
Мы познакомились с ним в Свердловской области. Его звали Юрий, он был родом из Грузии. В Россию приехал на заработки из маленького грузинского городка... Голубоглазый блондин, православный. Чувствовал себя русским, считал себя русским, но думал на грузинском языке. По-русски говорил с сильным акцентом. И было больно, действительно больно видеть, как он пытается объяснить свою радость обретения Родины. Он пытался объяснить, что ему кажутся родными уральские пейзажи и как близко его душе пение старушек в сельском храме. Получалось плохо.
Чувства были – слов не хватало. И сильный мужик плакал.
С Заирой познакомилась в Уфе. Её русская мама по большой любви вышла замуж за туркмена в начале семидесятых, и он увез её в пустыню. Мама пожила там шестнадцать лет, родила Заиру, больше детей не было. Заира рассказывала, как они с мамой сбежали. Проезжал на КАМАЗе через их кишлак русский шофер, пожалел женщину с ребенком, условились, что заберет их при обратном рейсе. Забрал. А если б догнали – не поздоровилось бы ни ему, ни матери, ни Заире. Сбежали без документов, без вещей. Устроились, обжились. Вышла замуж за русскоязычного. Заире почти сорок, дочке Анечке пятнадцать. Последние годы Заиру несколько волнует то, что она не может помогать дочери выполнять домашние задания по многим школьным предметам. Не хватает словарного запаса. А еще Заира сравнивает речь своей дочери с речью сверстников-лицеистов и понимает, что что-то недодала своей дочке в раннем детстве. Аня считает себя русской и русскоязычной. Лингвистические способности средние. Довольно трезво оценивает свои возможности и решила не поступать учиться на психолога.
Проблемой Юрия и Заиры стало то, что они, не обладая лингвистическими способностями, изучали родной русский как не родной. Если бы они учили русския язык как родной, владели бы им гораждо лучше. Но иначе и быть не могло, они жили вне России и учились в еациональных школах.
Сегодня в Башкирии и Татарии русские школьники учат русский язык как не родной. Вся Башкирия – один большой кишлак!
Ещё недавно мы требовали, чтобы русскоязычные школьники изучали русский язык в объеме федеральных стандартов. Федеральные чиновники подсуетились, внесли кое-какие поправки. Федеральные государственные стандарты предполагают теперь изучение русского языка как неродного.
Три часа письма (русского языка) и два часа чтения (русской литературы) в неделю в первом классе. Меньше этого объема русский язык не учат все дети любых национальностей в любых школах – национальных, многонациональных, русских, не русских – любых. А вот большинство русских и русских первоклашек в школах с планом А учат русский как родной в объеме 5 часов письма и четырех часов чтения.
Настало время объявления главного тезиса. Он прост.
В объеме ФГОС все дети РФ ОБЯЗАНЫ знать русский. Русский как РОДНОЙ (по плану А) все дети на территории РФ знать ИМЕЮТ ПРАВО.
На вопрос имеют ли право русские и русскоязычные дети изучать русский язык как родной – то есть по плану А – никто из власть имущих ещё не ответил нет. От ответа уклонялись, ответ перевирали на все лады, но прямо – русские и русскоязычные дети в национальных регионах НЕ ИМЕЮТ ПРАВА изучать русский язык как родной (по плану А) – не ответил никто.
Обратимся к Конституции РФ. Все граждане РФ, независимо от места проживания, имеют равные права и обязанности. Это аксиома. Это основа. Без этого всё рухнет и полетит в тартарары. Дети, школьник – тоже граждане РФ, только маленькие. Дети, граждане РФ, проживающие в любой точке РФ, имеют равные права и равные обязанности. Иначе – развал страны. Кто будет с этим спорить?
Неужели это положение – о равенстве прав и обязанностях граждан РФ на всей территории РФ – пожелает оспорить вице-премьер Зугура Рахматуллина? Пожелала.
В четверг, в преддверии дня народного единства 3 ноября 2011 года на сайте «Общественной электронной газеты» состоялась онлайн-конференция заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Зугуры Рахматуллиной.
Вице-премьер, доктор философских наук, академик РАЕН, заслуженный деятель науки Республики Башкортостан, профессор кафедры этики, эстетики и культурологии факультета философии и социологии БГУ Зугура Рахматуллина ответила на вопросы, поступившие на сайт «ОЭГ» в телефонном и электронном виде.
Стоп! Сочетание «БГУ» и «философия» уже давно имеет несколько скандальный душок. А уж сколько лжи за таким сочетанием встречается...
Скандальнее и лживее разве что сочетание «БГУ» и «история».
Для чего это было нужно? Для того, чтобы перед предполагаемым визитом Медведева в Башкирию (плохую национальную политику проверять) создать видимость тиши и глади. Для того, чтобы попиарить перед выборами саму Рахматуллину. Ну и для того, чтобы взбодрить загнивающую «ОЭГ». Хиреет газетка, хиреет. И ради этой ОЭГ была загублена «Башвесть». Ностальгии по «Башвести» никакой, только ведь то, что получилось вместо неё ещё хуже! Эта «Башвесть» каких-то денег стоила, причем денег налогоплательщиков. Для заманухи было объявлено – вопросы зарегистрированных читателей ОЭГ «зачитываются в приоритетном порядке». Тут , если по уму, чести и совести, нужно декларировать или всеобщее равенство, или обходиться собственными силами (но зарегестрированных читателей столь мало, что нужных вопросов они не зададут), а не делить в очередной раз читателей на элитных, то есть зарегистрированных, и граждан второго сорта. Нам такое деление уже обрыдло.
А вот сейчас я выскажу нечто спорное. Задавать вопросы нужно было не про башкирский язык, а про русский. Не просто про русский, а про план А, про русский как родной. Вопрос должен был звучать примерно так: имеют ли все граждане РФ равные права и обязанности? Стандарты (ФГОС) – это обязанности. Имеют ли право школьники Башкирии на русский язык по плану А? В каких школах Башкирии русский изучается по плану А?
Но задали то, что задали. Про башкирский. Это действительно наболело, ни тактически было неверным. Что для нас важнее – чтобы дети русский как родной изучали, или чтобы башкирский не учили? Всё «сразу и сейчас хочется», это понятно. Но если проблема не решается целиком, её нужно решать по частям. Впрочем, даже если бы мы задали Рахматуллиной безупречные тактики в отношении стратегии и тактики вопросы, госпожа Рахматуллина ответила бы всё равно так, как она ответила.
Недоговорка, равная лжи
А сказала она вот что:
- Во всех школах Башкортостана русский язык преподается в тех объемах, которые определены федеральными государственными образовательными стандартами. Это зафиксировано в учебных планах.
(Важно! Вот здесь Рахматуллина не договорила! Вот здесь она должна была продолжить: Во всех школах Башкортостана русский язык преподается в тех объемах, которые определены федеральными государственными образовательными стандартами для школ с русским НЕРОДНЫМ языком обучения и для НАЦИОНАЛЬНЫХ школ. Если бы она в этом призналась, дальше шла бы правда. Но из-за принципиального умолчания дальше идёт что угодно, не правда).
Мы не имеем права сокращать объемы преподавания этого предмета ни на один час, так как это будет педагогическим преступлением. Мы должны выполнять требования федеральных стандартов. За учебным процессом в школах строго следят надзорные органы. И в нашей республике еще не было зафиксировано ни одного случая, чтобы предусмотренные федеральными образовательными стандартами уроки русского языка отдавались для преподавания других предметов, в частности, башкирского языка как государственного.
Если бы республиканский закон противоречил федеральному, мы бы давно уже получили предписание надзорных органов исправить ситуацию. Все это очень четко отслеживается, и никаких противоречий не может быть допущено. Помимо Башкортостана во многих субъектах России наряду с русским языком в школах в обязательном порядке преподают еще один язык – как правило, это национальный язык, объявленный государственным языком субъекта.
(Очередная полуправда-полуложь! В Большинстве национальных регионов национальный язык не является обязательным для русскоязычных.
Такое творится только в Татарии, Башкирии, Якутии и чуть в меньшей степени в Чувашии. Горный Алтай, Северная Осетия, Удмуртия, Карелия, Бурятия, Калмыкия, Мордовия, Адыгея и другие регионы от такого языкового ига избавлены)
Изучение башкирского языка как государственного в нашей республике ни в коем случае не ведется за счет сокращения часов русского языка и каких-либо других предметов. Башкирский язык изучается в рамках регионального компонента. Более того в этом учебном году было принято решение не изучать башкирский язык как государственный в первом классе, а также в десятом и одиннадцатом классах. Первоклассникам надо привыкнуть к учебному процессу, у них большие нагрузки. Старшеклассников интенсивно готовят к сдаче единого государственного экзамена. Таким образом, башкирский язык как государственный в школах республики изучается со второго по девятый класс в объеме двух часов в неделю.
(Снова полувраньё! В десятых и одиннадцатых классах башкирский как раз навязывается. Номера школ – в редакции. А всё же приятно – Рахматуллина сейчас повторяет то, что я говорю уже несколько лет и всего год назад втолковывала Азату Сальманову в частной беседе. Сальманов не то что бы согласился, но принял к сведению и особо не возражал. Это же я говорила некоторым вменяемым башкирским националистам. При спокойном разговоре они воспринимали эти аргументы довольно вдумчиво).
Возможно, в определенной мере у нас хромает методика преподавания башкирского языка как государственного. Ведь башкирский язык для представителей небашкирской национальности является своего рода иностранным языком. И даже многие ученики башкирской национальности во многих городах и крупных районных центрах республики сами не знают башкирский язык. Поэтому сейчас Министерство образования Башкортостана ведет очень серьезную работу по обновлению методики преподавания башкирского языка как государственного. Наша задача – обучить детей не грамматике башкирского языка, а разговорной речи.
(Как филолог, замечу. Обучить разговорной речи как раз труднее, чем грамматике. Знаю много детей и студентов, ориентирующихся в перфектах и плюсквамперфектах, в релативах и суперлативах, но не владеющих разговорной речью. Правило в конце концов можно тупо вызубрить. Но говорить от этого не станешь. Если научишься спрашивать на башкирском, как тебя зовут, сколько времени и считать до ста – это не значит заговорить. Если государственный язык – это умение ввернуть в речь несколько башкирских словечек, то дела у башкирского языка плохи. Тем, кто действительно озабочен судьбой башкирского языка, стоит над этим подумать. Я на эту тему говоить готова – спокойно, без эмоций. Противная сторона – не готова).
Представители разных национальностей, проживающих в Башкортостане, уже много веков живут в дружбе и согласии. Ситуация в республике спокойная и стабильная, не возникает конфликтов на межнациональной и межрелигиозной почве. Поэтому, по всей видимости, кому-то выгодно разжигать конфликт вокруг изучения башкирского языка в школах.
(Ну ни одного выступления без упоминания разжигания! Товарищи-господа. На время прекратите говорить про башкирский. Говорите только про русский. Русский как РОДНОЙ и по плану А)
Я еще раз повторяю, что башкирский язык как государственный не изучается за счет других предметов, тем более за счет русского языка. Русский язык – это язык современной науки, язык межнационального общения в Российской Федерации, главный культурный механизм единения многочисленных народов, проживающих в нашей стране. Он изучается и будет изучаться в тех объемах, которые строго-настрого определены федеральными государственными образовательными стандартами...
(Важно! Последнюю фразу госпожа философ тоже не договорила. Она должна была звучать так: Он изучается и будет изучаться в тех объемах, которые строго-настрого определены федеральными государственными образовательными стандартами для ШКОЛ с РУССКИМ НЕРОДНЫМ и НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ)
У лжи короткие ноги
Разговор-то, судя по дате, приурочен ко Дню народного единства. Поздравить читателей с этим днем в этой публикации ОЭГ не догадалась. ОЭГ боится, до дрожи боится башкирских националистов. Предлагаю вашему вниманию несколько комментариев, которые я посволила себе несколько посократить.
Лина Серегина: А что эти стандарты - для нацшкол, - забыла уточнить.
Борис Федотов: Лицемерию и наглости нет предела - не краснея врать, что на русский язык отводится столько же часов, как в федеральных стандартах. Почему земля не провалилась под ней при этих словах? В Писании сказано - язык человеческий самый поганый орган.
Надежда Савина: БОРИС!!! Я С ВАМИ ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСНА!!! ЛИЦЕМЕРИЕ, НАГЛОСТЬ и ЛОЖЬ!!!
Ольга Артеменко: Стандарт не предусматривает часы по предмету, там выделены области. А то, что врут, Вам так кажется. Сами федералы делают так, как нужно элите субъекта РФ. ФГОС утверждён приказом Министра обр. и наук. РФ и зарегистрирован Минюстом. Примерная образовательная программа и БУП с тремя вариантами, просто висят на сайте Минобры. В законе сказано, что они разрабатываются федералами, а кем утверждаются будто бы забыли написать. Так, что в субъекте могут делать, то что хотят. Так и получается. Хотя должна делать школа, а делают управленцы.
Екатерина Пасечникова: у нас 2 ч башкирского,2 английского,3 русского в неделю(2 класс) - все языки путают, особенно смесь англ.и башкирского-шедевр)))
Лина Серегина: Катя, так будет до тех пор, пока родители просто стеной не встанут, и не заставят школу принять план "с русским языком обучения".
К сожалению, только так можно помочь нашим детям. в нашей школе - получилось. у нас - 5 уроков русского я 4 - литры с 1 по 4 кл.
Ольга Артеменко: Пока родители, как можно больше, не встанут стеной, ничего не будет. И ещё пишите на Путина, как можно больше. На все отписки Минобрнауки РФ, пишите Путину и говорите, что Вам говорят не правду, так как закон можно по разному интерпретировать.
А в это время в Казани
Пока писала эти строчки, из Казани пришло неприятное известие. 7 ноября на майл.ру заблокировано Интернет-сообщество родителей «Русский язык в школах Татарстана».
Накануне родители участвовали в митинге за полноценное преподавание русского языка. Кроме того, вопрос преподавания русского языка поднимался и на научно-практической конференции "Русские в современном Татарстане: положение, проблемы, поиск путей их решения", прошедшей 3 ноября.
Как сообщил ИА REGNUM организатор конференции, руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов, на конференцию, ставшую первой в ряду научных форумов по этому вопросу, были приглашены журналисты большинства общественно-политических изданий республики. Однако в последний момент из аппарата президента было дано негласное указание "не давать информацию" по мероприятию. В итоге на конференцию пришли только ученые, а также активисты-общественники и представители сообщества "Русский язык в школах Татарстана".
И теперь скажите мне, что это, если не зажимане рта перед выборами. Я специально поинтересовалась у создателя сообщества Миринды Натс – были ли со стороны майла какие-то предложения что-то убрать, предупреждения онедопустимости или что-то ещё в этом роде? Не было.
Михаил Щеглов обращается ко всем:
- Друзья и участники собщества "РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКЛАХ ТАТАРСТАНА" !
Сегодня администрацией 'МОЕГО МИРА' сообщено, что сообщество - заблокировано (якобы "за нарушение Пользовательского соглашения") ! Нами туда направлено жёсткое требование ВЕРНУТЬ ВСЁ КАК БЫЛО ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПАДЕНИЯ АВТОРИТЕА РЕСУРСА И В ЦЕОМ ЧИСЛА ПОЬЗОВАТЕЛЕЙ 'Мой Мир', ведь нас, участников сообщества РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКЛАХ ТАТАРСТАНА более 15 000 !!! Я понимаю и ваше волнение, НО НЕ ПИШИТЕ МНЕ В ЛИЧКУ, ПИШИТЕ "Моему Миру"!!!
Долгое время висело вот что:
"Сообщество заблокировано за нарушение Пользовательского соглашения. Если вы являетесь создателем, смотрителем или модератором этого сообщества, и уверены, что участники созданного/управляемого вами сообщества не размещали в нём нарушающих Пользовательского соглашения фотографий или текстов, а также рекламы сторонних сайтов и пр., обратитесь в службу поддержки".
Сейчас написано "Сообщество удалено модератором проекта".
Пытались задаться вопросом – кому это нужно? Москве или Казани? Что такого нехорошего проскочило. А ведь проскальзывало нечто полусомнительное, друзья, просачивалось. Никого не хочу осуждать, но ведь было что-то про отделение-разделение и саботажики. Я в этом ничего криминального не видела, но понимало, что при желании прикопаться было можно.
Михаил Щеглов сообщает: за 2 час до коллапса была опубликована тема Адама Смита о ТНВ "7 дней" - рупор татанационализма.
Насколько я помню эту программу, то мое впечатление было таково – действительно рупор и действительно татнационализма. Я не утверждаю, что это рупор, я говорю, что мне это казалось. Это на всякий случай.
Так что одна из рабочих версий: если кто-то и балуется - то местные.
Екатерина Некрасова, ЖЖ enekrasova
Оригинал публикации
Ложь вице - премьера Башкирии Зугуры Рахматуллиной о преподавании русского языка
Раздел: Политика | Просмотры: 15115 | Комментарии: 76