
Красная Армия не долго была добровольной армией – как того требовал декрет Совнаркома РСФСР «Об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА)».
Едва грянули первые выстрелы, как большевики столкнулись с плодами своей же собственной пропаганды против царской армии - добровольцы-красноармейцы разбежались по домам.
Тогда Совнарком к осени 1918 года возродил уездные и волостные военные комиссариаты, которые стали заниматься старорежимной мобилизацией.
Но и система набора сразу столкнулись с проблемой дезертирства: статистика свидетельствует, что в среднем указ о мобилизации проигнорировали 90 % призывников.
Власть действовала разнообразно: от пропаганды и агитации, разоблачений «предателей революции» до запугивания населения, укрывающего дезертиров, и от конфискации имущества до высшей меры наказания. В военкоматах учреждается особая структура - комиссии по борьбе с дезертирством (уездные и волостные). На отлов уклонистов направляются вооруженные формирования.
Фактически возник особый фронт РККА – войны с дезертирами.
Вооруженные отряды с задачей задержания дезертиров не справлялись, и тогда мобилизовывали всех, кто мог исполнять приказы. Вот циркуляр из Москвы в российские губернии: «Предписываю воспользование работой продотрядов для ловли дезертиров и уклонившихся… Должны оцепить волости, села, деревни, где работает продотряд».
Чтобы принудить дезертиров к «добровольной» явке применялась конфискация имущества в их семьях, одновременно прекращалось пособие и все виды помощи.
Вот протокол заседания Горисполкома г. Калуга от 5 сентября 1919 г.: «В течение недели явились добровольно 55 чел., задержано 19, работа проходит пока в двух волостях, Ильинской и Серединской, в последней дезертиры продолжают скрываться, что и заставило произвести конфискацию части имущества дезертиров. Конфисковано 6 лошадей с повозками, 6 пуд. 9 ф. ржи и 4 пуд. 11 ф. муки и 1 швейная машина, подушки, стулья, сырцовые кожи, хомуты, пилы, сено, овёс, домашний скот. В семье Сарафанова Александра из деревни Ищеино конфисковали овцу и пуд сена; в семье Фёдора Сироткина из села Отяково - будильник и пуд овса; в семье Сергея Смирнова из деревни Курчино – пиджак поношенный женский. В трех семьях – Кудряшова Павла (Борисково), Ширяева Ивана (Козельское) и Нефёдова Степана (Константиново) конфисковали по одной курице; у Шапкина из села Комлево - венскую гармонь и т. д. В 18 случаях не нашлось чего взять, и дело передали в суд».
Одновременно большевики стали развивать и средства наглядной агитации.
«Служба в Красной армии несравненно легче, чем в царской, - писали авторы учебника «Рабоче-Крестьянская Красная Армия (Пособие политрукам)».
И тут же грозили дезертирами всеми возможными карами: «Уклоняющийся же от службы в Красной армии является преступником против интересов всех трудящихся, лишенным всякого оправдания... Дезертирство — пагубное явление по многим причинам. Прежде всего, дезертир тем, что оставляет ряды армии и старается за чужой спиной, как паразит и трутень, отсидеться дома, ослабляет ее, ибо уменьшает численность армии. Но, что всего опаснее, дезертир вносит разложение и порчу в ряды армии. Одна паршивая овца все стадо портит. Дезертир — хуже врага, ибо враг всегда пред тобой, его видишь в лицо, а дезертир действует изнутри».
В День защитника Отечества и день рождения РККА "Историческая правда" представляет подборку плакатов, направленных на борьбу с дезертирами.
История
Оригинал публикации
Как родная меня мать провожала,
Тут и вся моя родня набежала,
Тут и вся моя родня набежала.
А куда ж ты, паренек, а куда ты?
Не ходил бы ты Ванек во солдаты, не ходил бы ты Ванек во солдаты.
В Красной Армии штыки чай найдутся,
Без тебя большевики обойдутся,
Без тебя большевики обойдутся.
Поневоле ты идешь аль с охотой,
Ваня, Ваня, пропадешь ни за что ты.
Ваня, Ваня, пропадешь ни за что ты.
Мать страдая по тебе поседела,
Эвон в полe и в избе сколько дела,
Эвон в полe и в избе сколько дела.
Первые плакаты Красной Армии
Раздел: История | Просмотры: 18668 | Комментарии: 10