Рейтинг публикаций пользователей
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Правильно, лучше ходить ...

Ирек Ялалов объяснил развал Советского Союза проникновением западной культуры. ...
  26.05.2018   295   14

Националистам вновь не ...

В городах и районах Башкортостана вновь прокатилась волна недовольств среди ...
  26.05.2018   276   17

Сами факультативно не ...

В Татарстане настаивают, что изучение государственных языков субъектов РФ не ...
  25.05.2018   1173   97

Как в Уфе ЕдРо пиарилось ...

В Уфе законность публичного мероприятия под флагами «Единой России» проверит ...
  25.05.2018   483   10

Ностальгируя по совку: В ...

12 июня в парке Якутова пройдет праздник в стилистике времен Советского Союза. ...
  25.05.2018   511   38

Курултай башкир ...

Всемирный курултай башкир предлагает провести общероссийский митинг против ...
  24.05.2018   1532   59

Фабрика тщеславия, или ...

Состав участников и распределение их по округам позволяют во многом ...
  24.05.2018   800   20

Когда курултайщикам ...

Депутаты комитета по госстроительству, правопорядку и судебным вопросам ...
  23.05.2018   2409   107

После обысков в БашГУ ...

Стало известно об увольнении двух проректоров главного башкирского вуза – ...
  23.05.2018   1588   25

Госдума приняла закон о ...

Госдума в третьем чтении приняла закон о санкциях в ответ на «недружественные ...
  23.05.2018   691   21

Темы и персоны
Архив публикаций
Май 2018 (71)
Апрель 2018 (89)
Март 2018 (78)
Февраль 2018 (61)
Январь 2018 (69)
Декабрь 2017 (110)
Читаемое за неделю
Читаемое за месяц

Записки из путешествий И.И. Лепехина

  • Опубликовано: Ирек | 01.01.2016
    Раздел: История | Просмотры: 2121 | Комментарии: 53
5


Представил я было на сайте Уфимский Журнал очерк-статью М.В. Лоссииевского «Башкирский бригадир Салават и Фариза», а некоторым землякам Лоссиевский не понравился.

Записки из путешествий И.И. Лепехина


И начали они утверждать нам бы Лепехина И.И., ну почти также, как относительно недавно бывший башбаши, стенался нам русского, русского бы надо в башбаши. Не послушали бывшего башбаши, и прислали из Москвы в республику главою Хамитова Р.З. Это дела политические, и не моего ума это дело.

Однако я всё же внял пожеланиям земляков и решил к Новому году представить отрывки из записок о путешествиях И.И.Лепехина по нашему краю. Как не порадеть землякам.

Хотя Табынск отвсюду окружен лесистыми горами, служащим убежищем разным хищным зверям, однако из табынских жителей мало к тому охочих. Сие упражнение остается около живущим башкирцам, которые, как и все другие степные народы, к звероловству весьма склонны. Они на такой предмет никаких хитростей не употребляют, но единственно полагаются на свое проворство и искусство в пускании стрел. Как скоро наступит зима или, просто говоря, выпадет первая пороша, то молодые башкирцы оставляют свои домы и отъезжают в леса далеко в своих дачах. Они разделяются на разные артели и семейством ходят за мелкими зверьками, как то, белками и летягами. Но если попадется им большой зверь, как например олень, лось, которые в горах не редки, то собираются большими артелями и гоняют иногда целую неделю за одним оленем, а убив, делят, и то на ровные части, так что нередко по небольшому куску мяса достается. Хотя такая добыча кажется быть маловажною а для некоторых, может быть, и смешною, ибо часто случается, что, долго гоняяся за зверем, заганивают своих лошадей; однако тот пусть их себе представит наподобие знатных богачей, которые для одного зайца немало денег, да может быть и здоровья теряют. Самоважнейшая охота или звероловство у башкирцев отправляется в Киргизской степи, куда они большими артелями с позволением Оренбургского губернского правления ездят, и тогда нередко между другою рухлядью пригоняют с собою табуны объезженных торпанов.

По приезде нашем в деревню Кутлугузина, нашли мы башкирцев в больших суетах, и как мы спрашивали тому причину, то они сказали нам, что завтрешний день готовятся к празднеству сабантюй, или сабанный праздник называемому. Хотя башкирцы еще по сие время очень худые и ленивые хлебопашцы, однако по соседству с русским и с ясашных татар селениями начинают вникать в хлебопашество, и всякий старается по крайней мере столько посеять хлеба, сколько для домашнего обихода потребно. Они наиболее сеют ячмень и овес, а озимовый хлеб для них за ненужный почитается.

Для посеву коноплей они также нарочито прилежны, ибо искусство их научило, что конопляный холст добротою своею много превосходит крапивный, какой их предки употребляли. Попечитель-ствующее Оренбургское правление о благосостоянии своей губернии разными поощрениями до того довело башкирцев, что они год от году рачительнее становятся к пашне, и может быть со временем столь же полезны быть могут обществу своим хлебопашеством, как например мещеряки и другие татары, если только мало помалу будут стараться отучивать их от кочевой жизни. Хотя башкирцы столько же соседственны с русскими около Табынска, однако более склонности имеют перенимать обряды у своих единоземцев, нежели у других, примером сабанного праздника.

Сабанное празднество прозвано от хлебопашенного орудия сабана потому, что оно торжествуется пред начинанием пашни. Торжество сие смешано с светскими и духовными обрядами и происходит следующим образом.

По вечеру сбираются из всей деревни молодые ребята на отбоорных верховых лошадях и, проехав всю деревню из конца в конец из околицы возвращаются, и пред каждым домом делают великий крик и стук до тех пор, пока хозяин дому такую отборную артель чем нибудь не наградит. По большей части наделяют их куринными яйцами. Собрав подворную пошлину, молодежь разъезжается по своим дворам, и по утру до солнечного всходу вся их артель выезжает на поле и, назначив немалое расстояние пускаются скакать во всю прыть. При въезде в деревню стоят обоего пола зрители, а в известном расстоянии от зрителей или молодой детина, или девка держит на шесте привязанный белый плат, вышитый по углам разноцветным шелком, который достается в награждение тому, кто всех на своей лошади перегонит и первый платок сорвет с древка. Хотя платок всегда бывает малоценный, однако победа почитается за великою, и приписывается немалая похвала победителю от зрителей общим восклицанием. Если же случится двоим прискакать вместе к назначенному месту и схватиться за плат, то должны они совершенное плата присвоение заслужить борьбою. Борьба у них бывает отменным образом. Они не берут друг друга за ворот, как русские борцы, но за кушаки и употребляют обыкновенные при борьбах ухватки. Хотя плат и недорогой, однако не всяк охотно пожелает и дешевую вещь подарить другому: то у них узаконено, чтобы на сабанном рыцарстве награждение сделано было руками той женщины, которая в деревне моложе всех замужем. По окончании рыцарства все деревенские жители сходятся в мечеть на молитву и просят бога о урожае хлеба; после чего общее бывает в деревне пиршество, а у молодых разные забавы, как то борьба, катание яйцами, качели и хороводы, а отпраздновав, принимаются за пашню.

Кош-Тау (Гора стана) называемою, ибо станом или кошевьем служило обитавшему Кубанскому хану. А кто были сии кубанцы, и в какое время, о том башкирцы сказать не могут, но все сие знают только из одного предания.

В одиннадцати верстах от Стерлитамакской пристани, по нагорному берегу реки Белой, видна последняя из высочайших гор близ Оренбургской дороги в Уфу, Тура-Тау (Городковая гора) прозываемая. Вышина ее смотря по небольшой отлогости, по которой на гору взойти можно, сажен ста с два составит.

Башкирцы к горе сей имеют особливое почтение и почитают ее за освященное место. В старину, по их сказкам, жительствовал на ней ногайский хан со своим семейством, а после служила она прибежищем богобоязливым и уединенным мусульманам, которых они угодниками называют. В сем уверял нас башкирец Исмак, который не последним чтецом и знатоком башкирских преданий почитается. Версты в полутора от сей горы находится низменный, однако обширный, курган, называемый Кызляр-Тау или Девичий курган. На оном кургане, по объявлению башкирскому, ногайский хан имел публичные увеселения и пиршества. За свято почитаемая башкирцами Тура-Тау принудила нас быть роскошными и возбуждать башкирскую неустрашимость вином, ибо никто из них на сию гору с нами идти не хотел, отговариваяся разными обетами, которыми они горе должны и которые еще не исполнены, ибо без исполнения обетов взлазить на гору никто не может, разве кто похочет сам себе быть злодеем. Сожалея о башкирском заблуждении, а паче думая, что они отговариваются только для трудного на гору всходу, старался я им показать, что от горы ничего воспоследовать не может, и что она никакого обету не заслуживает. Но башкирцы, будучи от природы честолюбивы, а особливо те, которые за знатков между ими почитаются, не очень весело слушали наши доводы, и наконец говорили, что не упоминая о книге чингиз, в которой много о сей горе писано, два домашние примера сказать довольно.

Один татарин, презирая сие освещенное место, и в возмездие башкирскому заблуждению на горе напакостил, но сия попытка даром ему не прошла, ибо весь его род в короткое время вымер. Мор начался с его сына, который, умирая, видел разных хищных зверей сходящих с горы и готовящихся терзать его тело и всего семейства. Другой, гоняясь за лисицею без всякого обету и в посмеяние забравшийся на гору, растерзан был пегим медведем. Между тем пары сивухи овладели башкирскими головами, и мы им повторяли что освещенная гора нимало на них досадовать не может. Они сие сделают в угодность нам, иначе и поневоле нас туда провожать должны будут. Не знаю действие ли вина или наши слова привели башкирское рассуждение в замешательство, и казалися они быть охотными к провожанию нас на гору. Как вышина, так и крутизна горы, принуждала нас раз до пятнадцати отдыхать, пока добралися до ее вершины, где увидели пространную овалистую площадь, так что до сотни башкирских домов на ней поместить можно. С западной стороны гора гораздо отложе, и виден на ней как бы взъезд, которой башкирцы еще старине приписывают и уверяют, что сей взъезд еще от времен ханских остался. Против самого входа на горе находятся остатки низменного вала, который по-видимому для защищения сего удобного входу был сделан. Впрочем на сей горе не видно никаких других остатков древности. С прочих сторон гора чрезмерно утесиста. Обнаженный горы верх устлан был особливым родом можжевельника, который у нас казацкою можухою, а башкирцы артыш агачи называют. Сие растение открыло нам другое башкирское заблуждение. Мы были на конце горы, как рвали сие произрастение. Один башкирец, который казался нам наиболее усердствующим, бежа к нам по горе делал всевозможные знаки, дабы мы его тут пождали (ибо бывший тогда сильный ветер и дождь голосу его не допускали до ушей наших) и, прибежав, спрашивал, на какую мы потребу ломаем сучья артыш агачи и с каким обетами? Но как мы ему сказали, что мы берем его только для любопытства и не видим никакой причины делать обеты, то он нам отвечал с выговорами, что мы их принудили войти на гору против их воли, притом делаем другое преступление, что берем с горы дерево без всякой надобности и без всякого обета, ибо сие им даром пройти не может. Не знаю по суеверию ли своему слова сии произносил башкирец или в надеянии, что мы на горе оставим какую нибудь дань, ибо башкирец и за малою вещию взлесть на гору не поленится, однако мы после спроведали и были самовидцами, что можжевельник не только от башкирцев, но и от всех татар вообще почитается деревом, одаренным силою, изгонять из домов нечистые духи, как то всяк сие суеверие в татарских домах приметить может.


Башкирцы, стараяся более оказать нам свои услуги, не скрыли и того, что они за самоважнейшее в сей горе почитали. Они доказывали нам, что посреди утесистого северного горы бока находится пещера, в которой погребены сокровища ногайского хана, привезенные на двух верблюдах, состоящие из чистого золота и серебра, которые закляты были одним не знаю каким то мусульманским угодником, и которых никто из них не только достать, но и видеть не может. Хотя слова их совершенная была ложь, однако любопытство побудило нас осмотреть сие место, не в надежде получить мнимое ханское богатство, но осмотреть пещеру. С верху горы почти по прямому утесу должно было нам спускаться сажен до пятидесяти. Башкирцы, привыкшие лазить по горам как сайги, спускалися передом и в осыпавшемся камне делали нам ступени, но сильный ветер, дождь и обманчивый камень, нередко принуждали нас о предприятии раскаиваться, а некоторых может быть и в самом деле приносить обеты, однако наконец добралися мы до славной ханской пещеры, которая только снаружи сажен на пять отверстие имела, а прочее все пространство завалено было кабанами отпавшего камня так, что никоим образом далее пробраться было не можно, и труд наш единственно и рожден был защитою от сильного дождя, который мы в ней просидели. От сей печурки до подошвы горы не с меньшим затруднением и опасностью принуждены были мы спускаться, ибо по прежней дороге вверх взлезть дело было невозможное.

Оставя чудесную башкирскую гору, поворотили к реке Белой и были почти на половине дороги, как попалися нам башкирские похороны. Напереди ехали трое башкирцев с топорами и лопатами, повидимому, для копания могилы. Расстоянием сажен ста на два ехал верхом мулла, а за ним везли покойника. Он лежал на лубке и обшит был холстом. Лубок висел на двух веревочных петлях, соединенных поперечною веревкою, сквозь которую продет был шест, и концы оного лежали на передних сделанных луках двух верховых рядом ведущих башкирцев, межу коими покойник как в зыбке качался. За покойником ехали провожающие сродники и ближние все верхами. Таким образом отправляются у башкирцев похороны, когда они от своих деревень откочевывают. К вечеру приехали мы в башкирскую деревню Кусяткулову, которая лежит при речке Тайрюк, впадающей в Белую, где и ночевали.

В сию ночь башкирцы в деревне имели мало покою, ибо они намерены были поутру из деревни своей откочевывать. Мне надобно сказать о их откочевке.

Башкирцев можно почесть межеумками между дикими и градо-любивыми народами. Суровость зимы, глубокие снеги и сильные бураны принуждают башкирцев по обыкновению других татар препровождать зиму в деревнях и в деревянных худохиженных дворах, где они так же малолетной скот и езжалых лошадей содержат, а прочая скотина шатается чрез всю зиму в поле. Недостаток прошедшего лета в травах, а особливо между башкирцами, показывал печальные остатки, ибо они, будучи и без того худые сенокосцы, малорослое сено горбушами, которые у них в обыкновении, косить не могли, и большую часть зимы принуждены были содержать свой скот молодым илемником, которого кору скот гложа пробавлялся, однако не без ущербу хозяина, ибо зима многого им стоила скота, да и немалая часть выведена лесу. Все башкирские деревни наполнены были кострами обглоданного илемника.

Лучшее время башкирцы препровождают в степях, горах и лесах, в нарочитом расстоянии от своих домов, нередко верст за сто отходят. И тогда они имеют отменный род жизни, согласующий с их кочеваньем, ибо летом питаются единственно молоком, изредка животными, а хлеба совсем не знают.

Тогда держут при себе весь свой скот и с ним с места на место перекочевывают, оставляя ближайшие поля к своим зимовьям невредимы для осеннего сенокоса. Живут в войлочных юртах, как калмыки, а бедные от перемен воздуха берестяными шалашами защищаются. Но прежде, нежели начинают они свое кочевое житье, управляют все домашние деревенские надобности, как то, скот, около деревни хлеба небольшое число, закрывают свои в лесах борти, валяют войлоки и кожевничают. Бортевой присмотр должны иметь мужчины, а прочая домашняя работа отправляется женщинами: они у них портняжат, сапожничают, кожевничают и валяют войлоки. Кожевничество их от всех кожевных выделок отменно.

Снятую сырую кожу, разослав на солнце, натягивают сколько можно со всех сторон и прикрепляют небольшими колышками. Натянув, соскабливают шерсть обломком горбуши, вделанным в дерево наподобие скобели, и держут кожу до тех пор, пока она высохнет и берегут по большей части до весны.

Весною кладут их в коптелки, которые так делаются. Вырывают погреб, от которого под землею проводится ров, длиною аршина на два с отдушиною к поверхности. Отверстие погреба покрывают лубяным бездонным коробом, которого основание отовсюду осыпают землею. В короб и в отверстие погреба протягивают веревки или кладут жердочки, на которые вешают высушенные кожи.

В отдушину сыплют гнилушки дерева, которые, зажегши, отдушину затыкают, дабы дым чрез канал проходил в погреб, и кожи всегда в дыму находилися. Такое беспрерывное курение продолжают они недели три, а иногда и менее, смотря по толстоте кожи, по прошествии которого времени кожа у них совсем из дела выходит. Из так приготовленной кожи делают они себе не только обувь, но и всю домашнюю утварь, как-то: ведра, кадушки и бутылки. В бутылки их, турсуками называемые, входит от одного ведра до двух и более, и делаются по большой части из цельной кожи, выключая дно, которое пришивается. На такой конец сдирают они с коров и лошадей кожу, не распарывая на передних ногах от колена до передней части лядвеи, и так получают сулейную фигуру целой кожи. Хотя башкирцы про свой обиход довольно сеют коноплей и которая весьма удачно у них родятся, однако на чеботарство свое и на шитье утвари ниток никогда не употребляют, ибо вместо ниток служат у них жилы, отчего обувь у них бывает носка и почти никогда не подпарывается.

При откочевке из деревни башкирцев случилося нам приметить их нерадение в содержаниях домашних птиц. Некоторые из них имеют кур и гусей, однако откочевывая всегда их покидают в своих зимовьях на собственное пропитание и довольствуются тем, что в осень застать могут. Сие делают они по-видимому, для приманы хищных птиц, как-то: ястребов, орлов и соколов, к которым они великую имеют склонность, и можно им отдать справедливость, что они как в разборе, так и в содержании сих птиц никакому обученному помытчику не уступят. Орлы им потребны для стрел, на которые они употребляют крыльные и хвостовые перья, выключая беркутов, которых башкирцы для ловления зверей, как-то: лисиц, зайцев и волков употребляют.

Башкирцы живут между горами и будучи отвсюду окружены заводами, имеют так же немалую склонность в приискивании руд, однако редко обыскные ими руды объявляют по причине некоторых иногда случающихся притеснений от заводчиков, и рудоискатели нередко принуждены бывают от своих земляков разные сносить угрозы, а временем и побои, но не большое воздаяние все претерпенное вскоре забывать их принуждает. Можно по справедливости об них сказать, что медные и железные заводы в Урале так же и выгодные к тому места по большей части башкирцам долженствуют. В деревне Кусяткуловой двое таких пристали к нам рудоискателей, которые обещали золотые горы. Хотя мы нередко в нашем зимовье обмануты были башкирскими обещаниями, ибо башкирцам все то кажется истинным золотом и серебром, что в их глазах блестит, и что мы попросту кошачьим золотом называем, однако, следуя пословице, ничего не презирай, поехали с башкирцами на золотую гору. Она составляла берег реки Белой в пяти верстах от вышепомянутой деревни и называлась Кызлы Яр (Красный яр). Башкирцы без всяких орудий много накопали нам своего золота, которое состояло в белом колчедане.

Оставя берег реки Белой, поехали на башкирскую деревню, Сайтак прозываемую. Тут нашли мы башкирцев уже выступивших в свое кочевье при небольшой речке, Беляк называемой. Они, переменив образ жития, казалися нам быть и отменны в нравах. Кумыс, который они в кочевке пить начинают, сделал их суровыми и неразговорчивыми, так что мы принуждены были всякую употребить ласку, дабы получить нужное к продолжению пути. Но ласковость наша малою служила подпорою, и, видя себя принужденными дать на них ударной окрик, в скором времени все получили, ибо башкирцы, отдаленные от больших дорог, превратное имеют понятие о ездоках и тех почитают за неложных и по праву ездящих, которые с ними суровее обходятся. Шумность их умножала наша подорожная, которая хотя была и с татарским переводом, однако не имела узлов, ибо, по редкости в Башкирии чтецов, на подорожной припечатывается веревочка со столькими узлами, сколько кому подвод давать определено; и сии узелки у башкирцев гораздо важнее почитаются, нежели все скрепы губернаторские и воеводские.

В сторону от сей деревни верстах в 30 заведена башкирская деревня Хазина, стоящая при весьма быстрой речке, Бергамет называемой, впадающей в реку Тюйбамаш. Она тем достойна примечания кажется, что в хребте гор, деревню окружающих, прозываемых Тирмен-Тау, была достойная осмотру пещера. В оную деревню приехали мы после обеда и хотя застали башкирцев еще не откочевавших, однако не без труда было к тому их склонить, чтобы показали проход в оную, ибо они не знаю за какую-то важность почли сей осмотр и опасалися привязок. Случившийся тогда в башкирской деревне сотник, который служа часто на линии много порусел, первый согласился быть нашим вожатым, ему и многие последовали. И так мы поехали к пещере, как на приступ, с башкирцами, вооруженными сайдаками.

Один сотник был нашим вожатым, а прочие башкирцы для шуму, который в горе был слышан, ни за что с нами идти туда не хотели.

Оставя Воскресенской завод, 20 числа в вечеру приехали мы в кочевку деревни башкирской Буляк, прозываемой от старшины Буляка, в 50 верстах от заводу находящуюся. Старшина принял нас весьма ласково, и едва мы только успели взойти в его юрту, как она наполнилася множеством башкирцев.

Всякий из них допытывался узнать истинную причину нашего приезда. Мы рассказывая им чрез толмача (ибо башкирцы изредка говорят по-русски), приметили в них некоторое сумнение, и чтобы тем более их уверить, что мы им правду сказываем, дали им прочитать Оренбургской губернской канцелярии указ с татарским переводом. Оный не только возбудил в башкирцах совершенную к нам доверенность, но и почитание. Старейшие из них, взяв указ и присевши на цыпках, клали себе на голову, показывая тем совершенное к указам послушанию и подобострастие. При сем случае упомяну я в удовольствие читателю о их разделении и порядках.

Главнейшее их расписание по волостям и по дорогам учинено господином статским советником Рычковым в его «Оренбургской топографии». Но я скажу только о внутреннем их разделении. Первейшая особа между башкирцами называется старшина. Каждая волость имеет их не равное число, и каждому старшине подвластно некоторое число домов. Он разбирает между ними дела небольшой важности и имеет право их наказывать. В его же ведомстве состоит порядок в наряде на линейную службу башкирцев или для какой чрезвычайности в особливые посылки. Они так же главное имеют председание в шерагатах* предводительствуют башкирцами в партиях, на их имена присылаются из правительств указы: почему они между своим народом в почтении, и от оного кроме чести некоторые имеют доходы, ибо пастух всегда питается от стада. Старшинские чины получают они по определению Оренбургской губернской канцелярии, и по большой части по народному желанию.

* - Шерегат называется у них некоторый род суда, по которому двое тяжущиеся выбирают себе судьями из своих башкирцев по ровному числу, однако всякий шерегат должен быть уполномочен или от губернской, или от провинциальной канцелярии. Шерегатный приговор почитается у них за свято и сходствует с нашим так называемым тройственным или третьячим судом.

Под старшиною занимает место старшинский помощник, который некоторою управляет частию, и в случае междустаршинства первое имеет место.

За помощниками следуют сотники, которые имеют надзирание над сотнями; и в одном только надзирании вся их состоит власть, ибо они телесно наказывать не могут. При каждом старшине бывает писарь из мещеряков, которые определяются к ним по указу Оренбургской губернской канцелярии на башкирское содержание. Они кроме отправления письменных дел имеют надзирание и за поступками башкирцев, смотрят, чтобы точно исполняемо было по насылаемым указам, а наиболее наблюдают общую тишину и о малейших подозрениях к нарушению оные доносят в присутственные места.
Сии суть главнейшие и присутственными местами определяемые в башкирском народе особы. Для приезжающих выбираются у них, как и в других деревнях, старосты и десятские, которые знают очередь, кому гонять подводы и проч.

Будучи в совершенном летнем башкирском кочевье опишу и оное.

В летней кочевке по большой части разделяются они на семьи, так что кочевку составляют сродственники. Место кочевания всегда избирают при речках или ключах и огораживают оное жердями, дабы скот близко не подходил к кибиткам. Но как их пища по большой части состоит в молоке, то оно и главнейшим их в кочевках бывает упражнением. Поутру пригоняют они свой скот и доят в разные судна, кобылиц особо и коров особо. Из коровьего молока делают масло, сыры, которые коптят дымом на коптелках. Кислое молоко, айран называемое, которое они так, как и татары, употребляют вместо обыкновенного питья. Из кобыльего молока делают кумыс, приятнейшее свое питье, которое вместе составляет и главнейшую их пищу. Они на такой конец имеют большой кожаный мешок, саба называемый, в который льют кобылье молоко, прибавляя несколько горячей воды, и мешают нарочно сделанною мешалкою, чтобы не сседалося и творог разбивался.

В содержании скота в кочевках много они сходствуют с калмыками. Как скоро поутру пригонят скот, то жеребят и телят привязывают на веревки, протянутые близ кибиток, и тут держут их целый день без всякой пищи. И хотя в полдни скот сам приходит к кибиткам, дабы защищаться от оводу куревом, которое нарочно около кибиток башкирцами разводится, однако, несмотря на ржание жеребят и мычание телят, ни одна матка не подходит, и если какая чадолюбивая случится, тогда надевают жеребятам на рыло бездонной бурак, у которого сторона, соответствующая передней губе, долее бывает. Сия бездельная машина препятствует жеребятам насыщаться молоком матери.

В вечеру скот у них в обыкновенное время сам также приходит к кибиткам, однако прежде не подходит к своим детям, пока башкирка, надев на кобылицу укрюк, не приведет ее к привязанному жеребенку, да и тогда только сосок другой ему позволяется, повидимому для того, чтобы он притянул молоко к титькам, которое башкирки, все выдоив на свой кумыз, с пустым вымем отпускают кобылицу и с ними жеребят на ночь. Коровы у них такому же правилу подвержены. И сии суть главнейшие упражнения башкирок в кочевке. А башкирцы тогда более ничего не знают, как одувать кумыс или временно присмотреть в лугах за скотом.

Усердствующий нам старшина в кочевке своей сделал великое башкирцев собрание и, толкуя им намерения, с какими мы посланы, расспрашивал у каждого, не знает ли кто, чего нам объявить. Из всех их достойны осмотру были две пещеры, на реке Белой находящиеся. Они от старшинской кочевки отстояли верстах в шестидесяти, куда проезжать надобно было по высоким горам и лесами. Итак, оставя обоз свой в кочевке, поехали туда верхами.

Но чтобы поезд наш тем был великолепное и безопасное, то старшина дал нам четырех вооруженных сайдаками башкирцев, между коими находился его сын и старшинский писарь. Хотя шестьдесят верст не великое было расстояние, однако должно было запастися сутки на двои провиантом, и мы тут увидели великую разность между нашими и башкирскими сборами. Вся их провизия состояла в небольших кусках сыру и турсуках кумысу, которых каждый имел по одному. С сего они были, попросту сказать, сыты и пьяны. Чем мы далее отъезжали от кочевки Буляковой, тем большие встречалися с нами горы, окружающие пространные долины, на которых паслися великие стада башкирского скота. Инде должно было нам пробираться сквозь частые леса, инде лепиться крутизнами гор. Тут изобиловали ключи, журчащие при подошвах гор, там возвышалися бесплодные гор хребты, чистота воздуха, пестрота растений и безмолвная везде тишина увеселяла наш взор и разумы. В сих то от природы украшенных местах единственно обитают башкирцы.

Всяк, кто видел башкирцев в зимовье, почтет их за других людей. Там видел их униженных, боязливых, истощенных, тут напротив того в кочевках увидеть их смелых, некоторым образом горделивых, предприимчивых и здоровых. Но откуду же в столь короткое время бывает в них перемена?

Отдаленные в горах места рождают в них некоторый образ вольности. Чистота и приятность воздуха, здоровейшая по их привычке пища, свободная и беззаботливая жизнь ободряет их душевные и телесные силы.

Нам всего приятнее было смотреть на их гостеприимство. Башкирцы при всякой кочевке останавливались, самая младшая жена хозяина принимала гостиных лошадей, привязывала их к кибитке и, отстегивая седло, обивала пот. Вошедшие гости здороваются с хозяевами сжиманием рук и садятся, не скидывая шапок. Тут хозяин или хозяйка наливает чашки кумысу и подает близ его сидящему, который, прочитав молитву, отдает близ себя сидящему, оный другому даже до последнего, так что сидящий в первом месте начинает пить после всех. Сколько ни сыт бы был башкирец, принужден бывает выпить по крайней мере две большие чаши, ибо менее сего пить хозяину за обиду почитается. Насытившись кумысом, кончат дело благодарною к Богу молитвою. Тут хозяин наделяет их кумысом на дорогу и лучше сам желает остаться ни с чем, нежели гостей отпустит без награды. Сия в башкирцах привычка так далеко простирается, что они одни не могут, как говорят, съесть куска хлеба. Мы из любопытства давали калача бывшему с нами старшинскому сыну, который его на малейшие разломав частицы, оделил всех председящих башкирцев.

Ужасная жара в полдни принудила нас остановиться и раскласть огонь для оборонения лошадей от оводу. Место, где мы остановилися, составляло глубокую долину, окруженную отовсюду высокими горами, из которых высочайшая называлася Жилань-Тау (Змеиная гора). Она прозвана Змеиною по башкирским сказкам, что в старину живал в ней великий змей, который убит был от одного их батыря, Клянчу прозываемого и который употребил особливую выдумку к преодолению сего сопротивника. Он напоил свою саблю лошадиным потом, который они за змеиного поборника почитают, да и ныне думают, что никаким орудием змею так скоро умертвить не можно, как плетью, ибо оная всегда лошадиным потом напоена бывает. Но сие касается до суеверных башкирских преданий, однако и кроме сих гора достойна примечания.

Ущелья, представляющие ужасные пропасти, густота лесов, тесные проходы и стремнины представляли глазам нашим ту надежду, которую башкирцы во время бунтов на природное земли своей укрепление полагали.

Не без удовольствия смотреть мы так же могли и на привычку башкирцев, которые всякие гор крутизны, за отлогое почитая место, на лошадях разъезжали, да и сами мы видели, что безопаснее было ехать на лошади, нежели спускаться пешком, ибо башкирския лошади, пасучись по горам, так лепки, что с высоких крутизн, иногда и по самой узкой тропе, спускаются.

Трудная и непривычная нам верховая езда много нас утомила, приятность, прохлада и чистота воздуха причиняли нам покойной сон, однако мы им не надолго пользоваться могли. Бывшие с нами башкирцы на самой утренней заре начинали кричать проницательным голосом и стучать каменьями.

Необыкновенный сей стук и впросоньях для нас несколько был страховат, тем наипаче, что мы около себя ни одного не видели башкирца, но иные из них были на речном берегу под горою, другие по горе разъезжали верхом, продолжая свою вокальную и инструментальную музыку. Но страх наш вскоре переменился в смех с некоим удовольствием. Соколы, которые обыкновенно в каменных утесах свои делают гнезда, были причиною башкирского крику. Башкирцы, будучи с природы великие охотники до хищных птиц, стараются всегда доставать молодых соколов из гнезд, и дома их рачительно воспитывают, а великий крик подымали для того, чтобы узнать то место, где сокол гнездо свое имеет, ибо такой крик наносит им страх и принуждает их оставлять свои гнезда. Наши птицеловы утром обыскали три гнезда и с великою радостию приуготовлялися получить из них свою добычу. Добыча сия не без труда им достается, ибо соколы выбирают себе места посреди утесов, куда сажен тридцать, а иногда и более сверху спускаться должно. Наши школьные промышленники, собрав все свои арканы, и связав их, опускали с горы до тех пор, пока конец оных, на котором навязана палка, стал противу сокольего гнезда, по которому башкирец, спустяся, выбирал из гнезд молодых соколят, с которыми должно было его опускать до самой подошвы горы, что около семидесяти сажен составляло. Нередко случается, что в таком отважном, а для башкирцев лакомом предприятии, ломают они себе руки и ноги, а иногда и до смерти убиваются.

Гора сия (Байслан-Таш (Бамисланова гора)) прозвана по имяни Байслана, башкирского сотника, который во второй башкирский бунт не между последними батырами считался. Он для сохранения своей семьи, пожити и скота избрал сию пещеру и, оставляя в ней своих жен и детей, отъезжал с прочими башкирцами на войну, где и по приезде нашем еще видны были остатки бывшего в сей горе убежища. Тут нашли мы высокие деревянные козлы, к которым по-видимому привязывали скот, поленницу дров и очаг и много скотского помету.

Дремучие по горам леса и высокие сосны представляли нам важнейшее башкирцев упражнение и промыслы. Редко можно было видеть чистую и гладкую сосну, около которых бы не журчали толпы медоносных пчел. Хотя совсем отменное и любопытное башкирцы имеют со пчелами обхождение, однако описывать оное было бы излишное дело. Сие с возможною точностию описано господином статским советником Рычковым, и мне только остается сказать об одном средстве, какое башкирцы противу лакомых до меду медведей употребляют.

Когда они приметят, что медведь несмотря ни накакия другие предосторожности посещает их борти, то делают они простую ловушку, кыза называемую.

Бортевое дерево огораживают кольями и оплетают оныя плетнем, оставляя отверстие шириною аршина на два в том месте, откуда медведь приходит к бортю. С одной стороны отверстия вбивают кол, вышиною великорослому человеку в колено, от которого в прямой линии расстоянием на сажень, вбивают другой кол и оба сии кола скрепляют перекладиною, ситказ. Противу перекладины, расстоянием саженях в двух, вколачивают еще два кола, между которыми кладется сырой вязовой шест, лучок называемый, к концу оного привязывается путо, штау. К путу прикрепляется сторожок, кандак, который по натянутии лука настораживается в зарубине, сделанной на перекладе. С другой стороны лучка, в прямой линии с перекладиною и равной с нею длины, укрепляется или толстая стрела, или обломок копья. К концу сторожка привязывается тонкая веревочка, которая прикрепляется также к колу, на другой стороне отверстия стоящему так, чтобы она не была натянута, но висела. Отверстие слегка покрывают хворостом, чтобы веревочка не так была видна. И так когда медведь по обыкновенной своей дороге сквозь отверстие пробирается к бортю и тащит перед собою хворост и с оным зацепляет веревочку; от чего сторожок срывается, то лук своею упругостию устремляет стрелу, которая медведю или бок, или грудь пронзает, отчего он иногда на месте, иногда отошед издыхает.

Исследователи-путешественники о Башкортостане. XVIII век / И88 Сост., предисл., коммент. В. В. Сидорова. — Уфа: Китап, 2007. — 288 с.

Окончание далее




Связанные темы и персоны



  • Изображение
  • Эксперт
  • 1 | 01.01.2016, 11:23 | Автор: юнг
    Публикации: 312 | Комментарии: 34526 | Рейтинг: +5803,9
В свое время Президент Татарстана М. Шаймиев взаимоотношение двух народов - татар и башкир - сравнил с двумя крыльями одной птицы. Прекрасный образ нашей общей истории, неслучайно зародившийся в душе (по собственному признанию самого Президента на Втором Всемирном курултае башкир) тептяря - представителя социально-этнической общности, занимающей по языку и культуре как раз серединное положение между нашими народами.

Ученые пишут, что слово “тептяр” производно от слова “дяфтяр” - тетрадь, куда записывали тех татарских, чувашских, марийских, удмуртских и иных крестьян, которые в прошлые века арендовали земли у башкир Мензелинского и других уездов. Слушая образную, проникновенную татарскую речь Минтимера Шариповича, пронизанную отеческой заботой и тонким юмором, я с гордостью думал, что он, наш тептяр, слава Богу, стал поистине одним из корифеев российской политики. Без этого умного, гибкого, дальновидного и преданного своему народу деятеля невозможно представить ни политический олимп современной России, ни Татарстан, ни татарский народ. Но мелькнула и другая мысль: Вы - тептяр Минтимер Шарипович, к нашей общей радости и гордости, процветаете, а куда делись башкиры Мензелинского уезда, ибо по всей великой России тептяри были только там, где водились и башкиры…

В целом лично я сочувственно и с удовольствием внимал упрекам в адрес ученых, как татарских, так и башкирских, пишущих частенько об истории наших народов и их современных взаимоотношениях нечто совсем уж ненормальное. Действительно, они уже надоели всеми своими глупостями как в Казани, так и в Уфе. Позже, познакомившись с обширной статьей советника Минтимера Шариповича - Р. Хакимова “Кто ты, татарин?”, понял, против кого направлены его отеческие упреки и праведный гнев. Осталось не совсем ясным только то, почему Президент все это выражает столь необычным способом? Нельзя ли было сделать это прямо в Казани? Но это, видимо, тонкости высокой политики.

К сожалению, душа советника Рафаэля Хакимова оказалась менее деликатной. Он пишет черным по белому:

“Столыпин предложил сделать каждую этническую группу татар отдельным народом. Большевики успешно продолжили эту политику. На карте появились узбеки, киргизы. Срочно изобрели башкирский язык. Визитной карточкой башкир стал характерный танец, в котором выступают джигиты в шапках с лисьими хвостами. Этот танец придумал татарин, которому не дали квартиру в Казани. Ложь и обман лежали в основе национальной политики …” (Газета “Восточный экспресс”, Казань, №№ 17-18, 26 апреля - 2 мая 2002 года).



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 2 | 01.01.2016, 11:45 | Автор: юнг
    Публикации: 312 | Комментарии: 34526 | Рейтинг: +5803,9
(Все башкирские гаплотипы на 18.05.2013) .
Что ж получается, мои предки были не просто ариями, а ариями-славянами?? Вы ничего не путаете, брат-Славер? Может быть "славянами" и\или "руссичами" русские и др. близкие народы стали позже разделения на разные ветки?ведь известно, что русичи и индийцы состовляли определённую религиозную группу,кот. можно условно назвать "ригведовской", тогда как иранцы западные - "авестийцы" и это разделение должно было произойти до прихода ариев на Южный Урал или до ухода части их Южного Урала в Иран и Индию, так какчасть башкирских племён была "авестийского" происхождения нежели "ригведовского". Возникло-ли течение "авестийское" и "ригведовское" именно на Южном Урале и стало-ли оно именно тем фактором разделения и ухода племён от туда? Неужели два различавшиеся по религиозным взглядам течения могли вместе без расприй прийти сначала на Южный Урал и потом разделиться? Отмечу, что на башкир повлиял именно "иранский" субстрат, что и нашло отражение в башкирском языке и мифологии-мировоззрении...
я не призываю вернуться в каменный век, жить в землянках и спать у костра. Просто мы не знаем своей истории, поэтому совершаем такие грубые ошибки, допуская церковь к управлению государством. Давай посмотрим тезисно на ту русскую историю, что стала нам доступна сегодня и долгие столетия скрывалась от нас, посмотрим кем она скрывалась и к чему в конечном итоге привела.
Незнание русской истории (её скрытость) может привести русских националистов к ошибочно принимаемым решениям. Чтобы защитить русскую нацию от окончательного уничтожения надо иметь знания истории и правильное её понимание. Иначе все эти усилия будут напрасными и ни к чему хорошему не приведут. Вот её основные составляющие. Православная церковь, наряду с другими религиозными конфессиями должа быть отлучена от государства. Управление государством это не её функциональные обязанности.
Славяне –арии пребыли в Европу примерно 11200 лет назад, расселившись на Карпатах и Среднедунайской низменности. 6500 лет назад первой волной расселения продвинулись на Карпаты и к верховьям Дуная, после чего второй волной расселения 6200 лет назад одной своей частью продвинулись ариями – вендами и скотичами к Северному морю, а другой ариями – русичами на Днепр. Т.е. на Днепр они шли уже будучи Славянами по вере и ариями – русичами по ветви рода. Спустя тысячелетие Днепровская часть ариев 5200 лет назад прошла к южным границам Русской равнины, в степи Б.Кавказа, основав в районе Пятигорья Русколань со столицей Русой. Под натиском годи с севера и Средиземноморья с юга были образованы ряд арийских союзов: Антия на Северном Кавказе, Скуфь Киевская от Дуная до Днепра и Днепроборея на территории Западного Причерноморья и Черноморского побережья Кавказа от Бореи до Днепра. Пересечение славян-ариев с годью постоянно сопровождаемое враждой и столкновениями впервые состоялось предположительно на Б.Кавказе по разным оценкам 5200 – 4500 (4200) лет назад. При появлении там ариев. Годь же прибыла на Б.Кавказ около 6000 лет назад.
Расселение ариев по всей территории Русской равнины началось 4800 лет назад, вплоть до оз. Ильмень, где 3500-4000 лет назад было замкнуто кольцо с той частью ариев, что продвигалась вдоль Северного и Балтийского морей. 4000 лет назад арии продвинулись на Ю.Урал и 3800-3600 лет назад в результате природных катаклизмов покинув Б.Кавказ и Ю.Урал, ушли в Индию и Иран, пройдя одной своей частью до Двуречья.
Под давлением древней Греции 2600-2400 лет назад начался захват греками Черноморского побережья и его колонизация. Удерживая длительное время колонизированные территории греки 1800 лет назад пропустили вдоль Черноморского побережья к Дону и С. Кавказу ромеев основавших на месте Русы город Суренж и Суренжский край простилавшийся от Солдайя (Крымского Сурожа) до Кавказского Суренжа. А 1400 лет назад на С.Кавказе был основан Хазарский каганат, владения которого распространились до Крымского полуострова, куда переместились булгарские племена, вплотную подойдя с Скуфи Киевской. Арии - русичи собрали свои войска и вытиснили булгар к низовьям Дуная, ассимилировав их на данной территории. Кто такие хазары пока до конца выяснить не удалось, являются Хазарский каганат образованием родо-племенным или этническим, образованным на единой тюркской языковой основе.
Среди объединений славяно-арийских племён с начала периода их появления в Европе на протяжении от 12000 летней истории до перехвата власти на Руси 1200 лет назад существовали следующиеобразования: Ария, Скуфь Киевская, Русколань, Антия, Днепроборея, Батия, Ар-Русия, Русь.
Перехват власти на Руси произошёл в середине IX в. н.э. путём заговора и захвата власти в Киевском княжестве варягами совместно с греками – Аскольдом и Диром. В Новгородском княжестве в это же время власть у русичей перехватили варягами во главе с воеводой Рюриком. Захват власти состоялся в Киеве и Новгороде в одно и то же время, в 884 г. н.э. . Приход к власти Рюрика был передвинут более поздними летописцами на 2 года раньше, возможно, чтобы скрыть всю правду о перехвате власти на Руси и узаконить захваченный престол, путем передачи власти по наследству, от отца к сыну, как это было заведено в Средиземноморье. Греческая христианизация славян-русичей на Руси явилась частью заговора и помогла Рюриковичам не только поработить славян – русичей духовно, но и помогла экономически обложить их данью, В цивилизованном обществе религия должна быть отделена от государства и лишена права участия в управлении государством. На то есть законодательная, исполнительная и судебная власть. Тем более, что канонизированные писания церкви призывают её у уничтожению русского и других народов по религиозному признаку и ни разу небыли ею осуждены.

И это не шутки.



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 3 | 01.01.2016, 11:46 | Автор: юнг
    Публикации: 312 | Комментарии: 34526 | Рейтинг: +5803,9
Ирек! С новым годом! Прочитал? Могу ещё подбросить!



1

  • Изображение
  • Гость
  • 4 | 01.01.2016, 11:49 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
2 | 01.01.2016, 11:45 | Автор: юнг | На сайте
Публикации: 121 | Комментарии: 22201 | Рейтинг: +4472,8
В цивилизованном обществе религия должна быть отделена от государства и лишена права участия в управлении государством. На то есть законодательная, исполнительная и судебная власть. Тем более, что канонизированные писания церкви призывают её у уничтожени
-------------------------------
А где такое общество? В сказке?



2

  • Изображение
  • Участник
  • 5 | 01.01.2016, 11:55 | Автор: Дед
    Публикации: 2 | Комментарии: 4275 | Рейтинг: -699,3
Ирек, как так башкиры и сабантуй? Ты вчера говрил, что сабантуй только татарский праздник и башкирам этот праздник отношение не имеет
Второе: не трогай то, что святое у башкир, а то станешь как тот татарин, что напокастил на горе Тора Тау



4

  • Изображение
  • Эксперт
  • 6 | 01.01.2016, 11:57 | Автор: юнг
    Публикации: 312 | Комментарии: 34526 | Рейтинг: +5803,9
Исчезновение башкир
Среда, 5 января 2011 г. / Просмотров: 21615

Башкиры, как нация, должны исчезнуть.

Башкирский язык уже сейчас нигде не используется. Существуют искусственные условия для его использования, типа надписей на бланках или дублирования названий улиц. Но все знают русский и дублирование лишь раздражает. В отличии от русского языка, который является обязательным и без которого нельзя получить образование в России, никто не заставляет знать хорошо язык башкирский. Исчезновение национального языка - это один из важных факторов исчезновения нации.

Башкирская культура так же не развивается. Нет новых поэтов, нет новых писателей, нет художников. Есть певцы, но скоро и они состарятся. Бывают мероприятия, связанные с национальными традициями башкир, но они редки и мало посещаемые. Кроме того, идёт наступление со стороны татарской культуры и татарского языка. Становится трудно отличать одно от другого. Татары, как нация, более консолидированы и более целеустремленны. Они поглотят башкир через некоторое время.

Как-то мне возразили, что русские учителя учат детей башкирским национальным мелодиям. И помогают башкирской культуре. Но это лишь признак музейности нации, признак сохранения, но не развития. Не должно быть так в жизни, если культура развивается.

Башкиры исчезают и из-за того, что не имеют экономических и финансовых ресурсов. Предприятия и месторождения принадлежат не местной нации. И понятно, что в этом случае любая благотворительность будет направлена на развитие культурных ценностей владельцев денег.

Единственным важным элементом сохранения башкир является территориальная привязка. И это понимают люди, для которых вообще нет наций, а есть прибыли. Не зря идёт борьба за переименование Республики Башкортостан в Уфимскую губернию. И разжигается неприязнь между нациями. И всё же - возможно ли вообще выживание нации в пределах Российской Федерации? Это не экстремистский вопрос, а поиск ответов.

Надо признать, что и сами башкиры не борются за свою нацию. Например, бывшие владельцы республики не тратили деньги на развитие национальных традиций, а уничтожали красоты края. Что уж говорить о затоплении верховья речки Белой (Агидели). Настоящий башкир, любящий свой край, никогда бы этого не допустил. А продажа заводов, приближение к власти посредственностей - разве это не ведёт к уничтожению башкир? У башкир нет новых идей, новых открытий, фантазии. Даже для футбольного клуба не нашлось оригинального названия. Сами башкиры много потеряли. И сами виноваты.

Плохо ли то, что малые нации исчезают? Процесс, скорее всего, неотвратимый и объективный. Можно жалеть об этом, но придётся смириться. Через столетия на Земле не будет много наций и много языков. Останутся лишь музейные экспонаты. Да и национальные физические признаки смешаются так, что по лицу не узнать будет национальности. Будет это не скоро, но обязательно случится. И зваться мы будем землянами.

Но не надо торопить события. И нужно создавать равные условия для развития всех наций. Пусть победит естественный отбор, а не искусственные правила. Но возможна ли справедливость в национальных вопросах? Не возможна! Как и вообще не возможна справедливость в нашей жизни. Победит сильнейший. Надо ли делать из этого какой-то вывод?

Написанное, конечно же, лишь личное частное мнение. Возможно и поданное немного утрированно. И всё же следует призадуматься?



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 7 | 01.01.2016, 11:58 | Автор: юнг
    Публикации: 312 | Комментарии: 34526 | Рейтинг: +5803,9
по лицу не узнать будет национальности. Будет это не скоро, но обязательно случится. И зваться мы будем землянами.
============================================================
==================И внуки Ирика будут землянами. И их дети тоже?



2

  • Изображение
  • Участник
  • 8 | 01.01.2016, 12:27 | Автор: Батыр
    Публикации: 0 | Комментарии: 3205 | Рейтинг: -174,3
И начали они утверждать нам бы Лепехина И.И., ну почти также, как относительно недавно бывший башбаши, стенался нам русского, русского бы надо в башбаши.

Не хочется русбаши, а почему ?



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 9 | 01.01.2016, 13:59 | Автор: юнг
    Публикации: 312 | Комментарии: 34526 | Рейтинг: +5803,9
Вот задал сам себе такие вопросы:
1. А были ли башкиры когда нибудь без татар или без каких либо предков современных татар
2. Происходило ли в истории башкир хоть какое либо событие без участия татар или без участия какого либо из предков современных татар
3. Было ли у башкир когда либо, отдельное от татар или кого либо из предков современных татар, государство или они всегда проживали в одних и тех же государствах
4. Почему об одном и том же языке, татары всегда говорили, что это татарский литературный язык, а башкиры начали говорить, что это теперь диалект башкирского языка
5. Почему сегодня, об одних и тех же людях, татары говорят, что они татары, а башкиры говорят, что онипереселились потом на территорию современной Венгрии, да и не состояли они из тех племен, из которых состоят сегодня современные башкиры.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 10 | 01.01.2016, 14:00 | Автор: юнг
    Публикации: 312 | Комментарии: 34526 | Рейтинг: +5803,9
Известно, что одним из крупнейших племен современных башкир, являются кипчаки. А кто же такие кипчаки в прошлом? Кипчаки нами были подробно обсуждены в одном из предыдущих тем. Поэтому мы смело можем сказать, что кипчаки это родственники древних татар, кипчаки это сами средневековые татары, кипчаки это золотоордынские татары, кипчаки это народ разговаривавший на «татарча». Ну а сегодня, часть этих кипчаков-татар, составляют немалую часть современных башкир.

Известно что другим, тоже крупнейшим племенем современных башкир, являются табыны. А кто такие табыны в прошлом? В прошлом табыны это тюркское(еще не башкирское) племя. С конца первого тысячелетия кочевали вместе с кипчаками. Стали частью татар сначала Чингисхана, потом Батыя, потом Золотой Орды. Барын табыны вместе с кипчаками, были частью элиты, сначала Золотой Орды потом всех известных татарских ханств. Имели место в диване этих государств (по сегодняшнему, можно сказать исполком или совет министров). Известно, что табыны(еще не башкиры) состояли на службе у Казанских ханов.

Известно, что и многие другие племена, составляющие сегодня башкир, в прошлом, еще не будучи известны под именем башкир, пришли сюда в составе татар Бату и всему окружающему миру были известный только как татары или же позже, как нугай татары.

Известно, что многие башкиры, во времена «башкирских» восстаний, вместе с «башкирцами» (татары в сословии башкир) и с разными другими татарами, почему то обязательно направлялись брать или освобождать Казань.

Теперь нам уже известно, что даже башкирские полки (не просто мишарские или типтярские), времен отечественной войны 1812 года, состояли далеко не из одних лишь башкир, а включали и очень много татар.

Известно, что единственным генералом башкирского корпуса Заки Валиди, был татар — Ишбулатов Хажиахмет Исхакович(1851-1921), генерал-майор, родом из татарской деревни Удрякбашево, Благоварского района. Да и почти весь офицерский состав этого войска был из татар. По сведениям самого Заки Валиди, татарами являлись: генерал Ишбулатов — командующий так называемым башкирским корпусом; Ильяс Алкин – и.о. начальника штаба корпуса; Абдрашит Бикбавов – личный адъютант Валидова; Абдулла Адигамов — министр просвещения в башкирском правительстве; полковник Бикмеев — дежурный штаб-офицер; братья Терегуловы. Он перечислил только наиболее заметных из них, а были и другие, в том числе и в рядовом составе.

Теперь известно, что и генерал Минигали Мингажевич Шаймуратов, командир 112-й башкирской кавалерийской дивизии, был из татар.

Известно, что Салават Юлаев обращался к башкирам на татарском. Трудно представить, что он мог обращаться к народу, чтобы поднять его на борьбу, на чужом для них языке. Значит татарский язык для башкир был все же не чужой, а скорее родной.

В 1919 году в защите Петрограда от войск Юденича принимала участие «башкирская конная дивизия», при которой, кстати, издавалась газета «Салават» на татарском языке.

Основная газета башкир «Башкортостан», первые 6,5 лет издавалась на татарском языке.

О том, что до революции, языком письма для башкир был тот же язык, на котором говорили, писали, печатали и учились татары, напишем отдельную статью. А пока, задаем основной вопрос:

Если эти два «отдельных» народа, на всем протяжении своей истории всегда жили вместе, во всех событиях участвовали вместе, воевали за одних и тех же ханов, имели общие государства, если у них был общий литературный язык, если у них сегодня общие герои, то есть, они являются частью друг друга, то почему же они сегодня должны считаться отдельными народами, уже с отдельными, новыми языками, с отдельными республиками? Кому это надо и кому это выгодно?



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 11 | 01.01.2016, 14:04 | Автор: юнг
    Публикации: 312 | Комментарии: 34526 | Рейтинг: +5803,9
В связи с уходом М. Рахимова с поста президента Башкортостана вновь затеплилась надежда на улучшение татаро-башкирских отношений. Состоялись визиты президента Татарстана в Башкортостан и президента отиворечия, обнаружившиеся между татарами и башкирами.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 12 | 01.01.2016, 14:06 | Автор: юнг
    Публикации: 312 | Комментарии: 34526 | Рейтинг: +5803,9
1. Отсутствие взаимопонимания и неприязнь между двумя ведущими лидерами этих народов: Гаязом Исхаки и Заки Валиди (субъективнй фактор).
2. Разный характер земельного вопроса у татар и башкир.
3. Различие в географическом расположении татарских и башкирских земель.
4. Различие в характере расселения татар и башкир в Российской империи.
5. Различие в культурном и образовательном уровнях татар и башкир.
1. Отсутствие взаимопонимания и неприязнь между двумя ведущими лидерами этих народов: Гаязом Исхаки и Заки Валиди.
Уже на I-ом Всероссийском мусульманском съезде 1917 года в г. Москве Заки Валиди считал Гаяза Исхаки нечестным человеком, ведущим политическую борьбу закулисными, нечестными методами. Вот как он описывает свои впечатления о Гаязе Исхаки: «Только из Башкортостана прибыло около 50 делегатов. Были представлены и многие другие регионы. Ахмет Цаликов, Шакир Мухаммедьяров, Гаяз Исхаки постарались вызвать из Казани людей сверх нормы представительства и надеялись, что они выступят против федерализма. Сообразив, что казанцы, как и туркестанцы, представители Азербайджана и крымских татар, будут также отстаивать идею федерализма, Гаяз Исхаки и его сторонники затеяли встречи с делегациями регионов по группам, попытались дискредитировать Мухаммад-Амина Расул-заде, меня и других противников унитаризма».
перевороту».
Сила же башкир была не в их медресе и интеллигенции, а в их обладании землей, в большинстве башкирского населения на своей исконной земле, в военной организованности и готовности башкирской элиты военным путем добиться независимости.
На мой взгляд, самыми важными факторами, лежащими в основе противостояния татар и башкир, были 4-й и 5-й факторы.
Анализ развернувшихся исторических событий с 1905 года, с первых съездов «Союза мусульман» до начала 1918 года, показывает, что в 1905-1907 годы татары были явными гегемонами в национально-демократическом движении. Но затем, после 1907 года и до 1918 года прошли Балканская война, I-ая Мировая война, осуществлялась переселенческая политика Столыпина, произошло восстание казахов в 1916 году. Все эти события повысили национальное самосознание тюрок Туркестана и Башкурдистана, но татарские лидеры и в 1917 году по инерции продолжали считать себя непрекаемыми лидерами и не учитывали произошедших изменений. Конечно, задним числом легко советовать, но татарским лидерам надо было проводить политику объединения с учетом исторических и национальных особенностей родственных народов, в частности башкир, с учетом их возросшего национального самосознания.
Когда к 1919 году большевики окончательно утвердились на Волге и Приуралье, татарские лидеры предложили создать Татаро-Башкирскую республику, но башкирская элита выступила против этого проекта и создала в 1919 году Башкирскую республику. Но ошибкой башкирских лидеров было присоединение Уфимской губернии к Малой Башкирии, так как при этом процентное соотношение башкир относительно всего населения Большой Башкирии резко уменьшилось, а татарский народ оказался разделенным в двух республиках.
Таким образом, тогда Москва убила сразу двух зайцев: татарского и башкирского.
Во многом отношение к татаро-башкирскому вопросу и сейчас в определенных кругах российской властной и интеллектуальной элиты совершенно не изменилось. Имперская политика «Разделяй и властвуй» жива как никогда.
Вот как рассуждает об этом вопросе известный и влиятельный во властных структурах идеолог и геополитик А. Дугин.
В своем фундаментальном труде «Основы геополитики» он пишет: «В Поволжье расположен Татарстан, довольно монолитное этно-национальное образование, сохраняющее традиции политической самостоятельности и определенного соперничества с Россией. Это наиболее уязвимый (с точки зрения сохранения целостности России) регион, так как национальное самосознание татар очень развито. В любом случае историческая традиция татар требует повышенного внимания к этому региону и проведения такой политики Центра в отношении Казани, благодаря которой геополитическая система Татарстана была бы связана с чисто русскими регионами (возможно, не прилегающими территориально). При этом, напротив, интеграционным процессам с Башкирией, Удмуртией, Мордовией и Мари-эл следует препятствовать. Кроме того, имеет смысл акцентировать территориальное же многие культурные общества в городах за пределами Татарстана и Башкортостана называются татаро-башкирскими. Это говорит о том. что политика разделения идет сверху. Москва, согласно Дугинской теории разделяет и властвует, а местные элиты вынуждены ей подыгрывать. «А народы же что?», можете вы спросить. А народы пока безмолвствуют. В этом их слабость, и в этом сила Империи.
Единственным выходом из сложившейся ситуации даже сейчас я считаю проведениие политики консолидации этих двух народов. Пока такая консолидация на идейном, идеологическом и культурном уровнях возможна только снизу, через контакты и сотрудничество представителей общественных организаций и представителей культуры и науки.
В принципе ни один тюркский народ не против солидарности и координации своих действий, но уровень этой тюркской солидарности каждый народ представляет по-своему и исходит из собственных интересов.
Автор: Рафаэль Мухаметдинов,«Татар, уян!»



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 13 | 01.01.2016, 14:08 | Автор: юнг
    Публикации: 312 | Комментарии: 34526 | Рейтинг: +5803,9
Члены фракции «ению. Стремление башкир сохранить и защитить национальные земли, опираясь на историческое вотчинное право, на протяжении веков сталкивалось с интересами феодально-
На мой взгляд, самыми важными факторами, лежащими в основе противостояния татар и башкир, были 4-й и 5-й факторы.
Анализ развернувшихся исторических событий с 1905 года, с первых съездов «Союза мусульман» до начала 1918 года, показывает, что в 1905-1907 годы татары были явными гегемонами в национально-демократическом движении. Но затем, после 1907 года и до 1918 года прошли Балканская война, I-ая Мировая война, осуществлялась переселенческая политика Столыпина, произошло восстание казахов в 1916 году. Все эти события повысили национальное самосознание тюрок Туркестана и Башкурдистана, но татарские лидеры и в 1917 году по инерции продолжали считать себя непрекаемыми лидерами и не учитывали произошедших изменений. Конечно, задним числом легко советовать, но татарским лидерам надо было проводить политику объединения с учетом исторических и национальных особенностей родственных народов, в частности башкир, с учетом их возросшего национального самосознания.
Когда к 1919 году большевики окончательно утвердились на Волге и Приуралье, татарские лидеры предложили создать Татаро-Башкирскую республику, но башкирская элита выступила против этого проекта и создала в, интеграционным процессам с Башкирией, Удмуртией, Мордовией и Мари-эл следует препятствовать. Кроме того, имеет смысл акцентировать территориальное деление Татарстана по культурно-этническим признакам, так как татары этнос составной и по расовым и по культурно-религиозным факторам. Имеет смысл также поощрять русскую миграцию в эту республику.
Татары тюрки и мусульмане, а это делает их геополитической частью тюрко-исламского мира. В этом отношении Центр сталкивается с проблемой, которая представляет собой доминанту всей геополитики Юга. Совершенный отрыв Татарии от этой реальности невозможен ни путем ассимиляции, ни есообразно настаивать на создании Татаро-Башкирской республике или конфедерации этих республик. Это было бы естественным ходом нашего развития. Существуют же, например, Кабардино-Балкарская или Карачаево-Черкесская республики, где объединены народы с совершенно разными языками, у нас же языки очень близкие, нам даже не нужны переводчики для общения. Культурная интеграция также бы замедлила или даже приостановила нашу ассимиляцию. Могли бы создать единое мощное двуязычное телевидение. Башкирия богата лесом и рудами металлов, у Татарстана развитое машиностроение. Например, в Уфе и на северо-западе Башкирии живет около миллиона татар. Почему бы не провести прямую том. что политика разделения идет сверху.



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 14 | 01.01.2016, 14:11 | Автор: юнг
    Публикации: 312 | Комментарии: 34526 | Рейтинг: +5803,9
ли вытеснены с земель, граничащих с большими реками и дорогами, и в самом начале XVIII века по указу Петра I были ликвидированы феодалы как социальный класс, а их земли были переданы русским переселенцам и царской казне. Татары с тех пор всегда страдали от безземелья.
У башкир же ситуация складывалась по-другому: У башкир, обладавших в течение всего периода нахождения в составе царской России вотчинным правом, выработался свой идеал национального и социального освобождения, который ассоциировался в народном сознании с возвращением к условиям присоединения Башкирии к Русскому государству, когда им со стороны царизма было гарантировано полное невмешательство в дела внутреннего самоуправления и право распоряжаться землей по своему усмотрению. Стремление башкир сохранить и защитить национальные земли, опираясь на историческое вотчинное право, на протяжении веков сталкивалось с интересами феодально-бюрократического государства, русских помещиков и капиталистов, а также с интересами многонационального крестьянства, переселявшегося в Башкирию особенно интенсивно в пореформенную эпоху и в период столыпинской аграрной реформы. Все это делало земельный вопрос в крае острополитическим вопросом, превращало его в существенный фактор формирования идеологии национального движения.
3. Различие в географическом расположении татарских и башкирских земель.
Татарские земли находились в глубине Империи, и они не граничили ни с одним национальным окраинным регионом, тем самым татарам было трудно чисто географически объединиться с каким-либо пограничным тюркским народом. Башкирские же земли располагались очень близко (50 км.) к границе казахских земель, тем самым увеличивалась вероятность союза с казахами.
4. Различие в характере расселения татар и башкир в Российской империи.
Известно, что татары даже на своих коренных землях не составляли подавляющего большинства населения, а в других губерниях они составляли незначительное меньшинство. Другими словами, татары в основном жили дисперсно.
Башкиры же на территории Малой Башкирии составляли подавляющее большинство населения.
5. Различие в культурном и образовательном уровнях татар и башкир.
По некоторым косвенным сведениям можно предположить, что широкие слои татарской интеллигенции в годы буржуазной и особенно, октябрьской революций считали, что при равенстве в законе с русской интеллигенцией они, в общественной и культурной жизни будут с ней на равных. При дисперсном расселении главным оружием татар был интеллект, организованность и высокие моральные качества. (Конечно, они не могли предположить, что уже в 30-годы тысячи людей из татарской элиты будут физически уничтожены по приказу Москвы. В 1917 году они думали иначе).
Джамалетдин Валиди пишет о татарской интеллигенции того периода: «Эту часть (средней и низшей – Р.М.) интеллигенции мало интересовала высокая политика, и поэтому она больше и скорее поддавалась влиянию Октябрьской революции ... Ведь фактическое уравнение их с русской интеллигенцией совершилось только после Октября. И потому большинство средней и низшей интеллигенции из татар не симпатизировало чехословацкому перевороту».
Сила же башкир была не в их медресе и интеллигенции, а в их обладании землей, в большинстве башкирского населения на своей исконной земле, в военной организованности и готовности башкирской элиты военным путем добиться независимости.
На мой взгляд, самыми важными факторами, лежащими в основе противостояния татар и башкир, были 4-й и 5-й факторы.
Анализ развернувшихся исторических событий с 1905 года, с первых съездов «Союза мусульман» до начала 1918 года, показывает, что в 1905-1907 годы татары были явными гегемонами в национально-демократическом движении. Но затем, после 1907 года и до 1918 года прошли Балканская война, I-ая Мировая война, осуществлялась переселенческая политика Столыпина, произошло восстание казахов в 1916 году. Все эти события повысили национальное самосознание тюрок Туркестана и Башкурдистана, но татарские лидеры и в 1917 году по инерции продолжали считать себя непрекаемыми лидерами и не учитывали произошедших изменений. Конечно, задним числом легко советовать, но татарским лидерам надо было проводить политику объединения с учетом исторических и национальных особенностей родственных народов, в частности башкир, с учетом их возросшего национального самосознания.
Когда к 1919 году большевики окончательно утвердились на Волге и Приуралье, татарские лидеры предложили создать Татаро-Башкирскую республику, но башкирская элита выступила против этого проекта и создала в 1919 году Башкирскую республику. Но ошибкой башкирских лидеров было присоединение Уфимской губернии к Малой Башкирии, так как при этом процентное соотношение башкир относительно всего населения Большой Башкирии резко уменьшилось, а татарский народ оказался разделенным в двух республиках.
Таким образом, тогда Москва убила сразу двух зайцев: татарского и башкирского.
Во многом отношение к татаро-башкирскому вопросу и сейчас в определенных кругах российской властной и интеллектуальной элиты совершенно не изменилось. Имперская политика «Разделяй и властвуй» жива как никогда.
Вот как рассуждает об этом вопросе известный и влиятельный во властных структурах идеолог и геополитик А. Дугин.
В своем фундаментальном труде «Основы геополитики» он пишет: «В Поволжье расположен Татарстан, довольно монолитное этно-национальное образование, сохраняющее традиции политической самостоятельности и определенного соперничества с Россией. Это наиболее уязвимый (с точки зрения сохранения целостности России) регион, так как национальное самосознание татар очень развито. В любом случае историческая традиция татар требует повышенного внимания к этому региону и проведения такой



0

  • Изображение
  • Участник
  • 15 | 01.01.2016, 14:24 | Автор: Батыр
    Публикации: 0 | Комментарии: 3205 | Рейтинг: -174,3
Прочитал все и расплакался, братья мои (((((



0

  • Изображение
  • Начинающий
  • 16 | 01.01.2016, 15:22 | Автор: materu
    Публикации: 0 | Комментарии: 12504 | Рейтинг: -1557,8
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
Иречка пора привлекать по ст 282 УК России. Пора Ему опять в ИТК там Его дом и больничка.



0

  • Изображение
  • Начинающий
  • 17 | 01.01.2016, 15:25 | Автор: materu
    Публикации: 0 | Комментарии: 12504 | Рейтинг: -1557,8
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
Иричек Ты красный белый черный зеленый или голубой? Каких будешь и служил ли в армии? Или у Тебя белый билет?



0

  • Изображение
  • Начинающий
  • 18 | 01.01.2016, 15:26 | Автор: materu
    Публикации: 0 | Комментарии: 12504 | Рейтинг: -1557,8
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
Иричек Ты не го луб ок случаем. И по какой статье УК привлекался?



0

  • Изображение
  • Участник
  • 19 | 01.01.2016, 15:29 | Автор: Дед
    Публикации: 2 | Комментарии: 4275 | Рейтинг: -699,3
Юнг, ты такие вопросы поставил, что бедный Ирек и Карим опять загремять в дурку. Если на все эти вопросы можно было ответить, то кто то бы получил нобевскую премию. А так это путь шизиков в дурку!!!!



0

  • Изображение
  • Начинающий
  • 20 | 01.01.2016, 16:55 | Автор: materu
    Публикации: 0 | Комментарии: 12504 | Рейтинг: -1557,8
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
Запрещается пропаганда социального расового национального религиозного и языкового превосходства ст 29 Конституции РФ. Иречек Ты и Те кто публикует и размножает твои портянки полностью подходят под действие ст 282 УК РФ. И это просто недоработка структур что Ты и те кто пропускает твои портянки на УЖе что Ты и админы УЖа еще на свободе.



1