« Сентябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 |
- Сам уже в окопе, старый ...
Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
29.03.2023 36895 3123
- Зря карлик ползал на ...
Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
21.03.2023 11426 73
- Военный преступник. ...
Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
17.03.2023 31873 69
- Молодежь в гробу видала ...
Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
16.03.2023 43321 32
- Пыня пошутил над холопами ...
Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
14.02.2023 16684 273
- Борьба дерьма с мочой ...
Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
12.02.2023 36828 22
- Ублюдочный путинизм в ...
Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
11.02.2023 40532 33
- Фильм о преступлениях ...
В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
15.01.2023 24331 252
Из Башкирии словно «сводки» с фронта шлют. То в один, то в другой район высаживается десант журналистов башкирского телевидения, радио, газет-журналов, среди татар разыскивают башкир. По башкортостанскому телеканалу «БСТ» ежедневно в 18.40 начали выходить специальные пропагандистские 20-минутные передачи «Моя малая родина», «История по средам». В газетах тоже старательно поставлена пропаганда. Главная задача — в репортажах из населённых татарами районов вдалбливать: «Это башкирская земля, вы — не татары, а забывшие язык башкиры, татары — народ пришельцев». Такие наезды прошли в Шаранском, Кигинском, Караидельском районах.
Выходящая в Уфе тиражом 33 768 экз. газета «Башкортостан» тоже бодро впряглась в мельницу обашкиривания. 29 января 2010 г. Была опубликована статья Ильдара Акъюлова «У бакалинских башкир крепкое национальное самосознание». В ней обстоятельно с восхищением заявляется, что бакалинцы «радуют хорошим знанием своей башкирской основы, ставят самоцелью донести детям историческую правду».
И.Акъюлов твердит про 23 исторически башкирских деревни в Бакалинском районе. Балчыклы, Яна Балыклы, Ахман, Юлтимер, Казанчы, Устем, Корыч Караны, Зирекле, Мостафа, Нарателга, Туктагол, Кызыл Булэк, Камышлытамак, Яна хэм Иске Корыч, Яна Урсай, Яна хэм Иске Катай, Иске Куян, Чакат, Урман, Яна Кэстэй — все они объявляются башкирскими, хотя, если посчитать, многие эти деревни чисто татарские, кряшенские, чувашские и даже русские.
Бакалинский район расположен на западе Башкортостана. Граничит с Илишевским, Чекмагушевским, Туймазинским, Шаранским районами РБ и Азнакаевским и Актанышским районами Татарстана. Бакалинский район пёстрый, многонациональный. Считается, что особенно много здесь кряшен. По переписи 1989 г. Татар насчитывалось 20 093 чел. Или 62,2% населения района. (по переписи 1979 — 20 305 человек).
В Бакалинском районе родился легендарный участник Великой Отечественной войны, сражавшийся с фашистами в партизанских отрядах, получивший прозвище «Чёрный генерал», Даян Мурзин. Частенько его пытаются объявить башкиром, но Даян ага считает смену национальности равной предательству. Вот только деревни Балыклы, где он родился, и Старый Корыч, где учился в школе, сейчас объявили башкирскими.
— Балыклы — старинная татарская деревня. И кряшены у нас жили. Название, говорят, от богатых рыбой озёр — говорит Даян Мурзин. — В Старокорычской школе мы и на татарском и на русском. В деревне живёт 100 % татар. В соседних — чуваши, кряшены, русские. А башкир в наших краях сроду не видели. Дедова фамилия была Бикмурзин, остался укороченный вариант. Деревню нашу основали переселенцы из нынешнего Татарстана. Родители мои всегда по-татарски говорили. Хоть меня частенько пытаются назвать башкирским героем, я татарин, в башкиры переписываться не желаю. Слушаю татарские песни. Очень люблю «Уз авылым», «Сэн буйлары», «Сабан туе». Жена у меня по национальности белоруска, вместе воевали с фашистами, но и она со мной по-татарски говорит. Дети считают себя татарами.
В газете «Башкортостан» заявили, что Мустафино — старинная башкирская деревня.
— Нашей деревне 450 лет. Честно говоря, за то, что она чисто татарская, руку отрубить не дам. Через деревню течёт река Комыргы, деля на две части; считается, что на одном берегу живут татары, на другом — башкиры. Сперва на татарской стороне поселились 18 семей, бежавших от насильственного крещения. В деревне есть место, называется Исте. Пишут, что позднее там вроде бы осели пришедшие башкиры. Мол, назывались, «сеңрән башкортлары» — рассказывает Насима ханум Маликова.
— Пожар тут был, архив пропал. Сейчас все перемешались, породнились. «Я- татар, ты-башкорт» никто никогда не делил. Те, кого башкирами называют, говорят на таком же татарском. В последнюю перепись башкир получилось порядочное количество. Была татарская школа, теперь на государственном башкирский язык и литературу изучают.
Я себя считаю татаркой, потому что и язык и дух татарские. В семье по-татарски говорим, муж родом из азнакевских. Хочешь, не хочешь, как ни крути, мы — татары.
Вне всякого сомнения, кто знает несколько языков, достоин похвалы. С татарами по-татарски, с башкирами по-башкирски пусть говорят. Смотрю и БСТ и ТНВ. Выписываем и «Кызыл тан», и «Юлдаш»; районную газету «Авыл таннары» и журнал «Башкортостан кызы». Внуки все тоже по-татарски говорят, одна дочь учетель татарского языка и литературы, сейчас они в Татарстан переехали. В перепись запишусь татаркой, это у всех людей такое желание. Татарин ли, башкир ли, человек должен своей историей, прошлым, гордиться, настоящее — обогощать.
В Бакалинском районе 12 кряшенских сёл, живут там около 4 тысяч человек. В последнюю перепись и за их счёт неожиданно для самих жителе, увеличилось число башкирских. Даже понятие «крещёные башкиры» в Башкирии начали срочно вводить.
Бакалы, Ахман, Корыч Караны, Балчыклы, Яна Маты, Эрмэш и т.д. — это всё кряшенские деревни. Уроженец Яңа Илек Леонид Чернов обратился в Прокуратуру РБ с запросом, почему газета «Башкортостан» называет кряшенские деревни башкирскими. Готов отстаивать это юридически.
— У нас издавна живут кряшены. Хлеб выращивают, животноводством занимаются, — говорит Леонид Чернов. — у бакалинских кряшен свой особый говор, но всё равно это татарский язык. У нас сохранились старинные песни. В кряшенском фольклорном ансамбле «Бэрмэнчек» из Татарстана солистка Светлана Матвеева из нашей деревни.
Говорим, пишем по-татарски, книги читаем на татарском, учились в татарских школах. Я себя считаю татарином-кряшеном. А в 2002 несколько кряшенских сёл взяли и чохом записали башкирскими. По газете туда же и чувашскую деревню Юлтимер и, между прочим, русскую Казанчы. Что это такое? По какому праву татар и чувашей записывают башкирами? Это нарушение конституционных прав человека. Как бы ни старались, записывая, башкирами так всех не смогут сделать.
Газета пишет, что башкирские певцы в Бакалы не едут, а татарстанские якобы и не уезжают. Неправда. Ансамбль «Бэрмэнчек» больше года просил разрешения на приезд в Бакалы- не пустили. Бакалинский район издавна место компактного проживания кряшен, зачем делить народ? Думаю, не станут кряшены «крещёными башкирами». Я не против жить дружно, но не за счёт же справедливости!?
Среди известных уроженцев района помощник Президента Белоруссии государственный и общественный деятель Урал Латыпов, Поэты братья Лаис и Фаиз Зулькарнай, Народный писатель Башкортостана Нажип Асанбаев. Нажип абый из кряшенского Ахманово. На протяжении многих лет он вносил немалый вклад в развитие башкирской литературы. — Ахманово — кряшенская деревня. Сам я хоть и кряшен, творчество моё на башкирском. Мне 88 лет, уже не хочется в это встревать, — сказал Николай Васильевич.
В газете «Башкортостан», впрочем, есть и несколько заслуживающих внимание забавных предложений. Автор считает, что бакалинцы истомились по башкирской речи, звукам курая. Башкирский журналист: «Мы слышим, что татарстанские деятели культуры часто гостят у бакалинцев. Но разве они зачастили сюда только чтобы поделиться творчеством? Или тут прячется ещё какая-то цель? Безусловно, пусть их влияние и скромное, несложно повернуть эту коварную политику и в другую сторону.
Конечно, хорошо, что у башкир есть своя история. Однако их восстановление основ не должно производиться за счёт татар. «Ирек майданы» будет ещё не раз возвращаться к этой теме.
Римма Бикмухаметова, газета «Ирек майданы», 15.06.2010
Готовится общереспубликанский набор в башкиры
Раздел: Общество | Просмотры: 26845 | Комментарии: 15