Рейтинг публикаций пользователей
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Получат ли националисты ...

По их мнению, финансирование от 600 млн должно вырасти до 1 млрд рублей. 20 ...
  24.09.2018    72

Минпросвещения РФ: ...

Министерство просвещения России разъяснило разницу между предметами "Русский ...
  24.09.2018    35

Второй тур для всей ...

У меня странное желание, друзья. Я хочу дожить до второго тура. Я живу в Москве ...
  24.09.2018    15

За черта лысого, только ...

Именно таким у очень многих был принцип голосования на минувших выборах — в ...
  24.09.2018    18

Уголовщина «кремлевского ...

В четверг, 20 сентября, Соединенные Штаты Америки расширили санкции против ...
  24.09.2018    14

Исторические картинки. ...

Любят у нас отмечать юбилеи. Юбилей – событие политическое и власть, которая в ...
  23.09.2018    71

Махровые националисты ...

«Если Хамитов нас за людей считает». Общественники требуют от главы млрд рублей ...
  22.09.2018    67

Фейковые выборы ...

Вчера многие обсуждали слезы Памфиловой и отмену результатов выборов в ...
  22.09.2018    33

Башкирская националистка ...

Пенсионная реформа обсуждается долго и яростно, но до сих пор не оценена в ...
  21.09.2018    129

Башмакулатура для ...

Башкирское издательство «Китап» им. З. Биишевой организует в Челябинской ...
  21.09.2018    15

Темы и персоны
Архив публикаций
Сентябрь 2018 (132)
Август 2018 (118)
Июль 2018 (109)
Июнь 2018 (97)
Май 2018 (84)
Апрель 2018 (89)
Читаемое за неделю
Читаемое за месяц

Кем же был по национальности генерал Шаймуратов?

  • Опубликовано: Ирек | 14.03.2018
    Раздел: История | Просмотры: 3442 | Комментарии: 243
3



Так уж повелось, что и берёзы в России непременно русские, а в Башкортостане даже пчелиный мёд башкирский. Ну ладно, если соглашаться с тем, что Башкортостан по-русски всё же Башкирия, значит и мёд из Башкортостана, башкирский. Причём, и действительно это уже устоявшийся брэнд.

Кем же был по национальности генерал Шаймуратов?


Однако часто возникают споры, разговоры, кем был по национальности Шаймуратов генерал, и даже кем был «черный генерал» Даян Мурзин. Или что легион «Идель-Урал» только татарский, а вот 112-ая(16) кавдивизия, она башкирская. Причем последнее не из-за того, что она была сформирована на территории Башкирии. На территории нынешного Башкортостана в годы той страшной прошедшей войны были сформированы десять дивизий, и в том числе четыре кавдивизии, но почему то, только 112-ая (16) обязательно объявляется башкирской.

Про легион «Идель-Урал» и про особую башкирскость той героической дивизии оставим на может быть потом, а сами поразмышляем по разговорам о том какой национальности тот или иной известный человек. Оговорюсь, я никогда не участвовал в разных таких спорах за это, но уже достало таковое, и, причём донельзя.

В разговорах про Даяна Баяновича Мурзина приходилось встречать высказывания от земляков: «У татар ни одного путного человека нет что ли, всех башкир к себе приписывают. Он на нашей земле родился, у нас жил, мы им очень гордимся, был бы татapoм жил бы в татарии». Если же не удаётся, хотя бы с «почвой», с землей рождения и проживания этнически увязать героя, начинают негатив на него отыскивать, увязывая того же Мурзина с участием его «в составе татарских батальонов СС». Объявляют: «Короче, дед " сделал" всех. И бывший пленник, и в оккупации был, в Идель-Урале служил. Но наговорил - и все поверили . Молодец дед! Всем дедам дед!». И это о признанном герое Чехословакии, кавалере всех высших орденов этой страны, почетном гражданине 16 городов Чехии, Словакии и Моравии, Даяне Баяновиче Мурзине. А уж что творят, высказывают в адрес героя Советского Союза Мусы Джалиля, это вообще нечто отвратное и мерзкое.

Вместе с тем, как говорят, что вор громче всех кричит «держите вора», так и с криками, что де татары приписывают всё башкирское, и в частности известные личности себе, многие наши земляки башкиры стараются во всём большую башкирскость навести. Про то, что творят по переписям в республике, мы уже неоднократно поднимали вопрос.

На Всемирной олимпиаде в Южной Корее стала победительницей красавица татарочка пятнадцати летная Алина Загитова, уроженка города Ижевска. И нате вам, и её стали башкирить, как например некий краевед Альберт Асылгужин.

Он надергал сведений о н/п Азиаба, Азаба, Азибей из работ Анвара Закировича Асфандиярова, причём без всяких ссылок на авторство, и увязал без всяких обоснований этот н/п с родной деревней отца Алины Загитовой с очень говорящим названием Татарский Азибей. Один сослуживец по армии часто повторял фразу: "С дуба падают листья ясени, нифига себе, нифига себе», правда, матерно.

Материться мы не будем, но, в общем-то, уже зарядились на вопрос о деревне Татарский Азибей и, в общем, на особенности уездов бывшей Уфимской губернии, включая в частности или в особенности Мензелинский уезд, с которым связаны те Азибеи. Пока же на время отставим начатое, и поразмышляем «вслух» по другим частностям явления башкиризации всего и вся.

Это действительно некое явление, доходящее порой до полного абсурда, причём как у остепенённых гуманитариев, так и индивидуумов уровня ПТУшного образования. Один такой, ну может и не ПТУшник, нарисовался было в личке здешнего автора. И стал вещать, мол, ранее считал, осознавал себя татаром, а набрался великих знаний на сайте Уфаген, и понял мы с тобой Ирек северные башкиры. Как я понял, этот товарищ не такого как я возраста, и, наверное, у него жив был его отец татар, а то чего бы он раньше считал себя татаром. Ответ ему был таким, Вы можете пойти к своему отцу татару, и объявить это ему, я же на могилу своего отца татара (а теперь уже и мамы), с таким бредом никогда не приду. Был бы я сыном башкира, гордился бы своим башкирством, но я татар сын своих родителей татар.

Относительно недавно уфимский историк, журналист, и человек в безрукавочке с БСТ Салават Хамидуллин статьей «Потомки Салавата отступать не умеют!»: как жил и погиб командир Башкирской кавдивизии на вспоминал (?!) эпизоды из жизни генерала Шаймуратова». Ну и, конечно же, за национальность генерала обязательно отписался, с громким заявлением, что «поскольку вопрос относительно его национальной принадлежности часто становится объектом различных спекуляций, нелишне осветить его, опираясь на имеющиеся архивные документы».

Предоставим слово за это самому Хамидуллину Салавату:

«Согласно официальной биографии, Минигали Мингазович (Мингажеддинович) Шаймуратов родился 15 августа 1899 года в ауле Биштэкэ (пять баранов), ныне это село Шаймуратово Кармаскалинского района Республики Башкортостан. Хотя в его метрике, составленной при рождении приходским имамом Оренбургского духовного магометанского собрания (ОДМС), написано: «Минигалим (правильно Минигали) родился 15 марта [1899 года]. Отец — Минхаж ад-Дин, сын Фахрислама — башкир из мишарей (мишәрдән башҡорт). Мать — Биби́-Таифá, дочь Мухаммед-Гирея — башкирка из тептярей (типтәрдән башҡорт)».

Деревня Биштэкэ была основана мишарями в 1755 году. Они поселились в качестве припущенников (арендаторов) на вотчинной земле башкир родового объединения Минг (Минская волость). Мать будущего генерала происходила из числа сословных тептярей башкирского происхождения, селения которых в большом числе располагаются в данном регионе, о чем говорят многие документы. Вот один из них: «Уфимского уезду Ногайской дороги Минской волости башкирской природы окладные тептяри Мустай Иликеев, Биткул Эмбулатов с товарищи к поданию надлежит в правительствующий сенат февраля дня 1734 году челобитчики тамги свои приложили». Анализ метрических книг ОДМС показывает, что тептяре башкирского происхождения указывали себя как «башкиры из тептярей», а тептяре из числа казанских татар — просто как тептяре, ясаклы (ясашный) или вовсе без каких-либо определений.

Что касается мишарей, то у многих из них за время проживания в Башкирии, а особенно за годы службы вместе с башкирами в составе Башкиро-мещеряцкого (с 1855 — просто Башкирского) войска сформировалась башкирская идентичность. Поэтому многие мишари во время переписей, а также в метрических книгах ОДМС указывали себя башкирами. Хотя в случае с аулом Биштэкэ и конкретно с семьей Шаймуратовых данный вопрос осложняется некоторыми обстоятельствами. Дело в том, что, по словам самого Шаймуратова, записанным командиром эскадрона 112-й Башкавдивизии А.Х. Насыровым, его предки происходили из числа башкир племени Айле, живших в Исетской провинции (Челябинская область). После подавления башкирского восстания 1735—1740 годов зауральские башкиры массово лишались своих вотчин, конфискуемых под крепости (Челябинск, Чебаркуль, Верхнеуральск, Троицк и др.), а также под учрежденное в 1748 году Оренбургское казачье войско. Башкиры, оказавшиеся в зоне отчуждения, ставились перед выбором — либо уходить из этих мест и становиться припущенниками или даже тептярами в соседних башкирских волостях, либо записываться в оренбургские казаки. Многие выбрали последнее. Однако часть из них могла попасть в число служилых мишарей Зауралья, которые активно участвовали в подавлении восстания, за что также получили конфискованные башкирские земли. Одним словом, Шаймуратовы и другие жители села могли происходить из числа этих башкир, потерявших свои земли, но сохранивших память о своем происхождении даже после переселения из Исетской провинции в Уфимскую. Иначе как объяснить, что из трех приходов аула Биштэкэ, приписанных к трем мечетям, два прихода указали себя в метрической книге за 1899 год как «башкиры из мишарей», а один приход почему-то просто как «мишари» (мишар тайфасы)?

Так или иначе, в ходе сельскохозяйственной переписи 1917 года, организованной Временным правительством, все жители аула Биштэкэ указали себя башкирами по национальности и крестьянами по сословию. Минигали Шаймуратов, которому тогда было уже 18 лет, в это время в ауле отсутствовал, так как работал в Бельском речном пароходстве. Он пошел по стопам отца, который по причине своей бедности часто нанимался бурлаком. Именно поэтому будущий генерал не был учтен указанной переписью в родной деревне, но зато там был зафиксирован один из его ближайших родственников — Султан-Гирей Шаймуратов, о котором в его подворной карточке сказано следующее: «Сословие — крестьянин; национальность — башкир».

Ну, и сказитель же этот Хамидуллин Салават. И как трактует то, как сказывает, ну почти как, кручу, верчу, запутать хочу. Попробуем почитать «вслух» творение этого автора, но тоже, как и он без конкретизированных ссылок. Хотя список «использованной» (т.е. постоянно пользуемой) по теме литературы, наверное, в заключение все же представим.

Термины «башкиры из мещеряков» и «башкиры из тептярей» вообще-то по истории использовались для обозначения процесса выхода иных в башкиры, в башкирское звание. Причём во второй половине XIX века эти термины были вытеснены термином «новобашкиры». Н.Н. Томашевская (Моисеева) писала: «Генеральное межевание башкир¬ских земель в 1798 – 1823 гг. и последующие земельные акции правительства официально узаконили существование так назы¬ваемых «новобашкир». Она же указывала, что этот термин во второй половине XIX века вытеснил уже бытовавшие прежние, как то, например «башкиры из мещеряков» и «башкиры из тептярей». Ею же по Х ревизии 1859 года по трём губерниям Оренбургской, Вятской и Пермской было подсчитано 54 665 «башкир из тептярей» и 34 665 «башкир из мещеря¬ков», или (54 665 + 34 665) 89 330 «новобашкир». Заметим, что это по её же приводимым данным получается 15,06% от общей численности башкир в 593 173 человек. По временам той же ревизии 1859 года, она, дополнительно изыскивая башкир из сартов, аюкинских калмыков, каракалпаков, из «султановских ногайцев» казачьего иррегулярного войска, «казанских торговых татар», киргиз (т.е. казахов), доводит эту цифру «новобашкир» до 100 тыс. Это по её приводимым цифрам составляет 16,86% от общей численности башкир. Вычитая численность этих «новобашкир» из общей численности башкир 593 173, выводит численность собственно башкир в 493 173 человек. Если она правильно посчитала, скажем так, в «сухом остатке» численность башкир, то получается «новобашкиры» по численности были равны более чем пятой части собственно башкирского народа, или 20,28%. Много это или мало для малочисленного народа предоставим решать специалистам, но заметим, что процесс выхода в башкиры не ограничивался только временами Х ревизии 1859 года.

Хамидуллин же вещает: «Анализ метрических книг ОДМС показывает, что тептяре башкирского происхождения указывали себя как «башкиры из тептярей», а тептяре из числа казанских татар — просто как тептяре, ясаклы (ясашный) или вовсе без каких-либо определений». Показал бы этот сказитель, на каких таких данных из метрических книг проводил он свой шибкий анализ, и озвучил это своё. Получается так, сначала значит, из башкир становились тептярями, а потом башкирами из тептярей. И да, как там Хамидуллин с тептярями из чувашей и фино – угорских народов?

А впрочем, что удивляться этому анализатору. В одном его фильмце на БСТ «Преемник Валидова» утверждается, что башкир Муллаян Давлетшинович Халиков сын новобашкира. Ну, почти как в СССР, для членства в КПСС, надо было сначала в кандидатах походить. Отец Муллаяна Халикова был, значит в кандидатах, в новобашкирах, а его сын Муллаян, значит, стал уже башкиром. И тоже объясняют это аналогично по схеме башкир – тептяр– новобашкир – и вновь башкир. Мол, де после отмены кантонного управления с потерей военного сословия башкиры – тептяри, которые помнили что они башкирского происхождения стали новобашкирами. В пору бы воскликнуть, где у этих людей логика, но обойдёмся без восклицаний. Известный уфимский археолог В.А. Иванов сказывал, «Когда я читаю эти публикации и телевизионные передачи, которые ведет Хамидуллин, первая реакция бывает такая что, хочется постучать по телевизору и сказать: «Ты мозги-то включи, прежде, чем такие грандиозные передачи устраивать!!!».

Ну, это дела гуманитариев, а мы последуем далее за нашим сказителем. Его доказательства, что «Мать будущего генерала происходила из числа сословных тептярей башкирского происхождения, селения которых в большом числе располагаются в данном регионе, о чем говорят многие документы» на примере одного совершенно стороннего документа о тептярах из башкир из той же его схемы башкир – тептяр – башкир. А уж как связан этот документ собственно с мамой Шаймуратова, это вообще некоторая вершина доказательств этого историка с БСТ.

И что касается его, этого представителя второй древнейшей профессии утверждения «Что касается мишарей, то у многих из них за время проживания в Башкирии, а особенно за годы службы вместе с башкирами в составе Башкиро-мещеряцкого (с 1855 – просто Башкирского) войска сформировалась башкирская идентичность», обычно говорят, Остапа понесло. Понесло, очень понесло этого Остапа.

Ну, прежде всего вопрос, в какой такой Башкирии жили те мишаре, или вернее мещеряки. Знак вопроса не станем ставить, не к чему. И интересная деталь. Если глянуть на итоги переписи 1897 года отдельно по губерниям, то выясняется, что мещеряки, практически наличествовали только вместе с башкирами, но раздельно. Согласно этой переписи, ни в Пензенских краях, ни на Нижегородчине, ни в нынешней Ульяновской области, где в настоящее время наиболее компактно проживают татары – мишары, мещеряки, или вернее, население с родным мещерякским языком тогда практически не фиксировались. В Симбирской губернии только были отмечены 5 человек. Не было таковых и в Казанской губернии. А вот в Уфимской губернии их наличествовало 20 957 на 899 910 человек с башкирским родным языком, в Оренбургской 4 898 на 254 561, в Пермской 21 163 на 85 395, в Самарской 6 580 на 57 242. В Саратовской же губернии на 1 262 человек с башкирским родным языком было таких всего 7 человек, а в Вятской на 13 909 человек первых вторые вообще не наличествовали. Везде же в иных губерниях Российской империи, как говорится, хоть шаром покати, один, два человека, но, не дотягивая даже до десятка, а чаще всего полный нуль. И получается так по переписи 1897 года, что мещеряки практически по всей империи, за исключением нескольких губерний, где живали башкиры, считали свой родной язык просто татарским.

И вот, заключает наш сказитель Хамидуллин, что де «в ходе сельскохозяйственной переписи 1917 года, организованной Временным правительством, все жители аула Биштэкэ указали себя башкирами по национальности и крестьянами по сословию». Ну, и что, хочется озвучить вопрос. Тем более что, собственно по Минигали Шаймуратову наш товарищ историк приводит лишь сказ о ближайшем родственнике будущего генерала.

Да по 1917 году, всяк могло быть, сословные привилегии на землю ещё сохранялись, а вот к 1920 году случился просто обвал башкирской демографии. Вот, например данные по трём уездам Уфимской губернии:

Бирский уезд 1913 г. 1917 г. 1920 г.
башкиры 232 869 208 579 140 928 -91 941
тептяри 53 448 81 815 52 509 -939
мещеряки / мишари 45 079 63 945 51 310 6 231
татары 17 287 12 507 107 792 90 505

Белебеевский уезд 1913 г. 1917 г. 1920 г.
башкиры 202 550 175 649 87 704 -114 846
тептяри 85 162 130 331 48 514 -36 648
мишари 19 597 38 472 5947 -13 650
татары 38 232 31 409 207 311 169 079

Уфимский уезд 1913 г. 1917 г. 1920 г.
башкиры 96 421 66 765 18 595 -77 826
тептяри 25 676 53 345 25 448 -228
мишари 39 732 49 425 33 932 -5 800
татары 1 182 650 47 688 46 502

В последней колонке таблиц представлены значения прироста или убыли соответствующих категорий населения по переписи 1920 года относительно Подворной переписи 1912-1913 гг.

К 1920 году произошло два знаковых события. Во первых, по Соглашению от 20 марта 1919 года с большевиками был узаконен Башкурдистан, провозглашённый автономией 15 ноября 1917 года. Оставшаяся территория Уфимской губернии, была во вне этого образования, со всеми вытекающими следствиями. А во вторых, уже после переписи 1917 года, пришедшие к власти большевики одним из первых своих декретов «Декретом о земле» полностью отменили любые привилегии на землю. И всё, весь предыдущий башкирский демографический взрыв пошёл бурно в обратку.

Какой была деревня Биштяки по переписи 1920 года это вопрос, а вот по советским переписям 1959, 1979 и 1989 годов село Шаймуратово было татарским. Запамятовал, наверное, это Хамидуллин Салават. Опять же он, Хамидуллин пишет: «Дело в том, что, по словам самого Шаймуратова, записанным командиром эскадрона 112-й Башкавдивизии А.Х. Насыровым, его предки происходили из числа башкир племени Айле, живших в Исетской провинции (Челябинская область)». А что под записями этого командира эскадрона, есть подпись самого генерала Шаймуратова, иль даже утверждающая печать какая? А вместе с тем есть наградной лист Минигали Мингазовича Шаймуратова, где черным по белому указана его национальность – татарин.

Мы бы всё же посоветовали этому историку Хамидуллину Салавату обратиться в архив Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, России по личному делу генерала Шаймуратова, и думается всё станет ясно, кем же был он по национальности, а не потчевать народ своими фантазиями и сказами, подкрепляя их записями, иль, чем там А.Х. Насырова.

А всё же обратимся к сведениям по н/п Биштяки к работам главного и признанного специалиста по «Истории сёл и деревень Башкортостана Анвара Закирович Асфандиярова:

Д. Биштяка (биш — пять, тэкэ — баран) сегодня называется Шаймуратово в честь народного героя, командира 112-й (16-й) Башкирской кавалерийской дивизии, прославившегося в годы Великой Отечественной войны, уроженца деревни Минигали Мингажевича Шаймуратова. Деревня основана мишарями по договорной записи о припуске, заключенной между башкирами – вотчинниками д. Мусино Минской волости и мишарским старшиной Урманом Уразовым в мае 1755 г.(66). Всего было 8 дворов. К ним прибавилось в 1764 г. еще 7 семей. Мишари, припущенные минцами, в 1759 г. оформили купчую, став владельцами приобретенных земель. (Вот с подобного и становились «башкирами из мещеряков», а не с фантазий разных сказителей. И мама будущего генерала «башкиркой из тептярей» стала по той же причине, выйдя замуж за «башкира из мещеряков», т.е. тоже своим отношением к землевладению. – И.Г.).

17 апреля 1792 г. мусинцы припустили тептярей из команды старшины Мавлюта Мусина сроком на 50 лет. 18 апреля 1792 г. теми же вотчинниками из д. Мусино припущена сроком на 70 лет другая группа тептярей из команды старшины Гумера Баязитова (67).

Мишари и тептяри подчинялись разным управлениям. В первой половине XIX в. мишари находились в составе 12-й юрты 3-го мишарского кантона, а тептяри - в рядах тептярской команды № 1 Уфимского уезда. Затем деревня относилась к Кармаскалинской волости.

Мишари численно преобладали над тептярями. В 1816 г. мишари имели 76 домов (211 мужчин), а тептяри — 13 (78 душ м.п.). По VIII ревизии 1834 г. мишарей было 630 человек, тептярей — 160 (68). 902 мишаря показала IX ревизия. Им принадлежало 95 домов. В 1895 г. всех жителей насчитывалось 1017 мужчин и 991 женщина при 349 дворах. В 547 домах проживало 1296 мужчин и 1389 женщин в 1920 г. Мишари — преобладающая национальность. Высокий прирост населения можно объяснить не только естественным ростом, но и припуском новых групп тептярей и мишарей.

В конце XIX в. здесь получили распространение плотницкое и печное ремесла. Имелась лесопилка. По воскресным дням проводился базар. 4 хозяина держали домовые лавки. Мусульманский приход владел 3 мечетями.

От кантонного периода истории деревни сохранилось одно «военно-судное дело», по которому указом 1835 г. губернатором В. А. Перовским разжалованы в рядовые старшинский помощник Абдулхабир Умеров и походный старшина Сахивалит Абдулгафаров за незаконный сбор денег по 50 коп. с каждой из 212 душ (69).

66 ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1244. Л. 2.

67 Там же. Л. 80.

По словам самих тептярей, некоторые из них были припущены с уплатой башкирам оброка по 25 коп.
со двора в год по договору от 10 мая 1765 г. Там же. Ф. 2. Оп. 1.

Д. 1755. Л. 101.

68 Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 459. Л. 50.
69 Там же. Ф. 6. Оп. 1. Д. 102. Л. 2.

Никаких слов о башкирскости родной деревни Шаймуратова Биштяка у известного автора работ по истории сёл и деревень Башкортостана не наблюдается. И да, Анвар Закирович в своих работах очень категорично возражал против возможности иных становиться башкирами, только как исключение из строгих правил. А наш сказитель Хамидуллин Салават и слова нашёл, и сделал родителей генерала башкирами.

Вернемся к его словам: «Так или иначе, в ходе сельскохозяйственной переписи 1917 года, организованной Временным правительством, все жители аула Биштэкэ указали себя башкирами по национальности и крестьянами по сословию». Ну не все, башкирами по той переписи согласно данным М.И. Роднова прописаны 2640 человек, а 11 жителей этого н/п в русских.

В одной из своих работ М.И. Роднов сделал очень важное замечание: «В 1926 г., накануне готовившейся очередной переписи в Уфе издаётся «Список населённых пунктов Башреспублики», составленный БашЦСУ. В 2002 г. эта книга в полном объёме была переиздана. Она состоит из табличного материала по кантонам, волостям и селениям, где приведены данные переписи 1920 г. (число дворов, мужчин и женщин). Рядом имеется графа – «Преобладающая национальность» без указания даты. Эти-то сведения нередко историки и краеведы и считают почему-то за данные переписи 1920 г.
Однако в предисловии к изданию 1926 года уфимские статистики честно и открыто заявили совершенно другое. Читаем. «В основу показаний о преобладающей национальности для тюрко-татар по селениям быв. Уфимской губернии взяты данные земской переписи 1911–1912 гг., а в отношении всех остальных народностей по быв. Уфимской губернии и вообще всех народностей по быв. Малой Башкирии приведены данные переписей 1917 и 1920 гг.». Таким образом, информация из списка насе¬лённых пунктов 1926 года - это комбинированные сведения из разных источников. Для «тюрко-татар» бывшей Уфимской гу¬бернии в основу были положены дореволюционные материалы переписи 1912-1913 гг. (ошибочно датированные 1911— 1912 гг.). Можно предположить, что при подготовке к сле¬дующей переписи 1926 г. составители статистического сборника по сути произвольно, в угоду собственным (или заказчика) представлениям, мягко говоря, корректировали итоги переписи 1920 г. главным образом по «тюрко-татарам».

Вот и заглянем в этот «Список населённых пунктов Башреспублики». За номером 6886 в Уфимском кантоне Башреспублики в этом списке показана дер.

Биштяки с численностью жителей обоего пола 2685 человек, с указанием преобладающей национальностью мещеряки. Мы физтехи народ дотошный, а у нас на Физтехе (МФТИ) других не держали, не учили, добрались и до данных Подворной переписи 1912-1913 гг. В н/п Биштяки Биштякинской волости Уфимского уезда Уфимской губернии по этой переписи числилось 2680 мещеряков. Вот и стало всё на свои места, а почему по переписи 1917 года в этом н/п показаны 2640 башкир, это вопрос, и может быть даже просто ошибка. Но «делать» этот н/п, который вплоть до 1913 года был иным, башкирским, как это сотворил Хамидуллин Салават, это не есть хорошо, и то, если только мягко говоря. А земляки не стесняются. Как было отмечено выше, по советским переписям 1959, 1979 и 1989 годов село Шаймуратово было татарским, а вот по переписи 2002 года, в этом селе нарисовали 64% башкир, оставив татар всего лишь в 33%.







Связанные темы и персоны



  • Изображение
  • Гость
  • 1 | 14.03.2018, 09:57 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Хамидуллин - сумасшедший. Не слушайте безумные речи.



1

  • Изображение
  • Гость
  • 2 | 14.03.2018, 10:06 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
"Мы, физтехи, народ дотошный, а у нас на Физтехе (МФТИ) других не держали".

------------

Дотошный Ирек. До тошноты.



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 3 | 14.03.2018, 10:13 | Автор: юнг
    Публикации: 318 | Комментарии: 35173 | Рейтинг: +5824,4
Ирек- тоже ибанутый! Всё ищет чем татарин отличается от башкира!



1

  • Изображение
  • Гость
  • 4 | 14.03.2018, 10:14 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
не о чем больше говорить как о национальности героя.
Вопрос жизненно важный - это фальцификация выборов и власть в руках узурпатора.



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 5 | 14.03.2018, 10:20 | Автор: юнг
    Публикации: 318 | Комментарии: 35173 | Рейтинг: +5824,4
Уфимский уезд 1913 г. 1917 г. 1920 г.
башкиры 96 421 66 765 18 595 -77 826
тептяри 25 676 53 345 25 448 -228
мишари 39 732 49 425 33 932 -5 800
татары 1 182 650 47 688 46 502

===================Кто это может доказать и проверить? Это вам не кварки в адронном колайдере, которые можно точно проверить!



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 6 | 14.03.2018, 10:25 | Автор: юнг
    Публикации: 318 | Комментарии: 35173 | Рейтинг: +5824,4
....Заметим, что это получается 15,06% от общей численности башкир в 593 173 человек.

==============Давай, давай, замечай! Хорошо, что тебя вовремя выперли из вуза. Видимо поняли, что такое понятие, как "статистическая достоверность" тебе осилить не удалось.
За это ректорату спасибо, ибо с дипломом ты мог натворить и похлеще!



1

  • Изображение
  • Гость
  • 7 | 14.03.2018, 10:37 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Я родом из Биштяки (типтяр ягы), до 8 класса учился в местной школе. Деревня была татарская и обучение на татарском языке. Река Штиль (Оштиле) разделяла деревню на 3 части: Коммунар», «Искра» и «Типтяр». Из башкир помню только одну женщину, мы ее звали «Эсэй», все остальные были татарами, но встречались и русские невесты, например медсестра Лида апа, жена Габбасова Мансура (звать не знал, хотя с ее сыном Володей учились в одном классе). Так, что село башкирское – это неправда. Так же неправда, что он был неграмотным.
Минигали приходится троюродным братом моему деду по матери. В «жежере» Шаймуратова он имеется как Абдулгалим.
Неправдой является и ссылка на метрику Шаймуратовых. У них фамилия Фахрисламов, а фамилию Шаймуратов Минигали взял позже после установления Советской власти, т.к. до этого воевал по принуждению против них. Одна сестра жила в Биштяках (Сафина по мужу), другая в д. Арсланово, Там же жил и младший брат Фахрисламов. Сведения имеются в Однлассниках, там активную переписку ведут две внучки Фахрисламовых.
Минигали по национальности татарин.



2

  • Изображение
  • Гость
  • 8 | 14.03.2018, 10:59 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Мне фиолетово кем был по национальности Шаймуратов, но вот что пишет о нем Константин Симонов: Шаймуратов хорошо владел английским, китайским, а благодаря родному ТАТАРСКОМУ, уйгурским и казахским языками, и вероятно поэтому «объехал полмира по особым заданиям правительства»
И еще есть такая поговорка: "От осинки не родятся апельсинки", так что Шаймуратов мог быть кем угодно по национальности, но только не башкиром.



2

  • Изображение
  • Эксперт
  • 9 | 14.03.2018, 11:06 | Автор: юнг
    Публикации: 318 | Комментарии: 35173 | Рейтинг: +5824,4
Это только безумного ирика волнует -кем был по национальности генерал.
===Неймётся оголтелому нацику



1

  • Изображение
  • Участник
  • 10 | 14.03.2018, 11:16 | Автор: xrul
    Публикации: 103 | Комментарии: 2842 | Рейтинг: -271,3
Татары и башкиры - это один народ, кто сомневается может провести ДНК анализ, в Москве открыли лабораторию, цена вопроса 20 тыс руб.

Русские, белорусы, украинцы, поляки, словаки тоже один народ.

10 лет назад появилась новая методика исследования мутаций Y хромосомы, читайте и смотрите в ютубе профессора Клесова, так же сайт Переформат.

Трек, хватит тебе уже из козявок шарики катать, читай умных людей может и сам поумнеешь.



1

  • Изображение
  • Гость
  • 11 | 14.03.2018, 11:16 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Как все это надоело.Один другому доказывает кто башкиристее /примерно кто более племенной/,другой кто татаристее.Перестаньте !!! Надоело.Как надоели ваши завывания о обязаловке изучения ваших языков .К чему ведете и куда ведете.?А Хамидуллину Башлык повесил медальку Салаватки-за тот сволочизм ,что он несет с экрана .Жалко что медалешку не туда повесил-надо бы ниже пояса .Пусть бы ходил и болталась у певца валидки и местечкового национализма на причинном месте



1

  • Изображение
  • Участник
  • 12 | 14.03.2018, 11:27 | Автор: кац | На сайте
    Публикации: 0 | Комментарии: 15627 | Рейтинг: -2880,9
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
Сочувствую я вам татнацики. Так вам хочется приподяться в калашный ряд, но никак не получается. Этнос молодой, пока не имеет ничего из истории, народной культуры, мифов, языка, героев. Ажник дошли до того, что предателя сделали героем и десятки предательских батальонов пытаются героизировать. А как им хочется, чтобы были настоящие герои. А это они пытаются отобрать у башкир. Начиная от Салавата и всех героев пытались усвоить. Но все поперек горла. Один Джалиль чисто татарский и остается.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 13 | 14.03.2018, 11:29 | Автор: Дед
    Публикации: 2 | Комментарии: 4387 | Рейтинг: -710,9
Ирек,. ты начни с себя.. Может ты совсем не татарин,. а типтяр и мишшар? А может просто килмишяк? а может вообще кутляк!
Другими словами ты идиот повернутой на татарском национализме!



1

  • Изображение
  • Участник
  • 14 | 14.03.2018, 11:33 | Автор: Sharik
    Публикации: 0 | Комментарии: 4344 | Рейтинг: -185,1
Горбатого могила исправит,это про Ирека придурка сказано!
Все собрал в кучу.Если у Алины Загитовой отец башкир то естественно по
крови она башкирка.Другое дело если она считает себя татаркой то флаг
ей в руки это ее личное право.Татары типа Ирека до чего увлеклись
пылесосным делом,что даже А.Матросова из Учалинского района стали
приписывать к татарам.Одним словом как в песни поется-татары,татары
кругом одни татары.Скоро таким темпом и Ленин со Сталиным обретут татарские корни.Браво, Иречок нацик - е*ачок!



1

  • Изображение
  • Гость
  • 15 | 14.03.2018, 11:39 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Столько слов наворочано только для того, чтобы сказать, что Шаймуратов башкир? Мы знаем это, он сам говорил, ну и что. А для чего столько понаписал?



1

  • Изображение
  • Гость
  • 16 | 14.03.2018, 11:42 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Ирек, ты, как всегда, не в бровь, а в глаз!!! Да так в глаз, что из-за кустов одновременно вылезла вся эта шушера кац, дед и шарик с гов......ми снарядами.



2

  • Изображение
  • Гость
  • 17 | 14.03.2018, 11:46 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Они, эти кацы, дедули и шарики прекрасно знают, что Шаймуратов-татарин.Они, эти кацики, дедули, шушарики уже сто раз читали,через лупу перечитывали наградной лист, на котором Шаймуратов собственноручно написал свою национальность- татарин.



2

  • Изображение
  • Гость
  • 18 | 14.03.2018, 11:48 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Если бы в Шаймуратове была хоть капля татарской крови, то татары бы записали его в татары еще лет 50 назад и кричали бы на каждом углу. Татары любого известного человека с тюркской фамилией сразу же пытаются записать в татары. Даже если человек сам утверждает, что он не татарин, а другой национальности, они даже ему стараются доказать что он татарин. Таким образом татары себе самооценку поднимают?



1

  • Изображение
  • Гость
  • 19 | 14.03.2018, 11:51 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Не пойму, зачем Ирика ругаете?



1

  • Изображение
  • Гость
  • 20 | 14.03.2018, 11:56 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
5 | 14.03.2018, 10:20 | Автор: юнг | На сайте
Публикации: 310 | Комментарии: 33841 | Рейтинг: +5769,2

Уфимский уезд 1913 г. 1917 г. 1920 г.
башкиры 96 421 66 765 18 595 -77 826
тептяри 25 676 53 345 25 448 -228
мишари 39 732 49 425 33 932 -5 800
татары 1 182 650 47 688 46 502

===================Кто это может доказать и проверить? Это вам не кварки в адронном колайдере, которые можно точно проверить!
----------------------------
Это нетрудно проверить. Большевики записали в эти годы несколько миллионов человек в татары. Попутно ликвидировав несколько десятков национальностей. Тот же Гаяз Исхаки об этом пишет и возмущается, что его народ в полном составе большевики записали в татары.



0