Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Сам уже в окопе, старый ...

Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
  29.03.2023   43586    3123

Зря карлик ползал на ...

Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
  21.03.2023   17504    73

Военный преступник. ...

Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
  17.03.2023   19206    69

Молодежь в гробу видала ...

Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
  16.03.2023   28140    32

Пыня пошутил над холопами ...

Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
  14.02.2023   28003    273

Борьба дерьма с мочой ...

Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
  12.02.2023   21066    22

Ублюдочный путинизм в ...

Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
  11.02.2023   33204    33

Фильм о преступлениях ...

В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
  15.01.2023   15681    252

Утилизация холопов, ...

Путин назвал положительной динамику военной спецоперации на Украине. Президент ...
  15.01.2023   31592    8

Подох этот, подохнет и ...

Сегодня, 11 января, так и не дожив до суда, скончался Муртаза Рахимов. Ему было ...
  12.01.2023   25334    80

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Март 2023 (4)
Февраль 2023 (3)
Январь 2023 (5)
Декабрь 2022 (4)
Ноябрь 2022 (3)
Октябрь 2022 (1)

Башкирская элита на обломках «суверенитета». Причины и последствия

0



В настоящий момент современное башкирское общество переживает острый социокультурный и политический кризис. И причины, породившие его лишь на первый взгляд, лежат в общественно-политической плоскости (уход М.Рахимова). В действительности они намного масштабнее и связаны с этническими, культурными, социально-экономическими, демографическими и другими процессами, происходящими в обществе. Иными словами это глубинный цивилизационный (социокультурный) кризис, выход из которого становится сегодня центральным вопросом выживаемости всего башкирского народа в новых условиях XXI века.

Башкирская элита на обломках «суверенитета». Причины и последствия


Бесславный конец 20-летней «модели суверенитетского развития Башкортостана» не только еще сильнее обнажил противоречия, которые десятилетиями накапливались в башкирском обществе, но и сделал кризис устойчивым системным состоянием самого общества, в котором оно находится с момента распада институтов советского традиционализма. В итоге сегодня, с концом «эпохи президента М.Рахимова», наблюдается естественный процесс – распад субъектности институциональных форм башкирского общества, сформировавшихся под воздействием процессов суверенизации. Однако данный исторический вызов не нашел, на наш взгляд, и адекватной ответной реакции, то есть попыток со стороны башкирской элиты хотя бы понять причины, породившие этот кризис, и, что намного важнее – создать минимальные условия для того, чтобы ускорить процесс нового витка этногенеза, который наметился сегодня в башкирском народе.

В настоящий момент на кризисное состояние башкирского общества влияет множество факторов различного типа – это и тяжелое социально-экономическое положение основной части башкирского населения, проживающего главным образом в депрессивных районах Зауралья и северо-востока республики, и болезненный переход от аграрного к городскому образу жизни, и резкая смена властной элиты, которая произошла в РБ в 2010г. и другие не менее важные факторы. Все они накладываются друг на друга, не позволяя тем самым выйти на устойчивый уровень общественного и культурного развития. Однако одной из главных причин, «благодаря» чему мы и пришли сегодня к такому печальному состоянию дел является, на наш взгляд, неадекватность и как следствие - полная несостоятельность башкирской постсоветской, «суверенитетской» элиты.

Возникшая как результат политики советского государства («выращивания» национальных кадров), она, к сожалению, обладала и до сих пор обладает всеми негативными (и положительными) чертами присущими в целом советской интеллигенции. Это, прежде всего, мифологическое (нерациональное) сознание (близкое к синкретизму людей премодерна), патерналистское отношение к государству, неспособность поставить общенациональные интересы выше личных, стремление получить и сохранить социальный статус номенклатурного (а не профессионального) типа, либо передать его по наследству, аграрный тип происхождения.

Именно эта элита, выросшая под колпаком советского патернализма, в конце ХХ века вначале нанесла идеологический удар по системе советского жизнеобеспечения (которая позволяла по общим показателям нормально развиваться башкирскому народу), а затем и максимально политизировав свою деятельность, не сумела модернизировать и сохранить созданную на волне суверенизации политическую систему. В противоположность, скажем, татарской элите, которая сегодня без особых помех вышла в Республике Татарстан на новый уровень «консервативной модернизации», являет собой образец органичной модернизации с опорой на этничность.

В результате того, что данная элита не дала «вырасти» новой интеллигенции, а лишь «клонировала» себе подобных – на сегодняшний день в башкирском обществе нет заметной прослойки современной, адекватной, молодой башкирской элиты. А люди, которые могли бы ею стать, либо ушли от общественной жизни, либо резко выступили против «старшего» поколения.

К примеру, даже в исторической науке Башкортостана (откуда вышла основная часть суверенитетской интеллигенции) совсем недавно произошел скандальный раскол, во главе которого встали некоторые «молодые» башкирские ученые. Лично я их позицию и методы, как консерватор, то есть как человек выступающий за органичное развитие, не разделяю, однако считаю, что проблему «отцов и детей» породили сами башкирское аксакалы, не сумев в свое время органично интегрировать в постсоветскую башкирскую элиту (включая и в научную) новых людей. Поскольку если система хорошо и адекватно выстроена, берет на себя функцию интегратора, то в ней не возникают институциональные кризисы подобного рода.

Аналогичная ситуация сложилась и в структурах региональной академической науки, в Союзе писателей РБ, в системе власти, в целом характерна для структур так или иначе связанных с башкирским социокультурным пространством.

Однако наиболее наглядно данный кризис проявился в башкирском национальном движении, в особенности в общественной организации Всемирный курултай башкир. К сожалению сегодня там практически не осталось людей 20-30-40 лет, поскольку в свое время, не дав вырасти новым кадрам, курултаевские старцы оттолкнули от себя значительную часть башкирской молодежи.

В результате чего - часть молодежи ушла в исламские организации (включая и радикальные), часть - в националистические типа «Кук буре», а большинство - вообще стало инертной и аполитичной.

В связи с этим очень характерна и показательна история с бывшим председателем Исполкома ВКБ И.Султанмуратовым. Она показательна, в первую очередь, потому, что по ней видно – модернизировать любую структуру, связанную с башкирским обществом не позволяют именно противоречия системного характера. Ведь это была реальная (теперь видимо уже последняя) возможность произвести органичную идеологическую и кадровую переориентацию Курултая. Однако локальные и групповые интересы отдельных членов Исполкома взяли вверх над общенациональными задачами и просто здравым смыслом, в результате чего от ВКБ отошла часть новой башкирской интеллигенции, а сама организация погрузилась в пучину хаоса и бесконечных внутренних разборок. Что привело к полной ее дезорганизации, к утере способности сохранять даже элементарные нормы групповой солидарности: посадили по политическим мотивам А.Дильмухаметова – Курултай молчит, такая же судьба постигла зампредседателя ВКБ Ф.Ахметшина – опять никакой реакции. Возникает вопрос, а зачем тогда вообще нужен Курултай, чтобы обеспечивать желающим места в ГосДуме?

Повторю еще раз свою мысль – в настоящий момент большинство башкирской молодежи вообще стала аполитичной и не хочет уже собираться под сомнительные суверенитетские лозунги 90-х годов.

Более того, как бы неприятно было услышать это «ветеранам» национального движения - не хочет этого и подавляющая часть самой башкирской элиты (и околовластной, и общественной), вот что нужно, наконец, понять сегодня со всей серьезностью. Лично я в этом убедился еще несколько лет назад на 20-летии БНЦ «Урал» куда уже во времена М.Рахимова перестали ходить как представители власти РБ, так и люди «светского» истеблишмента, поскольку идеи крайнего национализма даже у башкирской интеллигенции под конец системы стали вызывать скрытое недоверие и неприятие.

И главная (коренная) причина, которая привела к такому печальному финалу, была, как это не странно, сугубо идеологическая. Дело в том, что в основании идеологии суверенитета (которая появилась в ходе распада СССР как антисистемная идеология) лежали мифы, которые противоречили интересам и базовым ценностям башкирского общества. Это идеи экономического, политического и культурного изоляционизма Башкортостана (что не соответствует, в первую очередь, высокому уровню интеграции башкирского этноса в систему евразийской цивилизации), этноцентрические и националистические мифы, антифедеральные установки, наконец, абсолютно неадекватные традиционной ментальности башкирского народа – либеральные, индивидуалистические и антигосударственнические идеологемы.

Причинам кризиса «рахимовского режима» мы с коллегами посвятили уже множество работ и статей (чего, кстати говоря, никто кроме нас не сделал), однако мысленно постоянно возвращаясь к этой проблеме я еще раз убеждаюсь - идеологию, начиная уже 2000-х годов, нужно было органично и срочно менять, поскольку мифологическое пространство которое оно создавало, не давало критически оценивать реальность, а значит и вносить необходимые коррективы в саму идеологию. Возможно, в этом и заключалась главная институциональная ловушка для сложившегося режима – он не поддавался системным изменениям, а суверенитетскую идеологию можно было сменить лишь вместе с их носителями, поскольку сами они этого сделать уже не могли.

Другими словами данная система рухнула, прежде всего, под напором внутренних противоречий, остальные причины носили вторичный характер.

В итоге апофеозом данных противоречий и стали самоубийственные действия правящей элиты РБ, со скандальными угрозами в адрес Кремля на Третьем Курултае башкир летом 2010г. Сегодня, как это у нас принято, многие пытаются персонифицировать проблему - найти главного виновника, включая и эпатажные объяснения, что А.Галин был агентом ФСБ и т.д., и т.д. но в реальности все проще и глупей – это именно результат системных ошибок, сбоя кадровой политики Администрации М.Рахимова. Когда вместо нормальных и адекватных башкир (а такие всегда были) наверх лезли подхалимы и лизоблюды, люди некомпетентные ни в чем, кроме закулисных интриг. У этих людей хватало ума лишь на то, чтобы пустить дым в глаза стареющему президенту очередной потемкинской деревней, при случае задавить своих же башкир (как это произошло с тем же А.Дильмухаметовым), либо привезти на автобусах толпу крестьян из Зауралья, чтобы в очередной раз попугать федеральный Центр жупелом «башкирского национализма».

Говоря научным языком - в результате сложившихся механизмов рекрутации в правящую республиканскую элиту, с опорой лишь на этнический и аграрный кадровый резерв - в системе власти не оказалось людей, способных модернизировать региональную политсистему. А от тех, кто мог сделать эту работу (например, людей из команды Р.Хабирова) стараниями определенных сил республиканская власть сама со скандалом избавилась, искусственно создав тем самым, активную и мощную контрэлиту.

Именно благодаря такой кадровой политике башкирская властная и хозяйственная элита с приходом Р.Хамитова стремительно раскололась на две части («старую» и «новую»). И новые управленцы составили заметную и активную часть «режима Р.Хамитова», что и объясняет, кстати, его относительную устойчивость (учитывая масштабы произошедшей резкой смены местной номенклатуры). Сама же «старая» элита РБ была, в некоторых случаях, жестко удалена из системы власти, часть - ушла в глухую оппозицию.

Был и другой фактор обусловивший кризис. Дело в том, что правящая элита РБ явно не поняла кардинального изменения внутриполитического курса в стране с приходом В.Путина. К началу 2000-х годов РФ приставляла собой пестрый конгломерат региональных политических режимов, в каждом из которых существовал собственный субцентр, и опасность дальнейшей децентрализации постепенно становилась реальной угрозой. Поэтому Кремлем был взят курс на постепенное укрепление вертикали центральной власти. К 2010г. данная политика была уже фактически полностью реализована и поэтому демарш башкирской власти на Курултае летом 2010г. был в высшей степени самоубийственным ходом. Другими словами, это был типичный когнитивный кризис неадекватной элиты, чьи представления и знания о реальности не соответствовали действительности.

В конечном счете, вся эта система мучительно и скоропостижно скончалась. И что самое интересное – от этого никто не выиграл (я имею в виду прежде всего башкир). Ни башкирская общественность, ни ее номенклатурная часть, ни сам М.Рахимов, который вместо почетного отдыха на пенсии оказался сегодня в полной информационной блокаде, ни, наконец, сам башкирский народ. И вчерашние наши проблемы с приходом Р.Хамитова никуда не исчезли. Просто решать их нужно уже в рамках новой системы, и как можно в кратчайшие сроки.

В связи с чем, как мне кажется, необходимо в первую очередь понять несколько простых и азбучных истин.

1. Необходимо не углублять раскол между своими же, не искать виноватых в случившемся, а пытаться консолидироваться в сложных условиях новой постсоветской реальности.

2. Не политизировать любые вопросы, связанные с башкирской тематикой, а хотя бы научится слушать то, что говорят люди из экспертного сообщества по тем или иным проблемам.

3. Уйти от суверенитетской риторики и антифедерального дискурса, выработать более адекватную сегодняшним реалиям консервативно-патриотическую идеологию.

4. Провести «переформатирование» башкирских национальных организаций, в особенности Всемирного курултая башкир, поскольку в настоящем (крайне политизированном) виде она не нужна ни власти в лице Р.Хамитова (как ее подсистема), ни башкирскому народу, проблемы и интересы которого она уже не выражает.

5. Поднять вопрос о кадровом обновлении Исполкома МССО «Всемирный курултай башкир» как минимум на 60%.

6. Перестать делить башкир на «рухлы» и «нерухлы», «настоящих» и «ненастоящих», на «неполноценных» «северо-западных» и «русскоязычных», «городских» и «сельских». Закончить с практикой клеить ярлыки типа «враг башкирского народа» на людей, имеющих альтернативную точку зрения среди самих башкир.

7. Понять неизбежную динамику социального процесса в башкирском обществе – через 5-10 лет на общественную арену выйдет совершенно новая генерация современных башкир, которая будет иметь свою элиту, свою культуру (субкультуру), ценностные предпочтения неотрадиционалистского характера. Будет городской по своему типу, то есть менее «фундаменталистской» по мировоззрению. Другими словами хотя бы не создавать себе будущих противников в лице молодого поколения башкир.

8. Осознать, что в рамках «суверенитеской парадигмы» - развитие, как башкирского народа, так и республики в целом зашло в итоге в жесткий и опасный институциональный тупик, и возрождение данной системы даже в общих чертах является неоспоримой утопией.

9. До тех пор пока башкирская политическая, национальная, культурная и общественная элита не осознает, что современные проблемы башкирского общества порождены в первую очередь причинами социокультурного и когнитивного характера (неадекватными представлениями «о себе и реальности»), мы все время будем ходить по одному и тому же кругу «институциональных ошибок» и так - до полной потери национальной и политической субъектности.

А.Хайбуллин, РБ21








Связанные темы и персоны