Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Сам уже в окопе, старый ...

Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
  29.03.2023   43586    3123

Зря карлик ползал на ...

Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
  21.03.2023   17504    73

Военный преступник. ...

Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
  17.03.2023   19206    69

Молодежь в гробу видала ...

Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
  16.03.2023   28140    32

Пыня пошутил над холопами ...

Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
  14.02.2023   28003    273

Борьба дерьма с мочой ...

Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
  12.02.2023   21066    22

Ублюдочный путинизм в ...

Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
  11.02.2023   33204    33

Фильм о преступлениях ...

В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
  15.01.2023   15681    252

Утилизация холопов, ...

Путин назвал положительной динамику военной спецоперации на Украине. Президент ...
  15.01.2023   31592    8

Подох этот, подохнет и ...

Сегодня, 11 января, так и не дожив до суда, скончался Муртаза Рахимов. Ему было ...
  12.01.2023   25334    80

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Март 2023 (4)
Февраль 2023 (3)
Январь 2023 (5)
Декабрь 2022 (4)
Ноябрь 2022 (3)
Октябрь 2022 (1)

Крестовый поход с Востока. Продолжение 4

  • Опубликовано: Ирек | 28.11.2015
    Раздел: История | Просмотры: 12073 | Комментарии: 36
4



В это же время монголы не только не трогают христиан, но и готовы к тому, чтобы предостагвить им привилегии. Например, дворец багдадского халифа отдают в подарок несторианскому патриарху (Н. Гумилев. Поиски... 211 с). Вдохновленные таким отношением, Гетум и его зять — князь Антиохий, европеец эмунд VI — присоединяются со своими войсками к монголам.

Крестовый поход с Востока. Продолжение 4


Внезапно усилившееся войско Хулагу огнем и мечом проходит Сирию и Палестину, проливая потоки крови, приближается к границам Египта, который был тогда главным врагом Иерусалимского королевства. Казалось уже, что никакая сила не сможет остановить монголов и что они достигнут своей цели — стереть с лица земли мусульманский мир. Но внезапно Хулагу, оставив на границе с Египтом небольшой отряд из десяти тысяч воинов, с главными силами уходит на Кавказ, в Табриз (современный Азербайджан). Совершить такое «безрассудство» его вынуждает Золотая Орда.

В это время в империи Чингиза происходят серьезные перемены и крутые повороты. Еще при жизни Батыя великим ханом Мунке была объявлена тайная война против Золотой Орды и улуса Джучи. Это обстоятельство приводит к внезапным изменениям в Золотой Орде. В 1256 г. умирает хан Батый. Когда он лежит на смертном одре его сын, наследник престола Сартак, в связи с подготовкой похода Хулагу на Иран, находится в Центральной Монголии.

Великий хан Мунке назначает его ханом Золотой Орды. Однако в Золотой Орде находят способ не допустить на трон христианина (несторианца) Сартака — по возвращению он «внезапно» умирает. В свою очередь, несторианцы также не желают выпускать из рук бразды правления. Во главе их стоит жена Батыя — христианка Бурекчин. Сторонников единства с мусульманами возглавляет брат Батыя — Бэрке, в 1252 г. в Бухаре официально принявший ислам. В условиях начавшегося сближения с булгарами христиане, оставшись без Батыя, понимают, что реальный перевес сил на стороне мусульман, однако не выпускают трон из своих рук. После смерти Сартака монголы, посадив на трон младшего сына Батыя Улакчи, поручают Бурекчин править от его имени. Но не проходит и полгода, как мусульмане вновь становятся у власти, Улакчи убивают, Бурекчин попадает в плен. Признав свое поражение, она просит, чтобы ее отослали к монгольским христианам в Иран. Но противостояние сил было настолько непримиримым, что просьбу ее отклонили и подвергли мучительной смерти.

Таким образом, на трон Золотой Орды поднимается мусульманин Бэрке (1257—1266). С его приходом к власти в государственной линии Золотой Орды как основного оплота ислама в Поволжье (то есть продолжателя Булгарии) происходит крутой поворот. Он меняет даже столицу страны — вместо старой, построенной Батыем, возводит новую, Сарай Бэрке. Начинается новый этап объединения булгар с Золотой Ордой. Он состоит в слиянии кипчакских этнических групп, переходящих в исламскую веру, с булгарами в единый этнос (народ) на основе общности политического, экономического и культурного развития. Естественно, что в формировании нового этноса ведущую роль играли булгары, которые до монгольского нашествия в области культуры и науки достигли больших успехов — мектебах и медресе подготовили высокообразованную прослойку ученых, оставили замечательные образцы памятников литературы на тюркском языке. Этот процесс, продолжавшийся в течение двух веков, оставил такой глубокий след в истории, что его не смогли стереть никакие более поздние катаклизмы. Общие черты языка казанских татар с такими языками, как ногайский, крымско-татарский, карачаево-балкарский, кумыкский, казахский складываются именно в этот период; корни дастанов и вообще устного народного творчества тоже уходят в эти времена. На основе традиций булгарской литературы художественная литература Золотой Орды достигает мировых высот; на этой же основе булгаро-татарский разговорный язык поднимается на новую ступень развития.

Говоря кратко, можно заключить, что именно то, что трон занял единоверец булгар, позволило, по сути, выйти Золотой Орде из империи Чингиза. Действительно, вся деятельность Бэрке была подчинена этой цели. В самые решительные моменты судьба как будто протягивала ему руку помощи. В августе 1259 г. умирает Мунке; по обычаю, трон должен перейти к его младшему брату, Арыг Буге. Собрав курултай в Центральной Монголии, он готовится вступить на трон. В это время войска, находящиеся в Китае (подобно «татарам» Чингиза, эти военные силы были сформированы из представителей разных народов), проводят свой курултай, на котором «великим ханом» избирается Хубулай, старший сын Мунке. Спустя некоторое время они, прекратив военные действия в Китае, выступают против Арыг Буги. Эти обстоятельства оказываются только на руку Бэрке, который в этой междоусобице проявляет особую активность, умело лавируя между враждующими сторонами: вначале поддерживает Хубулая, затем, когда тот начинает побеждать, перекидывается на сторону Арыг Буги..»

Эта распря тянется до середины 60-х годов и заканчивается победой Хубулая. Эта победа подводит черту не только западной политике монголов — организации «Желтых крестовых походов», но и, вообще, империи Чингиза. Хубулай, превратив Монголию в дальнюю и незначительную провинцию (выделено мной –И.Г.), в 1264 г. переносит столицу в Пекин и все внимание фокусирует на Восток, на завоевание Китая; государству же своему, называвшемуся «Империей монголов (Чингиза)», с 1271 г. он дает китайское название «Династия Юаней».

Процессом распада империи торопится воспользоваться Бэрке; в 1262 г. он потворствует (а может, отдает прямое указание?) убийству в Новгороде баскаков, которые собирали салым (подать) в пользу Центральной Монголии; ссылаясь на этот факт, Золотая Орда также отказывается платить в казну «великого хана». С этого года Золотую Орду рассматривают как государство, получившее независимость от Центральной Монгольской империи.

В восхождении Бэрке на трон и проведении активной внешней политики, несомненно, играла роль его прочная дружба с русскими князьями. Не почувствовав поддержки русских князей, по крайней мере, Александра Невского, он бы не стал ввязываться в борьбу за трон. Потому что в противном случае многочисленные славяне-христиане Запада, объединившись с несторианцами Золотой Орды, выступили бы против него, и никогда бы не видать ему ханского трона. Поэтому, не зная, как говорится, брода, он бы не полез в воду. Чтобы обосновать факт поддержки русскими князьями Бэрке, за примером далеко ходить не надо. С приходом к власти мусульманина Бэрке грузинское (христианское) государство, не имея предварительного соглашения, отказывается подчиняться Золотой Орде и переходит на сторону иранских монгол, т. е. Хулагу. Что же касается русских княжеств, то истории неизвестны факты подобного неповиновения. С другой стороны, у русских политиков были серьезные причины тянуться к Бэрке.
Во-первых, если бы в Золотой Орде возобладала тенденция христианизации и сближения с христианскими славянами, то существовала бы опасность, что Орда поглотит одно за другим западные славянские княжества. Ислам же не позволял такого «сближения».

Во-вторых, у русских княжеств не было особых возможностей выбора. Если бы они объединились в блок, скажем, с христианами Золотой Орды, то где гарантия, что «исламская партия», которая прочно укоренилась еще при Батые, и западноевропейские крестоносцы, пытавшиеся устроить поход под Новгород, не объединились бы и не организовали бы «православный русский» вариант IV крестового похода? Для Руси, еще не оправившейся полностью от набега Батыя, это было бы равносильно гибели. В силу этих причин русским князьям ничего не оставалось, как принять протянутую руку Бэрке и запастись терпением. Бэрке, взойдя на трон, погружается в бесконечные приготовления к войне с Хулагу и нескончаемые походы. В то же время, он не забывает уделять внимание русским: он дает разрешение открыть в городе Сарае епархию для православных христиан; помогает избавиться от баскаков и т.д.

Однако, мир переменчив: в 1265 г. Хулагу, готовившийся к новому большому походу против Золотой Орды, умирает. В Золотой Орде это вызывает оживление активности сил, противостоящих исламу. Этим спешат воспользоваться крупные феодалы, стремящиеся к отделению, а также «союзные» соседи. Смерть Бэрке (1266) ускоряет ход событий. Чтобы в корне покончить с традициями Бэрке, его сыновей не подпускают к трону. Под предводительством Ногая крупные феодалы, созвав курултай, назначают на ханство внука Батыя, рожденного от второго сына Тукана, Менку Тимера, принадлежащего к язычникам. Для Золотой Ордь., вставшей на путь политического роста и формирования этноса, это снова означало наступление периода трудностей и испытаний. Если Бэрке последовательно проводил политику отделения от Монгольской империи, то Менку Тимер, напротив, подобно Хулагу, возвращается к полному подчинению центру. Он добивается, чтобы Хубулай утвердил его ханом Золотой Орды; взамен он позволяет ему забрать войска, находящиеся в русских княжествах, для военных действий в Китае. Хубулай в свою очередь, действуя в качестве посредника, в 1270 г. помогает Золотой Орде найти общий язык с иранскими ильханами. Чтобы подружиться с русскими князьями, Менку Тимер освобождает христианскую церковь и духовных лиц от всех податей; исламским же торговцам запрещает собирать подати на православных русских землях. Если кто-либо из ханского рода принимал ислам, он терял право на трон и собственность; если же совершал обряд крещения (т. е. принятия христианства), то это не возбранялось. Во главе посольства Золотой Орды в Византию стоял, естественно, архиепископ Сарая. Короче говоря, в эпоху Менку Тимера Золотая Орда на сто восемьдесят градусов меняет курс, которого придерживались Батый и Бэрке. Это ведет только к ослаблению власти хана и центра.

Недаром появляется такой наполовину независимый феодал, как Ногай — начальник 10-тысячного тумена, сумевший превратить центральное государство в игрушку в своих руках. В примечаниях к повествованию Плано Карпини о своем путешествии упоминается, что Ногай родился от седьмого сына Джучи, Богала. Однако, большинство источников говорит о том, что Ногай не происходил из ханского рода, либо о неизвестном его происхождении. В то же время сведения о том, что еще при Батые Ногай взял себе владения в районе Донца и Днепра, могут подтверждать его принадлежность к роду Джучи, а с другой стороны, расположение его владений между землями Сартака и русскими княжествами, вероятно, доказывает его принадлежность к христианам. Русские возвеличивали его, называя царем (Ижболдин, с. 38), в поэме знатока истории М. М. Хераскова «Россияда» ему посвящены строчки: «который в родственный с князьями вшед в союз»; и наконец, то, что он постоянно ведет борьбу против усиливающегося влияния мусульман в Золотой Орде — все эти факты дают возможность полагать, что Ногай был скрытым христианином. В 50-е годы, почувствовав политическую конъюнктуру, он перекидывается на сторону Бэрке. За свою политическую чуткость он вознаграждается, получив чин верховного военачальника. Когда же удается посадить на трон Менку Тимера, он становится первым человеком в государстве. Менку Тимер предоставляет ему неограниченные права в управлении западными владениями.

Позднее Ногай явился инициатором нового в истории Золотой Орды социально-политического течения: появились отдельные общности людей, которые, официально не выйдя из состава Золотой Орды, перестали подчиняться центру и встали на путь независимости; их стали называть ногайцами. После падения Золотой Орды это название постепенно передается всей этнической общности. Однако связывая этимологию этого имени напрямую только с именем Ногая (как зачинателя движения) и его улуса было бы сильным упрощением.

Когда христианство берет верх над исламом, в улусе Джучи снова оживают традиции «Желтых крестовых походов». Это проявляется в попытках опереться на давно уже не существующую мощь «империи Чингиза» и особенно в «западной политике» Ногая. Как известно, Ногай заводит дружбу с закарпатскими русскими княжествами, взявшими курс на объединение и мирное сосуществование с католическим миром. В 1272 г. Волынский князь признает себя «вассалом Ногая». То, что это событие не было случайным, подтверждают факты сближения со «штабом крестовых походов». Скажем, в 1261 г. православная Византийская империя вновь встает на ноги, в 1269 г. она, заключив договор о мире и дружбе с соседней Болгарией, начинает представлять угрозу для Римской политики. Возникает необходимость принятия срочных мер против этого блока. Именно Ногай оказывается тем человеком, которому суждено было воплотить эти меры в жизнь. В 1271 г. под предлогом того, что «Византия препятствует сношениям Золотой Орды с Египтом, что Византия поддерживает хорошие отношения с Хулагу, врагом Золотой Орды», Ногай выступает в поход на Византию. Военных действий практически не было, поскольку Византия, заплатив большие деньги, «покупает» мирный договор. Византийский император, видимо, под «татарским давлением», разрывает договор с соседней Болгарией и устанавливает дружественные отношения с католической Венгрией, а в 1274 г. принимает «Лионскую унию», которая подчиняла Римскому папе не только Византийскую, но и православные церкви Сербии и Болгарии. После этих событий начинается пятнадцатилетняя кампания военных походов на Болгарию, естественно, при активном участии Ногая. Эти события явились самым высоким взлетом «западной политики» Ногая. Можно смело сказать, что с «благословения» Ногая в 1274 г. правитель Крыма Тока-Тимер (внук Джучи от первого сына, Урда-Ичина) дает разрешение итальянским торговцам из Генуи открыть в крепости Солхот свою торговую факторию. Так, морская торговля в Крыму и на Черном море переходит в руки генуэзцев.

Со второй половины 70-х годов северные соседи — русские — начинают требовать к себе все больше внимания со стороны Ногая. При тщательном рассмотрении выясняется, что в основе всех событий лежат не бездоказательные тенденции, а совершенно иные стремления.

Когда умирает Александр Невский (1263), хан Бэрке назначает на Владимирское княжество (то есть правителем северо-западной Руси) не старшего его сына Дмитрия, а младшего брата Невского — тверского князя Ярослава Ярославовича. И. Б. Греков объясняет это «злонамеренными кознями, чтобы не допустить усиления рода Александра Невского». Факты, которые он приводит далее, делают этот вывод весьма небесспорным. Скажем, И. Б. Греков упоминает о том, что князю Ярославу Ярославовичу предоставляются широкие возможности. Если бы целью Бэрке было ослабление князя, то не сподручнее ли было держать «нового фаворита» как марионетку? Наконец, автор отыскивает еще более странные «обвинения»: Золотую Орду он обвиняет — ни много, ни мало! — в том, что, лишив Дмитрия Владимирского престола, его оставили в живых (И. Б. Греков... с. 34). Видимо, автор придерживается логики сталинских времен: уже если лишил претендента на трон его законных прав, надо объявить его «врагом народа» и уничтожить.

Если бы Дмитрий все-таки был убит, тот же автор обязательно принялся бы упрекать Золотую Орду в кровавом злодеянии. Но нет, Бэрке не стал убивать Дмитрия, напротив, дал ему Переяславльское княжество, проявлял к нему благосклонность и оказывал всяческую поддержку. Это, дескать, делалось для того, чтобы столкнуть его с Ярославом Ярославовичем — Великим Владимирским князем. Если так, то почему в конце 60-х годов Ярослав и Дмитрий сближаются и встают на путь политического объединения. Этот факт И. Б. Греков объясняет как результат того, что после смерти мусульманина Бэрке тенденции усиления христианства в Золотой Орде представляли опасность для Руси. Этот довод также неубедителен. В период подготовки Ногая к Балканским походам угрожать Руси было бы неразумно — к чему ему было будить спящего льва?

В 1270 г. Ярослава Ярославовича свергают с престола Великого Владимирского княжества и в 1271 г. убивают. Его место Великого князя занимает его младший брат, Костромской князь Василий Ярославович. После этого между сыном убитого князя, тверским князем Святославом Ярославовичем и Василием начинаются бесконечные распри за титул «Великого князя». Вышеназванный историк также пытается объяснить их «кознями» Золотой Орды.

Когда два кровных врага, обессилев, уходят с политической арены, титул «Великого князя» вновь возвращается к сыну Александра Невского — переяславльскому князю Дмитрию Александровичу. Действительно, на первый взгляд кажется, что за этими, лишенными логики перипетиями проглядывают чьи-то интриги. А нет ли здесь мотивов другого характера? Бэрке в какой-то степени пытался оправдаться перед мировой общественностью, посадив на престол Великого Владимирского княжества не сына, а брата Александра Невского, пытаясь утверждать, что в странах, подвластных Золотой Орде, трон наследовался по аналогичному принципу. Другие причины и мотивы, объективно существовавшие в те трагические годы, не оставляют места для сомнений. Именно в эти 70-е годы начинаются, на наш взгляд, процессы, приведшие к победе хана Токтамыша в борьбе за трон (1299).

Как утверждает И. Б. Греков, Ярослав Ярославович был «фаворитом» Бэрке. Может быть, его убийство было произведено с целью искоренить влияние Бэрке на политической арене? Тандем Ногай — Менку Тимер именно в 1266—1267 годах, после смерти Бэрке, приходит к власти. Почему же они откладывали столь важное дело, как устранение соперника, до 1270— 1271 годов? Другая версия: события происходят в период похода Ногая на Византию. Понятно, что дружеские отношения Ногая с католическими крестоносцами и совместные приготовления к походу не могли не беспокоить Константинопольского патриарха, который являлся также и главой русской церкви. Вполне вероятно, что среди русского духовенства и государственных лиц (по наущению патриарха?) нарастает волна недовольства против такой политики Орды, и Ногай, чтобы остановить эту волну (припомнив, что Бэрке благоволил к князю), и организует убийство Ярослава Ярославовича?

Однако можно ли рассматривать деятельность Ногая как политику Золотой Орды? В связи с этим вспомним одну деталь, которая до сих пор ускользала от внимания, но могла бы внести ясность в проблему. Византийские историки, описывая войну 1271 г., называют ее «валахской», а войско Ногая — состоящими из «валахов». В те годы византийцы уже хорошо были осведомлены и о татарах, и о кипчаках. Сведения византийцев — серьезное подтверждение на уровне «первоисточника» того факта, что в войске Ногая преобладал какой-то народ, отличный от татар, который византийцы то ли пренебрежительно, то ли ввиду социальной пестроты называли «валахами». Вполне вероятно.

Говоря об этом, уместно было бы вспомнить о расстроенном заговоре, который в 1252—1257 гг. организовали князь Галиции Даниил Романович и его зять, Великий Владимирский князь Андрей. Краткое изложение событий таково. Как известно, захватив в 1252 г. Самарканд, войска Батыя устраивают резню несторианцев. Старший брат Батыя Бэрке официально принимает исламскую веру. Принимая и претворяя в жизнь эту новую политику, Батый берет булгарских мусульман под свое покровительство. В этих обстоятельствах Великий Владимирский князь Андрей и галицкий князь Даниил Романович, движимые теми же ориентирами, что и Западные католики, организовывают заговор против татар. Однако, это движение не перерастает в единую борьбу русских княжеств против Золотой Орды, наоборот, Великий Киевский князь Александр Невский первый поднимается против заговора и обращается за помощью к Золотой Орде. Батый, по обыкновению, в таких «тонких вопросах» проявляет такт,— сам оставаясь в тени, посылает на усмирение мятежа в помощь Александру своего сына, христианина Сартака. (В современных исторических книгах эти действия Александра незаслуженно обходятся вниманием.) Лавры победы достаются военачальнику Сартака Неврюю (видимо, это монгольское произношение имени «Юрий»); в историю это событие вошло как «набег на русские земли монголов под предводительством Неврюя».

Александру Невскому при помощи Неврюя удается вернуть себе престол Великого Владимирского княжества. Что касается судьбы заговорщиков, то события происходили следующим образом: чтобы заставить Даниила Романовича подчиниться Орде, на Галицию организуется два похода - первый в 1254 г. под предводительством Куремсэг а в 1258—1259 гг. под предводительством Бурундая.

Когда умирает Бэрке, становится очевидной приверженность Ногая к традиции заключения военного союза с Западными крестоносцами, который за короткий исторический промежуток превращается в реальную силу. Видимо, движение Ногая не было результатом неорганизованности золотоордынских татар и кипчаков, а воплощением в жизнь «мятежа Даниила Романовича» при благоприятной исторической конъюнктуре. Выходит, что Ногай, несмотря на то, что был главой татарских «федералистов», оказывается предводителем политического движения западных русских княжеств. (Вспомним, что волынский князь признал себя вассалом Ногая!)

Если смотреть с этой точки зрения, то не приобретают ли таинственные события, происходившие в Великом Владимирском княжестве, политический характер? О войсках Ногая до нас дошли лишь разрозненные сведения, дающие повод для различных догадок («Менку Тимер участвовал со своими татарскими воинами»). Вероятно, поэтому мы привыкли называть отряды Ногая «татарским войском».

Это — одна сторона проблемы. С другой стороны, «валахи» — нецивилизованный народ, лишенный всякой государственности. Видимо, в войске Ногая значительное место занимали «бродники» — беглецы, которых огромное множество появилось после монгольского нашествия. Историки обычно приурочивают формирование донского и запорожского казачества к XV— XVI векам. Это, на наш взгляд, не соответствует истине. В XVI—XVII вв., когда русское самодержавие истребляло золотоордынцев, перешедших в ногайство, ничуть не хуже, чем Америка индейцев, русскому человеку никак невозможно было укрыться в пойме Дона, оставаясь непойманным. Очевидно, основателем казачества на берегах Дона и Днепра явился все тот же Ногай. Он брал русских бродников к себе на службу, сделав их «реестровыми казаками», разрешил и предоставил им возможность строительства на берегах Днепра, Сечи и Дона своих деревень, в которых было самоуправление. Поэтому вполне естественно, что в XVI—XVII вв. преследуемые самодержавием люди устремлялись именно в казацкие деревни, что рассматривалось как проявление солидарности с обиженными и гонимыми.

Масгут Гайнетдинов, (ж. Идель 90-х годов. Публикуется в сокращении). Перевела с татарского Фарида Ситдикова

Окончание следует








Связанные темы и персоны