
«Каждый джентльмен должен жить в деревне», гласит английская поговорка. Хватит мучиться в многоквартирных домах терпимости, где терпим рёв вонючей автомобильной реки под окнами, терпим грязь и мусор в подъезде, терпим шум от пьяниц соседей снизу. Правда, городские власти что-то не шибко с этим согласны, всё башни да башни возводят над Уфой, а народу хочется в тихие, зелёные пригороды.
В 1992 году в состав Октябрьского района Уфы вошли деревни Жилино, Нагаево и другие, с 2006 года начали возводиться коттеджи, а когда с 2008 года заработал мост через Каменную переправу, народ хлынул в те края. Различные форумы в Интернете расскажут Вам о современном быте в Жилино.
А мы совершим экспедицию в прошлое. Седлайте коней.
Медленной рысью пересекаем старинный мост через речку Сутолоку (не забыли про такую?), но не поднимаемся вверх по Большой Усольской (Сочинской) на Усольскую гору, а берём вправо. Мимо Золотухинской слободы, узкой ленточкой вытянувшейся вдоль подошвы горы, поспешаем к старинному Каменному перевозу.
Мы в 1855 году. Перед нами «гладкая дорога, пролегающая тесьмой под самою горой к так называемому Каменному перевозу, на Уфе, и теряющаяся за рекой в лесу. Перевоз наименован Каменным, вероятно, от каменистого горного гребня, идущего вплоть до него от берега Белой».
Через Уфимку в XIX столетии ходил паром-летун (на канате), на противоположном берегу уставших путников соблазняла аппетитными баранками народная чайная. Но мы спешим.
Рысак в яблоках несёт нас дальше, мы берём правее, в Карпово нас не ждут, за кустами справа остаётся большое озеро Старица. Сто лет назад оно ещё соединялось с Белой. Одиннадцать вёрст пролетели и вот оно… Жилино. Нас занесло в Нагаевскую волость Уфимского уезда.
В 1917 году в Жилино стояло 24 дома / домохозяйства, где проживали русские, да приютились ещё 4 семьи беженцев (в основном белорусы) из Холмской или Гродненской губерний (итого 158 чел.). Бежали последние от германца-супостата, нет, не от Ангелы, а от Вильгельма.
Народ жилинский жил честным крестьянским трудом, семьи были побольше, чем нынешние, в двух насчитывалось по восемь душ, в одной – девять, а ещё одна семья включала аж 14 человек.
Жилино возникло на краю приречной поймы, рядом реки, болота, озёра, покосы, заливные луга, рыбалка опять же. Современные жилистые жилинцы добавляют: «Да-да, озеро в центре посёлка хорошо и красиво, пока оно не вползает весенним паводком в твой огород».
А 155 лет назад, в январе 1861 года Жилино имело ещё два других названия: Тихвинка или Пыпина. Православный же народ ходил в храм Русского Юрмаша за 13 вёрст.
Жилино – деревня крепостная, имена у помещичьих селений обычно давались по владельцам. Но судьба изменчива, одно название закреплялось, а другие нет.
Откуда явилось имя Тихвинка, не известно, но фамилия Жилиных происходила от уфимских подьячих (чиновников по-старинному), которые в XVII столетии получили дворянство, за что и были поверстаны / жалованы землицей под Уфой. Ещё в XVIII веке, пишет историк архитектуры С.Ю. Семёнова, в Уфе у дворянина Жилина были «хоромы двойные сосновые» с подклетью и сенями.
Но постепенно род угасал, в начале XIX века известна лишь помещица Ирина Алексеевна Жилина, затем земли оказались в руках статской советницы Екатерины Григорьевны Лаврентьевой.
Вот у неё в январе 1844 года поместье и купила Серафима Ивановна Пыпина, жена штабс-капитана Алексея Пыпина. По новой хозяйке деревню стали именовать Пыпиной, но имя не прижилось. Жилино оно как-то весомее, солиднее, звучнее! Да и времена дворянские подходили к концу, вот старое прозвание Жилино и живёт до сих пор.
Одновременно Серафима Ивановна в 1846 году прикупила соседнее Зинино, да крепостных мужиков приобрела не только у Е. Лаврентьевой, но ещё у другой окрестной помещицы, титулярной советницы Анны Степановой. То есть народ в Жилино был из разных мест. Как, впрочем, и сейчас.
Шли годы, молодости не прибавлялось, Серафима Ивановна умерла примерно около 1863 года, но в последние годы жизни, предчувствуя неизбежный уход в лучшие миры, она завещала Жилино детям. Их было трое.
Две дочери – из дворян девица Александра Алексеевна Пыпина, ей матушка подарила часть земли в декабре 1856 года, однако в натуре границы не проводили. Всё поместье оставалось единым хозяйством с долями матери и второй сестры, успевшей к тому времени выйти замуж – Екатерины Алексеевны Галявинской. Последнюю часть жилинского поместья мать завещала сыну – Апполинарию Алексеевичу Пыпину. Он служил в Уфе мелким чиновником в Оренбургском приказе общественного призрения, собесе, по-советски, писец 1-го разряда, затем коллежский регистратор.
И если бы морозным январским деньком 1861 года наш рысак в яблоках занёс нас в Жилино, взору предстали бы… сразу четыре дворянские усадьбы! А Вы думали, что в Жилино токмо мужики в лаптях хаживали?
Скорее всего, где-то рядышком, по-соседству стояли четыре небольших деревянных коттеджа, то бишь усадьбы, типа такой:

Почему четыре? Из-за близости к городу усадьба в Жилино использовалась в основном как летняя дача и когда матушка, Серафима Ивановна Пыпина оформила своим трём детям земельные доли, они быстренько возвели для себя собственные дачи-усадьбы-коттеджи, чтобы маменьку не тревожить по вечерам романсами:
Как упоительны в России вечера
Любовь, шампанское, закаты, переулки
Ах, лето красное, забавы и прогулки
Как упоительны в России вечера
Без сомнения, молодёжь приезжала в свои поместьица с весёлыми компаниями, от Уфы рукой подать, на хорошей тройке, да с ветерком! Смех, танцы, сирень благоухает, дивно пахнет заморский немецкий десерт… винегрет, слуга несёт бутылочку запотевшей, Боже, как хорошо в Жилино! Кстати, в современном Жилино есть улица Романтиков…
В 1861 году в Жилино находились четыре небольших дворянских усадьбы. Е.А. Галявинской принадлежало 6 человек дворовых. Да, кроме «обычных» мужиков, в Жилино жили дворовые: садовники, форейторы, лакеи, повара, симпатичные горничные. Две усадьбы Пыпиной (матери с сыном) обслуживали 12 и 4 человека, соответственно. В четвёртой усадьбе Александры Алексеевны сначала Пыпиной, а затем Поповой, было 6 чел. дворовых.
Возможно, конечно, в Жилино всё-таки стояла только одна усадьба, матушка разделила между детьми не только землю, но и крепостных крестьян вместе с дворовыми. Но наше предположение о четырёх отдельных усадьбах романтичнее. Если же была единая помещичья усадьба с 28 чел. дворовой прислуги, тогда в Жилино стоял внушительный особняк!
Учтём, что вокруг барского жилья возводили хозяйственные строения, бани, конюшни, склады и… застольную избу. В помещичьем имении это отдельное помещение для питания дворовых, прислуги, работников. Москвич М.Н. Загоскин вспоминал: «Тут всё есть: и баня, и сушильня, и амбары, и голубятня, и застольная изба, в которой каждый день по колокольчику сбираются обедать человек тридцать дворовых людей».
Вот загадка для современных жителей Жилино – а где находились дворянские усадьбы. Может в огородах, копая картошку мелькнёт золотой червонец или брошка с кружевного воротничка? Может осталось что-либо в памяти? Подумайте, погуляйте по улицам жилинским…
Жилино разрезается проездом, бывшей дорогой из Уфы в Зинино, параллельно ему идёт улица Генеральская. На двухкилометровой карте Генштаба СССР деревня Жилино находилась слева от дороги, если ехать из Уфы в Зинино. Значит район улиц Степная, Хуторская, Изумрудная (дворяне в изумрудах щеголяли) и незабвенное озерцо – историческая часть деревни?
Дворянские усадьбы обычно возводили не в самой деревне, а поблизости, на каком-нибудь возвышенном месте, с хорошим видом (на озеро?). Вокруг разбивался садово-парковый ансамбль. Но, с моей точки зрения, дворянские усадьбы могли находиться по другую сторону дороги из Уфы в Зинино, там где ныне Офицерский переулок, улица Кружевная и др. Усадьба могла стоять с перспективой на Уфу, из Жилино виден был ансамбль Уфимского мужского монастыря (совр. Школа МВД). В общем, думайте, изучайте свою землю жилинцы!
В 1861 же году хозяйством сестёр Поповой и Галявинской (Голявинской) управляли старосты, что подтверждает гипотезу о раздельных четырёх или трёх усадьбах, а владения матушки Серафимы Ивановны Пыпиной с сыном Апполинарием Алексеевичем вообще находилось в опеке из-за долгов (внешнее управление, говоря по современному).
Сын и дочь Екатерина прочно жили в Уфе, документы показывают, что лишь младшенькая дочь – Сашенька Пыпина / Попова серьёзно обустраивала доставшуюся ей усадьбу. В январе 1857 года она купила у помещицы Аничковой две крестьянских семьи, в 1859 году заложила имение на 26 лет за 1120 рублей. Всё это подтверждает наличие отдельной усадьбы.
При отмене крепостного права в 1861 году упоминалась барская усадьба А.А. Поповой: «под господским двором 962 сажени» (кв. саж. = 4,55 кв. м), далее шли выгон, гумно и роща на площади в 3 дес. 242 саж., лес оговаривался отдельно. Все документы оформлял муж помещицы – коллежский ассесор Филарет Дмитриевич Попов. Имение сразу же, в 1862 году сдали в казну. Известно, что бывшая жилинская помещица, уже вдова коллежского ассесора Александра Алексеевна Попова проживала в 1892 году в Уфе, на Большой Казанской (Окт. революции), в собственном доме.
Несмотря на скромные размеры владений и, наверняка, не слишком высокую доходность, жилинские помещики цепко держались за свои угодья.
Близость к Уфе, удобная прямая дорога от Каменной переправы повышали ценность земли. Так, в 1874 году в Жилино сохранялись владения Екатерины Галявинской и Аполлинария Пыпина, фигурируют среди окрестных владельцев и Поповы. Пыпины и Поповы упоминаются среди землевладельцев Нагаевской волости вплоть до 1913 года.
Пускай всё сон, пускай любовь – игра
Ну что тебе мои порывы и объятья
На том и этом свете буду вспоминать я
Как упоительны в России вечера
Передохнув в Жилино, запрягаем своего рысака в яблоках и отправляемся дальше в путь. Через неделю встречаемся в Зинино…
Михаил Роднов, доктор исторических наук
Приглашаю на сайт «Роднов и его друзья», где много материалов об уфимских помещиках
Исторические картинки. Дворянское Зауфимье: Жилино
Раздел: История | Просмотры: 12268 | Комментарии: 20