Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Timeweb
Последние публикации
Мадриль Гафуров о ...

Я удовлетворен, что мои публистические выступления в СМИ, в том числе в ...
  15.11.2018   29500    125

Куда уходит бюджет ...

Бюджет недоиспользованных возможностей. Министерство финансов РБ опубликовало ...
  15.11.2018   17263    22

Рост цен на бензин: ...

Рост цен на топливо будет выше инфляции. Эксперты не верят в обещания нефтяных ...
  15.11.2018   13950    28

Батыры, Зейнабы, ...

Осталось совсем мало времени до того, когда Международный аэропорт «Уфа» ...
  14.11.2018   25865    75

Вставание с колен каждый ...

Эксперты ритуальной области выступили с необычной инициативой, гарантирующей, ...
  14.11.2018   17328    62

Отмыв 38 миллионов на ...

Для сохранения генофонда насекомых в правительстве республики уже утвердили ...
  14.11.2018   26323    61

В Башкирии 5 полицейских ...

В Башкортостане пять автоинспекторов и 15 граждан обвиняются в страховом ...
  14.11.2018   41812    22

Минэкологии Башкирии ...

Министерство экологии и природопользования Башкирии возглавит Мирхайдар ...
  13.11.2018   25673    128

Что нам скандалы: На ...

Роман Деев получил повышение. В день своего профессионального праздника – Дня ...
  13.11.2018   13685    28

Аэропорт «Уфа» может ...

Имя народного поэта Мустая Карима вошло в тройку номинантов. Три имени вошли в ...
  13.11.2018   26860    129

Темы и персоны
Архив публикаций
Ноябрь 2018 (55)
Октябрь 2018 (139)
Сентябрь 2018 (165)
Август 2018 (118)
Июль 2018 (109)
Июнь 2018 (97)
Читаемое за неделю
Читаемое за месяц

Человек в этой системе не предусмотрен

  • Опубликовано: Егерь | 07.11.2015
    Раздел: Политика | Просмотры: 24879 | Комментарии: 50
2









Максим Трудолюбов о том, что право собственности в России не стало волшебной палочкой, способной превратить население в граждан.

Человек в этой системе не предусмотрен


В предыдущих статьях серии о «Левиафане» речь шла о человеческом достоинстве (Олег Хархордин. «Достоинство как политическая категория», 20.10.2015) и о приоритете личности (Андрей Звягинцев. «Отечество истинное и мнимое», 30.10.2015). Глубоко связан с этими категориями и скучный на первый взгляд вопрос частной собственности.

Человек, живущий в России, за свою жизнь, как правило, испытывает одно-два глубоких потрясения, связанных с общественным устройством и материальной стороной жизни. То почва уйдет из-под ног вместе с привычным бытом, связями и отношениями, то – всего лишь – деньги обесценятся. А иногда то и другое сразу. Экспроприации, коллективизации, перестройки и денежные реформы – это перемены, от которых ни одному российскому поколению не стоит зарекаться. Собственное, свое в России всегда трудно было удержать в руках.

Герой «Левиафана» Звягинцева безуспешно пытается отстоять свою землю и свой дом. Сценаристы при этом не дают герою ни самому взять в руки оружие, ни дождаться высшей кары для своего гонителя. Режиссер лишил зрителя удовольствия понаблюдать за торжеством справедливости, пусть и внезаконной, – а это удовольствие, на котором построено множество романтических историй, и голливудских, и классических. Дубровский у Пушкина становится разбойником, чтобы отомстить за отнятую фамильную собственность.

Упомянутый самим Звягинцевым Михаэль Кольхаас из новеллы Клейста тоже, потеряв принадлежащее ему по праву, берется вершить суд. Если бы Звягинцев поддался изначальному искушению и дал бы герою власть наказать врага на глазах у зрителя, смотреть фильм было бы веселее, но тогда это была бы простая история про месть. «Левиафан» потому так оглушающе и действует, что инстинкту «око за око» не потакает, а выталкивает и героя, и зрителя на безжалостный холод, где остается только предательство и пустота. У героя фильма отнимают все, в том числе и место на земле.

Собственность на землю и дом не столько материальная ценность, сколько (исторически) принадлежность месту. Не важно, большой или маленький у человека дом. Если он есть, то это признак причастности к отечеству и основание для участия в жизни города и государства.

Философ Ханна Арендт пишет об этом так: «Собственность была первоначально привязана к одному определенному месту в мире и как таковая не только «недвижима», но даже тождественна с семьей, занимавшей это место. Поэтому еще и в Средневековье изгнание могло повлечь за собой уничтожение, а не просто конфискацию имущества. Не иметь никакой собственности значило не иметь родового места в мире, которое называлось бы своим собственным, т. е. быть кем-то, кто миром и организованным в нем политическим организмом не предусмотрен» («Vita Activa, или О деятельной жизни»). Собственность, понятая так, была основанием прав свободного гражданина и никак не была связана с идеей богатства. Бедность не лишала гражданина его прав, а богатство не давало прав гражданина тем, у кого их не было, – в древних государствах прав обычно не было у чужестранцев и рабов. Тот, у кого нет собственности, – не вполне гражданин, не источник власти, а объект управления.

Это, впрочем, западное понимание. В России в силу исторических обстоятельств собственность выполняла другие функции в отношениях между человеком и государством. В западноевропейских монархиях стремление элиты добиться от монархов особой привилегии – неприкосновенности для себя и своих владений – привело в течение столетий к распространению права собственности на все более широкие слои общества. Собственность стала одной из основ для защиты гражданских и политических прав. Частная собственность и гражданские права были, так сказать, одного поля ягоды. В России же собственность и гражданственность про- израстали на разных полях. Права собственности – прежде всего сословные, помещичьи – регулировало и защищало самодержавное государство. А гражданские права отстаивали те, кто против самодержавия боролся – часто непримиримые революционеры. Русское общество объявило войну собственности за многие десятилетия до большевистской революции. Само понятие частной собственности стало ассоциироваться с унижением крепостного права и несправедливостями сословного государства; оно воспринималось не как путь к свободе, а как инструмент подавления свободы.

Слова политического философа Джона Локка о жизни, свободе и владении как о чем-то едином – это отсылка к идее человека- суверена, человека, который уже владеет самим собой и плодами своего труда до того, как государство что-либо человеку подарит. Собственность, понятая таким образом, индивидуальная суверенность или имение в широком смысле, предшествует суверенности государства и превалирует над ней. Государство нужно, чтобы эту суверенность защищать, а если оно не справляется с задачей, то у граждан есть право изменить свое государство. В России жизнь, свобода и владение не совпали. Государство всегда стремилось доказать, что оно предшествует любой другой суверенности. Русский Левиафан, как только он сформировался, стал претендовать на то, чтобы быть изначальной и верховной реальностью, не обязанной соблюдать никакие навязанные ему снизу правила, не обязанной защищать чью-то жизнь и собственность. Парадокс русского государства в том, что оно одновременно видит себя и величайшей силой, и чем-то нуждающимся в постоянной за- щите. Оно и сильное, и слабое одновременно. Оно жестоко мстит любому, кто сомневается в его верховной силе.

Но ему при этом для защиты нужно все или почти все, что есть в стране. Под защиту от опасности – истинность которой государство всегда определяет само – оно всегда резервирует за собой право забирать себе все, что угодно, и всех, кого угодно. Многие исследователи увязывали недостаточность развития частной собственности в России с особенностями политического развития страны. Самый известный пример, конечно, – книги историка Ричарда Пайпса «Россия при старом режиме» и «Собственность и свобода», в которых автор, по сути, увязывает уровень развития частной собственности в стране с уровнем раз- вития политических свобод. Но в частной собственности в России не было «недостатка»: она так или иначе существовала на протяжении всей русской истории, а в последние 150 лет ее петербургского периода была – для дворянского сословия – да- же более радикально «частной», чем многие европейские аналоги. Просто собственность и свобода в России разделены, они обитают в непересекающихся вселенных.

Маятник качнулся в России 1990-х гг. невероятно сильно. Право частной собственности – в случае с жилплощадью – стало массовым (другие виды собственности требуют отдельного разговора). Но это не сделало людей собственниками по духу. Право собственности не стало волшебной палочкой, способной превратить население в граждан, а электорат – в собственников своей страны. Возможно, это связано с тем, что собственность в 90-е и 2000-е оказалась понятой слишком примитивно. Российское общество в постсоветские годы прошло скорее через эпоху присвоения, чем созидания. Это был бум, обвал присвоения: мое, мое, мое. Разницу между таким «моим», которое присвоено, и «своим», которое создано руками и разумом, еще 20 лет назад стремился сформулировать философ Владимир Бибихин. Это разница, говорил он, между «мое просто потому, что не твое» и «собственно свое, захватывающее». Эту разницу российское общество не осознало и не осмыслило до сих пор.

Внутреннее содержание многих процессов, происходящих в России, – это продолжающийся поиск идентичности и связи со страной, ощущения обладания. Найти свою уникальную связь со страной через собственность, через частное благополучие и примат индивидуальности не удалось. По крайней мере, на сегодня этот поиск успехом не увенчался: люди в России c готовностью согласились на то, чтобы ими распоряжались, а не чтобы они сами распоряжались собой, своим владением и страной

В статье использованы фрагменты из книги Максима Трудолюбова «Люди за забором: власть, собственность и частное пространство в России». Новое изд-во, 2015.

Ведомости
Оригинал публикации








Связанные темы и персоны


  • Изображение
  • Гость
  • 1 | 07.11.2015, 10:31 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Да здравствует 98-я годовщина Великой Октябрьской Социалистической революции! С праздником, товарищи! Ура!



9

  • Изображение
  • Эксперт
  • 2 | 07.11.2015, 10:57 | Автор: юнг
    Публикации: 324 | Комментарии: 35935 | Рейтинг: +5799,6
Герой «Левиафана» Звягинцева безуспешно пытается отстоять свою землю и свой дом. Сценаристы при этом не дают герою ни самому взять в руки оружие, ни дождаться высшей кары для своего гонителя. Дубровский у Пушкина становится разбойником, чтобы отомстить за отнятую фамильную собственность.==============================================
============================================================
===================Левиафан Звягинцева-чисто коньюнктурная поделка, по принципу- голая баба у портрета Сталина. И сравнивать его героя с Дубровским можно только после литра!===========Хотя. справедливости ради могу сказать, что "Елена"-глубокий и тонкий фильм.



2

  • Изображение
  • Гость
  • 3 | 07.11.2015, 11:07 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
"Дубровский у Пушкина становится разбойником, чтобы отомстить за отнятую фамильную собственность."

-------------------

Какой примитив. Кому же он мстил? Главного обидчика пальцем не тронул. Но помещичьи усадьбы горели по всей округе. Стал-быть, не в фамильной собственности, умыкнутой Троекуровым, дело.



4

  • Изображение
  • Гость
  • 4 | 07.11.2015, 11:09 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Человек в этой системе не предусмотрен....
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
А что в УЖ есть "человекИ", либерасты-ДА, русофобы-ДА, местечковые нацилидеры-ДА, элитно-титутльные копипасты-ДА, а где "человек"-то? Кого кухерка назначила?



5

  • Изображение
  • Эксперт
  • 5 | 07.11.2015, 11:22 | Автор: Егерь
    Публикации: 3926 | Комментарии: 6924 | Рейтинг: +2834,2
Сцена в суде великолепна.

Судья за 10 минут что-то скороговоркой пробубнила себе под нос.
И всё!
Левиафан (государство) проехалось катком по человеку и раздавило, даже мокрого места не осталось.
И никакой возможности защититься.
НИКАКОЙ!

Сюжет с самоубийством жены - надуманный.

В остальном фильм - супер!
Таких случаев по стране - сотни тысяч.



2

  • Изображение
  • Эксперт
  • 6 | 07.11.2015, 11:23 | Автор: Егерь
    Публикации: 3926 | Комментарии: 6924 | Рейтинг: +2834,2
Сюжет с с.а.м.о.убийством жены - надуманный.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 7 | 07.11.2015, 11:33 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 332 | Комментарии: 38294 | Рейтинг: +6463,1
Уже 26 октября (8 ноября1), ..., безвестные «комиссары», ..., решили «укрепить диктa-туру пролетариата» следующими мерами: запретом всех «контрреволюционных» листовок и брошюр, закрытием семи главных столичных газет, как «буржуазных», так и «умеренно социалистических»*, принятием плана реквизиции квартир и частных автомобилей.

День 6(19) января 1918 года отмечен как важный этап на пути упрочения большевистской диктa-туры.

Ранним утром этого дня выбранное на основе всеобщего избирательного права Учредительное собрание, в котором большевики имели только 175 депутатов из 707 избранных, просуществовав меньше суток, было разогнано.

...народный комиссар продовольствия заявил : «Я хочу с полной ответственностью заявить, что речь идет о войне – только с оружием в руках можно получить хлеб».

Троцкий, без всяких околичностей, еще выше поднял cтa-вки:
«Наша партия за гражданскую войну. Гражданская война уперлась в хлеб.
Да здравствует гражданская война!».

Во второй половине мая и в июне 1918 года были потоплены в крови многочисленные рабочие манифестации в Сормове, Ярославле, Туле, а также в таких индустриальных центpa-x Урала, как Нижний Тагил, Белорецк, Златоуст, Екатеринбург.

Об участии в репрессиях местных ЧК свидетельствуют лозунги, широко распространявшиеся в рабочих кругах. В них содержатся протесты против «новой охранки», состоящей на службе у «комиссародержавия»

Через два дня после окончания Всероссийской конференции чекистов был принят Декрет о восстановлении смертной казни.

Ленин и Дзержинский не переставали добиваться восстановления смертной казни, прекрасно зная, что она без всякого «юридического крючкотворства» применяется таким надзаконным органом, как ЧК.

Первый законный смертный приговор был вынесен революционным трибуналом 21 июня 1918 года: первым «контрреволюционером», расстрелянным «вполне законно», оказался адмирал Щастный.

http://www.goldentime.ru/nbk_02.htm
===
Уря, тАвАрищи?



1

  • Изображение
  • Гость
  • 8 | 07.11.2015, 11:51 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Человек в этой системе не предусмотрен
: Егерь | 07.11.2015

-----------------

Эй, человек!.. Челове-ек!.. Всем - шампанскава!.. Быс-стра!..



5

  • Изображение
  • Гость
  • 9 | 07.11.2015, 11:52 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Сюжет с с.а.м.о.убийством жены - надуманный......
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++=
Ну сними в республикообразующем кинематографе реальный(не надуманный) сюжет из жизни ошэжеренных ежих!



2

  • Изображение
  • Эксперт
  • 10 | 07.11.2015, 11:55 | Автор: Зулия
    Публикации: 34 | Комментарии: 28967 | Рейтинг: -694,1
«Достоинство как политическая категория»
------------------------
Достоинство, хехе.
На соседней ветке предлагается увековечить батюшку государя Иоанна Васильевича, самой достойнейшей личности
"Первый царь всея Руси Иван Грозный."
А кто на Руси был достойнее, чем Помазанник Божий.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 11 | 07.11.2015, 11:59 | Автор: Зулия
    Публикации: 34 | Комментарии: 28967 | Рейтинг: -694,1
"прав свободного гражданина"
--------------------
Опять повторю любимый коммент
Обращение подканцлера Великого княжества Литовского ‎Льва Сапеги к сословиям княжества по случаю принятия Стa-тута ‎‎(1588 г.)‎

"Но что проку человеку жить в свободе от внешнего неприятеля, если терпеть должен над собою ‎неприятеля внутреннего? ‎

‎(как Цицерон сказал: мы должны стать невольниками права для того, чтобы сами могли ‎пользоваться свободой). ‎

И в том заключается наша вольность, которою мы гордимся меж других народов христианских, ‎что государь нами правит не по воле своей собственной, а согласно праву нашему‎"

‎ Стa-тут — верховный закон Великого княжества Литовского, составлявший его правовую основу. ‎
-----------------------
На Святой Руси в 1588 г. про такого Цицерона не слыхивали, а невзначай услышав, крестились и плевались.

Впрочем, и в 2015 году Цицерон мало читаем и изучаем.
А слово Свобода подменяется словом Воля в понимании урок.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 12 | 07.11.2015, 12:02 | Автор: Зулия
    Публикации: 34 | Комментарии: 28967 | Рейтинг: -694,1
"Дубровский у Пушкина становится разбойником, чтобы отомстить за отнятую фамильную собственность."
-----------------------
Салават примерно так же.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 13 | 07.11.2015, 12:11 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 332 | Комментарии: 38294 | Рейтинг: +6463,1
12 | 07.11.2015, 12:02 | Автор: Зулия | На сайте

"Дубровский у Пушкина становится разбойником, чтобы отомстить за отнятую фамильную собственность."
-----------------------
Салават примерно так же.
===
А бабу свою вместе с её родственниками грохнул - кому подражал?



0

  • Изображение
  • Гость
  • 14 | 07.11.2015, 12:26 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
12 | 07.11.2015, 12:02 | Автор: Зулия | На сайте
Публикации: 22 | Комментарии: 20748 | Рейтинг: -476,2
"Дубровский у Пушкина становится разбойником, чтобы отомстить за отнятую фамильную собственность."
-----------------------
Салават примерно так же.
------------------------------------------ Только улицы или памятника Дубровскому нет,
да и Пугачеву памятника нет, зато СЮ не знают уже куда еще воткнуть.



2

  • Изображение
  • Гость
  • 15 | 07.11.2015, 12:27 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Салават примерно так же.
===
А бабу свою вместе с её родственниками грохнул - кому подражал?

--------------------------------------

А вот Дубровский Машу, Марькириллну, отпустил с миром со своим престарелым новобрачным мужем. Офицерское благородство, как-никак.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 16 | 07.11.2015, 12:33 | Автор: Батыр
    Публикации: 0 | Комментарии: 3214 | Рейтинг: -174,4
То есть Пушкин образ Дубровского с Салавата взял ?
Очуметь



2

  • Изображение
  • Эксперт
  • 17 | 07.11.2015, 12:41 | Автор: юнг
    Публикации: 324 | Комментарии: 35935 | Рейтинг: +5799,6
Егерь----В остальном фильм - супер! ============================================================
=============В остальном фильм жалкая коньюнктурная поделка. Именно поэтому его и раскусили. именно поэтому получился облом с премией! =========================ты меня , дорогой, своим "супером" лучше не зли!



3

  • Изображение
  • Эксперт
  • 18 | 07.11.2015, 12:44 | Автор: юнг
    Публикации: 324 | Комментарии: 35935 | Рейтинг: +5799,6
6 | 07.11.2015, 11:23 | Автор: Егерь
Публикации: 1644 | Комментарии: 4760 | Рейтинг: +2230,3
Сюжет с с.а.м.о.убийством жены - надуманный.=================================================
===========А ведь именно на этом построен весь сценарий! Егерь,! кончай мудить. Сам же себе противоречишь.! Направь своё упрямство на другие цели!



5

  • Изображение
  • Гость
  • 19 | 07.11.2015, 13:58 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Жаль тех ,кто не жил и не работал при социализме.Чувство защищенности, равноправия,уверенности в -завтра-,человеколюбие и уважения. Сейчас всё сменилось на ПОЖРАТЬ и ХАПНУТЬ.



6

  • Изображение
  • Эксперт
  • 20 | 07.11.2015, 14:33 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 332 | Комментарии: 38294 | Рейтинг: +6463,1
19 | 07.11.2015, 13:58 | Автор: Не зарегистрирован

Жаль тех ,кто не жил и не работал при социализме.Чувство защищенности,
===
И не вспоминай. Лафа была. Сидишь себе на окладе, а копейки капают.

Перспектив никаких, так что можно было никуда не спешить и не дёргаться.

По пять-десять рублёв к окладу каждый год добавляли, сходил пару разов с транспарантом на демонстрация и год закончился.

Да эт ж, сплошной и беспробудный праздник был!!!

Словно и не жили вовсе, ибо детям опять всё с нуля начинать приходилось.



1