
Историю деревни Тимашево, раньше она называлась Сергеевка, реже Белоусово, в общих чертах восстановила черниковский летописец Маргарита Агеева. Скажете, деревня как деревня, народ православный ходил в храм Богородского за шесть вёрст пешком, хлеб растили на брегах бурной по весне речки Шугуровки. А вот и нет!
Ах, если бы у нас имелась машина времени! Я перебросил Вас, дорогие читатели «Уфимского журнала» на 150 лет назад и пред Вашим взором под изумрудной небесной лазурью и среди наичистейшего воздуха, за поворотом Шугуровки предстал… дворец!
Да, в Тимашево стоял дворец! За ним следили почти сто человек слуг, лакеев, конюхов, кучеров, поваров, горничных, истопников, ключников, дворников, садовников, молочниц, огородников etc и мажордом в придачу. Единицы среди всего уфимского дворянства могли себе такое позволить!
Дворец был деревянный, вокруг стояли конюшни, кладовые, бани, раскинулся парк с огородом, стояли вычурные беседки, плоды рук местных плотников-умельцев, где-то в стороне скрывались домики прислуги – 89 человек крепостных дворовых, если говорить точно, обслуживали причуды барина и его семейства в 1861 году. При этом Тимашевы имели уфимское жильё в приходе Спасской церкви, где венчались и отпевали своих близких.
Одна из самых прославленных дворянских фамилий России – Тимашевы в лице нескольких родовых ветвей оставили ярчайший след в истории. В Интернете найдёте множество их имён среди государственных деятелей. Много внимания уделяли роли Тимашевых в судьбах нашего края краеведы Гудковы, другие историки, но почти исключительно оренбургской ветви, чью знаменитую усадьбу в Ташлах (совр. Тюльганский район Оренбургской области, фото ниже) посещали выдающиеся люди Отечества.

Уфимские (черниковские) Тимашевы относились к пятой ветви и долгое время оставались в тени, надо, наконец, исправить несправедливость.
Огромный в несколько этажей дворец на берегах Шугуровки, скорее всего, возвёл статский советник Капитон Кузьмич Тимашев (1816–1857). Служил сначала в армии (подполковник), затем на гражданке, в 1821–1824 годах предводитель дворянства Уфимского и Стерлитамакского уездов, не забывал о благотворительности (член губернского попечительного о тюрьмах комитета). Но… казёнными харчами капитал не сколотишь. Приходилось крутиться, дворянин стал успешным предпринимателем.
Мимолётные воспоминания о Капитоне Кузьмиче Тимашеве оставил его родственник Николай Викторович Веригин (брат владельца будущего города Иглино). Они вдвоём взялись за поставку хлеба в казну, закупая его у крестьян по всей Башкирии. На четырёх барках (две сами построили) они отправляли зерно в устье Камы. «Сдачу хлеба производил Тимашев, как делец в сделках с казёнными комиссионерами».
Наследство после кончины подполковника осталось внушительное. Имение вдовы Елизаветы Егоровны Тимашевой при сельце Белоусово вошло в число крупнейших поместий Оренбургской губернии. А по количеству дворовой прислуги (43 мужских души) оно занимало пятое место в крае. Для сравнения, в прославленных оренбургских Ташлах Александра и Николая Егоровичей Тимашевых насчитывалось 52 муж. души дворовых. Сельскохозяйственное производство за окраиной Черниковки велось на площади примерно в 2,3 тыс. гектаров.
Дети не уронили честь фамилии. Кроме двух дочерей, в семье было трое сыновей. Старший – Михаил Капитонович Тимашев (1823 г. р.) выбрал карьеру военного, офицер (1844), генерал-майор (1882), военный судья Варшавского военно-окружного суда (1886 ), с 1856 года неоднократно награждался орденами и медалями. Жил в Варшаве. Ниже – герб Тимашевых.

Младший сын – Аркадий Капитонович Тимашев (1826 г. р.) служил по гражданской части и составил отличную карьеру. Он являлся управляющим Государственными имуществами Уфимской и Оренбургской губерний, в ту эпоху казна не доверяла местным властям, воруют. Затем его переводят в Саратов, где он внезапно умер в 1871 году, похоронен на кладбище Саратовского мужского Спасо-Преображенского монастыря. Семьи, видимо, не имел.
С матерью в Уфе и в Сергеевке (Тимашево) оставался, ему выделили часть поместья, средний сын – Николай Капитонович Тимашев (1825 г. р.). Это был второй ребёнок в семье, получивший имя Николай. В церковной ограде Богородицкой церкви села Богородского был похоронен младенец Николай Капитонович Тимашев, скончавшийся 9 сентября 1821 года. Когда через четыре года в семье появился ещё сын, родители не побоялись наречь его именем умершего.
Будет жить за двоих, возможно, сказал крестный и не обманулся. Когда началась Великая реформа 1861 года по освобождению рабов, Н.К. Тимашев входит в число семи первых мировых посредников Уфимского уезда, которые занялись ликвидацией крепостничества на практике. Помещик с северной окраины Черниковки верил, что не подневольные рабы, а передовые технологии поднимут российскую экономику.
Средний брат не просто возглавил фамильное хозяйство, он серьёзно занимается агрономией. Более того, на рубеже 1860–1870-х годов не было в Уфимской губернии более известного агронома-новатора, чем Николай Капитонович Тимашев, а усадьба в сельце Сергеевка стала известна всей российской аграрной науке.
Статьи и заметки Н.К. Тимашева появились на страницах ведущей в России «Земледельческой газеты» во время редакторства знаменитого русского публициста, знатока сельского хозяйства Ф.А. Баталина. Это был центр притяжения лучших агрономических сил России, масса конкретной, полезной информации привлекала новаторов из провинции.
В январе 1868 года выходит большое письмо к редактору за подписью: Н. Тимашев, 23 декабря 1867 г., усадьба Сергеевка Уфимского уезда. Автор смело разбирает наследие Менделеева и Либиха, рассуждает о химии и агротехнике, спорит о глубине вспашки и применении удобрений. При этом в статье даются ссылки на научную литературу, приводятся расчёты. Это не разглагольствования дилетанта, барина, заболевшего «маниловщиной».
Весной и летом 1868 года в «Земледельческой газете» выходит несколько работ Тимашева: «Способ истребления хвоща», «О семенах культурных растений», «Галлетовский способ улучшения хлебов в применении к уфимской ржи» и др. Автор проводил селекцию семян, так, в 1867 году он посадил отобранные зёрна, «но только гряда огородная попалась на этот раз не совсем удобная, почти голый навозный чернозём из под старинного скотного двора». В имении Тимашевых стоял комплекс строений.
Автор привёл пример, что ещё в 1852 году он выписал семена яренской ржи, забытые, они валялись «в письменном столе». Через 10 лет он их посадил.
Сельскохозяйственными опытами Тимашев увлекался с молодости.
Цикл публикаций Николая Капитоновича Тимашева вызвал бурную дискуссию. Первым отреагировал наш земляк помещик М. Глумилин из Бугульминского уезда, затем отозвался Е. Протопопов из Епифанского уезда, подключился изобретатель зерноуборочных машин А. Власенко, не остался равнодушным к спору граф Георгий Цукатто (из этой семьи происходил атаман Оренбургского казачьего войска Н.Е. Цукато), вслед за ними в дискуссию включились корифеи аграрной науки.
По статье Н.К. Тимашева о времени уборки хлеба высказывается сам Алексей Петрович Людоговский (1840–1882), агроном, профессор Петровской земледельческой академии, один из авторов знаменитой «Настольной книги для русских сельских хозяев». Затем профессор Павел Андреевич Костычев (1845–1895), один из основоположников агрономического почвоведения, опубликовал заметку «по поводу статьи г. Тимашева о зерноуборниках».
Сам же инициатор всероссийской дискуссии, затронувшей животрепещущие проблемы модернизации хозяйства с помощью внедрения машин и новых агротехнологий, не остался в стороне. В 1869 году выходит цикл работ Н.К. Тимашева, он отправляет в газету небольшие корреспонденции «Из деревни близ г. Уфы», где сообщает о ценах, урожае. Кстати, Капитоныч увлекался гомеопатией.
В статье от 25 ноября Тимашев повествует о родных палестинах: «нынешнее лето я получил от нашего помещика Валентина [Аполлоновича] Новикова полпуда пробштейнской ржи, урожая его собственного поля».
Всероссийская известность уфимского помещика (оба брата Аркадий и Николай Капитоновичи Тимашевы состояли членами Уфимского губернского статистического комитета) вылилась в его статьи в уфимской и московской печати в 1870–1871 годах, его привлекают уже как эксперта, большие работы Тимашева выходят на страницах официального журнала Министерства государственных имуществ «Сельское хозяйство и лесоводство».
Любопытно, но из одной статьи очевидно, что Тимашев выращивал персидскую ромашку (пиретрум розовый).

Тимашевские садоводы! Это Ваш фирменный цветок!
Но последние статьи Н.К. Тимашев подписывает из Уфы, а не Сергеевки, а весной 1871 года переезжает в Санкт-Петербург. В 1872 году публикации Тимашева исчезают и в уфимском календаре указаны перемены, произошедшие до 15 мая 1873 года. В их числе – исключён за смертию действительный член статистического комитета Николай Капитонович Тимашев. Он скончался в 1872 или в начале 1873 года. Где похоронен, не известно.
Яркая и короткая как метеор была жизнь Николая Капитоновича Тимашева. Всероссийская известность при жизни сменилась полным забвением потомками. Дворянин, боровшийся с крепостничеством, агроном-новатор, создавший на берегах Шугуровки образцовое сельскохозяйственное предприятие, учёный и публицист, владелец роскошного «дворянского гнезда» в Сергеевке (Тимашево). Впервые, через столетия, мы вспоминаем это имя…
Внезапная кончина сразу двух братьев Аркадия (1871) и Николая (1872 или 1873) Тимашевых привела к гибели поместья. Матушки, скорее всего, уже не было в живых. Старший брат прочно обосновался в Варшаве, вдова Николая Капитоновича – Екатерина Александровна, урождённая Боес, тоже, надо понимать, к земле не стремилась, последние годы жила с мужем в Петербурге. Наследники буквально в несколько лет распродали землю с загадочным тимашевским дворцом, садами и парками.
Тимашевы исчезли из судеб Уфимского края. По сведениям М.В. Агеевой, в существовавшем в Тимашево колхозе имелся плодовый сад на площади пять гектаров. Остаток барского?
Новые собственники, дворяне Листовские владели большой усадьбой в 3,5 десятины в Богородской волости и сохраняли земли до 1917 года. Возможно, огромный деревянный тимашевский дворец в перестроенном или усечённом виде дождался социализма, а затем…
Микрорайон Тимашево сохраняет историческую память и длинная улица Тимашевская не даёт забыть современным жителям «преданья старины глубокой».
Дорогие тимашевцы! Может при строительстве коттеджей Вы наталкивались на остатки старинных фундаментов, сгнившие деревянные столбы, находили кирпичи, какие-нибудь старинные вещи? Наступит весна и мать сыра земля начнёт выталкивать из почвы огородов древние артефакты. Перед посадками пройдитесь по грядкам, поковыряйтесь. Попробуйте проанализировать особенности местности, где удобнее всего было возвести дворец? Может старожилы из бывшей деревни Тимашево откликнутся, может их память ещё хранит следы минувшего?
Роднов Михаил, доктор исторических наук
Приглашаю на сайт «Роднов и его друзья» (там есть материал об уфимских помещиках)
Исторические картинки. Тайна микрорайона Тимашево
Раздел: История | Просмотры: 41150 | Комментарии: 79