо заметить для таких русских придумали много разных определений их русскости. Не будем углубляться во всё это, но заметим, что все, же правильнее когда этническое самосознание не отрывается особо, ни от крови, ни от антропологии, ну и от генов тоже.

Я лично, независимо от того, что все известные мне мои предки татары, никак не считаю себя неким истинным или чистокровным, однако, по своему самосознанию я сугубо татар, причем никак не оторванный от своих корней. По сведениям же от Асфандиярова А.З., отец мой из тептяр, а мама из мишар, хотя не только от них, но даже от бабушек своих я знал только о своём татарстве. Между прочим, одна моя бабушка, мама моего отца, урожденной была даже 1888 года, а другая, пусть чуть позднее, но тоже более чем вековой давности, 1905 года.

И своим происхождением, я просто татар, но никакой я не тептярский татарин, не мишарский татарин, и тем более не башкирский татарин, или нечто подобное обашкиренное, чем с благословения Тишковского института стараются рисовать нас татар сейчас в Башкортостане. Кстати, по всей России нам татарам специалисты упомянутого института нарисовали целое сонмище разных придумок, кто есть мы.

Мой якташ, всё же объявляется усерганским башкиром, и это его право. Силен пока ещё очень в моих земляках атавизм родоплеменного деления. Хотя почему не просто усерган, а усерганский башкир. Чу, стоять, сидеть, лежать (это я себе), и это тоже его право. И не моего ума дело.

Оговорюсь, знание своих далёких корней это, конечно же, очень замечательно, но и много разговоров ведут некоторые уж об очень древнем и едином башкирском народе, и даже быват от самого каменного века выводят таковое. Всё же не будем за это, кому интересно, множество башкирских гуманитариев упражняется в последнем. Однако не вдруг, а объявляются усерганские, бурзянские и прочие такие башкиры. И даже более того, сейчас некогда искать ссылку, но читал, что в постперестроечные годы один род или племя выступило даже за некую автономию от других башкир.

У нас же у татар, у большой нашей этнографической группы сохранилось и мишарское самосознание, но за редким исключением, как только составной, а не отдельной части татарского народа. И надо заметить, что те, которые за редким исключением, бывает, объявляются и с идеями некого Мишарстана, рисуют флаги, и вроде даже гимны за это придумывают.

Есть у некоторых татар в ходу даже самообозначение себя некими чистокровными булгарами, а не татарами. Это, уже чисто комплексы, причем активно культивируемые людьми опять же с теми же комплексами, ну, и людьми определённых взглядов и определенных целей.

Здесь надо оговориться, я никак не из тех, кто очень жаждет бряцать, позванивать доспехами и оружьем великого Чингисхана и его славного внука хана Батыя. Да, была мощная подпитка нашего этногенеза и от Золотой орды, и вообще с Великой степи, но я никак не хочу умалять и очень весомый вклад в этом населения Волжско-Камской Булгарии. Причем как осевшего из той, же Великой Степи, в частности или в особенности булгар и иже с ними, и местного населения тоже, в коих, конечно же, в большинстве своём были наши многовековые соседи финно-угры.

Хотя довольно редко, но иногда встречаются и те, кто себя обозначает тептярами. По последним, пока тоже не углубляясь, скажу здесь и сейчас только то, что те, у кого сохранилась таковое сознание, о своём тептярстве, они этнически преобладающе всё же просто татары. Ну, в смысле крови, антропологии и генов, и говорят они татарча.

Всё же пока за мишар. Сейчас я не смогу найти и привести ссылки, но встречал работы, где конкретно указывалось, что при существовавших разных местных этнических самоопределениях у наших ближайших предков, именно мишаре первыми приняли исторически сложившийся наш этноним татары, а, пожалуй, они и изначально были таковыми.

Надеюсь, всё же позднее найду я эти ссылки, а пока обратимся, к речениям за мишар мэтра башкирской исторической науки Янгузина Р.З. (2, стр.100):

«Мишари по языку, быту и культуре отличаются от татар, хотя и близки к ним, как и башкирам. Недаром среди современных мишарей замечается преобладание, в отличие от казанских татар, понтийского антропологического типа. Почти все крупные этнографы России связывали и связывают мишарей с древним финноугорским племенем «мещера», откуда и идет их этноним. Они жили в бассейне Средней Оки и впоследствии были тюркизированы.

О самосознании мишарей и их историческом отношении к поволжским татарам свидетельствует обращение мишарских депутатов в Уложенной Комиссии к генерал-прокурору с прошением (1794 г). В нем говорится: «Мещерятский наш народ прежде других иноверцев, по собственному своему желанию переселившись из Золотой Орды в Россию в 1493 г. (!!! Оба на, финоугорская мещера значит вышла из Золотой Орды в Россию), за верныя предков наших российскому скипетру службы как при взятии Казани (в 1552 г.), так и при других многих тогдашнего времени случаях, жалованы были в разных местах на нагорной стороне реки Волги поместными дачами и для поселения их выгодными землями и угодьи» (Или я ошибаюсь, или всё же есть небольшие, хотя и несущественные неточности в приведенном тексте. А о какой Уложенной Комиссии 1794 года идет речь, вообще не понятно? – И.Г.). Итак, мишари вместе с русскими участвовали при завоевании Казани и за это были вознаграждены землями на левом берегу Волги. Вот когда они появились на этих местах и откуда начали двигаться на восток. Депутаты, несомненно, прекрасно знали историю своих предков.

Мишари — это до Октябрьской революции формирующаяся или уже сформировавшаяся особая тюркская народность (Из кого из местной древней мещеры или из золотоордынских выходцев?) Неслучайно, как в дореволюционных переписях, различных статистических учетах, так и в переписи 1926 г. мишари фиксировались (совершенно справедливо) своим этнонимом, т. е. как мишари. Следует подчеркнуть, что и сегодня не только в мишарских деревнях, но и даже среди городских мишарей, живущих изолированно от основной мишарской массы, сильно развито национальное самосознание. Они называют себя мишарами, а не татарами, подчеркивая этим свое иноплеменное происхождение".

Замечательно, однако, откуда из этого текста следует, что этот «мещерятский» народ противопоставляет себя поволжским татарам? Ах, они сами пишут, что при взятии Казани они служили российскому скипетру. Так ведь тогда, и верных башкирцев, также служивших российскому скипетру, причем иногда и наибольшим числом участвовавших в подавлении башкирских восстаний, тоже надо противопоставить собственно башкирскому народу. Здесь ещё есть вопросы, и не один для обсуждения, как например то, с каким этнонимом пришёл этот «мещерятский» народ из Золотой Орды в Россию. Думается всё же, что они пришли в Московию именно с этим этноним татар. Мещеряками же они стали от названия Мещерского городка, на месте которого до сих пор существует г. Касимов, а по тем временам было основано татарское Касимовское ханство.

Иногда я просто поражаюсь, некоторые земляки мои из башкирских гуманитариев, то ли разными руками пишут, то ли осмысливают излагаемое разными полушариями головного мозга. Вот и здесь, наблюдается такой парадокс. Из приведенной Янгузиным выдержки следует, что мишаре выходцы из Золотой орды. Однако сам же предваряет эту свою выдержку словами: «Почти все крупные этнографы России связывали и связывают мишарей с древним финноугорским племенем «мещера», откуда и идет их этноним. Они жили в бассейне Средней Оки и впоследствии были тюркизированы».

Надо оговориться, в настоящее время не существует строго полагаемой теории как собственно о происхождении мишар, так и их этнонима. Вместе с тем, писать одной рукой, что мишаре тюркизированные местные финно-угры, а другой приводить доказательство их, мишар выхода из Золотой Орды, это думаю всё же нонсенс.

К слову так сказать, и по случаю, всё же надо здесь заметить. Начало существования Касимовского ханства 1450 год, а в приведенном обращении мишарских депутатов Абдулкадыра Абдулкаримова «с товарыщи» указан 1438 год выхода их предков из Золотой Орды в Московию. Это, учитывая объявленное самими мишарами, что они выходцы из Золотой Орды, и их изначальную локализацию мещерским краем, означает не что иное, как то, что неспроста этот край был выбран для образования татарского ханства. Здесь никак не тот случай, когда русские князья отдавали свои города на кормление татарским царевичам. Не станем сейчас особо углубляться, но 1438 год не самый ранний выход татар из Золотой Орды в Московию, и в частности, думается и в упомянутый регион нынешней Рязанской области.

Георги И.–Г. пишет, что «с виду походят они (мещеряки – И.Г.) на уфских татар» (3, стр. 219), оговаривая «Уфские городские и деревенские татары суть древние беглецы казанские, и они многолюдны» (3, стр. 126). Янгузин же пишет, что «Мишари по языку, быту и культуре отличаются от татар, хотя и близки к ним, как и башкирам», и несколько неожиданно вдруг объявляет «Недаром среди современных мишарей замечается преобладание, в отличие от казанских татар, понтийского антропологического типа» (2, стр.100). С языком, бытом и культурой всё вполне понятно. Георги так вообще пишет, что « Во нравственном же состоянии (мещеряки – И.Г.) ближе подходят к башкирцам..» (3, стр. 219). С преобладающим понтийским антропологическим типом возникают вопросы, нет, не мишар, однако если они тюркизированная мещера, как это определяет их особо выраженный понтийский тип, отличительно преобладающий от казанских татар? Этот антропологический тип, действительно преобладает у мишар по сравнению с другими этнографическими группами татар, но по разному проявлен этот тип и в этих группах, как впрочем и другие антропологические черты.

Однако, что из этого следует? У многих, если не у всех не реликтовых народов в их этнографических группах никак не наблюдается некоего постоянства антропологического типа, А уж если взять различные племена и рода башкир, так ведь, и не договариваю я вовсе, что же обнаружится с разбросом антропологических черт. И ко всему прочему, причём же здесь мещера, если даже мишаре тюркизированный финно-угорский народ. Лично я не встречал сведений о высокой доле понтийского антропологическом типа у древней мещеры. Да, к тому ж у мишар среди всех групп татар отмечается самый низкий процент наличия субпланоидного антропологического типа, 8-10% (4, стр.36, см. также таблицу), сугубо характерного для представителей финно-угорских народов. Вот такие дела с антропологическими типами мишар. А чего хотел мэтр башкирской исторической науки, сказал бы я мне не понятно, но не получается. За последнее может быть потом.

Продолжая далее, обратим внимание также на речение Янгузина Р.З. о том что «в дореволюционных переписях, различных статистических учетах, так и в переписи 1926 г. мишари фиксировались (совершенно справедливо) своим этнонимом, т. е. как мишари». Уточнять бы надо, где по России они, мишаре так фиксировались, но, увы, это тоже их, некоторых гуманитариев беда.

А мы всё же поинтересуемся, где так в Российской империи фиксировались мишаре например по Первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897года, т.е. население, которое указало тогда, что оно говорит по-мещерякски. Я в сообщении Данные ДЕМОСКОПа.(Начало). и двух последующих постах своего блога ЖЖ представил распределение населения РИ согласно этой переписи по родным языкам: татарскому, башкирскому, мещерякскому, тептярскому, чувашскому по губерниям и некоторым областям.

Часто пишут, и даже так, как например, разродился, было, сладкоголосый философ (определение не моё, но оно вроде бы нравится самому этому философу – И.Г.) Юлдашбаев А.М.: «…тептяри были только там, где водились и башкиры...» (1). Хотя, слово «водились» этого речивого господина несколько режет слух, но, по сути, это его заявление, в принципе, конечно же, несколько верное. Однако если глянуть на итоги переписи 1897 года отдельно по губерниям и областям, то выясняется, что и мещеряки, как и тептяри, практически тоже только там «водились», где были башкиры.

Согласно этой переписи, ни в Пензенских краях, ни на Нижегородчине, ни в нынешней Ульяновской области, где и ныне проживают мишаре вполне значительным числом, мещеряки, или вернее, население, говорящее по-мещеряцки практически не фиксируются. Нет их и в Казанской губернии, нет их практически нигде по РИ, а вот в Уфимской губернии, они наличествуют, как и в других губерниях, где есть башкиры не единичным числом. Но собственно в башкирах ли дело?

Надо заметить, что и И.-Г.Георги не позднее середины XVIII века место проживания мещеряков тоже локализует практически тем же самым регионом, что и по переписи 1897 года: «Мещеряки составляют особое татарское колено, которое ныне заключает в себе около двух тысяч семей, из коих четыреста пятьдесят шесть в Исетской провинции между башкирцами, а прочие в Уфской провинции, отчасти между уфскими татарами, а отчасти и между башкирцами, живут, следовательно, все в Башкирии, и потому в Уфимском, а частью в Пермском наместничествах» (3, стр.219-220). Георги также пишет, что до того, как перешли они, мещеряки в локализуемый им регион «В четвертомнадесять (четырнадцатом) столетии (!?, выделено мной – И.Г.), да может быть еще и ближе к нашим временам, жили они на Нижней Оке между мордвой, или муронами, и черемисами» (Там же).

Они, мишаре, конечно же, продолжали жить и до сих пор живут, как в указанных Георги краях, и как пишет г. Юлдашбаев А.М. расселены на громадной территории от Башкирии и до Подмосковья. Действительно, эта этнографическая группа татарского народа, причем очень значительная по численности, имеет широкий ареал расселения, и в особенности в оконтуренной Юлдашбаевым части России. А вот по некоторым стародавним временам, и по той же переписи 1897 года получается, что практически не отмечаются они более нигде по регионам РИ, кроме, как только в нескольких губерниях. Согласно указанной переписи, это Уфимская, Оренбургская, Пермская и Самарская губернии. И так получается, что по всей остальной РИ, они мишаре просто татары, ну, или в соответствии с принятым в этой переписи опросом, родным языком этих мишар являлся татарский язык. Т.е. везде по центральной России фиксируются более всего только тюрки говорящие по-татарски. Очень интересно всё это.

Для того чтоб дополнительно задуматься, добавим ещё одну деталь. Население, говорящее на чувашском языке тоже, как и татароговорящие достаточно широко было расселено по РИ. Нашенские так сказать, наших краёв, финно-угорские народы были не столько мобильны, но тоже не были сугубо локализованными народоми, как это наблюдалось у тептяр и мишар. Кстати, и башкироговорящие, хотя тоже были не очень мобильны, однако получается, что и они тоже были расселены более дисперсно чем мишаре и тептяре.

В общем, получается так, что мишаре и тептяре, или соответственно говорящие, в РИ были сугубо локализованы, но всё, же не столь только местом обитания башкир, а несколько другими причинами.

Приведу ещё некоторые сведения (подробнее позднее) от Асфандиярова А.З., ну почти как загтовки для дальнейшего. У этого автора в его справочных книгах по истории сёл и деревень Башкортостана отмечается вполне повышенное внимание к Бураевскому району. Он при описании этого района присовокупляет к этому достаточно объёмный раздел «МИШАРИ И ТАТАРЫ В БАШКОРТОСТАНЕ» [4, стр. 360-364]. Этот раздел начинается словами: «На территории района возникло значительное количество мишарских поселений. Поэтому будет уместно привести отдельные сведения о мишарях, о переселении их в Башкирию, об их военной службе и поселениях». В предыдущих изданиях он практически с этого раздела начинает описание района, а окончание оконтуривает разделом «ПРИЧИНЫ АССИМИЛЯТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ В ЗАПАДНОЙ БАШКИРИИ В XVIII—XIX вв» (Там же, стр.363-366).

В сводном томе, на который приведены ссылки, как видно и из самих ссылок, оба этих раздела, размещены вместе сразу же, за текстом описания района.

Итак, здесь только немного и только из первого раздела. Асфандияров пишет, что русское правительство уже с конца XVI в. начинает переселять мишарей, которые были превращены в служилых людей в Башкирию, и приводит выдержку из «Записки» Оренбургского губернского управления за 1800 г.: «Сей народ не коренной Оренбургской губернии, но перешедший по нынешнему положению из Симбирской губернии из Алаторскаго и Симбирскаго уездов без обложения ясаком, а только по грамоте 7106 (1598) г. велено служить им, мещерякам, по городу Уфе с дворянами и иноземцами» (МИБ. Т. 5, стр.581 – ссылка А.А.З.). И дополняет это следующими словами: «Для подавления башкирских восстаний правительство часто прибегало к помощи мишарских отрядов. По словам самих мишарей, «все верно и ревностно при искоренении бунтовщиков служили» (Там же, стр. 575 – ссылка А.А.З.).

Т.е. мишаре изначально переселялись царскими властями в край в виде привилегированного военного сословия, причем со статусом всё же выше местного населения. Позднее по мере уже самостоятельного и дополнительного переселения мишар, в крае установилось более менее одинаковая их статусность с башкирами и казаками, совместно с которыми они несли пограничную службу вдоль р. Яик (Урал) (4, стр. 360).

Надо также отметить, что и Асфандияров тоже пытается выделить мишар в некий особый народ. Он пишет (4, стр. 363): «До 60-х годов XIX в. шел процесс, способствующий росту собственного этнического самосознания у мишарей (Возникает практически тот же вопрос, как и в случае с отмеченным выше Янгузина речением, собственное самосознание, отличное от кого? – И.Г.). В своих прошениях-челобитных они себя называли «мы мещерякский народ» (Ссылку надо бы конечно привесть – И.Г.). Длительное пребывание в служилом сословии, предоставлявшем им отдельные льготы и привилегии, собственное административно-военное управление, относительно компактное расселение способствовали развитию мишарей в самостоятельный этнос» (Ну всё же из кого? – И.Г.). Однако, последнее особо интересная тема, но это уже обязательно на потом.

В качестве P.S.:

Бывает у некоторых башкирских гуманитариев и такая болезнь, здесь читаем, здесь не читаем, а что читаем, то по-своему интерпретируем. Вот и Р.З. Янгузин наверное вместе с соавтором Ф.Г.Хисамитдиновой приводит выдержку из обращения мишарских депутатов в Уложенной Комиссии к генерал-прокурору с прошением (1794 г), а о наказах в Уложенную комиссию 1767-1768 гг. вроде как и слыхивали. А всег то надо было просто взять в руки книгу своих коллег:

Кулбахтин И.Н.,Кулбахтин Н.М. Наказы народов Башкортостана в Уложенную комиссию 1767-1768 гг. Уфа Китап 2005 272. Я же взял и привел выдержки из этих наказов в своём ЖЖ. В соответствии с этими наказами тоже как-то не получается особо разделить татар и мишар, и представить их разными народами.








Связанные темы и персоны