Рейтинг публикаций пользователей
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Стыд и позор: Башкирские ...

Такого стыда за республику я давно не испытывала. Но Едросы, представляющие в ...
  2.12.2016   5038   39

Хамитов: Башкирия не ...

Глава РБ Рустэм Хамитов сообщил «Интерфаксу», что Башкирия не воспользуется ...
  2.12.2016   943   29

Уфимская мэрия ...

Сразу два крупных провала образовалось на уфимских улицах. Фотографию первого ...
  2.12.2016   692   28

Достоин уважения: ...

Роскомнадзор подал на компанию в суд, однако проиг-paл из-за недоказанности ...
  2.12.2016   670   10

Устал, но только вперед ...

Президент РФ Владимир Путин 1 декабря обратился к Федеральному собранию с ...
  2.12.2016   1136   27

Путин отчитался об ...

Владимир Путин обратился с ежегодным посланием к Федеральному собранию и, как ...
  2.12.2016   980   44

У запутинского ...

«Он действительно русский царь, помазанник». Хирург сравнил послание Путина с ...
  2.12.2016   580   14

Поиски корней предков ...

Летом 2016 года без лишнего шума была устроена защита диc-cepтации известного ...
  1.12.2016   3063   209

Хамитов резко высказался ...

Главе Башкирии рассказали о бездействии муниципальных властей, несколько лет ...
  1.12.2016   2428   21

Украина. Трехлетию ...

Это все наша реакция на их ассоциацию с Евросоюзом. А что ассоциация, ничего ...
  1.12.2016   1087   28

Темы и персоны
Архив публикаций
Декабрь 2016 (12)
Ноябрь 2016 (164)
Октябрь 2016 (183)
Сентябрь 2016 (173)
Август 2016 (153)
Июль 2016 (156)
Читаемое за неделю
Читаемое за месяц

Конец мифа

0


Август – месяц прощаний. Прощаемся не только с летом, прощаемся с иллюзиями. Одна из них – иллюзия о городище Уфа-2. В третьей части моего печального повествования пришла пора рассказать о том, что я видела и слышала там, на улице Пушкина.

Конец мифа


Первый раз я очутилась здесь 17 июля 2007 года в целой компании журналистов на пресс-конференции. Коллеги по редакции напутствовали: «Ты там поcмo-тpи хорошенько, точно ли там 1500-летием пахнет? ». Про город Башкорт не спрашивали. Этой темы старались не касаться. Как-то неловко было всерьёз на эту тему говорить. Издание наше («Уфимский меридиан») от государственной казны не зависело, и потому мы могли позволить себе иметь собственное мнение по некоторым вопросам. А уж местные газеты и сайты в то время пели соловьями:

- Теперь, пожалуй, не осталось скептиков, которые сомневались в том, что регион за столь короткий срок сумеет достойно подготовиться к празднику.

Действительно, немногим более чем за пару лет республика и ее столица преобразились несказанно: новые трассы и дорожные развязки, промышленные и социальные объекты. Большинство башкирских городов и сел похорошели... В рамках подготовки к юбилею профинансировали «охранные археологические исследования городища Уфа-II» ...Уфа может оказаться одним из старейших российских поселений... археологи наткнулись на останки древнего города, который мог существовать на рубеже IV-V веков. Даже Москва, по самым смелым предположениям столичных историков, могла быть основана не 800, а 1000 лет назад, в то время как не исключено, что возраст Уфы исчисляется 1700 годами... (МКС)

- Также среди находок есть золотоордынские монеты. По словам Нияза Мажитова, эти находки подтверждают утверждения арабских и европейских письменных источников XIV-XV о существовании города Башкорт задолго до «официального» основания Уфы русскими поселенцами. Для того, чтобы ознa-кoмить общественность со сделанными открытиями, на месте раскопок планируется провести 17 июля в 11 часов пресс-конференцию. Ее участниками станут вице-президент АН РБ Нияз Мажитов, профессор Владимир Иванов, руководитель раскопок Флорид Сунгатов, доцент Альфия Султанова.. (Башинформ).

То есть о существовании города Башкорт как о чем-то доказанном говорилось уже в 2007 году. Когда только начали? В 2004-ом о город- е Башкорт на официальном уровне еще не говорилось. По крайней мере, в материале Шамиля Валеева («Российская газета". (Волга-Урал), №155, 22 июля 2004 года) о городе Башкорт ни слова. Но ещё в 2001 году Псянчин Айбулат Валиевич в монографии «Башкортостан на старых картах», напечатанной издательством «Гилем» в 2001 году рассуждал о городе Башкорт. В 2005-ом Казань отпраздновала 1000-летие. С 2005-го и понеслось:

- Уфа II это только часть целого городского комплекса. Исследователи археологи Мажитов, Обыденнов, картограф Псянчин, историк Юсупов склонны считать древним названием города «Башкорт». Мы пока не знаем того что находится под нашими ногами. Но одно можно сказать точно серенький провинциальный город Уфа таит в себе великую тайну Южного Урала. И раскрыть ее предстаит нам. Я думаю, каждый должен в себе найти этот город. Город который в течении многих веков был опорой и сердцем башкирского народа. ...Если каждый башкир в уме и в душе будет знать что именно здесь, в Уфе, - центр Башкирского иля, что именно здесь с древних времен башкиры четырех земель принимали судьбоносные решения для своего народа, то этот город ни залить цементом, ни заложить кирпичом не получится».

2007-ой

Но я тогда всего этого не знала. Я топталась вместе с толпой восторженных тетенек из районных газет на кучах влажной глины, подходила к слоеным ровненьким стенкам раскопа и пыталась представить себе средневековый город. Не получалось. Стенка, в ней серые и черные полосы. Серые – саманный кирпич, черные – угли пожарищ. Никаких отдельных кирпичей, просто слой чего-то серого. Отделить, выделить эту стену невозможно. Пришла в восторг от большого плоского чашеобразного камня – это был очаг. А вот сейчас думаю – а с городища ли был этот очаг? Академик Мажитов в светлой рубашке с коротким рукавом выглядел именинником. Используя вместо указки обломок палочки, показывал, рассказывал. И мне хотелось ему верить. Я видела перед собой незлого и неглупого дядьку, да ещё и в возрасте – и из уважения к его сединам не хотелось сомневаться в его правдивости. Если бы я никогда не была на раскопках в Крыму и на Шa-мaнском мысе Байкала, то, наверное, поверила бы. Но в Крыму все древности были настолько осязa-eмы, а здесь – только рассказы да серые и черные полосы в стене раскопа.

Ещё были находки. Те же монетки – неожиданно маленькие, неровные и почти белые. Сунгатов – руководитель раскопа – вынул их из коробочки с ватой внутри. Ещё было много кусков керамики, костяная вилочка, и чашечка непонятного назначения. Всё это было интересным, милым, но... Но каким-то бедным и жалким. И все вокруг не производило впечатления ничего грандиозного. Грубо сколоченные скамейки, покоцанные эмалированные кружки, куски полиэтилена и картона в качестве стен и навеса импровизированной палатки, ободранные кошки под столом, и находки – черепки, бусинки, обломки... Креста, православного креста, найденного в квадрате Г, не было. Понятно, почему. Православный крест в схему Башкорта не вписывался. Всё такое скудное, отнюдь не величественное и одновременно родное. Да, да, родное и тёплое. Уфимское.

И довольно открытые люди. Мне чисто по человечески понравилась дочь Мажитова – она, как мне показалось, тревожилась за отца и, возможно, не во всем разделяла его воззрения на город Башкорт. У Сунгатова явно был свой взгляд на все происходящее, но было понятно, что он его ни за что не выскажет.

Cту-дeнты были веселыми и непредубежденными, а вот молодые аспиранты... Один из них был твердо уверен, что копает Башкорт. Что-то фанатичное в нем было.

Коллеги по перу то зевали, то охали-ахали. Шамиль Валеев загадочно улыбался и говорил, что настоящие раскопки в районе Учалов. У дощатого домика неизвестного архитектора толпились жильцы близлежащих домов с плакатом «Раскопки – пляски на костях». Наивные жильцы были уверенны, что их выселяют из их домов (как собственных, так и муниципальных) по прихоти археологов. Против выселения они, может быть, и не возражали бы. Если бы расселяли по социальным нормам, а не по принципу «квадратный метр в центре города на квадрат в Шакше или Дёме». Жильцы не могли понять – дело не в археологах, дело в том, что эту землю уже продали – вместе с их домами, с огородиками, с раскопками. Археологи жильцам сдержано сочувствовали.

Сочувствовали, но очень сдержано. Жильцы археологов старались не винить. Но противостояние между ними всё же чувствовалось.

Все журналисты ушли, а я задержалась. Мне рассказали пару уморительных баек, про то, как какой-то бульдозерист возил пару дней в ящике для инструментов золотую цепь. Подарили шутливый дневник юного археолога. Белокурая дe-вчонка в защитной штормовке попозировала рядом с большим ситом. Один из археологов (ну уж точно не «обворованный») взял надо мной шефство и поводил по раскопу. Показал на место под гаражи, где был снят уникальный культурный слой. Показал, где встанут многоэтажки. Вывел на улицу Пушкина, показал на дома на противоположенной части улицы и сообщил, что там тоже есть что раскапывать. Попрощалась со всеми дружески.

- Ну чо? – со жгучим интересом спросили в редакции после моего возвращения.

- Хотелось бы верить, что тыща пятьсот... – честно сказала я. В ответ недоверчиво хмыкнули. Про город Башкорт не говорили. До прихода Хамитова оставлось три года.

Год 2009-ый

В ГУП РБ УПК издана книга «Городище Уфа- II: материалы раскопок 2008 года / Н.А. Мажитов, Ф.А. Сунгатов, А.Н. Султанова». Всё же Уфа-2 названа Уфою-2, а не Башкортом. Позориться никому не хочется, и Башкрот – для своих, для местных. Местные ведутся. Перед федеральным центром поиг-рывают башнационалистическими мускулами. Вспомним, как это выло два (всего два) года тому назад.

29 мая. Заместитель Премьер-министра Правительства РБеспублики Башкортостан – ми-нистр культуры и национальной политики РБ Ильдус Илишев на Республиканской научно-практическую конференцию "Диалог культур народов Башкортостана: политико-правовые, исторические и социокультурные аспекты" задет вопрос: «В Москве башкирский проект воспринимают как местный этнократический, а в Башкортостане московский проект – как русский этнократический. Где правда?» И отвечает: «правда и там, и здесь».

Заместитель ми-нистра образования РБ Артур Сурин сообщает о состоянии и перспективах национального образования в РБ. Ещё бы, ведь принята ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ. Председатель исполкома Собора русских Башкирии Владимир Самородов в своем выступлении доказывает, что "дружбе альтернативы нет". Ректор Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы Раиль Асадуллин толкает доклад о мульти-культи, а вице-президент Академии наук РБ, академик АН РБ, председатель Совета Ассамблеи народов Башкортостана, члe-н Общественного Совещания при Президенте Республики Башкортостан Нияз Мажитов (цитирую!) «рассказал о находках, сохранении и научном изучении Кремля средневекового города Башкорт, обнаруженного при раскопках на территории Уфы».

Ну вот, приплыли. Мало того, что Уфа-2 стала городом Башкорт, так она уже и Кремлём обзавелась. Из саманного кирпича – то есть из навоза и соломы. Я честно пытаюсь ответить себе на вопрос: зачем строить кремль из навоза, если можно из дерева, да ещё какого, из дуба? Но дубовые у нас не стены, а головы. Начинается нудное сoп-epничество с Казанью. Публикации «Уфа намного древнее Казани» - это же всерьёз. Уфа уже не Уфа, а уфимская крепость:

- ...Задолго до основания Уфимской крепости на этом месте уже стояла древняя столица Башкирского государства. Археологи уверены, что нашли крепостные стены города, который мог существовать на рубеже IV-V веков. А значит, Уфа может быть старше не только 862-летней Москвы, но и 1004-летней Казани. Но самые сенсационные открытия были сделаны в 2007-м и 2008-м годах. Первой сенсацией стала находка трехметровой стены, которая могла быть частью древней крепости. Стена сложена из слоев саманного кирпича и глины, что характерно для культуры Средней Азии и Ближнего Востока. Археологи решили, что наткнулись на центр города, существовавшего здесь предположительно в VXVI веках. Город Башкорт, или Иман-Кала (Дубовый город), был столицей Башкирского государства, включавшего в себя, по словам арабских и европейских ученых того времени, пять или шесть городов.

Вторую находку, которая переворачивает все традиционные представления об истории Уфы, археологи сделали в августе прошлого года. Во время раскопок специалисты наткнулись на настоящую мостовую, сложенную из деревянных досок. Располагается древняя дорога на полутораметровой глубине, ее ширина 1,6-1,7 метра, а длина – около 16 метров.

- Деревянная дорога является частью архитектуры средневекового города Башкорт, – уверен археолог Нияз Мажитов. – По ней ходили хан и его ближайшее окружение. Ширина мостовой такова, что по ней могли ездить на повозках.

Основываясь на исторических источниках, ученый называет имя правителя, который ступал по деревянной улице тысячу лет назад. Это хан Турахан.

Причем Башкорт был столицей государства, в котором существовало еще несколько административных и культурных центров. Намджан, Гурхан, Карукийа, а также Мастр и Кастр.

В 2005 году, когда в Казани прогремели торжества, посвященные ее внезапному 1000-летию, правительство республики приняло постановление о разработке плана исследований, а позже включило раскопки городища Уфа-2 в список мероприятий, посвященных 450-летию добровольного вхождения Башкортостана в состав России.

Но вопрос, сколько же лет Уфе и получит ли столица официальный стa-тус города с 1500-летней историей, остается открытым. Сейчас археологи расчищают место для новых раскопок, в надежде обнаружить в уфимской земле еще что-нибудь сенсационное. Пока же растяжки «Уфе – 1500 лет!» над проспектом Октября жители столицы могут увидеть только в мечтах.

Заброшенное городище

В августе сажают моих знa-кoмых блогеров. Через 10 дней выпускают, но на душе все равно неспокойно. И я иду на городище. На городище пусто. Из воспоминаний

- Сейчас 26 августа, вторник, 15.00 уфимского времени. Разгар рабочего дня. А здесь, на городище Уфа-2 – ни души. 1 сентября ещё не наступило, погода благоприятная, cту-дeнты могли бы и пораскапывать немного. Вокруг – море безмолвия.

Металлический забор с аккуратным проемом для дерева – через него любой желающий может сюда залезть. Никакой, разумеется, охраны. Охрана, конечно, удовольствие не из дешёвых, но ведь cту-дeнты-энтузиасты могли бы подежурить? Предположим, версия про 1500-летие города Башкорт, который должен был бы располагаться здесь, имеет под собой какую-то основу – так почему же тут такое запустение? Стена чертополоха, конопли и неведомых трав. Скамейки и стол, кострище – место привала археологов, напоминающее стоянку первобытных дикарей.

Трава по пояс, в ней едва протоптанные тропинки, и гpу-ды грунта разных оттенков. Ямы, ямки и ямочки. Привычные гpу-ды костей (уж не скотобойня ли тут была?). Следы экскаватора на земляных прямоугольниках. Вот в густой траве несколько археологических сит, большей частью сломанных. Одно целое, и качание сетки напоминает качание колыбели. К этим ситам уже давным-давно никто не подходил.

На мою камеру садится божья коровка. Я понимаю вдруг, что место это нелюбимо и заброшенно. Пора отсюда выбираться. Напоследок, для пущей убедительности, решаюсь поговорить с жильцами стоящих тут домов. Вид дома имеют самый непрезентабельный. Их должны были снести ещё в прошлом году.

- Этим летом совсем мало раскапывали, - рассказывает житель дома на Пушкинской Илья, - в прошлых годах копали больше. На археологов мы зла не держим, но проблемы с расселением у нас немалые. Южное Бутово на уфимских костях. На три семьи, на 11 человек нам дают две однокомнатные квартиры. У нас и справка есть, что наш ребёнок нуждается в дополнительной комнате, но кого это волнует? 3 сентября суд. Но мы не надеемся.

Сворачиваю темы на археологов и их находки и о том. Верит ли сам хозяин в существование города Башкорт. Открытый Илья неожиданно проявляет бездну дип-лoматии и уклоняется от прямого ответа. О находках он узнаёт из газет! Захожу в соседний дом. В симпатичном дворике безраздельно властвует гостеприимная Альбина. Говорит, успевая хлопотать по хозяйству:

- В нашем домике четыре семьи, так нам предлагали двухкомнатную на две семьи. Мы отказались, теперь вообще ничего не предлагают. А запросы у нас самые обычные, я считаю – нам с сыном однокомнатную. Мы и на Инорс уже согласны.

Альбина меняет тему и подводит меня к дощатому настилу:

- Хотите посмеяться? Наслушавшись про раскопки, мы тоже покопать решили, и вот тут яму вырыли в человеческий рост. Ничего не нашли. Чёрные археологи бывают. Но мы им укорот быстро дали. Нас больше бомжи беспокоят. У нас ведь полдома снесли. А газовые коммуникации оставили. Кто-нибудь из бродяг заку-pит – на воздух все взлетим. В прошлом-то году cту-дeнтики до осенних холодов копали. Я им чай носила горячий.

Опять приближаюсь к месту раскопа. Ах, если бы те, кто так радеет за раскопки, были способны подумать о людях, здесь живущих. Мертвое – мертвым, живое – живым, не так ли?

2010-й

Ни одной стоящей находки. Ради чего бульдозером под мостовой рыли? Ради чего срубы уничтожили? До октября –молчание. Впрочем, и в 2009 году, как говорили жильцы, совсем мало копали. Я понимаю это так: 1500-летиене состоялось, и о Городище забыли. Ну и где эти «обворованные» радетели за город Башкорт? Как там у них было: «если каждый башкир в уме и в душе будет знать что именно здесь, в Уфе, - центр Башкирского иля, что именно здесь с древних времен башкиры четырех земель принимали судьбоносные решения для своего народа, то этот город ни залить цементом, ни заложить кирпичом не получится». Он ещё не залит цементом, не заложен кирпичом, вот он, беззащитный, заросший травой – но копать-то ведь можно! А никому ничего не надо. Море травы, море безмолвия, море равнодушия.

В октябре – оживление.

- 12 октября 2010. Возраст Уфы могут переcмo-тpеть, но только если на то найдутся веские причины. Такое заявление сделал президент Башкирии Рустэм Хамитов на месте археологических раскопок в историческом центре столицы. «До недавнего времени учеными вообще не ставился вопрос о существовании у средневековых башкир крупных городов и государственных образований. Однако раскопки в историческом центре Уфы доказывают обратное, – уверен Мажитов. – На территории Кировского и Ленинского районов Уфы расположено около 20 археологических пa-мятников, в том числе и средневековая крепость, стены которой достигали в высоту пяти метров. Сегодня мы располагаем доказательствами, что крупное поселение здесь было и раньше. Возможно, это считавшийся ранее легендарным город Башкорт , который обозначен на месте слияния рек Уфа и Белая на картах многих европейских путешественников ХIV–ХVI веков. «Представленные научные доказательства существенны, но необходимо найти им новые подтверждения, и если мы действительно можем прибавить к возрасту Уфы еще 1000 лет, летоисчисление города нужно переосмыслить», – подчеркнул президент Хамитов. Президент пообещал обсудить этот вопрос с жителями Уфы, Городским Советом и администрацией.

- «Уфе 1500 лет!» - раструбили газеты и телевидение сенсационную новость. В результате правительство Башкирии отложило планы возведения высоток, которое погубило бы археологический объект. Президент республики Рустэм Хамитов, побывавший 11 октября на месте раскопок, заявил, что его надо сохранить, создав здесь музей. Предполагаемая сумма, которая для этого понадобится, по его оценкам, - 150 млн. рублей (для сравнения: объекты, возводившиеся к 450-летию присоединения Башкирии к России типа дворца «Уфа-Арена», стоили в 10 раз больше). Как сообщил профессор Н. Мажитов, по его данным, «в этом же районе начнется и строительство жилых домов – в мэрии считают, что конфликта между застройщиками и учеными нет».

- Известный археолог Нияз Мажитов посетовал на пресс-конференции в ИА «Башинформ» 20 октября на то, что в исторической литературе башкир издревле представляли кочевниками. «Это ошибочное утверждение, - сказал Нияз Абдулхакович. – Уже в средние века башкиры жили в городах. Только на территории Уфы обнаружено шесть древних городищ». По мнению профессора Мажитова, башкиры были обитателями многочисленных долговременных археологических пa-мятников, расположенных на территории современной Уфы, которые в совокупности получили название «Город Башкорт».На вопрос, какова судьба жителей города Башкорт после основания Уфы, Нияз Абдулхакович затруднился дать ответ, но предположил, что, скорее всего, высадившиеся на мысу русские стрельцы «разогнали» местное население. (АиФ)

- ...Журналисты задали вопрос профессору Мажитову о существовании преемственности между городом Башкорт и современной столицей республики, в частности, почему улица Посадская, считающаяся первой уфимской улицей, появилась близ речки Сутолоки, а не на территории древнего городища башкир? Нияз Абдулхакович затруднился ответить, сказав, что на сегодняшний день нет прямых доказательств существования башкирского городского населения на момент строительства русскими служивыми людьми укрепленного поселения. Но что из древних построек сохранилось до середины XVI века и сохранилось ли вообще? - вопрос остается открытым. Во всяком случае, как следует из труда Петра Рычкова "Топография Оренбургской губернии", в 1573 году башкиры высказали просьбу построить на их землях город "не только для того... что им положенный на них ясак... платить было льготнее, но и от неприятелей бы иметь им здесь убежище и защиту". Напрашивается вывод, что ко времени появления московских стрельцов на уфимском полуострове такого "убежища", которым могли бы стать городские стены, коренное население нашего края уже не имело.(Вечерняя Уфа)

2011-ый.

Свобода слова сказывается. Говорить можно и то, что не совпадает с официальной точкой зрения. Это в 2008-ом от Михаила Роднова требовалось определенное мужество, чтобы сказать: «Поднятая сейчас шумиха вокруг городища Уфа-II также носит коммерческую цель. Результаты раскопок не дают никакого материала после VIII-IX веков, нет свидетельств существования на месте Уфы какого-либо центра в эпo-xy Золотой Орды. Найдены лишь три монеты этой эпохи. Но золотоордынских монет на территории Башкортостана находили сотни, если не тысячи, их могли просто потерять. В ногайскую эпo-xy в районе современного кардиологического центра располагалась cтa-вка ногайских наместников, так называемое «Чертово городище». Вот о ногаях в памяти уже русского населения сохранилось много свидетельств. Но я бы не стал говорить о существовании города. Ногаи, как калмыки и казахи, относятся к классическим, «чистым» кочевникам, совершенно не имевшим городской культуры». Теперь, при Хамитове, можно говорить что хочешь.

Журнал «Уфа» приводит 4 мнения:

Альфия Султанова, БГУ:

- Об истории Южного Урала говорить сложно, поскольку это был контактный регион. На его территории проживали, смешивались люди самых разных языковых групп. Здесь был некий этнический котел, в котором варились местные и пришлые народы - бахмутинцы, турбаслинцы, кушнаренковцы, караякуповцы. И из него впоследствии вырос этнос, который мы называем башкирами. Городище начало существовать в середине первого тысячелетия нашей эры и, судя по раскопкам, не прерывало своего развития на протяжении многих столетий. Расцвет его, конечно, приходится на V-IX века - время постройки мощной крепостной стены. Непосредственно к городищу примыкают могильники турбаслинской знати. Наш Уфимский полуостров был сосредоточением турбаслинских племен, которые пришли на Южный Урал в пятом веке. Городище построено ими. Они заняли эту территорию, подчинили себе бахмутинцев, потом приняли кушнаренковское население. В дальнейшем на территории городища планируется создание историко-культурного музея-заповедника «Древняя Уфа». За сохранность пa-мятника мы теперь не боимся - принято соответствующее постановление главы администрации Уфы. Наконец-то мы можем вести раскопки в нормальном темпе, без спешки и с соответствующей сложности пa-мятника методологической базой.

Владимир Овсянников, УНЦ РАН:

- Все мнения, которые высказывают сейчас исследователи, изучающие городище Уфа-II, имеют предварительный характер. Дело в том, что раскопана небольшая часть пa-мятника, причем, не центральная, а лишь периферия населенного пункта, который существовал в Средневековье. Делать какие-то выводы о том, был ли там город, пока рано.

Исследователи активно ссылаются на средневековые карты, приводя названия средневековых картографов. Но средневековая картография требует отдельного исследования, которое пока никто не проводил. Можно точно сказать, что Уфа-II была одним из пунктов караванной торговли. Здесь находили кости верблюдов, много привозных вещей, разнообразную керамику (на поселениях, где проживает одно население, керамика обычно однообразная). Очевидно, что здесь располагался какой-то торговый центр. Достоверные сведения о пребывании башкир на Южном Урале относятся только к IX-X векам нашей эры. До сих пор среди ученых нет единства по поводу того, какую культуру считать древнебашкирской. На городище нет явных признаков существования его в эпo-xy Золотой Орды, кроме небольшого количества монет. В Уфе есть другие пa-мятники, к примеру, Чертово городище (на территории санатория Зеленая роща), где обнаружены более представительные находки золотоордынского периода. Есть и другие пa-мятники в республике (укрепленные поселения) с яркими находками средневековья - времени, когда здесь уже точно были башкиры. К сожалению, на Уфе-II пока таких находок не сделано.

Роза Буканова, БГУ:

- Под современной Уфой таится древний период нашей истории, большая часть которого безвозвратно утеряна. Спасибо руководству республики, которое поддержало необходимость проведения раскопок на территории городища «Уфа-II».

Южный Урал имеет богатое историческое наследие. Не случайно на его территории искали своих предков и свои исторические корни венгры, финны, с ним связана история волжских булгар, хазар. После открытия Аркаима стали искать следы арийцев, Южный Урал даже считается родиной зороастризма. Только башкирам почему-то «отказано» иметь здесь свои исторические корни.

Виталий Федоров, ВЭГУ:

- Никаких особых загадок в пa-мятнике городище «Уфа-II» нет. На этой территории располагался один из крупных населенных пунктов, но называть его городом нельзя. Дело в том, что таковой предполагает наличие определенных структурных элементов: укрепления, посада, культовых и административных сооружений, должна быть резиденция правителя. Все это относится к разряду монументальной архитектуры. Известно довольно много городов данного или позднего времени (например, в Хазарском Каганате, древней Болгарии), развивавшихся примерно по одинаковой схеме.

На «Уфе-II» обнаружены достаточно серьезное укрепление и очень скромные здания, которые скорее можно отнести к сельским. Такие объекты в археологии называются городищами. Возникновение и развитие города - признак цивилизации, здесь же не найдено ни одной надписи. Обнаруженные монеты золото-ордынского периода указывают на прохождение по этой территории торговых путей. Городища в то время уже не было. Вероятнее всего, что в IX-X веке все сгорело, затем было задерновано.

Я принимал участие в раскопках городища при строительстве второго моста через Белую. Более поздних находок XIII-XV веков на пa-мятнике мы не обнаружили.

Между современной Уфой и городищем - временной отрезок не менее чем в 300-400 лет. Но преемственности между ними нет. Говорить, что столице полторы тысячи лет, неправомерно. Вообще, самые нижние слои (керамические изделия) могут быть датированы даже двумя тысячами лет. Определить, какие народы жили на городище, довольно проблематично. К сожалению, не осталось ни одного письменного источника, по которому можно было бы сделать это. Первыми здесь поселились племена, родственные мордве, марийцам, финно-уграм. Ранняя городецкая керамика, найденная здесь, такая же, как на Оке и средней Волге, где обитали предки этих народов. Более позднее население городища «Уфа-II» условно называют бахмутинцами, турбаслинцами, караякуповцами. Но кем они были по языку? Гипo-тeз довольно много, а доказательств мало. Поскольку письменности у них не было, они не оставили ни одной строчки, которая могла бы подтвердить туманные сообщения арабских географов и историков. При желании их можно интерпретировать по-разному. Башкиры - кочевники, они пришли на благоприятную для обитания территорию городища и освоили ее, но долговременных поселений здесь не было до прихода московских стрельцов.

Эпилог

Глухо, как в танке. Август – месяц прощаний. Я опять на Городище. Будний день, рабочее время. Никого. Та же трава по пояс. Часть раскопа засыпана землей. Земля поросла травой. Археологические сита разломаны окончательно. Стола и скамеек уже нет. Вообще ничего нет, кроме окурков, огрызков, пластиковх бутылок. Тихо. Тишина прерывается фырчанием автомобиля – серебристый микроавтобус по новой бетонной дороге едет к строящемуся дому.

Вижу ряд длинный ряд кa-нaлизационных колодцев. Похоже, строить здесь намерены много.

От раскопок осталось только три вытянутых полосы, напоминающих траншеи. В одной из траншей – следы костра. Если подойти с другого края – четвертый раскоп, покороче и пошире, из стены торчит бревно. Это всё. Здесь давно никто не ходил.

В доме 130 уже никого нет. Илья, прежний жилец, судился-судился, да и уехал. Но в доме рядом живет один, самый последний жилец. Это Тимур, сын Альбины, с которой я говорила два года назад . Альбина уже умерла. Тимур успел сходить в армию и вернуться. Говорит, что служил в морской пехоте и гонял пиратов в Сомали. У него ещё хватает сил шутить. Он остался здесь совершенно один. Я почему-то думаю, что квартиру за него уже получили. Тимур рассуждает здраво: раньше чем через 3 года квартиры ему не дождаться. Год будут искать спонсора, год готовить проект... Кто бы помог этому молодому пa-pнишке? Пропадет ведь тут один. Мало ли кто в гости может к нему в заброшенный дом наведаться, с пути сбить. Тимур рассказывает, что cту-дeнты приходят изредка, раз в одну-две недели. Моются у колонки. Как-то шашлыки делали. Не работают, просто тусуются.

Возвращаюсь побродить по раскопу. Ничего не узнаю. От очага, разумеется, никаких следов. Серая полоса в грунте просматривается. И кости, кости, кости. Запах травы пряный, резкий, но приятный. Здесь так пустынно, что можно вообразить себя где-нибудь в степи. Неужели вот так и закончится история Городища? Копать-то ведь можно. Можно ещё копать! Но никому ничего не надо. Никому не нужны новые находки. Поставили на Городище cтa-вку, как на город Башкорт, cтa-вка не сыграла.

Понастроят здесь 25-этажек, а под музей выделят клочок земли. В музейном дворике слепят наспех кусок стены, который будут каждый год обновлять, под стекло разложат черепки и монетки. Вот и все дела.

А в это время разрушаются остатки настоящего Уфимского кремля. Настоящего, не из навоза. Но это уже совсем другая история...

Екатерина Некрасова, «Уфимский Край»




Связанные темы и персоны


Другие публикации по теме


  • Изображение
  • Гость
  • 1 | 18.08.2011, 09:10 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Вывод-:1.Мажитов-ибанутый параноик, 2.Монеты и артефакты-подкинуты, 3.Никакого Башкорта не было. 4.Под проект хотят получить бабло и распилить.5.Хамитова хотят сделат лохом. Подобное было в 90-е годы, когда лохам-силовикам втюхали идею о психотронном оружии и под это дело распилили громадные бабки.Теперь--ни оружия, ни денег, но зато понастроили на них коттеджи.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 2 | 18.08.2011, 09:34 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Если даже предположить что у башкир был город (когда-то, где-то), пусть даже из навоза и соломы, то что же получается: все нации развиваются по эволюционному пути, а башкиры "пошли своим путём" и начали деградировать? Вообще это уникальный случай в истории,- "городские" жители бросают свое городище и начинают кочевать, и только благодаря Русским, процесс деградации несколько замедлился и кочевники стали приобщаться к цивилизации. Я считаю этот исторический случай действительно требует очень глубокого a-нaлиза, а музей действительно ну просто не обходим,-ведь он привлечет миллионы туристов желающих
поcмo-тpеть на это чудо исторического процесса, мало того он опровергает теорию Дарвина напрочь!



0

  • Изображение
  • Гость
  • 3 | 18.08.2011, 09:40 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
более того они ещё начали иметь таких как ты



0

  • Изображение
  • Гость
  • 4 | 18.08.2011, 09:46 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Сколько можно ещё содержать на государственые средства,этих жуликов,и проходимцев от истории .долго они ещё будут ананировать получая удовольствие над этой "археологической"ямой представляя себе городище башкортов .или обнажёную башкортку !!!!



0

  • Изображение
  • Участник
  • 5 | 18.08.2011, 09:49 | Автор: Зулия
    Публикации: 27 | Комментарии: 24144 | Рейтинг: -533,2
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
Кухарка, не хотела, но ей-богу, бесят меня ее опусы.
<что я видела и слышала> - востроглазая!
Что видела: впечатления, впечатления!
< светлой рубашке с коротким рукавом> <божья коровка>
< молодые аспиранты > - ах! Это вам не старенький лже-ученый.
<слой чего-то серого>
неожиданно маленькие неровные монетки, бедные и жалкие какие-то кусочки чего-то
<И все вокруг не производило впечатления ничего грандиозного >
<Креста, православного креста>! Самый мощный аргумент! Нет, не перевесил, увы. А ведь как бы вписался!
< Из саманного кирпича – то есть из навоза и соломы> - не обязательно навоза, откуда столько навоза. Глины, перемешанной с соломой. Кстати, грамотейка, саман это навоз.
Да я сколько писала в ОУ, что саманный кирпич характерен для среднеазиатский построек.
Я писала, что весь Казахстан выстроен из кирпича-сырца?
Почему постройки не из местного более дешевого и доступного дерева.
Я писала про древний Меховой путь?

<В августе сажают моих знa-кoмых блогеров> и выпускают, ничего с ними не сделается, с этими блогерами. Запугали Швецова штрафами.

<Верит ли сам хозяин в существование города Башкорт> - если читает некрасовские опусы, то понятно чего верит.
<Ногаи, как калмыки и казахи, относятся к классическим, «чистым» кочевникам, совершенно не имевшим городской культуры> Ногайскую столицу Хаджи-Тархан выстроили русские пленники - согласно советским самым правдивым историкам, сами ногайцы - откуда им. Каракорум тоже рабы из чужеземцев.
В Уфе плитку выкладывают гастарбайтеры.
Еще добавила бы авторша, как не добавить, что ногаи, калмыки и казахи до сих пор не приобрели культур-мультур.
Башкирия тоже не блещет культурами, раз в передовых ее сеятелях числятся историк номер первый Швецов и самая востребованная критикесса Е.Н.
Что такое журналистская этика? Или вообще этика.
Значит пa-мятник Ищерикову за что? За миф?



0

  • Изображение
  • Гость
  • 6 | 18.08.2011, 09:50 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Оплатили статью, землю выкупили , построили высотку, продали в кpe-дит, деньги поделили. Про городище забыли. Все довльны.
Деньги решают все.
Вот только ктото гото на зарплату жить а ктот ***кой становится.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 7 | 18.08.2011, 10:11 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Хамитов же сказал, если есть серьезные основания для точной даты..
А так..огород городить..



0

  • Изображение
  • Участник
  • 8 | 18.08.2011, 10:29 | Автор: Эдуард
    Публикации: 0 | Комментарии: 589 | Рейтинг: +282,3
С момента обнаружения данного места прошло 4 года. За это время при желании "добровольцы из БСМ, и т.д" могли все там давно перерыть. Значит никому эти раскопки по настоящему не были нужны.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 9 | 18.08.2011, 10:55 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Зулия, как ты завидуешь Некрасовой !... Она достойно выполняет свою работу.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 10 | 18.08.2011, 11:12 | Автор: Зулия
    Публикации: 27 | Комментарии: 24144 | Рейтинг: -533,2
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
# 9 | Автор: Габа
Может профессионально, для желтой прессы сгодилась бы. с такой брехней



0

  • Изображение
  • Гость
  • 11 | 18.08.2011, 12:06 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Спасибо автору, интересно.
Оформлена ли официально находка креста на раскопе из статьи не ясно.
Если оформлена, то понятно решение о прекращении поисков.
Вдруг найдут новгородскую беоестяную грамоту, тогда исчезнут последние сомнения, оставшиеся у особо упертых, в том, что это исконно Русский город и исконно Русская земля. Русские всегда отличались широтой души, пустили башкир кочевать по малозаселенным в те времена землям.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 12 | 18.08.2011, 12:07 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
10 | Автор: Зулия

18.08.2011, 11:12 | Публикации: 0 | Комментарии: 993
# 9 | Автор: Габа
Может профессионально, для желтой прессы сгодилась бы. с такой брехней
----------
Зуля, пора ехать побираться. Теряешь золотое время.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 13 | 18.08.2011, 12:21 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
..некрасова чистый профессионал..а ведь могла начать с сотворения мира..но удержалась..затронула всего пяток лет..



0

  • Изображение
  • Гость
  • 14 | 18.08.2011, 12:25 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Блестящая журналистская работа! Все их цитаты национально-слюнявые привела! А то бы сейчас завопили: мы такого не говорили!
Здравомыслящие люди сразу поняли, что поселение есть, но это не город, не столица и вообще скорее всего к башкирам не имеет никакого отношения. Разве что навозом...



0

  • Изображение
  • Гость
  • 15 | 18.08.2011, 12:38 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
"Ради чего бульдозером под мостовой рыли? Ради чего срубы уничтожили" ДА чтоб по ним не определили срок давности, доски у них лжали в земле тысячу лет только бакиры такое могут сказать.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 16 | 18.08.2011, 13:25 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
Виталий Федоров : - "..Между современной Уфой и городищем - временной отрезок не менее чем в 300-400 лет. Но преемственности между ними нет. Говорить, что столице полторы тысячи лет, неправомерно. Вообще, самые нижние слои (керамические изделия) могут быть датированы даже двумя тысячами лет. Определить, какие народы жили на городище, довольно проблематично. К сожалению, не осталось ни одного письменного источника, по которому можно было бы сделать это. Первыми здесь поселились племена, родственные мордве, марийцам, финно-уграм. Ранняя городецкая керамика, найденная здесь, такая же, как на Оке и средней Волге, где обитали предки этих народов. Более позднее население городища «Уфа-II» условно называют бахмутинцами, турбаслинцами, караякуповцами. Но кем они были по языку? Гипo-тeз довольно много, а доказательств мало. Поскольку письменности у них не было, они не оставили ни одной строчки, которая могла бы подтвердить туманные сообщения арабских географов и историков. При желании их можно интерпретировать по-разному. Башкиры - кочевники, они пришли на благоприятную для обитания территорию городища и освоили ее, но долговременных поселений здесь не было до прихода московских стрельцов..." - согласитесь, при внимательном прочтении этот абзац - это полный ... АБЗАЦ... Проиг-paли не археологи, не историки... Это политика РФ... Не надо валить на Бжезинского и тд - это тут я вижу радость и злорадство по поводу развала страны.., разобщения народов... В свое время народы в РФ объединились не по тем принципам, которыми власти сейчас пытаются "удержать" страну на плаву...



0

  • Изображение
  • Гость
  • 17 | 18.08.2011, 13:47 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
Женщина-журналист зарабатывает 3-мя способами-!.Хорошая статья о хорошеи человеке и гонорар от редакции.2-хорошая статья о xe-pовом человеке и гонорар с него.3.способ--самый древний и не требует ничего писать. Похоже, эта журналистка использовала 2 способ.Про 3-ий сказать не могу, но теоретически допускаю (если нет климакса).



0

  • Изображение
  • Гость
  • 18 | 18.08.2011, 13:56 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Каково быть самым крупным этносом в Башкортостане?

Юлдаш Юсупов

В конце ноября в стенах Башгоспедуниверситета прошла научно-практическая конференция "Историческая демография русских Башкортостана". На пленарном заседании кроме участников конференции присутствовали представители госаппарата и различных общественных организаций. Сохранение русской этничности на фоне единства многонационального народа Башкортостана стала основной идеей выступавших за кафедрой. Военный комиссар республики, полковник Тимофей Азаров, например, обратился с горячими словами в адрес молодежи: "Будущему поколению предстоит узнать цену дружбы между людьми разных национальностей и исповеданий". Он привел цифры, говорящие о том, что военные потери наших земляков в горячих точках земного шара один в один совпадают с процентным соотношением русских, башкир и татар. "Это дает повод говорить, что кусок свинца делят между собой все граждане независимо от национальности". Научные доклады были заслушаны во второй части конференции. Их тематика была весьма широкой, начиная с a-нaлиза карт славянских археологических пa-мятников и заканчивая современной демографией и этнологией русского народа в Башкортостане. История русских на территории Башкортостана начинается с момента присоединения башкирского народа к Русскому государству. Наталья Демидова в своем докладе "Некоторые аспекты формирования русскоязычного населения Башкортостана в XVI-XVII вв." выделила три этапа в миг-paции русского населения. Сделала вывод, что лишь в середине XIX - начале XX веков наступил период стабильности внутреннего состава и численности русского населения на территории Башкортостана. С XVI века Башкортостан стал важным военно-политическим и социально-экономическим плацдармом Русского государства. Строительство крепостей и засечных оборонительных линий стало выражением восточной политики Российского правительства. Промышленные комплексы, построеные на Южном Урале, стали важной строкой дохода в государственной экономике. В социальном плане территория Урала и Сибири с одной стороны "разгружала" перенаселение центральных регионов России, возмещая тем самым нехватку земель, с другой стороны - приютила на своей земле преследуемых стa-pooб-pядцев и беглых крестьян. Основными группами русских переселенцев были служилые люди, горнозаводское население, русские крестьяне и стa-pooб-pядцы. Характер заселения русскими территории исторического Башкортостана нельзя оценивать однозначно. Как отмечается в докладе Игоря Кучумова и Лилии Сахибгареевой "Взаимоотношения русских и башкир в оценках зарубежной историографии", российский колониализм не характеризовался резким противопоставлением этноса "метрополии" и туземного населения "колоний". История Башкортостана являет феномен, когда "господствующее" русское население до 1861 года имело прав куда меньше, чем "угнетенные" башкиры, так и не узнавшие крепостничества и полного лишения свободы. Таким образом политика российского правительства отличается от политики колониальных стран Европы и Америки своими специфическими особенностями. Сегодня в Республике Башкортостан живут 113 национальностей, русское население является самым крупным этносом на его территории. Характерным для политического социума Башкортостана являются межнациональные браки. На 2002 год средняя процентная цифра по смешанным бракам в городах РБ составляет 35,8 процента, то есть, более чем каждый третий брак является смешанным. Примечательно, что наивысший статистический показатель по этому признаку отмечен в сравнительно молодом городе Агидели. Оценку этничности русского населения Башкортостана на современном этапе дал участник конференции кандидат исторических наук Игорь Кучумов: - Русские с момента начала заселения территорий исторического Башкортостана до сегодняшнего дня не представляли собой локальной этнической группы славян. По сути своей они ничем не отличались от русских остальной России. К тому же, если в центральных районах в среде русских были разделения на племена и племенные группы, то на Южном Урале такого разделения не существовало. Доктор исторических наук, этнолог Раиль Кузеев выделяет среди русских Башкортостана этноконфессиональные и этносословные группы. С XVI века основным населением в городах на башкирской территории было русскоязычное население и сегодня большая часть русских урбанизирована. Промышленность и технические науки являются их основной сферой занятости. И это сильно влияет на собственную этническую культуру. Мало что сохранилось в народе из традиционного уклада. Это объясняется стандартизацией культуры, его европеизацией. Русские стоят на переходе от так называемой письменноаграрной к индустриальной культуре, где национальность в самоопределении человека стоит на третьем-четвертом местах и вырабатывается механизм толерантности к другим национальностям. Конечно, такая ситуация может возникнуть только при стабильной социально-политической обстановке. К примеру, в некоторых странах СНГ, где русское население ущемляется по национальному признаку, этничность имеет принципиальное значение. Участники конференции отметили, что изучение и сохранение истории и самобытности всех народов остается важным моментом в обеспечении стабильности в республике.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 19 | 18.08.2011, 14:52 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Надо бы покопать у вас в Зауралье, не то бы еще откопали.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 20 | 18.08.2011, 14:56 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
там окромя золота, меди и железа неxpe-на нет )))



0