Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Сам уже в окопе, старый ...

Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
  29.03.2023   22864    3123

Зря карлик ползал на ...

Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
  21.03.2023   27045    73

Военный преступник. ...

Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
  17.03.2023   40276    69

Молодежь в гробу видала ...

Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
  16.03.2023   40673    32

Пыня пошутил над холопами ...

Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
  14.02.2023   23540    273

Борьба дерьма с мочой ...

Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
  12.02.2023   41199    22

Ублюдочный путинизм в ...

Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
  11.02.2023   20031    33

Фильм о преступлениях ...

В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
  15.01.2023   35278    252

Утилизация холопов, ...

Путин назвал положительной динамику военной спецоперации на Украине. Президент ...
  15.01.2023   32557    8

Подох этот, подохнет и ...

Сегодня, 11 января, так и не дожив до суда, скончался Муртаза Рахимов. Ему было ...
  12.01.2023   43592    80

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Март 2023 (4)
Февраль 2023 (3)
Январь 2023 (5)
Декабрь 2022 (4)
Ноябрь 2022 (3)
Октябрь 2022 (1)

Новый старый председатель Всемирного Курултая башкир

0



7 сентября 2012г. в Малом зале ДК «Нефтяник» состоялось очередное заседание исполкома МСОО «Всемирный Курултай башкир». На повестку дня было вынесено три, крайне болезненных и актуальных для развития башкирского народа, вопроса. Первый был связан с преподаванием башкирского языка в Республике Башкортостан, с работой министерства образования РБ. С докладом на эту тему выступил к.ф.н Ф.Саньяров. Он в целом достаточно объективно изложил ситуацию в этой сфере, подвергнув критике работу Минобразования и самого министра А.Гаязова. Последовавшие выступления, а это были учителя, директора башкирских школ, общественники отслеживающие ситуацию с преподаванием родного языка и др., также очень эмоционально выразили озабоченность общим состоянием дел. Что вполне объяснимо, поскольку проблема обучения на родном языке напрямую связана с национальной идентичностью, является законным требованием нерусских народов Российской Федерации на минимальные культурно-языковые права.

Новый старый председатель Всемирного Курултая башкир


Выступивший затем сам министр образования А.Гаязов постарался ответить (достаточно аргументировано) на критику деятельности своего ведомства, хотя было понятно, что дело не в нем, а в общей политике реформ системы образования, которая в целом идет в стране. В тоже время он признал недостаточной работу с общественными организациями, включая и Исполком ВКБ. Подобное давление на исполнительные органы власти республики вполне логично, оправданно поскольку специфика башкирских общественных организаций заключается в том, что они являются выразителями различных мнений, настроений, установок которые существуют в самом башкирском обществе. Получая постоянные сигналы социального недовольства «с мест», различных перекосов, как в случае с вопросом «о региональном компоненте», представители того же Исполкома Курултая лишь формулируют и озвучивают главные инвективы общественного сознания, по большому счету вынуждены оказывать давление на власть, поскольку в этом они видят свою основную функцию. Это очень любопытный социальный феномен аналогичный (но не идентичный) механизму «гражданского общества» стран Запада. Поэтому, кстати говоря, и власть, и силовые структуры ошибочно сужают проблему до, без того ангажированного, ВКБ. В реальности сделав «ручным» Курултай или даже закрыв его, нельзя будет мониторить ситуацию с «башкирским вопросом», не говоря уже о том, что контроль над ВКБ не есть контроль над процессами, которые идут сегодня в башкирском обществе. Другими словами легальные институциональные структуры, связанные с этничностью просто опасно демонтировать, или оказывать на них слишком большое давление, поскольку в итоге социальные и этнические противоречия начнут носить «закрытый», неконтролируемый характер.

Схожая ситуация сложилась с «официальными» исламскими структурами ПФО и Северного Кавказа, которые федеральная власть вынуждена поддерживать, поскольку в противном случае протестные силы будут автоматически перетекать к радикалам. То же самое и с «национальными движениями» республик РФ. Ведь самый легкий (а потому и опасный) путь в этом вопросе – просто закрыть ВКБ, Конгресс татар РТ, или чувашский «Канаш», но сила этничности такова, что при неправильной национальной политике она легко может выступить как мощный дезинтегрирующий актор. Как это произошло и в 1917 г., и при распаде СССР.

Данный вопрос имеет и глубокий политический подтекст. Национальные элиты республик – главные акторы регионального процесса. Их роль в управлении территориями и процессами, которые там протекают нельзя недооценивать. На примере резкой смены правящей элиты Башкирии летом 2010 г. видно, что сместить М.Рахимова и поставить человека со стороны оказалось достаточно просто. Однако найти Р.Хамитову общий язык с местной элитой (а значит и стабилизировать ситуацию в целом) пока не получается, поскольку, к примеру, нет элементарных коммуникативных связей с элитой, одной из площадок для которой и является ВКБ.

Но я далеко ушел от темы, поскольку эти противоречия носят системный характер и требуют отдельного рассмотрения.

Вторым вопросом повестки был отчет об автопробеге по местам боевой славы Башкирской 112-ой кавалерийской дивизии М.Шаймуратова. Докладчик В.Бадретдинов обстоятельно рассказал об основных этапах поездки и т.д. Для любителей поковыряться в финансовых делах ВКБ он специально сообщил, что деньги на это мероприятие выделены Благотворительным фондом «Урал». Как буквально сказал В.Бадретдинов «благодаря мудрой поддержке уважаемого первого президента М.Г.Рахимова!». Раньше было «благодаря мудрой политике…», а сегодня «благодаря мудрой поддержке». СССР канул в лету, а «совок» остался – философски подумал я.

Однако главным вопросом дня был третий пункт - об уходе с поста председателя Исполкома Всемирного курултая башкир М. Юсупова. Свое добровольное решение оставить пост он объяснил просто – невозможностью совмещать функции председателя ВКБ с депутатской деятельностью в ГосДуме РФ. Данное решение М.Юсупова было прогнозируемым, поскольку кресло председателя Исполкома он занял в результате неформального соглашения с Администрацией Р.Хамитова - место в ГосДуме от Башкирии взамен на финансовую и организационную поддержку ВКБ. Прагматично, но свои договоренности он честно выполнил.

Ответить с точностью, кто заменит М.Юсупова, было трудно. Вопрос заключал в себе определенную интригу, поскольку статус главы ВКБ при всех коллизиях последних лет все еще достаточно высок (к примеру, может использоваться как площадка для попадания в Охотный ряд).

Оппоненты заместителя председателя Исполкома Р.Азнабаева – одного из претендентов на этот пост – явно готовились к данному событию. Их аргументация в пользу выдвинутого ими кандидата И.Асылгужина строилась на том, что «Курултай должен поменять формат работы», «нужно молодым давать дорогу», «статус ВКБ в народе катастрофически подает» и т.д. Кто-то даже привел такой довод, сказав, что он (Асылгужин) молод, купается в реке и вообще ведет ЗОЖ. Намекая тем самым на преклонные годы Р.Азнабаева.

Помимо них были выдвинуты и другие кандидаты – бывший министр культуры Х.Ишмуратов и известный историк, ветеран и активист движения М.Кульшарипов. Однако оба взяли самоотвод в пользу Р.Азнабаева и И.Асылгужина соответственно.

Оппоненты Р.Азнабаева зная, что кандидатура последнего получила санкцию в Белом доме (о чем проговорился представитель саратовских башкир) и в его пользу задействован административный ресурс в форме «мягкого» давления на членов Исполкома, решили нейтрализовать это влияние следующим способом. Неожиданно к микрофону выскочил (хочется сказать «как черт из табакерки») известный уже своими статьями, обличающими местную власть в газете «Бонус» Рамиль Рахматов и прервав речь председательствующего М.Юсупова обиженно-дрожащим голосом напоминающим голос инженера-кустаря Полесова из фильма «Двенадцать стульев» неожиданно изрек: «Извините, но в уставе не записано, чтобы голосование было открытым. Давайте голосовать закрытым способом». Сторонники И.Асылгужина одобрительно загудели и закивали головой. «Вот их план, начинается!» - подумал я, наблюдая за этой увлекательной мизансценой.

Видя, что дело принимает непредвиденный оборот М.Юсупов, как раньше писали, «под давлением общественности» был вынужден согласиться и поставить вопрос «о голосовании» на голосование. «Самое демократичное голосование – это тайное!» долго еще потом сердито повторял, как морж шевеля усами (которым позавидовал бы сам Ницше) М.Кульшарипов. Увы, члены курултаевской «оппозиции» сами, видимо, того не подозревая чуть ли не текстуально воспроизводили сцену из заседания «Меча и орала» особенно то место где г-н Чарушников говорит: «Нам по-советскому не надо, давайте голосовать по-честному, по-европейски - закрыто».

Началось голосование (довольно бестолковое). Голосовали раза три и каждый раз выходило по-разному. Особую активность в этом деле проявил сам Рахматов (его «шеф» А.Галин на заседание предусмотрительно не явился). Кроме Рахматова больше всех скандалил и разорялся все тот же невоспитанный представитель саратовских башкир. Хотя затем выяснилось, что он вообще не член Исполкома и голосовать не имеет права. Настоял Рахматов и на том, чтобы из зала удалились представители Администрации президента (по уставу организации на заседании могут находиться только члены исполкома ВКБ). В результате Д.Азаматов был вынужден покинуть заседание, обозвав напоследок неуемного Рахматова «счетоводом».

В конце концов подсчет все же произвели. Из 50 присутствующих членов Исполкома «за» открытую форму волеизъявления проголосовало 28 человек. Что и можно было считать фактической победой Р.Азнабаева.

Наивный расчет курултаевской «оппозиции» был прост – тайное голосование снимало пресс административного давления и могло повлиять на исход выборов, поэтому они на нем и настаивали (хотя до этого председателя всегда избирали открыто). Но не вышло. В итоге в первом же туре Р.Азнабаев в свою поддержку набрал те же 28 голосов. За кандидатуру И.Асылгужина вообще не голосовали. Сегодня уже трудно сказать, какие могли бы быть результаты выборов председателя, добейся они своего, но вероятнее всего примерно такие же. Хотя…В любом случае этот вопрос снят с повестки дня и гадать о нем уже не имеет смысла.

Лично я сам голосовал и «за» открытые выборы, и «за» Р.Азнабаева. Поскольку несмотря на все наивные манипуляции по его поддержке со стороны власти, Р.Азнабаев который фактически и руководил ВКБ не многим отличается от И.Асылгужина (чья кандидатура также была, я считаю, вполне достойной). Точнее – избрали бы И.Асылгужина – работа Курултая мало изменилось бы в действительности. А какой смысл тогда менять руководство? Существует и следующий довод в пользу Р.Азнабаева - его фигура согласована с Белым домом, а с властью диалог ВКБ сейчас крайне нужен, причем в этом есть обоюдный интерес, то есть и для Р.Хамитова, и для башкирской элиты.

Другими словами при любом исходе голосования положение дел с Курултаем не изменилось бы коренным образом, поскольку его проблемы носят сугубо институциональный, системный характер. Стоит ли в который уже раз повторять, что надо менять формат работы, идеологию, правила игры, решать вопрос с кадрами и т.д. Пока же мы в очередной раз пошли по запрограммированному кругу. И дело тут вовсе не в личных качествах председателя. В реальности, когда сегодня члены ВКБ говорят, что «Курултай должен поменять формат работы», «нужно молодым дать дорогу», «статус ВКБ в народе катастрофически подает» и т.д. они очень сильно лукавят, поскольку еще год назад в бытность И.Султанмуратова председателем ВКБ такая попытка уже была сделана. Часть новой башкирской интеллигенции, которая стояла тогда за его фигурой пыталась, и сменить идеологию ВКБ, и наладить работу с Администрацией Р.Хамитова, и дать площадку башкирским исламским и моложенным организациям (как «Кук буре», например). Но к таким изменениям оказался не готовым, прежде всего, сам Курултай. И поэтому, как и следовало ожидать, эти проблемы после ухода И.Султанмуратова никуда не исчезли, а только усилились. Причем настолько, что сегодня их озвучивают сами члены Исполкома. Конечно, лучше поздно, чем никогда, но ведь сколько времени и сил ухлопали напрасно…

Поэтому и сам Р.Азнабаев и члены Курултая сегодня должны понять, что либо аппарат ВКБ произведет необходимую модернизацию сам, изнутри, либо его авторитет среди башкирского населения упадет окончательно. Поскольку потеряв связь с народом, Курултай станет лишь местом для тусовки национальной элиты. Как видим, настало время, когда уже сами башкирские аксакалы, хотят и даже требуют перемен.

А.Хайбуллин, РБ21








Связанные темы и персоны