Рейтинг публикаций пользователей
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Исторические картинки. ...

Сейчас трасса из Уфы на юг (Р-240) огибает Искино и по мосту через Уршак ...
  24.09.2017   17   0

Руководитель ...

Владимир Нагорный назвал это опасным явлением, сообщает Башинформ. Выступая на ...
  23.09.2017   1755   115

Правовой центр по ...

При организации создадут правовой центр для оказания поддержки родителям, ...
  23.09.2017   765   31

В Уфе суд арестовал ...

Ленинский райсуд Уфы сегодня вынес решение об административном аресте двоих ...
  23.09.2017   950   23

Нечего праздновать: ...

На прошлой неделе спикер Госсобрания Константин Толкачев заявил, что в этом ...
  23.09.2017   805   13

Митинг под курай с ...

Несогласованный властями митинг с требованием отставки главы Башкирии Рустэма ...
  22.09.2017   2027   90

Междусобойчик на тему ...

Перед митингом за отставку Рустэма Хамитова руководители Общественной палаты и ...
  22.09.2017   1746   24

Не Прилепин, Не ...

False agenda — коммуникативный прием, один из лучших способов заставить ...
  22.09.2017   585   17

Совет Европы призвал РФ ...

Комитет министров Совета Европы, ведущий надзор за исполнением решений ...
  22.09.2017   667   22

В МВД Башкирии ...

Официальное сообщение появилось на сайте республиканского ведомства. В 16:26 ...
  21.09.2017   3689   115

Темы и персоны
Архив публикаций
Сентябрь 2017 (86)
Август 2017 (114)
Июль 2017 (139)
Июнь 2017 (130)
Май 2017 (126)
Апрель 2017 (142)
Читаемое за неделю
Читаемое за месяц

Этот трудный путь к согласию

  • Опубликовано: Ирек | 03.12.2015
    Раздел: Общество | Просмотры: 3026 | Комментарии: 165









4


КАКОЕ место занимают татары Башкортстана в культуре? — Есть такая проблема. Я задумываюсь о судьбе писателей, выходцев из наших краев. И, знаете, перед глазами встает совершенно неожиданная картина... Сидят они на границе Башкортстана и Татарстана, по берекам Ика, свесив ноги... Одни — на одном берегу, другие — на другом. Те, что по эту сторону, мечтают о Татарстане, а те, что по другую — тоскуют по Башкирии. Но мосты разобраны. Дорог нет. Хоть бросайся прямо в одежде в воду. Переплывешь — и глядишь, душа успокоится.

Этот трудный путь к согласию


Духовный мир народа, говорящего по-татарски на западе и северо-западе Башкортстана, разделен надвое. То есть, земля — здесь, а песня — там. Сами живут в Башкирии, а творчество их — в Татарстане. Так и маются люди от невозможности увязать одно с другим. Меня иногда приглашают в Казань, либо на научную конференцию, либо оппонентом чьей-либо диссертации. И всякий раз я бываю в Институте языка, литературы и истории имени Г. Ибрагимова. Захожу в отдел, который возглавляет мой земляк, доктор филологических наук Фуат Ганиев. Встречаюсь у него и со старшими научными сотрудниками, кандидатами филологических наук Халифом Курбатовым и Рифгатом Ахметзяновым. Присоединяются к нам и аспиранты из наших краев, которые учатся здесь. И о чем мы, как вы думаете, говорим? Нет, мы не ведем научных споров. Это — для конференции. Мы говорим о Башкирии. Как я сказал, Ганиев и Курбатов родом из Башкирии. Они давно уже обосновались в Казани. Стали видными учеными Татарстана. Но каждый из них остался сыном Башкортстана. Их всегда тянет к себе родина. Ганиев, например, желал бы хоть с месяц почитать в Уфимском университете лекции. И мы с ним договариваемся о спецкурсе на нашем татарском отделении.

Хочется сказать одно: у наших земляков в Татарстане — широкое поле деятельности: родной язык, литература, культура... Но, видно, тоска не проходит. Это — чувство оторванности от родной земли. В стороне от своей естественной среды творческий человек словно под корень подрублен.

Западная Башкирия — пристанище татар. Здесь они — дома. Но возможности работать в области национальной культуры ограничены. Вот и уезжают...

Тоска... Довелось как-то беседовать с бывшим Председателем Президиума ТАССР С. Батыевым в его кабинете. Со мной были заместитель редактора «Кызыл Тан» Расих Ханнанов и покойный ныне Хасан Сарьян. Сам Батыев из Чекмагышского района. Получилась, как бы встреча земляков. Слово «жирсу» («тоска») я услышал впервые тогда от Батыева. Мы спросили, бывает ли он в родных краях. «Езжу всегда, когда есть возможность. Посижу у родника, и чувство тоски словно утоляется»,— ответил он.

Отсутствие душевного комфорта — это одно. Чтобы нашим татарам в Башкирии заниматься творчеством, надо с родного языка переходить на другой.

Надо освоиться в другой национальной среде. Кому-то это дается легко, а кто-то не может. На своей земле человек не находит себе места. По этой причине республика (значит, его народ) теряет многое: за пределы уезжают замечательные таланты. Вот что особенно важно здесь. И об этом, казалось бы, должны думать прежде всего не те, кто душой — татары, а руководители, ответственные по долгу службы. Занялся я как-то подсчетами. Родом из западной и северо-западной Башкирии оказались 110 писателей, говорящих на татарском. (Я беру только известных, вошедших в различные справочники.) Из них шестьдесят остались в республике и считаются теперь башкирскими писателями. А пятьдесят уехали в Татарстан и стали татарскими писателями.

Как обстояло дело до революции, понятно. На обеих территориях литература «делалась» на татарском языке. Казань была общим центром. В тот период вообще не делили писателей Татарстана и Башкортостана по месту их рождения. Мы не придаем значения тому, что Дэрдменд — из Мелеуза, Шаихзаде Бабич и Хусни Карим — из Дюртюлей, Галимдж.ан Ибрагимов — из Авыргазы, Ахмет Файзи — из Уфы, Наки Исанбет — из Салаватского района. Еще до революции больше десяти наших земляков значилось в татарской литературе. Сейчас же некоторые из них причисляются к башкирам.

Продолжаю подсчеты. (Такие сведения, думаю, будут полезны для интересующихся историей нашей культуры.) В двадцатые годы западный Башкортстан дал 15 писателей. Одиннадцать из них — видные представители татарской литературы. Вот они: Ярлы Карим (Бишбуляк), Мирсай Амир (Мелеуз), Ахмет Ерикей (Дуван), Риза Ишмурат (Янаул), Фатих Карим (Бишбуляк), Гази Кашшаф (Туймазы), Галимджан Нигмати (Чишма) и другие. В ту пору начинал функционировать башкирский язык, возникали национальное книгоиздание, пресса. Али Карнай и Гариф Гумер и еще несколько представителей западного Башкортстана решили воспользоваться местными возможностями. Их мы называем башкирскими писателями.

30-е годы. Уже 25 писателей дал литературе западный Башкортстан. Из них 15 остались жить в республике. Это люди, занимавшие в башкирской литературе ведущее место (привожу по алфавиту): Ибрагим Абдуллин (Шаран), Тимер Арслан (Туймазы), Акрам Вали (Чакмагыш), Юсуф Гарай (Шаран), Раис Габдрахманов (Благовар), Мустай Карим (Чишма), Ханиф Карим (Кыйгы), Муслим Марат (Борай), Хусаин Мухтар (Кушнаренко), Кирэй Марган (Мишкэ), Бадруги Мукамай и Назар Наджми (Дюртюли), Малих Харис (Чакмагыш), Ахнаф Харисов (Балтач), Гайнан Эмери (Янаул) и другие. Около десяти наших земляков находят свою судьбу в Татарстане: из Эльшая — Касыйм Вахит, из Кушнаренко — Лутфи Вали и Мин Шабай, из Туймазы — Хайрутдин Музай, из Чакмагыша — Hyp Гайсин и Галимджан Латыйп, из Чишмы — Рахим Саттар, из Кыйгы — Исмагил Шафиев и другие.

В 40-е годы из татар Башкирии и западных башкир становятся известными восемь писателей в Казани, пять — в Уфе. В первой группе трое из Янаула: Эдип Маликов, Нурихан Фаттах, Сайт Кальметов. Вместе с ними необходимо назвать Зыю Мансура (Дюртюли) и Мазита Рафикова (Кугэрчен).

Среди тех, кто остался на родине,— Гилемдар Рамазанов, Габдулла Ахметшин, Анвар Бикчентаев, Динис Исламов.

Из тех, кто в ту пору взялся за перо, по меньшей мере один из трех уезжает в Казань; в 50-е годы из 15 человек — 5 (среди них — Нил Юзеев и Ильдар Юзеев); в 60-е годы из 20-ти — 7 (и все активно работающие талантливые поэты и прозаики: из Илиша Ахсан Баянов и Хасан Сарьян, из Кыйгы — Резеда Валеева, из Янаула — Сажида Сулейманова, из Нуримана — Зиннур Насыбуллин, из Кушнаренко — Радиф Гатауллин, из Эльшая — Амир Махмудов); в 70-е годы из 14-ти человек — 5 (из Благовара — Нурия Измайлова, из Илиша — Роберт Миннуллин, из Ярмэйкея — Ризван Хамид, из Бакалы — Фаиз и Лаис Зулькарнаевы).

Есть и такие данные: из Чакмагыша, Кушнаренко, Янаула, Чишмы (имеются ввиду районы) родом по десятку писателей,— часть из них работает в татарской литературе, часть — в башкирской.

Такие сведения можно было бы привести и в области театрального искусства, эстрады, музыки и т. п.

Все это достойно внимания. В отношении культуры говорящий по-татарски западный Башкортстан разорван надвое: часть — в Казани, другая часть — в Уфе.

Ситуация, сложившаяся в культурной жизни республики, в целом, требует ответственного подхода к себе. Всякий раз, когда речь заходит о культурных нуждах народа, живущего на западе и северо-западе Башкирии, кивают в сторону Казани. Во-первых, Казань эти потребности удовлетворить не может.

У нее тоже экономические возможности ограничены. Во-вторых, татароязычное население, составляющее половину Башкирии, хотят низвести до положения лишь потребляющего культуру. А народ, имеющий самобытную историю, этнический облик, желает сам творить свою культуру. Вот ведь в чем дело. Не считаться с этим стремлением, по-моему, значит, игнорировать требования времени. Это может вызвать серьезные противоречия. Уже сейчас поднимается вопрос суверенности запада и северо-запада Башкирии. Никто не может сказать, к чему это приведет. Общественная мысль пока не созрела. И все же многие подвергают критике включение бывшей Уфимской губернии, без волеизъявления народа, в состав Башкортостана. Сейчас ситуация меняется быстро. Вчера лишь эта проблема была «темным лесом». Можно было заблудиться в ней. А сегодня глядишь, в проекте новой Конституции РСФСР ясно написано, что часть народа национальной республики может образовать новую республику. Для народов, живущих на границе двух республик, по их желанию, тоже подразумевается право объединения. Раз права гарантируются — остальное дело обычное. Но задача не в отделении, а в том, чтобы найти ключи к согласию в совместном проживании.

Что получается на деле? Положение обеих сторон неважно. Перед той и другой стороной встают две разные проблемы. С изменением традиционного направления (общего характера) национальной культуры арена действий сужается. Взор, обращенный на восток и юг, в свою очередь означает отчуждение от запада (от говорящих на татарском), убывает число читателей, зрителей, слушателей. В условиях рыночной экономики усложняются проблемы финансирования культуры. А запад (татарская сторона), помимо прочего, в результате обособления, лишается доныне сложившихся форм.

Возникает необходимость создавать их заново. Начинать же все заново нелегко, и здесь нужны понимание и искренняя помощь властей. А помощь эта пока не столь заметна.

Обе стороны недовольны своим положением. Взаимоотношения обостряются. Нам надо подумать о том, как выйти из этой ситуации. Обычно рассуждают так: назад дороги нет, надо перестраивать то, что имелось.

Кажется, я касаюсь здесь весьма щекотливых вещей. Речь и вправду идет не только о проблемах культуры, но о судьбах людей, в ней работающих, вернее, об их сегодняшнем и завтрашнем статусе. Может возникнуть вопрос, есть ли у меня право затрагивать такие проблемы. Думаю, есть. Я — представитель Башкирии, говорящий по-татарски. Всю жизнь живу в среде интеллигенции. Свободно общаюсь и с татарами, и с башкирами. Считаю, что с положением дел знаком. И потом, я ничего не выдумываю, лишь называю вещи своими именами. Разве не обострили мы обстановку принятыми до недавних пор «играми в прятки»? Ладно, это, так сказать, лирическое отступление.

А реальность такова: культура республики стоит перед разветвлением (расколом). Самое сложное сегодня — отношение к этому. Инерция велика.

Родной язык — татарский, но башкирский — не то чтобы язык ремесла, а язык жизни и судьбы — существует такая позиция. Позиция понятная, достойная глубокого уважения. Но в эпоху плюрализма мы перестали одинаково мыслить. Позицию эту многие не разделяют. Путь разрешения противоречий в современном мире один — демократия. По-моему, диктат, насилие в области языка, литературы, искусства — самое худшее. Таким путем вопрос никогда не решался и, думаю, не будет решаться и впредь. Я сторонник того, чтобы внутри единой республиканской культуры создать возможности для роста татарской ветви. При этих словах хватаются за официальные определения: мол, в нашей стране шестьдесят миллионов человек живут вне своей национальной среды. Мол, для всех них на местах не создать родную литературу, искусство,— нет экономических возможностей. Их культурные нужды удовлетворяются за счет контактов с республикой, где живет основная часть народа, и за счет развития художественной самодеятельности. Определение, приемлемое для диаспоры многих народов. Даже сотни тысяч татар, живущих в Узбекистане, Казахстане, в Москве и Ленинграде, не будут против этого. Но признающих татарский язык родным жителей Башкирии нельзя ставить в один ряд с ними. Это — местное население: этническая группа, сформировавшаяся здесь. И по численности гораздо больше башкир. Их нельзя отождествлять (путать) и с башкирами, и с казанскими татарами. Отождествление с башкирами означало бы отрицание собственного лица. А с казанскими татарами — ставило бы их в положение пришельцев.

По-моему, у этого народа есть право самостоятельно создавать свою культуру. Во всяком случае, раз проблема затронута, надо такую возможность дать.

Татарский общественный центр Башкирии добивается для татарского языка статуса государственного. Для создания самостоятельной культуры это, разумеется, первейшее условие. Без официально признанного языка не может быть и отдельного направления в культуре. Коль допускается возможность существования внутри башкирской культуры татарской ветви, то и татарский язык должен стать официальным. Если татарский язык будет признан в республике одним из официальных, культура живущей на западе и северо-западе Башкирии своеобразной этнической группы пробьет себе дорогу. Здесь одно неразрывно связано с другим. Отрицание одного приведет к отказу от другого.

Татарская общественность республики выдвигает требования: дать возможность татарским писателям создать собственный союз, открыть на татарском языке журнал, молодежную газету, в Башкирском книжном издательстве — татарский отдел, татарские редакции — на радио и телевидении, построить в Уфе татарский театр, собрать татарскую труппу при тюзе, открыть в Уфе для татарских детей школу-интернат, увеличить в вузах республики выпуск специалистов для татарских школ и детских учреждений — все это назревшие проблемы. Большинство из них не требует особых финансовых затрат.

В сложное, тревожное время нужна ведущая за собой сила. Сейчас на это серьезно претендует Татарский общественный центр Башкирии. С каждым днем он сплачивает вокруг себя все больше народу. Его голос уверенно звучит и на площадях, и на сессиях Верховного Совета, и на пленумах рескома компартии. Растут политические деятели совершенно нового типа. Таковы координатор-председатель общественного центра, доктор физико-математических наук, профессор Марат Рамазанов, декан сельскохозяйственного института, профессор Мазит Хузин, ответственный секретарь центра математик-программист Карим Яушев. Мне нравится то, что они реалисты, нравится их стремление к национальному согласию.
Иншалла, мы не ошибемся, не собьемся с пути.

Это, в свою очередь, всей культуре Башкирии придает своеобразную окраску. В ней, в культуре, называемой башкирской, которую мы обычно стараемся рассматривать как нечто целостное, в действительности есть два четко отличающихся пласта: башкирский пласт и татарский пласт. Это обстоятельство, разумеется, возникло поневоле, в связи с историческими условиями. Нельзя закрывать на это глаза и избегать сегодня откровенного разговора. Эта проблема давно волнует башкирских деятелей. «Сможем ли мы сохранить в таком случае лицо своей культуры, национальный колорит?» — задаются они вопросом. Очень серьезный и понятный вопрос. И работающая на ту самую «целостную» культуру татарская часть тоже задумывается.

Ее положение, по-моему, еще сложней. Чтобы занять в национальной культуре прочное место, надо основательно знать образ жизни, обычаи, нравы, психологию и, наконец, своеобразный язык народа. Нет, не просто знать, а это должно быть в крови,— чего достичь нелегко. Усердие такого рода может завершиться и приспосабливанием. Во взаимоотношениях, по-видимому, проблем хоть пруд пруди. То, что до сих пор культура сохранялась целостной, можно прежде всего объяснить твердой рукой административно-командной системы. В последнее время, в условиях демократии возможности роста у башкирской культуры в двух направлениях все возрастают. (Отдельные признаки этого существуют издавна.) Хорошо ли это или плохо? Не будем спешить с однозначным ответом. С точки зрения слияния наций и языков объединение двух реальных частей в единую культуру было, разумеется, хорошо. Но концепция оказалась мертвой. В новой политической ситуации естественны попытки самоопределения. Но здесь следует подчеркнуть: речь не о нынешнем реальном процессе, а об идейном направлении, о формирующемся общественном движении. Во главе этих движений стоят татарский и башкирский общественные центры.

Радик Сибагатов, доктор филологических наук, профессор.

Перевела с татарского Роза Кожевникова, Ж. Идель 90-х годов




Связанные темы и персоны



  • Изображение
  • Гость
  • 1 | 03.12.2015, 08:20 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Бедные татары. Не могу сказать за всех,но у Ирека точно комплекс неполноценности.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 2 | 03.12.2015, 08:24 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
((( Я уж подумал, что сам Игорек написал такую работу



0

  • Изображение
  • Гость
  • 3 | 03.12.2015, 08:28 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
С точки зрения слияния наций и языков объединение двух реальных частей в единую культуру было, разумеется, хорошо. Но концепция оказалась мертвой. В новой политической ситуации естественны по-пыт-ки самоопределения. Но здесь следует подчеркнуть: речь не о нынешнем реальном процессе, а об идейном направлении, о формирующемся общественном движении. Во главе этих движений стоят татарский и башкирский общественные центры.


Шо, опять Понтатаризм ?



1

  • Изображение
  • Гость
  • 4 | 03.12.2015, 08:29 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Как бы северо-запад не постигла судьба Донбасса. Быть под артобстрелами, перестрелками не охота быть



0

  • Изображение
  • Начинающий
  • 5 | 03.12.2015, 08:29 | Автор: materu
    Публикации: 0 | Комментарии: 11143 | Рейтинг: -1566,8
Все татары комиссары а башкиры командиры а марийцы красногвардейцы как война фур тайга. Чуваши люди Наши. А за Ирека вроде как и добавить не чего Я все сказал.



2

  • Изображение
  • Гость
  • 6 | 03.12.2015, 08:42 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Во всем виноват Иван. ОН нас стравливает , а мы дураки поддаемся



2

  • Изображение
  • Эксперт
  • 7 | 03.12.2015, 08:55 | Автор: юнг
    Публикации: 292 | Комментарии: 31793 | Рейтинг: +5700,4
КАКОЕ место занимают татары Башкортстана в культуре? — Есть такая проблема.===================================================
============================================================
================Ирек! Такая проблема только в твоей дурной голове! Вот, скажи мне, а если у твоего "культурного" татарина смешанный брак? Ты куда его отнесешь? Тупой ты , недалёкий и упёртый!



1

  • Изображение
  • Гость
  • 8 | 03.12.2015, 09:09 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
5 | 03.12.2015, 08:29 | Автор: materu
Публикации: 0 | Комментарии: 2578 | Рейтинг: -500,7
Все татары комиссары а башкиры командиры а марийцы красногвардейцы как война фур тайга. Чуваши люди Наши. А за Ирека вроде как и добавить не чего Я все сказал.
--------------------------------------------------------

Матерный, возьмись управлять татарами. Отпихни Яушева, Ты ведь еврей с татарскими корнями. У тебя все получится.



2

  • Изображение
  • Начинающий
  • 9 | 03.12.2015, 09:17 | Автор: materu
    Публикации: 0 | Комментарии: 11143 | Рейтинг: -1566,8
Ирек по имени и упертости скорее всего мариец .В общем физ тех сдвиги по фазе на лицо. УЖ и админы ? Что больше нет тем для обсуждения или не зря Вас называли сионистскими провокаторами.



1

  • Изображение
  • Гость
  • 10 | 03.12.2015, 09:25 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Что такое ТОЦ и что оно из ебя представляет ?



0

  • Изображение
  • Гость
  • 11 | 03.12.2015, 09:29 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
6 | 03.12.2015, 08:42 | Автор: Не зарегистрирован
Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Во всем ви-нoват Иван. ОН нас стравливает , а мы дураки поддаемся
---------------------------
Ирека теперь зовут Иван?



2

  • Изображение
  • Эксперт
  • 12 | 03.12.2015, 09:34 | Автор: юнг
    Публикации: 292 | Комментарии: 31793 | Рейтинг: +5700,4
9 | 03.12.2015, 09:17 | Автор: materu
Публикации: 0 | Комментарии: 2579 | Рейтинг: -500,8
. УЖ и админы ? Что больше нет тем для обсуждения ============================================================
================Пора, пора ввести голосование. Предлагаю вопрос--Уважаемые пользователи? Вам не надоели опусы Ирека?



2

  • Изображение
  • Гость
  • 13 | 03.12.2015, 09:35 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
6 | 03.12.2015, 08:42 | Автор: Не зарегистрирован
Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Во всем ви-нoват Иван. ОН нас стравливает , а мы дураки поддаемся
______________________________________________

Особым мастерством владеет лишайный. Когда подбадривает татар, когда башкир, когда христиан, когда мусульман. А он на стороне от удовольствия ладони протирает.



1

  • Изображение
  • Гость
  • 14 | 03.12.2015, 09:36 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
А за Ирека вроде как и добавить не чего Я все сказал.

он политкомисар ?



0

  • Изображение
  • Участник
  • 15 | 03.12.2015, 09:46 | Автор: Гунн
    Публикации: 228 | Комментарии: 6475 | Рейтинг: +791,5
12 | 03.12.2015, 09:34 | Автор: юнг |


===Пора, пора ввести голосование. Предлагаю вопрос--Уважаемые пользователи? Вам не надоели опусы Ирека?===


Юнг!

Не проще ли с самого себя начать. Не лезь туда, где тебе не интересно. обходи стороной. Все, кому не интересно так и сделают.

И ты с этим покажешь, что ты не против свободы слова. А пока ты ничем не отличаешься от киселеподобных псин.

Похоже ты ищешь повод поквитаться с Иреком и выносишь все это на всеобщее обозрение.



3

  • Изображение
  • Участник
  • 16 | 03.12.2015, 09:51 | Автор: Дед
    Публикации: 2 | Комментарии: 4042 | Рейтинг: -674,7
По тв идет новая экранизация "Тихого Дона". Показывают жизнь казаков, только гражданская война разделила казаков на белых и красных. вот и казанских татар Иван Грозный разделил на рабов и вольных татар. Башкирские татары всегда были вольнолюбивы и их поэтому не казанские татары называют "башкирами"" или "башкирскими татарами"". Ирек,. для Казани роднее историк "Орлов" с пирамидой Салавата, чем ты со своими монгол-татарами!!!



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 17 | 03.12.2015, 09:55 | Автор: юнг
    Публикации: 292 | Комментарии: 31793 | Рейтинг: +5700,4
КАКОЕ место занимают татары Башкортстана в культуре? — Есть такая проблема.===================================================

============================================================

================Ирек! Такая проблема только в твоей дурной голове! Вот, скажи мне, а если у твоего "культурного" татарина смешанный брак? Ты куда его отнесешь? Тупой ты , недалёкий и упёртый!====================================================
=============13 | 03.12.2015, 09:46 | Автор: Гунн | На сайте
===Пора, пора ввести голосование. Предлагаю вопрос--Уважаемые пользователи? Вам не надоели опусы Ирека?===

Юнг!
Не проще ли с самого себя начать. Не лезь туда, где тебе не интересно. обходи стороной. Все, кому не интересно так и сделают.
И ты с этим покажешь, что ты не против свободы слова. А пока ты ничем не отличаешься от киселеподобных псин.
Похоже ты ищешь повод поквитаться с Иреком и выносишь все это на всеобщее обозрение.
============================================================
============Поквитаться с Иреком? Да Ирек не в той категории, чтобы с ним квитаться ! Пусть печатает, сколько хочет, и читай его опусы на здоровье, если тебе они нравятся. Я ведь не о нём говорю, а о той глупости, которую он постоянно публикует. А если ты его защищаешь, напрягись и ответь, пожалуйста==а какое место занимают в культуре те, которые татары наполовину? Например, от смешанных браков? Смогешь?



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 18 | 03.12.2015, 09:58 | Автор: юнг
    Публикации: 292 | Комментарии: 31793 | Рейтинг: +5700,4
13 | 03.12.2015, 09:46 | Автор: Гунн | На сайте

Юнг!
А пока ты ничем не отличаешься от киселеподобных псин.=======================================================
========Оригинально! Свежо! В стиле "течных сучек"!



0

  • Изображение
  • Участник
  • 19 | 03.12.2015, 10:12 | Автор: Гунн
    Публикации: 228 | Комментарии: 6475 | Рейтинг: +791,5
18 | 03.12.2015, 09:58 | Автор: юнг |


==Оригинально! Свежо! В стиле "течных сучек"!==



Ты уже вошел в роль пса, ноздри в дело запустил, течку у сучек ищешь?


Если ты хочешь состязаться с Иреком, приведи аргументы. Не хочешь, отойди. Почему такое простое правило тебе не доходит? сколько раз можно повторить?
У тебя же в адрес Ирека сплошное оскорбление. Зачем тебе это надо?

Неужели ты думаешь, что это тебе прибавляет очки?



4

  • Изображение
  • Участник
  • 20 | 03.12.2015, 10:27 | Автор: Ирек
    Публикации: 115 | Комментарии: 4575 | Рейтинг: -232,4
-----Шо, опять Понтатаризм ?------
++++++++++++++++
Откеда пантатаризм, если татарам и татароязычным башкирам приходится искать благоприятную почву для своего творчества в соседнем Татарстане.



4