Рейтинг публикаций пользователей
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Исторические картинки. ...

Каждый, кто интересуется историей нашей славной Уфы, знает воспоминания Михаила ...
  4.12.2016   278   57

Криминальная Уфа. Убийца ...

Идеальным решением всех проблем для убийцы было бы открытия способа полного ...
  4.12.2016   473   7

Криминальная Уфа. Убийца ...

Идеальным решением всех проблем для убийцы было бы открытия способа полного ...
  4.12.2016   180   4

Заделался хакером? ...

Места у власти должны занимать умные и талантливые люди, иначе ничего хорошего ...
  3.12.2016   1230   29

Башкирские яблочники ...

Конституция РФ на бумаге декларирует демократическое, правовое, социальное, ...
  3.12.2016   450   19

Учителя сошли с ума: ...

Младшеклассников в Оренбурге учительница заставила писать письма своим отцам на ...
  3.12.2016   1099   50

Борьба с прогрессом: ...

Россия и Китай активно сотрудничают в области контроля над интернетом. Россия ...
  3.12.2016   474   19

«Особая ответственность» ...

В день 15-летия «Единой России» президент России Владимир Путин говорил об ...
  3.12.2016   429   16

Стыд и позор: Башкирские ...

Такого стыда за республику я давно не испытывала. Но Едросы, представляющие в ...
  2.12.2016   7592   46

Хамитов: Башкирия не ...

Глава РБ Рустэм Хамитов сообщил «Интерфаксу», что Башкирия не воспользуется ...
  2.12.2016   1238   30

Темы и персоны
Архив публикаций
Декабрь 2016 (20)
Ноябрь 2016 (164)
Октябрь 2016 (183)
Сентябрь 2016 (173)
Август 2016 (153)
Июль 2016 (156)
Читаемое за неделю
Читаемое за месяц

Крестовый поход с Востока

  • Опубликовано: Ирек | 22.11.2015
    Раздел: История | Просмотры: 1738 | Комментарии: 73
6


История подобна бесконечной реке, образованной тысячью больших и малых притоков, из века в век величаво текущей по долине Времени. Зеркало ее бескрайних вод, простирающихся от далекого прошлого и уходящих в туманное будущее, сумело отразить и запечатлеть картины действительности. В этом смысле история — единое целое и объективное понятие, постоянно развивающееся.

Крестовый поход с Востока


Однако, если мы начнем исследовать некоторые отдельные события и факты, изымая их из исторического потока, то обнаружим, как на протяжении веков под влиянием различных социально-политических и изменений причин многократно пытались направить реку истории в ложное русло.

Яркий пример тому — оценка, данная исторической наукой монгольскому нашествию. Основание для этого утверждения дают следующие обстоятельства: замена надуманными схемами, не отвечающими исторической действительности, тех или иных фактов и событий или их затушевывание; заполнение «белых пятен» далекими от истины, беспочвенными утверждениями и домыслами; и, наконец, ошибочность основной концепции в оценке данного явления — то есть расcмo-тpение монгольского нашествия в отрыве от исторического контекста, вне связи с реальными историческими событиями того времени, превращение его в абстрактный символ варварства, жестокости и кровожадности в мировом масштабе.

А живучесть этой тенденции связана со следующим: как известно, в оценке сущности исторических событий и явлений прошлых веков европейские ученые — сторонники евроцентристского учения — и теперь держат монополию в своих руках. Прямо и косвенно они проводят такую мысль: дескать, Запад (то есть Европа) — центр цивилизаций. Восток же — средоточие бескультурья и невежества. Европейское христианство — источник религии и культуры, религии Востока — источник тьмы и басурманства (мусульманства). Отсюда вытекает, что Восток и Запад — антиподы, не имеющие никакой общности. Однако исторические факты говорят противоположное. Скажем, существует немало фактов, позволяющих утверждать, что крестовые походы, оставившие столь глубокий след в истории стран Европы и Ближнего Востока, послужили мощным толчком к началу монгольского нашествия. Вообще говоря, проблема связи нашествия Чингиза — Батыя с христианским миром в целом требует тщательного изучения и срывания окутывающих ее ложных покровов. Еще со времен Плано Карпини (1245) историки пытаются затушевать эту связь, похоронить ее под слоем времени.

Действительно, как следствие по-пыток закрыть глаза на очевидные факты, следы подлинных исторических событий тускнеют и теряются в веках. Однако, если вчитаться более внимательно в исторические документы, можно убедиться, что ни один автор в своих трудах не может не затронуть этой связи. Свидетельства о том, как много было среди монгол христиан-несторианцев, что они встречались в урдах ханов, среди наследников престола — хан-заде (если к этому добавить, что и сам Чингиз родился от матери христианки-кераитки и, как увидим, воспитывался в семье степных христианских великомучеников за веру, кажется, картина довольно проясняется), что мусульмане считали монгольское нашествие страшнейшим из бедствий (В книге Джона Мэна «Чингисхан. М.: Изд-во Эксмо 2006, 416 с. есть отдельная главка с названием «Мусульманский хлокост» -И.Г.), то и дело попадаются в исторических книгах. К сожалению, многие историки вместо того, чтобы выяснить смысл этих неопровержимых фактов, акцентируют внимание лишь на столкновениях монгольских захватчиков с народами христианской религии, неcмo-тpя на то, что при формировании войска и в начале нашествия отношения в корне противоположными. Вследствие такого тенденциозного подхода сложные исторические явления, приведшие в движение века и народы и перевернувшие их судьбу, превращаются в исторический абсурд и бессмысленную абстракцию. На этой основе возникает ложная теория, согласно которой на народы, живущие привычной спокойной жизнью, внезапно обрушиваются полчища хищных кровожадных варваров, которые истрe-бляют и разоряют мирные народы и тормозят их развитие. Не приводит ли такое упрощенное объяснение событий, сталкивающее категории общего и частного, к превращению истории из науки в сказочный вымысел? Можно подумать, что каждое племя, род, община жили в каком-то вакууме, не ведая о существовании друг друга. Не соответствует исторической действительности и объяснение причин столь мощного катаклизма, приведшего в движение полмира, образованием зародышей государственности у разрозненных кочевых монгольских племен, живущих где-то у чёрта на куличках и насчитывающих где-то около десяти тысяч человек.

Впрочем, довольно oп-epировать общими понятиями,— обратимся к реальным фактам, событиям, источникам и по-пытаемся раскрыть причины и движущие силы крестовых походов и главного объекта ниашего исследования — монгольского нашествия, а также проследим признаки, указывающие на связь между ними.

1088 год. Византийская империя на краю гибели. Все ее владения в Сирии и Малой Азии захвачены турками-сельджуками. Вот уже из окна императорского дворца в Константинополе видны бесчисленные юрты турков на другом берегу Босфорского пролива. Турецкий флот, численность которого была увеличена за счет нанятых на службу средиземноморских пиратов, занял константинопольскую бухту. Владения империи на побережье Европы захвачены родственными сельджукам печенегами. Так, столица Византии — Константинополь, последний ее оплот, оказался окруженным со всех сторон. В городе нет сил, способных отразить нападение, и, кажется, уже никакое чудо не спасет империю от неминуемой гибели. В этих напряженных условиях император Алексей Комнин обращается к правителям стран Европы с письмом следующего содержания: дескать, в погребах императорских дворцов и многочисленных церквах столицы хранятся золото и драгоценности в таких количествах, которые и не снились европейским монархам. Ни крупинка этого золота не должна попасть в руки мусульман — заклятых врагов христианской веры. Пусть уж лучше сокровища достанутся братьям по вере — другим христианским народам. Письмо это, по расчетам императора, должно было подтолкнуть европейские страны к выступлению против турков... Однако, возникает непрeд-скaзуемая ситуация: начинаются взаимные столкновения между сельджукскими феодалами, им становится уже не до Византии. По наущению императора кипчаки переходят в наступление на печенегов и отбрасывают их от городских ворот. В схватке 1089 г. печенеги были окончательно разгромлены.

В это время ситуация в странах Западной Европы становится крайне напряженной. Феодализм одерживает окончательную победу, становится главной движущей силой общества. Феодалы, опьяненные жаждой наживы, стремятся к расширению своих владений, к независимости и безграничной власти; крестьяне же, низведенные до положения рабов, живут мечтою вырваться из окружающего их ада, убежать хоть на край света, чтобы обрести там рай.

Епископы, аббаты и другие церковные феодалы-землевладельцы охвачены стремлением к христианизации соседних народов, чтобы потом иметь возможность взимать с них налог —«церковную десятину». Таким образом, письмо императора Византии с просьбой о помощи попадает на благодатную почву — в различных социальных слоях идея военного похода на Восток находит поддержку.

В 1095 г. во французском городе Клермоне состоялся церковный собор (собрание). Поскольку заранее было известно, что будет рассматриваться вопрос о походе на Восток, в городе собралось большое количество рыцарей-феодалов и простых крестьян. Папа Урбан II, выступая перед толпами народа, призывает отправиться на Ближний Восток для освобождения Иерусалима и христианской святыни —«гроба господня»— от заклятых врагов мусульман.

Не забывает он упомянуть и о богатой добыче, ожидающей «освободителей» на Востоке. Собравшиеся встретили речь папы одобрительными криками и нашили на одежду кресты в знак согласия на участие в походе. Поэтому участников этих походов называли крестоносцами, а походы получили название «крестовых».

Так в странах Западной Европы начинается подготовка к крестовому походу: по почину папы повсеместно pac-cылаются проповедники похода, формируются военные отряды. В 1096 году сотни тысяч крестьян, доведенных до отчаяния голодом и феодальной эксплуатацией, стихийно трогаются на Восток по Рейну и Дунаю, вступая в кровопролитные стычки с местным население (венграми, болгарами). За ними двинулись вооруженные отряды феодалов. Неслыханной жестокостью, огнем и мечом прокладывая себе путь, крестоносцы пересекают Малую Азию, Сирию и Палестину и в 1099 г. достигают Иерусалима. Взятие Иерусалима сопровождалось дикой резней мусульманского населения. В конечном итоге крестоносцы овладевают значительной частью восточного побережья Средиземного моря. Образуется Иерусалимское королевство, включавшее Палестину и южную часть Сирии.

Однако, ожесточенное вооруженное сопротивление местного населения завоевателям на этом не заканчивается: мусульмане ведут непрерывную борьбу за возврат захваченных земель и время от времени добиваются успеха, что служит поводом для организации новых военных походов из Европы (за период около 200 лет Европа снарядила на Ближний Восток восемь крестовых походов).

Как было вскользь замечено выше, крестовые походы европейцев явились толчком к началу монголо-татарского нашествия; точнее говоря, татa-po-монгo-лы выходят на историческую арену в качестве «второго фронта» крестоносцев на Ближнем Востоке.

Потребность и предпосылки открытия «второго фронта» существовали как в странах Ближнего Востока, так и в Центральной Азии — к тому времени там активизируются заинтересованные в этом общественные силы христианского вероисповедания (надо сказать, что по контрасту с сегодняшним положением вещей, Центральная Азия в XII—XIII веках переживала период расцвета христианства).

Христианство приходит в Центральную Азию в IV—V веках — именно тогда оно начинает распространяться среди кочевых племен. В IV в. христианство становится государственной религией Римской империи, оформляются и официально закрепляются догматы веры и ри-туaлы. Однако, в тех регионах империи, где активно действовали враждебные Римскому государству (империи) силы, происходил отказ от официозного христианства. Ереси, т.е. учения, не согласные с догматами господствующей церкви, подвергались гонениям с ее стороны. Такая судьба постигла арианство, манихейство, несторианство и др. еретические толки христианства. Потерпев поражение в столкновении с официальной церковью, приверженцы еретических учений вынуждены были покинуть Византию, Египет и Ближний Восток и переселиться вглубь материка, в районы обитания кочевников Средней Азии, где основали свои общины и начали широкую пропаганду своего учения (особенно это относилось к несторианцам). Патриарх — глава несторианской религии — проживал в Багдаде; связи с многочисленными несторианскими общинами, рассеянными по разным странам Великой степи никогда не прерывались. Другими словами, мы можем утверждать, что несторианцы Средней и Це тральной Азии поддерживали тесную и непрерывную связь с Багдадом.

Был и другой источник распространения христианства по всей Центральной Азии, включая казахстанские степи. Известно, что в VII веке, в результате военных успехов Тюркского каганата возникает северное ответвление «Великого шелкового пути»; в засушливых степях, по пути следования торговых караванов роются колодцы, строятся караван-сараи, снаряжается военная охрана для защиты от разбойников. Чтобы максимально обезопасить торговый путь, византийские миссионеры развернули пропаганду христианства среди местного населения. Надо признать, что их старания не пропали даром: в середине VIII в. в этих краях образуется православная Хазарско-Хорезмская митрополия, объединяющая 7 епископатов(1). Упоминание о существовании около 1048 г. в г. Мерве (Мары) резиденции (еще одного) православного митрополита — главы христиан Средней Азии — встречается и у В. В. Бартольда (Там же, с. 295). Эти митрополии, как и русская церковь того времени, подчинялись византийскому патриарху, проживающему в Константинополе, им же назначались епископы и митрополиты. По мере отделения католической церкви от православной, между константинопольским патриархом и Папой римским обостряется борьба за подчинение восточных христиан своему влиянию. В XI веке, когда Византия оказывается на грани поражения, владычество Римской курии на Востоке становится неограниченным. Так, к началу крестовых походов христианство успевает пустить глубокие корни среди народов Средней и Центральной Азии. О воинствующей активности местных христиан в деле распространения своей религии говорят следующие факты: даже в Китайской империи, известной своими прочными традициями и обычаями, они занимаются миссионерской деятельностью — по принципу «если тебя не пустили в дверь, проникни через окно». В книге Л. Н. Гумилева описывается, как манихейцы и несторианцы.

Неоднократно подвергались преследованиям и изгонялись из Китая. В Центральной же Азии, где царила свобода религии, устанавливаются несколько другие отношения: хотя на уровне государственной политики христианство и не получало поддержки, миссионеры не встречали здесь особого сопротивления. Об этом свидетельствует тот факт, что кераиты и найманы — известные и сильные племена, и создавшие в свое время каганат уйгуры, переходят в христианскую веру. Выходит, совершенно необоснованным представляется взгляд современных историков на Среднюю и Центральную Азию, как на «задворки, загороженные валом Александра Македонского», «край дикарей», где не ступала нога цивилизованного человека.

Словом, с одной стороны, среди восточных христиан происходит ослабление влияния Византии, а с другой стороны, Римское папство все расширяет и расширяет масштабы своей активности. Венцом этой активности и выступают крестовые походы. Надо ли говорить, что этот процесс был непростым, длительным и не однолинейным. Скажем, в Западной Европе радужные мечты вскоре постепенно сменяются разочарованием в идее «священной войны», которое растет по мере роста военных неудач и усиления сопротивления мусульманских народов. Крестьяне, ремесленники, торговцы да и феодалы начинают предпочитать занятия с гораздо меньшим риском — экономическую деятельность. В этих условиях было бы странным, если бы инициаторы крестовых походов, в поисках резерва, не обратили свой взор в сторону восточных христиан. Однако, утверждение о том, что только по велению эмиссаров Папы Римского кочевые народы, рассеянные по бескрайним просторам, вдруг объединили силы и поднялись в поход, не полностью соответствовало бы истине. Была и другая, более могущественная сила, объединяющая эти народы — это зарождение общих материальных интересов и импульсов. И вдохновляющий пример был налицо: еще и ста лет не прошло, как небольшое по численности племя сельджукских пастухов — выходцев с берегов Балхаша — заняло Семиречье, разбило династию Газневидов, победило Иран и Византию и создало свою огромную империю.

A-нaлогично тому, как страны Западной Европы перед началом крестовых походов были охвачены «захватническим психозом», и среди восточных христиан также возникает подобная ситуация. Здесь, правда имелись и существенные различия. Европейские участники похода все принадлежали к единой вере — христианству. А большую часть населения степей Центральной Азии составляли нехристианские народы, в руках которых были также, по большей части, бразды государственного правления. Следовательно, чтобы поднять эти народы в военный поход, нужны были мощные рычаги.

Таким «рычагом» явилось создание восточными христианами, пусть временного, эфемерного, но мощного своего государства, для организации такого похода. Именно так возникли восточные крестовые походы.

Первый из «желтых», т. е. восточных крестовых походов, обычно ускользающий от внимания историков, был связан с образованием государства кара-китаев (хытай, кидань), Елюй Даши. Принц Елюй Даши, после разгрома империи киданей — Ляо, расположенной по берегам Хуанхэ, чжурчженями (маньчжурами), возглавляет борьбу за восстановление Ляо, затянувшуюся на много лет. Потерпев поражение, он со своим десятитысячным войском уходит сначала в Северную Монголию (1124), а позднее, не сумев там обосноваться,— в Южную Джунгарию (1129). Уже в 1134 г., создав в Семиречье государство, собрав 70-тысячное войско, он вновь выступает против чжурчженей. И в этот раз ему приходится испытать горечь поражения. Елюй Даши пришлось отказаться от борьбы за трон Ляо.

Однако на территории Джунгарии, Кашгара и Семиречья созданное им государство кара-китаев прижилось. Конечно, для столь быстрого создания на чужих землях нового жизнестойкого государства требовались серьезные местные предпосылки. Местные христиане-несторианцы (к ним принадлежала, в частности, уйгурская правящая верхушка) давно вынашивали замыслы о захвате торговых путей, ведущих на Ближний Восток, где безраздельно господствовали их конкуренты — среднеазиатские торговцы-мусульмане. С образованием же государства кара-китаев эта заветная мечта становилась реальностью: несторианцы обеспечили Елюй Даши политическую и финансовую поддержку. Так, практически на пустом месте создается мощное государство, способное за короткое время снаряжать 100-тысячное войско. Елюй Даши в угоду христианам в 1131 г. захватывает Фергану, а в 1137 году одерживает победу над правителем Самарканда. В 1141 г. в сражении, происходившем в долине Деркам под Самаркандом, разгромив войско самого султана Великой империи сельджуков Сэнджара (1118—1157), Елюй Даши подчиняет себе все мусульманские земли к северу от Амударьи.

Эти победы, и не снившиеся организаторам западных крестовых походов, зафиксированы в европейских хрониках около 1145 г. как легенда о «пресвитере Иоанне» и «Государстве попа Ивана»— видимо, во время пребывания в Китае (Ляо) Елюй Даши носил княжеский титул «ван», который в языке других народов превратился в имя Иоанн, или Иван. По словам Л. Н. Гумилева (1), военные успехи Елюй Даши по своим масштабам намного превосходили победы Карла Мартелла (732), положившего конец набегам арабов на Европу, византийского императора Льва III Исавра, отразившего нападение 80-тысячной армии арабов на Константинополь, а также вожака I крестового похода доблестного герцога Готфрида Бульонского. Столь выдающиеся успехи восточных христиан, превзошедшие самые смелые ожидания, не дают покоя западно-европейским христианам, возбуждая в последних желание использовать их в своих целях. Напомним тогдашнюю ситуацию: Иерусалимское королевство, подчинявшееся Европе, переживает военно-политический кризис. В 1137 г. император Византии захватывает Киликию, вторгается в Антиохию, принадлежавшую королевским владениям.

В 1138 г. войска Сэнджара оккупируют владения королевства на юге Сирии, а в 1144 г. отбирают у христиан город Эдессу вместе с окружающей территорией. В ответ на эти военные поражения в 1147 г. Европа снаряжает II крестовый поход. Поскольку, в отличие от I похода, он не нашел широкой поддержки в народных массах, в нем приняли участие коронованные особы — французский король Людовик VII и германский император Конрад III со своими армиями. Однако, неcмo-тpя на участие регулярных войск феодальных государств Европы поход этот не приносит ничего, кроме невосполнимых потерь. Что делать? Как сохранить Иерусалимское королевство? В этих обстоятельствах никому не показалось бы странным, что западные христиане обратили свой взор к государству кара-китаев, заставивших склонить голову даже Великую империю сельджуков.

Нужно признать, что западных и восточных христиан не могла не связывать общность целей и интересов. И на Востоке идет консолидация христианских сил: под влиянием вышеупомянутой победы Елюй Даши в 1141 г. (под Самаркандом) различные толки восточных христиан — несторианцы и монофизиты — прекращают раздоры и распри и объединяются в одно течение, с целью организации новых военных походов. Однако, какими бы общими не казались мотивы, политико-экономические отношения всегда накладывают свой отпечаток на развитие событий. Существующее в Средней Азии положение вещей, видимо, уже полностью устраивало и христиан-кочевников, и христиан — уйгурских торговцев (а что еще надо — мусульмане утратили контроль над торговыми путями и безропотно платят установленную дань!), и постепенно слабеет военная мощь кара-китайского государства, ослабевает тяга к новым завоеваниям. В 1143 г. умирает Елюй Даши, титул гур-хана переходит по очереди к жене, сыну, дочери, внуку, но все они хотят только одного — покоя.

Так бывает — государства, в основу которых не заложена естественная закономерность, выполнив свою историческую миссию, ослабевают и приходят в упадок. Сказанное можно отнести и к государству кара-китаев. В 1208 г. хорезмский шах Мухаммед прекращает платить дань кара-китаям, мало того — он захватывает принадлежавшие кара-китаям Самарканд и Бухару. С другой стороны, входящие в состав государства меркиты также поднимают голову против гурхана. Еще более серьезная опасность угрожает извне: в 1209 г. сын монгольского императора Чингиз-хана, Жучи, преследуя найманов, доходит до предгорий Тянь-Шаня. Основная опора власти кара-китаев — уйгуры-несторианцы — переходят на сторону монголов. Агония кара-китайского государства, наконец, в 1218 г. завершается: монгo-лы присоединяют его к своей империи.

На базовой территории «крестового» движения — в Иерусалимском королевстве все еще идет замедленная агония. К тому времени появление в мусульманском мире такого талантливого государственного деятеля и полководца, как султан Сирии и Египта Салах-ад-дин Аюби (1165—1193), еще более осложняет ситуацию. Он одерживает одну победу за другой и в 1187 г. захватывает Иерусалим — столицу крестоносцев на Востоке, Потеря Иерусалима, в свою очередь, дает толчок к третьему крестовому походу (1187—1190). В нем участвуют уже монархи трех главных европейских государств — французский король Филипп 11 Август, английский король Ричард I (Льви-нoе Сердце) и германский император Фридрих I Барбаросса (Рыжебородый). Однако вернуть Иерусалим им не удается. С большим трудом организованный IV крестовый поход (1202—1204) не выполнил своей первоначальной цели (захват Египта), крестоносцы удовлетворились «завоеванием» лежавшей на их пути христианской же Византии. Начавшийся в 1217 г. V крестовый поход историки даже избегают называть «походом»» Судите сами. Подготовка к нему велась долго и тщательно. Еще в 1213 г. было объявлено о наборе воинов, но, видимо, желающих сложить головы на чужбине в Европе уже оказалось немного. В 1215 г. церковный собор вынужден был принять указ, предписывающий, сколько солдат для участия в походе из какого числа дворов должен был выслать каждый сеньор (феодал) или город. По всей Европе начинается сбор «крестовых» налогов, якобы чтобы одеть и обуть армию крестоносцев.

С таким трудом снаряженное войско, во главе которого встал венгерский король Андраш И, в сентябре 1217 г. пускается в путь. Как описывает Л. Н. Гумилев, крестоносцы, сев на корабли, прибывают в богатый торговый город Акру. Видимо, тяга к завоеванию земель не слишком обременяла их, потому что, проведя некоторое время в утехах и развлечениях, уже в январе 1218 г. они возвращаются восвояси. Продолжившие поход на Восток рыцари из Германии, Голландии, Дании и Норвегии также не совершили ничего, что было бы достойно упоминания.

Итак, идея крестовых походов, ранее столь привлекательная, перестала пробуждать энтузиазм народных масс, они стремились вернуться к привычной мирной жизни. С угасанием крестового движения у церкви появились опасения потери былого влияния на международной арене. Это обстоятельство не могло не тревожить Римскую курию.

Действительно, как сохранить Иерусалим? Понятно, что в новой исторической ситуации Римская курия снова не может не возлагать надежды на Восток, восточных христиан — ведь это уже испытанный и к тому же оправдавший себя прием! Здесь нельзя не отметить, что зерно, брошенное Римской курией, вновь упало на плодотворную почву — идеи, отжившие свой век на Западе, среди восточных христиан снова расцвели пышным цветом (а может быть, их пробудило от исторической спячки ослабление западного сoп-epника?). Так или иначе, эти обстоятельства выводят на историческую арену Чингиз-хана — происходит II поход «желтых» (после Елюй Даши) крестоносцев.

Наконец, дорогой читатель, подготовительный этап повествования подошел к концу: поднимаюсь против течения (если вы помните, мы сравнивали историю с бескрайной рекой), мы дошли до самых «истоков»— началу походов Чингиза. Маршруты этих походов приблизительно изучены,— ориентиры известны, а теперь, подчиняясь ходу событий, перейдем непосредственно к описанию «желтого крестового похода». Хотя река истории течет по направлению к нашим дням, чтобы проплыть по ней, нам придется пройти через большие трудности, ибо отдельные детали, относящиеся к этой проблеме, либо остались в глубине веков, занесенные песками времени, либо умышленно были искажены...

Под «истоками» мы также понимаем истоки человеческой жизни, среду и обстоятельства, сформировавшие личность. С этого и начнем мы свой рассказ...

Масгут Гайнетдинов, (ж. Идель 90-х годов. Публикуется в сокращении). Перевела с татарского Фарида Ситдикова

Продолжение следует




Связанные темы и персоны


Другие публикации по теме


  • Изображение
  • Эксперт
  • 1 | 22.11.2015, 11:07 | Автор: юнг
    Публикации: 234 | Комментарии: 27142 | Рейтинг: +5287,2
Опять за старые перепевы! ===============А в это время============= 28 жителей Башкирии уехали в Сирию воевать за ИГИЛ
Правоохранительные органы Башкирии установили факты выезда местных жителей на территорию Сирийской Арабской Республики и других зарубежных стран для участия в деятельности незаконных вооруженных формирований, в частности, международной террористической организации «Исламское государство», деятельность которой запрещена решением Верховного Суда РФ.=========================================================
==============Ну вот, дождались! Благодаря стараниям Хамитова, санкционировавшего изучение Корана в вузах РБ, отличники духовного просвещения поехали закреплять знания практикой. Спасибо ХРЗ!



2

  • Изображение
  • Участник
  • 2 | 22.11.2015, 11:20 | Автор: Сельчанин
    Публикации: 70 | Комментарии: 5319 | Рейтинг: -1064,1
Статья 90-х годов? Ирек, зачем такую тухлятину?



2

  • Изображение
  • Эксперт
  • 3 | 22.11.2015, 11:26 | Автор: Вдумчивый | На сайте
    Публикации: 210 | Комментарии: 33146 | Рейтинг: +6186,2
История подобна бесконечной реке, образованной тысячью больших и малых притоков,
===
Особливо, если ещё не тормозя наврать и нарисовать, то вАААще бездонное болото будет, эта самая нынешняя, типа, российская история.

Сказки-эпосы хлещут как из прорванной кa-нaлизационной трубы, типа, пять иноземцев взяли Русь в полон и научили покорённые народы варить сталь, хотя сами завоеватели, этого делать не умеют до сих пор.



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 4 | 22.11.2015, 11:45 | Автор: юнг
    Публикации: 234 | Комментарии: 27142 | Рейтинг: +5287,2
2 | 22.11.2015, 11:20 | Автор: Сельчанин | На сайте
Публикации: 50 | Комментарии: 3156 | Рейтинг: -368,9
Статья 90-х годов? Ирек, зачем такую тухлятину?
================================Ответ прост==чтобы написать своё, свежее и актуальное, надо иметь мозги. Гораздо проще вытаскивать тухлятину. Отличный повод забыть о татa-po-башкирах и поговорить о насущном.



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 5 | 22.11.2015, 11:56 | Автор: юнг
    Публикации: 234 | Комментарии: 27142 | Рейтинг: +5287,2
И вот , что удивительно.-Сам недоучившийся позиционирует себя как борец за историю народа. Очень удобная позиция. Видимо, администраторам нужен такой "нацбоец" для отчетности. Поэтому и не выкидывают его опусы в мусорку.=========================О на деле-трусливый и косноязычный мужичонка, не имеющий даже смелости сказать , например, про засилье мусульманских функционеров, про вербовку игиловцев в Башкирии, про то, что во всём мире начинается серьёзная борьба с исламом. Нет, про это он сцыт высказаться. А вот выкапывать никому не нужную дребедень, покрытую мохом и плесенью-- пожалуйста! Автор не понимает или не хочет понять, что он смешон и несчастен!



1

  • Изображение
  • Гость
  • 6 | 22.11.2015, 12:23 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Опять бред !
Все базируется на уже треснувшем фундаменте якобы "монгольских завоеваний", от которых никаких материальных следов не осталось.

Вот надо бы автора опозорить на всю республику да и на всю страну.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 7 | 22.11.2015, 12:23 | Автор: Ирек
    Публикации: 108 | Комментарии: 3432 | Рейтинг: -204,6
Сельчанин, отец истории Геродот ещё более древних годов. Опять же, Сельчанин не читай, и нет проблем.
Я начал выкладывать эту статью, не с того что согласен с тамошними выводами, но интересные моменты есть.



5

  • Изображение
  • Эксперт
  • 8 | 22.11.2015, 12:31 | Автор: юнг
    Публикации: 234 | Комментарии: 27142 | Рейтинг: +5287,2
Лучше не выкладывать, а pac-cылать. Причем, лучше на мягкой бумаге. А еще лучше, без текста!



1

  • Изображение
  • Начинающий
  • 9 | 22.11.2015, 13:09 | Автор: materu
    Публикации: 0 | Комментарии: 7677 | Рейтинг: -1318,5
Домыслы и предположения таких же Иреков что типа правдиво отражали историю . Менялась власть и опять историю переписывали. Наглядный пример современность .Опять занялись переписывать историю .Не маленькие все это есть и как пересматривают итоги Великой отечественной войны и много другое. Уверен что Ирек не опасен и безобиден так как Его опусы вряд ли читают те кто в здравом уме и твердой памяти. Лет через 50 а может 100 поднимут такие последователи Ирека такие же физтехи и выдадут на гора что этот бред и есть история.



2

  • Изображение
  • Начинающий
3 | 22.11.2015, 11:26 | Автор: Вдумчивый
Публикации: 114 | Комментарии: 29196 | Рейтинг: +5970,1
История подобна бесконечной реке, образованной тысячью больших и малых притоков,
===
Особливо, если ещё не тормозя наврать и нарисовать, то вАААще бездонное болото будет, эта самая нынешняя, типа, российская история.

Сказки-эпосы хлещут как из прорванной кa-нaлизационной трубы, типа, пять иноземцев взяли Русь в полон и научили покорённые народы варить сталь, хотя сами завоеватели, этого делать не умеют до сих пор.
==========================
вот значит что будет если начитаться носовского-фоменко.
Тогда встречный вопрос: если,согласно нос.-фом., "ехипетские перамиды " построены кубанскими казаками, жители Самары превратившись в самураев поставили на ноги японцев,Ермак (он же Кортес,он же Колумб) поднял США и Латинскую Америку,
то почему у самих-то современных ни перамид,ни мобильников,ни ФРС,ни деревативной биржи
- получается,сыновья учат отца половой жизни!?



2

  • Изображение
  • Начинающий
1 | 22.11.2015, 11:07 | Автор: юнг
Публикации: 112 | Комментарии: 21212 | Рейтинг: +4355,8
Опять за старые перепевы! ===============А в это время============= 28 жителей Башкирии уехали в Сирию воевать за ИГИЛ
Правоохранит народной террористической организации «Исламское государство», деятельность которой запрещена решением Верховного Суда РФБлагодаря стараниям Хамитова, санкционировавшего изучение Корана в вузах РБ, отличники духовного просвещения поехали закреплять знания практикой. Спасибо ХРЗ!
=========================
а Варвара?
Варвара тоже была охмурена тем, что "Хамитов санкционировал"?
где Хамитов - где Варвара?! у людей имеется моск?!
На чью мельницу воду льешь,сынок.У тебя по этому посту солидарность с создателями ИГИЛ налицо (создатели ИГИЛ - это США и Евросоюз)
Хотя либералы по умолчанию солидарны всем тем,что делает США и Евросоюз.
Вчера в Киеве на Майдане людей жгли,сегодня либералы ложатся под ИГИЛ в качестве информационной подстилки.



2

  • Изображение
  • Участник
  • 12 | 22.11.2015, 14:11 | Автор: Батыр
    Публикации: 0 | Комментарии: 3010 | Рейтинг: -169,2
28 панфиловцев ))))



0

  • Изображение
  • Начинающий
9 | 22.11.2015, 13:09 | Автор: materu | На сайте
Публикации: 0 | Комментарии: 2315 | Рейтинг: -484,8
Домыслы и предположения таких же Иреков что типа правдиво отражали историю . Менялась власть и опять историю переписывали. Наглядный пример современность .Опять занялись переписывать историю .Не маленькие все это есть и как пересматривают итоги Великой отечественной
=======================
все имеет нюансы
Если что-то немножко переделывается, то это невозможно сделать не задев другие детали.
История с татa-po-монгo-лaми; история "из велосипеда - инвалидное кресло".
Технически сделать из велосипеда инвалидное кресло возможно,это несложно.Но это кресло разумеется будет странным,и наводить на мысли о велосипеде.
Например - Вдумчивый спрашивает:"почему они нас научили получать металл,а сами без металла сидят там,в Монголии"?
Очень просто - те кто вышел приблизительно оттуда где сейчас Монголия,никогда обратно туда не вернулись.
Демидовы пытались примитивными рабовладельческими способами получать металл, но они ушли в небытие (хотя,жив дух рабовладельчества марки "демидов" ),геологией, металлом занялись занялись другие.Ничего страшного что крещеные,эти иноземцевы,кобелевы - если для дела надо,значит так надо было - креститься и плавить металл.
Это частный пример - такого много.
Рабовладельческое производство (16-19ые века) было непроизводительным,примитивным.
Однако при этом,боярам,князьям дворянам нельзя заниматься товарным производством, это портило их аристократическую репутацию.Им можно было только богопомазанно-величественно сидеть на шее крепостных.
Инородцы не могли иметь крепостных:следовательно,инородцы и начали платить ЗАРПЛАТУ наемным рабочим в своих небольших мастерских,заводах,хозяйствах.А зарплата - это уже капитализм.Пришел успех - пришла зависть.Пришла зависть-пошли погромы.
Но государство не могло не вмешиваться:требовались товары,хотя бы армию одеть,обуть вооружить.А армия всегда была драйвером экономики в Руси,в России,в СССР и посей день.
Огромный скачок - от регламентированного царского запрета "неславянским лицам " присутствовать на военных парадах страны,до командования этими лицами парадов.
Злокачественным нарциссизмом сыт не будешь: сколько не хвали себя в зеркало "вот какой я величавый,красивый блаблаблабла,я прокладка между азией и европой хе-хе))" от этого не будет прибавки.Это аксиома.
И поэтому, "велосипед переделанный в инвалидную коляску" демонстрируется только в средней школе.А что в ВУЗах?
Там он в "разобранном виде" - cту-дeнтам показывают "детали велосипеда" (исторические события 12-19го веков) и утверждают,что это детали инвалидной коляски.
=
Кто cмo-тpел фильм "Кандагар" 2010 год,реж. А.Кавуна?
о чем рассказывает этот фильм ; о борьбе славян против ислама.
Что было на самом деле?
Захват коммерческого самолета по абсолютно прагматическим соображениям: самолет доставил оружие противниках тех,кто захватил этот коммерческий самолет.
В реале - идеологии ноль.
Кавун снимает сказочный понос,о том как продвинутые противостоят отсталым.
Это 1995ый год - все ещё неостывшее,при желании ещё возможно узнать истину.
Однако мясорубка придворных историков не простаивает: через триста лет,школьникам будут рассказывать как героические Машков и Балуев и Голубев мечом поражали религиозных дикарей в Баграме.
в честь подвига славянских героев,одну подлодку назовут "Александр Балуев ", один корабль назовут "Николай Машков" один самолетик назовут "Александр Голубев"
сласласлававаслалсалваа слава xe-pоям.



5

  • Изображение
  • Участник
  • 14 | 22.11.2015, 14:49 | Автор: Ирек
    Публикации: 108 | Комментарии: 3432 | Рейтинг: -204,6
Сельчанин, не успел я главного сказать. Я же нижайше хотел помочь здешнему КАЦу-укадемику с его кряшенами-кераитами



5

  • Изображение
  • Гость
  • 15 | 22.11.2015, 15:01 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
7 | 22.11.2015, 12:23 | Автор: Ирек
Публикации: 63 | Комментарии: 2195 | Рейтинг: -168,6
Сельчанин, отец истории Геродот ещё более древних годов. Опять же, Сельчанин не читай, и нет проблем.
Я начал выкладывать эту статью, не с того что согласен с тамошними выводами, но интересные моменты есть.
--------------Учиться никогда не поздно ,лухматый ,в спорах рождается истина.
А статья действительно интересная и имеет право на существование.
Правда про фоменков там ни слова...



2

  • Изображение
  • Гость
  • 16 | 22.11.2015, 15:15 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Ирек,давай до конца освещай проблемы татарского народа ,чё там у вас в татарских верхах про кряшен пишут и про челябинских НАГАЙБЕКОВ ?
А чё вопрос интересный,а лухматых с юнгами не слухай ,не со зла это они ,от дурости.



2

  • Изображение
  • Участник
  • 17 | 22.11.2015, 15:33 | Автор: Ирек
    Публикации: 108 | Комментарии: 3432 | Рейтинг: -204,6
И к слову, так сказать вопрос. Нет не почему аборигены съели Кука. а за что судили орден Тапмлиеров? У Гумилёва вроде мне встречалось, что как раз потому, что помешали они монгo-лaм прорваться к гробу господнему, за то что выступили против них.

Ватикан действительно пытался заиг-рывать с монгo-лaми, но срослось ли это хотя бы как-нибудь никто не знает, а Ватикан умеет хранить тайны. Этому есть некоторая a-нaлогия в биографии Заки Валиди, он тоже искал контакты с нацистами, а срослось это или нет тоже никто в общем-то не знает. Обоими этими вопросами и не занимались.
Автор предлагаемой статьи считает что всё же, что-то срослось в первом случае.
Была у меня одна книга, замылили её. В ней тоже излагалась некоторая альтернативная история. В книге утверждалось, что "походы монголов", это по сути были походы крестоносцев Европы, но они оказались не удачными для Ватикана, который и позакрывал все сведения об этом.
Непростая всё же штука, история человечества, столько граней всяких разных, поди разберись.



3

  • Изображение
  • Участник
  • 18 | 22.11.2015, 15:48 | Автор: Ирек
    Публикации: 108 | Комментарии: 3432 | Рейтинг: -204,6
------Ирек,давай до конца освещай проблемы татарского народа ,чё там у вас в татарских верхах про кряшен пишут и про челябинских НАГАЙБЕКОВ ?------
Что там в верхах, откуда же мне знать. Однако, я же уже сказал, написал, что заинтересовался стараниями Раиса Сулейманова. Думаю, и сам постараюсь помочь ему, в частности и по кряшенами, и нагайбакам тоже. Но он тоже, как некоторые мои земляки, не благодарный очень.
Землякам я уже столько работ башкирских историков "начитал вслух", а вместо благодарности лишь консервной жести скрежет всяких КАЦанутых и прочих Шушариков.



3

  • Изображение
  • Эксперт
  • 19 | 22.11.2015, 15:49 | Автор: юнг
    Публикации: 234 | Комментарии: 27142 | Рейтинг: +5287,2
И всё-таки , писать лучше на мягкой бумаге.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 20 | 22.11.2015, 15:57 | Автор: Ирек
    Публикации: 108 | Комментарии: 3432 | Рейтинг: -204,6
-----Лучше не выкладывать, а pac-cылать. Причем, лучше на мягкой бумаге. --------
Юнга, у вас с Матюрем есть один общий и очень важный для вас интерес, похоже именно на этом вы и закукопетушкались. Вас почему то именно это место интересует, на котором обычные, нормальные люди люди просто сидят, ну ещё справляют этим местом свои естественные потребности.



2