
Там, если помните, он поведал чекистам, что за минувший год Родина с их помощью разоблачила более 300 шпионов. Налицо существенный прогресс, хотя до лучших образцов еще далеко. Максим Горький на собрании, посвященном пуску Беломорканала, помнится, говорил им со слезой умиления и восторга: «Черти вы драповые! Вы же сами не знаете, что сделали!». Те в ответ опускали очи и ковыряли паркет ботиночком, исподволь приглядываясь к слишком разговорчивому дедушке. Все-то они прекрасно знали.
На февральско-мартовском Пленуме ЦК ВКП (б) 1937 г. Л.М. Каганович, за два года до того назначенный Наркомом Путей Сообщения, с чувством глубокого удовлетворения докладывал товарищам: «Мы в политаппарате дорог и НКПС разоблачили 220 человек. С транспорта уволили 485 бывших жандармов, 220 эсеров и меньшевиков, 572 троцкиста, 1415 белых офицеров, 282 вредителя, 449 шпионов. Все они были связаны с контрреволюционным движением».
Видите, 449 шпионов на одном только транспорте. Нам еще расти и расти. Но перед тем как устремиться вперед и вверх по привычному пути, полезно бы еще разок задуматься о причинах бурного размножения внутренних и внешних врагов по мере нарастающего подъема с колен.
Применительно к путям сообщения и Л.М. Кагановичу дело было так. Официальная «История железнодорожного транспорта России и Советского Союза (т.2, 1917-1945)» сообщает, что Первый пятилетний план предусматривал строительство 16 181 км новых ж/д путей. Это много: в среднем 3,2 тыс. км за год. Намеченные темпы примерно на 10 процентов выше, чем в отсталой и лишенной эффективного менеджмента царской России на рубеже XIXи XX веков. Тогда за пять лет с 1895 по 1899 год было построено 13 755 верст пути. Верста равна 1,067 км. Итого: 14 677 км за пятилетку; в среднем 2,9 тыс. км/год.
Все правильно: советская власть дала народу прогрессивное плановое хозяйство, освободила трудящихся от буржуазной эксплуатации, раскрепостила их энергию. Твердо и дальновидно проводит коллективизацию и индустриализацию. Ясно, результаты должны быть лучше, чем у царя.
Это в теории. А на практике? За первую пятилетку, как сдержанно указано в той же официальной монографии, построено «свыше 6000 км железных дорог…». Говоря по-русски, первый пятилетний план по строительству ж/д путей был выполнен примерно на 40%.
Народу, впрочем, об этом не сообщили. 7 января 1933 г. тов. Сталин веско, как он один умел, подвел итоги: «Уверенность партии в осуществимости пятилетки и вера в силы рабочего класса были до того сильны, что партия нашла возможным поставить себе задачу осуществить это трудное дело не в пять лет, как этого требовал пятилетний план, а в четыре года, собственно — четыре года и три месяца, если прибавить особый квартал… И что же? Факты показали впоследствии, что партия была права».
Права-то права, но на вторую пятилетку планы дорожного строительства пришлось снизить. Хотя не сразу. Сначала, в феврале 1932 г., семнадцатая Конференция ВКП(б) смело ставит задачи нового ударного пятилетия: «…Провести коренную реконструкцию железнодорожного транспорта, с развертыванием строительства новых железных дорог не менее 25-30 тыс. км, с постройкой нескольких десятков новых мостов через главные водные пути…» Тоже явное заимствование из дореволюционных программ, которые на основе уже проделанных частным бизнесом инженерных изысканий и проектов планировали расширять сеть как раз со скоростью 5-6 тыс. км/год. И не зря: российская экономика в последней трети XIX века, по выражению В.И. Ульянова, автора книги «Развитие капитализма в России», росла «темпами, истинно американскими». И остро нуждалась в соответствующем росте транспортной инфраструктуры.
Приведено в сокращении.
Дмитрий Орешкин
РЖД как фонтан
Раздел: История | Просмотры: 24309 | Комментарии: 10