
Чудо советской довоенной индустриализации держалось на двух столбах — дармовых и нещадно эксплуатируемых человеческих ресурсах Страны Cоветов и иностранной технологической помощи.
Свыше 500 промышленных объектов, созданных в 1930‑х в СССР, спроектировала фирма американского архитектора Альберта Кана. Тракторные заводы в Харькове, Сталинграде, Челябинске, как и ДнепроГЭС, создавали специалисты из Германии и США. Американские инженеры, представители немецкой электрической компании Siemens и самолетостроительного концерна Junkers на несколько лет поселились в Союзе.
Подобное плотное сотрудничество не мешало большевистским идеологам расцвечивать улицы своих городов плакатами с призывами: “Пролетарии всех стран, становитесь на борьбу за свержение капитализма!”
При этом собственных специалистов советский лидер Иосиф Сталин не жалел — начиная с 1928 года чекисты регулярно придумывали для видных деятелей науки и конструкторов различные абсурдные обвинения во вредительстве или шпионаже. После громких судов советские инженеры отправлялись в бараки ГУЛАГа. По одному из таких процессов — Шахтинскому — проходили даже немецкие специалисты. С ними просто не захотели рассчитываться по контракту и выслали из страны.
От Форда к Сталину
В мае 1929 года газета The New York Times сообщала, что архитектору Альберту Кану советская внешнеторговая организация Амторг предложила контракт на $40 млн за проектирование нескольких тракторных заводов. США в ту пору стояли на пороге мощного финансового кризиса — Великой депрессии. Поэтому предложение из далекой России для Кана стало более чем заманчивым.
К тому времени он был самым знаменитым архитектором Америки: Кан выиграл конкурс на проект перестройки Детройта, столицы автомобильной империи Генри Форда. Для него же архитектор построил почти все заводы.
Поражающими были темпы строительства американцев. У Кана работали 400 архитекторов и инженеров, которым требовался всего месяц для проектирования большого завода. Еще через пять месяцев предприятие уже было готово к производству.
Первый завод Кана в СССР — Сталинградский тракторный — проектировался и строился в Америке. Потом его разобрали и вместе с оборудованием на 100 кораблях доставили заказчику. Предприятие было точной копией тракторного завода Caterpillar, как и Горьковский автомобильный завод, также спроектированный Каном, являлся копией фордовского автопредприятия.
Американское строительное бюро разместилось в Москве под вывеской Госпроектстроя. Там работали 25 заокеанских специалистов. За три года существования этой организации в ней обучились 4 тыс. советских инженеров.
За три года работы в СССР Кан заработал $2,5 млрд ($250 млрд на современные деньги). Слух о русской щедрости быстро добрался до США. В течение первых восьми месяцев 1931 года Амторг получил более 100 тыс. заявлений на работу в России. И это несмотря на то, что вернувшиеся из Союза соотечественники рисовали далеко не радужную картину советского быта. Один из инженеров Кана Вильям Брасс, прибывший обратно в Америку в 1931‑м, жаловался на “черный рынок, невозможность уехать из СССР, неразвитость юридической системы, тайную полицию и жилищные проблемы”.
Вскоре у Москвы закончилась валюта, основным источником которой был экспорт зерна. В августе 1930‑го, когда подошло время выплатить американской фирме Caterpillar $3,5 млн за оборудование для Челябинского и Харьковского тракторных, а также Ростовского и Саратовского комбайновых заводов, Сталин писал Вячеславу Молотову, наркому иностранных дел: “Заготовки растут, и каждый день вывозим хлеба 1–1,5 млн пудов.
Я думаю, что этого мало. Надо поднять теперь же норму ежедневного вывоза до 3–4 млн пудов минимум. Иначе рискуем остаться без наших новых металлургических и машиностроительных (Автозавод, Челябзавод и пр.) заводов… Словом, нужно бешено форсировать вывоз хлеба”.
Приведено в сокращении.
Новое Время
Оригинал публикации
Как западные специалисты помогли превратить СССР в индустриального монстра
Раздел: История | Просмотры: 31508 | Комментарии: 31