Рейтинг публикаций пользователей
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Январь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Исторические картинки. ...

Наконец почистили дороги и мы снова мчимся по трассе М-7. Миновали лес с ...
  22.01.2017   927   35

Ялалов снова попросил ...

Глава администрации Уфы Ирек Ялалов обратился к жителям города с просьбой ...
  21.01.2017   1350   93

«Кругом враги» как ...

Атмосфера «осаждённой крепости» и образ врага остаются одной из главных «скреп» ...
  21.01.2017   897   38

В России власть отдают ...

Америка показала процедуру передачи власти уходящего президента к следующему, ...
  21.01.2017   2830   21

Полиция задержала ...

В Москве полиция задержала около 30 строителей, когда они пришли в трудовую ...
  21.01.2017   1434   12

Подвиг разведчика. Вот ...

Путинский семиминутный спич о девушках с низким уровнем социальной ...
  21.01.2017   1337   24

Уфимский вице-мэр или ...

Близится февраль, а пора волшебства и чудес продолжается. Все мы взрослые люди ...
  20.01.2017   2348   24

Кроношпан: Как мы теряем ...

Для нашей республики информационная повестка года началась с очередного ...
  20.01.2017   1446   64

Сагитов не успел стать ...

Верховный суд Башкортостана взял под стражу начальника отдела уголовного ...
  20.01.2017   2264   19

Очередной статист для ...

Депутат Госдумы, представлявший Башкирию, может стать кандидатом в президенты. ...
  20.01.2017   1601   28

Темы и персоны
Архив публикаций
Январь 2017 (101)
Декабрь 2016 (159)
Ноябрь 2016 (162)
Октябрь 2016 (182)
Сентябрь 2016 (169)
Август 2016 (149)
Читаемое за неделю
Читаемое за месяц

Культур-мультур или опыт анализа учебника «Культура Башкирии»

0


Национальное самодурство: общий анализ «живых родников». Мой ребенок учится в первом классе элитной гимназии. Мы с удовольствием выполняем вместе домашнее задание: математику, русский, английский, природоведение... Но есть предмет, на который лично у меня стойкая аллергия. Это «Культура Башкирии».

Культур-мультур или опыт анализа учебника «Культура Башкирии»


Оговорюсь сразу: я не являюсь башкирофобом или каким-нибудь другим экстремистом. Я не против, чтобы мой ребенок разбирался в культуре Башкирии и говорил на языке земляков. Но мне категорически не нравится та откровенная туфта, которой забивают детям голову под видом «культур-мультур»...

Что естественно, то небезобразно

...Сначала я подумала, что ослышалась. И попросила дочку снова перечитать рассказ из красивого и весомого красного учебника «Живые родники». Малышка начала с выражением читать текст, изумленно поглядывая, как я сползаю от хохота под стол.

Любит ли арбуз?

Альфия вместе с дедушкой аппетитно ест спелый астраханский арбуз. Арбузный сок стекает с губ, капает на платьишко, но девочка не замечает этого.

- Альфия, внученька, неужели ты так любишь арбуз? – спрашивает дедушка.
- Очень!
- А любит ли арбуз тебя?

Альфия на мгновенье растерялась, не зная, что ответить.

Потом сказала:
- Он тоже полюбил бы, да у него рта нет.

Это рассказ из учебника по культуре Башкирии для 1 класса. Согласитесь, сюжет с легким налетом эротизма, чем-то неуловимо напоминает набоковскую «Лолиту». Только набоковская «Лолита» - это классический любовный роман с скандальной сюжетной линией. А башкирская «Альфия-кызым» - это, на мой взгляд, не менее скандальный и, к сожалению, классический пример активно насаждаемой детям башкирской халтуры (вместо культуры).

Но может, я все же чего-то не понимаю? Возможно, в тексте заложен сногсшибательный педагогический креатив? И вероятно, его следует искать в вопросах после текста, которые призваны помочь детям сделать из прочитанного надлежащие выводы!.. Как бы не так! Там, к счастью, не оказалось вопроса «Почему арбуз не может полюбить девочку?» или «Через сколько времени начнется приступ диареи у Альфии, съевшей арбуз немытыми руками, без помощи ножа и вилки?» До этого не дошло. Но все остальное повергло в еще большее уныние:

Когда поспевают арбузы? Как вы узнали, что Альфия любит арбузы? А выращивают ли арбузы у нас в Башкортостане?

По первому образованию я – педагог и прекрасно помню, что каждое действие учителя должно преследовать обучающую, развивающую и воспитывающую цели. Но в данном случае единственное, что вынес мой ребенок из прочитанного путем сложных логических заключений - что арбузы в Башкирии выращивать не рекомендуется, до осени они не дозреют.

Дальнейшее изучение учебника «Живые родники» оптимизма не добавило. В основном он оказался дайджестом из детских стихов и рассказов, от разнокалиберных местных писателей, разбавленным заумными повествованиями о народном орнаменте, славных людях Башкортостана, экскурсами в историю исторических баиков, государственного флага и гимна.

Предвижу аргументы в защиту этого учебника: дескать, таким образом он развивает у первоклассников речь и навыки чтения на примере творчества местной «талантливых самоцветов». Но позвольте, для этого есть предметы «Чтение» и «Развитие речи», успешно справляющиеся с поставленными задачами и, что характерно, ни капельки не похожие на пособия для педофилов. Зачем по сути дублировать другие предметы? Все-таки полное название этого учебного предмета, если я не ошибаюсь, «Начальный курс истории, культуры и литературы Башкортостана». Или что-то в этом роде. Лично у меня, как у мамы первоклассницы, в свою очередь возникли резонные вопросы к авторам этой «первоклассной» лабуды под поэтичным названием «Живые родники»...

Урал-Батыр отдыхает...

Наверное, я до сих пор осталась наивной русской девочкой, но никак не понимаю, какое отношение к истории и литературе нашей республики имеет рассказ про башкирскую девочку, объевшуюся большой зеленой ягодой, а также прочие содержащиеся в учебнике «Живые родники» приключения ее сверстников, гоняющих футбол по пыльному двору или кормящих цыплят. Мне почему-то казалось, что знакомство с многогранной национальной культурой должно начинаться с волшебных сказок, красивых преданий, изучения в доступной игровой форме (а не в виде кратких конспектов, как это присутствует в учебнике сейчас!) народных обычаев, игр, чтобы дети почувствовали национальный дух и колорит.

Если бы уроки по «КБ» были именно такими, мы с дочкой вдобавок с удовольствием сходили бы в Национальный музей, почитали дома башкирские сказки, нарисовали к ним рисунки... Впрочем. сказки и пословицы в учебнике есть, но их общий смысл сводится к тому, какие плохие баи и бабаи (?!), и как с ними борется умудренный жизненным опытом башкирский пролетариат.

Самое забавное, что с моим мнением согласны практически все учителя, преподающие в школах «Культуру Башкирии». Они тоже искренне не понимают мотивы, двигавшие составителями учебников и учебных программ, заставляющими детей изучать низкопробную пачкотню местных комнатных гениев.

Последние же буквально писают кипятком при упоминании детских учебников и цинично рассказывают, что рассказы и рисунки для них – это всего лишь очередная шабашка. Хорошую идею в очередной раз испохабили. Мутноваты оказались «Живые родники», и, как ни странно, никто так и не удосужился провести хотя бы их элементарный общий анализ.

Впрочем, тут вряд ли стоит чему удивляться. Отношение самих этнических башкир из числа университетских преподавателей башкирской словесности к своей литературе и прочим культурным достижениям всегда умиляло. Если зарубежную и русскую литературу мы изучали в университете буквально галопом по Европам – целыми эпохами за один семестр, то башкирскую литературу мусолили с чувством, толком и расстановкой, буквально по 10-20 лет за каждые полгода. Выдающихся произведений для столь подробного штудирования явно не хватало. Поэтому в ход шли второсортные рассказики про любовь комбайнера и свинарки, которая расцветала на фоне самоотверженной уборки кормовой свеклы. Принцип у наших «преподов» был такой: «Пускай плохенькое, но зато свое, башкирское!».

Самое забавное, что за два десятка лет в БГУ мало что изменилось. Преподаватели, конечно, за эти годы написали кучу диссертаций, получили множество почетных званий. Как отмечают аналитики, у наших ученых земляков прекрасно получается, к примеру, раскрывать культовый образ Салавата Юлаева, каждый год находя все новые грани его бесконечного образа. На этом поприще преуспели и составители учебника «Живые родники».

Но историография и детский учебник – это все-таки разные вещи. И напрасно кто-то опрометчиво посчитал, что профессор, много лет прилежно грызущий гранит биографии национального героя, легко состряпает и учебник для детей. Это классический пример того, что получается, если сапоги начнет тачать пирожник и печь пироги – сапожник. А расплачиваются за эту оплошность будут наши дети...

На этом месте можно было бы поставить точку в обсуждении, если бы пирожник-сапожник не являлся коренным башкиром, критиковать которого – все равно что разворошить пчелиный улей. Есть у носителей башкирской культуры и такая сторона медали, как гипертрофированная мнительность, временами перетекающая в затяжную паранойю.

«Живые родники» нужно процеживать

...Это было в конце 80-х годов, в период «зачатия» башкирского суверенитета, студенты факультета башфилологии, почти месяц бастовавшие перед Домом Республики и требовавшие выдать им суверенитета «сколько унесут», наконец-то дождались своего звездного часа. Суверенитет Башкирия получила и они с чувством исполненного долга соизволили вернуться с мятежных улиц в университетские аудитории. Теперь они с важным видом демонстративно игнорировали лекции по русской литературе, с гордостью показывая друг другу собственные патриотические заметки, напечатанные в башкирской молодежной газете «Йэшлек» и плевали вслед русским студентам – потомкам колонизаторов… И ни разу ни один из преподавателей с «башфака» не одернул их, не сделал замечания… Напротив, духовные наставники, похоже, гордились потомками Салавата, наконец-то, отвоевавшими свое право на самовыражение! Между прочим, в университете преподают те же самые преподаватели, а тогдашние одержимые своей башкирской исключительностью студенты заняли свои места не только за вузовской кафедрой, но и в местных средствах массовой информации.

На фоне нынешних горячих споров вокруг введения обязательного изучения башкирского языка эти воспоминания кажутся особенно трогательными. Вас, уважаемые русскоязычные современники, «жареный башкирский петух» клюнул только сейчас, а мы, студенты факультета башкирской филологии и журналистики Башгосуниверситета, столкнулись с этой неистовой птицей еще 15 лет назад.

«Минем исянем Катя… Мин Башкорт дэулет университетта укыйм…» С трудом выучив несколько фраз на башкирском языке, мы, русские студенты, все-таки умудрялись получать четверки в университете по этому коварному предмету… Нам повезло – башкирский язык преподавала чудная улыбчивая женщина, которая абсолютно отдавала себе отчет, что башкирский язык – это не тот предмет, из-за которого стоит портить дипломы способным ребятам, упорно не справляющимся с хитрым башкирским произношением. Самое интересное – что при этом лично я башкирский язык понимать все-таки научилась!

С тех пор много воды утекло… Я никогда не была противницей изучения башкирского языка. Когда преподавала в начальной школе, хорошо помню, с каким удовольствием мои «гаврики» заучивали в игровой форме башкирские слова, диалоги… Я уверена, что знать башкирский язык жителям нашей республики необходимо. Во-первых, для того, чтобы найти общий язык с аборигенами, если судьба занесет в далекое башкирское село. А во-вторых, это позволит достойно рассказать гостям республики об Уфе и Башкортостане, о национальных традициях и между делом перевести на русский язык интригующие надписи типа «Йэшелсе. Емештер». И уж согласитесь, что стратегически важно правильно растолковать иноземцам встречающуюся на каждом шагу надпись «Рэхим итегез!». Дескать, она означает «Добро пожаловать!», а не то, что они подумали – вовсе не «Да здравствует Рахимов!»...

Знать башкирский язык и разбираться в башкирской культуре всем нам, жителям суверенного Башкортостана, разумеется, нужно. Это бесспорно! НО! Но при этом я хочу, чтобы уроки культуры Башкирии и башкирского языка действительно приносили моему ребенку пользу, расширяли его кругозор, воспитывали вкус, а не загружали низкопробной графоманией провинциальных шабашников. И я хочу иметь твердую гарантию, что моя дочка – сероглазая блондинка - не станет жертвой башкирского преподавателя-извращенца, который в годы моей юности категорически отказывался ставить зачет русским студентам филфака, пока они не принесут реферат по «Истории башкирской литературы», выполненный непременно на башкирском языке.

Своим коллегам он говорил, что таким образом воспитывает в студентах уважение к родному языку и культуре. Вот только он не учел, что из насильно посеянных семян уважения не вырастет ничего, кроме ненависти и презрения.

Екатерина Хабарова




Связанные темы и персоны


Другие публикации по теме


  • Изображение
  • Гость
  • 1 | 29.06.2010, 09:14 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Насилие всегда порождает протест.Но этого не понимают фашистские идеологи типа Илишева и Галина.Им место--на свалке истории.Пора стелить соломку-скоро будет поздно.Радист Юнг.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 2 | 29.06.2010, 09:15 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Ошибается автор статьи. Не нужен в современной России человеку башкирский язык. Я думаю сейчас нужно знать русский, английский, французский и может быть китайский. Что до перевода надписей типа рахим итегез, *** ли юл, азык тулек, икмек, былык и прочей ...., так я думаю много ума, а тем более траты стольких бюджетных денег на изучение баш языка для этого не нужно. Лучше медикам зарплату увеличить и дороги нормальными сделать. Что до аборигенов, так они еще в России живут пока что, и то, что они не понимают по русски - это их проблема. Во всяком случае, если они настолько тупы, что не могут выучить язык страны в которой живут, они уже не вызывают уважение и общаться с ними желания нет никакого. Но на всякий случай, есть всегда всем понятный язык жестов, понятный даже животным.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 3 | 29.06.2010, 09:19 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
нет, а теоретически такое возможно, я насчет арбуза. Допустим если означенный фрукт-овощ-ягода трансгенный и в него пьяный генетик по ошибке пересадил гены той лисички из сказки про колобка, то арбуз мог вполне превратиться в генетического мутанта из ужасников Хичкока и даже не имея рта, съесть девочку, ну и дедушку заодно. Этот вопрос надо обсудить во втором томе учебника КБ.
Генетик-политолог



0

  • Изображение
  • Гость
  • 4 | 29.06.2010, 09:57 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Следуя логике автора статьи, если я вдруг отправлюсь путешествовать в Америку, то на всякий случай, как нефиг делать, я должен буду выучить в Северной и Южной Каролине и Вергинии язык билокси, в Миссисипи и Миссури язык виннебаго, в Техасе, Калифорнии и Аризоне язык хопп, в Вашингтоне язык белла-кула, и т.д....
Да, это же маразм чистой воды. В Америке - английский, во Франции - французский, в Германии - немецкий, в России - русский. Все остальное по желанию, хоть марсианский... Но некоторые башкиры никак этого понять и уяснить не могут. Они не догадываются, что любое навязывание вызывает только противодействие и отвращение, в данном случае, не к отдельным чиновникам и не к отдельному языку, а ко всей нации.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 5 | 29.06.2010, 10:02 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
У нас так получилось, что дочери впервые пришлось учить башкирский в 8 классе.До этого мы учились в центрально-русских школах.Ситуацию восприняли с юмором,а уроки оказались ничегонеделанием всего класса вместе с преподавателем, оказалось что за весь год если по БЯ еще учебник и пригодился- учительница просто давала переписать упражнение, то по культуре Башкирии толстый учебник пригодился 2 раза за год.Причем и ученики и учителя понимают абсурдность такой программы,сетуют на нехватку часов по предметам обязательного ЕГЭ, а башкир в классе- один из 25 человек!



0

  • Изображение
  • Гость
  • 6 | 29.06.2010, 10:10 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Зачем учить 11 лет в школе башкирский, чтобы узнать как переводятся 5-6 фраз ?Достаточно пары уроков, а то и просто по надписям на зданиях и растяжках и так все понятно! Я например , в Молдавии через 2 дня знал, что "пыне"- это хлеб, а "лапте"-молоко, а продавцы все равно по-русски говорят.И будут говорить,я уверен.Кстати,молдоване,румыны и итальянцы понимают друг друга без словаря .



0

  • Изображение
  • Гость
  • 7 | 29.06.2010, 13:33 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Какая культура может быть у искусственно созданного этноса из 7 племен? Да у них и письменности то до революции не было.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 8 | 29.06.2010, 14:16 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
ЕСЛИ УЧИТЬ БАШКИРСКИЙ ЯЗЫК , БАШКИРСКУЮ КУЛЬТУРУ, ИСТОРИЮ БАШКИРИИ, ГЕОГРАФИЮ БАШКИРИИ В ТОМ ОБЪЕМЕ , КАК ТРЕБУЕТСЯ(!) В БАШКИРИИ, ТО МОЖНО СМЕЛО ПРОВАЛИТЬ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И МАТЕМАТИКЕ И ОСТАТЬСЯ ЗА БОРТОМ ЖИЗНИ!



0

  • Изображение
  • Гость
  • 9 | 29.06.2010, 14:43 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Не согласна с автором- в современных условиях приходится перерабатывать такой поток информации, чтобы успеть за жизнью, чтобы не отстать в профессии, что учить башкирский язык для того, чтобы, случайно оказавшись в глухом месте обитания башкирских аборигенов спросить у них дорогу;- слишком большая роскошь.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 10 | 29.06.2010, 15:09 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
семеро одного не ждут. автору ничего не говорит эта старинная поговорка?



0

  • Изображение
  • Гость
  • 11 | 29.06.2010, 15:26 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Знать башкирский язык и разбираться в башкирской культуре всем нам, жителям суверенного Башкортостана, разумеется, нужно....

Ну если кто и считает что вот он живет в этом как его..."суверенного Башкортостана" тот пусть и учит! А я живу как минимум в русском городе Уфа, а вообще то я гражданин России....и ни одна сволочь не может мне навязать что то большее чем любому другому гражданину России...живи он в Омске, Томске, Иркутске и т.д.. Просто потому что я желаю жить по ЗАКОНУ а именоо согласно КОНСТИТУЦИИ государства гражданином которого я являюсь!



0

  • Изображение
  • Гость
  • 12 | 29.06.2010, 15:26 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
что вам арбуз сдался, как говорил Елцин хен*** уже кушам, то ли еще будет..



0

  • Изображение
  • Гость
  • 13 | 29.06.2010, 16:13 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
я тоже когда являлся гражданином СССР! и где ссср? и где будет Россия? Весь мир объединятся, Россию даже в ВТО не пускают, хотя Киргизия со своей экономикой давно в ВТО! Россию даже не пускают в приличное западное общество.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 14 | 29.06.2010, 16:32 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
14-му ничего себе приличное общество- приняли Киргизию, где толпа пьяных киргизов насиловала 8-летних узбекских девочек и вспарывала животы женщинам!
Ты идиот?
"Приличное" общество не имеет ничего общего с понятиями приличия- в ВТО принимают по соображениям чисто прагматическим, с Киргизией, в частности, - чтобы иметь плацдарм для размещения военных баз НАТО.

А вообще, колхозник, не заморачивайся- совершенно темная тема для тебя. Как там лучше расскажи- саранча не все еще доела у тебя?А то прийдется тебе к друзьям в Киргизию ехать, на полях выращивать мак.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 15 | 29.06.2010, 16:35 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
13, 14- не путайся тут под ногами. Иди доучись элементарной грамоте.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 16 | 29.06.2010, 16:40 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
13 и 14- образец того, чем ниже человек находится на социальной ступени, тем больше он "знает" о политике , да и вообще об устройстве и развитии мира. )))



0

  • Изображение
  • Гость
  • 17 | 29.06.2010, 17:33 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
15-му. Вы так умно выдали свои мысли, что даже мне нечего ответить. Если взять количество изнасилованных детей, то в россии этот показатель гораздо выше, чем в киргии, не зря в ГД РФ заседает лобби педофилов!!! Если ВТО зло, так почему 17 лет мы туда хотим???



0

  • Изображение
  • Гость
  • 18 | 29.06.2010, 17:59 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
18-ый придурок кто писал что ВТО -зло? тебе барану говорят- прагматизм раз вступаем 17 лет значит надо, интересы свои есть . ты че ушлепок считаешь там дурнее тебя сидят. тварь?



0

  • Изображение
  • Гость
  • 19 | 29.06.2010, 18:11 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
шестому

Ну что же как румыны говорят:
Мол "капте ешти-лапте нуй!-
что без коровы молока-не надоить
короче чтобы сказку сделать былью,
не надо чтобы дети знали-
как по башкирский будет ..уй
тем более чтоб это слово-
на заборах не писали




0

  • Изображение
  • Гость
  • 20 | 29.06.2010, 18:34 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Ребята, не травите душу!
Опять пытаетесь найти
Вы для битья помягше грушу
И ересь всякую плести.

Для конструктивной для беседы
Нам нужно выискать ответ:
Как враз исправить эти беды,
Учить башкирсий или нет?

Как нам культуру региона,
Написаннуюю впопыхах,
От грязи отмывать зловонной?
Вопросы есть. Ответьте - "как?"



0