Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Сам уже в окопе, старый ...

Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
  29.03.2023   38356    3123

Зря карлик ползал на ...

Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
  21.03.2023   22133    73

Военный преступник. ...

Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
  17.03.2023   14997    69

Молодежь в гробу видала ...

Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
  16.03.2023   39919    32

Пыня пошутил над холопами ...

Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
  14.02.2023   19104    273

Борьба дерьма с мочой ...

Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
  12.02.2023   43036    22

Ублюдочный путинизм в ...

Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
  11.02.2023   29092    33

Фильм о преступлениях ...

В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
  15.01.2023   20230    252

Утилизация холопов, ...

Путин назвал положительной динамику военной спецоперации на Украине. Президент ...
  15.01.2023   14662    8

Подох этот, подохнет и ...

Сегодня, 11 января, так и не дожив до суда, скончался Муртаза Рахимов. Ему было ...
  12.01.2023   40546    80

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Март 2023 (4)
Февраль 2023 (3)
Январь 2023 (5)
Декабрь 2022 (4)
Ноябрь 2022 (3)
Октябрь 2022 (1)

Сергей Довлатов как зеркало. Только чего?

0



25 но­я­б­ря. В Уфе – жут­кий мо­роз. Про­хо­жие ста­ра­ют­ся не за­дер­жи­вать­ся на ули­це, за­кры­вая ли­ца шар­фа­ми и ва­реж­ка­ми. У до­ма № 56 по ули­це Го­го­ля, в ста­ром цен­т­ре Уфы, со­бра­лось че­ло­век со­рок. Мно­гие с гвоз­ди­ка­ми. Тут и сту­ден­ты фил­фа­ка, ге­ро­и­че­с­ки при­шед­шие за 40 ми­нут до на­ча­ла, и чи­нов­ни­ки в бо­б­ро­вых шап­ках, и им­по­зант­ные да­мы от куль­ту­ры, не­по­нят­но как тер­пя­щие мо­роз в изящ­ных шля­пах. Ли­те­ра­то­ры в по­трё­пан­ных пу­хо­ви­ках. Тор­же­ст­вен­ное от­кры­тие ме­мо­ри­аль­ной до­с­ки на до­ме, в ко­то­ром ро­дил­ся – в сен­тя­б­ре 41-го, в эва­ку­а­ции – Сер­гей До­вла­тов.

Сергей Довлатов как зеркало. Только чего?


Уфа ни­ког­да осо­бо не зна­чи­лась в этой зна­ме­ни­той до­вла­тов­ской оси – Ле­нин­град–Тал­лин–Нью-Йорк (до­жи­ли, уже и тек­с­то­вый ре­дак­тор Word тре­бу­ет пи­сать «Тал­линн»). Пи­са­тель ни­че­го тол­ком не знал об этом го­ро­де, вос­по­ми­на­ний – по по­нят­ным при­чи­нам (До­вла­то­вы вер­ну­лись в Ле­нин­град, как толь­ко бы­ла сня­та бло­ка­да) – не имел, и лишь при­вёл в сво­их тек­с­тах бай­ку о том, как его, ле­жа­ще­го в ко­ля­с­ке, пы­тал­ся ущип­нуть не­кий граж­да­нин. Ко­то­рый, не­со­мнен­но, был Ан­д­ре­ем Пла­то­но­вым, в ок­тя­б­ре 41-го так­же эва­ку­и­ро­ван­ным не­на­дол­го в Уфу. Ра­зу­ме­ет­ся, на от­кры­тии до­с­ки эта ис­то­рия бы­ла вос­про­из­ве­де­на не­сколь­ко раз, до­сти­гая выс­ше­го па­фо­са в ре­чах о ка­кой-то «эс­та­фе­те» та­лан­та и ста­ту­са ве­ли­ко­го пи­са­те­ля зем­ли рус­ской. А ме­ст­ные ли­те­ра­то­ры шу­тят о па­мят­ни­ке «Брон­зо­вый Пла­то­нов щип­лет алю­ми­ни­е­во­го До­вла­то­ва», и, как пи­са­ла Вик­то­рия То­ка­ре­ва, в каж­дой шут­ке есть до­ля шут­ки.

Уфа то­же ни­че­го не зна­ла о До­вла­то­ве. До 1991 го­да здесь слы­хом не слы­хи­ва­ли не то что о ка­ком-то эми­г­рант­ском пи­са­те­ле, – не мно­гие зна­ли да­же о зем­ля­ке и вос­пи­тан­ни­ке уфим­ской ба­лет­ной шко­лы Ру­доль­фе Ну­ре­е­ве (в по­ло­ви­не ме­ст­ных СМИ до сих пор при­ня­то пи­сать «Ру­дольф Ну­ри­ев»), а лёг­кий скан­даль­но-го­лу­бой от­те­нок его ми­ро­вой сла­вы аж до се­ре­ди­ны де­вя­но­с­тых ме­шал кон­сер­ва­тив­ным баш­кир­ским вла­с­тям при­знать ве­ли­ко­го тан­цо­ра, на­чать про­во­дить ну­ре­ев­ские фе­с­ти­ва­ли, на­звать его име­нем ба­лет­ное учи­ли­ще и т.д.). В де­вя­но­с­тые ма­ло что из­ме­ни­лось. По­ка в стра­не рос и ши­рил­ся до­вла­тов­ский культ, ме­ст­ная ли­те­ра­ту­ра раз­ви­ва­лась в пол­ной изо­ля­ции, в луч­шем слу­чае кор­ре­ли­руя лишь с «па­т­ри­о­ти­че­с­ким» ла­ге­рем (в тог­даш­ней баш­кор­то­с­тан­ской дре­му­че­с­ти и уфим­ский член ред­кол­ле­гии «На­ше­го со­вре­мен­ни­ка» Ми­ха­ил Чва­нов мог по­ка­зать­ся об­раз­цом про­грес­сив­но­го де­я­те­ля, а па­т­ри­арх Му­с­тай Ка­рим, все­гда быв­ший не­рав­но­душ­ным к но­во­му в ли­те­ра­ту­ре, уже, по су­ти, ото­шёл от дел). Но­вые ве­я­ния в рус­ской сло­вес­но­с­ти Уфы под­дер­жи­вал толь­ко кри­тик Алек­сандр Ка­сы­мов, но сколь­ко он ни хло­по­тал в сто­лич­ных жур­на­лах и из­да­тель­ст­вах, эти «но­вые ве­я­ния» так и ос­та­ва­лись в глу­бо­ком са­миз­да­тов­ском под­по­лье.

Ког­да на ру­бе­же ве­ков куль­тур­ная бло­ка­да на­ча­ла ос­ла­бе­вать, о До­вла­то­ве за­го­во­ри­ли. Тог­да, в 2001-м – в год ше­с­ти­де­ся­ти­ле­тия пи­са­те­ля – про­цесс «уве­ко­ве­чи­ва­ния па­мя­ти» воз­гла­вил ме­ст­ный ли­те­ра­тур­ный де­я­тель Ай­дар Ху­са­и­нов. Смут­но по­мню ка­кой-то тор­же­ст­вен­ный ве­чер в день юби­лея – 3 сен­тя­б­ря (по­лу­ча­ет­ся, за не­де­лю до нью-йорк­ских со­бы­тий), ка­кие-то па­лом­ни­че­ст­ва в квар­ти­ру № 20 до­ма № 56, жиль­цы ко­то­рой и слы­шать ни­че­го не хо­те­ли ни о ка­ком До­вла­то­ве и чуть ли не спу­с­ка­ли ли­те­ра­то­ров с ле­ст­ни­цы (их опа­се­ния мож­но по­нять: даль­ней­шая «воз­гон­ка» до­вла­тов­ско­го куль­та мо­жет ведь и до до­ма-му­зея до­ве­с­ти)... Ка­кие-то ре­зо­лю­ции с тре­бо­ва­ни­ем от­крыть ме­мо­ри­аль­ную до­с­ку... Во мно­гом из то­го, за что брал­ся Ай­дар Ху­са­и­нов, был не­ко­то­рый на­лёт хле­с­та­ков­щи­ны: так, по­сле юби­лея он не­сколь­ко лет кор­мил куль­тур­ную об­ще­ст­вен­ность Уфы но­во­стя­ми, что до­с­ка ско­ро бу­дет, и ва­я­ет её сам Зу­раб Це­ре­те­ли. А на от­кры­тие меч­та­лось вы­пи­сать из Со­еди­нён­ных Шта­тов вдо­ву, Еле­ну До­вла­то­ву.

В ито­ге не дож­да­лись, ко­неч­но, ни­ка­кой до­с­ки и ни­ка­ко­го Це­ре­те­ли.

В ста­биль­ные «ну­ле­вые» до­вла­тов­ские бро­же­ния в умах уфим­ских ли­те­ра­то­ров уси­ли­ва­лись. Один из ву­зов про­во­дил еже­год­ные «До­вла­тов­ские чте­ния», то бишь на­уч­ные кон­фе­рен­ции, на ко­то­рые съез­жа­лись «до­вла­то­ве­ды» со всей стра­ны; жур­нал «Бель­ские про­сто­ры» де­лал сме­лые ли­те­ра­ту­ро­вед­че­с­кие от­кры­тия. За­пом­ни­лась, на­при­мер, ста­тья Иго­ря Фро­ло­ва, за­дав­ше­го­ся во­про­сом: как это в пе­ре­пол­нен­ной бе­жен­ца­ми Уфе 1941 го­да (го­род был в пол­ном кол­лап­се) про­стой ле­нин­град­ской се­мье до­ста­лась квар­ти­ра чуть ли не в са­мом пре­стиж­ном до­ме го­ро­да? (Че­ст­но го­во­ря, в 90-х и я, смут­но слы­шав­ший, что зна­ме­ни­тый пи­са­тель яко­бы ро­дил­ся в Уфе на ули­це Го­го­ля – ни­ка­кой до­ступ­ной ин­фор­ма­ции тол­ком не бы­ло, при­гля­ды­вал­ся к по­ко­сив­шим­ся «из­буш­кам на ку­рь­их нож­ках» та­мош­не­го ча­ст­но­го сек­то­ра. Мне и в го­ло­ву не при­хо­ди­ло по­смо­т­реть на мощ­ную бе­ло­ка­мен­ную пя­ти­этаж­ку, я да­же не ду­мал, что она до­во­ен­ной по­ст­рой­ки.) И хо­тя тай­ны тут ни­ка­кой нет – за те­а­т­раль­но­го ре­жис­сё­ра До­на­та Ме­чи­ка, от­ца До­вла­то­ва, хо­да­тай­ст­во­ва­ло ВТО, все­со­юз­ное те­а­т­раль­ное об­ще­ст­во, – Фро­лов да­ле­ко идёт в сво­их вы­во­дах. Де­ло в том, что этот дом № 56 – «че­кист­ский» (ров­но на­про­тив не­го, кста­ти, и рас­по­ла­га­лось вплоть до 80-х го­дов ре­с­пуб­ли­кан­ское КГБ). Этот факт Фро­лов со­пря­га­ет с до­вла­тов­ским же рас­ска­зом об уди­ви­тель­ной судь­бе от­ца, ко­то­рый все­гда хо­дил по лез­вию, но вла­с­ти так по­че­му-то его и не тро­ну­ли, и вы­ска­зы­ва­ет ги­по­те­зу, что... Ду­маю, и по­яс­нять да­лее не на­до. Про­за­ик Юрий Го­рю­хин во­всю раз­ви­вал ми­фо­ло­гию, на­пе­ча­тав рас­сказ, где все, ока­зав­шись в Уфе, щи­па­ют друг дру­га: от Пла­то­но­ва с До­вла­то­вым до Ан­д­рея Би­то­ва, при­ез­жав­ше­го пи­сать по­весть «Ко­ле­со», Вла­ди­ми­ра Ма­ка­ни­на, учив­ше­го­ся в шко­ле в ра­бо­чем рай­о­не на­ше­го го­ро­да – Чер­ни­ков­ке, и не­ко­то­рых ме­ст­ных пи­са­те­лей.

Этот ко­тёл бур­лил, бур­лил, и точ­ки ки­пе­ния до­стиг, ког­да в 2010-м по­ли­ти­че­с­ко­го тя­же­ло­ве­са аж гор­ба­чёв­ских вре­мён Мур­та­зу Ра­хи­мо­ва сме­нил на по­сту пре­зи­ден­та ре­с­пуб­ли­ки Ру­с­тэм Ха­ми­тов. На­чав впол­не по-мед­ве­дев­ски (бло­ги, пря­мые ли­нии, де­мо­кра­ти­за­ция все­го и вся), Ха­ми­тов при­вёл во власть це­лую пле­я­ду про­грес­сив­ных де­я­те­лей: тут и из­ве­ст­ный в Рос­сии и за гра­ни­цей опер­ный пе­вец Ас­кар Аб­дра­за­ков, по­лу­чив­ший порт­фель ми­ни­с­т­ра куль­ту­ры, и мод­ный джаз­мен Олег Ки­ре­ев, став­ший со­вет­ни­ком пре­зи­ден­та по куль­ту­ре, и те­ле­ди­ва Гу­зель Иб­ра­ги­мо­ва, воз­гла­вив­шая ре­с­пуб­ли­кан­ское те­ле­ви­де­ние... Со­юз пи­са­те­лей так­же воз­гла­вил ли­те­ра­тор но­во­го по­ко­ле­ния, Аза­мат Юл­даш­ба­ев, при­чём ког­да его из­би­ра­ли, Ру­с­тэм Ха­ми­тов спе­ци­аль­но при­был на съезд... Все тут же при­ня­лись вы­сту­пать, про­во­дить круг­лые сто­лы и обе­щать ско­рую «куль­тур­ную ре­во­лю­цию».

Сна­ча­ла кам­па­нию за ус­та­нов­ку ме­мо­ри­аль­ной до­с­ки к 70-ле­тию До­вла­то­ва на­ча­ла тог­даш­няя ре­дак­тор ме­ст­ных вы­пу­с­ков га­зе­ты «Из­ве­с­тия» Ри­та Не­кра­со­ва. Она со­би­ра­ла под­пи­си ли­те­ра­то­ров, жур­на­ли­с­тов, лю­дей куль­ту­ры под кол­лек­тив­ным пись­мом на имя пре­зи­ден­та ре­с­пуб­ли­ки. При­чём го­во­ри­ли, что это пись­мо и ини­ци­и­ро­ва­но пре­зи­дент­ской ад­ми­ни­с­т­ра­ци­ей. Ког­да вес­ной это­го го­да я со­би­рал­ся – в со­ста­ве де­ле­га­ции «Де­бю­та» – в Лон­дон на книж­ную яр­мар­ку, а ожи­дал­ся це­лый са­мо­лёт рос­сий­ских ли­те­ра­тур­ных «звёзд» (чем не ана­лог «фи­ло­соф­ско­го па­ро­хо­да»), ме­ня по­про­си­ли про­ве­с­ти пе­ре­го­во­ры – кто из этих «звёзд» смог бы при­ехать в Уфу на тор­же­ст­вен­ное от­кры­тие до­с­ки. «Звёз­ды» ре­а­ги­ро­ва­ли вя­ло. Кста­ти, на­ша с До­вла­то­вым зем­ляч­ка Люд­ми­ла Улиц­кая (она так­же ро­ди­лась в эва­ку­а­ции, в баш­кир­ском го­ро­де Дав­ле­ка­но­во – тог­да это был по­сё­лок) се­то­ва­ла, что ей ин­те­рес­но бы­ло бы по­бы­вать в Баш­ки­рии, но это бы бы­ло не­пра­виль­но по­ня­то («Ме­ня бы встре­ча­ли, как на ро­ди­не, а я ни­че­го об этих ме­с­тах не знаю»).

За­тем за де­ло взял­ся Ша­миль Ва­ле­ев, из­ве­ст­ный в ре­с­пуб­ли­ке жур­на­лист и пи­ар­щик, воз­гла­вив­ший агент­ст­во «Ба­шин­форм» – ме­ст­ный ана­лог со­вет­ско­го офи­ци­аль­но­го ТАС­Са. Он и про­лоб­би­ро­вал ус­та­нов­ку до­с­ки 3 сен­тя­б­ря 2011 го­да – в день юби­лея До­вла­то­ва. Од­на­ко бук­валь­но за па­ру дней до это­го слу­чил­ся де­марш, ка­ко­го ни­кто не ждал. Ми­ни­с­тер­ст­во куль­ту­ры, по су­ти, са­бо­ти­ро­ва­ло ука­за­ния вы­ше­сто­я­ще­го ру­ко­вод­ст­ва: как пи­са­ла поз­же прес­са, до­с­ку, «за­ка­зан­ную в обыч­ном ри­ту­аль­ном са­ло­не», «сде­ла­ли на­столь­ко страш­ной...», а ус­та­но­вить её со­бра­лись чуть ли не под­поль­но – без тор­же­ст­вен­ной це­ре­мо­нии, без ми­тин­гов и т.п. Ра­бо­чие долж­ны бы­ли про­сто при­вин­тить до­с­ку к зда­нию и уе­хать. Это со­про­вож­да­лось ин­тер­вью чи­нов­ни­цы мин­куль­ту­ры Ай­гуль Ка­ра­бу­ла­то­вой, ко­то­рая за­яви­ла, что «для Уфы это­го впол­не до­ста­точ­но»: «Да, до­с­ка в сво­ём ис­пол­не­нии не­слож­на, на ней нет ба­ре­ль­е­фа, или, ска­жем, зо­ло­той вя­зи... Сер­гей До­вла­тов был толь­ко рож­дён в на­шем го­ро­де, не ра­бо­тал, не пи­сал тут. Да и об Уфе, к со­жа­ле­нию, в его про­из­ве­де­ни­ях нет поч­ти ни­ка­кой ин­фор­ма­ции. Воз­мож­но, в бу­ду­щем ми­ни­с­тер­ст­во и пой­дёт даль­ше ус­та­нов­ле­ния этой до­с­ки, од­на­ко лич­но я не ви­жу в этом смыс­ла».

Всё это, мяг­ко го­во­ря, изу­ми­ло уфим­скую об­ще­ст­вен­ность. Ша­миль Ва­ле­ев сел на те­ле­фо­ны, и стран­ную ак­цию 3 сен­тя­б­ря уда­лось от­ме­нить в по­след­ний мо­мент. Ли­те­ра­то­ры, со­брав­ши­е­ся в этот день пить вод­ку во дво­ре до­ма № 56, зло­рад­но на­блю­да­ли, как ма­ши­на с ра­бо­чи­ми при­еха­ла, раз­вер­ну­лась и уе­ха­ла. При­чём мно­гие уфим­ские СМИ, до­ве­рив­шись мин­куль­тов­ским пресс-ре­ли­зам, со­об­щи­ли на го­лу­бом гла­зу, что «се­го­дня в Уфе от­кры­та ме­мо­ри­аль­ная до­с­ка...». Как ска­за­ла в ин­тер­вью кри­тик Кри­с­ти­на Аб­ра­ми­че­ва, вы­ра­зив об­щее мне­ние тог­даш­ней дво­ро­вой ком­па­нии, «мы по­счи­та­ли эту ис­то­рию за­бав­ной, ка­ко­вой по­счи­тал бы её и сам Сер­гей До­вла­тов».

Мин­куль­ту­ры всё же пред­пи­са­ли про­ве­с­ти це­ре­мо­нию «как по­ло­же­но». И чи­нов­ни­ки по­ста­ра­лись. Да­же мне спе­ци­аль­но по­зво­ни­ли из ми­ни­с­тер­ст­ва, при­гла­си­ли, хо­тя я не за­ни­маю ни­ка­ких по­стов, не со­би­рал­ся вы­сту­пать с ре­чью и т.д.

Це­ре­мо­ния про­шла бы­с­т­ро. Лю­дям бы­ло труд­но на мо­ро­зе. И жур­на­ли­с­там бы­ло труд­но: са­ди­лись ак­ку­му­ля­то­ры ка­мер и ми­к­ро­фо­нов. Бе­лое по­лот­но со сте­ны тор­же­ст­вен­но сдёр­ну­ли зам. гла­вы ад­ми­ни­с­т­ра­ции Уфы Сын­ти­мир Ба­я­зи­тов и зам. ми­ни­с­т­ра куль­ту­ры Ка­ми­ля Дав­ле­то­ва. Пер­вых лиц не бы­ло. В тре­ть­ем или чет­вёр­том ря­ду сто­ял с дву­мя гвоз­дич­ка­ми в ру­ках по­жи­лой баш­кир­ский по­эт Ка­дим Арал­бай – с про­шлой не­де­ли ис­пол­ня­ю­щий обя­зан­но­с­ти пред­се­да­те­ля Со­ю­за пи­са­те­лей. Что по­де­лать. Вре­ме­на ме­ня­ют­ся. Не­дав­но из­бран­ный гла­ва СП Аза­мат Юл­даш­ба­ев, с ко­то­рым мы свя­зы­ва­ли мно­гие на­деж­ды, был вы­нуж­ден уй­ти в от­став­ку, ибо на не­го на­сел ме­ст­ный мин­юст: «глав­но­го пи­са­те­ля» из­бра­ли на съез­де не «ква­ли­фи­ци­ро­ван­ным», а «обыч­ным» боль­шин­ст­вом (то есть «за» про­го­ло­со­ва­ли 75 де­ле­га­тов, а не 79). Ми­ни­с­тер­ст­во куль­ту­ры обез­глав­ле­но то­же. Звез­да опер­ной сце­ны Ас­кар Аб­дра­за­ков по­ки­нул пост ми­ни­с­т­ра, по­лу­чив «вдо­гон­ку» уго­лов­ное де­ло о не­це­ле­вом рас­хо­до­ва­нии 50 ты­сяч руб­лей. Те­ле­ди­ву Гу­зель Иб­ра­ги­мо­ву «съе­ли» преж­ние ка­д­ры, не­до­воль­ные, что те­ле­ви­де­ние на­ча­ло ме­нять­ся. А джаз­мен Олег Ки­ре­ев сам по­спе­шил за­явить прес­се, что «в ми­ре столь­ко ин­те­рес­но­го, что тра­тить своё вре­мя на ка­рь­е­ру чи­нов­ни­ка для ме­ня – бред».

Вре­ме­на ме­ня­ют­ся. Да­же слиш­ком бы­с­т­ро. И куль­тур­ная по­ли­ти­ка – то­же. Так что сто­ит ли удив­лять­ся, что на сте­не ви­се­ла, по­хо­же, всё та же до­с­ка «из ри­ту­аль­но­го са­ло­на», сде­лан­ная по шаб­ло­ну. На жар­го­не это на­зы­ва­ет­ся у нас «Был йорт­та». Так на­чи­на­ет­ся баш­кир­ский текст: «Бый йорт­та...» – что пе­ре­во­дит­ся: «В этом до­ме...». В об­щем – До­вла­тов Сер­гей До­нат улы.

И как-то да­же не­множ­ко че­го-то жаль, и вспо­ми­на­ешь пер­со­на­жа из до­вла­тов­ско­го «За­по­вед­ни­ка», ко­то­рый по­ка­зы­вал изум­лён­ным ту­ри­с­там «на­сто­я­щую мо­ги­лу Пуш­ки­на, ко­то­рую боль­ше­ви­ки скры­ва­ют от на­ро­да». И ту­ри­с­ты бла­го­го­ве­ли от ка­кой-то тай­ной при­ча­ст­но­с­ти. Так же бла­го­го­ве­ли при­ез­жие пи­са­те­ли, ког­да им как бы не­вз­на­чай по­ка­зы­ва­ли дом № 56 на ули­це Го­го­ля: «А здесь ро­дил­ся До­вла­тов... Но ме­мо­ри­аль­ную до­с­ку вла­с­ти не ве­ша­ют. (Чем не «тай­ная мо­ги­ла»!) За­то мож­но зай­ти во двор это­го до­ма и про­сто вы­пить вод­ки».

Игорь Савельев, Уфа, Башкирия - Башкортостан
Оригинал публикации








Связанные темы и персоны