Календарь новостей
«    Март 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Так победим! Глава МВД ...

Генерал-лейтенант Роман Деев выступил за административную ответственность за ...
  22.03.2019   38521    52

Камиль Кашаев: «Мне ...

Депутаты Курултая Башкирии вчера согласовали кандидатуру сотрудника ...
  22.03.2019   43201    23

Толкачев не удержался и ...

Радий Хабиров воспринял грамоту как аванс. На внеочередном седьмом пленарном ...
  22.03.2019   23394    21

Поборы на сомнительное ...

В Башкортостане следователей просят скинуться на памятник святому покровителю ...
  22.03.2019   25905    23

Запоздалая экспертиза ...

МВД по Башкирии намерено в ближайшее время заказать экспертизу по загрязнению ...
  22.03.2019   24465    8

Как остаться у власти ...

В Кремле активно обсуждают варианты, при которых Владимир Путин сможет ...
  22.03.2019   25113    24

Улица имени татарина ...

Имя народного поэта республики будет присвоено одной из улиц в Кировском районе ...
  22.03.2019   26139    10

Лев Шлосберг: Понуждение ...

Российские власти приняли самый унизительный для себя закон за последние годы. ...
  22.03.2019   21446    18

Ильнар Гарифуллин: ...

Совершенно незамеченным остался 20-летний юбилей принятия судьбоносного для ...
  21.03.2019   34668    108

Такая народная любовь и ...

Администрация города Уфы выложила в Facebook видеопоздравление Радию Хабирову ...
  21.03.2019   22603    41

Читаемое за месяц


Древнетюркские рунические памятники как исторический источник

  • Опубликовано: Ирек | 22.12.2015
    Раздел: История | Просмотры: 26044 | Комментарии: 102
4


Одним из важнейших компонентов духовной культуры любого народа является его историческая память. Овладение письменной культурой, как правило, влечет за собой письменную фиксацию различных проявлений исторической памяти. С известными оговорками, касающимися неполноты письменного выражения собственной истории в любом архаическом социуме, зафиксированная историческая память определяет временную глубину самой культурной традиции. Вместе с тем, именно в исторической памяти социума таятся в какой-то степени стертые и мифологизированные стереотипы, определяющие пути поиска истоков культурного наследия.

Древнетюркские рунические памятники как исторический источник


Наиболее важными памятниками древнетюркской культуры являются тюркские рунические памятники Монголии, Южной Сибири и Восточного Туркестана, памятники, обладающие двумя существенными для историка неоспоримыми достоинствами — автохтонностъю и аутентичностью. Однако, в какой мере рунические тексты являются носителями исторической памяти? Уже в конце XIX — начале XX вв. выдающиеся востоковеды своего времени — В. В. Бартольд и И. Маркварт — первыми исследовали с этой позиции тюркские памятники, выявили содержащуюся в них значительную долю историографической информации, сопоставили с иными группами источников и очень высоко оценили памятники как носители важных сведений, касающихся истории самих тюрок и созданных ими государств. Были четко определены три основные группы эпиграфических текстов. Это, прежде всего, собственно тюркские памятники Северной Монголии (орхонские памятники), затем немногочисленные тогда, в начале XX в., памятники уйгурской эпохи, найденные там же, где и тюркские, и, наконец, историографически наименее информативные из-за трудностей датирования енисейские памятники древних кыргызов. Начавшиеся в 1960—1970-е гг. дискуссии о жанре памятников и их ценности как исторических источников так и не смогли поколебать уже сложившуюся высокую историографическую оценку рунических текстов. Более того, новые открытия древнетюркских памятников, связанные, в основном, с полевыми исследованиями Советско-Монгольской историко-культурной экспедиции (СМИКЭ – И.Г.) (1969—1990), принесли неожиданные результаты, касающиеся письменной фиксации исторической памяти у тюркских народов древности. Немало было сделано и в изучении енисейской эпиграфики. Успехи изучения древнетюркской письменности к 1960-м гг. создали ощущение известной завершенности историографической обработки этой сравнительно небольшой группы текстов. Между тем, именно сенсационные результаты начального периода выявили такие труднейшие аспекты историко-культурной оценки памятников, решение которых оказалось надолго отложенным.

Остановимся лишь на некоторых из возникших загадок и тех открытиях, которые способствовали их разрешению. Тюркский каганат возник на территории Монголии в 551 г. и, распространившись от Хинганских гор до Керченского пролива, стал первой евразийской империей, просуществовавшей 8—10 лет. Каганат был разрушен в 630 г., в период максимальной экспансии Танской империи, но через пятьдесят лет возродился и просуществовал еще пятьдесят лет. Все обнаруженные до недавнего времени на территории каганата памятники относились ко второму периоду его существования, к 20—30-м гг. VIII в. Следовало ли, исходя из этого факта, сделать вывод, что Первый каганат не знал ни письменности, ни историографической традиции? Что обычай устанавливать в поминальных комплексах тюркской знати стелы с историко-биографическими текстами возник лишь в эпоху Второго каганата? Такой вывод делался. Приведем мнение выдающегося знатока тюркской археологии Л. Р. Кызласова, опубликованное им в 1965 г.: «Установка вертикальных стел с надписями (у курганов в рядах и одиночно) никогда не практиковалась алтайскими тюрками-тугю и другими племенами, входившими в Первый Тюркский каганат». И тогда никаких прямых доказательств альтернативы не было. А через три года была обнаружена стела с согдийским текстом, которую по месту находки я назвал Бугутской, стела, оказавшаяся частью погребального комплекса четвертого тюркского кагана Таспара. По своему типу и содержанию, стела совершенно подобна появившимся через сто пятьдесят лет орхонским памятникам. Бугутская стела была установлена в 582 г. Среди событий, датированных по двенадцатилетнему циклу, там упомянуто и об учреждении в каганате буддийской сангхи. Теперь несомненно, что Первый каганат знал и обычай установки стел с надписями при княжеских погребениях, и календарь, и свою историографическую традицию, а идеологическая жизнь тюркского социума в VI в. отнюдь не была примитивной. Вместе с тем, употребление здесь согдийского языка и письменности указывает, по крайней мере, на то, что культура и образованность Средней Азии была для тюрок явлением достаточно обычным и привычным.

Другая историко-культурная проблема связана с ареалом распространения тюркского рунического письма. Почти все найденные памятники концентрировались в центральных районах Северной Монголии и являлись составной частью княжеских поминальных комплексов. Исходя из этого, следовало бы признать, что письменная культура в Тюркском каганате была достоянием узкой аристократической группы, а территория ее распространения была очень ограничена. Во время полевых работ в Монголии в 1970—1980-х гг. докладчик, имея в виду необходимость поиска бесспорных материалов для решения проблемы, осуществил целенаправленные рекогносцировки в Хангайской горной стране, Хэнтэе, Монгольском и Гобийском Алтае, в котловине Больших озер и в Южной Гоби. В ходе рекогносцировок было установлено, что руническая письменность была распространена и активно использовалась во всей зоне обитания древнетюркских племен. А отсутствие профессионализма в исполнении мелких наскальных надписей указывает на значительное число людей, владевших письмом и использовавших его в обыденной жизни. В сравнении с раннесредневековой Европой, можно считать Тюркский каганат страной сплошной грамотности.

Обратимся теперь к другой группе памятников — памятникам Уйгурского каганата. До 1960-х гг. их было известно всего два — Карабалгасунская надпись и надпись из Могон Шине усу. В ходе работ СМИКЭ были открыты еще три крупных памятника разной степени сохранности. Какова их историографическая составляющая? Две стелы, открытые в Хангайской горной стране, были названы мной по долинам рек, где были установлены — Терхинской и Тэсинской. Они были соружены в 753 и 762 гг. Историографические разделы обеих надписей, судя по сохранившейся части, достаточно близки по содержанию, и главная идея этих разделов, казалось бы, парадоксальна — уйгурские каганы VIII в., правившие в Монголии и Туве, считали себя наследниками и преемниками древних вождей, которые возглавляли огуро-огузские племена евразийских степей за сотни лет до них. И оба уйгурских государя, Элетмиш Бильге и Бегю, которым посвящено повествование, сочли нужным напомнить об этом своим соплеменникам и своим подданным в высеченных на камнях декларациях. Они возвеличили тех, кто возглавлял племена и создавал Эль — кочевую империю, и они осудили тех, кто разрушал Эль в междуусобных и межплеменных войнах. Память уйгурских историографов охватила несколько эпох созидания и разрушения Элей, включая события более чем двухсотлетней давности. В начальных строках их повествования история слилась с мифом о сотворении и легендами о каганах-основоположниках. Время повествования определяется упоминанием общего кагана тюрок и огузов — Бумына, т. е. серединой VI в., а пространство событий — вся евразийская степь.

Ключевое слово в Тэсинской надписи — термин бузук. Сохраненное позднейшей огузской традицией (легендами об Огуз-хане, предке-эпониме огузских племен) и зафиксированное мусульманской историографией (Захир ад-дин Нишапури, Ибн ал-Асир, Рашид ад-дин) устойчивое деление огузов на два крыла, два объединения племен — бузуков и учуков, как теперь ясно, восходит к глубокой древности. Бузуки, правое крыло, соотносимое с восточной ориентацией, в квази-имперских и имперских структурах огузов имели преимущества старшинства. Только из их среды выдвигался великий хан (каган), номинальный глава всех огузов, а иерархическое положение аристократии бузуков, их племенных вождей, было более высоким, чем статус племенных вождей учуков. Ко времени, о котором говорится в надписях, времени Бумын-кагана и его первых наследников, в двусоставной тюрко-огузской структуре Тюркского Эля, место бузуков занимали десять тюркских племен, одно из которых, Ашина, было каганским племенем. После распада каганата на восточную и западную части, деление на бузуков и учуков в Восточнотюркском, а позднее и Уйгурском каганатах сменилось делением на телисов и тардушеп, восточное и западное крылья, которые вместе с каганским центром-ставкой (орду) формировали военно-административную структуру Эля. В Западнотюркском каганате, в «народе десяти стрел» (как они сами себя называли), сложилась или проявилась иная древняя структура — деление на дулу и нушиби, восточное и западное объединения племен, соперничество между которыми часто приводило к междуусобным войнам. В повествовании автора Тэсинской надписи вся вина за раскол и распрю возлагается на бузуков — вождей собственно тюркских племен, что совпадает с реальной событийной канвой, известной по другим источникам. Более всего в этой распре пострадали западые огузы-огуры, и авторы обеих надписей сочли нужным отметить гибель двоих, назвав их имена и их племена — вождя берсилов Беди и вождя хазар (касар) Кадыра. Оба упоминания позволяют оценить, прежде всего, место обоих племенных союзов в исторической памяти огузов, в той политической картине ушедшего мира, с которой было связано и имперское величие, и крушение тюрко-огузского дуумвирата в евразийской степи. Другое, не менее интересное наблюдение: и хазары, и берсилы косвенно причислены к учукам, т. е. к западному крылу огуро-огузских племен. Обстоятельство тем более важное, что в позднейшей огузской традиции конца I — первой половины II тыс. берсилы и хазары уже не фигурируют. Так же как сиры (сеяньто китайских хроник), они выпали из огузских объединений и создали собственные имперские структуры примерно в одно и тоже время (сиры — в 630—647 гг.).

Основная трудность, с которой сталкивается историк, интерпретирующий енисейские надписи — проблемы абсолютной датировки и выявление связей с историческим контекстом описываемых в надписях событий. Прорыв обозначился лишь после того, как мне удалось достаточно достоверно датировать две надписи с Алтын-келя, доказав, что мемориант одной из них — кыргызский каган Барс-бег, погибший зимой 710—711гг. Так же датируется вторая надпись Алтын-келя. Примерно тем же временем датируется надпись именитого военачальника Чабыш Тон-таркана, которого Барс-бег, незадолго до своей гибели, отправил за поддержкой к Кара-хану, т. е. к тюргешскому кагану (надпись Уйбат I). О тех же событиях повествует еще одна енисейская эпитафия (Кызыл Чираа I). Гибель ее героя, имя которого не сохранилось, случилась в сражении с войском Бег-чора. Но Бег-чор — это «мужское (воинское) имя» (er aty) Капаган-катана. Китайские династийные хроники так и называют этого кагана — Мочжо, т. е. Бег-чор. А в последней строке надписи мемориант оплакивает не свою кончину, а гибель своего старшего брата, хана кыргызов, т. е. Барс-бега. Назван даже возраст Барс-бега — сорок два года. Напомним, что в эпитафии самого Барс-бега (Алтын-кель I) рассказывается о четырех «высокородных братьях», которых «разлучил Эрклиг», бог подземного мира. Другие особо значимые надписи относятся к совсем иной эпохе, к эпохе мощного взлета кыргызской государственности и доминирующей роли кыргызов в Центральной Азии. Прошло сто тридцать лет с момента гибели Барс-бега и сто лет со времени краха Тюркского каганата, когда окрепшее Кыргызское государство сокрушило в 840 г. прежнего гегемона степей — Уйгурский каганат. Созданная кыргызами империя простиралась тогда от Ангары и Байкала до Алтая и Семиречья, от сибирской тайги до Великой Китайской стены. Овладев Северной и Северо-Западной Монголией, основной территорией уйгуров, кыргызы не остановились. Их власть распространилась на Алтай — в одной из надписей (Уюк-Оорзак III) упомянут кыргызский правитель нового юрта — ябгу Алтая. Но самое интересное сообщение содержит надпись с реки Бегре, правого притока Бий-хема. Ее герой, именуемый не собственным именем, а титулом — ичреки, т. е. «доверенное лицо» Тер-апа, рассказывает в своем посмертном повествовании: «в мои пятнадцать лет я ходил на китайского хана. Благодаря моей доблести мужа-воина, своим геройством я захватил золото и серебро, верблюдов и жен!» Умирая в возрасте 67 лет, мемориант скорбит о разлуке со своей супругой, которую взял в свои 15 лет, т. е. во время китайского похода. Это повествование осталось бы изолированным и непонятым, если бы не другие, на первый взгляд, не связанные с китайским походом сообщения.

До недавнего времени единственным памятником «кыргызского великодержавия» в Центральной Азии (840—918) считалась Суджинская надпись. Она написана неким «сыном кыргыза» Бойла Кутлуг-ярганом, участником победы над уйгурами. В первой строке надписи упомянут Яглакар-хан, которого первоначально посчитали за хана кыргызов и прообраз Манаса. Однако же, как было установлено, Яглакары — это уйгурская ханская династия, и в Суджинской надписи рассказано об ее изгнании и гибели. Между тем, в 1975 г. мною была открыта и прочтена в Северо-Западной Монголии, на р. Тэс, наскальная надпись, принадлежащая кыргызскому военачальнику Тепек Алп Солу. Удалось установить, что Алп Сол несколько раз упоминается в синхронных китайских документах, содержащих отчет о событиях в Центральной Азии в 842 г. Именно Алп Сол руководил кыргызскими отрядами, вторгшимися в китайскую провинцию Ганьсу и в государства-оазисы Восточного Притяньшанья, вел переговоры с китайским министром в пограничной крепости Тяньдэ, а в 843 г. возглавил кыргызское посольство к императорскому двору, в столицу Китая и возвратился с богатыми дарами. Теперь можно утверждать, что единственный за всю историю кыргызов «Великий поход» в Китай состоялся в 842—843 гг., на заре «кыргызского великодержавия», и возглавлял его кыргызский военачальник Алп Сол, чьи земельные владения были на Алтае и в Туве. Прошло много столетий, но тот поход не забылся — он наложился на многие другие события, его герой получил у алтайских кыргызов иное имя — Алп Манаш, и когда в XVI в. они переселились с Алтая на Тянь Шань, сказание о Великом походе и его главном герое Манасе превратилось на новой родине в грандиозный народный эпос, вобравший в себя память о многих веках нелегкой истории кыргызского племени.
111

Источник: Центральная Азия от Ахеменидов до Тимуридов: археология, история, этнология, культура. Материалы международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Александра Марковича Беленицкого (Санкт-Петербург, 2—5 ноября 2004 года). — СПб.: Институт истории материальной культуры РАН, 2005. — 406 с, ил.

С. Г. Кляшторный, Санкт-Петербург








Связанные темы и персоны


  • Изображение
  • Участник
  • 1 | 22.12.2015, 08:14 | Автор: Ирек
    Публикации: 91 | Комментарии: 7178 | Рейтинг: -488,4
Статья эта. почти спецом предназначена для "вдумчивого" ИМХОтепа, пусть лухматиться дарагой.



6

  • Изображение
  • Эксперт
  • 2 | 22.12.2015, 08:55 | Автор: юнг
    Публикации: 143 | Комментарии: 37045 | Рейтинг: +5605,5
Как дочь киевского князя дважды выходила замуж в Европе, стала императрицей, обвинила мужа и в конце концов добилась того, что мужа — богохульника и paз-вpатника Генриха IV — предали анафеме
Вторая половина XI века — время интенсивного становления династии Рюриковичей, относительно недавно заявившей о себе в европейском масштабе. После смерти Ярослава Мудрого трое его сыновей — Изяслав, Святослав и Всеволод — составили триумвират киевских правителей. Внешняя политика братьев была направлена преимущественно на Запад, где каждый из них приобретал и расширял собственные связи, которые скреплялись династическими союзами.

Отличительной особенностью XI века являются контакты Рюриковичей с германскими правителями — тенденция, которая практически сходит на нет впоследствии. Но и Германия не была единой и политически монолитной, так что схема взаимодействия русских князей и германских правителей запутывается донельзя, чему также способствует скупость источников.

Источники
Мельникова Е. А., Петрухин В. Я. Древняя Русь в средневековом мире: энциклопедия. М., 2014.=======================================================

=====================Статья эта. почти спецом предназначена для неугомонного и нахального Ирека, пусть просвещается дарагой.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 3 | 22.12.2015, 09:26 | Автор: Дед
    Публикации: 1 | Комментарии: 4441 | Рейтинг: -714,1
Ирек, все эти памятники построены под чутким руководством татар?



2

  • Изображение
  • Начинающий
  • 4 | 22.12.2015, 09:35 | Автор: materu
    Публикации: 0 | Комментарии: 12585 | Рейтинг: -1555,5
Ирека конечно не сравнить с ВВП но Барух Немцов покойный назвал Их правильно.Четкое определение .



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 5 | 22.12.2015, 09:48 | Автор: юнг
    Публикации: 143 | Комментарии: 37045 | Рейтинг: +5605,5
Иншаллах, ин ша’а Ллах (араб. إن شاء الله‎‎ — если пожелает Бог‎) — ритуальное молитвенное восклицание, междометное выражение, используемое в арабских и других мусульманских странах перед волей Аллаха.=====================================================
==============Ирек! Ты в исламе вроде спец. Почему , когда отрезают голову так говорят?



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 6 | 22.12.2015, 09:50 | Автор: юнг
    Публикации: 143 | Комментарии: 37045 | Рейтинг: +5605,5
4 | 22.12.2015, 09:35 | Автор: materu
Публикации: 0 | Комментарии: 2986 | Рейтинг: -528,2
Ирека конечно не сравнить с ВВП но Барух Немцов покойный назвал Их правильно.Четкое определение .========ё б ------ну т ы й!



0

  • Изображение
  • Участник
  • 7 | 22.12.2015, 10:52 | Автор: Ирек
    Публикации: 91 | Комментарии: 7178 | Рейтинг: -488,4
Бидняжка юнга, как же он несчастный колотится противу меня в полном бессилии и прострации.



3

  • Изображение
  • Участник
  • 8 | 22.12.2015, 11:02 | Автор: Ирек
    Публикации: 91 | Комментарии: 7178 | Рейтинг: -488,4
3 | 22.12.2015, 09:26 | Автор: Дед
Ирек, все эти пa-мятники построены под чутким руководством татар?
+++++++++++
Борода ты похоже точно больной, где я здесь про татар написал?

А один такой же как и ты, пишет здесь, что это всё это от русских-тартар.

Янгузин Р. 3., Хисамитдинова Ф. Г. Коренные народы России. Башкиры. — Уфа: Китай, 2007. — 352 с.». Думается что касательно языка, текст в книге касательно башкирского языка принадлежит всё же доктору филологических наук Хисамитдиновой Ф. Г., нежели её соавтору книги. Фирдаус Гильмимтдинова пишет:

"Корни литературного языка и письменности башкир, как и у других тюркских народов, восходят к письменному языку древнетюркских пa-мятников VI—XII вв."



3

  • Изображение
  • Начинающий
  • 9 | 22.12.2015, 11:16 | Автор: ИМХО
    Публикации: 0 | Комментарии: 3847 | Рейтинг: +13,3
Одним из важнейших компонентов духовной культуры любого народа является его историческая память.
===
ПрАААльнА!!!

А если вспомнить особо нечего, то можно красиво всё наврать или взять у соседа.



0

  • Изображение
  • Начинающий
  • 10 | 22.12.2015, 11:22 | Автор: ИМХО
    Публикации: 0 | Комментарии: 3847 | Рейтинг: +13,3
Тюркский каганат возник на территории Монголии в 551 г. и, распространившись от Хинганских гор до Керченского пролива, стал первой евразийской империей, просуществовавшей 8—10 лет.
===
Во!!! Понеслась история.

Кучка скотоводов, не имея собственной государственности и ресурсов для его создания, по бумагам умудрилась создать империю в пол мира, не имея никакого понятия что это такое и не ударив палец о палец для её создания, а просто переписала чужие летописи как свои.



0

  • Изображение
  • Начинающий
  • 11 | 22.12.2015, 11:34 | Автор: ИМХО
    Публикации: 0 | Комментарии: 3847 | Рейтинг: +13,3
Почти все найденные пa-мятники концентрировались в центральных районах Северной Монголии и являлись составной частью княжеских поминальных комплексов. Исходя из этого, следовало бы признать, что письменная культура в Тюркском каганате была достоянием узкой аристократической группы, а территория ее распространения была очень ограничена.
===
Это ещё раз доказывает, что аборигены были завоеваны внешними пришельцами, которые на оккупированной территории не бегали за чабанами с уговорами учить буквы и цифры.



0

  • Изображение
  • Начинающий
  • 12 | 22.12.2015, 11:42 | Автор: ИМХО
    Публикации: 0 | Комментарии: 3847 | Рейтинг: +13,3
Обратимся теперь к другой группе пa-мятников — пa-мятникам Уйгурского каганата. До
===
на карте мира, составленной картографами Британской Энциклопедии 1771 года, то есть тридцатью семью годами позже "карты Кириллова",

Московская Татария со столицей в Тобольске не только обозначена, но и названа САМЫМ БОЛЬШИМ ГОСУДАРСТВОМ В МИРЕ

http://chronologia.org/seven4_2/215.html



0

  • Изображение
  • Начинающий
  • 13 | 22.12.2015, 11:47 | Автор: ИМХО
    Публикации: 0 | Комментарии: 3847 | Рейтинг: +13,3
Основная трудность, с которой сталкивается историк, интерпретирующий енисейские надписи — проблемы абсолютной датировки и выявление связей с историческим контекстом описываемых в надписях событий.
===
ЧТО НАРИСОВАНО НА КАРТЕ ВЕЛИКОЙ ТАТАРИИ 1670 ГОДА.

Начнем с того, что карта называется Великая Татария, то есть МОНГОЛО-ТАТАРИЯ. Поскольку слово "монгол" означает "великий".

Согласно карте, Великая Татария включала в себя не только Российскую Империю, в современном смысле этого слова, но и Китай с Индией.

В Сибири современная река Лена названа ТАТАРСКОЙ РЕКОЙ - Tartar fl. А северо-восточная Сибирь названа Su-Moal ats Tartar.

Мы видим, что в XVII веке западные европейцы еще продолжали называть многие географические пункты и местности на территории Руси их старыми ордынскими названиями. Которые потом были стерты скалигеровско-романовскими историками и картографами.

http://chronologia.org/seven4_2/207.html



1

  • Изображение
  • Участник
  • 14 | 22.12.2015, 13:00 | Автор: Ирек
    Публикации: 91 | Комментарии: 7178 | Рейтинг: -488,4
Сегодня тоже праздник, но не у девчат, и сегодня нет, не танцы. Сегодня я вновь ИМХОтепу устроил праздник, вона как лухматиться болезный.
И у юнги бидняжки тоже праздник, сколько уже минусов наставил мне.



5

  • Изображение
  • Начинающий
  • 15 | 22.12.2015, 13:07 | Автор: ИМХО
    Публикации: 0 | Комментарии: 3847 | Рейтинг: +13,3
Лупоглазый, кончай свои сказки шлепать.

Эта ж вся твоя брехня - уже твой диагноз.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 16 | 22.12.2015, 13:17 | Автор: Ирек
    Публикации: 91 | Комментарии: 7178 | Рейтинг: -488,4
Лухматый, статья то не моя, а профессионального историка.
А я всё же тебе верю, что и на стелле Кюль-Тегина твои предки русо-тартары расписались. А ты всё же расскажи, почему не по-русски?



2

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 17 | 22.12.2015, 13:26 | Автор: blunt
    Публикации: 8 | Комментарии: 18756 | Рейтинг: +3350,6
Другая историко-культурная проблема связана с ареалом распространения тюркского рунического письма. Почти все найденные пa-мятники концентрировались в центральных районах Северной Монголии и являлись составной частью княжеских поминальных комплексов. Исходя из этого, следовало бы признать, что письменная культура в Тюркском каганате была достоянием узкой аристократической группы, а территория ее распространения была очень ограничена.
-------------------
Значит, башкиры и татары не тюрки.
Тюрки писали хоть иероглифами. А ни одного рунического памятника на территориях их длительного пребывания не найдено.
Откуда же они прибыли? Одичавшие инопланетяне?



0

  • Изображение
  • Начинающий
  • 18 | 22.12.2015, 13:31 | Автор: ИМХО
    Публикации: 0 | Комментарии: 3847 | Рейтинг: +13,3
16 | 22.12.2015, 13:17 | Автор: Ирек | На сайте

Лухматый, статья то не моя, а профессионального историка.
===
Лупоглазый, если он какать начнёт, ты этот продукт историка тоже на сайт выложишь?



0

  • Изображение
  • Начинающий
  • 19 | 22.12.2015, 13:32 | Автор: зем
    Публикации: 0 | Комментарии: 349 | Рейтинг: -11,9
Почему тогда кодекс куманикус написан на тюркском близком крымским и казанским татарском языках, почему не на русском?



3

  • Изображение
  • Начинающий
  • 20 | 22.12.2015, 13:35 | Автор: зем
    Публикации: 0 | Комментарии: 349 | Рейтинг: -11,9
Почему Фердинанд написал письмо татарскому хану через Колумба написал а не Ивану 3 в Москву



1