Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Сам уже в окопе, старый ...

Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
  29.03.2023   22864    3123

Зря карлик ползал на ...

Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
  21.03.2023   27045    73

Военный преступник. ...

Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
  17.03.2023   40276    69

Молодежь в гробу видала ...

Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
  16.03.2023   40673    32

Пыня пошутил над холопами ...

Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
  14.02.2023   23540    273

Борьба дерьма с мочой ...

Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
  12.02.2023   41199    22

Ублюдочный путинизм в ...

Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
  11.02.2023   20031    33

Фильм о преступлениях ...

В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
  15.01.2023   35278    252

Утилизация холопов, ...

Путин назвал положительной динамику военной спецоперации на Украине. Президент ...
  15.01.2023   32557    8

Подох этот, подохнет и ...

Сегодня, 11 января, так и не дожив до суда, скончался Муртаза Рахимов. Ему было ...
  12.01.2023   43592    80

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Март 2023 (4)
Февраль 2023 (3)
Январь 2023 (5)
Декабрь 2022 (4)
Ноябрь 2022 (3)
Октябрь 2022 (1)

Глава Башкирии: «Много жуликов»

0



22 августа Президент Башкортостана Рустэм Хамитов выступил в Кировском районе Уфы на встрече уполномоченных Регионального координационного совета Общероссийского народного фронта с кандидатами Общенародного голосования (праймериз) по определению кандидатов в депутаты Госдумы Российской Федерации пятого созыва.

Глава Башкирии: «Много жуликов»


Стенограмма выступления Рустэма Хамитова:

Добрый день, уважаемые друзья!

Завершается процедура, которую мы называем коротко на американский манер - праймериз. Мне это слово не очень нравится, потому что я, честно говоря, не люблю заимствований из американской политической жизни, иностранные слова не очень люблю. Здесь уже было сказано, что это процедура предварительного голосования. Почему она появилась? Понятно, что в последние несколько выборов интерес к этому важнейшему мероприятию угасал.

Угасал по разным причинам. С одной стороны, была некая определенность, заданность. Исчез элемент борьбы. И, безусловно, общество реагировало на это происходящее: отказывалось от активного участия, как в голосовании, так и в обсуждении программ партий и движений, которые участвовали в выборах.

Праймериз, или предварительное голосование – это один из вариантов того, чем мы сегодня с вами занимаемся, один из вариантов вовлечения большего количества людей в предвыборную тему. Это первое. Второе – расширить базу для поиска активных людей, людей, которые могут достойно представлять избирателей в Государственной Думе Российской Федерации. И на будущее: эта процедура предварительного голосования нами будет использоваться и при проведении выборов, возможно, и по линии «Единой России», и в Городские Советы, и в Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан. Поэтому это первый опыт такой новой, но я надеюсь, очень важной и полезной работы.

Список тех, кто участвовал в этом предварительном голосовании, составляет 123 человека. Разные люди: опытные, сверхопытные, зубры республиканской политики, молодые люди, которые только-только набираются опыта и делают первые шаги на политической арене. Я хочу сказать, что и с этой стороны опыт удачный. Хорошая возможность проверить себя, хорошая возможность показать себя людям, избирателям. Я вспоминаю девяностый год. Девяностый год – выборы в Верховный Совет Республики Башкортостан, в которых я участвовал. Вот тогда была сшибка, тогда был задор и тогда действительно выступали так, что залы вставали. Потому что было интересно, потому что люди зажигали своим энтузиазмом огромное количество своих последователей. Это очень важно, потому что в политике очень важно уметь убеждать людей, вести их за собой. Не только говорить правильные вещи, зачитывать их по бумажке, но и увлекать людей за собой.

У нас очень много проблем, и с этой точки зрения праймериз, предварительное голосование, тоже выполняет свою задачу. Потому что люди – и те, кто собирается участвовать в выборах в качестве кандидатов в Государственную Думу и те, кто задает вопросы этим возможным кандидатам, - обостряют ситуацию сознательно. И правильно делают, потому что проблем у нас действительно еще очень много. И уже сейчас, только в моем присутствии, прозвучали темы и работы, и заработной платы, и жилья, и здравоохранения, образования и так далее. Это все наши ежедневные заботы, это все ежедневные вопросы, которые мы решаем и которые обязаны решить.

Республика Башкортостан относится к числу крупнейших субъектов Российской Федерации. Несколько дней назад мне звонил Президент России Дмитрий Анатольевич и сказал: «Рустэм Закиевич, Вы возглавляете один из самых крупных субъектов Российской Федерации. Чрезвычайно важная республика, чрезвычайно важный субъект Российской Федерации. От того, как идут дела в Республике Башкортостан, во многом зависит и то, как идет дела и в Российской Федерации». Здесь не надо скромничать, потому что и территория большая, и население у нас большое, и экономическая мощь очень приличная. Мы по многим параметрам, я имею в виду по экономическим параметрам, входим в десятку лучших регионов Российской Федерации, за редким исключением занимаем 15 - 20 места, когда говорим о валовых показателях. Но как только мы приходим к относительным, удельным показателям, наша позиция сразу ухудшается, и в этом наша сегодняшняя с вами проблема. Мы должны обеспечивать лучшее качество жизни наших граждан. Мы обязаны эту работу выполнить.

Было сказано о том, что по жилью мы находимся на среднероссийском уровне, я бы даже сказал, чуть ниже среднероссийского. Не годится. У нас по заработной плате цифры совсем небольшие. Для такого мощного, продвинутого региона, как Башкортостан средняя заработная плата 17 тысяч 200 рублей – это совершенно немного. И при этом 17 тысяч для многих тружеников республики кажутся и недостижимой целью, потому что многие получают существенно меньше. Эти 17 тысяч получаются за счет того, что есть достаточно большая группа людей, получающих заработную плату по 40, 50, 60, 70 тысяч рублей, это на предприятиях топливно-энергетического комплекса, нефтехимической промышленности и так далее. Вы знаете эти предприятия. А в массе своей наш народ живет на 12-14 тысяч. Средняя заработная плата в сельском хозяйстве меньше 10 тысяч рублей, и то она идет, в основном, натуральным продуктом. Этот вопрос очень болезнен, очень чувствителен, потому что мы все понимаем, что в принципе в такой стране богатой ресурсами, богатой талантами, богатой знаниями, умениями люди не имеют права получать такую заработную плату. Что такое 12 тысяч рублей? Это 400 долларов. Мы еще 20 лет назад, говоря о странах ближнего зарубежья, говорили, что у них зарплата 500 долларов ежемесячно – это ерунда. А у нас с вами сегодня через 20 лет она – 400. Поэтому, конечно, это очень болезненная и сложная тема.

Тема жилья, жилья для молодежи. Как с такой заработной платой можно когда-нибудь купить свою квартиру? Сегодня квартиры только на рынке, и цена рыночная. В Уфе, вы знаете, уже за 40 тысяч рублей (за квадратный метр). Квартиры в Петербурге посуточно и того дешевле. И только социальное жилье, которое мэрия старается строить больше, стоит порядка 28-30 тысяч рублей, да и то – это голые стены. Получив эту квартиру человек рад тому, что хотя бы такие стены получает, хотя надо еще вкладывать для того, чтобы отделку сделать, мебель купить. Поэтому это все очень дорого и поэтому, безусловно, всем нам очевидно и понятно, что такая жизнь долго продолжаться не может. Потому что запросы общества уже высоки, люди уже не хотят мериться с таким положением дел. И в этой ситуации у нас нет другого выхода, кроме того, как работать над улучшением качества жизни.

Что нам надо делать? Об этом наверняка говорили кандидаты в депутаты, каждый говорил по-своему, каждый говорил так, как он это понимает. Но ясно одно, что людям надо создавать рабочие места – и рабочие места высокооплачиваемые.

У нас сегодня в силу разных причин, в силу того, что бывшие советские предприятия приватизированы, и сегодня уже этот процесс завершился. На многих из них идет следующий этап оптимизации – как по численности, так и по структуре этих предприятий. У нас достаточно много безработных. У нас по методике Международной организации труда безработица составляет порядка 8% от трудоспособного населения республики. Трудоспособное население порядка двух миллионов. Я не буду до точности приводить эту цифру. 8% от двух миллионов порядка 150-160 тысяч человек – это та скрытая безработица. Официально регистрируемая – 34-36 тысяч человек на бирже труда, а реальная – 150 тысяч. Понятно, что эти люди находятся в движении: кто-то находит работу, увольняется. Там идут какие-то процессы, но это все равно тяжелый навес на экономику Республики Башкортостан. Но это еще не самое худшее. На самом деле мы понимаем, что огромное количество людей, особенно на селе, сегодня постоянной работы не имеют и зачастую перебиваются временными заработками. Это тоже очень сложная, очень неприятная для государственной власти ситуация, которую обязательно нужно решать. Здесь нет никаких других ответов, кроме как одного: создавать новые предприятия, строить эти предприятия, создавать условия для строительства таких предприятий.

Сегодняшний республиканский бюджет – это не тот бюджет, который был, допустим, во время советской власти у министерств, ведомств, у властей Российской Федерации, республики. Сегодня бюджет республики – это только решение социальных проблем. Я многократно говорил и еще раз скажу, что порядка 80% нашего бюджета – это социальные расходы. Бюджеты в рыночной экономике – бюджеты городов, территорий, субъектов – они и должны быть такими: решают только социальные задачи. Все остальное, в основном, делает бизнес. Так вот, у нас 80% из 120 млрд. рублей – это социальная нагрузка: бюджетные учреждения, помощь нашим инвалидам, матерям, детишкам, это образование, здравоохранение. И только 20% остается на то, чтобы строить дороги, создавать условия для привлечения бизнеса.

Бизнес капризный. Живет человек, допустим, в Москве, у него есть деньги для инвестиций. С какого перепугу он поедет на Урал и будет там что-то строить? У него есть какие-то формы бизнеса, они ему приносят доходы. Он на эти деньги лучше купит ценные бумаги или выведет их за рубеж. Он не будет строить предприятия. Или еще острее ситуация: живет кто-то за рубежом, у него есть ресурсы. Опять же, с какого перепугу он поедет в другую страну, будет что-то там строить? Значит, надо создавать такие условия, чтобы этим людям было выгодно сюда приезжать. Сделать это очень сложно, потому что конкуренция большая. Все наперекор говорят: «Приезжай ко мне. Я хороший, я освобожу тебя от налогов, я тебе создам площадки. Приезжай, строй». Потому что в среднем все регионы Российской Федерации находятся в такой ситуации. Поэтому сегодня идет борьба за каждого инвестора.

Понятно, что сегодня Республика Башкортостан недоинвестирована, но у нас в этом плане есть еще небольшое преимущество, потому что в силу разных причин в последние годы не строились новые предприятия, шло усовершенствование тех, на которых была уже какая-то работа. Часть предприятий закрывалась, но массового притока инвесторов не было. По инвестициям на душу населения мы занимаем предпоследнее место в Приволжском федеральном округе. В масштабах России мы семьдесят какие-то. Понимаете, нет этих инвестиций. Поэтому наша задача сейчас – любой ценой, хотим мы или не хотим, можем или не можем, привлечь инвесторов к нам в республику. С тем, чтобы строились заводы, строились предприятия, создавались рабочие места. Нам каждое рабочее место важно.

Эту работу мы проводим. Много проектов мы сегодня пересмотрели. Порядка 20 крупных и крупнейших проектов у нас в ближайшие 2012, 2013, 2014 годы будут реализованы. Это абсолютно точно. Потому что у нас другого пути нет.

У нас для реализации этих проектов есть все. Есть компетенции, у нас есть люди, которые могут эту работу выполнять. В других регионах их нет, у нас есть: машиностроители, энергетики, инженеры. Наука мощная у нас есть. У нас есть все – приходите. Потому что сегодня один из главных дефицитных вопросов – это люди, это кадры. Поэтому в ближайшие несколько лет у нас такие предприятия появятся, и мы будем создавать точно такие же индустриальные парки, будем создавать технопарки. Будут они такими же, как в других регионах или нет, это вопрос другой. Но по этому пути мы обязательно пойдем.

Последнюю новость вы слышали, может быть, нет? Наше Уфимское моторостроительное производственное объединение сегодня будет основным предприятием в Российской Федерации по выпуску двигателей для боевой авиации. Это значит, что на базе нашего моторостроительного объединения будет создано головное предприятие по выпуску боевых авиационных двигателей. Наше предприятие будет консолидировать вокруг себя несколько крупнейших заводов Российской Федерации. А что такое боевые авиационные двигатели? Это фактически сердце машины, это сердце штурмовиков, истребителей, фронтовой авиации. Это главный на сегодняшний день экспортный продукт нашего «Оборонпрома». И сердце этого главного экспортного продукта мы будем делать в Уфе. Это огромная победа. Я даже не побоюсь сказать, это историческое событие, потому что Уфа становится центром российского двигателестроения в боевой авиации. Это очень хорошо. И далее, продолжая эту тему: сейчас мы обязательно будем смотреть, чтобы в этой работе участвовали «Гидравлика», агрегатное объединение, уфимское приборостроительное объединение. То есть будем создавать авиационный кластер Уфы и Республики Башкортостан.

Кроме того, на МАКСе (Международный авиакосмический салон) подписан контракт до 2020 года по поставке вертолетов для Министерства обороны Российской Федерации с ежегодным увеличением, начиная с 2012 года, на 20% производства вертолетов в России. И в эту программу попали опять же наши Кумертауское производственное объединение и моторостроительное объединение, которое тоже сделало достаточно многое для вертолетов. И будет делать еще больше. Потому что 60% локализации вертолетных двигателей на Ми-8 и другие модификации семейства Ми будет осуществляться в Уфе. То есть уже появились первые хорошие, позитивные новости. Это значит, что наше УМПО на ближайшие 15-20 лет уже точно будет обеспечено заказами.

Далее я хочу сказать, что мы обязаны создавать индустриальные парки. Может быть, не такие, как в Калужской области, - там автомобильный кластер. Или в Ленинградской области и Санкт-Петербурге – там тоже автомобильный кластер. Мы обязаны создавать такие индустриальные парки химической направленности вокруг крупных наших химических предприятий. И мы сейчас этой темой занимаемся и смотрим, как это дело сделать. Тяжело идут на такой разворот наши крупные гиганты. А зачем им думать о создании вокруг себя малых и средних предприятий, на которых еще тысячи людей будут работать? Вот я произвожу сегодня 200 тысяч тонн полиэтилена, отгружаю, в основном, на экспорт, получаю доход и все хорошо. А то, что в городе рядом живут десятки тысяч безработных людей, это проблема власти. Поэтому очень тяжело развернуть крупные предприятия на то, чтобы они начинали создавать технологические площадки для малого бизнеса. Чтобы малый бизнес из этого полиэтилена делал, скажем, подставки для микрофонов, корпуса компьютеров, предметы бытовой техники. Вот это – рабочие места, это наша перспектива, потому что второй такой комплекс нефтеперерабатывающих заводов, как в Уфе, или химических заводов, как в Салавате и Стерлитамаке, мы не построим. Надо быть реалистами. А сырье, которое они выпускают, надо задерживать в республике и из него делать конечную продукцию. Это наша сверхзадача, и на это я ориентирую наше Правительство. Очень сложная задача, но, тем не менее, мы будем ее решать.

Я хочу сказать, что в сфере наших приоритетов это, безусловно, лесная промышленность, лесопереработка. Мы сегодня используем десятую часть того леса, которая у нас есть. Мы это богатство вывозим в виде кругляка в Оренбургскую и Челябинскую области, там пилят из него доски и возвращают их нам уже в 10 раз дороже, чем кругляк. Что это за экономика такая? Конечно, так невозможно. Сегодня уже ряд структур подписали с нами предварительные соглашения о том, что будут создаваться предприятия по лесопереработке.

Туризм. Очень интересная тема, очень перспективная для нашей республики. Колоссально интересная. И я думаю, что сегодня и наше Правительство, и комитет по туризму предпринимают все усилия для того, чтобы мы создавали у себя так называемые туристические продукты. Это же тоже непростое дело: и принять надо человека, и накормить, и напоить, и чтоб он купил что-то, и чтобы дороги были, где было остановиться. В этом плане мы ведем большую работу, в том числе и в Кировском районе Уфы, по строительству новых гостиниц. У нас с вами в Уфе нет ни одного отеля «пять звезд». Это значит, что к нам крупный, серьезный бизнесмен не приедет просто-напросто. Он говорит: «А мне остановиться негде». Для него «Президент-отель» «три звезды» - не то, наш уважаемый отель «Башкортостан» - это тоже не то. У него должна быть своя атмосфера для того, чтобы он мог работать. А если к нам не приедет такой бизнесмен, где мы возьмем деньги, кто нам будет строить предприятия? Начинается все с таких, казалось бы, вещей. Но сегодня власти городские развернулись к этой проблеме лицом. И потом предстоят довольно большие события. Нам надо принимать Чемпионат мира по хоккею среди молодежи в 2013 году, там будет четыре-пять тысяч гостей из 10-12 стран мира. Нам в 2013 году опять же надо принимать молодежные международные игры, там порядка тысячи участников, и тоже гостей будет порядка двух-трех тысяч. Их же надо размещать. Это все не простые вопросы. Сейчас пришла заявка на проведение Чемпионата мира по плаванию среди паралимпийцев. И это тоже большое мероприятие. Мы сейчас думаем: справимся, не справимся, соглашаться, не соглашаться на эту тему. Поэтому вопросов на самом деле огромное количество. Мы стараемся, безусловно, заниматься этим.

Я не коснулся таких болезненных и чувствительных тем, как жилищно-коммунальное хозяйство. Ну что здесь говорить? Много профанаций. Много жуликов. Много неразберихи вокруг этого, я уж не знаю, разнесчастного жилищно-коммунального хозяйства. Уж пятьдесят лет свои подъезды гробим, пишем, поджигаем, трубы текут и так далее. Когда-то нужно положить этому конец. Надо начинать жить цивилизованно. Надо начинать жить нормально.

Цены, монополизм. Вот в этом году, смотрите, урожай неплохой. Сегодня даже у нас проблема возникает с тем, чтобы убрать этот урожай, потому что очень хороший урожай. Теперь можно говорить об этом совершенно открыто. Мы соберем порядка трех с половиной миллионов тонн хлеба. Поэтому, казалось бы, при таком урожае цены на продукты питания должны вниз идти, потому что цена на зерно падает, на муку падает. Но нет, этого не происходит. У крестьянина сегодня пытаются покупать сегодня рожь за две тысячи рублей за тонну, два рубля за килограмм. А муку нам продают за сколько? За тридцать? За сорок? Не может такого быть, чтобы цена зерна в килограмме муки составляла двадцатую часть. Не может этого быть по определению. Но сегодня это есть. Поэтому, я еще раз говорю, это тоже тяжелейшая работа, потому что там ведь ребята умные работают. И они знают, как извлекать прибыль из всего, из воздуха в том числе. И стараются извлекать эту прибыль. Наша задача как власти, безусловно, противодействовать этому и добиваться справедливости.

Вопросы здравоохранения, образования, ценообразования - это все болезненные, очень сложные, сложнейшие вопросы в нашем обществе. По медицине: движемся чуть-чуть вперед. Будет повышаться заработная плата учителей с 1 сентября на 30%. Не так много, как мы хотели бы, но в следующем году уже мы будем иметь в учительской среде среднюю заработную плату адекватную среднереспубликанской заработной плате. Она у нас сегодня 17 тысяч 200 рублей.

Поэтому, все эти движения есть, но нам нужно, конечно, ускоряться. Ускоряться, хотим мы этого или не хотим. Все равно мы этой работой будем заниматься, потому что отступать нам некуда.

Сегодня вы уже два часа работаете, я понимаю, достаточно тяжело слушать. Но, уважаемые коллеги, я на чем хотел бы сфокусировать ваше внимание. От того, кого мы выберем в Государственную Думу от Республики Башкортостан, зависит тоже немало. Дело в том, что законодательство – это такая действительно сложная отрасль, которая позволяет нам создавать фундамент для решения вопросов, о которых я говорил. Люди нам нужны грамотные, нужны люди, я уже говорил, люди «зубастые», с характером, которые могли бы отстаивать права регионов в том числе. И это тоже болезненная, чувствительная тема в соотношении власти между федеральным центром, регионами и муниципалитетами. Не буду останавливаться на этом. Но в Думу мы обязаны выбрать действительно представителей самых-самых что ни на есть достойных. Это первое.

Второе. Эти люди должны работать, как команда. Предыдущей команды не было. Нравится это кому-то или не нравится, не было этой команды. Действовали все вразнобой: один за одного, другой за другого. Разрывали эту нашу депутатскую группу. Чем все это закончилось, все вы хорошо знаете. Поэтому и действовать надо, как команда – и нам всем, участвующим в этих выборах, и тем, кому доверим свои голоса. Это принципиально важно.

В этом смысле «Единая Россия» тоже должна выступать и посмелее, и поострее, и помощнее. Не надо стесняться. А то сегодня набросились на «Единую Россию» все – и справа, и слева. Начинают критиковать. Это абсолютно неверно, потому, что я считаю, что вот эти ярлыки клеят специально для того, чтобы раскачать общество. Давайте себе на минуту представим, что нет партии «Единая Россия», давайте вернемся в начало 1990-х годов. Мы, что, жили тогда хорошо? Мы жили успешно? Мы просто тогда не знали, где продукты питания взять. Не знали, что и где купить. И денег не было, ничего не было. Предприятия стояли. Этого мы хотим? Конечно, нет. Поэтому, партия в данном случае выступает как объединяющее звено. И в любом обществе всегда есть здоровая часть, которая, объединившись, пытается, старается провести здравую идею в жизнь. «Единая Россия» в данном случае выступает именно такой партией. И то, что «Единая Россия» сегодня еще участвует в Народном фронте и привлекла многочисленные общественные организации, это тоже суперважно. Это я говорю искренне. Это я говорю честно. Потому что в списке предварительного голосования достаточное количество людей из этих общественных организаций.

Поэтому не надо ворчать, не надо кухонных разговоров, что они такие - сякие. Да, есть разные люди в партии. У нас в жизни тоже так же. У нас даже в каждой семье есть успешные люди, а есть, знаете, не совсем успешные. Но никто же не отказывается от родства. Все равно стараются поддерживать друг друга. Человек так устроен, и в жизни так, и в обществе. Безусловно, есть лидеры, есть мощные лидеры, которые ведут за собой. Есть «рыбы-прилипалы». Есть такие, но надо ориентироваться на лидеров, надо смотреть на тех людей, которые честно работают, честно вкалывают. Потому что они, в конце концов, задают тон, пример этой работе. И не надо ориентироваться на «прилипал». Потому что «прилипалы» – это приходящее явление.

Уважаемые друзья! Выступал молодой участник предварительного голосования Андрей Таназлы, старался выступать остро, и я его поддерживаю, правильно он говорит. И в его возрасте я, может быть, еще более резко выступал бы. Но от лишней резкости нас иногда опыт жизненный удерживает. Но от выступления до реализации - это, конечно, большая дистанция. А реализовать – это намного сложнее. Здесь нужны и опыт, и ум, и разум, и умение договариваться, и умение ради единой цели объединяться. Объединившись, мы все сделаем. И у нас для этого есть все.

И последний тезис. Власть может действовать результативно, только опираясь на людей. Если люди поддерживают власть, в том числе депутатов, которые будут в государственной власти, тогда результат будет. Власть и общество порознь действовать не могут. И эта ситуация в последние годы была близка к реализации. Вовремя опомнились, вовремя поняли, что власть без народа - это ничто, это только пустое надувание щек. Причем без получения какого-либо результата. Поэтому я в своей работе опираюсь только на мнения людей и работаю для людей. И я призываю к тому, чтобы все, кто во власти, работали именно так. Тогда у нас все будет нормально. Тогда у нас Республика Башкортостан выйдет из середняков и станет безусловным лидером среди субъектов Российской Федерации. А это означает только одно, что качество жизни у нас с вами улучшится.

Я желаю всем успехов, здоровья с тем, чтобы мы вместе много, плодотворно работали. Спасибо большое!

Портал Президента РБ
Оригинал публикации








Связанные темы и персоны