
Командир корабля хотел дойти до корейского берега, но дотянул только до острова Цусима. Там «Владимира Мономаха» настигли два японских корабля, но расстреливать не стали — было ясно, что подбитый крейсер уже не жилец.
Спускать флаг тем не менее русские не стали — на «Мономахе» открыли кингстоны, он быстро затонул, а команда пересела в шлюпки. Четыре из них достигли берега Цусимы, где толпились японские крестьяне. В шлюпках были 143 русских моряка, включая раненых. Японцы первым делом их напоили — команда погибшего «Мономаха» умирала от жажды. Раненым помогли, перевязали. Наконец, вражеских русских моряков жители Цусимы распределили по своим домам, накормили и положили спать.
Об этом было доложено адмиралу Хэйхатиро Того, командующему Объединенной эскадрой императорского флота Японии, которая только что разгромила российский флот, направленный на Дальний Восток с Балтийского моря. Того пришел в восторг и по-самурайски в коротком стихотворении воспел доброту жителей Цусимы. Свиток с этими четырьмя иероглифами адмирал направил им в подарок, и их потом выбили на скромном монументе, посвященном милосердию к врагам. Спустя долгие десятилетия монумент уже с помощью посольства России дополнили еще одним памятником — с именами всех погибших в Цусимском сражении.
С мая 1905 года прошло ровно 110 лет — есть что отметить. Однако японцы юбилей своей крупнейшей военно-морской победы встретили без патриотических фанфар и правительственных заявлений. На острове Цусима прошла поминальная церемония в память о доброте местных жителей. А в порту Йокосука, где у причала навечно поставлен флагманский броненосец «Микаса» адмирала Того, состоялись научные симпозиумы, посвященные не разгаданным до сих пор загадкам знаменитой битвы.
Мистика и разгромные цифры
Еще до первых орудийных залпов 27 мая 1905 года командующий 2-й Тихоокеанской эскадрой вице-адмирал Зиновий Рожественский приказал подать офицерам шампанского. У входа в цусимские воды японские корабли могли появиться с минуты на минуту, однако бутылки откупорили не для того, чтобы поднять настроение перед битвой. Русские моряки отмечали годовщину коронации Николая II — той самой кровавой давки на Ходынке, которую многие посчитали зловещим предзнаменованием не только для Романовых, но и для всей России. Приключившийся сразу же после шампанского разгром под Цусимой намертво впечатал эту черную метку в историю. Унизительное поражение русского флота вслед за Ходынкой и Кровавым воскресеньем стало прологом к тому, что произошло 12 лет спустя.
Цусимское сражение вообще богато на символы и мистику — чего стоит одна только судьба двух командующих эскадрами в том бою. Японский адмирал Того самый горячий отрезок битвы по собственной прихоти простоял на открытом мостике броненосца «Микаса», в который попало больше всего русских снарядов. Командующий был забрызган кровью погибших и раненых, но получил лишь царапину от осколка. Рожественский встретил сражение в бронированной рубке своего флагмана «Князь Суворов», но не помогло. Уже в первые минуты боя японские снаряды дважды попали в командный пункт вице-адмирала. Он получил осколочные ранения в голову и ноги, потерял сознание и больше в бою участия не принимал.
Приведено в сокращении.
НГ
Оригинал публикации
С дня Цусимского сражения минуло 110 лет
Раздел: История | Просмотры: 28959 | Комментарии: 191