Рейтинг публикаций пользователей
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Январь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Ялалов снова попросил ...

Глава администрации Уфы Ирек Ялалов обратился к жителям города с просьбой ...
  21.01.2017   930   70

«Кругом враги» как ...

Атмосфера «осаждённой крепости» и образ врага остаются одной из главных «скреп» ...
  21.01.2017   583   34

В России власть отдают ...

Америка показала процедуру передачи власти уходящего президента к следующему, ...
  21.01.2017   1529   14

Полиция задержала ...

В Москве полиция задержала около 30 строителей, когда они пришли в трудовую ...
  21.01.2017   489   9

Подвиг разведчика. Вот ...

Путинский семиминутный спич о девушках с низким уровнем социальной ...
  21.01.2017   653   22

Уфимский вице-мэр или ...

Близится февраль, а пора волшебства и чудес продолжается. Все мы взрослые люди ...
  20.01.2017   2070   24

Кроношпан: Как мы теряем ...

Для нашей республики информационная повестка года началась с очередного ...
  20.01.2017   1280   61

Сагитов не успел стать ...

Верховный суд Башкортостана взял под стражу начальника отдела уголовного ...
  20.01.2017   1766   19

Очередной статист для ...

Депутат Госдумы, представлявший Башкирию, может стать кандидатом в президенты. ...
  20.01.2017   1440   28

Шаймиев - это не ...

Президент России Владимир Путин и Премьер-министр Дмитрий Медведев встретились ...
  20.01.2017   3936   199

Темы и персоны
Архив публикаций
Январь 2017 (100)
Декабрь 2016 (159)
Ноябрь 2016 (162)
Октябрь 2016 (182)
Сентябрь 2016 (169)
Август 2016 (149)
Читаемое за неделю
Читаемое за месяц

Исторические картинки. Шакша, Касимово

4


Большой и несколько забытый властями район нашей Уфы – Шакша. История его очень интересна, сегодня прогуляемся по той Шакше, что лежит южнее железной дороги.

Исторические картинки. Шакша, Касимово


В 1888–1890 годах строилась стальная магистраль от Уфы до Златоуста и за новым мостом через Уфимку возникает станция Шакша. Рядом складывается посёлок путейцев, это современные частные дома по улице Восточной (чётная нумерация).

В 1917 году на станции Шакша проживали 16 семей русских (75 человек) и одна украинцев (7), рабочий люд. Только четверо держали по одной лошади, земледелием не занимались (кроме огородов), жили от зарплаты.

Маленькая станция Шакша трудилась круглосуточно. Шли поезда в Сибирь и обратно, ехали пассажиры, солдаты на войну, везли грузы. Очень скоро Шакша стала быстро развиваться как резервная станция.

Уфа-товарная была переполнена составами и, чтобы разгрузить её, часть вагонов перегоняли на окрестные маленькие станции. Так появилась Дёма с запада, а с востока от города функции запасных взяли на себя Шакша с Иглино.

Если в 1898 году на станцию Ураково, а так до 1908 года именовалась Шакша, прибыло 2 тыс. пуд. хлеба и не отправили ничего, то в 1909 году из Шакши вывезли 26 тыс. пуд., а прибыло сюда 19 тыс. пуд. Разница в 7 тыс. пуд. – это гужевой привоз зерна окрестными крестьянами из деревень современного Иглинского района.

Станция Шакша работала в осенне-зимний период «пиковой» нагрузки, когда шёл массовый подвоз хлеба. В неурожайные годы, как в 1911 и 1912, стояла тишина.

Когда в 1904 году император Николай II ехал в Златоуст провожать войска на битву с япошками, он выходил на станции Ураково (фото), где поезд остановился по техническим причинам (заправка паровоза или др.).

Исторические картинки. Шакша, Касимово


В советское время промышленное развитие Шакши продолжалось, на карте 1945 года (см. на моём сайте) чётко видна вытянувшаяся улица застройки (совр. Высоковольтная). И три версты до ближнего села Касимово стали активно застраиваться. Другого направления не было, затапливаемая пойма Уфимки годилась только для садоводов.

Шакша дошла до Касимово, которое в 1980 году было включено в состав города Уфы. На бывших пашнях и пастбищах, покосах и огородах стоят многоэтажные дома и промышленные корпуса.

На месте собственно села Касимово красуются жилые высотки микрорайона Шакша-5, рядом пруд на речке Шакше.

Исторические картинки. Шакша, Касимово


Касимово звалось селом, здесь стоял православный храм во имя Св. Николая Чудотворца, деревянный, выстроенный вместо сгоревшей от грозы в 1865 году церкви. А православный храм в Касимово существовал уже в начале XVIII столетия. Уничтожен в 1930-е годы.

В 1992 году на месте погибшего храма развернулись земляные работы, краеведы во главе с П.В. Егоровым узнали об этом только на следующий день и пред их взором предстала прокопанная теплотрасса как раз через фундамент церкви и прилегающее кладбище. Строители разрушили семейный склеп, валялся разбросанный камень, чисто белый на сломах, в склепе изначально находились три скелета, кости собрали, как определили антропологи, это были отец, мать и дитя.

В двух десятках метров валялась выкопанная железная плита с надписью:

«подпоручика Михайлы Егорова князя Уракова который жил 79 лет и скончался 1808 года декабря 8 числа в 7 часов утра. Проходящие христиане помолитесь о душе усопшего».

На сайте «Роднов и его друзья» Читатель найдёт книгу «Уфимский некрополь», где рассказано об этой печальной истории.

Станция Шакша не случайно изначально звалась Ураково. Все окрестные земли были когда-то владением знаменитого рода князей Ураковых, происходивших из той самой ногайской знати, что властвовала над Башкирией до прихода русских.

В начале XIX века братья Ураковы – подпоручик Михаил Егорович († 1808), генерал-майор Афанасий Егорович († 1826) и генерал-лейтенант Василий Егорович Ураковы владели землёй за рекой Уфимкой при селе Касимово.

Славные вояки не отличались деловыми способностями, земли распродавались, появились новые владельцы, в том числе дворяне Зубовы, состоявшие в родстве с семьёй знаменитого писателя Сергея Тимофеевича Аксакова.

Благодаря этому история Касимово привлекла внимание. Любители старины знакомы с добротными статьями Зинаиды Ивановны Гудковой и работой Полины Смирновой в журнале «Бельские просторы» за 2010 год № 1. В интернете немало материалов разной степени достоверности или сказочности.

Местные жители на 1861 год были крепостными четырёх помещиков, самое большое имение принадлежало надворной советнице Софье Петровне Гриневич (84 чел., 1070 десятин земли, 1 дес. = 1,09 га). Почему Касимово до начала XX столетия иногда звали Гриневичевка.

Поместье ей досталось от матушки – подполковницы Елены Михайловны Ригонье. Гриневичи это известный дворянский род Полтавской губернии, в Пирятинском уезде по Тепловскому тракту стояла большая деревня Аннинское (Короваи). Вот оттуда в 1826 году и перевели в Касимово большую группу украинских крестьян.

С.П. Гриневич принадлежало несколько поместий, но здесь она не бывала и усадьбы не держала. Барыня жила в Санкт-Петербурге, а столичная жизнь не дешёвая, долги-с… В 1870-е годы поместье она продала.

Ещё в Касимово числилось на 1861 год маленькое поместье дворянки Марии Сергеевны Сокуровой (один двор с 5 человек крепостных, 28 дес. земли), которое также сразу исчезло.

Интересна история двух оставшихся поместий в Касимово.

Небольшое имение в 144 дес. земли и одна семья крепостных (2 мужчин, 3 женщины, украинцы) принадлежали в 1861 году генерал-лейтенантше Александре Лазаревне Яхонтовой. Проживавшая за тысячи вёрст от Касимово помещица просто забыла о крохотном, всего 144 гектара, подумаешь, поместьице. Налогов не платила, за что имение числилось в опеке, и, когда пришло время отменять крепостное право, барыню уфимские чиновники просто не смогли разыскать.

Зато я разыскал. Касимовская помещица происходила из знаменитой дворянской фамилии сербского происхождения Текелий (Текели), поступивших на российскую службу в XVIII веке.

Более того, она была последняя из этого рода и, когда вышла замуж за Василия Куракина, тоже один из знаменитейших родов Российской империи, Высочайшим указом императора фамильное имя Текели было передано Куракиным. Её сын Михаил Васильевич носил фамилию Куракин-Текелей.

Вторым браком Александра Лазаревна вышла замуж за генерал-лейтенанта Александра Андреевича Яхонтова (1786–1862), сенатора, помещика Псковской губернии.

Когда двунадесять языков Буонапартия нахлынули на любезное Отечество наше, А.А. Яхонтов на свои деньги собрал конный полк и в составе Санкт-Петербургского ополчения встал на защиту Родины. Сражался под Ригой, за взятие Кёнигсберга получил орден Владимира 3-й степени, что было редкостью для бывших отставников. Дошёл до Данцига, воевал в партизанах в Германии в тылу французов, затем полк Яхонтова оказался в составе Северной армии, где был и наш Уфимский полк. Несколько ранений, орден Георгия 4-й степени за личное мужество, в наградах прусский и шведский ордена, похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.

Так что касимовскую помещицу и супругу боевого генерала Александру Лазаревну Яхонтову (детей во втором браке не было) судьба какой-то недвижимости в уральских дебрях, прямо скажем, не интересовала.

Умерла она примерно в 1876 году, сын, ротмистр Михаил Васильевич Куракин-Текелей, записанный в дворянство Херсонской губернии, видимо, разбираясь в бумагах матушки, узнал о существовании недвижимости под Уфой и, не долго думая, решил продать землицу при Касимово.

Тут и всплыл касимовский казус. В 1860-е годы единственную семью крепостных А.Л. Лазаревой перевели на оброк и… забыли. Мужик ежегодно присылал небольшие деньги, ну и ладно.

Крепостной по фамилии Шишко имел право на 8 десятин 2128 саженей, всей же земли у Яхонтовой при Касимово было 35 дес. 2303 саж (1 дес. = 2400 саж.). Пользуясь, что барыня далеко, Шишко распоряжался всей землёй, сеял где хотел, косил, пас скотину. Между прочим, на глазах всего остального честного касимовского населения, ворчавшего, мол, это что за господин такой выискался. Когда же касимовцы попытались наложить руки на землицу Яхонтовой, Шишко воспротивился, это моей барыни владения, прочь отсюда, чумазые. Сельчане даже хотели выселить его из Касимово.

Всё открылось, когда сын помещицы в 1876 году продал землю, кстати, вместе с наделом Шишко. Власти хватились за голову, крепостное право давно отменено, а тут такое. Короче, начислили за Шишко 150 рублей.

Но ротмистр скончался, а вдова его София Куракина-Текели проживала в Одессе и понятия не имела об имении мужа в далёкой Уфимской губернии.

Но в Касимово имелось и настоящее «дворянское гнездо», старинная усадьба Зубовых, куда из нынешнего Дома-музея Аксакова в старину ездили Зубовы уток пострелять.

В 1861 году поместье Зубовых включало 412 дес. земли, 59 чел. крепостных крестьян и 16 дворовых. В Касимово стояла барская усадьба где-то у пруда, там тихонько постукивала водяная мельница. Наверное, имелся старый сад.

В нашем старом саду,
Где судьба мне тебя подарила,
Разве сердце своё
Я тебе, милый друг, не открыла.

Михаил Роднов, доктор исторических наук

Приглашаю на сайт «Роднов и его друзья»




Связанные темы и персоны


Другие публикации по теме


  • Изображение
  • Начинающий
  • 1 | 12.06.2016, 13:14 | Автор: materu
    Публикации: 0 | Комментарии: 8012 | Рейтинг: -1375,8
В Шакше не живут. В Шакше сидят. Плюс Кронашпан. Все как всегда.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 2 | 12.06.2016, 13:52 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 241 | Комментарии: 34527 | Рейтинг: +6274,8
1 | 12.06.2016, 13:14 | Автор: materu | На сайте
===
Тама Шакша уже давно настала разом всему.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 3 | 12.06.2016, 14:29 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
это история колонизации башкирских земель пришлыми из центральой России



0

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 4 | 12.06.2016, 15:20 | Автор: blunt
    Публикации: 16 | Комментарии: 15261 | Рейтинг: +3095,3
Стa-нция Шакша не случайно изначально звалась Ураково. Все окрестные земли были когда-то владением знаменитого рода князей Ураковых, происходивших из той самой ногайской знати, что властвовала над Башкирией до прихода русских.
----------
Вот и доктор исторических наук утверждает, что властвовали здесь ногайцы.
А уж потом, русские пришли и освободили башкир от их власти.



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 5 | 12.06.2016, 16:56 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 241 | Комментарии: 34527 | Рейтинг: +6274,8
3 | 12.06.2016, 14:29 | Автор: Не зарегистрирован

это история колонизации башкирских земель пришлыми из центральой России
===
Ну!!!

А сами, эти земли, простирались от моря и до моря, а на том берегу ещё было под помидоры.

Но об этом никто не догадывался, пока комуняки от балды стан в 1917 году не нарисовали.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 6 | 12.06.2016, 18:28 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Мне интересно. Что можно считать "настоящей историей"? Как понимаю Роднов, кроме русского языка и письменности (западноевропейские языки и письменности не в счет, их знает любой серьезный исследователь, а Роднова я отношу к перечню таких) использует ли документы на местных языках и письменностях? Ведь комплексность исследований, подразумевает это. Тогда что такое настоящая история по родновски? Хотелось бы получить ответы на этот вопрос.



2

  • Изображение
  • Эксперт
  • 7 | 12.06.2016, 20:06 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 241 | Комментарии: 34527 | Рейтинг: +6274,8
6 | 12.06.2016, 18:28 | Автор: Не зарегистрирован

...использует ли документы на местных языках и письменностях?
===
Вы это серьёзно?!

А ну давай кажите эти самые документы, только чур, на местных языках и письменности.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 8 | 12.06.2016, 22:31 | Автор: Зулия
    Публикации: 27 | Комментарии: 24617 | Рейтинг: -534,5
" ногайской знати, что властвовала над Башкирией до прихода русских"
--------------------------
властвование ногайской знати и властвование русского самодержавия есть понятия неравнозначные.
Башкиры в составе ногайского или казанского или кучумова ханств являлись всего лишь данниками. Земельными владениями ногайская знать не распоряжалась, земельных пожалований не наделяла, территория не являлась объектом купли-продажи.
Случаев насильственного обращения в иную веру не было замечено, ногайское владычество языковых политик не проводило. И тем более крепостного права не заносило.
А патриархальное рабство, если имелось, то не носило масштабного характера.
То есть башкиры всего лишь платили дань и пополняли войска ханов.
А могли и отказаться, могли оказать неповиновение. Имели право на ношение оружия, на приобретение и изготовление его.
То есть власть ханов была довольно рыхлой, без святопочитаний, сакрализаций властьпредержащих.
А что касается цивилизаторской деятельности, русские правители скорее занимались обратной деятельности, оболваниванием населения.



0

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 9 | 12.06.2016, 22:33 | Автор: blunt
    Публикации: 16 | Комментарии: 15261 | Рейтинг: +3095,3
7 | 12.06.2016, 20:06 | Автор: Вдумчивый
Публикации: 126 | Комментарии: 29805 | Рейтинг: +5971,1
6 | 12.06.2016, 18:28 | Автор: Не зарегистрирован

...использует ли документы на местных языках и письменностях?
===
Вы это серьёзно?!

А ну давай кажите эти самые документы, только чур, на местных языках и письменности.
-----------
Они тогда шежере на языке жестов рассказывали.



0

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 10 | 12.06.2016, 22:37 | Автор: blunt
    Публикации: 16 | Комментарии: 15261 | Рейтинг: +3095,3
8 | 12.06.2016, 22:31 | Автор: Зулия | На сайте
Публикации: 25 | Комментарии: 22655 | Рейтинг: -506,6
" ногайской знати, что властвовала над Башкирией до прихода русских"
--------------------------
властвование ногайской знати и властвование русского самодержавия есть понятия неравнозначные.
Башкиры в составе ногайского или казанского или кучумова ханств являлись всего лишь данниками. Земельными владениями ногайская знать не распоряжалась, земельных пожалований не наделяла, территория не являлась объектом купли-продажи.
---------
Кто говорит, что земля продавалась.
Она была ногайской. Башкиры были фактически в рабстве у них. Даже хана своего не было.
Были баи, которых назначали ногайцы для руководства основной массой башкир.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 11 | 12.06.2016, 22:44 | Автор: Зулия
    Публикации: 27 | Комментарии: 24617 | Рейтинг: -534,5
10 | 12.06.2016, 22:37 | Автор: blunt | На сайте
Не суди по понятиям своих кислых щей.
Крепостные рабы, назначенные наместники, запрет населению на ношение оружия, ограничение передвижения, земля в государственной (федеральной) собственности, сакрализация власти, бесцарствие как жизненный крах, "без царя в голове" как синоним идиота.
Это все = русский менталитет.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 12 | 12.06.2016, 22:46 | Автор: Зулия
    Публикации: 27 | Комментарии: 24617 | Рейтинг: -534,5
9 | 12.06.2016, 22:33 | Автор: blunt
Вы что придумали свою русскую уникальную письменность?
Кирилл-Мефодий были с Рязани родом?



0

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 13 | 12.06.2016, 22:49 | Автор: blunt
    Публикации: 16 | Комментарии: 15261 | Рейтинг: +3095,3
12 | 12.06.2016, 22:46 | Автор: Зулия | На сайте
Публикации: 25 | Комментарии: 22658 | Рейтинг: -506,7
9 | 12.06.2016, 22:33 | Автор: blunt
Вы что придумали свою русскую уникальную письменность?
Кирилл-Мефодий были с Рязани родом?
-----------
И чего? Этой письменности 1000лет. Какая разница кто придумал?
Пользуются ее русские давно.



0

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 14 | 12.06.2016, 22:54 | Автор: blunt
    Публикации: 16 | Комментарии: 15261 | Рейтинг: +3095,3
Первый «Букварь для башкир» вышел в 1892 в Оренбурге (в 1898 переиздан) без указания автора, но тюркологи уверенно называют автора - В.В. Катаринского. Родился Василий Катаринский в Казанской губернии в 1846 году. Учился в духовной семинарии в Казани. В 1872 окончил церковно-историческое отделение Казанской духовной академии со степенью кандидат богословия. В том же году Василий Владимирович поступил на работу в Чебоксарское училище. Там он преподавал русский и церковно-славянские языки, затем его назначили на должность смотрителя. С 1875 года Василий Катаринский работает инспектором башкирских, татарских, киргизских и казахских школ Оренбургского учебного округа. В это время он занимался приобщением нерусских народов края к русской культуре. Организовал десятки школ, в которых народы Южного Урала могли обучаться русскому языку. Особое внимание Катаринский уделял подготовке будущих учителей, составлению учебных пособий. В 1892 в Оренбурге Катаринский выпускает «Букварь для башкир», основанный на языке усерганских башкир.
-----------
Где-то так



0

  • Изображение
  • Участник
  • 15 | 12.06.2016, 22:59 | Автор: Зулия
    Публикации: 27 | Комментарии: 24617 | Рейтинг: -534,5
Старая-старая сказка от дохтура Роднова.
Про белого бычка. Те же помещики, барыни, христиане, погибшие православные храмы, святые чудотворцы. О чудо, сам Император ступал своим царственным сапогом! Благодарные шакшинцы огородили было место и изваяли было памятник императорской ступне, освятившей станцию своим наступанием, но проклятые большевики испортили весь кайф.
И - Русские-русские люди. Башкирцы в историческую картинку не вписались, рожей не вышли.



0

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 16 | 12.06.2016, 23:02 | Автор: blunt
    Публикации: 16 | Комментарии: 15261 | Рейтинг: +3095,3
15 | 12.06.2016, 22:59 | Автор: Зулия | На сайте
Публикации: 25 | Комментарии: 22660 | Рейтинг: -506,7
Старая-старая сказка от дохтура Роднова.
Про белого бычка. Те же помещики, барыни, христиане, погибшие православные храмы, святые чудотворцы. О чудо, сам Император ступал своим царственным сапогом! Благодарные шакшинцы огородили было место и изваяли было пa-мятник императорской ступне, освятившей стa-нцию своим наступанием, но проклятые большевики испортили весь кайф.
И - Русские-русские люди. Башкирцы в историческую картинку не вписались, рожей не вышли.
------------
Чем тебе рожи не угодили?
Надо было вместо станции ж д поставить памятник башкиру, продавшему эту землю русским за шкалик водки?



0

  • Изображение
  • Участник
  • 17 | 12.06.2016, 23:06 | Автор: Зулия
    Публикации: 27 | Комментарии: 24617 | Рейтинг: -534,5
14 | 12.06.2016, 22:54 | Автор: blunt | На сайте
Публикации: 15 | Комментарии: 13619 | Рейтинг: +2855,8
Первый «Букварь для башкир» вышел в 1892 в Оренбурге
----------------------
Это называется цивилизующая роль, просветительская деятельность. Дошло наконец цивилизациё
Первый мордовский букварь вышел примерно тогда же.
Это вам не финны под шведским игом.
Микаэ́ль Агри́кола (фин. Mikael Agricola, ок. 1510 — 9 апреля 1557, Ку́олемаярви) — епископ, финский деятель Реформации шведского происхождения. Первый лютеранский епископ Финляндии, просветитель и переводчик Библии на финский язык.
"Язык моего народа существовал всегда, своей заслугой я считаю лишь перенесение его на бумагу".



0

  • Изображение
  • Участник
  • 18 | 12.06.2016, 23:08 | Автор: Зулия
    Публикации: 27 | Комментарии: 24617 | Рейтинг: -534,5
16 | 12.06.2016, 23:02 | Автор: blunt
Надо было вместо стa-нции ж д поставить пa-мятник башкиру, продавшему эту землю русским за шкалик вo-дки?
-------------------------
Не, не поставят. Тем более, Салават был непьющим по определению.
Это вам не Манхэттен, проданный за 18 долларов. Бедные-бедные индейцы! Геноцид!!!



0

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 19 | 12.06.2016, 23:11 | Автор: blunt
    Публикации: 16 | Комментарии: 15261 | Рейтинг: +3095,3
18 | 12.06.2016, 23:08 | Автор: Зулия | На сайте
Публикации: 25 | Комментарии: 22662 | Рейтинг: -506,7
16 | 12.06.2016, 23:02 | Автор: blunt
Надо было вместо стa-нции ж д поставить пa-мятник башкиру, продавшему эту землю русским за шкалик вo-дки?
-------------------------
Не, не поставят. Тем более, Салават был непьющим по определению.
-----------------
Знаешь сколько пьющих Салаватов я видел?
Несколько десятков. А, казалось бы, по определению не пьющие



0

  • Изображение
  • Участник
  • 20 | 12.06.2016, 23:16 | Автор: Зулия
    Публикации: 27 | Комментарии: 24617 | Рейтинг: -534,5
13 | 12.06.2016, 22:49 | Автор: blunt | На сайте
Публикации: 15 | Комментарии: 13621 | Рейтинг: +2855,8
12 | 12.06.2016, 22:46 | Автор: Зулия | На сайте
Публикации: 25 | Комментарии: 22658 | Рейтинг: -506,7
9 | 12.06.2016, 22:33 | Автор: blunt
Вы что придумали свою русскую уникальную письменность?
Кирилл-Мефодий были с Рязани родом?
-----------
И чего? Этой письменности 1000лет. Какая разница кто придумал?
Пользуются ее русские давно.
-----------------------
Письменностью, основанной на арабской графике пользовались давно уже. Но так как ты надгробные надписи не умеешь читать, доказывать бесполезно. В любом случае принятие ислама привлесло не только письменность с буквами, но также арабскими цифрами. Которые на Руси впервые появились в 1703 году, поздновато, очень поздновато. А также почти все науки тоже поздновато.



0