Календарь новостей
«    Июль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Геннадий Гудков: ...

Стихийный выход 35 тысяч (или больше?) людей на улицы Хабаровска — последнее ...
  12.07.2020   24856    60

Затянем пояса, навернём ...

Путин предупредил о продолжении противостояния в мировой экономике. Президент ...
  11.07.2020   24062    75

Наталья Павлова: ...

Участник вчерашнего одиночного пикета у Дома Довлатова в поддержку издателя ...
  10.07.2020   11917    11

Ай, да Шома! Ай, ...

Шамиль Валеев — руководитель Аппарата Общественной палаты Башкирии. Из ...
  10.07.2020   29904    30

Причинно-следственный ...

Кстати, о губернаторе Фургале и внезапных арестах преступников из ЛДПР… ...
  10.07.2020   32643    26

Новая победа над ...

Вчера президиум Верховного суда России отменил приговор по делу о публикации ...
  9.07.2020   24877    105

Уфимские журналисты ...

Уфимские журналисты сегодня провели серию одиночных пикетов в защиту своих ...
  9.07.2020   29054    23

Неосталинизм ...

У Владимира Путина уже много лет есть конкурент в России. Если бы такие выборы ...
  9.07.2020   42238    37

Распилы и гранты в ...

Обозреватель "Idel.Реалии" Ильнар Гарифуллин рассуждает о грантах, которые были ...
  8.07.2020   17064    16

Фальшивые «выборы» и ...

Мои выводы о результатах работы на избирательном участке 371 в Уфе. 1. Мы ...
  8.07.2020   41923    12

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Июль 2020 (33)
Июнь 2020 (108)
Май 2020 (98)
Апрель 2020 (157)
Март 2020 (105)
Февраль 2020 (81)


О социальной и национальной политике Российского правительства по отношению к татарам. Продолжение

  • Опубликовано: Ирек | 25.05.2020
    Раздел: История | Просмотры: 33446 | Комментарии: 114
3


Для стабилизации политической ситуации в завоеванном крае требова-лось также идеологическое средство воздействия на коренные народы. Им служила русификаторская политика на основе христианизации. Вот что по этому поводу писал церковный историк А. Можаровский: «Для одержания окончательной победы над Казанью надлежало русским победить иноверцев, инородцев Казанского края, еще нравственно – мечом духовным ... победить верою, христианским православием; тогда только казанские бусурманы мог-ли быть по духу побежденными и сделаться верными подданными русского христианского государства»(51).

О социальной и национальной политике Российского правительства по отношению к татарам. Продолжение


Иван Грозный, прекрасно понимавший задачи правительства в завое-ванном крае, кратко сформулировал суть этой политики в своей речи, произ-несенной при торжественной встрече в Москве после успешного похода на Казань. Обращаясь к митрополиту, он сказал: «...И новопросвещенный град Казанский по воле его святой данной нам, сохранил во имя святое и утвердил бы в нем благоверие истинной закон христианской и неверных бы обратил к истинному христианскому закону»(52). Эта реальная политическая цель должна была осуществиться царизмом и церковью под предлогом стремле-ния вывести «инородцев» из «тьмы и невежества, осветив их православной верой».

Приступая к христианизации народов завоеванного края, правительст-во не рассчитывало на быстрый успех. Оно понимало, что его осуществление – дело чрезвычайно трудное, которое требует определенной гибкости, разра-ботки системы и методов христианизации относительно разных районов и народов. Оно, наконец, должно было учитывать и то обстоятельство, что эта проблема связана с рядом внешнеполитических задач и противоречий в этом районе.

Для реализации этих планов на практике в 1555 г. в Казани была учре-ждена особая епархия во главе с первым архиепископом Казанским и Свияж-ским Гурием, который был наделен царем большими правами и привилегия-ми. «Этот духовный поход Гурия в Казань, – писал С. М. Соловьев, – соответствовал отправлению греческого духовенства из Византии и Корсуня для просвещения Руси христианством при Владимире; он был завершением покорения Казани, великого подвига, совершенного для торжества христиан-ства над мусульманством: понятно, что он совершился с большим торжеством»(53).

Кроме того, для насаждения христианства в Казанском крае правитель-ство приступило к организации монастырей. Уже в 1552 г. был открыт Зи-лантовский, в 1556 г. – Казанский Спасо–Преображенский, а также другие монастыри.

Источники позволяют утверждать, что первоначально политика хри-стианизации коснулась в основном татарского населения Предкамья. Во вся-ком случае, в наказе царя Ивана IV архиепископу Гурию от 1555 г. речь ве-дется только о татарском населении бывшего ханства. Видимо, учитывая по-литическую обстановку в завоеванном крае, в этом документе царь отдает предпочтение не административным мерам в крещении татар, а тонкой и гибкой политике, использующей все возможности, не исключая и обмана. В наказе говорится: «А которые татаровя похотят креститись своею волею, а не от неволи, и ему тех велети крестити, и лутчих держати у себя в епископье и поучати всему крестьянскому закону, и покоити их как мочно, а иных разда-вати по монастырем»(54). За крещение предусматривались такие формы воз-награждения, как бесплатное угощение изысканными яствами и алкоголем от архиепископского стола, освобождение опальных от наказания. Причем о по-следних говорится, что, если «нельзя его будет держать в Казани, чая от него впред измены, ино его крестив, отослати к государю и великому князю»(55).

Характерно то, что правительство в этом деле делает упор прежде все-го на феодалов бывшего ханства. Переводя их в христианство, правительство надеялось разрешить одновременно две задачи: 1) окончательно ослабить и нейтрализовать татарских феодалов, часть которых была оппозиционно на-строена к правительству; 2) через их крестившуюся часть распространить христианское учение и на остальную часть коренного населения. Однако это не означает, что политика христианизации не коснулась остального населе-ния Предкамья. Писцовая книга 1602-1603 гг., например, наряду со служи-лыми новокрещеными упоминает и ясачных, крепостных новокрещеных(56).

В целом крещение коренного населения Предкамья проводилось мето-дом кнута и пряника, т.е. если в одних случаях население заманивали на крещение предоставлением льгот социально–экономического характера, то в других случаях применялся грубый административный нажим. В течение рассматриваемого нами периода эта политика то усиливалась, то ослабевала в зависимости от внутреннего и международного положения государства. Однако уже к 1593 г. митрополит Гермоген не мог не признать, что попытка «добровольного» проведения христианизации не удалась. Она во многом но-сила формальный характер. Митрополит жаловался царю, что «живут ново-крещены с Татары и с Чувашею и с Черемисою и с Вотяки вместе... и к церк-вам Божиим не приходят... кладутся по старым своим Татарским кладби-щам... да и многие... свирепые Татарские обычаи новокрещены держат без-стыдно, а крестьянской веры не держатся и не навыкают»(57). Более того, даже русские «крестьянские веры отпали и превратились у татар в татарскую веру»(58). В ответной грамоте на эту жалобу митрополита царь велит всех новокрещеных переселить в особую слободу, а тех, которые «поученья ми-трополита и отцов духовных слушати не учнут... смиряти, в тюрьму сажати, и бити, и в железа и в цепи сажати, а на иных заповеди имати», а иных при-везти к митрополиту «чинить суд по правилам Святых Апостол»(59).

Татарам запрещалось строить мечети. Зависимых от татарских феода-лов русских крестьян предлагалось у первых отобрать и распределить по дворцовым русским селам, а также среди феодалов новокрещеных. Эта гра-мота означала отказ правительства от политики «добровольной» христиани-зации и переход в этом деле к методам грубого административного нажима.

По царскому указу не позднее 16 июля 1622 г. новокрещеным татарам-землевладельцам запрещалось селить в своих дворах православных пашен-ных холопов и владеть ими(60). По другому указу от 1627/28 г. им запреща-лось уже и владеть православными людьми, живущими в господских дворах, «чтоб в том христианским душам осквернения не было»(61).

Политика христианизации, проводимая в отношении коренных народов Предкамья, получила законное утверждение в Соборном уложении 1649 г., которое предусматривает предоставление льгот для желающих креститься и в то же время узаконивает систему притеснений и репрессий в отношении тех, кто отказался переходить в православие(62). По этому уложению обра-щение кем-либо православного русского человека в мусульманство жестоко каралось. «А будет кого бусурман (мусульманин. – Р.Г.) каким-нибудь мера-ми насильством или обманом русского человека к своей бусурманской вере принудит и по своей бусурманской вере обрежет, – говорится здесь, – и того бусурманина по сыску казнить, зжесь огнем безо всякого милосердия»(63). В дальнейшем в политике христианизации народов Среднего Поволжья такого рода указы стали обычными(64).

Главным итогом политики христианизации коренных народов Предка-мья было образование в составе как служилых татар, так и среди ясачных, крепостных людей прослойки «новокрещен».

Писцовая книга Ивана Болтина к началу XVII в. упоминает в Предка-мье около 200 служилых «новокрещен» при примерно 300 чел. служилых та-тар(65). Это говорит о том, что к началу XVII в. доля служилых новокреще-ных, хотя и «не навыкающих христианству», в татарском служилом сословии здесь была достаточно большой. Доля же «новокрещен» среди ясачного на-селения Предкамья к тому времени была незначительна.

Таким образом, можно заключить, что этносоциальные процессы в Предкамье во второй половине XVI — начале XVIII вв. в значительной сте-пени были обусловлены политикой правительства в завоеванном крае. В ито-ге уже во второй половине XVI столетия сформировались почти все социальные слои населения Предкамья изучаемого периода, а также появились новые предпосылки для сложных этнических, этнодемогафических процес-сов в регионе.

Примечания

1 Источники по истории Татарстана: XVI-VIII вв. – Казань: ИЯЛИ. 1993. –С. 15.
2 Казанская история – М.-Л: Изд-во АН СССР, 1954 – С. 53.
3 История Татарии в документах и материалах. – М., 1937. – С. 101-102.
4 Там же – С. 101-102.
5 Эммаусский А. В. Очерки истории Вятской земли в XVI-начале XVII вв. – Киров, 1951. – С. 34.
6 Фирсов Н. А. Положение инородцев Северо-Восточной России в Московском государстве. – Казань, 1861; Перетяткович Г. И. Поволжье в XV- XVI вв.: Очерки из истории края и его колонизации. – М., 1877; Он же. Поволжье в XVII и начале XVIII в.: Очерки из истории колонизации края. – Одесса, 1882; Фирсов Н. Н. Колонизация Волжско–Камского края и связанная с ней политика: Общий обзор. – Казань, 1930; Димитриев В. Д. Чувашия в эпоху феодализма: XVI-начало XIX в. – Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1986; Алишев С. X. Исторические судьбы народов Среднего Поволжья: XVI – начало XIX вв. – М.: Наука, 1990 и др.
7 Сочинения И. Пересветова. – М-Л.: Изд-во АН СССР, 1956. – С. 183.
8 Полное собрание русских летописей (далее: ПСРЛ). – Т. 13. – С. 219.
9 Курбский А. История Иоанна Грозного. – СПб., 1913. – С. 33-34.
10 ПСРЛ – Т. 13. – С. 523.
11 Соловьев С. М. Сочинения. – М.: Мысль, 1989. Кн. 3. – Т. 5-6. – С. 481.
12 Там же. – С. 464.
13 Там же. – С. 465.
14 Исхаков Д. М. Расселение и численность татар Среднем Поволжье
и Приуралье в XVIII-XIX вв.: Этностатистическое исследование/Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. – М., 1980. – С. 10.
15 Ермолаев И. П. Среднее Поволжье во второй половине XVI-XVII вв. – Ка-зань: Изд-во Казан, ун-та, 1982. – С. 11.
16 Там же. – С. 143.
17 Щербатов М. М. История Российская от древнейших времен – СПб 1786 – Т. 5. – Ч. I – С. 423-424.
18 Ермолаев И.П. Территориально–административная сфера деятельности Приказа Казанского дворца: К постановке вопроса// Классы и сословия в Рос-сии в период абсолютизма. – Куйбышев: Куйбышев, гос. ун-т. 1989. – С. 10.
19 В черте Казани и в посаде в 1565—1568 гг. проживало всего лишь 172 чел. (43 двора х 4 чел.) татар, «чувашей», «бусурман» и новокрещенов. См.: Ма-териалы по истории Татарской АССР: Писцовые книги города Казани 1565-1568 гг. и 1646 г. – Л.: Изд-во АН СССР. 1932 – Вып. 2 – С. 183.
20 Материалы по истории Татарской АССР... – С. 48.
21 По переписи 1565-1568 гг. русские в Казани населяли 1765 дворов (1765 х 4 = 7060 чел.). Учитывая, что в перепись не вошли монастырское население города, люди, живущие на архиепископском дворе и нетяглое население, русских в Казани могло насчитываться до 10 тыс. человек.
22 Российский государственный архив древних актов (Далее: РГАДА). – Ф. 1209 – Кн. 643 – Л. 184 об., 190, 204 об., 207, 299, 299 об., 231 об.. 234, 431, 433 об. и др.
23 РГАДА. – Ф. 1209. – Кн. 643 – Л. 196, 212 об., 232 об., 233, 468 и др.
24 Список с писцовых книг по городу Казани с уездом. – Казань, 1877 – С. 62-65, 74, 76–77, 81.
25 Димитриев В. Д. «Царские» наказы казанским воеводам XVII века//История и культура Чувашской АССР. – Чебоксары, 1974. – Вып 3 – С. 292-294.
26 ПСРЛ. – Т. 13. – С. 247.
27 Там же. – С. 282.
28 История Татарии в документах... – С. 123.
29 ПСРЛ. – Т. 3. – С. 157.
30 Писцовая книга Казанского уезда 1602-1603 годов: Публикация текста. – Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1978. – С. 39, 56, 79, 166 и др.
31 Там же. – С. 117.
32 Там же.
33 Там же. – С. 39.
34 Ермолаев И. П. Писцовая книга Ивана Болтина как источник//Писцовая книга Казанского уезда 1602-1603 годов... – С. 16.
35 Четверть – мера земельной площади. Равнялась 0.5 десятины, или 0,54627 га земли.
36 Калинин Н. Ф. Казань: Исторический очерк. – Казань, 1955. – С. 54.
37 Писцовая книга Казанского уезда 1602-1603 годов... – С. 176, 53, 138. 46, 71, 72 и др.
38 РГАДА. – Ф. 1209. – Кн. 643. – Л. 436 об., 440 об., 441 об., 494, 494 об.
39 Димитриев В. Д. «Царские» наказы... – С. 287-288.
40 Документы по истории Казанского края из архивохранилищ Татарской АССР Вторая половина XVI-середина XVII вв.: Тексты и комментарии. –Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1990 – С. 109-110.
41 Писцовая книга Казанского уезда 1602-1603 годов... – С. 39-226.
42 Писцовая книга Казанского уезда 1602-1603 годов... – С. 39. 40, 62, 88, 116 и др.
43 ПCPJI – Т. 13. – С. 515-516.
44 Там же. – С. 516.
45 Там же. – С. 527.
46 Алишев С. X. Исторические судьбы... – С. 178.
47 Димитриев В. Д. «Царские» наказы... – С. 308.
48 Ермолаев И. П. Писцовая книга Ивана Болтина как источник... – С. 25.
49 Писцовая книга Казанского уезда 1602-1603 годов... – С. 39-204. 227-238; Чернышев Е.И. Селения Казанского ханства: По писцовым книгам //Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. – Казань: ИЯЛИ, 1971– Вып. 1 – С. 272-292: Татарская АССР: Административно–территориальное деление. – Казань. 1986. – 312 с.
50 РГАДА – Ф. 1209 – Кн. 643– Л. 186-186 об.
51 Можаровский А. Изложение хода миссионерского дела по просвещению инородцев с 1552 по 1867 гг. – М., 1880. – С. 2.
52 ПСРЛ. – Т. 20. – С. 536.
53 Соловьев С. М. Сочинения – М.: Мысль, 1989 – Кн. 4. – Т. 7-8 – С. 66.
54 История Татарии в документах... – С. 146.
55 Там же.
56 Писцовая книга Казанского уезда 1602—1603 годов... – С. 11, 71, 77. 120, 133 и др.
57 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедицею императорской Академии наук: Т. 1-4. – СПб., 1836 – Т. 1 – С. 436.
58 Там же. – С. 438.
59 Акты археографической экспедиции. – Т. I. – С. 438.
60 Законодательные акты Русского государства второй половины XVI-первой половины XVII вв.: Тексты. – Л.: Наука, 1986. – С. 113.
61 Там же. – С. 166.
62 Соборное уложение 1649 года: Текст. Комментарии. – Л.: Наука, 1987. – Гл. XVI– Ст. 44; Гл. XX – Ст. 70-71.
63 Соборное уложение 1649 года... – Гл. XXII. – Ст. 24.
64 Полное собрание законов Российской империи: Собрание первое. С 1649 по 12 декабря 1825 г.: Т. 1-6, – СПб., 1830. – Т. 1 – № 73, 113, 616; Т. 2 – № 644, 814, 867, 923, 1009, 1179 и др.
65 Писцовая книга Казанского уезда 1602—1603 годов... – С. 39-226.







  • Изображение
  • Гость
  • 1 | 25.05.2020, 09:18 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
А причем Казанское царство и татары? Казанское царство это вассал Москвы, проживали русские, булгары, чюваши и черемисы и другие народы. Небольшая группа мутила и хотела пойти под Крым, им хотели подчиняться.



1

  • Изображение
  • Гость
  • 2 | 25.05.2020, 09:23 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Приступая к христианизации народов завоеванного края, правительст-во не рассчитывало на быстрый успех.
----------------
В деле христиниазицаии очевидный успех. Многие, особенно верхушка сразу перебежали. А в деле покорения своего вассала успех и вовсе ошеломительный. Вассальное государство было моментально и окончательно без всякого сопротивления приведено в покорность.



1

  • Изображение
  • Гость
  • 3 | 25.05.2020, 09:24 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
О социальной и национальной политике Российского правительства по отношению к татарам. Продолжение
================================
Ну ты млять, достал уже своей простатой, перехожящей в олигофрению!!!!!



1

  • Изображение
  • Гость
  • 4 | 25.05.2020, 09:36 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
В 1230 – 1260-х гг. потомки старшего сына Чингисхана Джучи – Джучиды – подчиняют Булгарию и Русь и создают империю, которая в российской историографии именовалась «Золотой Ордой». Джучидская верхушка Орды, просуществовавшей до 1437 года, никогда не распространяла имени «татар» на подчиненные ей тюркские народы, а булгар обычно называла бесерменами. В самой Булгарии с середины XIII века слово «татарин» употреблялось в качестве ругательства, означавшего «выходец из ада».

В 1437 году булгары восстановили независимость Булгарии, а ее столицей провозгласили город Казань. В независимой Булгарии слово «татарин» продолжало бытовать как ругательство. Этим словом булгары называли тюрко-монгольских кочевников, враждебных Булгарии. Но, несмотря на это, русские летописцы XV – XVI вв. наряду с тюрко-монгольскими кочевниками стали именовать «татарами» и булгар.

После присоединения булгарских земель к Московскому государству к концу XIX века название «татары» распространилось среди несколько тысяч волжско-уральских мусульман (части интеллигентов, мурз и малообразованных людей), ради материальной выгоды признавшие себя «татарскими людьми». Поскольку настоящих татар после 1204 года не осталось, а сам термин «татарин» с середины XIII века применялся как бранное слово, булгарский народ прозвал новоявленных «татар» татарчеками. В литературе татарчеков называют также «татаристами».

В 1884 году татаристы разгромили булгарский культурный центр в Казани (Всего мира государственный молитвенный дом Мяктяб Гирфан, т.е. Мусульманская Академия), созданный булгарской Ваисовской партией. Тогда погибли сотни уникальных булгарских рукописных книг, в том числе и летописи. С того же года начинаются судебные расправы над участниками булгарского освободительного движения. Так, в 1884-м был заключен в Казанскую психиатрическую лечебницу, а в 1893-м убит виднейший булгарский политический деятель и поэт XIX века Багаутдин Ваисов (1804 – 1893).

Внушив булгарскому народу страх, татаристы захватили господство в образовании и других важнейших сферах деятельности и сумели увеличить свои ряды. К началу ХХ века некоторые булгары предпочли – во имя собственного спокойствия и материального благополучия – притвориться «татарскими людьми». И хотя татаристов все равно было ничтожно мало в сравнении с массой булгар, они господствовали над испуганно-безропотным народом. Лишь немногие булгарские интеллигенты осмеливались говорить правду и протестовать против жестокого антибулгарского гнета. Среди смельчаков, ставших совестью и душой булгарской нации были Галимджан Баруди (1857 – 1921), Ризаэтдин Фахретдинов (1859 – 1936), братья Ахмет-Хади (1868 – 1941) и Садри (1878 – 1957) Максуди, Хасан-Гата Габаши (1863 – 1933), Гайнетдин Ахмаров (1864 – 1911), сыновья Багаутдина Ваисова Гайнан (1878 – 1918) и Газизан (1887 – 1963)...

В бесстрашную когорту булгарских национальных героев входил и Гаяз Исхаки. Он и Г.Ахмаров на рубеже XIX – XX вв. первыми увидели опасную «татарскую язву», грозившую гангреной организму булгарского народа. Они одновременно – Гайнетдин языком исторической науки, а Гаяз страстным словом литератора – предупредили булгарскую нацию о том, что если народ не защитит себя от от язвы татаризма и потеряет название булгар, то она оторвется от своей булгарской культуры, выродится и перестанет существовать как этнос.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 5 | 25.05.2020, 10:01 | Автор: юнг
    Публикации: 162 | Комментарии: 40164 | Рейтинг: +5148,6
Да.а.аааааа... Ирех совсем ийопнулся со своими татарскими амбициями. Аминь!



1

  • Изображение
  • Гость
  • 6 | 25.05.2020, 10:10 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Дорогой автор, изложи свою идею в "двух словах." Ваш "роман" нечитабельный в условиях интернета..



2

  • Изображение
  • Эксперт
  • 7 | 25.05.2020, 10:14 | Автор: юнг
    Публикации: 162 | Комментарии: 40164 | Рейтинг: +5148,6
И ведь, паразит, ещё прилагает ссылки на 65 источников.
================
Бедный Йорик! Как тебя ещё терпят близкие?



2

  • Изображение
  • Участник
  • 8 | 25.05.2020, 10:17 | Автор: Ирек
    Публикации: 117 | Комментарии: 10462 | Рейтинг: -830,6
2 | 25.05.2020, 09:23 | Автор: Не зарегистрирован

Приступая к христианизации народов завоеванного края, правительст-во не рассчитывало на быстрый успех.
----------------
В деле христиниазицаии очевидный успех. Многие, особенно верхушка сразу перебежали. А в деле покорения своего вассала успех и вовсе ошеломительный. Вассальное государство было моментально и окончательно без всякого сопротивления приведено в покорность.
++++++++++++++++++++++++++++++
Оговоримся.
По завоеванным, покорённым татарам и по оставшейся после опустошительной казанской войны её знати царское правительство понаиздавало только до конца XVII века почти 50 указов (законов).

Ф.Х. Гумеров. составитель, автор вступительных статей и примечаний сборника "Законы Российской империи о башкирах, мишарях, тептярах и бобылях", по тем кто с мехами и батманами мёда встал на лыжи в порыве добровольного вхождения под длань Вани Грозного, за тот же период отыскал целых три сугубо важных документа о башкирах.
Это обширное "Соборное Уложение 1649 года", где башкирцы упоминаютсчя всего лишь один раз, и только между прочим. Что не мешает баш. ущоным носиться как с писанной торбой. Здешняя укадемик Зулёк ведь тоже шумно потрясала этим "Уложением...".
Помимо этого "Уложения..." за весь XVII век и весь предшествующий период с лыжных походов означенным автором было найдено ещё два супер пуперных закона о башкирах.
Один от 16 мая 1681 года: «Об отписке мурз и татар поместий и вотчин, о выгодах, какия принявшим христианскую веру предоставляются».
Другой от 13 октября 1662. "О сборе в Пермских уездах с каждых пяти дворов по одному ратнику, о снабжении их хлебными запасами и о посылке к воеводе Андрею Языкову против возмутившихся татар и Уфимских башкирцев. Грамота в Пермь Великую воеводе Михаилу Голенищеву.

Пару, тройку слов об этом третьем документе:
Татар наш автор даже в название сборника категорически не допустил, а тут второй, или третий из только трех им представленных документов за весь XVII век вновь, с упоминаниями татар, пусть здесь, хотя и косвенно. О «мишарях», тептярах и бобылях здесь нет, а ведь есть о башкирцах. Один кандидат философских наук и главный «традиционалист» Башкортостана А.Т. Бердин писал: «Сначала думали не столько об Уфе, сколько об Оренбурге – втором историческом центре управления башкирами...». Интересный всё же аргумент выбора, и именно в подчёркнутой выделенной нами части, причём, не абы ведь чего, а столицы некоей будущей государствености башкирского народа. Вот, и у нашего автора Ф.Х. Гумерова подобный же аргумент выбора документов о башкирах, и годный даже, если не управления ими, то, о формировании иными воинства против них.

Озвучивать или нет, своё уже ставшее часто употребляемым, АБАЛДЕТЬ?
Или всё же озвучить чё нить на О?



3

  • Изображение
  • Эксперт
  • 9 | 25.05.2020, 10:26 | Автор: юнг
    Публикации: 162 | Комментарии: 40164 | Рейтинг: +5148,6
65 источников! ===Ставлю литр тому, кто их сумеет найти и прочитать!



2

  • Изображение
  • Участник
  • 10 | 25.05.2020, 10:30 | Автор: Ирек
    Публикации: 117 | Комментарии: 10462 | Рейтинг: -830,6
4 | 25.05.2020, 10:01 | Автор: Юнге

Да.а.аааааа... Ирех совсем ийопнулся со своими татарскими амбициями. Аминь!
+++++++++++++++++++++++++++
Не-а, у меня ещё есть куда двигаться, куда падать. А вот тебе Юнге писец полный уже давно пришёл. Твой маразм окончательный, "пересмотру" не подлежит, уже никак непреходящ.
Амбиций же у меня никаких, я лишь "увлекся" историей, и в частности, и в особенности татаро_башкирской. И то более только из-за того, что затрахали очень с блудом в этом землячки.



3

  • Изображение
  • Гость
  • 11 | 25.05.2020, 10:38 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Приступая к христианизации народов завоеванного края, правительст-во не рассчитывало на быстрый успех.
----------------
В деле христиниазицаии очевидный успех. Многие, особенно верхушка сразу перебежали. А в деле покорения своего вассала успех и вовсе ошеломительный. Вассальное государство было моментально и окончательно без всякого сопротивления приведено в покорность.
---------------------------------------------------
Вот и сравнивайте порядки как жили русские при Батые и последующих ханах, да и при Ивыне Грозном, завоёванные татары. Русские чуть ли не абсолютно свободные, при церквях, не облагаемых даже налогами. И татары, которых даже живьем сжигали при массовом стечении народа, чтобы другим было неповадно, в случае возвращения насильно крещенных в свою религию - Ислам!



1

  • Изображение
  • Гость
  • 12 | 25.05.2020, 10:43 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Казань русский город построенный русскими людьми. Одно врмея был столицей Казанского царства булгар, но был возвращен в русское подданство дедом Ивана Грозного.



3

  • Изображение
  • Участник
  • 13 | 25.05.2020, 10:51 | Автор: Корней
    Публикации: 5 | Комментарии: 14964 | Рейтинг: -2148,6
7 | 25.05.2020, 10:17 | Автор: Ирек
Публикации: 116 | Комментарии: 10238 | Рейтинг: -804,2

Ф.Х. Гумеров. составитель, автор вступительных статей и примечаний сборника "Законы Российской империи о башкирах, мишарях, тептярах и бобылях"
______________________________________________
Ну и что тебе в сборнике "Законы Российской империи о башкирах, мишарях, тептярах и бобылях" не нравится?
Да и с Соборным уложением 1649 года, вроде это не Гумеров, а ты Иришка, как с котомкой носишься.
Ты хоть поняла, что там написано?



2

  • Изображение
  • Участник
  • 14 | 25.05.2020, 11:22 | Автор: Корней
    Публикации: 5 | Комментарии: 14964 | Рейтинг: -2148,6
Иришка, у тебя опять истерика?
Нервная ты какая-то, психопатка.
Поэтому тебя в гараже держат?
Статья о чём?
Судя по названию о национальной политике России по отношению к татарам?
А башкиры здесь причём?



1

  • Изображение
  • Участник
  • 15 | 25.05.2020, 11:28 | Автор: Дед
    Публикации: 1 | Комментарии: 4925 | Рейтинг: -746,5
Для Ирика башкиры одичалые (по образу "Игра престолов") татары.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 16 | 25.05.2020, 11:30 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
К сожалению татары оказались в силу массы причин без исторической памяти , но это не говорит о том что она не вернется . У меня с этим все в порядке( мне память вернулась ) , что дает мне фору по сравнению с другими .



0

  • Изображение
  • Участник
  • 17 | 25.05.2020, 11:33 | Автор: Корней
    Публикации: 5 | Комментарии: 14964 | Рейтинг: -2148,6
6 | 25.05.2020, 10:14 | Автор: юнг
Публикации: 159 | Комментарии: 40016 | Рейтинг: +5166,7

И ведь, паразит, ещё прилагает ссылки на 65 источников.
================
Бедный Йорик! Как тебя ещё терпят близкие?
___________________________________________________
Тут вот в чём дело - когда-то, Иришке вдолбили в голову, чем больше ссылок на какие-то работы, тем солиднее выглядит то, что она делает.
А вот попроси Иришку ответить, из какой работы что она использовала и увидишь "молчание ягнят".
Вообще-то, кроме ссылок, принято применять сноски. Взяла что-то из работы чужого автора, сразу в конце страницы сноска.
Попробуй в этой статье добиться от Иришки сносок.



1

  • Изображение
  • Гость
  • 18 | 25.05.2020, 11:37 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Мы находимся в составе России уже 350 лет и за эти годы не видели от нее ничего, кроме пользы. Странно, что очень многие мои соплеменники даже не знают, подданными какого государства они являются. Другие же (и их не меньше) опасаются русских, подозревают их во враждебном и тенденциозном отношении к мусульманам. Все это крайне неблагоприятно сказываются на положении нашей нации и нашей отчизны. Я полагаю, что в исправлении столь ненормальной ситуации в лучшую сторону должно быть заинтересовано правительство. Но такая возможность откроется лишь при условии, пропаганды русского языка среди булгар, широкого распространения произведений русских писателей и одновременной свободе издания булгарской литературы. Булгарский писатель Гаяз Исхаки.



1

  • Изображение
  • Гость
  • 19 | 25.05.2020, 11:39 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Есть и четвертое препятствие на пути прогресса — наш отказ от образования в русских школах. Ведь мы до сих пор не осмеливаемся признаться самим себе, что не имеем медресе в подлинном значении этого слова, что мы невежды, которые изучили процедуру ритуального омовения и при этом, едва ли сделали несколько серьезных шагов на пути углубления знаний. Естественно, такое положение приносит нам только вред и в дальнейшем не сулит ничего радостного. До сих пор даже наиболее способные и думающие из нас избегают учиться в государственных образовательных заведениях и отговаривают от этого других. Булгарский писатель Гаяз Исхаки.



1

  • Изображение
  • Гость
  • 20 | 25.05.2020, 11:41 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Вот и сравнивайте порядки как жили русские при Батые и последующих ханах, да и при Ивыне Грозном, завоёванные татары. Русские чуть ли не абсолютно свободные, при церквях, не облагаемых даже налогами. И татары, которых даже живьем сжигали при массовом стечении народа, чтобы другим было неповадно, в случае возвращения насильно крещенных в свою религию - Ислам!
_____________________________________________________
Ну Батый специально же русских захватил, чтобы утроить им счастливую жизнь, как пионерам в Артеке. И налогов они не платили, правда вот дань была. И города не сжинали, людей в рабство не угоняли. Не жизнь а мед просто.

Кстати по поводу гонений на мусульман.
Сын и приемник Бытыя Сартак был христианином.
«По смерти Бату-хана остался сын его Сартак, чрезвычайно жестоко и несправедливо обращавшийся с мусульманами…
Так что на русских и Ивана Грозного тянуть не надо.



1