Рейтинг публикаций пользователей
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
О предстоящем юбилее в ...

О предстоящем юбилее в республике, национальной идее и многом другом ProUfu.ru ...
  9.12.2016   1036   66

Гафур Гилязов: К ...

Международные договоры, под которыми стоят подписи и руководителей России, ...
  9.12.2016   502   37

Спорный участок без ...

Вокруг проекта перспективной застройки территории парка имени Гафури в Уфе ...
  9.12.2016   872   30

Госдума отказывается ...

Госдума не желает запрещать чиновникам РФ иметь недвижимость за границей, речь ...
  9.12.2016   479   20

Cбербанк CIB: Рынок не ...

Почти все валютные доходы от приватизации Роснефти покинут Россию в самое ...
  9.12.2016   658   16

Сечин получил ...

Кремль объявил о завершении самой крупной сделки этого года — продаже 19,5% ...
  9.12.2016   534   16

Скованные одной цепью? ...

Информации об Александре Филиппове сейчас столько, что можно снимать фильмы и ...
  8.12.2016   1585   18

Качкаев все о народе ...

Сегодня одним из вопросов повестки дня Государственной думы РФ станет ...
  8.12.2016   1154   34

ТИК отказался запустить ...

Территориальная избирательная комиссия Дуванского района Башкирии отказалась ...
  8.12.2016   458   5

Бабич: Работе прежнего ...

Полпред президента России в ПФО на встрече с главными редакторами СМИ рассказал ...
  8.12.2016   633   15

Темы и персоны
Архив публикаций
Декабрь 2016 (52)
Ноябрь 2016 (164)
Октябрь 2016 (183)
Сентябрь 2016 (173)
Август 2016 (153)
Июль 2016 (156)
Читаемое за неделю
Читаемое за месяц

О культуре без письменности, евроцентризме и мифотворчестве

6


Об особенностях современной исторической науки рассуждает Игорь КУЧУМОВ, старший научный сотрудник Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра РАН.

О культуре без письменности, евроцентризме и мифотворчестве


Без городов

- Вы сегодня вводите в научный оборот труды прошлых лет о Башкирии. На днях выходит подготовленная вами книга XVIII века француза Пьера-Шарля Левека «История народов, подвластных России». Такие труды по-прежнему актуальны?

- Левек по сути был первым объективным историком России, за что Екатерина II назвала его скотом. Она считала, что историю страны надо приукрашать. Нередко и современные ученые, в том числе уфимские, соглашаются с таким мнением. Ему принадлежит первая полная история России. Он жил в эпоху академических экспедиций Лепёхина, Палласа, Миллера, Георги. Большая часть собранных ими материалов пылится неопубликованной в архивах страны. Вместе с этими учёными Левек фактически открыл для Европы цивилизации Сибири и Дальнего Востока.

- Вы изучаете письменные источники, которые появились после присоединения Башкирии к России?

- До этого они у нас существовали в основном на восточных языках, и сегодня они, скорее всего, утрачены. Не считаю, что это плохо – культура без письменности. Это лишь способ передачи информации. Некоторые наши учёные любят критиковать своих коллег за европоцентризм (политическая идеология, провозглашающая превосходство Европы над другими - Ред.). Но сами такими являются. Им обязательно надо найти у нас письменность, город, древнюю государственность. А понять, что без этого культура может быть высокоразвитой, они не хотят. В Америке существовали высокоразвитые цивилизации, не имевшие письменности. Столица Монгольской империи Каракорум напоминала большое становище, но считалась городом. Но некоторым нужен мегаполис европейского типа как чуть ли не единственный критерий цивилизованности. У уфимского историка Фании Шакуровой давно уже вышла книга о башкирской общине.

Это явление уникально, оно выполняло функции, которые у других народов принадлежали государству.

О мифологии

- Сегодня история приукрашается?

- В 80-е годы XX века чешский историк Мирослав Хрох выдвинул концепцию трёх стадий национализма. Вначале у общества возникает интерес к народной культуре, учёные едут в экспедиции, собирают фольклор и предметы быта. Затем создают музеи. В них с лаптей очищается грязь, рубахи отстирываются, всё это аккуратно размещают по витринам. Потом издаются красивые альбомы об этом. На третьем этапе выстиранная культура возвращается в массы и становится инструментом борьбы за национальное освобождение.

Эпос «Урал-батыр» – пример такого мифотворчества. Выдающийся этнограф Раиль Кузеев рассказывал, что это произведение записали в первые годы советской власти. По его словам, поэт Мухаметша Бурангулов, как Элиас Лённрот при создании финского поэтического эпоса «Калевала», создал «Урал-батыр» из разных кусочков устного народного творчества. О Бурангулове как малограмотном, интересующемся культурой националисте, не отделявшем народное творчество от собственного, вспоминал советский писатель Степан Злобин. Кстати, в послевоенное время, в период борьбы с «низкопоклонством» перед Западом, пытались создать общерусский эпос из разных былин, но не получилось. Потому что не было тогда единого русского народа. Как в древности и единого башкирского. Смутно представляя, как записали эпос, нельзя делать широкие выводы. А у нас... Раиль Гумерович говорил: «Я 50 лет езжу по нашим сёлам и никогда не слышал об Урале-батыре». Впервые эпос опубликовали в 1972 г. в журнале «Агидель». Думаю, это произошло в рамках начатой тогда республиканским истеблишментом кампании за усиление «башкирскости» края. Накануне принятия новой конституции 1977 г. обсуждался вопрос о сохранении БАССР. И местная номенклатура, боясь потерять власть, решила так усилить позиции республики.

- На какой стадии национализма из трёх мы сейчас находимся?

- Прошли все три этапа. У историков появилась возможность по-разному оценивать прошлое. Этого не произошло. И есть причина.

Функция исторической науки состоит не в том, чтобы понять минувшее, а в том, чтобы создать стержень, на котором держалась бы этничность, скрепляющая народы. Поэтому нам всегда говорят, что мы самые хорошие. Если мы будем представлять себя злодеями – это мы наблюдали накануне распада СССР – естественно, социум рухнет. История всегда будет приукрашиваться. Петра Великого мы считаем реформатором, но ведь к концу его царствования население России сократилось в два раза, а казна опустела полностью!

Почему вокруг имени Заки Валиди много споров? Это тот случай, когда символ патриотизма для одних становится антигероем для других.

Или Пугачёв, который так и не стал для русских героем, как Салават для башкир. Но чего он добивался? Блага для всех, как нас раньше учили? Башкиры на самом деле отстаивали свои вотчинные права. Кстати, в 1973 г. немецкая учёная Доротея Петерс выпустила монографию об идеологии восстания. Она пришла к выводу, что если бы Пугачёв победил, то Салават повернул бы против него оружие и стал дальше бороться за освобождение Башкирии. Как и предыдущие лидеры башкир, как Карасакал, предводитель башкирских восстаний 1735—1740 годов. Ведь колонизация Россией края разрушала привычный образ жизни местного населения. Заводы губили природу, отнимали пастбища и леса, приводили к росту смертности. Башкирам тогда никакие заводы были не нужны, от них им был только вред.

Азия ушла на восток

- А какие новые методы сегодня используют учёные?

- В апреле в США вышла книга Чарлза Стейнведела по истории Башкирии. С помощью новейших методов анализа источников он показывает, как республика стала частью европейской России. В XVII веке она считалась Азией. Но с началом реформ Александра II регион стал развиваться и восприниматься как часть европейской России. То есть ментально граница Европы и Азии сдвинулась дальше на восток, хотя сами земли Башкирии никуда не перемещались.

- Это американец, а где наши учёные с передовыми методами?

- Местная историческая наука деградировала. Причина в том, что при предыдущем режиме в течение 20 лет происходила стагнация свободной мысли. Во главе исторической науки стояли люди, тесно связанные с властью, являвшиеся идеологической опорой режима суверенитета. За эти годы в развитии исторической науки нас обогнала Казань, Пермь, Екатеринбург и Оренбург. А, например, наш институт в лице уже бывшего руководителя Айслу Юнусовой не захотел под своим грифом выпускать труд Левека. Хотя никаких финансовых затрат от института не требовалось. Нашему заведению была бы только слава и ещё больше известности. Но все лавры теперь достанутся другому учреждению.

У наших учёных нет понимания, как изучать прошлые события на основе современных подходов. Мы применяем старые методики.

Например, современные труды по истории Башкирии XX века начинаются с 1900 года. Но в сегодняшней науке за начало или конец столетия принято брать какое-то крупное событие в жизни региона. Календарный и исторический век обычно не совпадают. Есть понятие «долгого XIX-го века», который начался в 1786 году, с Французской революции, а завершился вместе с первыми залпами первой мировой войны. Или «короткий XX век» – с 1914 по 1991 год, когда рухнула система биполярного мира. А для Башкирии очень важен 1917 год. Но не в связи с Октябрьской революцией, а по причине провозглашения Валидовым и его соратниками Башкирской республики. Впервые в истории республика обрела чёткие границы, а её устройство отныне основывалось на этническом принципе.

Сегодня мы отстаём в изучении своего края, и нам на пятки наступают учёные из других стран. Сибирь и Дальний Восток уже полностью «оккупированы» американскими, французскими, южнокорейскими экспедициями. Рано или поздно они доберутся и до нас, и если мы не изменим своего отношения к гуманитарным наукам, то центр башкироведения переместится из Уфы в дальнее зарубежье. Я своими публикациями переводов иностранных учёных стараюсь показать своим коллегам, как сегодня работают исследователи на Западе, чтобы наша будущая встреча с ними в полевых условиях была безболезненной и взаимно продуктивной.

Игорь КУЧУМОВ

Родился в 1968 г. в Уфе. Кандидат исторических наук. Член Союза журналистов России, член Российского общества интеллектуальной истории. Автор более 200 научных работ. Занимается изучением истории и культуры народов Урала.

Алексей Шушпанов, Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты»
Оригинал публикации




Связанные темы и персоны


Другие публикации по теме


  • Изображение
  • Участник
  • 1 | 19.05.2016, 09:02 | Автор: препод
    Публикации: 11 | Комментарии: 4229 | Рейтинг: -39,5
Опять Валидовщина. Это по поводу этой статьи Кульшарипов брызгал слюной перед Шушпановым?



2

  • Изображение
  • Участник
  • 2 | 19.05.2016, 09:04 | Автор: Батыр
    Публикации: 0 | Комментарии: 3012 | Рейтинг: -169,7
Слава башкирам, слава героям предкам. Амин



3

  • Изображение
  • Участник
  • 3 | 19.05.2016, 09:20 | Автор: Сельчанин
    Публикации: 70 | Комментарии: 5332 | Рейтинг: -1066,8
Когда ж вы все пись..ми мериться перестанете? Она у всех одной формы и одного предназначения!



7

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 4 | 19.05.2016, 09:25 | Автор: Karim Yaushev
    Публикации: 50 | Комментарии: 477 | Рейтинг: +172,5
Великий Сервантес говорил, что лживых историков следовало бы казнить, как фальшивомонетчиков. А в рахимовской Башкирии, наоборот, им давали ордена, квартиры, должности.

В сущности, эти "патриотически" наточенные башкирские историки, совершают преступление перед своим народом - они лишают его истории, подменяя реальную, может быть и не великую историю, красиво-величавой сказкой.



8

  • Изображение
  • Начинающий
  • 5 | 19.05.2016, 09:47 | Автор: materu
    Публикации: 0 | Комментарии: 7734 | Рейтинг: -1330,2
Историю России переписывают под существующую власть в этом ни чего удивительного. Начиная с Петра 1 ни одного правителя русского не было как при царизме так и при других формациях.Пора это менять и Я знаю как это сделать.Нужен референдум по изменению конституции и общественно политического строя.



2

  • Изображение
  • Участник
  • 6 | 19.05.2016, 09:52 | Автор: Зулия
    Публикации: 27 | Комментарии: 24205 | Рейтинг: -533,6
"Выдающийся этнограф Раиль Кузеев рассказывал, что это произведение записали в первые годы советской власти."
----------------------------
Разве Раиль Кузеев всеслышащий? Но где запись от первого лица? Надо было Раиля Кузеева спросить самого при жизни, а не кормить брехней Кучумова от цитатщика брехни Шушпанова.



3

  • Изображение
  • Участник
  • 7 | 19.05.2016, 10:02 | Автор: ketrin_2
    Публикации: 0 | Комментарии: 4117 | Рейтинг: +1238,7
Села Зуля на любимый конек.
Я рада за нее.



2

  • Изображение
  • Участник
  • 8 | 19.05.2016, 10:08 | Автор: Зулия
    Публикации: 27 | Комментарии: 24205 | Рейтинг: -533,6
Пугачёв, который так и не стал для русских героем,
--------------------------
В кои веки Кучумов гласит от имени русского народа?
Поэма Есенина, монолог Хлопуши в исполнении Владимира Высоцкого

Слава ему! Пусть он даже не Петр!
Чернь его любит за буйство и удаль.

https://www.youtube.com/watch?v=5aSOIsq-cLA



4

  • Изображение
  • Участник
  • 9 | 19.05.2016, 10:09 | Автор: Зулия
    Публикации: 27 | Комментарии: 24205 | Рейтинг: -533,6
7 | 19.05.2016, 10:02 | Автор: ketrin_2 | На сайте
Публикации: 0 | Комментарии: 3912 | Рейтинг: +1177,6
Села Зуля на любимый конек.
Я рада за нее.
---------------------------
села на любимый конферанс.

накой мне твои радости



3

  • Изображение
  • Участник
  • 10 | 19.05.2016, 10:11 | Автор: Зулия
    Публикации: 27 | Комментарии: 24205 | Рейтинг: -533,6
4 | 19.05.2016, 09:25 | Автор: Karim Yaushev
Публикации: 43 | Комментарии: 440 | Рейтинг: +163,6
Великий Сервантес говорил, что лживых историков следовало бы казнить, как фальшивомонетчиков. А в рахимовской Башкирии, наоборот, им давали ордена, квартиры, должности.
----------------------------
Лживых журналюшек - туда же. к тому же туповатых
другого способа исправить не придумали.



4

  • Изображение
  • Участник
  • 11 | 19.05.2016, 10:12 | Автор: Зулия
    Публикации: 27 | Комментарии: 24205 | Рейтинг: -533,6
7 | 19.05.2016, 10:02 | Автор: ketrin_2 | На сайте
Публикации: 0 | Комментарии: 3912 | Рейтинг: +1177,6
Села Зуля на любимый конек.
Я рада за нее.
------------------------
продолжай радоваться, разберу по косточкам любимца публики Кучумова



4

  • Изображение
  • Гость
  • 12 | 19.05.2016, 10:19 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Препод вы на самом деле такой тупой,или прикидываетесь? Кучумов отсидел за свои статьи против националистов,когд а кто-то с умным видом писал глупые комментарии



4

  • Изображение
  • Участник
  • 13 | 19.05.2016, 10:21 | Автор: ketrin_2
    Публикации: 0 | Комментарии: 4117 | Рейтинг: +1238,7
Зуля,я же любя. Вы меня не поняли. Я к тому,что темка для вас.
Накоймне КУчумов.Эх нет тут смайликов. А как выражать эмоции?



0

  • Изображение
  • Участник
  • 14 | 19.05.2016, 10:22 | Автор: Зулия
    Публикации: 27 | Комментарии: 24205 | Рейтинг: -533,6
Пугачёв, который так и не стал для русских героем,
--------------------------
В кои веки Кучумов гласит от имени русского народа?

В Оренбурге имя Пугачева произносят с гордостью.
В краеведческом музее Оренбурга отдел посвящен Пугачеву, Музей Пугачева в Бёрдах - чем не достопримечательность



5

  • Изображение
  • Участник
  • 15 | 19.05.2016, 10:26 | Автор: Зулия
    Публикации: 27 | Комментарии: 24205 | Рейтинг: -533,6
Пугачёв, который так и не стал для русских героем,
--------------------------
В кои веки Кучумов гласит от имени русского народа?

При царском режиме, когда Екатерина даже имя Пугачева вычеркнула, сам Пушкин, который был по убеждениям немножко монархист, посвятил Пугачеву одно из лучших своих произведений.



5

  • Изображение
  • Участник
  • 16 | 19.05.2016, 10:30 | Автор: Зулия
    Публикации: 27 | Комментарии: 24205 | Рейтинг: -533,6
Пугачёв, который так и не стал для русских героем,
--------------------------
В кои веки Кучумов гласит от имени русского народа?

Дон – земля российских бунтарей‎

Есть на Дону станица, которую по праву называют Орлиным гнездом. Это станица Зимовейская. ‎Три столетия подряд казáчки рожали здесь мальчиков, которые затем, достигнув возраста, ‎становились во главе народной борьбы за свободу и справедливость. Вожаки крестьянских войск ‎Степан Разин и Емельян Пугачёв, народоволец Василий Генералов – все они, по данными ‎Большой Советской энциклопедии, – родились в одной и той же станице Зимовейской. ‎

Зимовейскую, как желала того «Просвещенная монархиня», сравняли с землёй‎, исчезла с лица земли Зимовейская, родина народных вождей Разина и Пугачёва, но не исчез, а ‎лишь затаился на столетие бунтарский дух, и зимовейцы ещё предъявят свой счёт дому ‎Романовых.‎



5

  • Изображение
  • Участник
  • 17 | 19.05.2016, 10:42 | Автор: Зулия
    Публикации: 27 | Комментарии: 24205 | Рейтинг: -533,6
Пугачёв, который так и не стал для русских героем,
--------------------------
В кои веки Кучумов гласит от имени русского народа?

"Прошлое Оренбургского края связано со многими событиями истории России и ее великими ‎именами. Среди них особое место занимает крестьянское восстание под предводительством ‎Емельяна Пугачёва."

А.В. Фёдорова. Доктор исторически наук, профессор



3

  • Изображение
  • Участник
  • 18 | 19.05.2016, 10:43 | Автор: Гунн
    Публикации: 194 | Комментарии: 5269 | Рейтинг: +918,3
"Датировка, историко-этнографическая характеристика даже основных памятников башкирского народного творчества пока остаются неясными.

Причина не только в общей трудности решения проблемы, в из-
лишнем стремлении исследователей те или иные произведения
фольклора связать с конкретными историческими фактами и т. д.,
но главное - в неразработанности теоретических вопросов, свя-
занных с выявлением общих тенденций развития фольклора
у бывших кочевников в пору зарождения и формирования наибо-
лее крупных эпических памятников.

Между тем историко-этнографический материал, который в определенной части по своей при-
роде является также фольклорным, подсказывает, что степень и
глубина связей устного народного творчества с исторической действительностью в разные эпохи различна.

Конечно, в любые периоды древности и средневековья в эпических сказаниях, народных преданиях, легендах и т. д. было что-то от действительности, что-то от фантазии.

Однако героическая эпоха, совпавшая
с распадом родовых и становлением классовых отношений, оста-
вила особенно глубокий след в памяти народа, и люди еще очень
долго, многие столетия, жадно слушали повествования о героях и
батырах, постепенно дополняя эти предания новыми, более све-
жими сюжетами и деталями.

Несмотря на сильнейший налет
фантазии, через рожденные воображением могучие гиперболизиро-
ванные образы эпических повествований и преданий достаточно
ясно просматриваются контуры реальной исторической действи-
тельности. Памятники башкирского фольклора еще раз иллюстри-
руют глубокую справедливость слов К. Маркса о том, что «древ-
ние народы переживали свою предисторию в воображении, в ми-
фологии».

Фиксируя внимание на перспективности использования баш-
кирского фольклорного материала в качестве историко-этнографи-
ческого источника, в то же время подчеркнем, что пока эти воз-
можности все же ограниченны.

Кроме обстоятельств, отмеченных
выше, здесь существенное значение имеет взаимосвязанность изу-
чения истории и фольклора.

Фольклор, безусловно, помогает понять историю, но, чтобы постичь исторические истоки самого
фольклора и проникнуть в закономерности его генезиса и разви-
тия, надо хорошо знать историю народа."

И.Г.Кузеев. "Происхождение башкирского народа".



5

  • Изображение
  • Участник
  • 19 | 19.05.2016, 10:44 | Автор: Корней
    Публикации: 5 | Комментарии: 6971 | Рейтинг: -1391,8
О мифологии

- Сегодня история приукрашается?

- В 80-е годы XX века чешский историк Мирослав Хрох выдвинул концепцию трёх стадий национализма. Вначале у общества возникает интерес к народной культуре, учёные едут в экспедиции, собирают фольклор и предметы быта. Затем создают музеи. В них с лаптей очищается грязь, рубахи отстирываются, всё это аккуратно размещают по витринам. Потом издаются красивые альбомы об этом. На третьем этапе выстиранная культура возвращается в массы и становится инструментом борьбы за национальное освобождение.
______________________________________________________
Интересная статья.
Одними историками сегодня история приукрашивается.
Другие считают, что выискивая в истории только негатив, они открывают людям правду.
На самом деле, что одни, что другие являются не столько историками, сколько пропагандистами.
А настоящий историк он не клонится в одну из этих сторон.
Он замечает и показывает и хорошее и плохое.



6

  • Изображение
  • Участник
  • 20 | 19.05.2016, 10:45 | Автор: Зулия
    Публикации: 27 | Комментарии: 24205 | Рейтинг: -533,6
Пугачёв, который так и не стал для русских героем,
--------------------------
В кои веки Кучумов гласит от имени русского народа?

Лихачев Д. С. О национальном характере русских

Разве не свидетельствуют о неискоренимом стремлении к свободе личности постоянные ‎бунты и ‎такие вожди этих бунтов, как Разин, Булавин, Пугачев и многие другие? ‎



1