Календарь новостей
«    Январь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Воровской минздрав ...

Если посмотреть на закупки Минздрава, то кажется, что там сплошные ...
  15.01.2021   20481    71

Позорище Башкирии: ...

Элвин Грей получил от Башкирии 30 млн рублей на музыкальное шоу. Проект, в ...
  14.01.2021   21793    40

МВД начало проверку ...

Ранее бывший лидер запрещенной в России организации “Башкорт” Руслан Габбасов ...
  14.01.2021   30802    18

Оксана Савченко: Башкиры ...

Восьмикратная паралимпийская чемпионка, депутат Госсобрания РБ Оксана Савченко, ...
  14.01.2021   41970    32

Неправильные башкиры. ...

Нет, всё-таки правильно пел Ростислав — «Только савельевы спасут Башкортостан». ...
  13.01.2021   27181    106

Челобитные к царю вместо ...

Айдар Муллануров: Вместо механизма обращения в суд, в России действует механизм ...
  13.01.2021   12326    16

Им азарт, а народу жрать ...

Премьер-министр Башкирии заявил, что кризис экономики вызывает у него азарт. ...
  12.01.2021   17370    19

Украли, но обещали ...

Радий Хабиров поручил вернуть башкортостанцам деньги, переплаченные за тепло. ...
  12.01.2021   19473    21

Требует и требует уж ...

Путин потребовал от прокуратуры жестко пресекать коррупцию в России. ...
  12.01.2021   40137    14

Ни ума, ни юмора и вечно ...

Активисты башкирского национального движения призвали “принять меры” в ...
  11.01.2021   30575    133

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Январь 2021 (14)
Декабрь 2020 (55)
Ноябрь 2020 (53)
Октябрь 2020 (61)
Сентябрь 2020 (72)
Август 2020 (91)


«Федерализм» как прикрытие для пособника Гитлера

0


Отмечавшееся недавно 130-летие со дня рождения основателя первой Башкирской республики Ахмет-Заки Валиди стало знаковым событием для башкирской общественности. Но если вдуматься, речь идет о фигуре общероссийского масштаба, опыт которой должен рассматриваться в контексте не только республиканской истории Башкортостана, но истории российского федерализма как такового.

«Федерализм» как прикрытие для пособника Гитлера


Процесс стихийной федерализации бывшей Российской империи начался сразу после Февральской революции 1917 года. В "национальных окраинах" возникают краевые управления как в Закавказье и Туркестане, земские управления как в Эстонии, а также национальные советы и комитеты. Прошедший 6-8 апреля Всеукраинский национальный съезд формирует Украинский Центральный Совет (Раду), который 10 июня провозглашает Украину национально-территориальной автономией.

26 мая Большой Войсковой Круг Войска Донского объявил себя законной властью на Дону. 8-10 июля Великая Белорусская Рада заявила о том, что принимает на себя управление Беларусью. 20 октября 1917 года возникает Юго-Восточный союз казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов степей, которые заявляют о "подготовке их внутреннего устройства как самостоятельных штатов будущей Российской Демократической Федеративной Республики".

Состоявшийся 1-11 мая 1917 года Всероссийский съезд мусульман дал старт самоорганизации мусульманских народов бывшей империи, внутри которых выделились сторонники экстерриториальной мусульманской автономии и различных национально-территориальных автономий этих народов. При этом кроме Польши, контроль над которой российским правительством был утрачен уже в ходе Первой мировой войны, и Финляндии, никакие "национальные окраины" не заявляли об отделении от России после Февральской революции. Вопрос их статуса в "новой России" должен был решиться свободно избранным Учредительным собранием с участием партий со всех концов страны.

Учредительное собрание состоялось в Петрограде 5-6 января 1918 года. Большинство мест в нем получила неформальная коалиция русских эсеров (39,5%), меньшевиков (3,2%) и их коллег из "национальных окраин" (24,1%). Они приняли решение, которое должно было позволить большой стране сохраниться в принципиально новом качестве: "Именем народов, государство Российское составляющих, Всероссийское учредительное собрание постановляет: Государство Российское провозглашается Российской Демократической Федеративной Республикой, объединяющей в неразрывном союзе народы и области, в установленных федеральной конституцией пределах, суверенные".

Однако к тому моменту уже несколько месяцев как произошло событие, превратившее и Учредительное собрание, и его решения в фикцию — переворот 25 октября 1917 года.

Совершившие его большевики установили свою диктатуру в столице и начали устанавливать ее по стране, и тот факт, что на выборах в Учредительное собрание они получили лишь 22,5% голосов уже не мог их остановить.

6 января 1918 года Учредительное собрание было разогнано, а демонстрация в его поддержку расстреляна. С этого момента начинается окончательный распад бывшей Российской империи. Национально-демократические силы, возникшие после Февральской революции на "окраинах", были готовы договариваться о принципах сосуществования в новой федеративной стране с российским демократическим правительством, но не собирались подчиняться новой централистской диктатуре. Поэтому о своей независимости объявили свыше десятка новообразованных государств.

Три альтернативы "Большой России"

В контексте башкирской политической истории рассматриваемого периода часто употребляются два термина, применяемые для обозначения разных территориально-политических образований — "Малая Башкирия" и "Большая Башкирия". К их содержанию мы вернемся чуть позже, а пока укажем, что по аналогии с ними применительно к тем событиям можно говорить о "Большой России" и "Малой России".

Под первой стоит понимать территорию бывшей Российской империи, которая прекратила существовать после разгона Учредительного собрания, но была фактически воссоздана в конце 1922 года в форме СССР.

Под "Малой Россией" в таком случае можно подразумевать ту территорию, которая вошла в СССР в качестве одной из союзных республик — Российской Федеративной Социалистической (РСФСР), став территориальной основой для нынешней РФ. А политическое единство этой территории формировалось в период от разгона Учредительного собрания до образования СССР.

Как уже было отмечено, распадающуюся "Большую Россию" 6 января 1918 года Учредительное собрание провозгласило Российской Федеративной Демократической Республикой. А тремя днями ранее большевистский Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, в которой провозглашалось, что "Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик". Однако это было голой декларацией. Ни на какие советские национальные республики в тот момент большевики еще не опирались, лишь устанавливая повсеместно свою "советскую власть" в форме революционной диктатуры.

На просторах бывшей "Большой России" этой диктатуре противостояли три силы. Сепаратисты — не в негативном, а в объективном смысле, то есть, те, кто твердо взял курс на отдельное государственное существование, начиная с Финляндии и Польши, которым удалось выстоять, заканчивая странами, которые потом были загнаны в СССР в качестве союзных республик.

Реставраторы — те силы, которые решили бороться за восстановление "единой и неделимой России" в прежних границах, обычно называемые "белыми". И менее известная, но также существовавшая в тот момент альтернатива — сторонники линии Учредительного собрания, которых можно охарактеризовать как республиканцев-федералистов.

8 июня 1918 года в освобожденной от большевиков Самаре последние создали КОМУЧ — Комитет членов Учредительного собрания, который возглавили бывшие члены этого разогнанного органа. КОМУЧ провозгласил себя преемником Учредительного собрания и законной властью страны, в качестве которой стал создавать военные и административные структуры на переходящих под его контроль территориях. И в политическом отношении он действительно продолжал линию Учредительного собрания, воспроизводя конфигурацию последнего — союз русских эсеров с национально—демократическими силами других народов России.

Башкирская республика и русский федерализм

Силой, изначально поддержавшей Комуч в военном и политическом отношении, была Башкирская республика. Она была провозглашена Башкирским Центральным Советом (Шуро) в скором времени после большевистского переворота — 15 ноября 1917 года. Идеолог и организатор ее создания Ахмет-Заки Валиди поддерживал Учредительное собрание и симпатизировал эсерам, но в отличие от последних после захвата в столице власти большевиками не стал дожидаться, когда они установят контроль над всей страной, а решил организовать взятие власти у себя дома башкирскими национальными революционерами.

Башкурдистан не только не провозглашал себя отдельным от России государством изначально, но и в отличие от ряда других республик не сделал этого после разгона Учредительного собрания
При этом Башкурдистан не только не провозглашал себя отдельным от России государством изначально, но и в отличие от ряда других республик не сделал этого после разгона Учредительного собрания.

Валиди пытался добиться признания этой автономии новой властью большевиков, однако, несмотря на то, что они провозгласили принцип самоопределения народов России и в Декларации прав народов России 2 ноября 1917 года, и в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа 3 января 1918 года, все это осталось словами. На деле же большевики пытались подавить уже реализованное нациями самоопределение, установив повсеместно власть своей централистской партии. Поэтому когда возник Комуч, верный принципам Учредительного собрания, руководство Башкурдистана его с энтузиазмом поддержало. В отличие от большевиков русские республиканцы-федералисты были готовы к союзу с национально-автономистскими силами народов России. Для КОМУЧа ими были Башкурдистан, казахская Алашская автономия, Национальное управление тюрко-татар, казачьи войска.

8 сентября 1918 года в Уфе началось Государственное совещание, в котором приняли участие представители КОМУЧа, общероссийских политических партий, органов местного самоуправления (земств), а также существовавших на тот момент национальных и региональных правительств: Башкирии, Алаша (Казахстана), Туркестана, Национального управления тюрко-татар, Временного Эстонского Правительства, Сибирского Временного Правительства, Областного Правительства Урала, а также Оренбургского, Уральского, Сибирского, Иркутского, Семиреченского, Енисейского и Астраханского казачьих войск.

Государственное совещание проходило с 8 по 23 сентября и завершилось принятием Акта об образовании всероссийской верховной власти и учреждением Временного всероссийского правительства, которое станет известно под неофициальным названием Уфимской директории.

Таким образом, можно констатировать, что попытка воссоздания Российского государства на новых принципах, обозначенных Учредительным собранием, была предпринята с лета по осень 1918 года совместными усилиями русских федералистов-республиканцев, национальных автономистов и русских регионалов. Активным участником этого процесса был Ахмет-Заки Валиди.

Между "красным молотом" и "белой наковальней"

Однако как уже было указано, помимо федералистско-республиканской коалиции и отделившихся самостоятельных государств большевикам противостояла еще одна сила — реставраторы, обычно называемые "белыми".

К тому моменту эта сила оформилась в Добровольческую армию на юге России. В срединной же поволжско-уральско-сибирской части России военно-политическая ситуация была более сложной. Изначально инициатива свержения большевистской власти принадлежала Чехословацкому корпусу, оказавшемуся на территории России в результате Первой мировой войны.

Армии Башкурдистана и казаков активно поддержали возникший благодаря этому КОМУЧ. А вот бывшие царские офицеры влились в Народную Армию КОМУЧа скорее за неимением лучшего, как в ту силу, которая противостояла их главному врагу — большевикам. И поначалу не проявляли политических амбиций, а в принятый в Уфе Акт об образовании всероссийской верховной власти даже были включены положения, призванные исключить вмешательство военных в политические процессы: "Полное невмешательство военных властей в сферу гражданского управления... и устранение армии от политики".

Однако уже в октябре 1918 года военным министром Совета министров, созданного внутри Всероссийского временного правительства, становится политически амбициозный адмирал Александр Колчак.

4 ноября это правительство принимает "грамоту" о роспуске всех существующих областных и национальных правительств и передаче ему всей полноты политической и военной власти на всей территории страны. А 18 ноября адмирал Колчак арестовывает членов Всероссийского временного правительства, объявляет Верховным правителем России себя и переподчиняет себе Совет министров.

Объявивший себя "Верховным правителем" Колчак пытается распустить и переподчинить себе вооруженные силы Башкурдистана

Новая хунта отказывается от принципа федерации, включенного в Акт об образовании всероссийской верховной власти и провозглашает лозунг "За Единую и Неделимую Россию". Объявивший себя "Верховным правителем" Колчак пытается распустить и переподчинить себе вооруженные силы Башкурдистана. На фоне этого конфликта в лагере противника хорошими тактиками себя показывают большевики, которые предлагают Валиди сделать то, чего изначально не хотели делать — признать автономию Башкирии в обмен на переход на их сторону.

20 марта 1919 года было подписано Соглашение центральной советской власти с Башкирским правительством о Советской Автономной Башкирии. Оно гласило, что "Автономная Башкирская Советская республика образуется в пределах Малой Башкирии и составляет федеративную часть, входящую в состав РСФСР".

Автономная Башкирская Советская республика образуется в пределах Малой Башкирии и составляет федеративную часть, входящую в состав РСФСР
При этом "организуется отдельная башкирская армия", а "вся полнота власти в пределах Башкирской Советской Республики впредь до созыва съезда Советов Башкирии переходит к Временному революционному башкирскому комитету", который контролировался Валиди и его сторонниками. Однако большевики не собирались отказываться от планов установления своей партийной диктатуры под видом советской власти. Поэтому практически сразу между валидовским Временным Революционным Комитетом и партийно-чекистскими учреждениями, созданными большевиками, начались конфликты, в январе 1920 года вылившиеся в открытый спор, который потребовал вмешательства Москвы. А через несколько месяцев — 19 мая 1920 года большевистская Москва (ВЦИК и СНК) в одностороннем порядке приняла Декрет "О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики", содержание которого означало ликвидацию валидовской автономии и полную большевизацию Башкирии. В 1922 году была создана советская Большая Башкирия путем формального присоединения к Башкирской АССР являвшейся оплотом большевиков Уфимской губернии. По словам Валиди, на практике это стало присоединением Малой Башкирии к Уфимской губернии.

Сам Валиди, вызванный в Москву накануне декрета о ликвидации автономии, из нее уже обратно не вернулся. Он все для себя решил, когда в ответ на его апелляцию к заключенному между ними в 1919 году договору услышал от Ленина: "Договор, подписанный с вами, никого ни к чему не обязывает, это просто клочок бумаги". После этого Валиди отправится в Туркестан, чтобы примкнуть к местному антисоветскому сопротивлению, а после его разгрома отправится в эмиграцию осмыслять и обобщать свой опыт. В самой Башкирии на этом фоне разгорятся антикоммунистические восстания, в которые вольется часть валидовцев. Другая часть, смирившихся с большевистской диктатурой, позже станет жертвой сталинских репрессий.

Столетние итоги и опыт

Несмотря на его тактический характер именно Соглашение о Советской Автономной Башкирии от 20 марта 1919 года положило начало формированию "Малой России" в форме РСФСР. А Башкирская АССР стала одной из первых "советских национальных республик" в ее составе.

"Национальное по форме и социалистическое по содержанию" — таким был принцип советской национальной политики, который претворялся в жизнь в "советских национальных республиках". Сбой в этой политике выхолащивания всего национального советским содержанием произошел только с крушением коммунистического режима.

Однако реальная национальная автономия, которую благодаря этому обрели республики теперь уже РФ, была недолгой. В 2000-м году (а фактически с 9 августа 1999 года) во главе РФ, унаследовавшей от РСФСР национальные республики, оказывается бывший чекист, являющийся идейным последователем адмирала Колчака в области национальной политики. Он будет сожалеть о распаде "Большой России" и ностальгировать о тех временах, когда вместо национальных республик были губернии. Поэтому не стоит удивляться тому, что на третьем десятилетии его правления большинство российских республик из государств, которыми они называются в конституции РФ, превратились в нечто среднее между фиктивными "национальными советскими республиками" и дореволюционными губерниями "Единой и Неделимой России". Таким образом, ситуация с федерализмом и правом наций на самоопределение вернулась в современной России к состоянию столетней давности с существовавшими тогда проблемами и противоречиями.

Чем же в такой ситуации может быть поучителен опыт отца-основателя первой Башкирской республики Ахмет-Заки Валиди?

Гегемонистские российские силы независимо от их идейного окраса (белые, красные и т.д.) могут пойти лишь на тактическое взаимодействие с национальными и региональными автономистами.

Он учит тому, что гегемонистские российские силы независимо от их идейного окраса (белые, красные и т.д.) могут пойти лишь на тактическое взаимодействие с национальными и региональными автономистами. Но после того, как они завоюют власть и укрепят ее, они непременно начнут ликвидировать эти автономии, как это делали век назад и российские белые, и российские красные.

Альтернативой подобному развитию событий тогда для части бывших окраин Российской империи стала полная государственная независимость. Но несмотря на привлекательность такого сценария для многих, далеко не во всех случаях были географическо-демографические и военно-политические условия для его успешной реализации. И Валиди или руководство Алашской республики не шли на этот сценарий не из-за их нерешительности, а потому что понимали отличие ситуации Башкурдистана и даже Туркестана (частям которого потом удалось оказаться вне "Малой России") от ситуации Польши, Финляндии или тех же стран Балтики.

Поэтому Валиди совершенно оправданно делал ставку на другую альтернативу — внутрироссийской федерализм, опорой которого, как показал опыт КОМУЧа и Государственного Совещания в Уфе, были национальные и региональные автономии. Политической интуицией он это хорошо понимал, однако, как лидер, вынужденный принимать оперативные решения, как минимум дважды закрыл глаза на важные детали.

Первый раз, когда на Государственном совещании в Уфе одобрил Акт об образовании верховной власти, хоть и содержащий общие федералистские положения, но наряду с ними содержащий и положение, позволявшее отбросить их: "Все функции верховной власти, временно отправляемые в виду сложившихся условий областными правительствами, должны быть переданы Временному Всероссийскому Правительству, как только оно того потребует". То же произошло, когда он заключил договор с большевиками, предусматривавший установление в Башкирии "советской власти".

На этом примере будущие российские федералисты должны понять, что в России с ее централистскими традициями нельзя признавать центральную власть, предварительно не ограничив ее полномочий в отношениях с регионами, с одной стороны, и не гарантировав неотчуждаемых прав последних, с другой.

Иначе говоря, реальный федерализм в условиях России может быть только договорным — таким, за призыв к которому идейный последователь Валиди Айрат Дильмухаметов осужден на 9 лет лишения свободы.

Идель.Реалии
Оригинал публикации







  • Изображение
  • Гость
  • 1 | 28.12.2020, 10:54 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
«Федерализм» как прикрытие для пособника Гитлера
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Все наверное помнят, что в тогда еще будучи Премьер-министром РФ Дмитрий Медведев 11 сентября подписал распоряжение о прекращении действия ряда нормативных актов СССР и РСФСР. Согласно этому документу с 1 января 2020 года упразднены все акты СССР и РСФСР, до сих пор действующие в российском правовом поле.
В частности отменяется постановление о передачи Уфимской губернии башкирским племенам.



4

  • Изображение
  • Гость
  • 2 | 28.12.2020, 11:06 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Че , сеня опять башкир будете обсерать!



2

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 3 | 28.12.2020, 11:14 | Автор: ЯСЕНПЕНЬ
    Публикации: 34 | Комментарии: 8638 | Рейтинг: +2099,6
... После этого Валиди отправится в Туркестан, чтобы примкнуть к местному антисоветскому сопротивлению, а после его разгрома отправится в эмиграцию осмыслять и обобщать свой опыт...
__________________________________
Статья безмерно длинная. Много второстепенного, пустых наукобразных слов, не Бердин-ли автор?

Как-бы это покороче и помягшее выразится...

"отправится в эмиграцию осмыслять и обобщать свой опыт"- на простом и сермяжном означает-предать и съебаться. Или наоборот, сначала съебаться а потом предать?

Звиняйте за мой хранцузский.



7

  • Изображение
  • Гость
  • 4 | 28.12.2020, 11:34 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
отправится в эмиграцию осмыслять и обобщать свой опыт"- на простом и сермяжном означает-предать и съебаться. Или наоборот, сначала съебаться а потом предать?

Звиняйте за мой хранцузский.
----------------
Пенек сразу по всем либералам прошелся. Начиная с 1917 года, которые по его словам предали и съебались.



2

  • Изображение
  • Гость
  • 5 | 28.12.2020, 11:35 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Статья безмерно длинная. Много второстепенного, пустых наукобразных слов, не Бердин-ли автор?
---------
Нормальная статья. Автор не Бердин, просто ты глупый, кроме Бердина и не знаешь никого, для прикола загляни в оригинал статьи, там и ссылочка имеется.

Как-бы это покороче и помягшее выразится..
--------
ВыразитЬся.. ну хорошо, помягшее...

"отправится в эмиграцию осмыслять и обобщать свой опыт"- на простом и сермяжном означает-предать и съебаться. Или наоборот, сначала съебаться а потом предать?
----------
Это значит именно "осмыслять и обобщать".
Но ты как видно привык действовать по-своему: "предать и съебаться. Или наоборот, сначала съебаться а потом предать"?

Звиняйте за мой хранцузский.
--------
Звиняем, не всеж ниверситеты канчали.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 6 | 28.12.2020, 12:01 | Автор: Корней
    Публикации: 5 | Комментарии: 15454 | Рейтинг: -2197,3
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
Рукоплещу (или рукоплескаю?) Ясенпню.
Наконец-то у него хватило мужества дать свою оценку (хоть и на хранцузском) всем этим "лучшим"людям России, которые на пароходах бежали из России в 20-х годах.
Ну и многочисленным белогвардейцам.
А также Каспаровым, Явлинским и прочим Буковским, которые околпачиваются сейчас по заграницам.
По многим кандидатупам я, конечно, не согласен с Ясенпнём, но вот с Каспаровыми-буковскими он в самый цвет попал.



3

  • Изображение
  • Участник
  • 7 | 28.12.2020, 12:27 | Автор: Дед
    Публикации: 1 | Комментарии: 4983 | Рейтинг: -750,8
То что произошло 100 лет назад, волнует только татнациков ((хотя они не понимают,. что благодаря Валиди у них есть республика,. а не губерня). А то что произошло на днях никого не интересует: а произошла трагедия (повтор ЧП с Мазовами), но здесь всех нашли, но мертвыми (отца,. годовалого и шестилетнего ребенка). Уфимский журнал как всегда в стороне, а хотя стоило бы это обсудить и не допустить в будущем. Сейчас всех нас ждет 10 дней безделья. Будет много выпито спиртного, а где гарантия такая трагедия не повториться?



2

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 8 | 28.12.2020, 12:32 | Автор: ЯСЕНПЕНЬ
    Публикации: 34 | Комментарии: 8638 | Рейтинг: +2099,6
Иначе говоря, реальный федерализм в условиях России может быть только договорным — таким, за призыв к которому идейный последователь Валиди Айрат Дильмухаметов...
_______________________________________
Последователи, сподвижники, федерализм... Мать моя женщина!

Вы вообще о чём? Мозги проветрите и осмотритесь вокруг. Этнических башкир в так называемом "Башкурдистане" по численности одна треть от силы! Башлыгы мы ещё потерпим толерантненько, а Шаха с Байством-Бабайством нам и даром не надь и за деньги не надь!



3

  • Изображение
  • Гость
  • 9 | 28.12.2020, 12:42 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
6 | 28.12.2020, 12:27 | Автор: Дед

......" То что произошло 100 лет назад, волнует только татнациков ((хотя они не понимают,. что благодаря Валиди у них есть республика,. а не губерня). ..."
Опубликовано: Идель.Реалии | 28.12.2020
..........." Отмечавшееся недавно 130-летие со дня рождения основателя первой Башкирской республики Ахмет-Заки Валиди стало знаковым событием для башкирской общественности....."
=====================================================
Новости регионов Поволжья на одном ресурсе:
Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Самара, Саратов, Татарстан, Удмуртия, Ульяновск, Чувашия.
Интересно , почему это волнует только татнациков , а не башкир ?
Или у тебя гловка бо - бо ?



5

  • Изображение
  • Эксперт
  • 10 | 28.12.2020, 13:35 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 32048 | Рейтинг: -717,2
Президент Молдовы Майя Санду поздравила жителей Гагаузии с 26 годовщиной образования автономной территории и отметила, что «все ещё предстоит совместными усилиями обеспечить функциональность статуса АТО Гагауз Ери, а также создать условия для развития и сохранения гагаузского языка и культуры»

Maia Sandu
23 декабря
Уважаемые жители Гагаузии!
Поздравляю Вас с 26-й годовщиной образования АТО Гагауз Ери! Желаю Вам добра, процветания, здоровья и благополучия, спокойствия и мира!
«Закон об особом правовом статусе Гагаузии», принятый парламентом Республики Молдова 23 декабря 1994 года, заложил основу гармоничного развития автономии в составе Республики Молдова.

Но нам все еще предстоит совместными усилиями обеспечить функциональность статуса АТО Гагауз-Ери, а также создать условия для развития и сохранения гагаузского языка и культуры.

Duuma günün kutlu olsun, Gagauziya!
------------------------
Гагаузия
Материал из Википедии

Гагау́зия, или Гагау́з Ери́

В декабре 1994 года парламент Молдавии принял Закон об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз-Ери), наделивший регион с компактным проживанием гагаузов правами автономии.

Численность населения автономии по данным переписи 2014 года составила 134 132 чел

Гагаузы -- 112,4 тыс. чел.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 11 | 28.12.2020, 13:38 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
6 | 28.12.2020, 12:27 | Автор: Дед
Сейчас всех нас ждет 10 дней безделья. Будет много выпито спиртного, а где гарантия такая трагедия не повториться?
++++++++++++++++++++++++++++
Дедусик, а ты раз такой проблемный, мой Ирека Гаттаровича тебе совет, просто не пей.



2

  • Изображение
  • Гость
  • 12 | 28.12.2020, 13:44 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
7 | 28.12.2020, 12:32 | Автор: ЯСЕНПЕНЬ
____________________
Последователи, сподвижники, федерализм... Мать моя женщина!

Вы вообще о чём? Мозги проветрите и осмотритесь вокруг. Этнических башкир в так называемом "Башкурдистане" по численности одна треть от силы!
++++++++++++++++++++++++++
Ясный пень, на сейчас как есть некогда поглядать, но вот что писали про Уфимскую губернию:

очень интересна небольшая книга С.Г. Рыбакова . Эта работа примеча-тельна ещё тем, что она обращена именно к Северо-Западу края, к харак-теристике населения Уфимской губернии.
Сразу же, обращает внимание, что С.Г. Рыбаков начинает своё по-вествование не с упоминаний прежних аборигенов края, не с самых корен-ных её жителей, как утверждают, башкир, а, в общем-то, с сугубо пришло-го народа, тоже как утверждают, татар. Прежде чем продолжить далее, здесь необходимо всё же сказать несколько слов о самом авторе С.Г. Ры-бакове. Так ведь он приверженец иного, христианского вероисповедания, и, в общем-то, по определению, противник мусульманской религии. Вме-сте с тем, именно в татарах он видит главных противников своей религии, но, и осознает их достойными соперниками, и даже несколько восхищен ими. Можно, наверное, даже сказать, что большему мешает только раз-ность вероисповеданий. И надо заметить, что книга этого автора пестрит во множестве преимущественным обращением к имени татар, причём с обязательным подчеркиванием, выделением определяющей и лидирующей их роли в крае, и в частности, или в особенности в приверженности их Ис-ламу, и в пропаганде ими мусульманской религии.

Автор писал: «Уфимская губерния является инородческую по пре-имуществу: русское население составляет там меньшинство; будучи насе-лена главным образом инородцами-магометанами и отчасти язычниками, она по праву может быть названа магометанской: пребывание в этой губе-нии татар-помещиков, дворян и высшего духовного главы мусульман во-сточной России – муфтия, влияние которого распространяется не только на Европейскую Россию, но и на Сибирь, настойчивые, напряженные про-иски распространителей ислама среди язычников и крещённых, – всё это делает Уфимскую губернию по истине Магометовым царством, по выра-жению Н.И. Ильминского.

Это есть та губерния, где ислам с особенным успехом культурно бо-рется с нами и где наши просветительные усилия до сих пор мало плодо-творны и успехи ничтожны, если не плачевны. Между тем Уфимская гу-берния лежит не где нибудь в далёкой Азии, а в той же Европейской Рос-сии, почти рядом с центрами русского просвещения: Казанью, Москвою …
Было бы печально для русской культуры, поражением для деятелей русского просвещения, если бы мусульманская культура и образован-ность в лице татар одержали перевес над нашими просветительными уси-лиями. Уже не в первый раз отмечаются особые успехи ислама в Уфимской губернии; для ревнителей просвещения последняя даёт широкое поле дея-тельности и пусть, пока ещё не поздно, приложат здесь свои руки все те, кому надо делать это по долгу или в силу внутренней потребности… ради оживления, освежения и углубления своей жизни. Пусть приложат, пока ещё не поздно…» .
С.Г. Рыбаков, переходя непосредственно к описанию населения Уфимской губернии, подчеркивая преобладание в регион мусульманского населения, оговаривается: «Кроме русских, в Уфимской губернии прожи-вают еще следующие народности: татары, башкиры, чуваши, черемисы, мещеряки, тептяри, мордва, вотяки, евреи и др.» . И действительно, начинает собственно описание населения губернии именно с татар. Приве-дем как есть эту его характеристику: «Татары. (155.500 д.) – главные представители ислама, выселились из Казанской губернии. Отличаясь энергией, подвижностью, они ведут жизнь оседлую, трудовую, промыш-ленною; занимаясь главным образом торговлею (даже с отдалёнными местностями Средней Азии), они живут зажиточно, и нередко среди них встречаются богачи. Одежда их чистая, нередко красивая, пища разнооб-разная и питательная. Умственное развитие Уфимских татар довольно вы-сокое: мусульманская образованность сильно развита у них, почти не встречается татарина, который не умел бы по-своему читать и писать; в каждом татарском селении есть мечеть, а при ней школа (мектебе или мед-ресе). Обилие мечетей указывает на религиозную ревность татар.
Все эти черты показывают, что татары стоят на довольно высокой культурной ступени и, как увидим ниже, безспорно превосходят духовно все другие народности Уфимской губ. и при их настойчивом стремлении влиять на эти последния владеют верными средствами для того.
Небольшая часть татар крещены» .
Не обращая всё же внимания, на эту небольшую часть отмеченных крещеных татар, озвучим вновь тот же вопрос, и даже, скажем так, с уже татарским уточнением, как могли проявляться высокие башкирские асси-миляторские способности на Северо-Западе нынешнего Башкортостана и в прилегающих территориях Юго-Востока Татарстана. И, в общем-то, и здесь, всё тот же вопрос, было ли таковое уже, и после того присоединения,и в советские времена?



2

  • Изображение
  • Эксперт
  • 13 | 28.12.2020, 13:50 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 32048 | Рейтинг: -717,2
Эрдоган высказался в поддержку гагаузской автономии в Молдавии

Президент Турции Тайип Эрдоган высказался в поддержку конкретных мер для реализации автономного статуса Гагаузии в составе Молдавии.

Я счастлив видеть, что Молдавия и Гагаузия начали жить вместе и в мире.

Мы хотим, чтобы вы сохранили свой язык живым и научили своих детей языку, этим самым сохранив нашу общую тюркскую культуру и историю.

Не забывайте гагаузский язык, не давайте его забыть.
.......................
Где доброволие?! Чтобы не насильственное принуждение!



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 14 | 28.12.2020, 13:54 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 32048 | Рейтинг: -717,2
Америка России подарила пароход

А Турция Молдове - полицейский водомет.
.......................
Эрдоган подарил полиции две бронемашины для разгона демонстрантов



1

  • Изображение
  • Гость
  • 15 | 28.12.2020, 14:56 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Сталин то же сотрудничал с Гитлером, а лежит у кремлевской стены.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 16 | 28.12.2020, 15:18 | Автор: Ирек
    Публикации: 122 | Комментарии: 10579 | Рейтинг: -837
7 | 28.12.2020, 12:32 | Автор: ЯСЕНПЕНЬ
_______________________________________
Последователи, сподвижники, федерализм... Мать моя женщина!

Вы вообще о чём? Мозги проветрите и осмотритесь вокруг. Этнических башкир в так называемом "Башкурдистане" по численности одна треть от силы!
+++++++++++++++++++++++++++++++++++
Есть очень интересная небольшая книга С.Г. Рыбакова . Эта работа примечательна ещё тем, что она обращена именно к Северо-Западу края, к характеристике населения Уфимской губернии.
Сразу же, обращает внимание, что С.Г. Рыбаков начинает своё повествование не с упоминаний прежних аборигенов края, не с самых коренных её жителей, как утверждают, башкир, а, в общем-то, с сугубо пришлого народа, тоже как утверждают, татар. Прежде чем продолжить далее, здесь необходимо всё же сказать несколько слов о самом авторе С.Г. Рыбакове. Так ведь он приверженец иного, христианского вероисповедания, и, в общем-то, по определению, противник мусульманской религии. Вместе с тем, именно в татарах он видит главных противников своей религии, но, и осознает их достойными соперниками, и даже несколько восхищен ими. Можно, наверное, даже сказать, что большему мешает только разность веро-исповеданий. И надо заметить, что книга этого автора пестрит во множестве преимущественным обращением к имени татар, причём с обязательным под-черкиванием, выделением определяющей и лидирующей их роли в крае, и в частности, или в особенности в приверженности их Исламу, и в пропаганде ими мусульманской религии.


Автор писал: «Уфимская губерния является инородческую по преимуществу: русское население составляет там меньшинство; будучи населена главным образом инородцами-магометанами и отчасти язычниками, она по праву может быть названа магометанской: пребывание в этой губе-нии татар-помещиков, дворян и высшего духовного главы мусульман восточной России – муфтия, влияние которого распространяется не только на Европейскую Россию, но и на Сибирь, настойчивые, напряженные происки распространителей ислама среди язычников и крещённых, – всё это делает Уфимскую губернию по истине Магометовым царством, по выражению Н.И. Ильминского.


Это есть та губерния, где ислам с особенным успехом культурно борется с нами и где наши просветительные усилия до сих пор мало плодотворны и успехи ничтожны, если не плачевны. Между тем Уфимская губерния лежит не где нибудь в далёкой Азии, а в той же Европейской России, почти рядом с центрами русского просвещения: Казанью, Москвою …
Было бы печально для русской культуры, поражением для деятелей русского просвещения, если бы мусульманская культура и образован-ность в лице татар одержали перевес над нашими просветительными уси-лиями. Уже не в первый раз отмечаются особые успехи ислама в Уфимской губернии; для ревнителей просвещения последняя даёт широкое поле дея-тельности и пусть, пока ещё не поздно, приложат здесь свои руки все те, ко-му надо делать это по долгу или в силу внутренней потребности… ради оживления, освежения и углубления своей жизни. Пусть приложат, пока ещё не поздно…» .
С.Г. Рыбаков, переходя непосредственно к описанию населения Уфим-ской губернии, подчеркивая преобладание в регион мусульманского населе-ния, оговаривается: «Кроме русских, в Уфимской губернии проживают еще следующие народности: татары, башкиры, чуваши, черемисы, мещеряки, тептяри, мордва, вотяки, евреи и др.» . И действительно, начинает собст-венно описание населения губернии именно с татар. Приведем как есть эту его характеристику: «Татары. (155.500 д.) – главные представители ислама, выселились из Казанской губернии. Отличаясь энергией, подвижностью, они ведут жизнь оседлую, трудовую, промышленною; занимаясь главным обра-зом торговлею (даже с отдалёнными местностями Средней Азии), они живут зажиточно, и нередко среди них встречаются богачи. Одежда их чистая, не-редко красивая, пища разнообразная и питательная. Умственное развитие Уфимских татар довольно высокое: мусульманская образованность сильно развита у них, почти не встречается татарина, который не умел бы по-своему читать и писать; в каждом татарском селении есть мечеть, а при ней школа (мектебе или медресе). Обилие мечетей указывает на религиозную ревность татар.
Все эти черты показывают, что татары стоят на довольно высокой культурной ступени и, как увидим ниже, безспорно превосходят духовно все другие народности Уфимской губ. и при их настойчивом стремлении влиять на эти последния владеют верными средствами для того



2

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 17 | 28.12.2020, 15:28 | Автор: ЯСЕНПЕНЬ
    Публикации: 34 | Комментарии: 8638 | Рейтинг: +2099,6
Эрдоган подарил полиции две бронемашины для разгона демонстрантов...
___________________________________
Это да... Те, которые с усиками, они такие.
Физиогномика. Мать ее за ногу...



0

  • Изображение
  • Участник
  • 18 | 28.12.2020, 15:44 | Автор: xrul
    Публикации: 75 | Комментарии: 4321 | Рейтинг: -339,4
Гаражный аняням опять задудел в свой курай.



7

  • Изображение
  • Гость
  • 19 | 28.12.2020, 17:03 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Анекдот помните? Когда папа у мальчика резко приехал с командировки?
Когда мальчик подошел к кровати, нагнулся и спросил у лежащего под койкой:
-Лежишь и не дысишь, а как дысал!-
Давайте вспомним ту толпу возбужденных башнациков во главе с Муртазлой , когда Ельцин вышел через окно на крышу тамбура и обещал бесплатный суверенитет , сколько сможете проглотить! Илишев-нюхач, Бердин,Идельбаев кураист-танцор перед Шамилем Басаевым, Галин - грозящий с оружием защищать Муртазло. и сам Муртазло, в автобусах пригнавший толпу кариесных мужиков с деревень юга.
Где они "герои" тех лет?
Для какого черта мы обсужаем Валиди, вместо того ,чтобы осудить Муртазу с его компанией!
Сейчас они лежат и не дышат, а как дышали!



2

  • Изображение
  • Гость
  • 20 | 28.12.2020, 17:31 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
13 | 28.12.2020, 14:56 | Автор:

Сталин то же сотрудничал с Гитлером, а лежит у кремлевской стены.
=============================================
Тут недалеко В. Баранец журналист и полковник разразился гневом
" Какие - то мерзавцы передали секреты Гиперзвуковых ракет США
Об этом сообщает «Аргументы Недели» со ссылкой на заявление военного эксперта, полковника в отставке Виктора Баранца.
Как утверждает Баранец, передача достижений российских
разработчиков - это дело рук предателей из России,
которые продали на Запад соответствующую информацию.
Сталин из лапотной России сотворил чудо - СССР с ядерным оружием , а сегодняшние " патриоты " за доллары продают эту страну и жиреют на этом !
" Патриоты " всех уровней из сегодняшней России такие
" патриотичные " !
Думаю И, В. СТАЛИНУ до них так далеко , целых пять лет отстаивал в огне Независимость СССР .



2