Рейтинг публикаций пользователей
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
О предстоящем юбилее в ...

О предстоящем юбилее в республике, национальной идее и многом другом ProUfu.ru ...
  9.12.2016   883   49

Гафур Гилязов: К ...

Международные договоры, под которыми стоят подписи и руководителей России, ...
  9.12.2016   441   32

Спорный участок без ...

Вокруг проекта перспективной застройки территории парка имени Гафури в Уфе ...
  9.12.2016   778   27

Госдума отказывается ...

Госдума не желает запрещать чиновникам РФ иметь недвижимость за границей, речь ...
  9.12.2016   432   15

Cбербанк CIB: Рынок не ...

Почти все валютные доходы от приватизации Роснефти покинут Россию в самое ...
  9.12.2016   583   13

Сечин получил ...

Кремль объявил о завершении самой крупной сделки этого года — продаже 19,5% ...
  9.12.2016   488   15

Скованные одной цепью? ...

Информации об Александре Филиппове сейчас столько, что можно снимать фильмы и ...
  8.12.2016   1542   18

Качкаев все о народе ...

Сегодня одним из вопросов повестки дня Государственной думы РФ станет ...
  8.12.2016   1115   32

ТИК отказался запустить ...

Территориальная избирательная комиссия Дуванского района Башкирии отказалась ...
  8.12.2016   444   5

Бабич: Работе прежнего ...

Полпред президента России в ПФО на встрече с главными редакторами СМИ рассказал ...
  8.12.2016   619   15

Темы и персоны
Архив публикаций
Декабрь 2016 (52)
Ноябрь 2016 (164)
Октябрь 2016 (183)
Сентябрь 2016 (173)
Август 2016 (153)
Июль 2016 (156)
Читаемое за неделю
Читаемое за месяц

Кто не любит башкирский язык

  • Опубликовано: tylerox | 01.06.2012
    Раздел: Общество | Просмотры: 6406 | Комментарии: 126
0


В последнее время в общественной жизни Башкортостана возник остро дискуссионный и в какой-то мере конфликтный вопрос, связанный с включением в школьные программы преподавания языка титульной нации. Чтобы оценить степень остроты вопроса, достаточно взглянуть на заголовки публикаций в газетах, интернетовских сайтах и других источниках: «Рустэм Хамитов: кто не хочет учить язык, заставлять не будем!», «Башкирский: учить или не учить?», «Карим Яушев: «Наxpe-на нам башкирский язык»?!», «Нежелающим учить башкирский язык придется уехать?» и т.д. Вопрос обсуждается на уровне встреч Президента РБ с общественностью, в телепередачах, происходят пикеты и демонстрации по этому поводу. Острота проблемы не позволяет ее замалчивать, занимать страусиную позицию, то есть, делать вид, что проблемы нет. Напротив, государству, общественности, противостоящим сторонам следует в ней как следует разобраться, поставить все точки над «и», договориться, как дальше быть и конструктивно решать эту судьбоносную для целостности российского государства задачу. Иначе она приобретет возрастающий конфликтный характер, что сегодня видно на примере Украины и других стран.

Кто не любит башкирский язык


ИЗ ФИЛОСОФИИ И ТЕОРИИ ВОПРОСА. Среди проблем общественно-политического развития нашей страны и всего мира в последние годы чрезвычайную остроту приобретают национально-конфессиональная и языковая проблемы, требующие особо тщательного теоретического и трепетного практического подхода. Национальность человека является наиболее устойчивой и глубокой основой его идентичности, формирующей самую прочную, системно-целостную социальную общность людей в виде нации, превосходящей все другие формы общности: религиозные, партийные, государственные, профессиональные, половозрастные и т.п. Достаточно сказать, что нация служит источником и основой формирования, создателем самой государственности – наиболее универсальной и устойчивой социальной формы человеческой общности и коммуникации. Греческая нация создала греческое государство, французы – Францию, евреи – Израиль, русские люди за много веков создали Русь и Россию, к ним присоединились башкиры, татары, чеченцы и другие российские народы и сформировали свои государственные образования в виде республик в составе российского государства. Только в Африке в ХХ веке на национальной почве возникли десятки новорожденных государств. И это закономерное явление: 1100 лет тому назад российского государства тоже не было, но потом постепенно Россия стала такой, какая сегодня есть. Иными словами, логической и исторической закономерностью является то, что по мере развития цивилизации народы формируют свою особую государственность.

В признаках нации сочетаются и природные, и социальные свойства людей. Существенным признa-кoм выступают общность происхождения ее члe-нов от единых предков, единообразные антропологические черты, психические свойства и пр. Социально обусловленными являются общность языка, культуры, традиций, территории, экономической жизни. Ведущим, основополагающим, стержневым, почти полностью определяющим нацию как таковую признa-кoм является ее язык. С исчезновением языка исчезает и нация, чего не может произойти с исчезновением других ее признаков, но при сохранении языка. Утверждения о том, что якобы национальность человека определяется его самосознанием, тем, к какой нации он себя причисляет, не выдерживает критики. Можно представить, что башкир способен заиметь самосознание француза и считать себя французом, но невозможно представить, чтобы от этого в нем появится что-то французское без знания французского языка. Если бы вдруг все французы заговорили по-английски, от их французского самосознания ничего бы не осталось. Это положение относится к любой нации. Отдельные престолонаследники Российской империи, а также многочисленные эмиг-paнты нескольких поколений, живя в эмиг-paции, оставались русскими, изучая русский язык и культуру. Те, которые этого не делали, практически переставали быть русскими людьми.

Без знания языка своей нации человек не может полнокровно понимать и знать ее традиции, нравственные нормы, культуру, литературу, искусство и т.п. Иными словами, будучи чужим в отношении языка «своей» нации, он не может считать себя ее родным сыном или дочерью, во всяком случае, быть полноценным и полноправным ее члe-ном. Человек, считающий себя полномочным представителем той или иной нации, должен на родном языке «вариться в соку» народной жизни. Ему нужно реально участвовать в изучении, обсуждении на разных площадках и средствах массовой информации, а также в практическом решении вопросов развития культуры, искусства, литературы, театральной жизни, традиций и обычаев народа и т.д., удовлетворительное осуществление чего невозможно без знания языка. Патриотически настроенная личность должен уметь выступать с различных трибун по актуальным вопросам развития разных аспектов национального развития. Башкира, не знающего свой язык, можно считать «безъязыким», наподобие башкира с отрезанным языком из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Известный государственный деятель Гейдар Алиев говорил:

«Люди, не знающие родного языка, подобны калекам!» Можно считать, что если человек не знает языка и культуры своей нации, то он проявляет к ней предательское отношение. Ибо, чем больше становится таких людей и если они когда-либо составят абсолютное большинство нации и, в конечном счете, если этот процесс охватит всех ее представителей, то ее как нацию можно считать погибшей. Таким образом, люди, игнорирующие язык своей нации, выступают как соучастники ее ликвидации.

Несостоятельными являются воззрения о том, что якобы в условиях глобализации языки малых народов обречены неизбежному исчезновению.

Напротив, она ведет к тому, что наряду с глобализационными процессами, унификацией всего и вся, усиливается коллективная специфика человеческих общностей, прежде всего наций, а также отдельных личностей. Происходит усиливающееся единение расширяющегося многообразия.

Этому способствует растущая реализация одного из основополагающих принципов демократии – уважение большинством прав меньшинства и отдельной личности, а также активизация общегуманистической тенденции в развитии человечества, полагающей сохранение и развитие культурных особенностей народов как достояния общечеловеческой цивилизации. Именно эта тенденция может положить конец «умиранию» языков, как это происходило раньше в истории. Сегодня мы являемся свидетелями неудач в реализации политики «мульткультурализма» в Европейском Союзе. Пока, очевидно, рано говорить о ее провале, но ясно то, что решать такие вопросы нужно очень деликатно, в комплексе с другими социально-коммуникативными, нравственно-духовными и культурно-гуманистическими проблемами.

Следует учесть и непререкаемые законы общественного развития, когда в мире происходит рост самосознания, укрепления и расширения языковых, культурных и государственно-правовых основ национального суверенитета практически всех народов. Массовым проявлением действия этих законов было то, как десятки народов Африки, Азии и Латинской Америки, предыдущая история которых проходила в условиях родового и племенного образа жизни без всякой государственности, в 60-е гг. прошлого века буквально всего за несколько лет получили полнокровную государственность со всеми атрибутами суверенной национальной жизнедеятельности. Эта закономерность неумолимо действует всегда и везде, будет неизбежно пробивать себе дорогу и в будущем как непреложный, объективный общественный закон. При этом действует субъективный фактор, когда наряду с людьми, всегда живущими только ради наживы и интересами желудка (по Фрейду – люди без «сверх-Я»), всегда будут и пассионарные личности, живущие интересами народа, борющиеся за сохранение его духовных ценностей и, как говорится, готовые отдать жизнь за родину (люди с избыточным «сверх-Я»). Такие люди добьются и сделают все, чтобы развивать культуру, язык и традиции своего народа.

ПРАКТИКА ВОПРОСА. НАДО ЛИ ИЗУЧАТЬ БАШКИРСКИЙ ЯЗЫК. За годы обучения в школе, а также в средних и высших учебных заведениях человек изучает множество предметов, охватывающих бесчисленное количество тем, из которых подавляющее большинство, условно говоря, 90 процентов, в последующей жизни оказываются ненужными. Абсолютному большинству людей в жизни нет никакой практической необходимости знать то, чему равняется квадрат суммы двух чисел, что такое валентность, о чем утверждает закон Бойля-Мариотта, почему произошло восстание сипаев в Индии и т.д. и т.п. После получения высшего образования, чтобы стать эффективным работником, человеку нередко приходится переучиваться заново, выкинув на свалку все то, чему его учили до этого за долгие годы. Поэтому в системе образования насущной задачей является обновление структуры предметов и изучаемых в них тем для того, чтобы полученные знания соответствовали будущим потребностям человека как профессионала и как многосторонне развитой личности.

Именно последнее обстоятельство требует того, чтобы человек изучал гуманитарные предметы, знал языки, литературу, искусство и многое другое.

Еще И.Гете писал: «Кто не знает чужих языков, не знает ничего о своем». Это особенно важно там, где существует определенная социально-психологическая и национально-культурная среда, которая существует в национальных республиках. Во-первых, знание местного языка нужно для того, чтобы жители республики любой национальности знали традиции, историю, культуру, литературу, искусство титульной нации, могли при необходимости общаться с ее представителями на их языке, знать передаваемую на нем информацию из различных СМИ и т.д. Иначе возникает закономерный вопрос: почему русскому в Башкортостане историю и культуру Франции знать нужно, а историю и культуру своей родной республики знать не обязательно? Или экономисту, обучившемуся в высшем учебном заведении, надо было изучать многие темы линейной алгебры, которые ему никогда в жизни не понадобились, а изучать государственный язык республики не было необходимости? Немало людей в школе и после нее с превеликим усердием изучает иностранные языки, не будучи уверенным, понадобятся ли они когда-нибудь, в то же время игнорируя язык местного дружественного народа. Понимать местный язык нужно хотя бы для того, чтобы некоторым при общении в компании не приходилось неловко упрекать других собеседников: «Почему вы при мне разговариваете на своем языке?» Такая необходимость имеет не меньшее значение, чем необходимость знания русского языка гастарбайтерами и другими миг-paнтами в России.

Во-вторых, организация изучения государственного языка является задачей государства, призванного обеспечить достижение указанных выше целей. Оно обязано создавать в регионе межнациональное согласие, толерантность и дружелюбие в отношениях между людьми разных национальностей. Эту задачу оно может решать через пропагандистскую работу, законодательную деятельность, правоохранительные меры и т.п. Не последнюю роль в этом процессе иг-paет организация изучения языка титульной нации в дошкольных, школьных учреждениях, других учебных заведениях, а также в иных формах. Самое главное, общественность должна осознать, что небашкирским детям в Башкортостане изучение башкирского языка так же важно и полезно, как и изучение многих других школьных предметов. Для решения этих задач в Башкортостане уже заложено определенное начало. Приняты соответствующие законодательные акты, санкционирующие обязательность изучения башкирского языка в начальных и старших классах школ с ми-нимальными затратами часов. Ведется определенная пропагандистская работа в средствах массовой информации. Президент РБ Р.Хамитов обоснованно выражает одну из высочайших истин современной цивилизации, утверждая, что любой язык, в частности, башкирский, является достижением мировой культуры.

В то же время трудно согласиться с его утверждением: «Кто не хочет учить язык, заставлять не будем!» Подобно этому вряд ли можно заявлять: «Если кто не хочет платить налоги, заставлять не будем». Заставлять вынужденно учить языки, как принуждают платить налоги, очевидно, не надо, но и пускать этот процесс на самотек, особенно с подачи первого лица республики, некорректно. Здесь следует добиваться осознания родителями того, что по законодательству обязательное среднее образование предполагает изучения без исключения всех предметов, входящих в государственные школьные программы. Вряд ли найдется родитель, который скажет: «Мой ребенок не будет учить физику, там много всяких законов, знание которых в жизни не нужно». И вряд ли можно ему сказать, что если не хотите учить физику, заставлять не будем. На самом деле, применить знание всех физических законов человеку, очевидно, в жизни не придется, но общие основы физической науки должен знать каждый образованный человек. Точно также с башкирским языком. В совершенстве знать его многим вряд ли удастся, но любой человек нередко может очутиться в неизбежной ситуации, когда понимание языка титульной нации может оказаться полезным как в практическом отношении, так и с точки зрения общекультурного и духовного развития ребенка. Отказ родителей от изучения их ребенком предмета по языку означает, что они используют его для нарушения законодательства. Более того, они внедряют своему ребенку ущербное мировоззрение. Известно, что за отказ от изучения или неуспеваемость хотя бы по одному предмету следует соответствующее наказание: оставление на второй год в школах или исключение из среднего и высшего профессионального учебного заведения.

Для того, чтобы государство могло надлежащим образом выполнять свои задачи по организации межнациональной общественной жизни в национальной республике, его служащие должны иметь необходимую квалификацию, одним из основных критериев которой является знание языка коренной, титульной национальности. То есть, все члe-ны правительства, ми-нистры, депутаты республиканского парламента и местных советов, главы городских, районных и сельских администраций, государственные и муниципальные служащие всех уровней, руководители высших и средних учебных заведений, сотрудники правоохранительных органов и лечебных учреждений должны хотя бы на ми-нимальном уровне знать оба государственных языка республики. Иными словами, это условие должно стать важным квалификационным требованием для всех государственных служащих РБ. Если у него имеются способности осуществления профессиональных обязанностей, то среди них должна быть и способность к овладению языками. И, с другой стороны, способность к знанию языка, кроме его практической необходимости, должна служить своего рода индикатором способности сотрудника к выполнению и других своих должностных обязанностей. Выполнение этих критериев следует соответствующим образом оценивать и контролировать. Государственные служащие должны уметь общаться с местным населением на его языке, оформлять документы на обоих государственных языках, выступать по радио и телевидению, писать статьи на башкирском в печатных изданиях и т.п. Только при таком условии можно привить уважение к башкирскому языку, обеспечить его дальнейшее развитие, спасти от исчезновения.

Реализацию и контроль за выполнением этого квалификационного требования должны осуществлять, естественно, те должностные лица и органы, которые осуществляют подбор и назначение соответствующих кадров. В случае с главами субъектов Российской Федерации ими являются Президент России и его Администрация, а в случае с ми-нистрами правительств этих субъектов – федеральные ми-нистры и их ведомства. На уровне субъектов федерации такое квалификационное требование к госслужащим должно реализовываться главами субъектов, административными органами, ответственными за кадровую политику. Все эти положения должны быть законодательно закреплены, подзаконные акты должны предуcмo-тpеть порядок организации изучения языков путем организации различных курсов, создания экзаменационных комиссий, проведения экзаменов и т.п.
ТРУДНО ЛИ ИЗУЧАТЬ ЯЗЫКИ. Изучать языки непростое, но очень увлекательное занятие. Приятно, когда осваиваешь язык народа, являющийся культурным наследием сотен поколений людей, выработанным за многие тысячелетия. При этом изучение любого языка не требует особых способностей на уровне таланта композитора, поэта или художника. При наличии увлеченного желания и гражданской позиции человек с удовольствием для души легко может усвоить несколько языков, особенно если этим за-ймется с молодых лет. Без особой нужды множество языков изучал Л.Н.Толстой, приезжал к башкирам и общался с ними на их языке. Известный башкирский ученый Дж.Киекбаев в свое время только в познавательных целях выучил десятки языков. Таких примеров великое множество. Каждый человек с ми-нимальными интеллектуальными способностями при желании в состоянии сносно знать любой язык. Нужно быть круглым невеждой, чтобы заявлять, что какой-то язык незрелый, нет необходимости и трудно его изучить и пр. Чтобы автора этих строк не упрекали в голословности, он без ложной скромности может сообщить, что русский язык он стал серьезно изучать только с четырнадцати лет и сегодня на этом языке издает научные монографии, одновременно на родном языке пишет статьи в журналах и газетах, выступает на радио, телевидении и в живых аудиториях, о чем знают читатели журналов «Агидель» и «Ватандаш», газет «Башкортостан» и «Киске Уфа», слушатели Башкирского радио, телезрители БСТ, жители многих районов республики. Наравне с родным свободно владеет татарским языком и в Казани с друзьями, как признают, без всякого акцента разговаривает на его казанском наречии. В Советской Армии служил в Будапеште и за полгода освоил венгерский язык и три года свободно общался на нем с местным населением. В Московском университете начал учить английский (сейчас владеет свободно) и хинди (может беседовать с индийцами). Читает и понимает тексты на большинстве тюркских языков. Обычно за месяц перед поездками в Турцию освежает знание турецкого языка и там с народом общается весьма продуктивно.

КТО НЕ ЛЮБИТ БАШКИРСКИЙ ЯЗЫК. Не любить тот или иной язык может только человек низкой культуры и извращенного мировоззрения. Сравнивать башкирский язык с нивхским или суахили, считая их ущербными, как это делают некоторые «политические деятели», лишь для того, чтобы тем самым как-то унизить башкирский язык, может только человек с нездоровым мышлением. В принципе, все языки равны. Их неравенство исходит только из разницы в количестве людей, говорящих на том или ином языке. Английский стал общемировым только потому, что когда-то на нем говорили много людей, которые начали захватывать весь мир и распространять по нему свой язык. Если бы эти люди говорили на нивхском языке, то в том направлении, в котором в свое время развивался и достиг сегодняшнего состояния английский, стал бы развиваться вширь и вглубь нивхский как общемировой язык.

Исследования показывают, что включение в школьные программы изучения башкирского языка у основной массы жителей Башкортостана никакой нездоровой реакции не вызывает. Напротив, очень многие одобрительно относятся к этому начинанию. Причины неприятия данной инициативы и протесты против нее от небольшой доли населения можно объяснить остатками пережитков бытового национализма, очень частым ошибочным пониманием отдельных людей того, как нужно воспитывать своих детей и какое образование следует им давать. Отдельные, наиболее одиозные личности, пытающиеся приобрести «политическое лицо», полуоткрыто или скрытно нагнетая страсти вокруг этих вопросов, без сомнения, страдают синдромом «славы Герострата». Незначительное число этих людей, очевидная несостоятельность их доводов позволяет, чтобы на них особого внимания не обращалось.

В то же время имеется категория должностных лиц, реальное отношение которых к башкирскому языку и порождает вопрос: кто больше всех несет ответственность за решение этой проблемы? В их число входят люди, которые сами по долгу службы и общественному положению должны знать язык и создавать условия для его полноценной реализации. К ним относятся первые лица и вся государственная, деловая и интеллектуальная элита республики. Прежде всего, башкирским языком как государственным в совершенстве должен владеть Президент Республики Башкортостан. Он должен выступать на родном языке на публике, по телевидению или радио, писать статьи в башкирских изданиях. Если у него есть президентские способности, то среди них должна присутствовать и не такая уж сложная способность к освоению языка. Имея должностную обязанность в совершенстве владеть государственными языками республики, он должен способствовать их развитию, на деле подавая личный пример правильного осуществления языковой политики.

Председатель Государственного Собрания (Курултая) Республики Башкортостан тоже должен подавать пример уважения к языку народа, парламент которого он возглавляет. То же самое относится и к Премьер-министру, работникам аппаратов Президента, Государственного Собрания, Правительства, ми-нистерств РБ, администраций городов и районов. В них редко можно слышать башкирскую речь. Вместе с тем имеются и положительные примеры. На экранах телевизоров часто появляется в недалеком прошлом вице-премьер Правительства РБ, ныне депутат Госдумы З.Рахматуллина с содержательными выступлениями на красивом литературном башкирском языке. То же самое можно сказать о депутате Государственной Думы С.Мурзабаевой. Ми-нистр образования А.Гаязов показывает хороший пример своим коллегам по педагогическому цеху и их воспитанникам. Редкие образцы владения башкирским языком демонстрируют русские члe-ны правительства РБ Б.Мелкоедов, А.Никерин, а также ряд других госслужащих.

Если обратиться к вопросу о знании языков руководителями других национальных республик – субъектов Российской Федерации, то хорошо известно, что своими родными языками прекрасно владеют Президенты Дагестана, Татарстана и Якутии М.Магомедов, Р.Миниханов и Е.Борисов и главы Калмыкии и Чечни А.Орлов и Р.Кадыров, лидеры всех кавказских и многих других республик. То же самое демонстрируют большинство работников государственных учреждений в этих республиках. Башкортостан является республикой, где этот вопрос до сих пор не решен на должном уровне.

В то же время известно о глубоком кризисе башкирского компонента в сфере культуры и искусства, а башкирская литература и драматургия испытывают острый дефицит в притоке свежих сил, с трудом решают проблему сохранения и расширения своей читательской и зрительской аудитории.

Средний возраст башкирских композиторов, поэтов, писателей, художников и других творческих профессий неуклонно зашкаливает за критические пределы. Самое тревожное в том, что происходит ослабление увлечения родным языком, литературой, му-зыкальным и иными видами национального искусства среди молодого поколения. Башкирский язык вытесняется не только из официальной хроники, но даже из повседневного обихода самих представителей коренного народа республики, особенно молодежи городского происхождения. Перед башкирской нацией сегодня стоит реальная угроза потери языка и, из-за этого, исчезновения самой нации. Симптомов этого тревожного явления очень много и становится все больше. Эта проблема касается не только башкирского народа, но и представителей всех братских народов, населяющих республику, особенно представителей русского народа, ведущего ответственного народа за состояние российского государствообразования. Главная задача при этом ложится на государство, в прямую обязанность которого входит сохранение и развитие всех национальных культур, языков и прогрессивных традиций.

Организация сохранения, изучения и внедрения в практику башкирского языка требует серьезного, последовательного, научно-обоснованного, государственного подхода. Очевидно, что для этого необходимо разработать действенную, долговременную и детализированную программу, где следует наметить организационные формы, участки, способы, этапы, источники финансирования при реализации поставленных задач, а также структуру привлекаемого к этому процессу контингента людей, ответственных организаций и лиц за тот или иной участок работы и т.д. Возможно, как и при изучении английского языка, следует установить ступени или уровни знания башкирского языка, необходимые для той или иной категории лиц.

Очевидно, при этом целесообразно выделить базовый (минимальный), профессиональный (для отдельных категорий специалистов), продвинутый (по желанию и потребностям) и иные уровни знаний этого языка.

Таким образом, в языковой политике очень много сложных задач, не терпящих пустопорожних слов, кампанейщины, единичных и легковесных подходов, а требующих принятия стратегических мер с государственным подходом на основе научно-обоснованных программных документов. Очень важно привлекать к этому делу широкие слои населения. Следует заинтересовать людей в изучении башкирского языка как языка братского народа, приютившего на своей земле в течение столетий предков многих современных башкортостa-нцев и живущего с ними в дружбе и согласии. Сохранение, развитие, изучение и надлежащее знание башкирского языка должно заботить не только башкир, но и представителей всех братских народов Башкортостана. Даже родители-противники изучения языка в школе должны осознать, что сам этот процесс и последующее знание местного языка воспитает в их детях дух солидарности, уважительного отношения к окружающему миру, позволит им в будущем стать гармонично развитым, духовно и практически хорошо адаптированным к социальной среде человеком. И они, находясь в критическом отношении к этому явлению, могут подсказать, как лучше реализовать языковую политику в республике. Желающие добра своим детям родители не должны им запрещать изучать язык народа, чьим именем названа малая родина юных башкортостa-нцев.

Изучение башкирского языка в Башкортостане, при придании этому процессу престижного, творческого и увлекательного характера, особого труда не составит, поскольку наличие языковой среды намного облегчает достижение поставленных целей. Люди в своей жизни много своего времени тратят на всякие ненужные, бесполезные и даже вредные для себя дела. Если бы они только небольшую долю этого времени посвятили изучению языков, то мир значительно бы преобразился.

Халиль Барлыбаев, доктор экономических наук, доктор филосовских наук, РБ21




Связанные темы и персоны


Другие публикации по теме


  • Изображение
  • Гость
  • 1 | 01.06.2012, 09:28 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
"Здесь следует добиваться осознания родителями того, что по законодательству обязательное среднее образование предполагает изучения без исключения всех предметов, входящих в государственные школьные программы." - ВОТ ИМЕННО!
А башкирский язык в ГОСУДАРСТВЕННУЮ ШКОЛЬНУЮ ПРОГРАММУ НЕ ВХОДИТ!



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 2 | 01.06.2012, 09:29 | Автор: юнг
    Публикации: 234 | Комментарии: 27238 | Рейтинг: +5306,7
Халиль-а "докторские" на каком защищал? Очень много букоф. Дедушка Ленин учил, чтобы букоф было поменьше., а мыслей побольшею В общем, КУРКМА МАРУСЯ, МИН ДУБРОВСКИЙ,



0

  • Изображение
  • Участник
  • 3 | 01.06.2012, 09:38 | Автор: Бек
    Публикации: 3 | Комментарии: 222 | Рейтинг: +162,7
Этим плодам «башкирского суверенитета» пристегни звание хоть доктора наук, хоть академика – ничего не меняется. Такое ощущение, что эти регалии куплены на барахолке.

Ну, как серьезный, грамотный человек сегодня, в 21 веке может заявить гражданам РФ, проживающим на кусочке территории РФ под административным названием «Башкортостан», что они миг-paнты, пришлые, понаехавшие:

«Следует заинтересовать людей в изучении башкирского языка как языка братского народа, ПРИЮТИВШЕГО НА СВОЕЙ ЗЕМЛЕ в течение столетий предков многих современных башкортостa-нцев и живущего с ними в дружбе и согласии. Сохранение, развитие, изучение и надлежащее знание башкирского языка должно заботить не только башкир, но и представителей всех братских народов Башкортостана».

С каких пор земли татарских ханств, а затем Московского государства стали вашими? Хоть немножко изучайте историю по нормальным учебникам, а не только по бредово-националистическим опусам мажитово-кульшариповых.

А по большому счету вся эта писанина тянет на статью о пропаганде исключительности своей нации и разжигании межнациональной розни.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 4 | 01.06.2012, 09:39 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Барлы баев все -таки! Гегеля почитайте, там ответы на ваши мыслишки.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 5 | 01.06.2012, 09:50 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
На черном фоне текст монолога вИликого тутульного "философа" на БЯке? Если да, то надо было весь это труд целиком и крупным шрифтом разместить, может мы тоже хотим "образцы владения башкирским языком" продемонстрировать, как , русские члe-ны правительства РБ Б.Мелкоедов, А.Никерин кстати , где и когда они это "доктору" продемонстрировали, так для всех остальных незаметно? Наверно когда при встрече сказали: ипташ, пора деньги отрабатывать, чего зря в Москве штаны протираешь?
А если все же первоисточник написан не на БЯке, то пусть доктор по-пытается доказать БЯкину полезность тем, что лекции в любом российском городе попробует cту-дeнтам читать, если приведет пример. где кроме башНАЦИпеда на это согласятся, сразу все родители русскоязычных школьников бросятся БЯке детей обучать.
Кроме того пусть "доктор" поблагодарит соседей по московскому дому за то что его "приютили", сдаст свой российский паспорт и едет на свою историческую родину получать паспорт СЮвиренного государства башкироханство. Видно до сих пор доктор не слышал, что нельзя никого "приютить" у него дома в его государстве, что не только башкирские нацистфилософы полноправные граждане России, в любой ее точке.
Интересно, где преподает философию этот "доктор" или он такой же "удачный" проект башНАЦИСТ контразведки, как малайка из глухой деревни, который в бауманке учился? В любом случае теперь не 90% БЯка будет НЕ нужна, а 99,9%, поздравляем доктора с такой топop-нoй работой!



0

  • Изображение
  • Гость
  • 6 | 01.06.2012, 09:55 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Башкирский язык долгой рекламе не нуждается . Башкиры изучайте свой язык.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 7 | 01.06.2012, 09:58 | Автор: разница
    Публикации: 35 | Комментарии: 5419 | Рейтинг: +1934,5
об чем спор? ну вот мне -НУЖНО!-знать башкирский язык. причем конкретные два местных диалекта(чтобы не смешить жителей аулов, и не употрe-бл-ять настораживающих их оборотов речи). НУЖНО- и знаю, мне проще-татарин потому что..Выучить русскому человеку башкирский язык в рамках школьной программы- невозможно! без погружения в среду. то есть надо в ауле прожить не менее 2х лет,лучше в детские годы. Так зачем издеваться над детишками и языком? чтобы кто-то зряплату получал? и бравурные отчеты писал?.и деньги народные на бесперспективное занятие изводил?



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 8 | 01.06.2012, 09:59 | Автор: Зимагор
    Публикации: 37 | Комментарии: 6135 | Рейтинг: +1729,8
Господа , учите английский ! Это понимают все даже башкирская "элита" !
Дети многих башкир - учатся за границей , сбережения в долларах и евро .... Будущее БЯ - , темно и неясно ...



0

  • Изображение
  • Участник
  • 9 | 01.06.2012, 10:21 | Автор: aristokot
    Публикации: 0 | Комментарии: 289 | Рейтинг: -2,6
Со знанием башкирского карьера предрешена - занимать руководящие посты в РБ, пока здесь у руля на ключевых постах старая муртазинская гвардия.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 10 | 01.06.2012, 10:26 | Автор: Сидор
    Публикации: 48 | Комментарии: 4253 | Рейтинг: +871,3
Стать доктором каких-либо наук цивилизованным путем - воспитывая молодых ученых, публикуя статьи, занимаясь преподавательской деятельностью - это трудный многолетний путь. Стать дважды доктором - простите, в советском прошлом да и в российском настоящем я таких примеров просто не знаю. Да о господине Барлыбаеве должен был трубить весь мир!!! Второй после Ломоносова! Его портреты должны были украшать не только университетские аудитории, но и распоследний сельский класс.

Но вот удивительное дело: с первых лет расцвета суверенитетов в нацреспубликах количество защитившихся представителей титульных наций, особенно в гуманитарных науках, росло даже не в геометрической, а в какой-то другой невообразимой прогрессии! Такое количество научных идей должно было вывести эти республики на голову выше "тигров" экономики 21 века! Мы бы жили лучше чем в Кувейте и Брунее!

Все, Сидор, успокойся. Ты размечтался. Вернись на грешную землю. Что мы видим?
Бред очередного деятеля, обесценившего высокие научные знания до уровня навоза.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 11 | 01.06.2012, 10:31 | Автор: aristokot
    Публикации: 0 | Комментарии: 289 | Рейтинг: -2,6
Сидор, пойми - Барлыбаевский навоз - это нанонавоз. Из него ракеты можно делать!!!



0

  • Изображение
  • Участник
  • 12 | 01.06.2012, 10:35 | Автор: aristokot
    Публикации: 0 | Комментарии: 289 | Рейтинг: -2,6
Взять того же Толкачева или Лаврентьева, вроде БЯ не знают, и по имени отчетству не башкиры. Но что то есть в них такое, не знаю откуда берется, наверное деньги фонда Урал еще не до конца потрачены, а это накладывает отпечаток на чело!!! Нанобашкиры!!!



0

  • Изображение
  • Гость
  • 13 | 01.06.2012, 10:35 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Интересно, "башкортостанские" доктора "филос. наук" все такие? Или только этот?

Я понимаю, что "филосовия" - это любовь к совку, ибо мудростью здесь и не пахнет, но напечатать такое на сайте, который могут и в Правительстве РФ прочитать...

1. Оказывается, нас ПРИЮТИЛИ !

2. Оказывается, "дух солидарности, уважительного отношения к окружающему миру" 5 лет назад полностью отсутствовал! Более 400 лет мы с башкирами и другими народами прожили без этого духа, и вот только несколько лет он появился, сразу после того, как всех стали обучать башкирскому языку! Чудеса.

3. Оказывается, наши дети - не россияне, а юные башкортостa-нцы! оказывается, именем какого народа названа территория, язык того народа и надо изучать в обязательном порядке! Оказывается, если в Башкирии есть село Париж, то всем жителям башкирского Парижа надо срочно общаться исключительно на французском и построить у себя Эйфелеву башню, ведь. по логике башкортостанского доктора, что за Париж без башни Эйфелевой?

4. Оказывается, у нас в Уфе, а также в других крупных городах и русских, татарских, чувашских, удмурдский, марийских, латышских, немецких и других небашкирских селах наличествует башкирская языковая среда!
И как это я всю жизнь прожила в Уфе и этого даже не заметила? )))))))))))

5. Самое главное - ДОКТОР философии считает, что тот, кто НЕ имеет желания и потребности изучать башкирский язык, тот его обязательно не любит!
Я буду долго перечислять языки, которые изучать пока не имею желания, и детей своих, кроме английского, пока не обнаружатся лингвистические способности, обучать никаким языкам не собираюсь, но вот не знала, что я, оказывается, все языки мира, кроме русского и английского, не люблю. Вот оно как. Оказывается.
Еще оказывается, что и греческую культуру не имею права изучать - все равно ничего не пойму, пока греческий язык не выучу. Вон оно как...

Спасибо ДОКТОРУ филос. наук, объяснил.

Нет, я все больше и больше убеждаюсь, что в республике, по крайней мере, в ТАКОЙ республике, жить не хочу.

Лина
(к сожалению, у меня не получается оставить коммент как авторизированный пользователь)



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 14 | 01.06.2012, 10:36 | Автор: юнг
    Публикации: 234 | Комментарии: 27238 | Рейтинг: +5306,7
Это еще только начало. А вот в Уфе быстренько состряпали НИИ политической регионалистики и этнополитики.Возглавляет доктор политических наук В.В.Гайдук. Клепают каждый месяц различные книжонки типа " Общетеоретические аспекты исследования ведущих тенденций национально-территориального и административно-территориального становления государства" Причем, получают нехилые бабки из бюджета. Типичные клопы-пиявки. Вот я хочу спросить у вас- согласны ли вы из своих налогов оплачивать деятельность таких паразитов?



0

  • Изображение
  • Участник
  • 15 | 01.06.2012, 10:42 | Автор: Николай
    Публикации: 0 | Комментарии: 2476 | Рейтинг: +24,4
..из очень длинной статьи Халиль Барлыбаев, доктор экономических наук, доктор филосовских наук, РБ21 я сделал только один вывод
"..Кто не любит башкирский язык- тот просто не умеет его готовить"



0

  • Изображение
  • Гость
  • 16 | 01.06.2012, 10:45 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
ВСЕ ЛОГИЧНО!
Своим опусом доктор околовсяческих наук ставит башкир в один ряд с африканскими племенами,прыгнувших из каменного века в 20-ый.Теперь такие "государства" развязали войны,доказывая друг другу свое исключительное право навязывать оппонентам превосходство своих аргументов.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 17 | 01.06.2012, 10:49 | Автор: юнг
    Публикации: 234 | Комментарии: 27238 | Рейтинг: +5306,7
Предлагаю дополнить УК РФ следующей статьёй:
Особенная часть
Раздел VIIa
Преступления против изображений начальника
Ст. 111 "прим"
Причинение тяжких или средних повреждений портрету
начальника.
Карается штрафом до 1500000 руб. или принудительным помещением в психбольницу на один год, или принудительными работами на два года на предприятии, изготавливающем портреты этого начальника. А также необходимостью загладить причинённый вред путём покупки нового портрета взамен испo-pченного или уничтоженного.
те же деяния, совершенные:
а) на митинге или пикете
б) демонстративно, с особой жестокостью, из хулиганских побуждений, общественно опасным методом (открытый огонь), с применением технических средств (вызывающих чихание или слюнотечение),
в) общеопасным способом (огонь из оружия, наезд автомобиля)
г) по найму
д) с целью использования частей изображения для сопротивления работнику полиции
карается принудительным помещением в психбольницу на два года и штрафом 3000000 руб.
Ст. 115 "прим"
Умышленное причинение лёгкого вреда изображению начальника
Карается штрафом 100000 руб. и обязанностью загладить причинённый вред. А также постановкой на учёт в психдиспансер.
Ст. 116 "прим" Побои
Умышленное нанесение побоев изображению начальника
Карается штрафом 50000 руб. и обязанностью загладить причинённый вред. А также вынесением предупреждения о постановке на учёт в психдиспансере.
Постановка на учёт в психдиспансере является основанием для лишения такого лица актов специального права, которыми он владеет (права управления транспортными средствами и прочими машинами).



0

  • Изображение
  • Гость
  • 18 | 01.06.2012, 10:52 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
# 14 | Автор: юнг | Сейчас на сайте
01.06.2012, 10:36 | Публикации: 0 | Комментарии: 1624 | Рейтинг: +177,2
Это еще только начало. А вот в Уфе быстренько состряпали НИИ политической регионалистики и этнополитики.Возглавляет доктор политических наук В.В.Гайдук. Клепают каждый месяц различные книжонки типа " Общетеоретические аспекты исследования ведущих тенденций национально-территориального и административно-территориального становления государства" Причем, получают нехилые бабки из бюджета. Типичные клопы-пиявки. Вот я хочу спросить у вас- согласны ли вы из своих налогов оплачивать деятельность таких паразитов?
--------------------------------------
Да ты просто о.х..ре.невший типок.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 19 | 01.06.2012, 11:13 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Нет, я все больше и больше убеждаюсь, что в республике, по крайней мере, в ТАКОЙ республике, жить не хочу.
........................
Лина, пусть живут те кто хотят.!



0

  • Изображение
  • Гость
  • 20 | 01.06.2012, 11:22 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
Вот это бредятина! А УЖ-то умело подкидывает дровишек в разжигание. Так бы эту статейку кроме титульных и не увидел никто. А так *** вскипит, народ заволнуется. Весело.



0