Рейтинг публикаций пользователей
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Кресты, кулаки, одежда ...

Протоиерей Виктор Иванов: «Не важно, мусульманин или православный, главное, ...
  13.12.2017   767   66

Шевчук: «С языковым ...

По его мнению, эта проблема "может привести к войне". Музыкант, лидер группы ...
  13.12.2017   881   78

Новая халтура за ...

Александр Галибин приступит к съемкам фильма по повести известного башкирского ...
  13.12.2017   627   30

Кто по телеку, того и ...

Такие данные привел заведующий кафедрой конфликтологии Института ...
  13.12.2017   443   26

Очередная сходка ...

В Уфе в минувшее воскресенье прошел второй "Съезд башкирского народа", ...
  12.12.2017   1837   209

«Скорее всего, будет ...

Россию на четвертом президентском сроке Владимира Путина ждет застой и ...
  12.12.2017   1327   24

40% россиян считают, что ...

Две пятых россиян уверены, что страна нуждается во властном руководителе. Об ...
  12.12.2017   649   27

Националисты из ...

Активисты башкирских национальных организаций намерены на выборах в Курултай ...
  11.12.2017   1556   70

В Уфе на раздаче ...

Посмотреть на мероприятие и попробовать чак-чак собрались множество семей. Это ...
  11.12.2017   1397   50

Госдума одобрила закон ...

Госдума РФ приняла во втором чтении законопроект, который даст Федеральной ...
  11.12.2017   850   12

Темы и персоны
Архив публикаций
Декабрь 2017 (49)
Ноябрь 2017 (115)
Октябрь 2017 (99)
Сентябрь 2017 (108)
Август 2017 (114)
Июль 2017 (139)
Читаемое за неделю
Читаемое за месяц

Татарскому парламенту в Уфе 100 лет










1


На фоне намеренного замалчивания темы столетия Октябрьской революции и всеми связанными с ней позитивными политическими процессамми, навсегда изменившими российское общество (узаконенный 8-часовой рабочий день, права на бесплатную медицину и образование, право на национальное самоопределение народов), совершенно незамеченным как для госорганов Татарстана, так и для всего татарского мира, остался столетний юбилей татарского парламента —​ Милли Меджлиса и возрождения татарской государственности. События бурного 1917 года развивались стремительно, а "столицей" татарского мира тогда стала Уфа. Впрочем, обо всем по порядку.

Татарскому парламенту в Уфе 100 лет


Сразу после Февральской революции 1917 года в разных уголках бывшей Российской империи то тут, то там стихийно стали возникать движения за национальное самоопределение различных народов. Благо, значительно расширились политические свободы и были сняты прежние дискриминационные ограничения. Так, 20 марта 1917 года Временное правительство издает постановление "Об отмене вероисповедных и национальных ограничений", аннулировавшее все действующие на тот момент в Российской империи ограничения на религиозной или национальной почве. Соответственно провозглашалась и свобода участия в государственной службе, участия в выборах в органы местного самоуправления и т.д. Также в пункте 9 "Положения" предоставлялась свобода использования родных языков в делопроизводстве и преподавании.

И татары на правах самой развитой части мусульманского сообщества страны активно включились в этот процесс. Поэтому в мае 1917 года в Москве прошел I Съезд мусульманских народов. На этом съезде был избран Милли Шуро (Национальный Совет). В него вошли представители мусульман всех регионов России пропорционально их численности. Милли Шуро должен был стать органом, представляющим всех российских мусульман и делегирующим своих представителей в правительство. Однако Временное правительство не включило в свой состав представителей российских мусульман — то есть фактически отказалось признавать их в качестве представительного органа. Это наслоилось и на то, что прошедший съезд выявил четкую тенденцию на самоопределение разных групп мусульман в качестве самостоятельных наций. Поэтому в дальнейшем этот орган теряет свое влияние, становится лишь своеобразным временным координационным органом между мусульманскими съездами, пока ему на смену не были созданы более основательные и жизнеспособные структуры.

Второй мусульманский съезд, проходивший в Казани в июле того же года, был уже целиком татаро-башкирским, т.е. без участия остальных мусульманских народов бывшей Российской империи. Здесь было принято решение созвать позднее в Уфе Милли Меджлис (Национальный парламент) — для реализации программ. Отмечу, что два этих съезда успели выявить оппонирующие друг другу политические проекты.

Первая группа — "тюркисты" (по-татарски "төрекчеләр") или "унитаристы", собралась вокруг бывшего депутата Госдумы, кадета Садри Максуди. Она выступала за проект экстерриториальной национально-культурной автономии мусульман Внутренней России и Сибири. Эти люди руководствовались прежде всего тем обстоятельством, что все тюрко-мусульмане не проживают компактно на одной строго очерченной территории, а разбросаны на огромных просторах. Поэтому создание территориальной автономии не сможет решить проблем тех тюрко-татар, кто не вошел в её состав. Здесь во многом сыграло свою роль и то, что партия кадетов (либералы) была противницей федерализации страны, поэтому и неудивительно, что Садри Максуди скептически относился к территориальному самоопределению. Эта группа опиралась прежде всего на "ветеранов" национального движения в лице самого Максуди, а также Гаяза Исхаки, Гумера Терегулова и других. Их главной социальной базой была татарская национальная буржуазия.

Вторая группа — "территориалисты" (по-татарски "туфракчылар") состояла в основном из числа стремительно набиравших популярность татарских "левых" (левые эсеры, большевики и меньшевики-интернационалисты). Эта группа выступала за немедленное провозглашение территориальной автономии на большей территории Идель-Урала (Урало-Поволжья), где проживала основная масса татаро-башкир и других народов Поволжья. И на I Всероссийском мусульманском съезде эта идея о национально-территориальной автономии была поддержана в форме декларации о необходимости её создания. Через два месяца в июле 1917 года Казани на Втором мусульманском съезде сторонников национально-культурной автономии оказалось несколько больше — тем не менее идея о необходимости территориальной автономии не исчезла с повестки дня, а получила свое дальнейшее развитие. Главной их социальной базой была молодая часть национальной интеллигенции, солдаты и крестьянство.

Стоит сразу отметить, что единственно верной оказалась ставка именно на построение территориальной автономии (республики), без которой любые проекты экстерриториальной национально-культурной автономии являются утопическими. Национально-культурная автономия могла быть эффективной только при стечении определенных обстоятельств и только при наличии крепкой базы в лице республики (территориальной автономии).

Главным информационным рупором "территориалистов" стала газета "Ирек" (первая социалистическая газета в Уфе), созданная уфимскими левыми эсерами (редакция располагалась в нынешнем здании Уфимского Института глазных болезней). Именно её главред Галимджан Ибрагимов, являвшийся ко всему прочему лидером татаро-башкирских левых эсеров, был первым идеологом создания территориальной автономии (республики). И поэтому со страниц газеты "Ирек" с самого первого номера (30 марта 1917 года) активно пропагандировалась необходимость создания собственной республики народов Волго-Уральского региона (штат Идель-Урал).

Важнейшую роль в это время играли сразу несколько центров влияния национального движении "левой" идеологической направленности — Хәрби Шуро (Военный Совет), уфимское Милли Шуро, Мусульманский социалистический комитет.

Хәрби Шуро, по сути своей, являлся вооруженными силами возникшего позднее Национального парламента, куда входили все национальные татаро-башкирские полки, действовавшие как на фронте, так и расквартированные в тылу. Его создателем и лидером стал молодой офицер Ильяс Алкин, относивший себя к группе "меньшевиков-интернационалистов".

Мусульманский социалистический комитет возник в апреле 1917 года в Казани и являл собой некую базу для формирования коммунистической партии мусульманских народов. Лидером его был большевик Мулланур Вахитов, памятник которому ныне стоит в самом центре Казани.

Вторым человеком в этой организации был уфимский татарин Мирсаид Султан-Галиев, сыгравший чуть позднее важнейшую роль в переходе Башкирских войск на сторону советской власти в 1919 году, в возникновении Татарстана и ставший идеологом "исламского социализма".

Уфимское Милли Шуро было еще одним важнейшим центром. Здесь развернулось острое противостояние между Галимджаном Ибрагимовым и Гумером Терегуловым, которое однако носило глобальный характер, отразив всю глубину противоречий между "территориалистами" и "унитаристами". В конечном итоге, Галимджан Ибрагимов, мобилизовав "левых", объединил под своим началом четыре организации: Уфимский Хәрби Шуро (Военный Совет), татаро-башкирских левых эсеров, левое крыло (фракцию) Милли Шуро и Совет крестьян Уфимской губернии. Деятельность Галимджана Ибрагимова во многом предопределила и будущий расклад сил в Национальном парламенте и провозглашении штата Идель-Урал.

В атмосфере острой внутриполитической полемики начал складываться татарский парламентаризм, равно как и возрождение татарской государственности. Заседание Национального парламента открылось 20 ноября 1917 года в Уфе и продлилось до 11 января 1918 года, на котором был принят проект конституции Национально-культурной автономии мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири и положения об управлении духовно-религиозными и культурно-национальными делами. На той же сессии было избрано Национальное правительство (Милли Идарә), управление в составе трёх министерств (просвещения, по делам религии и финансов). Главой Парламента и Правительства был избран Садри Максуди. Министерство по делам религии (Диния нәзарәте) в декабре 1917 года возглавил Галимджан Галеев (Баруди) — известный религиозный деятель. Одновременно на той же сессии Милли Меджлиса было провозглашено строительство "Идель-Уральской республики" (Штат Идель-Урал), для реализации которой 29 ноября 1917 года была создана Коллегия по осуществлению автономии Урало-Волжского штата (КУВШ). В её состав вошли Галимджан Шараф, Галимджан Ибрагимов и другие известные на тот момент молодые социалисты. Таким образом можно констатировать: "левая" фракция Национального парламента добилась своего. Отныне решено было строить оба проекта — и национально-культурной и территориальной автономии.

Для текущей деятельности Парламента и Правительства было собрано более 1 млн руб., крупная по тем временам сумма. Действующие части Хәрби Шуро насчитывали около 60 тыс. человек (в Казани — 20 тыс., Уфе — 12 тыс., Оренбурге — 10 тыс., Астрахани — 5 тыс. и т.д.), которые присягнули на верность Национальному парламенту. То есть, по сути, у татар на тот момент имелись и свои вооруженные силы, и парламент, и правительство, и государственная казна — весь необходимый набор для политического отстаивания своих интересов. Подобным уровнем самоорганизации не мог похвастаться на тот момент ни один из народов России.

Заседания Милли Меджлиса (Национального парламента) проходили в здании, известном сегодня в Уфе как Дом офицеров. А вот аппарат национального Правительства и Парламента находился в знаменитом здании магазина братьев Каримовых и Шамгулова, известном каждому уфимцу как здание нынешнего Центрального Универмага. Перед этим зданием в то время регулярно проходили и марши частей уфимского гарнизона Хәрби Шуро.

Таким образом, Уфа де-юро и де-факто стала "столицей" всего татарского мира, что и неудивительно, учитывая ту важную роль, которую она играла наряду с Казанью и Оренбургом в деле татарского "ренессанса" начала XX века. Именно здесь находился Национальный Парламент и Правительство. Предполагалось также, что Уфа станет и столицей штата Идель-Урал, в который полностью входили территории Уфимской, Казанской губерний, а также примыкающие к ним территории Оренбургской, Пермской, Самарской, Симбирской и Вятской губерний — с территориями компактного проживания татаро-башкирского населения. Это было крупное территориальное образование, включавшее в себя 7-миллионное население: 3,7 млн татар и башкир, 2,7 млн русских и около 0,5 млн чувашей, марийцев и удмуртов. Чуваши, марийцы и удмурты согласились на участие в проекте "Идель-Уральской" республики. Башкирский национальный проект хоть и вызревал в это время в Оренбурге, но тем не менее его жизнеспособность на тот момент была под большим вопросом, т.к. он не обладал ни четкими территориальными рамками, ни столицей (Оренбург даже не предполагался для включения в состав будущей Башкирской республики), ни казной, ни вооруженными силами. Всё это придет гораздо позднее.

Но, как часто это бывает, свою роль сыграл человеческий фактор, а также политические процессы, стремительно набиравшие оборот в начале 1918 года — к этому глава Национального парламента Садри Максуди оказался не готов.

Впрочем, это уже совсем другая история, которая требует своего отдельного повествования.

Ильнар Гарифуллин, Идель.Реалии
Оригинал публикации




Связанные темы и персоны



  • Изображение
  • Гость
  • 1 | 02.12.2017, 09:54 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Предполагалось также, что Уфа станет и столицей штата Идель-Урал, в который полностью входили территории Уфимской, Казанской губерний, а также примыкающие к ним территории Оренбургской, Пермской, Самарской, Симбирской и Вятской губерний — с территориями компактного проживания татаро-башкирского населения.
=============================================
Ну ни х...я струя! Во бл... ть губу то раскатали !!!!!!!!!!!



1

  • Изображение
  • Участник
  • 2 | 02.12.2017, 09:58 | Автор: Зулия
    Публикации: 32 | Комментарии: 27639 | Рейтинг: -645,6
И татары на правах самой развитой части мусульманского сообщества страны"
-------------
Ух ты! Выше развитость - больше прав!
Тогда евреи - вперде!



0

  • Изображение
  • Гость
  • 3 | 02.12.2017, 10:40 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
У Гарифуллина сначала все идет татаро-башкирское, а в конце дал петуха. Армия и казна оказываются уже татарскими, а не татаро-башкирскими. Понимаю почему башкиры не захотели с татарами дальше сотрудничать.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 4 | 02.12.2017, 10:42 | Автор: Sharik | На сайте
    Публикации: 0 | Комментарии: 3929 | Рейтинг: -154,6
Садри Максуди скептически относился к территориальному самоопределению. Эта группа опиралась прежде всего на "ветеранов" национального движения в лице самого Максуди, а также Гаяза Исхаки, Гумера Терегулова и других.
===============================
"События бурного 1917 года развивались стремительно, а "столицей" татарского мира тогда стала Уфа."
Раз уж в теме упомянули Гаяза Исхаки автора книги "Исчезновение через
200 лет",то стоит расставить все точки на ты вспомнив слова автора из
этой книги.Он пишет(стр.27) Однако уж не знаю по какой причине,они забыли(мурзы),что являются БУЛГАРАМИ.............................................. ,
думая о себе как о представителях другого народа,они взяли да ОБОЗВАЛИ
соплеменников "ТАТАРАМИ".
Это в наше уже время под татарами мы понимаем народ кои столица Казань,а до революции во времена о которых пишет татарский нацик Гарифулин,название татарин в прямом смысле означала-не русский.
Так вот Гаяз Исхаки пишет,что татар в Российской Империи 15 млн.и они
проживают почти по всему Кавказу,в Крыму и практически по всей стране.
А вот в городах кои указывает Гарифулин Оренбург,Троицк,Самара и в др.
по утверждению Исхаки много мусульман.Он башкир и мищар не
относит ни к булгарам,ни к татарам объединяя одним названием-мусульмане.И конечно совсем отдельная нация по Исхаки -это булгары
жители Казани и губернии ,он отделяет их от татар и мусульман.
Исходя из всего этого ,что хочет довести до нас со своей колокольни
нацист-глобалист Гарифуллин Элнар в своей теме?



1

  • Изображение
  • Гость
  • 5 | 02.12.2017, 11:02 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
рота латышей набила морду татарской армии, после этого татары разбежались и покорно ждали момента когда большевики подарят им республику.



1

  • Изображение
  • Гость
  • 6 | 02.12.2017, 11:12 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
2 | 02.12.2017, 09:58 | Автор: Зулия
Публикации: 32 | Комментарии: 27565 | Рейтинг: -646,3
...
Ух ты! Выше развитость - больше прав!
Тогда евреи - вперде!

-------------------

Ясно дело. Мэрия Екатеринбурга вынашивает планы переименовать ул. Малышева (вторую по значимости) в ул. Вексельберга. Совсем шифроваться перестали.



1

  • Изображение
  • Гость
  • 7 | 02.12.2017, 11:25 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Ильнар, какому парламенты 100 лет, если Татарии как таковой тогда не было? Когда коммунисты создали Татарию, тогда и отсчет можно вести.



2

  • Изображение
  • Гость
  • 8 | 02.12.2017, 11:26 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Столицей татарского мира ныне является заслуженно Нью-васюки, но никак не Улан-Батор как раньше.
Во-время защиты нашей дорогой столицы оказались в плену несколько героических татарских легионеров.
Слава татарским уланбаторам!



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 9 | 02.12.2017, 11:27 | Автор: юнг
    Публикации: 304 | Комментарии: 32547 | Рейтинг: +5721,1
Самое удивительное, что Эльнар до сих пор на свободе. Вывод один-сексот!



1

  • Изображение
  • Гость
  • 10 | 02.12.2017, 11:32 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
БАШГОРД - древний город, по тыртыру гаПЕРДИплину стало при большевиках татарской столицей?
Толко потому, что они вперде по количеству пленных?



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 11 | 02.12.2017, 11:37 | Автор: юнг
    Публикации: 304 | Комментарии: 32547 | Рейтинг: +5721,1
Эльнар-почитай на досуге, как большевики поступили с попом Гапоном!



1

  • Изображение
  • Участник
  • 12 | 02.12.2017, 11:45 | Автор: препод
    Публикации: 33 | Комментарии: 5295 | Рейтинг: -153
Очередное поппури на тему фантазий о государстве баш и татарнаци



2

  • Изображение
  • Начинающий
11 | 02.12.2017, 11:37 | Автор: юнг
Публикации: 301 | Комментарии: 32421 | Рейтинг: +5717,8
Эльнар-почитай на досуге, как большевики поступили с попом Гапоном!
===================================================
найдены доказательства невиновности попа Гапона; Гапон был жесточайше подставлен Витте.....
в "Искателях" есть серия про Гапона.



2

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 14 | 02.12.2017, 13:33 | Автор: ufimsky-obuvatel
    Публикации: 0 | Комментарии: 5177 | Рейтинг: +955,1
Очень познавательная статья, спасибо Э.Гарифуллину. История нашей Великой Родины раскрывается с новой стороны. Становится понятной трогательная забота большевиков о судьбе башкирского народа и присоединении к Автономной Башкирской Советской Республике Уфимской губернии.
Всё дело в Штате Идель-Урал. Эта идея была очень популярна среди татарского населения распавшейся Российской империи. Татары проживали по всей территории империи, но костяк единой татарской нации составляли татары Поволжья и Урала. Поэтому вполне было естественно, что З.Валиди создал автономию башкир в пределах т.н. "Малой Башкирии", а татарские националисты носились с идеей Штата Идель-Урал. Создание т.н. "БАССР" расколола территорию компактного проживания татар от Волги и до Урала на две соперничающие автономные образования. В итоге татары получили куцую Татарскую АССР, а башкиры Башкирскую АССР, где башкиры до 70-ых годов прошлого столетия не смели говорить на башкирском языке в общественном транспорте. Таким образом решалась задача разобщения и ассимиляция единого татарского народа, ради единства империи и построения коммунизма. С точки зрения имперцев - татары неблагонадежный народ.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 15 | 02.12.2017, 13:52 | Автор: кац | На сайте
    Публикации: 0 | Комментарии: 13946 | Рейтинг: -2704,9
Пипец!
Оказывается были таки татарские войска. Хотя их никто в деле и не видел.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 16 | 02.12.2017, 13:55 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
".... создание штата Урал-Идель"
___________
Вероятно из этого Гарифуллинского опуса растут воспоминания жителей оккупированной Белоруссии:

"Это была молодежь, в большинстве комсомольцы, окончившие советские техникумы, десятилетки. Из них немцы организовали ударные национальные отряды.
Обмундирование на них немецкое: новое, хорошо пригнанное, со всеми знаками отличия Вермахта. На рукавах красовалась у каждого эмблема. изображение месяца со звездой. По ночам юлдаши, как гончие собаки, рыскали по лесам и везде обнаруживали склады, землянки, оружие и боевые группы. В лесных схватках пленных ни с той, ни с другой стороны не было. После походов и операций по несколько дней отдыхали в Путивле"



0

  • Изображение
  • Гость
  • 17 | 02.12.2017, 14:00 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
В итоге татары получили куцую Татарскую АССР, а башкиры Башкирскую АССР, где башкиры до 70-ых годов прошлого столетия не смели говорить на башкирском языке в общественном транспорте.
______
Что за бред?



1

  • Изображение
  • Участник
  • 18 | 02.12.2017, 14:00 | Автор: Ирек | На сайте
    Публикации: 119 | Комментарии: 5219 | Рейтинг: -260,6
12 | 02.12.2017, 11:45 | Автор: препод

Очередное поппури на тему фантазий о государстве баш и татарнаци
+++++++++++++++++++++++++++
Чумный ты какой-то препод, говорю же, какой-то фиолетовый.



0

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 19 | 02.12.2017, 14:01 | Автор: ufimsky-obuvatel
    Публикации: 0 | Комментарии: 5177 | Рейтинг: +955,1
.................
Первая группа - "тюркисты (по-татарски "терекчеляр") или "унитаристы", собрались вокруг бывшего депутата Госдумы, кадета Садри Максуди. Она выступала за проект экстерриториальной национально-культурной автономии мусульман ВнутреннейРоссии и Сибири. .... Их главной социальной базой была татарская национальная буржуазия.
И.Гарифуллин.
-----------------------------------
Если бы большевики в январе 1918г. не разогнали Учредительное Собрание и Россия развивалась в форме буржуазно-демократической республики или даже федерации, эти идеи были бы вполне органично воплощены в жизнь.
И нынче мы имели бы Россию не раздираемую межнациональными проблемами, успешную экономически и дружественную к окружающим народам. Мы были бы второй Америкой.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 20 | 02.12.2017, 14:02 | Автор: Sharik | На сайте
    Публикации: 0 | Комментарии: 3929 | Рейтинг: -154,6
14 | 02.12.2017, 13:33 | Автор: ufimsky-obuvatel | На сайте
Публикации: 0 | Комментарии: 5146 | Рейтинг: ............................................................
...С точки зрения имперцев - татары неблагонадежный народ.
=========================
А ты надеялся на лучшее соглашаясь на такое самоназвание?
Для Европы все были татарами,населявшиеся к
Востоку от Европы.Для русских при царе все народы не русские были
татарами.При Советах все нации не получившиеся автономию стали
татарами.Думаешь Гаяз Исхаки зря отделял казанцев,как булгар,
от остальных царских татар,считая обзыванием последнее.



1