
Менее ста лет тому назад на Белой и заливных озёрах гнездились пеликаны. Рыбаки на плёсах Нижегородки доставали из сетей белорыбицу, невероятно вкусную, сам кушал. Но не она властвовала в царстве водяного. Даже под Стерлитамаком удачный рыболов мог поймать красную рыбу.
Да, да, в наших реках нерестился почти вымерший сейчас каспийский лосось. Интернет (Большая энциклопедия рыбалки, том 2) сообщает:
Когда Каспийское море было соединено с Азовским, в него по-видимому проникла кумжа, образовав, со временем новый подвид – каспийский лосось (Salmo trutta caspius). Каспийский лосось похож одновременно на черноморского лосося и на сёмгу, отличаясь более низким хвостовым стеблем. Это самый крупный представитель благородных лососей в европейских водах, известны случаи поимки рыб весом в 33 и даже 51 кг.
Каспийский лосось сейчас входит для нереста в реки главным образом западного берега Каспия, больше всего его в Куре, реже в Тереке, Араксе, Ленкоранке. В крупнейшую реку бассейна Каспия – Волгу лосось перестал заходить после строительства каскада волжских гидроэлектростанций. А в XVII–XIX веках каспийский лосось в промысловых количествах ловился на средней Волге, поднимался в Каму, Белую, Оку и даже (во времена царя Бориса Годунова) в Москву-реку. «Лох», заходивший в небольшие чистые реки, текущие с западных склонов Южного Урала и описанный С.Т. Аксаковым в «Записках об ужении рыбы», – судя по всему, именно каспийский лосось.
Численность каспийского лосося в XX веке упала особенно резко: в тридцатые годы уловы достигали 620 тонн, а в семидесятые не превышали 5 тонн.

Обо всё этом уважаемый посетитель «Уфимского журнала» сможет прочитать на моём сайте, где только что выложен материал под названием «Дикая природа». Это не опубликованная работа. Думаю, пригодится любителям старины.
Биологи почти не знают истории, а историки также плохо знакомы с биологией. Но человек – лишь маленькая часть великой природы и история людей немыслима без истории животных и растений, истории климата и геологии.
Изучение исторических документов показывает, что до XIX столетия влияние человека на дикую природу ещё не было особенно сильным, Мать-земля справлялась со своим неразумным дитятей.
По южной Башкирии ходили стада сайгаков и куланов (степных ослов), охотники рассказывали о тиграх, заходивших в отроги Южного Урала. Уфимский люд звал пеликанов, гнездившихся по Белой, старинным именем яги-баба, а на крутых скалах, где ныне стоит жд вокзал и тысячи машин мчатся по мостам в Затон, гнездились огромные стаи диких голубей.
Примерно с середины XIX века Дитя перестало Матушку уважать. Вырубались леса, огромные просторы открытой пашни испаряли влагу и пришла засуха, реки перекрывали плотины, а нарезная винтовка превратила охоту из состязания зверя и человека в безопасное убийство на расстоянии.
А ещё сто лет назад в окрестностях Уфы, люди собирали ягоды рябины и черёмухи, одаривали наших предков своими плодами кустарники: калина, бузина, боярышник, бересклет, шиповник, смородник, вишевник, бобовник, жимолость. Из ягодных трав ждали девушек с корзинками клубника и земляника, малина и костеника, брусника и черника, клюква, и, наконец, сама царь-ягода – княженика. А забытые съедобные травы? Тут дигель, шкерда, медуница, дикий лук, дикая редька, пастушёк, ужевник, барчевка, свирбига; да ещё пряные травы (мята, душица, тмин, анис), коими стол народный украшался.
Имена то их забыты. Вот, к примеру, ужевник. Его молодые листья можно употреблять в пищу в салатах, супах, пюре из листьев делают. На Кавказе с ним пироги пекут. Полюбопытствуйте в интернете.
Михаил Роднов, доктор исторических наук
Приглашаю на сайт «Роднов и его друзья»
Исторические картинки. Дикая природа Башкирии
Раздел: История | Просмотры: 40734 | Комментарии: 104