Календарь новостей
«    Июнь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Выборно-политический ...

Число политических партий, выдвинувших своих кандидатов на пост главы Башкирии, ...
  18.06.2019   30835    21

Будни вставания с колен: ...

Ленара Иванова назвала "вопиющей" демографическую ситуацию на северо-востоке ...
  18.06.2019   31293    92

Импортное вино вместо ...

Делегатов Всемирного курултая башкир угостят импортным вином. Газета ...
  18.06.2019   26353    35

Гулянка по десять тысяч ...

Госкомитет по торговле Башкирии закажет казенному предприятию «Комбинат ...
  17.06.2019   13741    122

Человечный текст. ...

Он разместил на своей странице во ВКонтакте откровенный пост. Радий Хабиров ...
  17.06.2019   40193    39

На выборы в горсовет Уфы ...

Уфимский координатор штаба Алексея Навального Лилия Чанышева подала документы в ...
  17.06.2019   28127    16

Истинное отношение к ...

Епархия после протестов отказалась от строительства храма в сквере ...
  17.06.2019   30322    12

Орден вместо тюремных нар ...

В Башкирии председателя Госсобрания наградили орденом Александра Невского. ...
  15.06.2019   31082    168

Какая «партия» решится ...

"Башкорт" ведет переговоры с политическими партиями, которые могли бы выдвинуть ...
  15.06.2019   19026    21

Пост о боли. Своей и ...

Сейчас будет длинно-пост. Многобукофф, но оно того стоит. Это тред, ...
  14.06.2019   12162    74

Читаемое за месяц


Столетие Башкортостана: Путина нет, Минниханов намекает, а для Хабирова подготовили ловушку

3


В минувшие выходные Башкортостан отметил свой столетний юбилей. По сути, он стал первыми торжественными смотринами новых властей.

Столетие Башкортостана: Путина нет, Минниханов намекает, а для Хабирова подготовили ловушку


Празднование прошло, можно сказать, более чем скромно и никоим образом не соответствовало тем ожиданиям, которые на него возлагали. Минимальное внимание СМИ к 100-летию РБ и, самое главное, к анализу этого юбилея — яркие тому свидетельства.

Конечно, отмечая незаметность юбилея республики, стоит иметь в виду, что столь малое внимание как к самому предмету празднования, так и к историческим событиям вековой давности напрямую связано с главным правилом Российской Федерации образца 2010-х — "Ни слова о федерации!".

Сейчас упоминание о федерализме, о правах народов на самоопределение, благодаря которым в свое время возник Башкортостан и остальные национальные республики — уже не в тренде у официозной пропаганды. Скорее наоборот: в тренде постоянные мантры о "единой и неделимой России", реинкарнации дореволюционных имперских традиций и укрупнении регионов. Всё это превратило любое упоминание о федерализме в России в негласное табу.

А теперь немного о показательных вещах.

Самый главный показательный момент — на юбилее не было высоких гостей! Ни ожидавшееся появление Владимира Путина, ни хотя бы руководителя правительства Дмитрия Медведева. А это большой и жирный публичный минус новому руководству республики, ведь его пиарщики предподносили Радия Хабирова как человека, якобы "имеющего хорошие лоббистские связи с Москвой". Но, видимо, степень этих "связей" оказалась недостаточной, чтобы "уговорить" приехать высокопоставленных гостей.

Второй показательный момент — главным обсуждаемым лицом на праздновании юбилея Башкортостана стал не глава этой республики, а президент соседнего Татарстана. Рустам Минниханов оказался единственным человеком, выступившим не на русском языке, благодаря чему стал, пожалуй, главным героем всего празднования. В подарок республике Башкортостан он преподнес картину, где был запечетлен Мифтахетдин Акмулла, просветитель, на которого в одинаковой мере претендуют как татары, так и башкиры. Т.е. он является одним из многочисленных символов общего татаро-башкирского культурного наследия. Выступление Рустама Минниханова исключительно на татарском языке, в отличие от Хабирова, который ни слова ни по-башкирски, а уж тем более по-татарски из себя не смог выдавить, не могло остаться незамеченным.

Особенно показательно это стало в ходе шутливой перепалки Рустама Минниханова с главой Удмуртии Александром Бречаловым, которая смотрелась как взаимный троллинг между последним в России президентом национальной республики и технократом-варягом. Она ярко показала разницу в идеологическом мировоззрении двух руководителей национальных республик, а точнее наличие его, пускай и в скрытой форме, у президента Татарстана и полное его отсутствие у назначенца-технократа. Это весьма важный сигнал, особенно на фоне того, как, по недавним сообщениям СМИ, в Кремле признают провал проекта Сергея Кириенко по назначению в регионы технократов.

Ответная реплика Минниханова о необходимости учить татарский язык, так как татары являются второй по численности нацией в Российской Федерации, озвученная не где-нибудь, а в Уфе (где татарский вопрос всегда нес на себе болезненный отпечаток), несла в себе определенный смысловый месседж — "Мы не сломались, поэтому не спешите нас хоронить". Это заявка на субъектность, особое положение внутри Российской Федерации.

Это особенно коррелировало с разочарованием членов башкирских национальных организаций, которые были единственными, кто открыто радовался назначению Радия Хабирова в качестве Врио в октябре ушедшего года. Разочарование как отсутствием широкого празднования юбилея республики, так и весьма показательным выступлением Радия Хабирова исключительно на русском языке.

Если всё пойдет ровно в таком направлении и администрация Радия Хабирова не пойдет на те требования, которые предъявляют ей башкирские организации, то это неизбежно вызовет их разочарование. А вместе с разочарованием в башкирской среде неизбежно (подчеркну это особенно) всплывет тема о небашкирском происхождении Радия Хабирова.

Сами башкиры об этом пока говорят пока неявно, только тонкими намеками (как например, недавно арестованный Айрат Дильмухаметов), но, как говорится, лиха беда начало. Ведь так уже неоднократно бывало в новейшей истории Башкортостана, когда недостаточное рвение в башкирском национальном патриотизме в конечном итоге оборачивалось вердиктом башкирской национальной интеллигенции — "господин N, на самом деле, не настоящий башкир, а татарин, именно поэтому он чужд интересам республикообразующего народа". Так было со многими чиновниками, деятелями культуры и искусства (последний свежий пример — это Мустай Карим).

СМИ также обратили внимание на отсуствие предыдущего главы Башкортостана Рустэма Хамитова на этом празднестве. А ведь празднование столетия Башкортисотана было одним из главных в его пиар-кампании. Но на самом юбилее Хамитова не оказалось. И причины так и остались невыяснены. Не последнюю роль здесь сыграло сложное положение, в котором оказались бывшие члены команды Рустэма Хамитова — а сказать им и другим чиновникам бывшего главы сейчас, по сути, нечего.

Соглашения об их неприкосновенности и хотя бы частичной инкорпорации в хабировскую вертикаль очевидно не работают. Со сменой властей всё отчетливее видно, что главным просчетом 8-летнего правления Рустэма Хамитова был вовсе не провал экономической политики, а отсутствие своей внутриреспубликанской модели управления.

Весьма показательным было и то, что прошедший за несколько дней до этого 55-летний юбилей Радия Хабирова вызвал куда большее оживление и обсуждение в СМИ, нежели столетний юбилей республики.

Причем, обилие медийного пиара по этому поводу позволило заговорить даже о выстраивании некоего культа личности.

Что, конечно, удивительно, учитывая что, новый руководитель республики на своем посту всего-то 5 месяцев. Я бы это связал, в первую очередь, с людьми, которых он привел к власти, и с башкирским национальным сегментом, оказавшим ему общественную поддержку.

Всё это воспринимается исключительно как символ реинкарнации рахимовской политической системы (т.е. дохамитовских правил и порядков поведения). И это несмотря на внешние сигналы самого Радия Хабирова показать некую преемственность его будущего курса с обоими прежними руководителям республики.

Приход Радия Хабирова критиками прежнего руководства преподносился как антитеза 8-летнему правлению Рустэма Хамитова. Поэтому, если следовать этой логике, он должен был противопоставить себя всему, с чем так или иначе ассоциировалась хамитовская эпоха.

А главным результатом хамитовской восьмилетки был именно демонтаж культа личности руководителя региона и некая "оттепель". И здесь противопоставление пошло по всем направлениям, без разбора. И сам Радий Хабиров, желает он сам того или нет, рискует быстро угодить в эту ловушку своей команды.

В общем, подытоживая всё вышесказанное: столетний юбилей мог бы стать, но в итоге не стал бонусом в предвыборной кампании Врио РБ Радия Хабирова. Он принес лишь разочарования, а потому в самое ближайшее время эту тему постараются забыть.

Ильнар Гарифуллин







  • Изображение
  • Гость
  • 1 | 28.03.2019, 09:11 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Небыло ни какого столеия страны башкир, как и нет самой страны башкир. Есть искуственное образование, неимеющее под содой никакой основы, созданное коммунистами.
Еще раз,- у башкир нет и никогда не будет своего государства это типичный "фейк". Популярное слово «фейк» появилось в лексиконе наших соотечественников сравнительно недавно и берет начало в английском языке, где дословный перевод «fake» говорит сам за себя – обман, фальшивка, подделка, имитация.



11

  • Изображение
  • Гость
  • 2 | 28.03.2019, 09:16 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Второй показательный момент — главным обсуждаемым лицом на праздновании юбилея Башкортостана стал не глава этой республики, а президент соседнего Татарстана. Рустам Минниханов оказался единственным человеком, выступившим не на русском языке, благодаря чему стал, пожалуй, главным героем всего празднования.
____________________________________________________________
__
Вот поэтому и не говорят о Федерации, потому как любые разговоры сводятся вот к таким обсуждениям, к раздуванию титульной исклющительности, и попыткам местных этноэлит приватизировать власть на основе чего то там федеративно титульного и самоопределительного. Все эти разговоры вызывают отторжение и изжогу, и раздувание национализма. Особенно странно их слышать в Башкирии, которая была создана пририсовыванием к исторической территории обитания башкир территорией Уфимской губернии, и где так называемые титульники по численности занимают 3 е место



7

  • Изображение
  • Гость
  • 3 | 28.03.2019, 09:18 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Хабиров Наш президент, слава Хабирову! Очень Опытный



2

  • Изображение
  • Гость
  • 4 | 28.03.2019, 09:19 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Да статья очень интересна и полезна , с аналитического
обзора прошлого и сегодняшнего общественного
состояния дел в РБ !
Праздник 100 летия РБ , и вправду был не в тренде !
Как праздновать другим народам этот юбилей ,
если башкиры заранее объявили , это наш праздник
- БАШКИРСКИЙ , а не народов РБ !



8

  • Изображение
  • Гость
  • 5 | 28.03.2019, 09:29 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
........"главным правилом Российской Федерации образца 2010-х
"Ни слова о федерации!"......."
=================================================
Вот и самое главное , получив пинка от всех
бывших 15 Союзных Республик , РФ . решила
укрепить свои тылы
" дореволюционных имперских традиций "
Создание единой и неделимой России , к чему это
привело в 17 году , все прекрасно помнят и знают !



5

  • Изображение
  • Гость
  • 6 | 28.03.2019, 10:50 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Создание единой и неделимой России , к чему это
привело в 17 году , все прекрасно помнят и знают !

-------------------------

После отречения царя Временное Правительство "жевало сопли" - вот и начался "парад самостийностей". Большевикам пришлось задачу "неделимости" решать с издержками. Но на том спасибо. Грозил распад.



4

  • Изображение
  • Гость
  • 7 | 28.03.2019, 10:58 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Ильнар, не чеши там где не чешется!!!
Ильнар, ты стал ведущим специалистом по определению татар и башкир, чем и тебя поздравляю.
Дни Рустема сочтены, за его вольность Путин его не скоро, но задвинет.
И будущий глава ТАТАРИИ, а не ТАТАРСТАНА вообще забудет татарский язык.
ИТОГ: УЧИМ китайский, и называть будем тебя Ил МИ Нур.



7

  • Изображение
  • Гость
  • 8 | 28.03.2019, 11:06 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Меня прикалывает что колхозность и невоспитанность миниханова выдают за что то значительное. Малайка он аульный и все.



7

  • Изображение
  • Гость
  • 9 | 28.03.2019, 11:15 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Дни Рустема сочтены, за его вольность Путин его не скоро, но задвинет.
____________________________________________________________
__
От кормушки достаточно отлучить, будет только на Гос языке РФ выступать и поздравлять



0

  • Изображение
  • Гость
  • 10 | 28.03.2019, 11:27 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
5 | 28.03.2019, 09:29 | Автор: Не зарегистрирован
Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Вот и самое главное: получив пинка от всех бывших 15 Союзных Республик,
РФ решила укрепить свои тылы...
----------------------------------------------

"Теперь, когда я читаю статьи и блоги с сообщениями о городе Нурсултан, написанным на латинице, я спрашиваю себя: как мне отнестись к этой новости? Ликовать вместе со всеми? Или осуждать Назарбаева за этот азиатский монархизм? Нет, я думаю о русских творцах, построивших в Казахстане цивилизацию, а потом совершивших массовый исход из этой азиатской республики...

Теперь эти русские люди, ушедшие из Казахстана, работают в России: в больницах, на заводах, в космических лабораториях, вспоминают о своей молодости, о золотых хлебах, о раскалённых плавильных печах, о могучих машинах в Казахстане, который когда-то был их Родиной, а теперь забыл о них, стал страной Нурсултана.

Я думаю об этом с угрюмой горечью. Не примирился и никогда не примирюсь с расчленением Советского Союза, который разделывали так, как будто это мясная туша. И если у меня отнимут Сибирь и проведут границу России по Уралу, мне тоже смириться, тоже восславить тех, кто совершил ампутацию Сибири? Никогда." А.А.ПРОХАНОВ.

"Отовсюду бежим, но зато на улицах городов все больше выходцев из Азии, как будто они бегут за нами по пятам, наступая на пятки. Всем раньше помогали, спасали. Теперь нам никто не поможет - наоборот, еще бревно сверху навалят и заклеймят "поработителем". Слишком много в русском народе доброты, желания прийти на помощь и всепрощения - за то и страдает." (Комментарий, ЗАВТРА).



0

  • Изображение
  • Гость
  • 11 | 28.03.2019, 11:30 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Эти два пацана общий язык найдут и баня с девками, охота в заказнике будет в порядке вещей.



1

  • Изображение
  • Гость
  • 12 | 28.03.2019, 11:32 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Москва не сразу строилась. Есть республика Башкортостан. В перспективе у башкир будет и государство. Все народы Земли стремятся к этому - устройству своего государства. Так было, так есть, так будет.

Развитие человечества не остановить: одни государства исчезают с исторической сцены, исполнив свою роль и исчерпав свою жизненную энергию, их места занимают другие, для которых тоже уготована та же судьба.

И так до бесконечности, пока существует человечество.



2

  • Изображение
  • Гость
  • 13 | 28.03.2019, 11:32 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
смешной рустемчик



0

  • Изображение
  • Участник
  • 14 | 28.03.2019, 11:33 | Автор: кац
    Публикации: 0 | Комментарии: 17799 | Рейтинг: -3100,6
Елдар, ты что тут наворочал? Почитай сам с начала до конца. Что нибудь поймешь или нет. Или твоя цель именно в том и состоит, чтобы хитрожопить так, чтобы никто ничего не понял, а ты в этой белиберде вставил свои щисто татарские штучки.



1

  • Изображение
  • Гость
  • 15 | 28.03.2019, 11:52 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
11 | 28.03.2019, 11:32 | Автор: Не зарегистрирован
Москва не сразу строилась. Есть республика Башкортостан. В перспективе у башкир будет и государство. Все народы Земли стремятся к этому - устройству своего государства. Так было, так есть, так будет.
Развитие человечества не остановить: одни государства исчезают с исторической сцены, исполнив свою роль и исчерпав свою жизненную энергию, их места занимают другие, для которых тоже уготована та же судьба.
И так до бесконечности, пока существует человечество.
===
большаки освобождение от колониального ига именовали: "право наций на самоопределение", Путинская Россия именует это же экстремизмом.

Россия она такая многоликая!



1

  • Изображение
  • Участник
  • 16 | 28.03.2019, 12:03 | Автор: Ирек
    Публикации: 99 | Комментарии: 7763 | Рейтинг: -543,7
Сейчас упоминание о федерализме, о правах народов на самоопределение, благодаря которым в свое время возник Башкортостан и остальные национальные республики
+++++++++++++++++++++++++++
Не благодаря этим фантикам, объявлениям о федерализме, о праве народов на самоопределение возникли Башкортостан и другие национальные республики, а сугубо из-за того, что именно на такую "национально"-территориальную нарезку настроились сами большевички.



3

  • Изображение
  • Участник
  • 17 | 28.03.2019, 12:07 | Автор: Ирек
    Публикации: 99 | Комментарии: 7763 | Рейтинг: -543,7
Как Радик Вахитов объявляет, что башкиры совместно с русским народом дали начало России, заявляют также, что они же, башкиры вместе с большевиками заложили начало федеративного устройства России, и даже основу образования СССР. Пишут: «Именно с подписания Соглашения Российского Рабоче – Крестьянского Правительства с Башкирским Правительством о Советской Автономии Башкирии 20 марта 1919 года начинается реальное федеративное строительство в Российской Федерации. В ее орбиту были вовлечены бывшие союзные, ныне независимые государства. Модель взаимоотношений автономного Башкортостана, с Центральной властью была положена в основу образования СССР». Вместе с тем, как-то забывают, что это Соглашение сам Руководитель большевистского правительства, Председатель Совнаркома РСФСР В.И. Ленин назвал «клочком бумаги». Можем напомнить это, причём со слов самого Заки Валиди.
Пишут, что вождь пролетариата «рассматривал автономию Башкортостана как образец (модель) решения национального вопроса в постреволюционной России». Так ведь была ещё более ранняя автономия, это автономия немцев Поволжья, образованная уже в 1918 году. И, к слову, заметим, принцип федеративного устройства советской России был провозглашен уже в январе 1918 г. на III Всероссийском съезде советов. Нелишним также будет обратить внимание на приводимые известным башкирским историком Б.Х. Юлдашбаевым слова, что «согласно 9-му пункту программы - минимум РСДРП, опубликованной 13 октября 1917 г. на страницах челябинской газеты Трудовой народно-социалистической партии «Союзная мысль», конституция новой России как демократической республики должна была обеспечивать «право на самоопределение за всеми нациями, входящими в состав государства».
Есть два высказывания вождя пролетариата, оба начинающихся со слов «мы дали». Выпишем полностью только одну: «Мы дали автономию Башкирской республике. Мы должны создать автономную Татарскую республику и ту же политику продолжаем по отношению ко всем восточным народам…».
Ленин говорил, что они дали башкирскую автономию, а, тем не менее, часто пишут, что башкиры её сами отвоевали. Ну, и ладно, отвоевали, так отвоевали. Однако возникает вопрос, хотели ли татары того что намеревались создать им большевики, и, в общем-то, и того, что создали? И да, «ту же политику», большевики вроде как довели до полного абсурда, создали множество всяких разных «национальных» автономий различного ранга, и даже тем, кто никогда и не задумывался над этим. Однако нет, это не абсурд, это было их виртуозной «национально» - территориальной нарезкой народов бывшей Российской империи, и они это, конечно же, в своих целях, а не по чаяниям народов блестяще выполнили.
Задают, бывает такой «вопрос о том, как башкиры в те бурные и сложные годы революции смогли выделиться из общемусульманского движения, выступить с лозунгом за федеративную Россию, создать свое правительство, организовать боеспособную армию и заключить Соглашение о признании автономии Башкортостана с Советским правительством». Вопрос очень интересный, в части «выделиться из общемусульманского движения»? Задумался я особо над этим.
Если «Большая Башкирия» это сугубо детище большевиков, то не была ли рука большевиков и в триггере, спусковом крючке в идее образования «Малой Башкирии», т.е. Башкурдистана, автономия которого была провозглашена 15 ноября 1917 года. Т.е. сразу же по пришествии к власти большевиков, хотя ещё не легитимной и очень ограниченной по тем временам. Тем не менее, даже находясь в зоне белых сил, ходоки от провозглашённой башкирской автономии вновь «встали на лыжи», стали топтать дорожку уже к большевикам.
Кто как за это думает, и какие есть соображения об этом?



3

  • Изображение
  • Гость
  • 18 | 28.03.2019, 12:08 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
11 | 28.03.2019, 11:32 | Автор: Не зарегистрирован
Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Москва не сразу строилась. Есть республика Башкортостан. В перспективе у башкир будет и государство.
____________________________________________________________

Какое государство. Чуть что - сразу на лыжи, проситься куда нибудь, как в Московию например. Да и Башкортию нарисовали из Уфимской Губернии, если что обратно не долго перерисовать



1

  • Изображение
  • Участник
  • 19 | 28.03.2019, 12:09 | Автор: кац
    Публикации: 0 | Комментарии: 17799 | Рейтинг: -3100,6
Иречок, ты не способен понять, что даже твой опус, состоящий из двух, якобы противоречащих друг другу частей, в сущности одно и то же.



2

  • Изображение
  • Участник
  • 20 | 28.03.2019, 12:18 | Автор: Ирек
    Публикации: 99 | Комментарии: 7763 | Рейтинг: -543,7
Заки Валиди и сотоварищи, оказались просто находкой для большевиков в их планах «национально» - территориальной организации бывшей Российской империи, на что они настроились ещё до революции 1917 года.

Обратимся к анализу Б.Х. Юлдашбаевым событий тех времён. Выводы своего анализа событий и документов тех времён Билал Хамитович блестяще изложил в «Введении» к первому тому сборника: Нац.-гос. устройство Башкортостана(1917-1925 гг.).Док.и матер. В 4 т..
Он писал: «Еще задолго до октябрьского переворота Ленин воинственно ополчился против идеи носящей экстерриториальный характер культурно-национальной автономии, как «самого утонченного и завершенного национализма», затушевывающего-де внутринациональные классовые различия и противоречия, способствующего, значит, мононациональной консолидации (объединению) не только территориальных, но и социально-классовых групп населения данной национальности. Эта идея не вписыва-лась в концепцию классового раскола нации, «пролетарского интернациона-лизма» и интернациональной революции рабочего класса. По крайней мере в двух своих резолюциях по национальному вопросу, принятых в 1913-м и апре-ле 1917 г. (VII конференция большевиков), Ленин, большевики, в том числе Сталин, докладчик на Апрельской конференции по этому вопросу, настойчиво развенчивали» идею культурно-национальной автономии, подчеркивая, что разделение национальностей в области школьного образования и духовной жизни в целом «безусловно вредно с точки зрения демократии вообще и интересов классовой борьбы пролетариата в особенности» . Юлдашбаев там же заключает, завершает эти предыдущие слова: «Экстерриториально-национальное самоопределение народов оказалось не приемлемым для Лени-на, для порожденной большевистской революцией советской политической системы».
Важная констатация: «На платформе экстерриториально-духовной автономии стояли также татарско-мусульманские националисты России, в том числе Башкирии (Уфа являлась одним из центров мусульманства и татарского национализма). Прежде чем прийти к идее национально-территориальной автономии Урало-Поволжья или Татаро-Башкирии, а по-том и отдельно Татарии, они в подавляющем своем большинстве придер-живались консолидации «тюрко-татар мусульман» по признаку духовной, в том числе религиозной, а также языковой их общности или взаимной близости, каковая идея распространялась и на башкир».
И вот в мае 1917 г. в Москве во время работы Всероссийского съезда мусульман объявляется лидер башкирского национального движения, и, в общем-то, как писал Б.Х. Юлдашбаев же, и само это движение делает свой «первый шаг». Однако он же отмечает, что у этого движения, во всяком слу-чае, у объявившегося лидера движения, ещё нет стремления к отдельной башкирской автономии, лидер ещё мечтает об общетюркской автономии на-
родов российского Востока. Вместе с тем, прошло чуть больше чем полгода, лидеры этого движения во главе с Ахмед Заки Валиди Тоганом объявляют, провозглашают 15 ноября 1917 года башкирскую автономию, Башкурдистан.



3