
Утром 11 сентября 2001-го Гульнара проснулась от завывания сирен за окном и, включив телевизор, узнала о происходящем во Всемирном торговом центре. От башен-близнецов ее дом отделяли всего четыре квартала. Гульнара наспех оделась и бросилась по Фултон-стрит к ВТЦ, не забыв камеру и пленки, случайно оказавшиеся у нее дома.
«Я неслась к башням, а все бежали в обратную сторону. Уже стояли регулировщики движения, которые направляли в безопасные места потоки эвакуируемых из зданий людей. Паники не было. Работали бригады скорой помощи, пожарники, из гостиницы «Миллениум» выносили простыни для раненых. Я даже зашла в одну из башен на первый этаж. Но там не было обзора», — вспоминает Гульнара.
Она нашла место, откуда хорошо были видны обе башни. «Стоя на перекрестке, я обернулась на странный шум, выхватила камеру и уже через объектив увидела, что первая протараненная башня наклонилась и начала падать. Стали кричать «Бегите!». Мы побежали. Я споткнулась и упала на мостовую.
Мне показалось, что земля содрогнулась и ушла из-под ног. Я оглянулась — на меня надвигалась огромная серая стена обломков и цементной пыли», — рассказывает Самойлова.
Она бросилась на землю за ближайший припаркованный автомобиль. «Пыль была очень колючей. Наступила тьма. Я начала задыхаться, думая, что заживо похоронена. Тут меня окликнул незнакомый голос: «С тобой все окей?» Тогда только я поняла, что выжила», — говорит Гульнара и рассказывает, что тут же снова достала камеру, перезарядила пленку, сменила объектив и начала снимать. Всего она сделала около 100 снимков, которые проявляла у себя дома, поскольку проявочной студии в АP к этому времени уже не было.
Снятые ею кадры стали бесценной фотохроникой трагедии. Застывшая в кадре колонна людей в цементной пыли является одним из фотосимволов 9/11.
«Они шли молча к Бродвею. Никто не кричал. Все были в шоке...» — рассказывает фотограф.
Некоторые находили на ее фото своих пропавших родных и близких. А вот мертвых она не фотографировала — как и тех, кто выпрыгивал из охваченных пламенем небоскребов, — «не поднялась рука».
Кадры, снятые 11 сентября, принесли Гульнаре Самойловой известность и номинацию на Пулитцеровскую премию. Ей предложили постоянный контракт в AP — то, о чем девочка из фото-студии уфимского Детского дома творчества когда-то и мечтать не могла. Но трагедия 9/11 полностью изменило фотокорреспондента: она бросила фотожурналистику и уехала из Нью-Йорка, хотя провела в городе десять трудных лет, пытаясь утвердиться в профессии. По ее собственным словам, она начинала карьеру «с низов», соглашаясь на временные контракты в AP, где занималась самой черновой работой в фотолаборатории. За десять лет Гульнара сумела стать фоторедактором спецпроектов.
После сентябрьских событий в жизни Самойловой были долгая депрессия и поиски себя. Почти все сделанные ею снимки были черно-белыми. «Но черно-белым стало все после того, как обрушилась башня», — говорит Гульнара.
Сейчас Гульнара Самойлова снимает свадьбы, у нее процветающая студия в Нижнем Манхэттене. Она называет себя «свадебным репортером» и не просит позировать. «Люблю делать портреты счастливых людей», — говорит Гульнара.
Московские Новости
Оригинал публикации
Главные фото катастрофы
Раздел: Новости | Просмотры: 11385 | Комментарии: 54