Рейтинг публикаций пользователей
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Заделался хакером? ...

Места у власти должны занимать умные и талантливые люди, иначе ничего хорошего ...
  3.12.2016   56   6

Башкирские яблочники ...

Конституция РФ на бумаге декларирует демократическое, правовое, социальное, ...
  3.12.2016   35   4

Учителя сошли с ума: ...

Младшеклассников в Оренбурге учительница заставила писать письма своим отцам на ...
  3.12.2016   51   6

Борьба с прогрессом: ...

Россия и Китай активно сотрудничают в области контроля над интернетом. Россия ...
  3.12.2016   41   8

«Особая ответственность» ...

В день 15-летия «Единой России» президент России Владимир Путин говорил об ...
  3.12.2016   45   4

Стыд и позор: Башкирские ...

Такого стыда за республику я давно не испытывала. Но Едросы, представляющие в ...
  2.12.2016   5636   40

Хамитов: Башкирия не ...

Глава РБ Рустэм Хамитов сообщил «Интерфаксу», что Башкирия не воспользуется ...
  2.12.2016   996   29

Уфимская мэрия ...

Сразу два крупных провала образовалось на уфимских улицах. Фотографию первого ...
  2.12.2016   746   28

Достоин уважения: ...

Роскомнадзор подал на компанию в суд, однако проиг-paл из-за недоказанности ...
  2.12.2016   715   11

Устал, но только вперед ...

Президент РФ Владимир Путин 1 декабря обратился к Федеральному собранию с ...
  2.12.2016   1413   28

Темы и персоны
Архив публикаций
Декабрь 2016 (17)
Ноябрь 2016 (164)
Октябрь 2016 (183)
Сентябрь 2016 (173)
Август 2016 (153)
Июль 2016 (156)
Читаемое за неделю
Читаемое за месяц

Революция в России и церковь

  • Опубликовано: Егерь | 16.07.2012
    Раздел: История | Просмотры: 3092 | Комментарии: 12
0


Увы, Русская православная церковь отнюдь не уникальна в своем отторжении принципов демократии, прав человека, в неудержимом стремлении к симфоническому слиянию с властью. Ни одна из православных церквей Восточной Европы также никогда не иг-paла сколько-нибудь заметной демократизирующей или гражданской роли в своей стране.

Революция в России и церковь


В этом – особость не русского православия, а православных церквей вообще, резко отличающая их от католических и протестантских церквей, которые оказали сильнейшее влияние на демократизацию тех стран Балтики, где не были почти полностью уничтожены Советами. Не менее заметной была роль этих церквей и вне региона. Так, участие римского католичества в демократических транзитах 1974–1990-х годов (на Филиппинах, в Чили, Бразилии, Гватемале, Малави, Испании) оказалось столь велико, что политолог Самюэль Хантингтон назвал этот период «преимущественно католической демократической волной».

Но и римско-католическая церковь далеко не всегда была флагманом демократизации, и до Второй мировой войны вполне благополучно уживалась с авторитарными режимами. Однако в 1960-х годах Второй Ватиканский собор внес в ее социальную доктрину серьезные изменения, акцентировав необходимость активной роли церкви в демократизации и социально-политическом развитии католических стран. В последовавшей волне латиноамериканских и восточноевропейских демократизаций огромную роль сыграли католическое духовенство и идейно-политическая доктрина теологии освобождения.

Один из ярчайших примеров в этом ряду – это, безусловно, Польша, где католическая церковь стала настоящим символом свободы. Исторически, на фоне драматической польской истории полной непрерывных вражеских захватов, католическая церковь поддерживала польское сопротивление и была хранителем всего «истинно польского»: культуры, аутентичных традиций, патриотизма и языка. Фактически, польская нация формировалась вокруг церкви. Коммунисты, захватив власть, столкнулись с церковным сопротивлением, дополнительно закаленным в период фашистского завоевания.

В дальнейшем церковь сыграла огромную роль в популяризации «Солидарности» среди самых разных социальных слоев, апеллируя на языке символов (Черная Мадонна, страдающий Христос) к повседневному опыту поляков. Поскольку уже сам факт посещения католической церкви превратился в Польше в незапрещенную форму протеста против советской власти, воцерковленные и невоцерковленные активисты и интеллектуалы собирались в церквях по всей стране. Став символом свободы, польская церковь утвердила себя единственным по сути легитимным институтом власти.

В Литве, республике с преимущественно католическим населением, католическая церковь также сыграла огромную роль в сопротивлении коммунистам, оказывая активную помощь диссидентским движениям по польскому образцу. Одним из символов литовского сопротивления стала Гора Крестов (около города Шяуляй) – холм, на котором установлено порядка пятидесяти тысяч литовских крестов. Советская власть 4 раза сносила кресты бульдозерами, но кресты появлялись там вновь. Папа Иоанн Павел II во время своей поездки в Литву специально посещал Гору Крестов в знак поддержки сопротивления коммунистическим властям. Интересно, что Гора Крестов была символом литовского сопротивления и в царский период – оппозиционная установка крестов также запрещалась русскими православными царями в XIX веке, что косвенно свидетельствует о вековой преемственности русского империализма.

Эти примеры ярко контрастируют с до боли узнаваемой государственнической позицией Румынской православной церкви. Исторически Румынская православная церковь была сильно аффилирована с государственной властью, что существенно облегчило старания коммунистических властей взять ее под свой контроль. Альянс с советской властью усилил общественные позиции церкви, и позволил ей разгромить конкурирующие религиозные течения. Так, в 1948 году румынская церковь смогла полностью поглотить греко-католиков, параллельно присвоив все их имущество и приходы. В ответ на оказанные услуги, румынская церковь сохраняла лояльность коммунистам (хотя и страдала от преследования религии советскими властями).

В Румынии традиционно отсутствовали традиции гражданского непови-нoвения польского и литовского образца, а небольшие религиозные диссидентские группы, представленные преимущественно евангелистами, возникли лишь в самом конце СССР, когда демократическое движение окончательно распространилось по всей Восточной Европе. Однако завидное упорство церкви в сохранении верности режиму продолжалось и в период правления Чаушеску. Патриарх Теоктист поддерживал Чаушеску буквально до самого конца и даже выразил последнему свои поздравления, когда режим уничтожил сотню протестующих в Тимишоара. Лишь за один день до казни Чаушеску, 24 декабря 1989, вслед за приходом к власти нового правительства, Патриарх заклеймил его, как «Ирода-чадоубийцу».

Болгарская православная церковь сходным образом сотрудничала с советской властью вплоть до распада СССР в обмен на полное подчинение государству, в то время как сопротивлявшиеся коммунистам болгарские католики и протестанты подвергались преследованиям и лишились многих юридических прав. По свежим данным Болгарской госкомиссии, 11 из 14 митрополитов Болгарской церкви сотрудничали с органами госбезопасности в коммунистический период. Не уличенными в связях с КГБ оказались только один болгарский патриарх и трое из митрополитов.

В Югославии ситуация усложнялась вопросами взаимоотношений регионов с метрополией. Хорватские, боснийские и словенские католики активно поддерживали отделение своих стран от Сербии, и необходимые для этого демократизацию и создание многопартийности в регионе. (В Боснии и Герцеговине по этому вопросу был даже достигнут консенсус между католиками и мусульманами.) Напротив, активно сотрудничавшая с коммунистическими властями Сербская православная церковь объявила себя в социалистический период единственной защитницей истинной имперской «сербскости», позднее активно поддержав великодержавные амбиции Милошевича, и военные способы решения конфликта с непокорными регионами.

Различия православия и католичества в отношениях с советским режимом связаны, прежде всего, с их институциональной организацией. Автокефальность православия и византийские традиции подчинения светскому правителю (по контрасту с независимым наднациональным стa-тусом римского католичества) превратили восточнохристианские церкви в государственные конторы, препятствуя формированию в них ми-нимально независимой от государства позиции. Церковь в православных странах мутировала из общественного в государственный институт. «Будь в России начала ХХ в. четкое разделение между Церковью и царской властью, – писал историк Д.Поспеловский, – еще «неизвестно, произошла бы революция в 1917 году». Политолог Альфред Степан иллюстрирует зависимость православных автокефалий от власти следующим ярким примером. В Греции, вслед за установлением военных хунт в 1967 и 1973 годах, новым властям каждый раз удавалось в течение пары месяцев заменить главу Греческой православной церкви на более лояльную фигуру. Не удивительно поэтому, что о сопротивлении Греческой православной церкви диктa-турам 1967–75 гг. ничего не известно.

«Симфоническое единство» церкви и государства в православных странах привело к идеологической монополии православия на высшую истину. По сути, в этих обществах отсутствовали традиции равноправного сосуществования различных религий, уважения к чужому мировоззрению, навыки диалога и терпимости. В этом смысле коммунизм не принес ничего нового в православные страны, заменив одну догму на другую (и отчасти поэтому так легко прижился в них). Характерно, что и сегодня православные страны лидируют по числу обращений в Европейский суд по правам человека в связи с диспропорционально высоким количеством случаев ущемления прав религиозных меньшинств.

Традиционная подчиненность православия светской власти помогла Сталину взять православные церкви региона под контроль. В конце мировой войны он создал альянс православных церквей во главе с РПЦ с амбициозной задачей: через борьбу с Ватиканом возглавить всемирное христианство и осуществлять влияние на большую часть человечества. С этой целью РСФСР с 1947 г. направляла в патриархаты существенные денежные средства, ведя с ними активные переговоры и перекраивая церковно-государственные отношения на свой лад. Однако в случае с католичеством a-нaлогичные по-пыт-ки провалились: изолировать местных католиков региона от Ватикана в большинстве случаев не удавалось, и последние остались относительно независимыми от советской власти. Именно активное сотрудничество православных церквей региона с режимом, во многом объясняет то, что ни в одной из этих стран до конца 1980-х годов так и не возникло влиятельного антисоветского движения. Напротив, в католических и протестантских странах региона антисоветские волнения возникали неоднократно: в ГДР в 1953 году, Польше и Венгрии – в 1956 году, в Чехословакии – в 1968 году, и опять в Польше в 1980 г.

Увы, изученный опыт стран региона не внушает оптимизма касательно роли РПЦ в будущей демократизации России. Судя по недавнему опыту Грузии, православная церковь которой стала одним из главных противников прогрессивных реформ в стране, либерализация в России будет происходить без помощи РПЦ, а, вероятнее всего, и вопреки РПЦ.

Мария Снеговая, slon.ru
Оригинал публикации




Связанные темы и персоны


Другие публикации по теме

  • Изображение
  • Эксперт
  • 1 | 16.07.2012, 08:35 | Автор: разница
    Публикации: 35 | Комментарии: 5419 | Рейтинг: +1934,5
вождям- нужны шa-мaны!. противовес-не нужен .Вертикаль без растяжек? ну-ну...



0

  • Изображение
  • Гость
  • 2 | 16.07.2012, 09:59 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
В данный момент главное для РПЦ ,как я понимаю,бизнес.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 3 | 16.07.2012, 10:50 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
РПЦ всегда была политической ***кой в руках царей и коммунистов. Придут фашисты - РПЦ и их поддержит против своего народа.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 4 | 16.07.2012, 11:19 | Автор: Nemo
    Публикации: 43 | Комментарии: 4357 | Рейтинг: -766,8
Службу со службой у ......путают



0

  • Изображение
  • Участник
  • 5 | 16.07.2012, 11:22 | Автор: demakrat
    Публикации: 39 | Комментарии: 1974 | Рейтинг: +451
Подражание Бродскому

В деревне Бог живет не по углам…
И. Бродский, 1964

В России Бог живет не по углам, как думают агенты чуждых станов.

Тут взорванный восстановили храм, тут Бога защищает Залдостанов —

Крутой Хирург, глава «Ночных волков», чья гордая эмблема — хищник серый,

А пиетет пред Путиным таков, что, кажется, уже граничит с верой.

Патриотичным кажется ему — советского консорциума сыну —

Устроить лагерь байкерский в Крыму, чтоб возвратить России Украину.

Нет, я не против. Я и сам могу советского напомнить человека:

Пишу как раз на крымском берегу, под шум прибоя и детей Артека:

У них тут по субботам дискотека. Сюда и Путин прибыл в эти дни

(А то в России, правда, как-то тускло). Встречались с Януковичем они,

Подробно обговаривалась Тузла, — но миновать Хирурга он не мог.

Они друзья. Они общались кратко. Главе вручили куртку «С нами Бог»,

И в этом есть какая-то загадка.

Меня уже не трогает вопрос, что общего у Путина с Хирургом:

Обидчивость и поиски угроз, пристрастие к молебнам и хоругвям,

Решенье государственных задач (поистине, Хирург вождю советчик) —

И думаю, что он такой же врач, как ВВП — прославленный разведчик.

(Прошу волков меня не загрызать, тут оскорбленья нет, они ошиблись:

Я именно как раз хочу сказать, что он прекрасный врач, а Путин — Штирлиц).

Их выбор обоюден и глубок: спасибо хоть, еще не дружит с Хеллом!

Какой бы был пиар, какой предлог, назло врагам, от стpa-xа помертвелым,

Вдвоем заняться взломом между делом… Я о другом. О том, при чем тут Бог.

Ни обкурившись, ни упившись в хлам, я не могу понять такого Бога.

Его склоняют по таким углам, куда и черту лазить — чести много.

За Бога тут нацист, «нашист», масон, специалист по чарам и по чакрам,

Михайлов Стас и радио «Шансон», весь криминал и — страшно молвить — Чаплин,

Носители таких кромешных пург, что прихожане в стpa-xе обмирают.

Такому Богу нравится Хирург. Ему приносят в жертву Pussy Riot.

Он любит дураков, а к умным строг. Он к милосердью вовсе не пригоден.

Я не хочу кощунства: это Бог, но, вероятно, Велес или Один,

А может, Марс, античный бог войны, а может быть, иной давнишний идол,

Которому с рожденья все должны, хотя никто в глаза его не видел.

Он хочет жертв. Он любит ратный строй. Он требует смириться и ужаться.

Внутри он исключительно пустой, но выглядит загадочно ужасно.

Мы все пред ним не стоим ничего, он скучный бог кочевников и ханов —

Воинственное с понтом божество, какому служат Дугин и Проханов.

Он кулаки от ярости грызет, он сам себя сжирает понемногу —

И раз его друзьям пока везет, он с ними, да. Не с нами же, ей-Богу.

Наш Бог не так везуч, не так хитер. Ему милее байкера, без спору,

Крадущийся по Крымску волонтер, приравненный сегодня к мародеру.

Кощунниц он наказывает сам. Он сходит к тем, что Бога не искали.

Он не заходит в тот бетонный храм, где молятся бетонной вертикали.

Возможность же все это наблюдать, как человеку в мире бестиарном, —

Единственная, в общем, благодать, доступная в России христианам.

(Д. Быков)



0

  • Изображение
  • Участник
  • 6 | 16.07.2012, 11:48 | Автор: Николай
    Публикации: 0 | Комментарии: 2476 | Рейтинг: +24,4
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
Увы, изученный опыт стран региона не внушает оптимизма касательно роли РПЦ в будущей демократизации России. Судя по недавнему опыту Грузии, православная церковь которой стала одним из главных противников прогрессивных реформ в стране, либерализация в России будет происходить без помощи РПЦ, а, вероятнее всего, и вопреки РПЦ.
------------------
..хотелось бы уточнить что автор имеет ввиду когда говорит о "прогрессивных реформах" в стране. в которой идет сплошная регрессия..
..привлекать к либерализации одновременно гос.деп и РПЦ на стройку либеральной России как то даже противоестественно самой природе вещей..
..В России на сегодняшний момент существует две РПЦ..одна коммерческая организация во главе с гундяевым в Москве ( плюс несколько филиалов по Росии) и христианская церковь за пределами МКАД..название одно, а церкви разные..



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 7 | 16.07.2012, 11:54 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 209 | Комментарии: 33127 | Рейтинг: +6182,8
"...В этом – особость не русского православия, а православных церквей вообще, резко отличающая их от католических и протестантских церквей, которые оказали сильнейшее влияние на демократизацию тех стран Балтики, где не были почти полностью уничтожены Советами..."
==========================
ЭтА cмo-тpя как cмo-тpеть.

Католики строили социализм каких то 40 годов. За это время их настоящие ксёндзы сами ещё померли-то не все. Истрe-бл-ять население нквд к тому времни стало уже чуть меньше. Поэтому новых своих служителей католического культа нквд массово так и не внедрило.

Истинные, настоящие служители православия в России - все приняли мученическую смерть от рук нквд на заре социализма.

На освободившиеся места были внедрены oп-epативные работники, которые и по сей день ещё могут организовать какую-нибудь спекуляцию, но с Богом у них ничего общего не было и нет.

Таким образом народ остался один и без всякой духовной поддержки и идеи. Всё выплескивается на улицы без конкретных целей и задач. Проходимцы и засланцы, типа, руководят возмущенными массами, пополняя каталажки новыми хулиганами.

Вот и вся вяло текущая революционная борьба.



0

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 8 | 16.07.2012, 14:36 | Автор: Harrison
    Публикации: 46 | Комментарии: 8544 | Рейтинг: -1211,9
Жаль , конечно , что так . Я люблю православие . Не фанатик , но при виде сверкающих на солнце куполов что-то поднимается в душе , и подкатывает к горлу . А Польша - был я там , действительно , перед каждым домом скульптура Христа или Богоматери . Очень сильная церковь у них . Даст Бог , и наша отмоется .



0

  • Изображение
  • Участник
  • 9 | 16.07.2012, 14:58 | Автор: Зулия
    Публикации: 27 | Комментарии: 24144 | Рейтинг: -533,2
http://trojmiasto.gazeta.pl/trojmiasto/51,35636,12128651.htm
l?i=2
Пa-мятник Папе Римскому Иоанну Павлу II и Рональду Рейгану открыли в Польше
14 июля в одном из парков Гданьска на севере Польши был открыт пa-мятник Папе Римскому Иоанну Павлу II и президенту США Рональду Рейгану

Бронзовая композиция основана на фотографии агентства Associated Press 1987 года, которая запечатлела понтифика и политика за беседой во время прогулки в Майами, штат Флорида. То была вторая встреча Иоанна Павла II и Рейгана, первая состоялась за пять лет до этого в Ватикане.

Пa-мятник представляет собой две фигуры высотой более двух метров, которые как будто идут по парковой дорожке. Средства на пa-мятник собирала местная ассоциация "Достоинство", отмечает издание.

На открытии скульптуры присутствовали несколько сотен человек, в том числе ветераны польского движения "Солидарность", добавляет агентство Associated Press. Вступающие отмечали вклад американского президента и Папы Римского в укрепление принципов демократии и уважения прав человека в Польше в конце 1980-х годов.

Иоанн Павел II был предстоятелем Римской католической церкви с 1978 года до своей кончины в 2005 году. Рейган стал 40-м президентом США в 1981-м году и оставался на этом посту два четырехлетних срока. Политик и бывший актер скончался в 2004 году
----------------------------------
В Россию же папу Римского даже не впустили. Которого уважал весь мир.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 10 | 16.07.2012, 15:11 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 209 | Комментарии: 33127 | Рейтинг: +6182,8
# 9 | Автор: Зулия
"...В Россию же папу Римского даже не впустили. Которого уважал весь мир..."
================
Этот папа предлагал РПЦ принять от католиков прощение за предыдущее и жить всем вместе, как братьям во Христе.

Дык, наш отказался от такого предложения. Видать грехи не пустили.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 11 | 16.07.2012, 16:30 | Автор: Зулия
    Публикации: 27 | Комментарии: 24144 | Рейтинг: -533,2
http://demorthodox.narod.ru/statji/vstreca.html
ИОАНН-ПАВЕЛ II И РОССИЯ:
СОСТОЯЛАСЬ ЛИ ВСТРЕЧА ?

Закончились 27 лет понтификата Иоанна-Павла II.
… И десятки миллионов свечей зажглись на окнах в этот субботний вечер по всему миру. И загудели колокола тысяч церквей. И множество людей не смежили глаз в эту ночь, плача и молясь за упокой нового праведника и заступника.
Но православной России не коснулась эта вселенская скорбь Церкви Сестры. Ни полслова не было сказано с амвонов о кончине Папы на воскресной литургии Крестопоклонной недели. Послание Патриарха было как всегда глубоким и проникновенным, но это было официальное, протокольное послание, также как и роспись митрополита Ювеналия от имени Синода в книге скорби, выставленной в посольстве Государства Ватикан в Москве. Народ узнал о смерти Папы не в церкви, но из телевизора и радио.
В светских СМИ о Папе вспоминали в эти дни постоянно. В светских СМИ, но не в церковной жизни. А жаль
Все годы своего долгого понтификата Папа стремился в Россию. Желал облобызать ее землю, припасть к ее святыням. Он объехал почти все страны мира, но в Россию его так и не пустили
Но президент СССР и президенты РФ, столь бесцеремонные в отношениях своих с народом, подчинились тут ясно выраженной воле Патриарха и Синода, не желавших видеть Папу на своей канонической территории. Но почему Патриарх и Синод не желали видеть Папу своим гостем и гостем России?
А Иоанн-Павел II, неcмo-тpя на несколько грубых отказов, жаждал этой встречи с Россией буквально с юношеской страстностью, и, когда стало ясно, что физический его приезд в Россию уже невозможен и по собственным всё возрастающим немощам, и по непреклонной позиции Русской Православной Церкви, он послал себя в бесценном и священнейшем даре, от которого Русская Церковь просто не могла отказаться. Папа вернул нашей Церкви древний Казанский образ Божией Матери, который был его молельной ик-oной,
…образ этот, уже почитавшийся по всему Русскому Зарубежью как величайшая, чудом сохранившаяся святыня, был за баснословные деньги выкуплен Центром католической русской церкви Святой Девы Марии Фатимской у частного английского коллекционера
… как последний дар любви, посылает он Казанский образ на праздник Успения 2004 г. в Россию, и в Успенском соборе Кремля после литургии папские легаты вручают ик-oну Патриарху Алексию. Но и тут, в ответ на пламенную речь кардинала Каспера, прозвучали сдержанные, даже холодные протокольные слова благодарности и надежды на улучшение отношений между двумя церквями. Не более того.
Чем же объяснить это непреклонное стремление в Россию Папы Иоанна-Павла II и столь же непреклонный отказ Русской Церкви принять его? Формальные причины отказов хорошо известны и, надо честно сказать, мало серьёзны. Причин две - прозелитизм, то есть переманивание православных в католическую веру, и нa-cильственное отобрание православных храмов униатами на Западной Украине.
Прозелитизм - безусловная фикция.
…переходы православных в католицизм единичны, во много раз чаще происходят переходы в новые протестантские объединения и секты, но тут уж вины Папы нет никакой. Переход православных в католицизм вполне уравновешивается переходом католиков в православие в странах Запада, и этот переход не вызывает возмущения ни у Папы, ни у Патриарха. Свободный выбор свободным человеком своих отношений с Богом - его суверенное право
Во-вторых, никто ведь в католическом мире не возмущается фактом существования епископий православной Церкви, в том числе и Русской, во Франции и Германии, Италии и Австрии, Латинской Америке и Канаде, Великобритании и Ирландии, и целых автокефальных православных митрополий в католических по преимуществу Польше, Чехии и Словакии. Даже и в голову никому не приходит.
Что касается спора между православными и католиками в Галиции - то это давняя распря, где ви-нoваты обе стороны, использовавшие без колебаний, когда была возможность, государственный меч для утверждения своей власти. И беда в том, что последний раз меч этот был сталинским и держал его в руках НКВД.
. Именно из рук Сталина в 1946 г. приняла Православная Церковь собственность Церкви униатской на Украине. Приняла, не отказалась. А всех недовольных сомнительным этим даром - и униатов и православных - "органы" быстренько сгноили в лагерях или "ликвидировали" иным образом. "На Украине, в Румынии, в Чехословакии местные католические церкви византийского oб-pяда были нa-cильственно и вероломно объявлены несуществующими. Давление, переходившее в нa-cилие, применялось с целью заставить католиков примкнуть к православной Церкви", - объяснял Папа епископам Европы. И разве это неправда? Папа призывал решить разногласия в братском диалоге, тем более что оба "брата" претерпели лишения и гонения от безбожной советской власти. Но диалог не получился.
Достаточны ли эти основания для отказа принять Папу Русской Церковью? На мой взгляд - нет. Они совершенно недостаточны и причина отказа намного глубже. Быть может, она вовсе иррациональна или, напротив, опытно духовно сыскана священноначалием, которое не сочло почему-то нужным объяснить ее православному народу. А может быть за этим отказом - просто стpa-x перед крайними "ультра-православными" и готовыми ненавидеть всех и подозревать всех, кто не от них, в том числе и католиков и Папу?



0

  • Изображение
  • Участник
  • 12 | 16.07.2012, 16:31 | Автор: Зулия
    Публикации: 27 | Комментарии: 24144 | Рейтинг: -533,2
Но как бы то ни было, а Папу в Москву не пустили. А почему он так стремился в неё, почему до последних месяцев жизни мечтал о встрече с русским народом? Может быть, он хотел разом обратить всех в католицизм? Ясно, что нет. Папа побывал и в Грузии, и в Болгарии, и на Украине, и в Греции, и никаких массовых переходов из конфессии в конфессию не произошло. Так что суть стремления Папы в Россию не в распространении католицизма. Да, он, безусловно, желал ободрить и воодушевить русских католиков. Но только ли любовь к маленькой русской католической общине влекла Папу на "каноническую территорию" РПЦ? Желание Папы было столь горячим, столь твердым и неотменным, что за ним тоже есть некое иррациональное, а, на самом деле, сверхрациональное устремление. Но это свое духовное устремление Папа не скрывал, хотя и не объявлял о нём на всех углах. Для внимательного же наблюдателя мотивы Папы были прозрачны.
… Будущий Папа ненавидел и нацизм, и коммунизм и с коммунистическим богоборчеством боролся непримиримо... Нынешний рижский католический митрополит Иоанн вспоминал недавно, что в 1975 г. он встретил тогда еще архиепископа краковского Войтылу в Риме и тот его с подозрением в лице спросил "Не смирились ли вы случайно с коммунизмом?" "А это было время, когда все считали коммунизм утвердившемся навсегда" - резюмировал Рижский митрополит.
Кароль Войтыла страстно желал и духовного, и политического освобождения своей родины, порабощенной Советским Союзом.
…Он всячески поддерживал борьбу свободного профсоюза "Солидарность" и понуждал робеющих польских епископов не оставаться вне политики, но встать на защиту чести, свободы и достоинства людей и поддержать бастующих рабочих. "Сопротивляйтесь всему, что оскорбляет человеческое достоинство" - учил Папа. Следуя его примеру и призывам преобразился даже старый чешский кардинал Томашек, который на девятом десятке лет становился всё более непримиримым к коммунистическому режиму, утвердившемуся в Чехословакии. В конце 1980 г., когда оккупация Польши армиями стран Варшавского договора была более чем вероятна, Папа обращается с личным посланием к Брежневу, в котором предостерегает советского диктатора от шага, который приведет к "трагическим и непрeд-скaзуемым последствиям" и сравнивает возможную оккупацию Польши с советско-нацистской оккупацией сентября 1939 г.
Но непреклонный и жёсткий антикоммунизм Иоанна-Павла II был не антикоммунизмом политическим или националистическим, польским. Это был антикоммунизм мистический.
…Папа ясно сознавал духовную суть коммунизма как чистого, рафинированного сатанизма, растлевающего души соблазном и ложью и уводящего людей от Бога на пути ада и смерти. В русской революции он видел новое грехопадение христианской Европы, и православной, и католической, и протестантской её частей. То, что в 1978 году впервые с 1523 года (за четыре с полови-нoй века!) не итальянец был избран Папой и этим неитальянцем стал он, Кароль Войтыла, поляк из коммунистической Польши, не могло не вдохновлять его. Он ясно видел свою миссию - стать орудием Богородицы в освобождении мiра от государственного богоборчества коммунизма
…Но почему так стремился Папа в Россию? Почему он, самый, наверное, авторитетный человек в мiре, униженно просил позволить ему хотя бы на одну ночь остановиться в Казани по пути в Монголию, но и тут получил отказ от русского священноначалия. Быть может, он верил, что его припадание к русской земле поможет полному освобождению народов России от духовных цепей коммунизма, цепей которые сковывают ещё так много сердец и параноидально побуждают, чуть ли не каждого второго, даже и верующего, мечтать о новом Сталине? Быть может, он нёс в своем сердце русскому народу те слова и те молитвы, которые должны были привести к изменению ума, к метанойе, к покаянию - ко всему тому, что и Святейший Патриарх Алексий не устаёт именовать залогом национального возрождения? К чему гадать.
… Любовь преодолевает границы конфессий, и стены исповеданий не достигают небес. Встреча с Россией, которой так и не дали произойти на земле, свершилась на небесах.
Андрей Зубов



0