Календарь новостей
«    Сентябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 
Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Уголовник извинился ...

Рустем Ахмадинуров заявил, что глава Ишимбайского района заочно извинился за ...
  19.09.2020   36337    11

Фальшивые выборы ...

Башкирия технически готова участвовать в электронном голосовании. ...
  19.09.2020   23703    5

Команда из «грязного ...

Андрея Назарова назначили премьер-министром Башкирии. Должность главы ...
  19.09.2020   39106    8

Хабиров не стал говорить ...

Радий Хабиров отказался говорить о деле Игоря Изместьева. ...
  18.09.2020   30931    25

Напёрсточники заявили: ...

Активисты сообщали о множестве нарушений, происходивших как на досрочном ...
  18.09.2020   29913    16

Как обычно: Царь, ...

Хабиров хороший, команда плохая. Интервью с Рауфой Рахимовой. Издатель газеты ...
  17.09.2020   23554    41

Курултаевских дармоедов ...

В парламенте Башкирии увеличили количество оплачиваемых депутатов. ...
  17.09.2020   24698    9

Башдепутаты мечтают ...

Депутаты Курултая и Госдумы от Башкирии предлагают расширить полномочия силовых ...
  17.09.2020   38593    9

Не выборы: Ни честные, ...

По предварительным данным ЦИК Башкортостана, после ввода всех протоколов ...
  16.09.2020   42457    14

ЦИРК Башкирии: ...

Члену СПЧ при главе Башкортостана отказались выдавать депутатский мандат после ...
  16.09.2020   32693    8

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Сентябрь 2020 (52)
Август 2020 (91)
Июль 2020 (77)
Июнь 2020 (108)
Май 2020 (98)
Апрель 2020 (157)


Дюртюли. Исторические картинки Михаила Роднова. Картинка 31

1


Приближается лето, народ начинает составлять планы на летний отпуск, заглядывается на всякие турфирмы, манящие заграничными пляжами. А стоит ли? Да и дорого теперь. Сколько интересного и увлекательного в нашей России! Сколько неизведанного в нашей Башкирии!

Дюртюли. Исторические картинки Михаила Роднова. Картинка 31


Ради поддержки внутреннего туризма начинаем серию картинок о достопримечательностях родной земли. И не прокатиться ли нам для начала в Дюртюли, что лежит вниз по Белой в пределах нашей любимой Уфимской губернии? А то всё по Уфе гуляем, вдруг читателям надоело.

Основанное русскими переселенцами из Казанской губернии в XVIII веке, оно получило татарское имя – четыре дороги, четырёхдорожка. Отсюда расходились тракты по разным направлениям, впрочем, исследования краеведов позволяют предположить, что село основали четыре русские семьи.

К XIX веку Дюртюли превратились в один из крупнейших центров вывоза хлеба, миллионы пудов зерна, муки, крупы, иных грузов отправлялись отсюда, часто больше, чем из Уфы. Дюртюли обратились фактически в маленький городок. Здесь возникает небольшой образовательный социум, который отправлял в прессу различные заметки. Вот и некий Ф. опубликовал в «Самарской газете» 2 июня 1901 года небольшую статью, где критиковал жителей Дюртюлей. Приводим её полностью.

«Тяжёлое впечатление должно производить на свежего человека нравственная физиономия села нашего. С виду относительно чистенькое, бойкое, благодаря расположению при судоходной реке Белой, с каменною церковью на площади, с начальною земскою школой и народными читальней и чайной, оно казалось бы должно иметь все данные для внутреннего, нравственного преуспеяния, но достаточно попристальнее всмотреться в физиономию дюртюлинских аборигенов, чтобы щемящая боль, словно рукою, сдавила сердце ваше. В редкой крестьянской избе не упустят на ночёвку, любого проходимца, лишь бы имелась у него в кармане "сороковка". О том что во всякое время ночи пустят либо незнакомого человека со своею "дамою ночи", и говорить не стоит; это настолько заурядное явление, что даже "пол-бутылка" заставляет гостеприимно распахивать двери… Винная лавка наша по частным сведениям торгует бойчее всех в уезде, оно и не мудрено. При таком воззрении дюртюлинцев на нравственность представляем воображению всякого дорисовывать пропускаемые нами ночные картины… Впрочем теперь стало относительно тише: ночные песни реже раздаются, оконные стёкла не так бьются и дело, так сказать, с улицы перенесено во внутрь избы… Муж сплошь да рядом обзаводится другою женою и положительно сживает со свету свою первую законную бабу. Нам известен случай, что многотерпеливая, правда, рябая некрасивая баба за семь лет супружества имела шесть выкидышей, как последствия тяжких побоев и если бы не случай, то, быть может, и в могилу унесла бы закулисное житьё своё… Нет физической возможности властям обходить избы и опрашивать жителей раз не поступает жалоб, а соседи подобные зверства считают чем-то нормальным, естественным. Даже сельский староста на вопрос, почему не принял меры к прекращению, полунаивно ответил: "Они ведь свои люди!" Поэтому немудрено, что наши Дюртюли являются поставщиком "живого товара" в Бирск и в Казань и некоторые из состаревших жертв возвращаются к родным пенатам… Упоминать о том, что в селе нашем, начиная с самых дряхлых старух, вы не встретите признака даже на национальный крестьянский костюм, (сарафан, панёву): вся женская половина села щеголяет в резиновых галошах, в кофточках с широкими городскими рукавами, буфами, бантиками, кокетками и прочими затеями, хотя и поздно доходили до нас, моды… Две, случайно попавшие в село, портнихи завалены работой… В то время как девушка ближайшей дер. Ангасяка стесняется менять доморощенный лапоть на резиновую галошу, наша дюртюлинка готова лучше босиком щеголять, нежели обуться в презренный лапоть!.. Чтобы сделать понятным несколько такую аномалию деревенского строя нашего, считаю необходимым упомянуть, что село наше Дюртюли является пароходною пристанью и одним из крупных центров, откуда вывозится до 2 мил. пудов хлеба и до 20 мил. птичьих яиц. А потому стало быть являлся крупным торговым пунктом, к которому невольно тяготеет округа, здешнему крестьянину и бабе легче найти заработок. Обороты скупщиков хлеба и яиц достигают благодаря этому почтенной цифры. Разбогатевшие случайно, они являются такими тёмными, как и прочая масса. Бойкость положения села заставила устремиться сюда и купчиков из других мест. Последние, дабы иметь здесь свои конторы и амбары для хранения товаров, как неприписанные к здешнему сельскому обществу, вынуждены заарендовывать усадебные места (на 12 л.), платя в пользу дюртюлинцев баснословно дорогие по здешним местам цены (есть усадьбы, за которые платят около 200 р. в год).

А таких арендаторов в Дюртюлях не один десяток лиц. Деньги эти, словно с неба упавшие, идут на удовлетворение казённых и земских повинностей. В не так далёкие времена отдача в аренду кабаков и усадебных мест сопровождалась 2–3 дневным пьяным разгулом, при чём улица была устилаема мёртвыми телами всех возрастов и полов… Вот, по нашему мнению, часть тех причин, что такими быстрыми шагами успели исковеркать до неузнаваемости некогда цельную, гордую своею патриархальностью физиономию деревни. И здесь нужны дружные совместные усилия небольшой кучки ютящейся здесь интеллигенции, чтобы "свет" проник и в наш тёмный угол и чтобы знание смягчило наши грубые нравы».

Складывание рыночного общества разрушало патриархальные обычаи, о которых продолжает мечтать пронародническая интеллигенция, однако старинные традиции оставались весьма устойчивыми. Об этом другая заметка про случай в Дюртюлях. Её отправил в «Уфимский край (1913 год. 10 января) анонимный «Обыватель».

«На-днях в с. Дюртюлях хоронили местного крестьянина 70 лет – Сальникова, про которого носились слухи, что он при жизни знался с нечистой силой, а для того, чтобы мнимый чародей не сделал кому-нибудь из родни зла, – родственниками его предусмотрительно были приняты меры предосторожности: для погребения умершего были приглашены молодцы, отбывшие арестантские роты и тому подобные субъекты, словом люди, видавшие виды, могущие в случаи надобности смело вступить в ратоборство с колдуном. Эти безстрашные рыцари перед началом выноса покойного, всё-таки для храбрости, подкрепили себя вином и в церковь достигли с гробом благополучно, но когда процессия направилась на кладбище, дуновением ветра сдёрнуло с праха покойного покров, видя, что опасный мертвец начинает проявлять себя, несшие гроб однако не растерялись. И одному из своей артели поручили зайти во двор обывателя, против дома которого следовала похоронная процессия, и взять осиновый кол, как противодействие колдуну. Когда же начали опускать гроб в приготовленную могилу, пьяные руки не выдержали груза и от неосторожности гроб с телом упал в яму и покойник выпал вниз головой. Произошла паника, женщины и дети с бледными и искажёнными от страха лицами убежали по своим домам и с ужасом разсказывали о нежелании колдуна идти в могилу, а главари похорон без малейшего сомнения приписали этот случай вмешательству нечистой силы и извлекши тело и гроб покойного на поверхность ямы, вторично его уложили в порядок, а чтобы вновь покойный не оказал сопротивления осиновый кол положили между его ног, заколотили крышку гроба гвоздями, и гроб был опущен на своё место и засыпан землёй. Так бы и передавались эти страхи из уст в уста, да дозналась полиция и дело передано судебным властям; кому тут не поздоровится: колдуну или лицам, его перехитрившим, я не знаю, только… стыдно мне за вас, православные русские люди!»

Вмешательство полиции свидетельствует, что в тело покойника забили осиновый кол, скорее всего. Автор умолчал об этом, но иначе никаких правонарушений здесь нет.

В современных Дюртюлях, конечно, всё по другому. Но в лаптях по-прежнему местные дамы не любят гулять.

Приглашаю на сайт «Роднов и его друзья»








Связанные темы и персоны


  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 1 | 05.04.2015, 11:00 | Автор: ufimsky-obuvatel
    Публикации: 0 | Комментарии: 5863 | Рейтинг: +1033,5
.... село наше Дюртюли является пароходною пристанью и одним из крупных центров, откуда вывозится до 2 мил. пудов хлеба и до 20 мил. птичьих яиц. А потому стало быть являлся крупным торговым пунктом, к которому невольно тяготеет округа, здешнему крестьянину и бабе легче найти заработок. Обороты скупщиков хлеба и яиц достигают благодаря этому почтенной цифры. Разбогатевшие случайно, они являются такими тёмными, как и прочая масса. Бойкость положения села заставила устремиться сюда и купчиков из других мест.
-------------------------------------------------
Очень напоминает американски Дикий Запад конца 19-го века. Могучий русский капитализм, трудно представить во что бы он развился, если бы не революция 1917 года.



2

  • Изображение
  • Гость
  • 2 | 05.04.2015, 11:08 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
По татарски не четыре дороги , а четыре дома ( дурт ойле) первые переселенцы русские, состоящих из четырех семейств - Трапезниковых, Дьяконовых и двух Чистяковых.



1

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 3 | 05.04.2015, 11:10 | Автор: ufimsky-obuvatel
    Публикации: 0 | Комментарии: 5863 | Рейтинг: +1033,5
......Основанное русскими переселенцами из Казанской губернии в XVIII веке, оно получило татарское имя – четыре дороги,
...... село основали четыре русские семьи.

......«Тяжёлое впечатление должно производить на свежего человека нравственная физиономия села нашего. С виду относительно чистенькое, бойкое, благодаря расположению при судоходной реке Белой, с каменною церковью на площади, с начальною земскою школой и народными читальней и чайной
--------------------------------------
Сейчас Дюртюди воспринимаются чисто татарским поселением. Там татарский дух, там Татарией пахнет...
Оказывается нет, село раньше было русским. Сокращается пространство "русского мира". Когда я на УЖе говорю, что Россия деградирует, что русские вымирают, всегда находятся ура-патриоты, которые как мантру повторяют:"Россия стояла и стоять будет!" Вот вам наглядный пример - было Дюртюли русским, стало татарским.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 4 | 05.04.2015, 11:30 | Автор: Гунн
    Публикации: 127 | Комментарии: 6864 | Рейтинг: +813,6
В Дюртюлях кроме одного церкви иного русского не было.
Как говорили в старину, что если русский разбогатеет, то церковь начинает строить, а татарин разбогатеет - новую жену берет.
Русской речи не тут было слышно. Если спросишь у прохожего, куда как пойти и он окажется русским, на ломанном татарском объяснял что и где......Жили рядом в деревне Иванай марийцы.


Теперь же в Дюртюлях молодые люди меж собой говорят в основном на русском....



0

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 5 | 05.04.2015, 11:39 | Автор: ufimsky-obuvatel
    Публикации: 0 | Комментарии: 5863 | Рейтинг: +1033,5
4 | 05.04.2015, 11:30 | Автор: Гунн
....Теперь же в Дюртюлях молодые люди меж собой говорят в основном на русском.
-----------------------------------------------
Россияне, однако..... А церковь-то конкретно русские строили, это вам не районный дом культуры, затрат поболее будет.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 6 | 05.04.2015, 11:43 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Дюртюди, Илиш это татары, в СССР охотился в Кушнаренково. Стреляем уток едем за водкой бухаем. глаза залили. Поехали снова за водярой, я смотрю. что за черт улица асфальт, крыши домов крыты шифером, э говорю друзьям, это не кушнаренково нищие. И точно заехали к соседям казанско-башкирским татарам.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 7 | 05.04.2015, 11:58 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Жили рядом в деревне Иванай не марийцы, а тептяре- татары. Рядом с Дюртюли были и есть татарские деревни .



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 8 | 05.04.2015, 12:22 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 31725 | Рейтинг: -714,4
Основанное русскими переселенцами
-----------------------
Тогда названием было бы очередная 20-я по счету Петровка или Васильевка № 30.
В Башкирии населенных пунктов с названием Покровка насчитывается 27 штук, Дюртюли был бы 28-й Покровкой.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 9 | 05.04.2015, 13:37 | Автор: centrovoy
    Публикации: 0 | Комментарии: 73 | Рейтинг: +8,7
Грязь там непролазная как из центра на одну улицу отъедешь. Дикое место.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 10 | 05.04.2015, 13:41 | Автор: Iwan
    Публикации: 7 | Комментарии: 946 | Рейтинг: -261,1
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
находятся ура-патриоты, которые как мантру повторяют:"Россия стояла и стоять будет!" Вот вам наглядный пример - было Дюртюли русским, стало татарским.
-----------------------------
А что татары не Россияне? Ну как тебе убыватель хочется поделить людей по нибудь каким признакам ,как хочется тебе быть хоть мелким ,но вождём ,бием ,баем,повелителем буланых коней и т.д
Всё "большой орёл " кончилось ваше время,никто даже молодёжь не хочет вас слушать,все хотят жить одной семьёй в одном государстве ,в этом и сила России и вам она не по вашим гнилым зубам.



7

  • Изображение
  • Участник
  • 11 | 05.04.2015, 13:49 | Автор: Гунн
    Публикации: 127 | Комментарии: 6864 | Рейтинг: +813,6
7 | 05.04.2015, 13:41 | Автор: Iwan |

=====А что татары не Россияне?====




Россияне, спору нет........, но не русские....причем твои гнилые зубы.......Сам Мустай воспел такое в своих стихах, и ты не возражал в ту пору.....



1

  • Изображение
  • Участник
  • 12 | 05.04.2015, 14:00 | Автор: Гунн
    Публикации: 127 | Комментарии: 6864 | Рейтинг: +813,6
9 | 05.04.2015, 13:37 | Автор: centrovoy


====Грязь там непролазная как из центра на одну улицу отъедешь. Дикое место.====


А ты Уфу всю знаешь? В старой Уфе, Нижегородке, наконец в Шакше бывал?

Тема то совсем иная, тут не грязь обсуждают.

Если охота рассуждать на эту тему выложи инфо, поразмыслим вместе.....



0

  • Изображение
  • Участник
  • 13 | 05.04.2015, 14:07 | Автор: Iwan
    Публикации: 7 | Комментарии: 946 | Рейтинг: -261,1
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
А никто вас ,любезный ,и не заставляет быть русскими, один придурок(в прямом смысле)назвал себя во время переписи печенегом ,но как был так и остался Россиянином-русским.
Я в сотый раз повторяю всем" ыссын" ,тем и сильна земля наша ,что способна переварить туеву хучу национальностей ,как азиатских ,так и европейских в полноценных россиян.
Пример: сегодня по ТВ выступал русский гармонист из Пермской деревни по фамилии Виллисов,есть русские Риделевы,Кутуковы ,Аксаковы ,Лермонтовы ,Дали и т.д.)



6

  • Изображение
  • Участник
  • 14 | 05.04.2015, 14:09 | Автор: vlad i mir
    Публикации: 10 | Комментарии: 817 | Рейтинг: -168,9
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
Чесслово, дети неразумные. И здесь нацвопрос начали мусолить. НУ ЗАЧЕМ ?



2

  • Изображение
  • Участник
  • 15 | 05.04.2015, 17:40 | Автор: Гунн
    Публикации: 127 | Комментарии: 6864 | Рейтинг: +813,6
13 | 05.04.2015, 14:07 | Автор: Iwan

=====земля наша ,что способна переварить туеву хучу национальностей ,как азиатских ,так и европейских в полноценных россиян.=====



Ты уже Россиян делишь на полноценные и не полноценные?

Это тебя кто так надоумил, патриотизм твой подсказывает?


Тебе не кажется, что ты общественно-опасный элемент, нацизмом болеешь......



1

  • Изображение
  • Участник
  • 16 | 05.04.2015, 18:24 | Автор: Ирек
    Публикации: 117 | Комментарии: 10486 | Рейтинг: -832,3
---тем и сильна земля наша ,что способна переварить туеву хучу национальностей ,как азиатских ,так и европейских в полноценных россиян.---
Ох не правы Вы Иван. Может как-нибудь расскажу.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 17 | 05.04.2015, 18:38 | Автор: Гунн
    Публикации: 127 | Комментарии: 6864 | Рейтинг: +813,6
16 | 05.04.2015, 18:24 | Автор: Ирек |

========
---тем и сильна земля наша ,что способна переварить туеву хучу национальностей ,как азиатских ,так и европейских в полноценных россиян.---
Ох не правы Вы Иван. Может как-нибудь расскажу.
========


Ирек! Вот что выкидывает твой приятель..........

А что скажешь, когда он начнет осуществлять свои помыслы относительно полноценных и неполноценных....?

Ограничишься шелмованием: "Ох не правы Вы Иван?"


Да он нацист российского покроя....таких надо изолировать......



0

  • Изображение
  • Гость
  • 18 | 05.04.2015, 20:24 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
"Грязь там непролазная как из центра на одну улицу отъедешь. Дикое место"

Еще Ленин изрек в свое время, отьезжая из грязного уфимского вокзала: "Кто в Уфе не бывал, тот грязи не видал".
В тридцати минутной поездке-шаге от центра 10лет живу в непролазной грязи. Весной - осеню - грязь, в солнечную погоду - пыль.
Конечно, только из-за грязи назвать эти края (Дюртюди) дикими нельзя, наверное. Там живут прекрасные талантливые люди...
Как-то проезжая через Дюртюли в Казань соседка в автобусе - башкирка из южного региона РБ промолвила, что у них земля плодородная. Стоит только приложить чуть-чуть усилий, и на тебе, большой урожай. А тут нужно трудиться и трудиться... Она знала о чем говорила, т.к. ее муж был из деревни этого района.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 19 | 05.04.2015, 20:34 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
"Грязь там непролазная как из центра на одну улицу отъедешь. Дикое место"

Еще Ленин изрек в свое время, отьезжая из грязного уфимского вокзала: "Кто в Уфе не бывал, тот грязи не видал".
В тридцати минутной поездке-шаге от центра 10лет живу в непролазной грязи. Весной - осеню - грязь, в солнечную погоду - пыль.
Конечно, только из-за грязи назвать эти края (Дюртюди) нельзя, наверное. Там живут прекрасные талантливые люди...
Как-то проезжая через Дюртюли в Казань соседка в автобусе - башкирка из южного региона РБ промолвила, что у них земля плодородная. Стоит только приложить чуть-чуть усилий, и на тебе, большой урожай. А тут нужно трудиться и трудиться... Она знала о чем говорила, т.к. ее муж был из деревни этого района.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 20 | 05.04.2015, 22:06 | Автор: Корней
    Публикации: 5 | Комментарии: 15107 | Рейтинг: -2159,5
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
17 | 05.04.2015, 18:38 | Автор: Гунн | На сайте
Публикации: 49 | Комментарии: 3195 | Рейтинг: +569,4

А что скажешь, когда он начнет осуществлять свои помыслы относительно полноценных и неполноценных....?
Да он нацист российского покроя....таких надо изолировать......
_________________________________________________________
Про полноценных россиян я у Ивана видел, а вот про неполноценных это ты высказываешься. А ещё свора ваша, которая поделила россиян на ватников и "духовно богатых"..



7