Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Сам уже в окопе, старый ...

Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
  29.03.2023   23691    3123

Зря карлик ползал на ...

Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
  21.03.2023   22234    73

Военный преступник. ...

Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
  17.03.2023   17386    69

Молодежь в гробу видала ...

Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
  16.03.2023   32947    32

Пыня пошутил над холопами ...

Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
  14.02.2023   40264    273

Борьба дерьма с мочой ...

Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
  12.02.2023   11536    22

Ублюдочный путинизм в ...

Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
  11.02.2023   38817    33

Фильм о преступлениях ...

В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
  15.01.2023   21121    252

Утилизация холопов, ...

Путин назвал положительной динамику военной спецоперации на Украине. Президент ...
  15.01.2023   33359    8

Подох этот, подохнет и ...

Сегодня, 11 января, так и не дожив до суда, скончался Муртаза Рахимов. Ему было ...
  12.01.2023   22355    80

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Март 2023 (4)
Февраль 2023 (3)
Январь 2023 (5)
Декабрь 2022 (4)
Ноябрь 2022 (3)
Октябрь 2022 (1)

Российская журналистика, плавно переходящая в правозащиту

  • Опубликовано: Егерь | 01.08.2017
    Раздел: Общество | Просмотры: 14195 | Комментарии: 4
1



Авторитаризм и фактическое бездействие институтов государства вынуждают журналистов становиться правозащитниками, пишет Александр Плющев в комментарии специально для DW.


Главный официальный российский правозащитник - уполномоченный по правам человека РФ Татьяна Москалькова - говорит, что не верит в существование секретных тюрем ФСБ. И переключается на Украину, где, понятное дело, от такого беззакония просто некуда деваться. Яснее ясного, что никто в ее аппарате не собирается проверять информацию, обнародованную в издании Republic.

Статья могла и вовсе не выйти, ради ее публикации журналист Илья Рождественский был вынужден уйти из РБК, отказавшегося ставить этот материал. Редакторы сказали, что не занимаются правозащитой, а чтобы считать статью журналистской - недостаточно подтверждений. То есть как и Москалькова - не поверили. Или побоялись поверить. Если бы дело было действительно в стандартах, редакция могла сделать все возможное, чтобы доработать статью, но там предпочли, чтобы журналист вместе с материалом ушел, по сути, к конкурентам.

Секретные тюрьмы ЦРУ и ФСБ

В США была похожая история: с 2002 года в прессе и у правозащитников начали появляться публикации о секретных тюрьмах ЦРУ в разных странах мира. Скандал продолжался много лет, публикации не сходили со страниц западной прессы. Он привел к официальным расследованиям во многих странах, и, в результате, власти США были вынуждены сначала признать существование таких тюрем, а затем и закрыть их.

Ничего похожего в России ждать не приходится. Все давно привыкли, что сенсационные разоблачения в России редко приводят к каким-либо последствиям. Вот и эта статья уже начинает забываться. Москалькова не верит, а пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, когда и если его об этом спросят, привычно скажет, что такие факты ему не известны и вообще это вопрос не Кремля, а соответствующих спецслужб. На чем тема и будет благополучно закрыта. Если она и всплывет где-то вновь, то в интернет-ресурсах, которые принято считать правозащитными.

Давление на прессу в России

Можно сколько угодно спорить о профессиональных стандартах и подходах, но без учета внешних условий это будет обсуждение, как говорят в интернете, "сферического коня в вакууме". Возможно, это всего лишь совпадение, но незадолго до описываемых событий РБК перешел в руки лояльного Кремлю бизнесмена, чьи издания никогда не служили примером высоких стандартов журналистики.

Ну а в стране до этого в течение нескольких лет систематически убивали НКО, прежде всего, именно правозащитные, и оказывали давление на прессу, постепенно переводя ее под прямой или опосредованный контроль государства. В свою очередь государственные органы становились все более закрытыми для прессы. Чиновники и официальные представители не несут никакой ответственности не только за непредоставление информации и комментариев, но и за прямую ложь и введение в заблуждение. Не говоря уж о том, что отсутствует какой-либо парламентский контроль, а суды, по сути, являются придатками силовых структур.

Возможно ли в таких условиях сохранение стандартов журналистики, характерных для демократических стран? Это спорный вопрос, но, в любом случае, появление именно правозащитной журналистики в столь агрессивной среде просто неизбежно. Отсутствие или недееспособность всех остальных государственных и общественных институтов пытаются компенсировать ресурсы с хоть сколько-нибудь независимой от государства редакционной политикой.

От "Новой газеты" до Навальный.Live

Процесс этот начался не сейчас. Анна Политковская была убита 11 лет назад именно за подобную журналистику, во всяком случае, я в этом уверен безоговорочно. "Новая газета", в которой писала Политковская, и сейчас работает в этом стиле. Взять хотя бы нашумевшее расследование о преследованиях геев в Чечне. Или последний пример - серия публикаций Павла Каныгина о захваченном в Донбассе российском военнослужащем Викторе Агееве и его матери. Увенчалась она записью совместного видеообращения матери Агеева и матери украинца Клыха, получившего в России 20 лет по обвинению в участии в боевых действиях в Чечне. Это все еще журналистика или уже правозащита?

Есть и обратные примеры, когда изначально правозащитные или политические ресурсы занимаются, по сути, журналистикой. Своеобразный самиздат эпохи интернета, родившийся в последние несколько лет: "ОВД-инфо" и "Медиазона", "Открытая Россия" и "Русь сидящая" - это информационные ресурсы или правозащитные? И имеет ли значение, у кого из них есть государственная лицензия СМИ? А вот, скажем, Youtube-канал Навальный.Live, единственный, кто вел непрерывную трансляцию массовых выступлений в стране и подвергается за это форменному разгрому, это партийное телевидение или журналистика?

По мере усиления авторитаризма и пренебрежения государства к собственным законам и дальнейшей профанации деятельности институтов, вопросы о том, имеют ли журналисты право отступать от своих стандартов ради защиты прав людей, будут все менее и менее актуальны. Их заменит вопрос, могут ли журналисты, имеют ли они такое право - не превращаться в правозащитников.

Алексендр Плющев, DW
Оригинал публикации








Связанные темы и персоны