
1. БАЗА. НА ТРЕНИРОВКИ – НА ВЕЛОСИПЕДЕ, НА МАТЧИ – НА САМОЛЕТЕ
Помню убежденное лицо президента РФС Сергея Фурсенко семь месяцев назад. Какое-то время назад завершилась жеребьевка Евро-2012, которая отправила нас в варшавскую группу, однако руководитель нашего футбола уверенно говорил о том, что жить в Киеве лучше, выгоднее и вообще естественнее для русского человека. То же самое, как ни странно, повторял и Дик Адвокат.
В итоге через несколько дней сценарий все-таки переиграли в пользу Варшавы. Однако выбирать пришлось из того, что осталось, – а к тому времени 12 сборных из остальных 15 уже объявили, что будут базироваться в Польше. Выбор, по сути, был ограничен донельзя. Стоит ли удивляться, что лучшим вариантом стали отель «Бристоль» в самом шумном месте столицы и поле в Сулеювеке, до которого добираться полчаса на автобусе?
Немцы выбрали свою базу в октябре. Даже не зная результатов жеребьевки. По словам Йоахима Лева, выбор в пользу Гданьска был сделан из-за отличных погодных условий на севере Польши. Думаю, бундестренер слегка слукавил. Да, Гданьск – место почти курортное. Но за то время, что я нахожусь в Гданьске, дожди тут идут каждый день, и лишь от одной мысли о возможности купаться в море мгновенно идут мурашки.
Нет, немцы выбрали базу в Гданьске по совершенно иным причинам. По словам коллег из Германии, им требовалось: а) спокойствие, б) тренировочное поле под рукой, в) поселиться в Польше. Сразу поясню третий пункт: менеджер сборной Оливер Бирхофф хоть и заезжал на Украину, всерьез тамошние варианты не рассматривал. Как говорят, по политическим причинам: Германия исторически близка к Польше. В общем, немцы выбрали Гданьск, решив, что ничего страшного в том, чтобы летать в Харьков и Львов на самолете, нет.
Отель под названием «Двор Оливска», построенный, как гласят указатели, аж в 1611 году, расположен практически в сельской местности. По соседству зоопарк и конный двор, откуда при сильном ветре доносятся непривычные городскому носу запахи. Но главное – до тренировочного поля всего четыре минуты на велосипеде, которых в распоряжение бундестим поступило аж 30 штук. На месте поля, кстати, еще зимой был пустырь. Зато сейчас там есть не только отличный газон с дренажной системой, но и даже небольшая трибуна, на которой работают журналисты.
Все 70 номеров «Двора Оливски» отданы в распоряжение немецкой делегации, хотя она и состоит всего из 65 человек.
2. ПОДГОТОВКА К ЕВРО НА СБОРЫ – 29 ДНЕЙ
Команда Йоахима Лева собралась на первый недельный сбор, прошедший на Сардинии, аж 11 мая. Правда, в нем не участвовали восемь игроков «Баварии», которые готовились к финалу Лиги чемпионов и присоединились к команде лишь 26‑го числа – уже на втором сборе, под Каннами. В итоге мюнхенцы были лишены «удовольствия» вкалывать до седьмого пота на двухразовых тренировках в Италии – именно эта часть сборов была посвящена закладке физических кондиций. Более того, баварцы не успели и на товарищеский матч против Швейцарии 26 мая, который бундестим на фоне нагрузок с треском проиграла 3:5. Зато на следующий день Нойер, Лам, Мюллер и компания с удовольствием сходили с командой на гонку «Формулы-1» в Монако.
Второй и последний товарищеский матч – уже не в Базеле, а дома, в Лейпциге, и с помощью игроков «Баварии» немцы уверенно выиграли у Израиля 2:0.
Как говорят немецкие журналисты, работе над стандартами было посвящено не так уж много времени. Возможно, потому, что в основном составе Лев использует семь игроков «Баварии».
Всего на подготовку тренерский штаб бундестим отвел 29 дней, если считать время до первого матча на турнире. Вдобавок, кроме пяти дней отдыха после завершения первенства бундеслиги (с 6 по 10 мая), игроки сборной Германии получали выходные всего трижды – после первого сбора на Сардинии и после каждого из товарищеских матчей. И никто, кстати, еще не жаловался на усталость после долгого сезона и жесткий график тренировок...
3. РЕЖИМ. СИГАРЕТЫ, ВЫПИВКА, ЖЕНЩИНЫ...
Уже перед началом турнира Йоахима Лева можно было назвать его самым либеральным тренером – игрокам не возбранялось встречаться с женами, курить и даже употреблять вино и пиво. Однако еще до первого удара по мячу Лев показал, что во всем нужно знать меру: Джером Боатенг, который при живой жене накануне вылета был застукан папарацци с девушкой из «шоугерлз», получил серьезный выговор и чуть не лишился места в стартовом составе команды.
Единственный любитель покурить в команде – Тим Визе – тоже получил наказ: поменьше болтать с журналистами. Лев вообще ограничил общение футболистов с внешним миром: твиттер и фейсбук почти под запретом. Разрешено писать только о погоде, фильмах и тому подобных вещах. Вот что, например, поведал миру после приезда в Гданьск Томас Мюллер: «Всем привет! Долетели. Заселились. Условия прекрасные». Сейчас все лишь гадают: откуда журналисты раньше времени разнюхали, что Лев против греков выпустит Ройса, Шюррле и Клозе? Уж не Визе ли виноват?
Что касается любимых женщин футболистов, то их в Гданьск прилетело восемь. Поселились они все вместе в отеле неподалеку и, когда у мужей есть время, с удовольствием с ними видятся. Правда, на встречи накануне матча и в день игры наложено табу. В 23 часа футболисты должны быть в своих номерах.
А если говорить о тренировочном процессе, то до турнира Лев практиковал две тренировки в день, сейчас – одну, а единственный на турнире выходной игроки получили вчера. И потратили его, как ни странно, на велосипедную прогулку по лесу.
4. ПРЕМИАЛЬНЫЕ. ЗА ВЫСТУПЛЕНИЕ В ГРУППЕ НАШИ ЗАРАБОТАЛИ БОЛЬШЕ НЕМЦЕВ?
Как вы думаете, стоит ли поощрять повара, если вместо полноценного супа он принес вам лишь вскипяченную воду? Или журналиста, если вместо полосного материала он написал два абзаца? Мне кажется, вы согласитесь: нет. Наши сборники между тем успешно договорились с РФС о поощрениях за локальные достижения на групповом этапе Евро: как говорят, 40 тысяч евро за победу, 15 – за ничью.
По итогам своего «блестящего» выступления, получается, наши заработали 55 тысяч в европейской валюте. И это, как ни странно звучит, больше, чем сборная Германии, не потерявшая в «группе смерти» ни одного очка. Немцам полагалось 50 тысяч евро за выход из группы (заметьте – за выход!), 100 тысяч – за победу в четвертьфинале, 150 – за успех в полуфинале и 300 – в случае золотых медалей.
Но самое главное – сообщение о том, что капитан команды Филип Лам и руководство Немецкого футбольного союза решили все финансовые вопросы, появилось… 5 ноября 2011 года. Никто не тянул до последнего момента, и никто не скрывал суммы премиальных. Потому что стесняться нечего: деньги выплачиваются за достижение общего результата, а не за локальные 4:1, которые, как выяснилось, иногда не имеют никакого значения.
И еще нюанс: представить, что кто-то после победы вдруг закричит в раздевалке «Двойные!», как это случилось у нас в 2008‑м, невозможно. Как шутят немецкие коллеги, если такое случится, когда Ангела Меркель зайдет поздравить команду с победой, канцлер может упасть в обморок.
5. ЖУРНАЛИСТЫ. ПОЧТИ ГЕКТАР НА ПРЕСС-ЦЕНТР
Не посчастливилось работать на Евро со сборной России, но по рассказам коллег представляю обычную картину: тренировка заканчивается, игроки пробегают через импровизированную микст-зону, отделываясь «завтраками» или в лучшем случае шутками. Если кто-то остановился на три минуты – уже праздник.
Пресс-офицер сборной Германии Харальд Штенгер каждый день приводит в пресс-центр, который организовал рядом с отелем сборной Немецкий футбольный союз, как минимум одного, а то и двух или трех игроков.
– Часто мы сами определяем, кого хотим услышать в определенный день, – рассказал мне Ханс-Йоахим Цвингманн, который исполняет роль «главы» делегации немецких журналистов на Евро. – К примеру, после греков попросили привести Марко Ройса и Андреаса Шюррле, чей выход в основе для всех стал неожиданностью.
Общение после тренировок – тоже обязательный ритуал. И останавливаются ежедневно пять-десять игроков, а не один-два. Есть и необычные мероприятия – фотосессия на велосипедах или, например, приготовление ризотто в исполнении Томаса Мюллера.
Я уже не говорю о том, что в пресс-центре, который занимает почти целый гектар, созданы все условия для труда: рабочие столики, Интернет, всевозможные справочники, зал для пресс-конференций, кафе…
У нас ничего этого не было. Ни пресс-центра, ни столиков (народ сидел либо на бетонных трибунах арены в Сулеювеке, либо на пластмассовых сиденьях), ни Интернета (WI-FI поляки отрубали через полчаса-час после отъезда сборной)…
6. БОЛЕЛЬЩИКИ. БУНДЕСДЕПУТАТАМ ДОСТУПА НЕТ!
В лагере немецкой сборной – ЧП. К Бастиану Швайнштайгеру подошел подвыпивший немецкий болельщик и начал пенять за плохую игру в матче с Грецией (Швайни и в самом деле пока, очевидно, не в форме). Одним из лидеров бундестим, понятное дело, возмутился и на повышенных тонах объяснил любителю футбола, что промахи игроков немецкой сборной – это не его проблемы, а проблемы болельщиков. Драку едва сумели предотвратить, но видео конфликта тут же появилось в Интернете.
Вы можете себе такое представить? Я – нет. И не потому, что у представителей требовательного немецкого народа нет оснований выражать недовольство выступлениями команды Лева. Просто доступ для болельщиков в отель сборной закрыт. Будь ты даже народным бундесдепутатом.
Немецкая команда сейчас отрезана от простых болельщиков. Была после приезда в Гданьск открытая тренировка на поле местной «Лехии», собравшая 1000 человек. Есть и сейчас люди, которые приходят к тренировочному полю и с расстояния в двадцать метров смотрят на глухой забор, внимательно прислушиваясь к стуку мячей. После тренировки иногда их подпускают к игрокам на пару минут для автограф-сессии. Но и все. Попасть внутрь отеля невозможно. За этим строго следят пять немецких и три десятка польских полицейских.
Однако никто по этому поводу не переживает. Потому что во главе угла у немцев стоит дело, направленное на достижение вполне конкретного (и реального) результата, а не выяснение, кто кому и чего должен. Это-то как раз все понимают без лишних слов.
Советский Спорт
Оригинал публикации
Немецкий порядок. Футбол
Раздел: Новости | Просмотры: 39953 | Комментарии: 11