Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Сентябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Сам уже в окопе, старый ...

Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
  29.03.2023   31654    3123

Зря карлик ползал на ...

Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
  21.03.2023   30120    73

Военный преступник. ...

Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
  17.03.2023   28841    69

Молодежь в гробу видала ...

Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
  16.03.2023   36037    32

Пыня пошутил над холопами ...

Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
  14.02.2023   32109    273

Борьба дерьма с мочой ...

Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
  12.02.2023   17026    22

Ублюдочный путинизм в ...

Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
  11.02.2023   34746    33

Фильм о преступлениях ...

В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
  15.01.2023   43289    252

Утилизация холопов, ...

Путин назвал положительной динамику военной спецоперации на Украине. Президент ...
  15.01.2023   16556    8

Подох этот, подохнет и ...

Сегодня, 11 января, так и не дожив до суда, скончался Муртаза Рахимов. Ему было ...
  12.01.2023   39902    80

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Март 2023 (4)
Февраль 2023 (3)
Январь 2023 (5)
Декабрь 2022 (4)
Ноябрь 2022 (3)
Октябрь 2022 (1)

Виктор Шендерович - о прошлой и нынешней власти в Башкирии, оппозиции и демократии

0



С единственным концертом в Уфе побывал Виктор Шендерович. Сценарист знаменитой телепрограммы «Куклы» и ведущий передачи «Итого», отлучённый от телевидения вскоре после прихода во власть В. Путина, ныне «просто» журналист и писатель. Перед выходом на сцену он нашёл время пообщаться с корреспондентом «АиФ - Башкортостан».

Виктор Шендерович - о прошлой и нынешней власти в Башкирии, оппозиции и демократии


Я здесь. Город уцелел

- Виктор Анатольевич, вы впервые в Уфе?

- При Рахимове меня сюда не пускали... И вообще мои приезды в российские города не раз сопровождались кризисом в ЖКХ. Прорывались трубы, гасло электричество, начинались капитальные ремонты... Когда это произошло в десятый раз, я понял, что приношу с собой катастрофы. В Уфе ничего не случилось - я рад, что город уцелел…

- А недавно к нам заезжал депутат Госдумы Илья Пономарёв, известный как организатор «Марша миллионов». Рассказывал, что нельзя верить официальной информации численности участников.

- В Москве выходит очень много людей. Да, не миллионы, но и не сто человек, которые выходили в предыдущие десятилетия. Счёт на многие десятки тысяч... Это уже другая протестная активность, в другой исторической фазе. А то, что данные МВД можно смело умножать на 5, на 10, – это ясно.

- А почему глубинка пассивна? В декабре в Уфе собралось около тысячи, а на последнем митинге – человек 40-50.

- Наверное, этот вопрос должен задавать вам я... Но столицы традиционно более активны. Средний класс там молодой, динамичный, прогрессивный, с этой европейской бациллой - мечтами о правах человека, о западной модели отношений власти и народа… Конечно, всё это преобладает в столицах. Митинговая активность а Париже больше, чем в Перпиньяне. Это нормально. Важно понимать другое. Наш парадокс в том, что бороться за демократию не хочет почти никто, а её плодов хотят все! Вот, еду я по вашему городу - итальянские пиццерии, салон японских машин, в магазинах импортная обувь и косметика. Все почему-то хотят ездить по немецкой дороге на «Мерседесе», никто не хочет по битой на «Жигулях»! Мы хотим результатов демократии: ровная дорога, апельсиновый запах в туалете, вежливый полицейский, который тебе помогает, а не пристёгивает наручниками к батарее и метелит потом. Но это же результат долгого применения политической и экономической конкуренции, разделения властей, выборного парламента, где депутат подотчётен тем, кто его выбрал, а не посылает их с пол-оборота. Там, где несколько веков применяют этот механизм, через какое-то время появляется английский газон... А там, где власть несменяема, такое невозможно.

- Это применимо и к Башкирии, ведь с 90-х годов у нас правил безальтернативно правил Муртаза Губайдуллович?

- Конечно.

- Не с этим связана пассивность наших людей сегодня?

- У нас ещё сильно традиционное общество. Я хочу заметить, что сам Муртаза Губайдуллович и его сын, как я заметил, предпочитают рыночные формы отношений. Они сами совершенно не против собственности! Думаю, они хорошо знакомы с банковской системой, и не только с нашей.

Все, кто нам говорит, что мы русофобы, а они патриоты, все они хранят деньги в Швейцарии и Люксембурге. И недвижимость у них не в России, и жизнь свою и своих детей они планируют не здесь... Видимо, поэтому у них к России наплевательское отношение, она не имеет к ним никакого отношения. Один мой знакомый банкир сказал: мы теперь приезжаем в Москву, как раньше из столицы ездили в Тюмень – на заработки. Живут в Лондоне и Вене, а здесь нефтепереработка или металлургия, дающие деньги.

- Да и в Уфе на многих предприятиях московский менеджмент…

- Я не знал, но это можно предположить. Схема та же, но уровень другой: кто богаче, летит из Парижа в Москву, ниже статус - из столицы в Уфу.

Рейтинг страха

- Но теперь у нас Рустэм Хамитов, он позиционирует себя как демократ. Правда, при нём и «Единая Россия» и Владимир Путин на последних выборах набрали в республике более 70% голосов.

- Система не поменялась! Имя человека во главе региона не так важно. Есть «лакмусовые бумажки»: сменяема ли власть, независим ли суд, каков индекс доверия? Причем не по опросу: «Как вы относитесь к Путину или Хамитову?» (и все с перепугу, с круглыми глазами, кричат: «Поддерживаю!»). Нужны нормальная социология, свободные СМИ, критика, свобода собраний… Система прежняя - поэтому местные подробности мне не то чтобы неинтересны, но не так важны. Кто именно пилит сегодня башкирскую нефтянку, конечно, очень важно для тех, кто это делает, как и для того, кого лишили этого удовольствия... Но рядовому жителю республики важно, что распил снова проходит мимо общества и обществу не подконтролен данный процесс. Хочу заметить, что сама цифра рейтинга - 70% - говорит об отсутствии в Башкирии конкуренции в избирательной системе. Такие цифры невозможны в Европе. Рейтинг выше 70 - авторитарный рейтинг страха! Это рейтинг равнодушия и привычки, но не честной победы. В Швейцарии и Норвегии результаты правящей партии в два раза меньше, чуть за 30. И это очень хороший результат там, где власть просвечена насквозь. У неё есть противники, указывающие на её ошибки. Её поддержка падает, у оппозиции растёт. Все проблемы обсуждаются в СМИ. Телезрители становятся избирателями. Потом песочные часы переворачиваются, и оппозиция приходит к власти, а власть становится оппозицией. И теперь уже бывшие критики власти начинают терять очки! Насколько я понимаю, такого у вас в республике нет, как нет нигде в России.

- А какой должна быть власть?

- Нужны обратная связь с населением, чуткое реагирование на её запросы. Вот я сегодня в Уфе на концерт ехал примерно столько же, сколько летел к вам из Москвы. Качество дорог – это политический вопрос в Европе. И если деньги вложены, а дорог нет, то эта власть уйдет, а придет та, которая за меньшие деньги лучше заасфальтирует улицы. И так во всем: в здравоохранении, образовании… И 70-80% «народной поддержки» при таких дорогах – это натертый градусник. Такого не бывает! Где ещё есть такие цифры? Северная Корея, Куба, Белоруссия... Это страны, из которых почему-то все бегут. Такими рейтингами надо не гордиться - тут впору хвататься за голову. Что-то не так! Ведь оборотная сторона такого рейтинга - хаос. Власть или сменяется или свергается, другого не придумано. Я не говорю о номенклатурной смене, когда вместо Муртазы Губайдулловича пришёл другой бай, а о реальной смене команды, о переходе власти в другие руки. И здесь мы видим страшную математическую закономерность. Она заключается в том, что соотношение срока пребывания на «троне» к степени кровавости ухода. Бен Али в Тунисе правил 13 лет, его уход стоил десятков жизней. Муамар Кадафи в Ливии продержался 30 лет, и цена ухода уже сотни тысяч погибших. Нам сегодня говорят: «Вы хотите Ливию?» Но именно для того, чтобы не было гражданской войны, и нужны честные выборы…

(Полностью материал читайте в региональном приложении к газете «Аргументы и факты», №41, 2012).

Алексей Шушпанов, УфаПресс
Оригинал публикации








Связанные темы и персоны