Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Сам уже в окопе, старый ...

Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
  29.03.2023   18200    3123

Зря карлик ползал на ...

Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
  21.03.2023   34882    73

Военный преступник. ...

Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
  17.03.2023   20139    69

Молодежь в гробу видала ...

Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
  16.03.2023   27266    32

Пыня пошутил над холопами ...

Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
  14.02.2023   19136    273

Борьба дерьма с мочой ...

Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
  12.02.2023   23292    22

Ублюдочный путинизм в ...

Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
  11.02.2023   42613    33

Фильм о преступлениях ...

В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
  15.01.2023   11892    252

Утилизация холопов, ...

Путин назвал положительной динамику военной спецоперации на Украине. Президент ...
  15.01.2023   29590    8

Подох этот, подохнет и ...

Сегодня, 11 января, так и не дожив до суда, скончался Муртаза Рахимов. Ему было ...
  12.01.2023   19407    80

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Март 2023 (4)
Февраль 2023 (3)
Январь 2023 (5)
Декабрь 2022 (4)
Ноябрь 2022 (3)
Октябрь 2022 (1)

Вторая жизнь советской конспирологии

1



Филологи Петербурга работают над исследовательским проектом, посвященным конспирологическим теориям, столь популярным сегодня в России.

Вторая жизнь советской конспирологии


Проект называется "Конспирологические нарративы в русской культуре XIX – начала XXI вв.: генезис, эволюция, идейный и социальный контексты".

Фольклорист Александр Панченко заинтересовался историей так называемого "Плана Даллеса" – фальшивки, основанной на фрагментах из романа Анатолия Иванова "Вечный зов":

– Если говорить о современности, то "План Даллеса" – это один из самых популярных конспирологических нарративов в современной России.

Показательно, что весной 2015 года один из районных судов Свердловской области включил его в список экстремистских материалов на довольно забавных основаниях. Я посмотрел судебное решение. Некий анонимный эксперт областного управления ФСБ счел, что он разжигает ненависть к представителям государственной власти в современной РФ, чего там, на самом деле, нет. Ну, и вообще модальность этого текста не подразумевает того, что он говорит о том, что уже произошло. Хотя, конечно, это подразумевается, но в самом тексте этого нет. Это ведь план. Он еще не реализован. Так что это заключение выглядит немного странно. Но понятно, что это – реакция на очень широкую популярность этого текста. Поэтому он интересен – и в связи со своей историей, и в связи с тем, какую он обрел популярность. Не секрет, и собственно об этом говорят и те, кто считает, что этот план действительно существует, что это – фальсификация. Очень похожая по технологии на "Протоколы сионских мудрецов". Более того, видимо, и сделанная с оглядкой на "Протоколы сионских мудрецов". Судя по всему, ее автором был покойный, известный деятель русского национализма 90-х годов, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Потому что этот текст, как текст, атрибутированный Алену Даллесу, появляется в его статье, опубликованной еще в феврале 1993 года в газете "Советская Россия". Перед тем, как привести этот текст, он рассуждает о "Протоколах сионских мудрецов". Он говорит о том, что это, конечно, фальшивка, вроде бы, ученые спорят (хотя об этом уже давно никто не спорит), но, с другой стороны, посмотрите на текст "Протоколов сионских мудрецов", это действительно сбывается, а вот – еще текст. И дальше он приводит пресловутый "План Даллеса". Но довольно скоро, уже через несколько лет после этой первой публикации и после того, как текст получил массовую популярность, выяснилось, что этот текст – компиляция одного эпизода из романа советского литературного "генерала" и покровителя "почвенников" и "Русской партии" в литературе брежневской эпохи Анатолия Иванова. Из романа "Вечный зов". Меня интересовало не разоблачение этой фальсификации, которая и так разоблачена, а ее история.

Почему именно этот текст? Почему Анатолий Иванов? Откуда это все берется? В результате моих изысканий получается примерно такая картина. Этот текст, план по, скажем так, моральному разложению русского народа вложен в уста самого отрицательного, я бы даже сказал, демонизированного героя этого романа, бывшего следователя жандармерии еще в начале ХХ века, затем троцкиста, потом – немецкого шпиона, а затем коллаборациониста Арнольда Лахновского. И, несмотря на то что, казалось бы, речь идет о троцкисте и о человеке, который сотрудничает с нацистами, вначале как агент немецкой разведки, потом как руководитель некоей коллаборационистской армии, на самом деле, судя по всему, а там есть ряд косвенных признаков, речь идет об особого рода антисемитской линии. О своеобразной адаптации идеи "еврейского заговора" в контексте идеологии, политики, культуры брежневской эпохи. Там есть несколько слоев. Один слой, и для посвященных это было вполне очевидно, потому что троцкизм был для писателей-почвенников одним из эвфемизмов еврейства. Второй слой – это литературная полемика между консерваторами, "почвенниками" и либералами. Причем не только в литературе, но и вообще в культуре 60–70-х годов. А третий слой – это, скажем так, моральные искания позднего советского общества, потому что начиная с 60-х годов, где-то с середины хрущевского правления, коммунистические идеологи стали очень беспокоиться о проблемах моральной нормы в советском обществе. Это, видимо, было связано, с одной стороны, с поисками какой-то приемлемой этической и эстетической рамки для будущего коммунистического общества, потому что, действительно, производительные силы достигли нужного уровня, каждый мог получать по потребностям, но не по труду. Но как люди должны себя вести в такой ситуации? Появляется "Моральный кодекс строителя коммунизма", открываются кафедры этики и эстетики в крупных университетах и т. д. И эта дискуссия о том, какой должен быть в моральном и эстетическом отношении будущий гражданин коммунистического Советского Союза, продолжалась на протяжении и 60-х, и 70-х годов. А с другой стороны, вероятно, одним из стимулов было то, что в это время происходит, поскольку Хрущев дает крестьянам паспорта, массовое бегство крестьян в города, появляется новая социальная среда, которую тоже надо как-то регулировать. Появляется своеобразный хрущевский дисциплинарный проект. И эти моральные искания, попытки найти "правильного человека" оборачиваются постоянной апелляцией к литературной классике, к некоей культурной традиции, к поискам девиаций модернизационного характера. Нарождающееся общество потребления воспринимается как морально неприемлемое. На самом деле это довольно подвижная ситуация. То западная музыка признается прогрессивной, то наоборот – упадочной и развращенной. Но эта идея о том, что существует "загнивающий Запад", существует деградирующее общество потребления и оно не соответствует тому моральному стандарту, которое создает советское общество, она тоже присутствует в этом плане, потому что, по мысли, как я ее реконструирую, Анатолия Иванова, речь шла о том, что евреи, мировое еврейство и западная буржуазная демократия ориентированы на подавление русского народа путем его морального разложения.

Приведено в сокращении.

Радио Свобода
Оригинал публикации








Связанные темы и персоны